Рейтинг
Порталус

Три религии в одной Библии.

Дата публикации: 27 января 2011
Автор(ы): Вейник Виктор Альбертович
Публикатор: Вейник Виктор Альбертович
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВО →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1296120728


Вейник Виктор Альбертович, (c)

Три религии в одной Библии.

Вейник В.А.

Рукопись 17 декабря 2010 года.

Вступление.

Как известно, Библия - весьма примечательный документ. В ней совмещены:
а) изложение веры Моисея (Ветхий Завет), веры жестоких захватчиков "Земли обетованной", связанных круговой порукой местечковыми законами;
б) изложение веры Иисуса по прозвищу Христос (Новый Завет), необходимой для безболезненного приведения покоренных народов к единобожию (естественно, к своему собственному), а также прививки аборигенам идеи "любви" к хозяевам-захватчикам, т.е. к "ближним";
в) изложение веры Иоанна по прозвищу Богослов (Новый Завет: Евангелие от Иоанна, Книга Откровения и три послания), проповедующей любовь всех ко всем, т.е. призывающей уравнять в правах захватчиков с подвластными народами, правда символически, т.е. евреи должны быть всегда сверху, но незаметно (всеобща только любовь, а не финансы и власть). Поэтому религия Иоанна смотрится в Библии как бы "на задворках", да и название её не выделено специально. Она искусственно включена в христианство неотъемлемой составной частью, принимая вид зависимой от учения Иисуса. Казалось бы, одно и то же, ан нет, глубинная суть разная!
Все нестыковки (неудобоваримые слова и выражения) трех религий в Библии тщательно выискиваются и обрабатываются христианскими толкователями (они же герменевты, герменефты, от греч. hermeneuo - разъясняю, толкую; или экзегеты, от греч. exegetes - истолкователь), а также подгоняют их смысл под требования современности.

I. Иудейская религия.

Иудейская религия (от названия "колена Иуды", давшее название Иудейскому царству) - религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества.
Согласно христианской традиции, разделение Священного Писания на Новый и Ветхий Заветы основано на стихах из Книги пророка Иеремии: "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь" (Иер.31:31-32). Не доверяя евреям, Бог пообещал: "Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда" (Иер.31:36).
По еврейской части Библии, именуемой Ветхий Завет, Господь четко указывает, чей он Бог и ради кого творит свои милости: "и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас" (Исх.3:18); "Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою" (Ис.43:21); "скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам" (Исх.3:15).

1.1. Кто такие евреи?

Библейская энциклопедия Брокгауза сообщает, что "иудеями" в Синодальном переводе Ветхого Завета названы жители Южного царства или израильтяне из колена Иуды, а их язык назван иудейским. После вавилонского плена обозначение "иудеи" стало общепринятым в отношении народа Иудеи и жителей Иерусалима, а затем и находившихся в рассеянии евреев. В посланиях Павла понятие "иудей" включает в себя знание Божеств. Откровения и следование Божьему Закону.
"Авраам, первый человек, названный в Библии евреем (Быт.14:13). Помня о том, что еврей Авраам - один из "сынов Еверовых", отметим, однако, что есть и другое истолкование этого слова, встречающееся в Септуагинте: слово "еврей" может обозначать и того, кто "перешел", "преступил", кто "происходит с той стороны (Евфрата)… Это слово указывало на принадлежность сыновей Иакова к чужой народности и символично отделяло их от местного населения. Тем не менее сегодня трудно сказать, насколько емким было в то время понятие "еврей" [БЭБ].
Историк Ярослав Аркадьевич Кеслер (1946 г.р.): "И сегодня существует интернациональное слово гибрид (англ. hybrid - разнородный, смешанный, ит. ibrido). Евреи (англ. hebrew, они же иберы) - это смешанное в этническом смысле население средневекового Средиземноморья, по определению о. Александра Меня, "средиземноморская раса", а отнюдь не иудеи в современном смысле" [КРЦ, стр.347].
"Древние евреи не были иудеями. Они поклонялись золотому тельцу. Сейчас это преподносится, как поклонение деньгам и золоту. На самом деле это не так. Поклонение золотому тельцу - это поклонение не золоту, а тельцу. Это культ быка. Этот культ существовал у многих народов мира, в том числе и у древних евреев. Испанская коррида - это тоже отголосок древнего культа быка. А золото - это всего лишь отличный материал для изготовления кумиров. Иудаизм евреям был навязан силой, убийствами и насилием со стороны Моисея и левитов. Всех непокорных евреев левиты вырезали" [ОВЕ]: "И он [Моисей] сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек" (Исх.32:27-28). Здесь левиты - племя Левина; "Вот имена сынов Левия по родам их: Гирсон и Кааф и Мерари. А лет жизни Левия было сто тридцать семь" (Исх.6:16).
"Иудаизм - это не мировая религия, как его пытаются представить в СМИ! Иудаистами могут быть только евреи! За чтение Торы и Талмуда не ими - предписана смертная казнь. Это первая книга, предписывающая расовую и национальную нетерпимость! Это корни и основа еврейского расизма и фашизма.
Иудаизм - религия исключительно для евреев. В этой религии запрещается агитация и пропаганда, т. е. любая миссионерская деятельность, и поставлены непреодолимые заслоны для принятия иудаизма представителями других национальностей" [ОВЕ].
Иисус Христос говорит "детям Авраама" (первого еврея, родоначальника всего еврейского народа): "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Ин.8:44).

1.2. Ветхий Завет.

"Ветхий Завет" - первая, древнейшая из двух (наряду с Новым Заветом), часть христианской Библии, древнее еврейское Священное Писание ("Еврейская Библия"), общий священный текст иудаизма, христианства и ислама. Ветхий завет - это чисто христианское название Библии. Оно употребляется для того, чтобы терминологически отделить еврейскую Библию от христианского Нового завета. По сути дела Ветхий Завет представляет собой учебник по иудооведению, включающий начальные моменты первобытной истории, как всего человечества, так и евреев с их первым государством, утвержденный неизменным на веки вечные.
Считается, что книги Ветхого Завета написаны в период с XIII по I в. до н.э. на древнееврейском языке, за исключением некоторых частей книг Даниила и Ездры, написанных на арамейском языке. В период с III в. до н.э. по I в. н.э. Ветхий Завет был переведён на древнегреческий язык. Этот перевод ("Септуагинта") был принят первыми христианами.
Впервые словосочетание "Ветхий Завет" появляется во втором послании к коринфянам апостола Павла (2Кор.3:14), где оно связывается с Моисеевым Законом, записанным в Пятикнижии, и представляет собой перевод на церковнославянский язык греческого выражения palaià diathèke - древний завет (palaià - прежний, тот что был раньше + diathēkē - завещание, соглашение, договор или завет). Ст.-слав. ветхій - означает старый, древний, старинный. Ветхий завет является особым видом завета, заключенного между Богом и человеком. Такой завет имеет сходство с договором о предоставлении прав правителем своим подданным, широко распространённым на Ближнем Востоке.
В настоящее время существуют три канона Ветхого Завета, отличающиеся по составу и происхождению:
1) Иудейский канон (Танах), сформировавшийся в I-II веках н.э. в иудаизме;
2) Христианский канон, основанный на александрийской версии корпуса священных текстов иудаизма (Септуагинта) и принятый в Православной и Католической Церквях;
3) Протестантский канон, возникший в XVI веке и занимающий промежуточное положение между первыми двумя.
Православная Церковь в составе "Ветхого Завета" насчитывает 38 канонических и 9 неканонических книг, отличаясь этим от Римско-Католической Церкви, насчитывающей в своей Вульгате 46 канонических книг (включая книги Товит, Иудифь, Премудрость Соломона и 2 книги Маккавейские).
Отношение Бога к неевреям.
В современных иврите и идише нееврей (не-иудей) обозначается словом "гой", что аналогично в русском языке слову "иноверец". "Гой" переводится с древнего иврита как "народ" (мн. число "гойим" - народы). В более позднее время слово "гой" начинает употребляться как синоним слова "нохри", т.е. "чужой".
Отношение Бога к гоям однозначно указывается в словах: "О прочих же народах, происшедших от Адама, Ты сказал, что они ничто, но подобны слюне, и все множество их Ты уподобил каплям, каплющим из сосуда" (3Езд.6:56); "Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя. Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою" (Ис.43:3-4).
Желая помочь своим выбраться из плена, еврейский Бог, пригрозил и исполнил убийство всех детей-первенцев египтян и их домашних животных (?). Перед началом Пасхи (будущего великого праздника) "в полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота" (Исх.12:29), а потом "В этот самый день Господь вывел сынов Израилевых из земли Египетской по ополчениям их" (Исх.12:51). Действительно праздничек, однако!
Именно Бог Евреев повелел евреям находиться в состоянии перманентной (непрерывной) агрессии ко всем неевреям: "повеления Твои, которые Ты дал рукою рабов Твоих, пророков, говоря: земля, в которую вы входите, чтобы наследовать ее, осквернена сквернами иноплеменных земли, и они наполнили ее нечистотами своими. И теперь не отдавайте дочерей ваших в замужество за сыновей их, и их дочерей не берите за сыновей ваших, и не ищите мира с ними во все время, чтоб укрепиться вам и вкушать блага сей земли и оставить ее в наследие детям вашим навек" (2Езд.8:79-82; Втор.7:1-4).
"Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться, тогда берегись, чтобы [не обольстилось сердце твое и] не забыл ты Господа" (Втор.6:10-12). "Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов [богов] их сожгите огнем; ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле" (Втор.7:5-6).
Несколько примеров проповеди необычайной жестокости: "А в городах сих народов, которых Господь Бог твой даёт тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, и Гергесеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим" (Втор.20:16-18). "Итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя" (Чис.31:17-18).
"И сказал Господь Моисею: не бойся его, ибо Я предам его и весь народ его и всю землю его в руки твои, и поступишь с ним, как поступил с Сигоном, царем Аморрейским, который жил в Есевоне. И поразили они его и сынов его и весь народ его, так что ни одного не осталось [живого], и овладели землею его" (Чис.21:34-35).
"И Сигон [царь Есевонский] со всем народом своим выступил против нас на сражение к Яаце; и предал его Господь, Бог наш, [в руки наши,] и мы поразили его и сынов его и весь народ его, и взяли в то время все города его, и предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых; только взяли мы себе в добычу скот их и захваченное во взятых нами городах" (Втор.2:32-35).
Пример расправы Иисуса Навина с городом Иерихон: "Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ [весь вместе] громким [и сильным] голосом, и обрушилась [вся] стена [города] до своего основания, и [весь] народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город. И предали заклятию всё, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [всё] истребили мечом" (ИсНав.6:19-20).
Примечание: Город (от др.-слав. гордъ - огороженное место от индоевроп. корня gherdh в значении охватывать, загораживать) иначе град, городьба. В библейские времена, скорее всего, города представляли собой огороженные частоколом, тыном маленькие селения (тын - от старорус. тыкать). Иначе как бы могли "стены" Иерихона пасть от "восклицания" народа. Бытующее выражение "иерихонские трубы" означает, что священники трубами всего лишь подали сигнал толпе евреев для начала дикого ора (себя раззадорить перед атакой?).
Похождения Иисуса Навина: "Когда Израильтяне перебили всех жителей Гая на поле, в пустыне, куда они преследовали их, и когда все они до последнего пали от острия меча, тогда все Израильтяне обратились к Гаю и поразили его острием меча. Падших в тот день мужей и жен, всех жителей Гая, было двенадцать тысяч. Иисус не опускал руки своей, которую простер с копьем, доколе не предал заклятию всех жителей Гая; только скот и добычу города сего [сыны] Израиля разделили между собою, по слову Господа, которое [Господь] сказал Иисусу. И сожег Иисус Гай и обратил его в вечные развалины, в пустыню, до сего дня; а царя Гайского повесил на дереве, [и был он на дереве] до вечера; по захождении же солнца приказал Иисус, и сняли труп его с дерева, и бросили его у ворот городских, и набросали над ним большую груду камней, которая уцелела даже до сего дня" (ИсНав.8:24-29).
Кстати, захватить "храбрый" город Гаваон, который был больше Гая, Иисусу Навину помог не кто иной, как сам Бог: "Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни [града] до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом [на сражении]" (ИсНав.8:11).
"И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Лахиса к Еглону и расположились подле него станом и воевали против него; [и предал его Господь в руки Израиля,] и взяли его в тот же день и поразили его мечом, и все дышащее, что находилось в нем в тот день, предал он заклятию, как поступил с Лахисом" (ИсНав.10:34-35).
Эпизод с пятью царями Аморрейскими (царь Иерусалимский, царь Хевронский, царь Иармуфский, царь Лахисский, царь Еглонский), которые ополчились на Навина: "И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицем твоим" (ИсНав.10:8). Навин победил царей, "Потом поразил их Иисус и убил их и повесил их на пяти деревах; и висели они на деревах до вечера. При захождении солнца приказал Иисус, и сняли их с дерев, и бросили их в пещеру, в которой они скрывались, и привалили большие камни к отверстию пещеры, которые там даже до сего дня" (ИсНав.10:26-27).
Царь Давид (отец знаменитого Соломона), когда захватил город Равву Аммонитскую, "народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими" (2Цар.12:31).
Требование насаждения своей веры любой ценой.
"И сказал Господь Моисею на равнинах Моавитских у Иордана, против Иерихона, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда перейдете через Иордан в землю Ханаанскую, то прогоните от себя всех жителей земли и истребите все изображения их, и всех литых идолов их истребите и все высоты их разорите; и возьмите во владение землю и поселитесь на ней, ибо Я вам даю землю сию во владение" (Чис.33:50-53).
Слова Моисея к израильтянам: "Вот постановления и законы, которые вы должны стараться исполнять в земле, которую Господь, Бог отцов твоих, дает тебе во владение, во все дни, которые вы будете жить на той земле. Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим, на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом; и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того" (Втор.12:1-3).
"Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства, что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали", - то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя, порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча; всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему, и да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его; ничто из заклятого да не прилипнет к руке твоей" (Втор.13:12-17).
"Если найдется среди тебя в каком-либо из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его, и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел,… то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти" (Втор.17:2-5).
Не жалели иудеи и своих родных, если они увлеклись чужой верой: "Если будет уговаривать тебя тайно брат твой,… или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои",… то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа; побей его камнями до смерти" (Втор.13:6-10).
Божественное обоснование паразитизма евреев.
"Если вы будете соблюдать все заповеди сии, которые заповедую вам исполнять, будете любить Господа, Бога вашего, ходить всеми путями Его и прилепляться к Нему, то изгонит Господь все народы сии от лица вашего, и вы овладеете народами, которые больше и сильнее вас; всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше; от пустыни и Ливана, от реки, реки Евфрата, даже до моря западного будут пределы ваши; никто не устоит против вас: Господь, Бог ваш, наведет страх и трепет пред вами на всякую землю, на которую вы ступите, как Он говорил вам" (Втор.11:22-25).
"Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать. Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается" (Втор.15:6-8).
Отношение евреев к неевреям проявляется даже в мелочах, в том, что можно есть, а что нельзя: "Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу, который случится в жилищах твоих, отдай ее, он пусть ест ее, или продай ему, ибо ты народ святой у Господа Бога твоего" (Втор.14:21).

1.3. Заветы, упоминаемые в Ветхом Завете.

Представляет интерес взглянуть на несколько Заветов, отмеченных в Библии, которые устанавливались между еврейским Богом и его избранными людьми:
Первый Завет (с Адамом). "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт.2:16-17). За нарушение Завета Адам и Ева были изгнаны из сада Едемского. Их потомки дошли до великого развращения - "все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время" (Быт.6:5), за что Господь сказал: "истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их" (Быт.6:7). После потопа, который длился 150 дней (Быт.8:3). В живых остался только "праведный и непорочный" Ной со своей семьей и все твари по паре.
Второй Завет (с Ноем). "Всё движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею её, с кровью её, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу её от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию" (Быт.9:3-6). "Поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли" (Быт.9:11).
Между прочим, радуга означает, что Бог помнит о своем Завете: "И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти" (Быт.9:14-15).
Третий Завет (с Авраамом). "В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата" (Быт.15:18).
Четвертый Завет (с Авраамом). "И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом" (Быт.17:7-8). Вторая часть Завета: "обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами" (Быт.17:11).
Пятый Завет (с Авраамом). Бог потребовал от Авраама принести в жертву своего сына, а взамен: "Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего" (Быт.22:16-18).
Шестой Завет (с Моисеем): на горе Хорив в пустыне Синайской Бог сказал Моисею: "вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым" (Исх.19:4-6).
Десять заповедей Закона Божьего.
1) "Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим" (Исх.20:3);
2) "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои" (Исх.20:4-6);
3) "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно" (Исх.20:7);
4) "Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исх.20:8-11);
5) "Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе" (Исх.20:12);
6) "Не убивай" (Исх.20:13);
7) "Не прелюбодействуй" (Исх.20:14);
8) "Не кради" (Исх.20:15);
9) "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" (Исх.20:16);
10) "Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего" (Исх.20:17).
В Библии после каждой из заповедей 6-8 стоят точки. Вопрос № 1: относятся ли слова "ближнего своего" (из п.9) к каждому из указанных пунктов или нет, если принять во внимание, что свитки, с которых были переведены эти слова, не имели точек, запятых, и никаких заглавных букв в начале предложений [ККИ]. Вопрос № 2: кто такой "ближний" для еврея? Ответ: "И сказал Господь Моисею: так скажи [дому Иаковлеву и возвести] сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам" (Исх.20:22).
Отсюда следует, что десять заповедей регламентируют только отношения евреев между собой! Со всеми другими, как это отчетливо следует из Библии, они с разрешения собственного Бога ведут себя так, как им выгодно, точнее, как со своими врагами.
Седьмой Завет (с Моисеем). В пустыне Синайской на горе Хорив Бог сказал Моисею: "шесть дней пусть делают дела, а в седьмой - суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это - знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился" (Исх.31:15-17).
Восьмой Завет (с Моисеем). Скажи Финессу: "вот, Я даю ему Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых" (Чис.25:12-13). Или иначе: "Посему постановлен с ним завет мира, чтобы быть ему предстоятелем святых и народа своего, чтобы ему и семени его принадлежало достоинство священства навеки" (Сирах.45:29).
Девятый Завет (с Левием). "Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим. Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха" (Мал.2:5-6).
Десятый Завет (с Давидом): "Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: "от плода чрева твоего посажу на престоле твоем. Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоем" (Пс.131:11-12). Иначе говоря: "И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки" (2Цар.7:16).

1.4. Два главных Завета иудейской Библии.

В обзоре философских направлений [ВВА] указывается на существование трех вселенских законов: любви (п.5.7.1), добра и зла (п.5.7.2) и свободы выбора (п.5.7.3), во всех подробностях рассмотренные в Библии. Однако, есть здесь одна маленькая закавыка - не учтена симметрия мира, дипольная форма которой многократно упоминается как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Например, в книге "Екклезиаст" (авторство приписывается царю Соломону) есть слова: "На все это я обратил сердце мое для исследования, что праведные и мудрые и деяния их - в руке Божией, и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что перед ним. Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы" (Екк.9:1-2), а также "отмщение и воздаяние" (Втор.32:35) и пр.
Если закон свободы выбора автоматически подразумевает выбор человеком между добром и злом, то закону любви (мира) просто обязан быть противопоставлен закон ненависти (войны). Скорее всего, это сделано намеренно, чтоб не усугублять надежды нечестивцев и не предлагать оправдание многочисленным злодеяниям.
Завет мира.
"Пошлю мир на землю [вашу], ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли [вашей], и меч не пройдет по земле вашей" (Лев.26:6; Иез.34:25-29; Ос.2:18). "И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое на веки" (Иез.37:26).
Проще говоря, "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море" (Ис.11:6-9).
Завет ада.
Понятие "Завет ада" встречается в Книге премудрости Иисуса сына Сирахова: "Помни, что смерть не медлит, и завет ада не открыт тебе: прежде, нежели умрешь, делай добро другу, и по силе твоей простирай твою руку и давай ему" (Сирах.14:12-13).
Договор с преисподней заключили правители евреев, обосновавшиеся в Иерусалиме: "Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме. Так как вы говорите: "мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, - потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя" (Ис.28:14-15). "И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства. И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны" (Ис.28:17-18).
Откровенная непонятка. Если "Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово. Посему никто, говорящий неправду, не утаится, и не минет его обличающий суд" (Прем.1:7-8), то как Бог просмотрел заключение договора с преисподней еврейских начальников? Куда девалась его принципиальность: "Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщением" (Сир.12:6)? Либо Он беспардонно покрывает безобразия ШП ("швоих парней"), либо вынужден не противиться любой из двух составляющих самим же созданной пары добро-зло (любовь-ненависть) и молча разрешать заключение в равной мере, как заветов мира, так и заветов ада.
Смерть. "Всякая плоть, как одежда, ветшает; ибо от века - определение: "смертью умрешь". Как зеленеющие листья на густом дереве - одни спадают, а другие вырастают: так и род от плоти и крови - один умирает, а другой рождается" (Сирах.14:18-19).
Иоанн Зеведеев по прозванию Богослов: "И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными" (Откр.6:8).
"Не бойся смертного приговора: вспомни о предках твоих и потомках. Это приговор от Господа над всякою плотью. Итак, для чего ты отвращаешься от того, что благоугодно Всевышнему? десять ли, сто ли, или тысяча лет,- в аде нет исследования о времени жизни" (Сирах.41:5-7).
Смерть вторая. "И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая" (Откр.20:12-14). "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая" (Откр.21:8).

II. Религия Иисуса Христа (христианство-1).

После Вознесения на небо Иисус Христос умолил Отца (Первую Ипостась Пресвятой Троицы) послать на землю лично Третью Ипостась Пресвятой Троицы - Святого Духа - для созидания Церкви. Поэтому день сошествия Духа на апостолов можно считать моментом рождения, началом воплощения на земле исторической Христовой Церкви. Первыми членами Церкви стали ближайшие ученики Христа: апостолы, жены-мироносицы и Его мать Мария.
Считается, что христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи. Первоначально оно распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности "заочного" ученика воскресшего Иисуса апостола Павла, христианство приобрело множество последователей среди других народов ("язычников"). Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия. По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян.11:26), существительное "христиане" - приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистической Антиохии (Antiochia - город в Турции) в I веке.

2.1. Кто такие христиане?

Христианин, от общеслав. крьстъ. Слово "крест" - одно из ранних заимствований из германских языков, как полагают из др.-в.-нем. Ср. др.-в.-нем. krist, christ (< гот. Christus) - Христос [< латин. (эпохи христианизации) Christus < греч. Christos - субст. прил. christos - "помазанник" (калька с др.-евр. maschiakh, арам. meschikha - "мессия"); прил. chrietos - "помазанный", "намазанный", от chrio - "помазываю", "намазываю", "намащиваю"; ср. chrisma - "мазь", "деревянное масло"]. Ср. современное нем. Christ (произн. krist) - 1) Christus (Христос); 2) "христианин" (при Kreuz - "крест"). Заимствование, по-видимому, относится к общеславянскому периоду, т.е. до распадения языкового единства, к начальной поре распространения христианства среди славянских племен [ЧПЯ].
Кстати, для особо любознательных, в русском языке слова "кретин", "кретинизм" - по словарям - известны с 40-х годов XIX века. Сравни франц. (с 1754 г.) cretin (первоначально - южнофранц. диалектизм со значением "юродивый", "блаженный", соответствующий общефранц. chretien - "христианин"). Из французского: нем. Kretin; англ. cretin; итал. cretino и пр. В русском языке, видимо, из немецкого.
"Религиозное размежевание в мире, сохраняющееся и по сей день, началось в XV веке. Церковь, как ее с тех пор понимали в Московии, в формулировке Михаила Федоровича называлась "православная крестьянская вера греческого закона" (...). Эта формула отражает три основные позиции веры: 1) православный характер, 2) крестьянский тип, 3) греческий закон.
Слово "православный" является переводом выражения "ортодокса", смысл которого трансформировался из первоначального "права, данного Ордой" во второй половине XIV века (ярлык, данный ханом митрополиту Алексию), через "уже данный порядок" в XV веке в "право-верие" в первой половине XVI века, и только во второй половине XVI века - в "православие", т.е. "правильное богопочитание".
Характерно и слово "крестьянский", а не "христианский" (последнее стало нормой с середины XVII в.). "Крестьянский" здесь не ассоциировано со словом "Христос", которое никогда не писалось по-русски "Кристос".
"Крестьянский" означает "отмеченный крестом", т.е. "учтенный, причтенный", т.е. оседлый. Кочевник - не крестьянин, именно потому, что его нельзя "причесть". Тем самым эпитет "крестьянский" еще и в XVII веке - это учетно-административная характеристика человека, живущего на определенном месте и подчиняющегося закону, а не характеристика вероисповедания. В Московии этот закон (не вера!) назывался "греческим", в отличие от двух других законов - римского и мусульманского (магометанского)" [КРЦ, стр.133].

2.2. История возникновения христианства.

"Люди были такими же, как мы, не хуже и не лучше, только их окружал другой быт, и представления их о мире были совсем иными.
Реализацией третьего, и важнейшего, условия создания единого человечества (цивилизации) стало принятие единобожия на всей территории Средиземноморья, и это привело к возникновению первой в истории Ромейской империи.
Центром религиозной жизни был поначалу Египет, но к III веку как второй религиозный центр выделилась местность у подножия вулкана Везувий, самого заметного и удивительного "божественного знака" Средиземноморья. Сюда приходили люди разных народов, устанавливали свои алтари (а попросту - "отмечались" перед своим Богом). Здесь сложилась первая жреческая община, учившая всех приходящих своему пониманию Бога.
Извержения вулкана и землетрясения время от времени рушили алтари, установленные богам разных племен, подтверждая учение местных жрецов, что Бог един и поклоняться надо Ему, и только Ему.
"Признание всеми единого Бога привело со временем к признанию власти от Бога, которую единый владыка получал путем посвящения, помазания на царство. К имени царя добавлялась приставка Помазанник Божий или Посвященный - назарей на библейском языке, Христос по-гречески, Август на латыни, причем евангельском Иисусе Христе, как он известен нам, до седьмого примерно века люди не имели совершенно никакого представления" [ДИС, стр.51].
"С распространением единобожия шаманские идолы начали рушиться и в переносном, и в прямом смысле в результате землетрясений. При наличии нового мощного, объединяющего разные племена верования это было понято как знак главного Бога, и прежних идолов начали разрушать целенаправленно. Началось (точнее, продолжилось) израелитство, что в переводе значит "богоборство".
Это стало второй ступенью религиозной эволюции Европы и всего Средиземноморья. Вожди арианства, основатели Ромейской империи со столицей на берегах Босфора, были одновременно великими первосвященниками (Pontifices Maximi) и представителями новых магов, которые служили теперь, главным образом, единому отцу богов и людей, Богу Громовержцу, имеющему трон свой над Везувием, у которого цари-понтификсы получали свое посвящение" [ДИС, стр.127].
"Почти одновременно, уже в IV веке, начало складываться первичное (раннее) мессианское христианство как понятие о Сыне Божьем, посланнике Его, или Мессии. У языческого божка не могло быть сына или посланника! Только общая вера в единого и единственного Господа могла вызвать веру в Христа.
Христов, Назареев было немало, ведь это просто значит "посвященный". Особое место среди них занял Великий Царь (Василий Великий), спасшийся от казни, которая сопровождалась лунным затмением и землетрясением.
После его смерти и появления Апокалипсиса (395 год) началась эпоха пророчеств, эпоха апокалиптического христианства.
Смерть Христа разделила мессианских христиан. Одни в нем разочаровались и не признавали в нем Сына Божьего (в основном те, кто видел его последний путь и погребение в Египте), другие продолжали верить и ждать скорого возвращения Мессии для устранения несправедливости в мире" [ДИС, стр.127-128].
"Теперь смотрите, что получается. Время жизни и деятельности Христа установлено трудами католических хронологов на начало первого века. Собственно, с Христа летоисчисление и начинается. Согласно Евангелиям, Иисус благословил апостола Петра на создание церкви, и Петр церковь создал. Какую? Разумеется, единственно верную, католическую.
Такая хронология была на руку средневековым руководителям евангельских христиан, поскольку освобождала "место" для католичества, начиная с I века н.э. У них и сложилась история, в которой Римская империя существует от Ромула, христианство – с I века, а Византийская империя превращается в осколок империи Римской.
И, как оказалось в дальнейшем, даже не надо фальсифицировать документы! Достаточно сказать, что документы БЫЛИ. Ф. Грегоровиус, полностью уверенный в истинности традиционной хронологии, сокрушается: "В папском архиве сохранялось бесчисленное множество церковных актов и регисты или папские письма… Утрата этих сокровищ, погибших бесследно в XII и XIII веках, привела к тому, что в наших сведениях о том времени появился крупный и неизгладимый пробел" [ДИС, стр.134].

2.3. Иисус Христос.

Иисус - современная церковнославянская транслитерация греческой формы еврейского имени Иешу́а, в свою очередь являющегося усечением имени Йехошу́а ("Господь есть Спасение"). Йехошуа/Йешуа - одно из самых распространённых еврейских имён того периода. Оно давалось в основном в память об ученике Моисея и завоевателе Земли Израильской Йехошу́а бин Нун, которого русская синодальная Библия также называет Иисусом - Иисус Навин. "По воле Никона из-под пера Арсения и появилось знаменитое требование крестного знамения "троеперстием", написание "Иисус" вместо "Исус" и прочие нововведения" [КРЦ, стр.160].
Христос - эпитет и титул, указывающий на характер миссии Иисуса с точки зрения христианства. Греческое слово Христос есть перевод ивритского Маши́ах и арамейского Меши́ха и означает "помазанник" (мессия). Эпитет "помазанник" употреблялся в древнем Израиле по отношению к царям и священникам.
Проблема историчности Иисуса Христа возникла в XVII-XVIII веках н.э. в связи с появлением рационалистической критики Библии. Главнейшим доказательством реальности личности Иисуса Христа считается художественно-исторический труд под названием "Иудейские древности" еврея (школы фарисеев, в смысле отступников, еретиков) Иосифа по прозвищу Флавий. Знаменитый роман состоит из 20-ти книг и является вольным, светским пересказом еврейский истории, изложенной в книгах Ветхого Завета, а также последующих событий. Споры о достоверности знаменитого отрывка об Иисусе ("Свидетельство Флавия") идут с XVI века - первое греческое издание сочинений Иосифа Флавия появилось в 1544 году (на русском языке роман издан в 1818 году).
Любопытно посмотреть, как соотносятся некоторые высказывания Иисуса с христианскими заповедями, перечисленными в Ветхом Завете.
А) Наставляя своих учеников-апостолов, Он говорит:
"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" (Мф.10:34-37).
"Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;
ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей" (Лк.12:51-53).
Б) "И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь" (Мк.3:31-35).
В) "И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников" (Мф.21:12-13).
"Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь" (Мк.11:15-16).
Г) "На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его" (Мк.11:12-14; Мф.21:18-19).
Д) Когда фарисеи и книжники спросили Иисуса, "зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?" (Мк.7:5), тот ответил: "неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища" (Мк.18:19)
Е) "Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам" (Мф.11:19; Лк.7:34).
Ж) Очень интересна дискуссия, завязавшаяся у сокровищницы храма в Иерусалиме между Иисусом и фарисеями. Иисус убеждал прекословов: "Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас" (Ин.8:37). "Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня" (Ин.8:42). Далее спор пошел по извечному базарному принципу "дурак - сам дурак":
"46 Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?
47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.
48 На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?
49 Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.
50 Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.
51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.
52 Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.
53 Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?
54 Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.
55 И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.
56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама?
58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
59 Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее" (Ин.8:46-59).

2.4. Учение о Святой Троице.

