Рейтинг
Порталус

АБСУРД В ДУХОВНОЙ СФЕРЕ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

Дата публикации: 03 ноября 2014
Автор(ы): Е. И. Лобанова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 12, 2012, C. 32-37
Номер публикации: №1415032520


Е. И. Лобанова, (c)

Е. И. Лобанова

 

аспирант Российской открытой академии транспорта Московского государственного университета путей сообщения

 

Тел.: 8 - 985 - 113 - 16 - 30; e-mail: Katrina-zvon@mail.ru

 

В статье рассматриваются основные формы проявления абсурдизма как социального феномена в духовной сфере общественной жизни, которые выражаются на уровне общественного и индивидуального сознания. Совершается попытка спрогнозировать дальнейшее развитие абсурдизма как социального феномена. По мнению автора, абсурдизм невозможно полностью искоренить, тем не менее представляется возможность его редуцирования в процессе формирования антиабсурдного сознания.

 

Ключевые слова: абсурдизм, абсурд, философия абсурда, духовная сфера, антиабсурдное сознание, экзистенциализм.

 

Абсурдизм как социальный феномен современности проявляется во всех сферах общественной жизни: материальной, духовной, социальной и политической. В каждой сфере данное явление обретает свои специфические, связанные с фундаментальными особенностями подсистемы характеристики и формы.

 

Особое разнообразие форм проявлений абсурдизм находит в духовной сфере. Именно функционирование абсурда в виде философских идей, теорий искусства и форм мышления в целом способствовало популяризации этого явления и актуализировало его исследования. Абсурд не просто пронизывает все области духовной деятельности людей, но и в некоторых случаях становится основополагающим, фундаментальным ядром, на котором основываются целые философские и художественные течения.

 

Говоря о духовной сфере, можно выделить несколько оснований для классификации форм проявления абсурдизма. Так, абсурд может проявляться на уровне общественного и индивидуального сознания, а также в разных областях духовной сферы: науке, религии, искусстве, философии, морали, образовании, правосознании и т. д.

 

Абсурд на уровне общественного сознания проявляет себя в совокупности нравов, традиций, устоявшихся норм, которые на современном этапе развития общества могут потерять актуальность и связь со своей смыслообразующей основой. Возникают и укрепляются такие абсурдные суеверия, как, например, проклятие "пятницы 13". Как пишет руководитель отдела образования и катехизации Минской епархии Белорусской Православной Церкви иерей А. Шимбалев, что есть разные гипотезы относительно происхождения этого предрассудка. Но так или иначе, ни в одной древней культуре человечества это поверье не прослеживается. Страх пятницы, 13 - сравнительно новое "изобретение", причем характерное только для европейской цивилизации. Одна из трактовок этого суеверия утверждает, что число 13 - это 12 апостолов и Иуда, который ассоциируется с предательством и гибелью Христа. Иисус Христос был распят именно в пятницу. Поэтому пятница в христианской культуре - день поста, скорби, траура. Однако никакого отношения к суевериям о "несчастной пятнице" это не имеет, христианство считает любые суеверия грехом и глупостью [1].

 

Еще Кант назвал суеверия "болезнью головы", утверждая их источником исключительно человека: "Человек сам изначально является творцом всех своих представлений и понятий и должен быть единственным источником всех своих поступков" [2, с. 173 - 174]. Распространение суеверий в обществе

 
стр. 32

 

тормозит интеллектуальное развитие. Их вредоносность выражается в дезинформации и дезориентации человека. Эти абсурдные идеи в буквальном смысле внушаются людям, блокируя поиск рационального обоснования явлений, подобно мифам древних людей. Кроме того, распространение таких суеверий способно оказывать негативное влияние на общественное здоровье, сеять в обществе панику и создавать психозы. Примером таких паник могут служить многочисленные предсказания конца света. И несмотря на то что человечество "пережило" уже некоторые из них, многие продолжают ожидать наступления последних времен. Более того, "последние времена" становятся рекламной акцией в виде информационных билбордов с предсказанием конца света от калифорнийского проповедника Гарольда Кемпинга. Подобные представления людей никак не основываются на рациональности. Суеверия являются плодом не культуры, а бескулыурия и невежества. Они не только не ушли в прошлое, но современная массовая культура и СМИ распространяют их денно и нощно, стремясь привлечь недалеких обывателей, слушателей и зрителей. К особо популярным суевериям современного "просвещенного" человека можно отнести такие "систематические" суеверия и псевдонауки, как астрологию, магию, парапсихологию, экстрасенсорику, предсказания (наподобие Нострадамуса) и т. д. [3].

 

В отличие от других элементов культуры, основанных на вымысле, такие как сказка или фантастика, суеверия не предназначены для воспитания, развития воображения и мыслительной деятельности; напротив, они сужают сознание человека. Кроме того, вера в сверхъестественные силы, предсказания, гадания способствуют развитию идеи фатальности и снимают личную и общественную ответственность людей за происходящие процессы.

 

Тем не менее все общественные представления, эмоции, убеждения, в том числе религиозные верования, образуют духовную реальность, которая неминуемо развивается по закону борьбы и единства противоположностей. Обыденное общественное сознание почти всегда эклектично и само по себе противоречиво. Таким образом, абсурд предстает необходимым элементом этого процесса.

 

Помимо общественного уровня абсурд имеет место быть на уровне индивидуального сознания. На этот уровень обратил внимание экзистенциализм. В отличие от общественного сознания, это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей. Безусловно, каждый человек является носителем общественного сознания. С другой стороны, содержание самого общественного сознания имеет своим единственным источником сознание индивидуальное, что изначально обусловливает противоречие.

 

На границе общественного и индивидуального сознания проявляется гносеологический аспект абсурдизма. Субъективность человеческого мышления зачастую приводит к разногласию с окружающей действительностью. И то, что не будет согласовываться с нашим собственным мнением, будет представляться нам абсурдным: "Абсурд - суждение или мнение, совершенно не совпадающее с чьим-либо собственным" [4, с. 5].

 

Традиционное разграничение в философии и науке субъекта и объекта повлекло за собой, с точки зрения экзистенциализма, разделение человека и мира. Человек стремится к согласию с миром, а тот, в свою очередь, остается либо равнодушным, либо враждебным. Поэтому человек, внешне вписываясь в окружающую действительность, на самом деле ведет в ней неподлинное существование, разрыв которого может произойти благодаря абсурду.

 

Абсурдное сознание - это переживание отдельного индивида, связанное с острым осознанием этого разлада и сопровождающееся чувством одиночества, тревоги, тоски, страха. Окружающий мир стремится обезличить каждую конкретную индивидуальность, превратить ее в часть общего обезличенного бытия. Поэтому человек ощущает себя "посторонним" в мире равнодушных к нему вещей и людей. Абсурдное же сознание является толчком к возникновению экзистен-

 
стр. 33

 

циального мышления, отказывающегося от различения субъекта и объекта, мышления, в котором человек выступает как экзистенция, телесно-эмоционально-духовная цельность, так как экзистенция находится в неразрывном единстве с бытием.

 

Говоря о формах проявления абсурдизма в разных сферах духовной жизни общества, можно отметить, что абсурд присутствует даже в такой строгой сфере, как наука. В науке можно выделить как минимум два вида абсурдности: абсурдность новых научных идей и абсурдность полученных результатов, противоречащих исходной теории.

 

С развитием квантовой физики, открытием теории относительности представление о физическом мире меняется в сторону хаотичности и иррациональности. В ходе исследований были получены такие алогичные, парадоксальные результаты, которые еще несколько десятилетий назад представлялись абсолютно абсурдными. Так, объяснение природы, которое дает квантовая механика, совершенно абсурдное с точки зрения здравого смысла. Тем не менее в ходе экспериментов подтверждается соответствие этих объяснений действительности. Подобные теории приводят человека к выводу, что это объяснение полностью соответствует эксперименту.

 

В науке на первый план выходят гносеологические основания абсурдизма, заключающиеся в трудностях познавательного процесса, относительной истинности научных теорий. Сама наука часто подвергается критике за свою конвенциональность. Как признается автор книги "В поисках окончательной теории" Вайнберг [5], современная струнная теория принимается за истинную в силу своей стройности. Казалось бы, что может быть абсурднее критерия красоты в физике?

 

Направления научных интересов и исследований также заставляют задуматься над их адекватностью. Сомнительная целесообразность некоторых таких научных исследований и последующих изобретений позволяет говорить о проникновении абсурдизма в научную сферу. Особо нелепые научные открытия отмечается специально созданной Шнобелевской премией (наподобие Нобелевской). Среди номинантов - такие научные исследования, как изучение причин, почему сухие спагетти в большинстве случаев ломаются больше чем на две части, сравнение скоростей плавания человека в воде и сиропе, анализ усилий, которые необходимы для волочения овцы по разного рода поверхностям и т. д. В области математики Шнобелевскую премию получили шесть провидцев, предсказавших конец света, соответственно, в 1954, 1982, 1990, 1992, 1994 и 1999 гг.

 

Выявление подобного абсурда в научной сфере выполняет положительную функцию. Науке необходимо иногда спускаться с небес на землю и уметь над собой посмеяться.

 

Абсурд тесно связан с юмором. Как пишет Л. Н. Столович, философы используют юмор в полемике с другими философами, высмеивая их концепции: "Юмор способен выявить смехотворную абсурдность, т. е. внутреннее логическое противоречие той или иной философской концепции" [6, с. 61]. Юмор в науке становится индикатором абсурда. И здесь мы можем отметить уникальную позитивную функцию такого абсурда, выявляющего нецелесообразность некоторых научных направлений, т. е, где поставлены неправильно цели и задачи, и помогает вернуть научную мысль в целесообразное русло.

 

Социальная действительность, в частности ее духовная сфера, постоянно изменяется; вместе с ней изменяются формы абсурдизма, хотя сам абсурд не изменяет свое сущностное содержание. Так к чему может привести дальнейшее развитие абсурдизма как социального феномена? Гипотетически можно предположить, что в своем крайнем выражении абсурд ради абсурда, абсурд как самоцель и способ взаимодействия человека с окружающим миром, с другими людьми может привести к дестабилизации общественной системы и даже полному ее разрушению в том виде, в которой она предстает в настоящее время. Если общественные движения, возникающие под влиянием идеи абсурдности мира, творческие объединения, использующие абсурд как самоцель, и груп-

 
стр. 34

 

пы молодых людей, практикующих абсурд как образ жизни, совершат качественный и количественный скачок, то это не замедлит отразиться на социальной действительности.

 

В то же время подобный сценарий развития абсурдизма на уровне идеи абсурдности жизни представляется возможным только при возрастающем абсурдизме в самой социальной действительности, объективно существующих противоречиях в ней со своими формами проявления во всех сферах общественной жизни.

 

В работах разных исследователей, мыслителей, которые рассматривали категорию абсурда или связанные с ним явления, можно заметить негативное отношение к этим явлениям. Правомерно встает вопрос о возможности избавления от подобных явлений, и некоторые исследователи делают попытки отыскать способы для достижения этой цели. При этом предлагаемые способы, как правило, касаются разных видов абсурда: онтологического, индивидуального, гносеологического и т. д.

 

Абсурдизм предстает естественным, закономерным явлением в человеческом обществе, и искоренить его абсолютно и полностью невозможно; более того, это и не нужно. В результате своей деятельности человек порождает ситуацию, создающую иллюзию абсурдности социальной действительности, бессмысленности происходящего и ощущения, что мы живем в обществе абсурда. Но источником абсурда является человек, человеческое сознание и его действия.

 

Кроме того, как было отмечено, абсурдизм выполняет и положительные функции в обществе. Абсурд является, помимо прочего, источником получения новых знаний, зерном креативности, без которого невозможно создание чего-либо нового, движение вперед. Современный исследователь в области креатива К. Эдгар посвящает абсурду как способу развития креативности статью, в которой говорит о "тормозящей" функции норм. По его мнению, устоявшиеся правила о том, что приемлемо и как надо думать, заставляют нас отказываться от идей, которые могли бы удивительным способом изменить наш мир [7].

 

Проблема же снижения, редуцирования негативного социального влияния этого феномена остается открытой.

 

Решение этой проблемы, как и сущность этого явления, лежит в двух плоскостях - онтологической (сущностной, объективной) и гносеологической (субъективной, чувство абсурда). С одной стороны, важно помочь людям избавиться от ощущения абсурдности как собственного существования, так и общественной жизни, всего мироустройства. Ведь если говорить об ощущении абсурда, то можно лишь повторить слова Камю: "Чувство абсурдности поджидает нас на каждом углу". С другой стороны, предстает необходимым снижение возникновения объективного абсурда в социальной действительности. Здесь решение предстает в изменении условий, которые способствуют возникновению абсурда, соблюдении логической цепочки "цель-средства-результат". В решении этой проблемы необходимо применять чисто рациональный подход: подробный анализ социальной действительности, учет всех обстоятельств, прогнозирование возможных последствий и т. д.

 

Как показывает практика, это сложный процесс, в котором даже тщательный анализ и 100%-ная уверенность в целесообразности не могут гарантировать положительный результат. Тем не менее списывать "вину" на некий метафизический абсурд, перед которым человечество бессильно, безответственно. Полагаться в духе синергетики, что "кризис культуры" - это "естественная" болезнь общества, свидетельствующая о состоянии организма в целом, и общество самой найдет способ ее лечения, неправильно. Человеку свойственно ошибаться, и нужно признать это и приложить максимум усилий для исправления уже совершенных ошибок и предотвращения новых.

 

Об этом твердят философия, этика, экология и любая другая система знаний, основанная на здравом смысле. И так же, как в случае с решением проблемы экологической ситуации, когда ученые выдвинули в качестве панацеи попытку изменить общественное сознание, воспитать некое "экологическое сознание", редуцированию объективного абсурда может

 
стр. 35

 

способствовать воспитание некоего "антиабсурдного сознания". Это представляется возможным в рамках образовательных систем. Антиабсурдное образование, воспитание и культура должны способствовать не только формированию ответственного отношения к деятельности, но и осознанию себя как части общества, соучастника всех социальных процессов.

 

Формирование нового антиабсурдного сознания предполагает освоение знаний и навыков, которые будут способствовать минимизации абсурда. Безусловно, для этого необходимо понимание сущности абсурдизма как явления, его "человеческую" природу, а также принципиальную неустранимость. Важно выработать мировоззрение, соответствующее действительным реалиям бытия. Практически все попытки построить утопическое общество (в нашем случае это будет антиабсурдное общество) приводили к еще более страшным результатам, в частности к тоталитарным режимам. Поэтому так важно понимание того, что идеальное общество невозможно и, более того, не нужно. Общественный организм - это постоянно развивающаяся система, где становление нормы и отступление от нее являются закономерными процессами, обуславливающими развитие системы. В то же время критическое превышение этих отклонений, стремление к абсурду как самоцели могут привести к саморазрушению системы.

 

Что касается увлечением идеями об абсурдности мира молодыми людьми, то здесь так же важен воспитательный аспект, и решение проблемы представляется в первую очередь педагогическим и психологическим наукам. Можно лишь отметить, что некоторые психологи и педагоги утверждают временность подобного явления у молодых людей, что проходит в процессе взросления. Безусловно, полагаться на то, что все пройдет естественным путем, нельзя. Необходимы поддержка и некая стабилизирующая помощь со стороны, которая заключается в анализе и осознании сущности абсурдизма.

 

Безусловно, активная позиция каждого члена общества должна базироваться на идее разумности общественного развития. И если существование некоего высшего смысла человеческой жизни может подвергаться сомнению, то общественная система как результат деятельности человека представляется разумной, ибо разум - это свойство человека.

 

Формирование антиабсурдного сознания должно перейти к формированию антиабсурдного самосознания - понимания своей деятельности как разумной, что непосредственно должно отразиться на образе жизни. Именно разумная деятельность является определяющим фактором целесообразного развития, именно с разумом связано появление ноосферы - высшей стадии развития биосферы. И если экологическая ситуация подсказывает, что необходимы новые формы взаимоотношений природы и общества, то современные разрушительные социальные процессы должны привести к осознанию необходимости и новых форм взаимоотношения человека и общества во всех аспектах: гуманистическом, аксиологическом, экономическом и т. д.

 

Безусловно, уменьшение возникающих ситуаций абсурда в социальной действительности должно привести к ослаблению чувства абсурда, бессмысленности. Можно предположить, что А. Камю не согласился бы с нашими выводами, ибо "чувство абсурда не равнозначно понятию абсурда" [9, с. 38]. Устранение объективного абсурда не сможет избавить человека от экзистенциальных чувств тревоги, скуки, которые сопровождают абсурд как мироощущение. Скука показывает рутинность жизни, ее бессмысленность. Здесь остается способ А. Камю - творчество и бунт, где творчеством будет поиск нового, а бунтом - ясный взгляд на общество с неустранимыми элементами абсурда, на который он будет указывать.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Священник: суеверия насчет пятницы 13-го абсурдны // http://intex-press.by/ га/742/1/866

 

2. Кант И. Соч.: В 8 т. - Т. 6. - М., 1994.

 
стр. 36

 

3. Нижников С. А. О мировоззренческом здоровье // Философия науки. - М; ИФ РАН, 2008. - Вып. 13: Здоровье как проблема естественных и биомедицинских наук. - С. 49 - 66.

 

4. Бирс А. Словарь сатаны и рассказы. - М: Худ. лит-ра, 1966.

 

5. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории: Физика в поисках самых фундаментальных законов природы. - М., 2008.

 

6. Столоеич Л. Н. Философия и юмор // Вопросы философии. - 2011. - N 7.

 

7. Chris E. 3 Ways To Use Absurdity To Enhance Creativity // http://www.purposepow-ercoaching. com/site/?p=197

 

8. Камю А. Из эссе "Миф о Сизифе" // Камю А. Избранное: Сб. / Пер. с фр. С. Велико веко го. - М.: Радуга, 1989.

 

ABSURDITY IN THE SPIRITUAL LIFE OF SOCIETY AND WAYS TO OVERCOME IT

 

E. I. Lobanova

 

postgraduate student of the Moscow State University of Railway Engineering

 

This article reviews main forms of absurdism displayed as a social phenomenon in the spiritual realms of social life which are expressed on the level of public and individual consciousness. Also the article is an attempt to predict further developments of absurdism as a social phenomenon. According to the author, absurdism cannot be eradicated completely, but there is possibility it can be reduced during development of anti-absurd consciousness. In this regard the short review of possible ways of overcoming of absurdism follows.

 

Key words: absurdism, absurd, philosophy of absurd, spiritual realms, anti-absurd consciousness, existentialism.

Опубликовано на Порталусе 03 ноября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама