Рейтинг
Порталус

ЖИВАЯ ТРАДИЦИЯ. От Марии Магдалины до наших дней пасхальное яйцо всегда сопутствует праздничному приветствию "Христос воскресе!"

Дата публикации: 21 января 2014
Автор(ы): Сергей Чапнин
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1390310658


Сергей Чапнин, (c)

Парадокс, но ни церковная гимнография, ни православное богословие не упоминают о традиции, которая давно вошла в ткань церковной жизни. Даже в Священном Писании мы не находим ясных указаний на тот предмет, который сегодня стал одним из главных символов Воскресения Христова. Это крашеное пасхальное яйцо, без которого не только не мыслим праздничный стол, но и само пасхаьное приветствие. Почему именно яйцо так убедительно передает ощущение праздника? Есть ли здесь какая-то тайна?

ЗНАК И СИМВОЛ

В мифопоэтической традиции яйцо является одним из универсальных символов начала, жизненной силы, обновления и возрождения. В доисторических захоронениях на территории разных стран были найдены глиняные яйца. Раскрашенные и резные яйца были традиционным элементом погребальных обрядов этрусков.

Если нам близко понимание символа как уникального соответствия, связывающего все уровни реальности, простирающегося от природного порядка к сверхъестественному, то нетрудно признать, что сам символ стоит ниже того, что он символизирует. Символ указывает на высшую реальность, выступает ее представителем в мире дольнем.

Яйцо олицетворяет победу над хаосом и становится символом перехода из небытия в бытие. Яйцо содержит в себе возможность развития, новую жизнь, неудержимо расширяющуюся за пределы своей скорлупы. Но рождающийся новый мир всегда будет сохранять свою исходную точку, неизбежно совпадающую с центром яйца-космоса. В библейской традиции этот центр соответствует земному Раю, который был затворен после грехопадения Адама. Райское состояние, возможность безгрешной жизни потенциально сохраняются в нашем мире и нуждаются в проявлении, в распространении вширь и вглубь. Таким образом, яйцо выступает как символ духовного возрождения.

Евангельский мотив преодоления смерти через зарождающуюся в яйце жизнь отражается в народной культуре. Об этом говорят загадки и народные сказки, например "Живое родит мертвое, а мертвое родит живое" (разгадка - курица и яйцо), в сказочных повествованиях возможна инверсия, но она не изменяет, а лишь дополняет основное значение символа: смерть Кощея заключена в яйце и тем самым обеспечивает ему бессмертие.

ПИСАНКИ И КРАШЕНКИ

В Ветхом Завете о яйце упоминается мало и его символика остается практически нераскрытой. Однако единственное упоминание о яйце в Евангелии позволяет прикоснуться к значению этого символа: "Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба подаст ему камень? <...>Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?" (Лк. 11:11-12). В традиционной православной экзегетике этому символу не придается особого значения. Позволим предположить, что скорпион не случайно выбран как противоположность яйцу. По форме скорпион, свернувшись, иногда напоминает яйцо и так же, как и яйцо, бывает белым. За этим скрывается символическое противопоставление жизни и смерти. Отец не должен дать сыну скорпиона, человек не должен стать причиной смерти своего ближнего. Подлинный выбор - это выбор яйца, выбор, предполагающий жизнь.

О том, что Церковь свободна от чисто материального понимания яйца, говорит и пасхальная молитва о благословении яиц. Как правило, в подобных молитвах раскрывается богословское содержание вещей и событий. Случай с яйцом - редкое исключение. Священник, вскользь упоминая о яйцах, молит о людях: "Владыко Господи Боже наш... и нас соблюди во благости твоей, яко да причащающеся их (т.е. творога и яиц. - С.Ч.), твоих независтно даров исполнимся, и неизглаголанные твоея благости".

В христианской традиции существуют поэтические предания о происхождении писанок (расписных многокрасочных яиц) и крашенок (яиц, выкрашенных в один цвет без узора). Одно из них говорит о том, что Сам воскресший Спаситель дал стражникам по яйцу как знак достоверности Своего воскресения.

Согласно одной легенде, расписывают яйца в напоминание о том, что когда Спасителя бичевали, то "все Его Тело пописали". Как крест, бывший орудием позорной казни, стал символом победы над смертью, так и наказание бичеванием оборачивается праздничным узором на пасхальном яйце. Пасха, празднование победы над смертью, не дает нам забыть, какой ценой эта победа была достигнута.

Другое предание свидетельствует, что в писанки превратились камни, которыми иудеи побивали первомученика архидиакона Стефана. Снова тот же мотив - не легкомысленное превращение оружия казни в праздничную безделушку, но напоминание о том, что подлинная пасхальная радость неотделима от мученичества, от крестного пути, от Голгофы.

КАК ЭТО БЫЛО В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Самое известное из "яичных" преданий связывает традицию красить на Пасху яйца с именем Марии Магдалины. И хотя в ее житии не упоминается о чудесном происшествии, которое случилось в Риме в середине I века, эта хрестоматийная история имеет непосредственное отношение к нашей теме.

Последней заповедью, которую дал Господь Своим ученикам перед Вознесением, было повеление идти по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари (Мк. 16:15). На проповедь вышли не только двенадцать апостолов, но и все Его ученики, включая женщин. Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, ставших свидетельницами Христова Воскресения, проповедовала в Риме. По преданию, она была знатного рода и ее пропустили к императору Тиверию. Дворцовый ритуал требовал, чтобы каждый приходящий к императору приносил ему дар, но что могло быть у Марии, единственным сокровищем которой была вера в Иисуса Христа? Встав перед Тиверием, она протянула ему простое яйцо.

- Христос воскресе! - приветствовала она императора.

Удивленный Тиверий заметил:

- Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! С трудом в это верится. Так же трудно, как в то, что это белое яйцо может стать красным!

Не успел он закончить своих слов, как яйцо стало менять свой цвет. Оно порозовело, потом потемнело и, наконец, стало ярко-красным.

Несмотря на легендарный сюжет, повествование о Марии Магдалине представляет особый интерес - в нем традиция пасхальных яиц находит свое поэтическое оправдание. Хотя в Вечном городе это событие почти забыто, память о нем неожиданно сохранилась в Православии.

КАК ЭТО БЫЛО В РОССИИ

Время, когда на Руси утвердился обычай христосоваться с красным яйцом в руке, вряд ли поддается определению. Исстари повелось, что благочестивые государи подавали в этом пример всему народу. Христосование начиналось в конце пасхальной заутрени и продолжалось во все дни Светлой седмицы и даже до отдания Пасхи.

Григорий Георгиевский, один из авторитетных исследователей московской старины, описывает последование пасхальных поздравлений на патриаршей службе в Успенском соборе Московского Кремля. Во время стихир "на хвалитех" патриарх со всем сослужащим ему духовенством входил в алтарь. Там все становились в ряд и начинались праздничные поздравления.

Патриарх прикладывался к Евангелию и иконам, которые держали в руках сослужащие ему священники, а их самих "целовал в уста", приветствуя: "Христос воскресе!", на что получал ответ: "Во истинно воскресе Христос!" При этом патриарх каждому давал "по яичку по червленному". За патриархом также приветствовали друг друга священнослужители под неумолкающее пение пасхального тропаря.

После христосования в алтаре патриарх в сопровождении духовенства выходил на середину собора и становился с крестом лицом к западу, все прочие становились в ряд позади с Евангелием и иконами в руках. Прежде других подходил христосоваться царь. Патриарх благословлял его крестом, и царь целовался с ним в уста. Приложившись к Евангелию и иконам, царь христосовался с другими архиереями, а всех архимандритов, игумнов, протопопов и священников жаловал к руке. Каждому из них государь вручал "по два яичка". После царя с духовенством христосовались бояре и народ.

Сам государь после этого отходил на свое место у южной двери собора и здесь жаловал к руке бояр, раздавая им яйца. Чинно и по порядку к царю подходили бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки, кравчий, ближние и приказные люди, стольники, стряпчие и дворяне. Царь давал им яйца гусиные, куриные и точенные из дерева, каждому по три, два или одному, судя по знатности. Яйца были расписаны золотом и яркими красками в узор или цветными травами, "а в травах птицы, и звери, и люди".

По окончании заутрени государь со свитою шел из Успенского собора в Архангельский, прикладывался там к иконам и мощам, "христосовался с родителями", поклоняясь гробницам усопших предков. Возвратившись во дворец, царь христосовался с придворными, остававшимися в царских покоях во время заутрени, всех жаловал к руке и одаривал яйцами.

Раскрашиванием яиц для государя занимались иконописцы, травщики Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой лавры. Только при царском дворе от Пасхи до Вознесения раздавалось до 37 тыс. яиц.

В высшем обществе этот обычай был широко распространен до XVII в. и неизменно привлекал внимание иностранцев.

ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ МАТЕРИИ

Во все времена материал для изготовления яиц был самый разнообразный: дерево и картон, металл и камень, фарфор и стекло, ткань, мыло, воск. Позднее появились яйца сахарные и шоколадные.

Но самыми распространенными всегда оставались простые куриные яйца. Их готовили, как правило, в Чистый Четверг, Страстную Пятницу или Великую Субботу. Красили обычно в несколько приемов, используя особые металлические перышки и трубочки. Яйцо покрывали горячим воском и для каждого цвета процарапывали свой узор. Часто яйца делали в полном безмолвии, соответствующем молитвенному настроению Страстной седмицы. Узоры использовали самые различные: геометрические (меандры, треугольники, трезубцы), солярные, растительные и животные.

Писанки изготавливались преимущественно девичьими или женскими руками. Но были и яйца "малярские", расписанные кистью масляными, восковыми, акварельными красками, золотом и серебром. Чаще всего их делали в иконописных мастерских или при монастырях. Использовались преимущественно иконописные сюжеты, причем некоторые из них были весьма тонкого письма. Традиционным сюжетом является икона "Воскресения Христова - Сошествия во ад", но широкое распространение получили также иконы Божией Матери и избранных святых.

В конце XVIII в. в моду вошла вышивка бисером и стеклярусом, и уже к началу XIX века это усадебное рукоделие стало постепенно "воцерковляться". К середине XIX столетия вышивка бисером прочно вошла в церковное искусство, а к концу века стала традиционным рукоделием в женских монастырях, причем вышивки, в том числе и пасхальные яйца, делались не только для внутренних потребностей, но и на продажу. Сегодня практически невозможно определить место создания деревянных яиц, обтянутых вышивкой бисером и стеклярусом, но, по всей видимости, большая их часть сделана в женских монастырях. Часто их называли по месту изготовления монастырскими, но было и другое название - вощанки. Иногда яйца украшали фольгой, блестками, цветочками из гаруса, изображениями ангелов и даже картинками вполне светского содержания. Тогда же появились раскрытки - распиленные и обклеенные по краям яйца, украшенные, как правило, так же, как и вощанки.

Первые фарфоровые и фаянсовые яйца появились в конце XVIII в. Тогда они были редким и дорогим подарком. Росписи наносились вручную, и многие из них были настоящими произведениями искусства. Русский тонкий фаянс отличался большим разнообразием, и каждая фабрика имела свой почерк. К середине XIX в. произошли большие перемены: стремительно развивалось промышленное производство, и фаянс быстро подешевел. С изобретением печати на фаянсе пасхальные яйца получили самое широкое распространение. Но качество было уже не сравнимо с ручной росписью.

Так же, как и посуду, яйца можно отличать по фабрикам. На гжельских изделиях печатные рисунки, исполнявшиеся граверами-самоучками, не столь квалифицированы, как на купеческих фабриках Ауэрбаха или помещика Поскочина. Искусным печатным узором особо славилась Киево-Межегорская фабрика.

Возрождение отечественного ювелирного дела в конце XIX - начале XX вв. было связано с поиском национальных форм. Среди традиционных изделий отечественных ювелиров всегда были пасхальные яйца.

Мастера знаменитой фирмы Фаберже занимались изготовлением пасхальных подарков для членов императорской фамилии. Их нередко делали из драгоценных металлов, инкрустировали перламутром, драгоценными камнями и заключали в себе элегантный механический сюрприз, связанный с событиями императорского дома. Например, пасхальное "яйцо с трофеями любви" было исполнено в виде колыбели, окруженной гирляндами цветов, тем самым напоминая о рождении наследника.

Пасхальные яйца изготавливались также в Строгановском училище, Товариществе П.И. Оловяшникова, на фабрике П.А. Овчинникова.

Крупнейшая коллекция пасхальных яиц принадлежит сегодня Патриарху Московскому и всея Руси Алексию. Она сложилась скорее по стечению обстоятельств, чем в результате серьезного увлечения. Так уж сложилось, что Патриарху дарят много подарков. Самая широкая география изделий сочетается со стилевым и жанровым разнообразием. Коллекция постоянно обновляется, но, к сожалению, нигде полностью не выставлялась. Только в 1996 г. часть ее экспонировалась на выставке в Женеве, проведенной фондом "Русская культурная инициатива".

История пасхального яйца продолжается. За две тысячи лет так и не найден более емкий, чем яйцо, символ, выражающий суть евангельского благовестия: "Христос воскресе!"

Опубликовано на Порталусе 21 января 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама