АВТОР: Юрий Маловерьян, Би-би-си, Москва
ИСТОЧНИК: BBCRUSSIAN.COM
У мусульман, живущих в Москве, есть множество проблем. Это, казалось бы, всем известно. Но на самом деле, те их проблемы, что известны публике - например, отношение милиции - почти не связаны с вероисповеданием. И наоборот - те, что связаны, публике не известны.
В крохотном магазинчике при мечети на Большой Татарской - очередь. Ассортимент на вид не очень отличается от ассортимента любого продуктового ларька. Бросается в глаза разве что тушенка из конины. Но и прочие мясные продукты здесь - особые. "Настоящие мусульмане приходят сюда - именно в магазин при мечети. И купят за любую цену, если товар им нравится", - это говорит продавец магазина, азербайджанец Руфат.
Дело в том, что здесь продают так называемое халяльное мясо - из животных, забитых определенным образом. Настоящий мусульманин может есть только его. В Москве его можно найти лишь в нескольких местах, в частности, при мечетях. Спрос, по словам Руфата, большой.
Дагестанец, назвавшийся столяром-мебельщиком Абу-Умаром, бывал в Германии и признает, что там с мусульманской "инфраструктурой" дела обстоят заметно лучше, чем в Москве. "В Кёльне я был - там сто мечетей. Кёльн - полуторамиллионный город, а Москва - сами знаете, сколько миллионов - и всего четыре мечети. Хотя мусульман в процентном отношении намного больше, чем в Кёльне. И купить себе халяльную еду там тоже не составляет проблемы. А здесь - немного проблематично. Но как-то выкручиваемся", - улыбается Абу-Умар.
Место для молитвы
Вице-президент Гильдии деловых мусульман России Тарас Черненко хочет верить, что количество специальных мусульманских заведений в Москве будет расти. "Конечно, хотелось бы побольше. Я сам - банковский работник, и ко мне уже обращались, в частности, с бизнес-планами по развитию сети быстрого питания-халяль, развитию системы быстрой доставки еды. Пока это не получило должного развития, но, иншалла, Бог даст - это, конечно, будет". Некоторое неудобство мусульманам, работающим целый день среди иноверцев, по идее, должна доставлять обязанность пять раз в день совершать намаз. Впрочем, по словам Черненко, и это - проблема небольшая: учение позволяет переносить время молитвы на удобное время и в удобное место.
Правда, таких удобных мест, а именно специальных молельных комнат, по мнению славянина-мусульманина, хорошо бы обустроить побольше. "Чтобы, например, все мы, работающие в офисах, на предприятиях, во время намаза, скажем, в обеденный перерыв, в пределах досягаемости могли найти место, где совершить намаз", - говорит Черненко.
Татарину Ринату, солдату-срочнику из отряда спецназа МВД "Русь", приходится молиться в перерывах между занятиями и марш-бросками. "Нелегко, конечно, но именно через эти сложности и сладость веры чувствуется. Трудности есть, но всё возможно, всё можно соблюдать и пятикратный намаз, и хадж... Даже в армии. Я вот молюсь пять раз в сутки, не пропускаю".
В мечеть Ринат заходит, когда его отпускают в увольнение. С командирами и сослуживцами-немусульманами особых проблем, говорит, нет. "По-разному, конечно, но чтобы кто-то сказал, мол, "чтоб не читал тут" - такого не было. Большинство с пониманием относится", - уверяет он.
Зато дефицит понимания со стороны окружающих нередко чувствуют женщины-мусульманки, которые желают следовать всем заветам пророка и, в частности, носить традиционную одежду, закрывающую все тело, кроме лица и кистей рук. Купить ее в Москве они теперь могут: весной при мечети на Большой Татарской открылся специальный магазин. Но вот носить, как признают многие верующие, в том числе и дагестанец Абу-Умар - это значит терпеть косые взгляды москвичей, напуганных акциями террористок-смертниц.
"Моя жена когда приезжает сюда, то у нее, конечно, никаких проблем с одеждой здесь не бывает, но я слышал, что (у других) бывают проблемы - не так смотрят, косо смотрят..." - говорит он.
Косые взгляды рождают комплексы. Искусствовед и журналист Галина Зайнулина признается, что ей было бы трудно совмещать требования шариата и работу: "Я, как мусульманка, не могу соблюдать все каноны и (одновременно) активно функционировать в социуме. Ну, представьте себе: если бы я сейчас сидела с вами в хиджабе - был бы у нас такой контакт? Это меня саму загоняло бы в какой-то такой формат, что я, может быть, и не могла бы с вами общаться".
Впрочем, по словам Галины Зайнуллиной, в ее родном городе, Казани, множество девушек не испытывают таких комплексов и спокойно ходят в одежде, соответствующей канонам ислама. Но Татарстан всё же - исконно мусульманский регион. Москва - совсем другое дело.