"Первоначальный смысл "Троицы" был непосредственно связан с признанием единобожия - "Троица" стала наиболее удобной формулой для перехода от языческого многобожия к Богу единому. Пример тому - этрусская (= старорусская) формула Ягве-Саваоф-Адоней как три имени Бога Единого. В Адонее (еврейском Адонае, греческом Адонисе, варяжском Одине и т.п.) уже виден просто Бог Единый Ягве-Саваоф христиан. Это - формула XV века, однако она просуществовала до XVIII века как "Троица Ветхозаветная", изображавшаяся на иконах в виде трех ангелов.
В XVI веке основной смысл "Троицы" изменился: триединая сущность Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух (Мф.28:19). Это - "Троица Новозаветная". Еще один, не совсем канонический, но гораздо более доходчивый смысл "Троицы" - Бог-Отец, Богородица и Спаситель-Христос. И в топонимике сел России сначала появляется название "Троицкое" (не ранее XV в.), затем "Богородицкое" и "Спасское" (не ранее XVI в.), и только позже "Воскресенское" и другие, связанные с религией" [КРЦ, стр.154].
Это одна точка зрения. Но есть и другая: учение о Святой Троице не могло родиться само по себе, на пустом месте. Появление тех или иных религиозных, равно как идеологических, юридических и пр., установок обуславливаются жесткими требованиями жизни общества в соответствующий период времени. Что же привело к "удвоению" Бога, с учетом Духа Святого к его "утроению"?
После захвата Земли Обетованной (она же Земля Израильская) войсками Иисуса Навина (следующий правитель евреев после Моисея) предполагалось не только освоение территории, но и хоть какое-нибудь мирное сосуществование с остатками коренного населения. Для этого было необходимо подвластные народы безболезненно привести к единобожию (естественно, к своему собственному), а также привить аборигенам идею "любви" к хозяевам-захватчикам. Лучшим проповедником "любви к ближнему" в нужный момент оказался Иисус из Назарета (город в Галилее на севере Израиля). Создание новой религии, отличной от иудаизма, в соответствии с уровнем культуры того времени, требовало безусловного обожествления автора идеи, что и было сделано его учениками.
Однако слияние двух религий приводило к нарушению принципа единобожия. Срочно требовался оригинальный трюк, разрешающий возникшее идеологическое противоречие. Его позаимствовали у епископа Феофила из Антиохии, который в своем труде "Послание к Автолику" (XI век) использовал понятие "Троицы" по отношению к Богу: "… три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости".
Так было положено начало развития учения о Святой Троице - о Триедином Боге, едином по существу и троичном в Лицах (Ипостасях) Отца, Сына и Святого Духа, в конечном счете превратившееся в первый догмат, установленный церковью якобы в течение первых веков христианства.
Традиционно считается, что с полною определенностью единство Бога со своим Святым Духом и Иисуса Христа "доказано" как минимум следующими фразами в Новом Завете: "Я и Отец - одно" (Ин.10:30); "Он [Иисус Христос], будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу" (Фил.2:6); "Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела" (Ин.14:10). Кроме того, зачатки троичности христианским герменевтам (экзегетам) удалось "обнаружить" в Ветхом Завете. В данном случае их "полная определенность" зиждется не на конкретных словах Библии, а на желании её видеть в разрозненных фразах, говорящих о совершенно иных вещах, но допускающих арифметическое сложение ипостасей.

2.5. Новый Завет.

"Новый Завет" (греч. kainē diathēkē) - собрание книг, представляющее собой одну из двух, наряду с Ветхим Заветом, частей Библии. По сути дела "Новый Завет" представляет собой учебник по христоведению (иудоведению для гоев) в интерпретации апостола Павла, утвержденный неизменным на веки вечные. В него входят биография Иисуса Христа в воспоминаниях его учеников (канонические и апокрифические Евангелия) и послания (письма) апостолов в разные адреса (народам и частным лицам).
Исходные тексты Нового Завета, появившиеся на протяжении длительного времени, начиная со второй половины I века н.э., были написаны на койне (греч. koine - общий межплеменной язык < koinos - общий), который считался общеупотребительным языком восточного Средиземноморья в первые века н.э. Постепенно сформировавшийся в течение первых веков христианства канон Нового Завета состоит сейчас из 27 книг - четырёх Евангелий, описывающих жизнь и проповеди Иисуса Христа, книги Деяний апостолов, которая является продолжением Евангелия от Луки, двадцати одного послания апостолов, а также книги Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис).
Понятие "Новый Завет" (лат. Novum Testamentum) введено апостолом Павлом в первом и втором посланиях коринфянам при рассказе об Иисусе Христе:
"И сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание" (1Кор.11:25).
"Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит" (2Кор.3:6).
Наиболее ранними из текстов Нового Завета считаются послания апостола Павла, а наиболее поздними - произведения Иоанна Богослова. Книги Нового Завета канонизированы Церковью в разное время, в промежутке между I и IV веками. Проблемы возникли только с двумя книгами. На Востоке Откровение Иоанна Богослова считали слишком мистической книгой (её до сих пор не читают при богослужениях), а на Западе сомневались в авторстве одного из Посланий Павла.
Канонизация Нового Завета была продолжительным процессом, а не результатом однократного решения. Вплоть до четвертого столетия не существует соборных решений о каноне. Таким образом, канонизация Нового Завета должна рассматриваться в прямой связи с борьбой за правильное истолкование Писания. Наиболее жестокой была борьба между христианами и иудеями, спорившими об одном и том же корпусе Ветхого Завета. Природа этого спора была герменевтической (толковательской). Два религиозных сообщества оспаривали друг у друга одно и то же наследие и его правильное истолкование. Каждая из религий заявляла, что Библия принадлежит ей, и каждая верила, что она одна знает и применяет герменевтические правила, открывающие более глубокий смысл текстов [СГГ].

III. Религия Иоанна Богослова (христианство-2).

Две заповеди Иисуса: "первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!
Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет" (Мк.12:29-31).
Снова вопрос: кто такой "ближний" для еврея? Ответ: "Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя" (Лев.19:18). "Не обижайте один другого" (Лев.25:17).
Апостол Павел, учитывая напряженную обстановку в обществе, пошел дальше учителя и поставил любовь выше всего, что есть на белом свете:
"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (1Кор.13:1-8).
Апостол Иоанн Богослов в своем Первом соборном послании призвал: "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (1Ин.4:7-8). Хотя автор послания не называет себя по имени, почти не вызывает сомнений, что оно написано автором Евангелия от Иоанна.
Действительно, любовью пронизаны все его писания, в них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.

3.1. Апостолы - проповедники любви.

Апостол Павел (ивр. Шауль из Тарса; др.-греч. Saulos и Paulos - маленький), еврей средиземноморской диаспоры, родившийся в Тарсе (Tarsus - город в Турции). До своего обращения к Христу имел имя Савл. Обучен ремеслу - шитью палаток (Деян.18:3), в раввинской академии Иерусалима обучался Торе и искусству её интерпретации, был строгим фарисеем, исполнителем закона Моисеева и отеческих преданий.
Павел упоминает в ряде посланий, что до обращения участвовал в преследовании христиан. На пути в Дамаск он неожиданным образом услышал неведомый голос "Савл! Савл! Что ты гонишь меня?" и на три дня ослеп (Деян.9:8-9). Приведенный в Дамаск, он был исцелен христианином Ананием и крестился (Деян.9:17-18) и стал ревностным проповедником Евангелия в Палестине, Греции, Малой Азии, Италии и других регионах античного мира. За распространение веры Христовой перенес много страданий и был обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году (по другой версии - в 67-68 гг.).
"Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию" (Рим.1:1; 1Кор.1:1). В послании к галатам (союз кельтских племён), Павел написал: "Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам" (Гал.1:13-16).
В послании к римлянам отражена двуликость Павла, уповающего на жестокость Бога по отношению к врагам евреев: "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим.12:19-21).
Апостол Иоанн Зеведеев по прозванию Богослов (ивр.‎ Йоханан), рыбак, был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере: оставив отца своего Зеведея в лодке, он, вместе со своим братом Иаковым, последовал за Христом (Мф.4:21; Мк.1:19). На кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о своей матери - Деве Марии: "Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе" (Ин.19:26-27). Прозвище Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим: "Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий" (Ин.1:33-34).
Согласно преданию, после Успения Матери Божией апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Во время гонения на христиан, начатого императором Нероном, апостол Иоанн, по преданию, был отведён в узах на суд в Рим. За исповедание своей пламенной веры в Иисуса Христа апостол был приговорён к смерти. Однако, выпив предложенную ему чашу со смертельным ядом, он остался живым. Также он вышел невредимым и из котла с кипящим маслом. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет.
Апостол Иоанн прожил на земле около 105 лет, оставшись единственным живым апостолом, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни. Остальные апостолы в это время все уже скончались мученической смертью.

3.2. Раб Божий.

Раб (др.-слав. орбъ - раб < индоевроп. корень orbh в значении сирота, беспомощный, беззащитный) - невольник, слуга, проситель.
Профессор Минской Духовной Академии протоиерей Владимир Григорьевич Башкиров дает следующее объяснение словосочетанию "Раб Божий": "Но если раб был бесправным и безгласным рабочим скотом, то почему у нас все-таки утвердился термин раб Божий, хотя греческое слово "doulos" можно переводить по-разному. У него, ведь, три значения: раб, слуга, подданный.
Во многих европейских языках при переводе Нового Завета брали более мягкое значение: слуга. Например, Servant по-английски, Knecht или Magd по-немецки, Sluga по-польски.
Безымянные славянские переводчики предпочли более острый вариант – раб, от праславянского корня orb, родственного санскритскому arbha – пахать, работать в чужом доме. Отсюда – раб, работник.
Их мотивы понятны. Христианский Восток очень любил образ Страдающего Христа. Это о Нем говорил уже апостол Павел: "Он (Христос), будучи образом Божиим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба (morfe doulou), сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Флп.2:6-8)" [БВГ].
Для того, чтобы подвести базу "древности" под словосочетание "Раб Божий", богословы используют ветхозаветные слова пророка Исаии: "А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего, - ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: "ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя" (Ис.41:8-9). Учитывая прочие упоминания имен Израиль и Иаков, совершенно очевидно, что Исайя говорит о двух рабах Божьих. Один - это собирательный образ (народ), а другой - отдельная личность. Кроме того в Книге Иисуса Навина (преемника Моисея) многократно встречаются слова "Моисей, раб Господень".

3.3. Притча Христа о рабе-руководителе.

Евангелие от Матфея (Мф.24:45-51).
45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;
47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,
49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, --
50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.
Евангелие от Луки (Лк.12:42-48).
42 Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба?
43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.
44 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, -
46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.
47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

3.4. Новозаветные заповеди полноценного раба.

Апостол Павел в своих посланиях поучает:
- галатов (искаженное "галлы" - кельтское племя в Галатии, на территории современной Турции): "Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал.3:26-28; Кол.3:10-11).
- коринфян (в 78 км от Афин): "Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов" (1Кор.7:20-22).
- Тита (епископа Крита, своего ученика): "Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога" (Тит.2:9-10).
Толкователь Священного Писания Александр Павлович Лопухин разъяснял: "Апостол не идет против сложившихся в обществе отношений, по которым все общество разделялось на господ и рабов. Он увещевает рабов-христиан повиноваться господам показывать им почтение, чтобы не опорочивалось в глазах язычников христианское учение, как будто ведущее своих последователей к уничтожению признанных законами государства отношений. Еще с большим усердием имеют основание служить рабы-христиане своим господам - христианам, потому что эти последние, конечно, относятся к своим рабам с любовью" [ЛАП].
1) "Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный" (Еф.6:5-8; Кол.3:22-23).
"Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо" (1Петр.2:18-19). "Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия" (1Петр.2:13-15).
2) "Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение" (1Тим.6:1).
3) "Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну" (Мф.5:29).
4) "И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну" (Мф.5:30).
5 "Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Мф.5:39; Лк.6:29).
6) "Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду" (Мф.5:40; Лк.6:29).
7) "Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Мф.5:42).
"Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад" (Лк.6:30).
8) "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф.5:44).

Литература.

Б3000. "Библия: три тысячелетия жизни", ежемесячная "Еврейская газета", 2007, июнь, № 6(58) http://www.evreyskaya.de/archive/artikel_568.html

БВГ. Башкиров В.Г., "Кто такой Раб Божий?" 14.05.2008
http://www.pravoslavie.ru/smi/412.htm
Башкиров Владимир Григорьевич (1947 г.р.), доктор богословия (2009), протоиерей. Окончил Псковский Государственный Педагогический Институт им. Кирова (1972) и Московскую Духовную Академию (1990). Профессор (2006) Минской Духовной Академии, заведующий кафедрой богословия и истории Церкви Института теологии БГУ (Минск).

БЭБ. Ринекер Фритц, Майер Герхард, "Библейская энциклопедия Брокгауза", пер. с нем. В.М. Иванова, А.А. Карельского, Д.В. Щедровицкого, Кременчуг: Християнська зоря, 1999. 1088 с. http://www.agape-biblia.org/books/Book03/

ВВА. Вейник В.А., "Очерки основных философских направлений", М.: Самиздат, 2010.
http://www.veinik.ru/science/phil/article/887.html

ДИС. Валянский С.И., Калюжный Д.В., "Другая история средневековья. От древности до Возрождения", М.: Вече, 2004. 416 с., тираж 3000 экз. http://lib.rus.ec/b/168252/read

ИСП. Сайт "Исследования Священного Писания" проповедь "Заветы Бога"
http://study6.narod.ru/zavety.html

Истархов В.А., "Удар русских богов", М.: ОАО "Типография № 9" Института экономики и связи с общественностью, 1999. 340 с., тираж 5000 экз.
http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/24512/Istarhov_-_Udar_Russkih_Bogov.html
Истархов В.А., "Что такое время, пространство, материя, язык?", газета "Аркаим", 2000, № 16 или газета "Русская правда", 2000, № 20 или газета "Десница", 2000, № 1.
http://krynycya.org.ua/lit/Istarkhov.html
Иванов Владимир Алексеевич (псевдоним Истархов, 1949 г.р.), кандидат технических наук, писатель. Окончил МИЭМ, работал в НИИ автоматической аппаратуры, в НИИ систем автоматизации, во Всесоюзном центре переводов научно-технической литературы АН СССР - заместителем директора по науке; с 1989 г. по 1990 г. секретарь независимой политической организации "Российский народный фронт"; в 1990 г. избран членом правления Московской организации ДПР.

ККИ. Казенин К.И., "Текстология Ветхого Завета (обзор)", ежеквартальный журнал "Альфа и Омега", 1997, № 1(12), стр.34-47
http://www.biblicalstudies.ru/OT/57.html
Казенин Константин Игоревич (1971 г.р.), кандидат филологических наук (1997).
Окончил филологический факультет МГУ (1993), с 2000 по 2003 год - обозреватель "Вести.Ру", "Полит.Ру". С 2003 г. в информационном агентстве "Регнум".

КРЦ. Кеслер Я.А., "Русская цивилизация", изд.2, М.: ЭкоПресс-2000, 2002. 432 с.
Кеслер Ярослав Аркадьевич (1946 г.р.), доктор химических наук, историк.

ЛАП. Лопухин А.П., "Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов", в 12-и томах, издавалась в 1904-1913 годах. В 1988 г. в Стокгольме вышло второе (репринтное) издание "Толковой Библии" Лопухина, в 2005 г. издательство "Даръ" приступило к переизданию данного классического труда
Тест книг найдете на каждом интернетном углу
Лопухин Александр Павлович (1852-1904) русский богослов, исследователь и толкователь Священного Писания. Окончил Духовную академию Санкт-Петербурга (1878), несколько лет работал псаломщиком в Нью-Йорке, потом читал в Петербургской духовной академии сравнительное богословие и древнюю гражданскую историю.

Матусович Д.В.,"Ветхий и Новый Завет (в чем разница?)", газета "Для тебя" (г. Херсон, Украина), 12.09.2003
http://www.ForU.ru/slovo.1162.html
Матусович Денис Владимирович (1976 г.р.), член церкви Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). Окончил Кемеровский Гос. Университет (1998). Работал переводчиком и преподавателем англ. языка в христианских учебных заведениях. В данное время - репетитор английского. В церкви несет служение проповедника, ведущего молитвенную группу и группу разбора Библии.

Архимандрит Никифор, "Библейская энциклопедия", в 4-х выпусках, Москва: типография А.И.Снегиревой, 1891. Репринтное издание М.: "Свято-Троицкая Сергиева Лавра", 1990.
http://dic.academic.ru/contents.nsf/biblerus/
Бажанов Алексей Михайлович (в монашестве Никифор, 1832-1895), священнослужитель Православной российской церкви, настоятель Высоко-Петровского монастыря, духовный писатель.

ОВЕ. Онищук В.Е., "О признании Ветхого Завета экстремистской литературой", 21.08.2009 http://prioratos.blogspot.com/2010/07/blog-post_822.html

Петухов Сергей, "Евангелие от науки", еженедельный журнал "Власть", 2005, 27 июня, № 25 (628) http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=587233

Сайт "Христианство и иудаизм" http://spinavigator.narod.ru/rub_ihcr_jud.htm

СГГ. Струмса Гай Г., "Тело Истины и его измерения. Канонизация Нового Завета в контексте" http://monotheism.narod.ru/gnosticism/stroumsa.htm
Струмса Гай Г. (Stroumsa Guy G., 1948 г.р.), профессор по изучению авраамических религий Иерусалимского Университета (1994), почетный доктор университета в Цюрихе (2004), в 1999-2005 гг. директор-основатель Центра по изучению христианства, член Израильской академией естественных и гуманитарных наук (с 2008).
Stroumsa Guy G., "The Body of Truth and its Measures. New Testament Canonization in Context" // "Gnosisforshung und Religionsgeschichte", Festschrift für Kurt Rudolph zum 65. Geburstag, Herausgegeben von Holger Preißler und Hubert Seiwert unter Mitarbeit von Heinz Mürmel, Marburg: Diagonal-Verlag, 1994, стр.307-316.

ЧПЯ. Черных П.Я., "Историко-этимологический словарь современного русского языка" (в 2-х томах), М.: Русский язык, 1999.
Черных Павел Яковлевич (1895-1970), языковед и педагог, доктор филологических наук (1943). Окончил славяно-русское отделение историко-филологического факультета Казанского университета. С 1936 г. по 1946 г. – профессор, заведующий кафедрой русского языка Ярославского педагогического университета. Преподавал в Московском городском, Московском областном педагогических институтах, в 1954-1961 - профессор кафедры русского языка филологического факультета МГУ им М.В. Ломоносова.

Shahak Israel, "Jewish History, Jewish Religion: The Weight of Three Thousand Years" ("Еврейская история, иудаизм: вес трех тысяч лет"), London: Pluto Press, 1994
http://www.keliya.org/States/Shahak.htm
Шахак Исраэль (Shahak Israel, 1933-2001), израильский публицист. Родился в Варшаве, в 1945 году после освобождения из концлагеря британскими войсками, Шахак с семьей эмигрировал в подмандатную Палестину. Обучался в США, получил кандидатскую степень по химии (1961), в 1970-1990 годах преподавал органическую химию в Еврейском университете Иерусалима. Известен критикой иудаизма и радикальной оппозицией к государственной политике Израиля в отношении неевреев (национальных меньшинств), в частности на занятых (оккупированных) Израилем в 1967 году территориях.
_____________________________________________________________________________

http://www.veinik.ru/science/trust/article/907.html

Опубликовано на Порталусе 27 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама