Рейтинг
Порталус

ВОССТАНИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ НАРОДОВ КИТАЯ

Дата публикации: 07 января 2016
Автор(ы): С. И. ЗАРЕЦКАЯ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) Вопросы истории, № 11, Ноябрь 1954, C. 146-150
Номер публикации: №1452199641


С. И. ЗАРЕЦКАЯ, (c)

Материалы по новой истории Китая. Вып. 4. Изд. Общества по изучению истории Китая. Составитель Бай Шоу-и. Редакторы: Сюй Тэ-ли, Фань Вэнь-лань, Цзянь Бо-цзань, Чэнь Юань, Чжэн Чжэнь-до, Сян Да, Ху Шэн, Люй Чжэнь-юй, Хуа Ган, Бай Шоу-и, Шао Сюнь-чжэн. Т. I. 6 + 4 + 2 + 530 стр.; т. II. 4 + 528 стр.; т. III. 482 стр.; т. IV. 462 стр. Шанхай. Шэньчжоу гогуаншэ. 1952 (на китайском языке).

 

С выходом в свет рецензируемого сборника историки впервые получили обширную публикацию документов по истории восстаний мусульманских народов Китая второй половины XIX в. на юге и северо-западе Китая. Издание подобной публикации стало возможным только в народно-демократическом Китае. Реакционный гоминдановский режим препятствовал изучению истории национальных меньшинств Китая, в частности истории мусульманских народов Китая, а некоторые буржуазные историки представляли эти восстания в извращенном виде. Так, англичанин Т. Л. Баллокс в своих "Материалах по истории мусульманских восстаний в Юньнани" трактует их как борьбу мусульман и китайцев. На самом деле эти восстания являлись частью общего национально-освободительного движения. "Мы должны, - справедливо указывает Бай Шоу-и, - рассматривать восстания мусульманских народов Китая как одну из форм классовой борьбы китайского народа. Восстания мусульманских народов в провинции Юньнань и в Северо-Западном Китае поистине явились тогда двумя мощными потоками в общем, течении антиманьчжурской борьбы всего китайского народа" (т. 1, стр. 2 предисловия).

 

В сборник вошел широкий круг различных источников: официальные правительственные документы, выдержки из описаний уездов, записки участников расправы над повстанцами, воспоминания частных лиц, официальные материалы повстанцев, переписка между руководителями восстания и т. п. Часть этих материалов публикуется впервые. Первые два тома сборника включают материалы по истории восстания мусульманских народов на юге Китая, в провинции Юньнань и частично в провинциях Гуйчжоу и Сычуань в 50 - 70-х годах XIX века. III и IV томы сборника содержат материалы, освещающие восстание мусульманских народов в Северо-Западном Китае в 60 - 70-х годах XIX века. Внутри каждой части материалы расположены в хронологической последовательности описываемых событий, причем сначала приводятся материалы общего характера, затем - частного. Каждому документу предпослана краткая вводная аннотация, в которой приводятся сведения о характере источника, дается библиографическая справка, а иногда и оценка источника, отмечается классовая позиция автора, делаются критические замечания о достоверности и точности материала.

 

Первый том сборника открывается очерком "Борьба между китайцами и мусульманами в уезде Баошань, Юнчанской области, и причины, побудившие Ду Вэнь-сю начать революционную деятельность" (стр. 1 - 10), в котором имеются сведения о положении в Юньнани, в 40-е годы XIX в. и о начале восстания мусульман. В двух следующих впервые опубликованных отрывках из "Описания Юнчанской области" (стр. 11 - 21) и "Описания уезда Дали" (стр. 23 - 42) приводится большой материал о возникновении и развитии мусульманского восстания в уездах Дали и Юнчан. Помещенные далее материалы рассказывают о кровавой расправе маньчжурского правительства над мусульманским населением западной части провинции Юньнань накануне восстания, о поездке группы мусульман в составе Ду Вэнь-сю, Му Вэнь-кэ, Лю И и других к императору с жалобой на бесчинства маньчжурских чиновников, повествуют о возникновении и развитии восстания в Юньнани. В этот том вошли также относящиеся к 50 - 60-м годам XIX в. обширные официальные документы, докладные записки губернаторов провинций Юньнань и Гуйчжоу, показывающие растерянность маньчжурских правящих кругов, которые вынуждены, были бросить крупные силы на борьбу с повстанцами, а также противоречия внутри господствующего класса.

 

В "Кратком описании усмирения бандитов в провинции Юньнань" (стр. 301 - 530) отражена политика маньчжурского правительства в последующие годы, вплоть до подавления восстания, и военные действия повстанческих и правительственных войск. Первый том содержит также записки очевидцев восстания. Материалы тома свидетельствуют об антиманьчжурском и антифеодальном характере мусульманских восста-

 
стр. 146

 

ний, об участии в них китайцев и народности "и".

 

Документы второго тома ярко освещают дальнейшее развитие восстания, его распространение на центральную и южную части провинции Юньнань и частично на провинцию Гуйчжоу. Многие источники содержат также сведения и о событиях, относящихся к раннему этапу восстания. Во второй том вошли очерки и воспоминания, написанные повстанцами, а также ряд источников, исходящих от участников расправы над повстанцами, в которых отражены отдельные моменты восстания. В них содержатся сведения об идеологии и внутренней организации повстанцев, структуре их армии, об участии китайцев и народности "и" в рядах повстанческой армии, о поддержке повстанцев местным населением, о связях повстанцев с тайпинским государством и т. п.

 

Большой интерес представляют содержащиеся во многих источниках ранее неизвестные сведения о национальной политике повстанцев, показывающие, что с самого начала восстания повстанцы выдвинули и проводили в жизнь лозунг объединения различных национальностей против маньчжурского господства. В статье "Борьба между китайцами и мусульманами в уезде Бао-шань, Юнчанской области, и причины, побудившие Ду Вэнь-сю начать революционную деятельность" (т. I, стр. 1 - 10), написанной Ли Юань-бином в 1931 г. на основании рассказов очевидцев, приводятся выдержки из обращения к народу главнокомандующего повстанческой армией Ду Вэнь-сю, где говорится: "Столкновения между китайцами и мусульманами происходят из-за пустяков. В действительности же массовые убийства (мусульманского населения) провоцировались гражданскими и военными чиновниками Юнчана и высокопоставленными чиновниками провинции Юньнань. Вина за все это ложится на правящие круги, а не на народ... Ненавистные и хищные чиновники подстрекают китайцев к истреблению мусульман, в результате чего между ними происходят столкновения, и жизнь народа становится невыносимой. Главнокомандующий ратует за справедливость и объединение мусульман и китайцев, призывает поднять знамя справедливости, изгнать маньчжур, восстановить Китай, положить конец коррупции в стране, спасти народ" (т. I, стр. 7 - 8).

 

Из этого и ряда других документов, опубликованных в I и II томах сборника, видно, что в занятых районах повстанцы гуманно относились к другим национальностям, что в мусульманских восстаниях участвовали и китайцы, а также народность "и". Именные списки должностных лиц и видных людей, находившихся в подчинении у Ду Вэнь-сю (т. II, стр. 181 - 195), свидетельствуют о том, что на многих ответственных постах у повстанцев были китайцы. Неизвестный автор "Кратких сведений о событиях в Удине" (т. II, стр. 15 - 34) пишет: ".Изучение истории мусульман (Китая) показывает, что мусульмане, так же как и китайцы, пришли в Юньнань в юаньскую и минскую эпохи... и мирно жили на протяжении нескольких сот лет" (т. II, стр. 17). Автор указывает, что только впоследствии вторгнувшиеся в Китай маньчжуры стали проводить политику натравливания одних народов на другие. В "Военно-административном уложении", в "Декларации главнокомандующего" и других официальных документах повстанцев специально подчеркивалась недопустимость столкновений между мусульманами, китайцами и народностью "и" как в армии, так и среди населения.

 

Характер и цели восстания нашли яркое отражение в ряде документов самих повстанцев. Так, в "Обращении главнокомандующего", с которым Ду Вэнь-сю обратился к 100-тысячной армии, отправлявшейся на Куньмин, говорилось: "Сейчас мы выступаем в поход, потому что маньчжуры, захватив Китай, вот уже в течение 200 с лишним лет господствуют в стране, обращаются с народом, как со скотиной, наносят раны нашим соотечественникам, жестоко истребляют мусульман... За все эти преступления они должны быть наказаны" (т. II, стр. 123). В "Тексте присяги" указывалось: "Для того, чтобы смыть национальный позор (то есть изгнать маньчжур. - С. З.), необходимо добиться единодушия среди китайцев и мусульман. Все - солдаты и офицеры должны осознать всю гуманность и справедливость этого похода... Перед нашей армией стоят три задачи: искоренить маньчжур, объединиться с китайцами, уничтожить предателей" (т. II, стр. 127). В "Ответном письме к Ян Чжэнь-пэну" от 12 мая 1862 г. (т. II, стр. 103 - 108) Ду Вэнь-сю подчеркивал, что руководимое им восстание имеет целью изгнать из страны маньчжур и установить равенство между всеми людьми. Из этого источника особенно видно родство восстания мусульманских народов в Юньнани с тайпинским движением.

 

Внутренняя организация повстанцев, их - взаимоотношения с различными слоями на-

 
стр. 147

 

селения изложены в важнейшем историческом документе повстанцев - в "Военно-административном уложении" (т. II, стр. 109 - 120), составленном Ду Вэнь-сю и обнародованном в 1862 году. В нем определялись обязанности и полномочия главнокомандующего, военных наместников, организация и функции военных штабов, дислокация и действия войск в той или иной ситуации. Ряд статей Уложения регламентировал нормы поведения солдат и офицеров, подчеркивал необходимость строгого и точного соблюдения военных приказов, определял систему награждений и взысканий. Согласно Уложению, воровство имущества, принадлежавшего повстанческой армии, а также мародерство карались смертной казнью. Отдельные статьи этого документа определяли систему снабжения армии, порядок взимания продовольственного налога в занятых районах, штаты и функции канцелярий и управлений, предусматривали строгое наказание за злоупотребление служебным положением и другие проступки. К сожалению, на основе опубликованных документов нельзя установить, насколько это Уложение проводилось в жизнь.

 

Для понимания внутренней политики повстанцев значительный интерес представляют "Записи, разоблачающие клевету" (на мусульман) (т. I, стр. 43 - 65), составленные в 1918 г. очевидцем этого восстания, мусульманским помещиком Чжао Цином. Из этих записей следует, что повстанцы в занятых ими районах оказывали содействие развитию ремесла, торговли, учреждали школы, оказывали помощь бедному крестьянскому населению буйволами и зерном. Чжао Цин рассказывает о широкой популярности повстанческой армии и ее руководителя Ду Вэнь-сю среди широких слоев населения различных национальностей, указывает, что китайцы, работавшие в военных мастерских, типографиях и других предприятиях Юньнани, оказывали помощь повстанцам и нередко вступали в их ряды. Записи Чжао Цина подтверждают, что армия повстанцев состояла в основном из крестьян, ремесленников и обедневшей интеллигенции, причем основной движущей силой было крестьянство. Против повстанцев выступали маньчжурские правящие круги и примыкавшие к ним китайские и мусульманские помещики.

 

Документы сборника показывают, что юньнаньские повстанцы стремились установить связи с другими народными движениями, в частности с тайпииами. После захвата г. Дали в конце 50-х годов XIX в. "...Ду Вэнь-сю сразу же установил отношения с Хун Сю-цюанем, находившимся в районе к югу от Янцзы" (т. I, стр. 283). В письме к Ма Фу-чу, одному из руководителей восстания в Юньнани, Ду Вэнь-сю писал: "Тайпины станут нашими союзниками, мы будем оказывать друг другу помощь и во имя спокойствия всего нашего народа совместными усилиями уничтожим презренных" (то есть маньчжур. - С. З. ) (т. I, стр. 298).

 

Из ряда источников, опубликованных в I и II томах сборника, следует, что начало организованных действий повстанцев в Юньнани относится к 1856 году. Начавшись в районе Юнчана, восстание в последующие годы охватывает обширную территорию западной, центральной и южной частей Юньнани. В конце 60 - начале 70-х годов XIX в. мусульманское восстание происходит также и в западной части провинции Гуйчжоу. Кульминационным моментом восстания было, повидимому, окружение Куньмина повстанческой армией в 1868 г., после чего начался спад восстания. К середине 70-х годов основные силы повстанцев были рассеяны правительственными войсками и отрядами ополчения, организованными помещиками. Многочисленные материалы сборника отражают кровавую расправу маньчжурского правительства с повстанцами.

 

III и IV тома сборника содержат источники о восстании мусульманских народов в Северо-Западном Китае в 60 - 70-х годах XIX века. Все они, за исключением одного небольшого материала, написанного участником восстания, принадлежат представителям господствующей верхушки и содержат, главным образом, сведения о военных операциях правительственных войск против отрядов повстанцев, о жестоком подавлении восстания, а также разрозненные данные о ходе восстания, о связях повстанцев с другими антиманьчжурскими выступлениями китайского народа в тот период. В III и IV томах мы не находим сведений о лозунгах восстания, о внутренней организации повстанцев, о мероприятиях повстанцев в захваченных районах и т. п.

 

III том открывается двумя материалами из истории мусульманских восстаний в Северо-Западном Китае в 50 - 60-х годах XVII в. и в 40 - 80-х годах XVIII в. (стр. 1 - 14). Последующие источники этого тома относятся к мусульманским восстаниям в Северо-Западном Китае в 60 - 70-х годах XIX века. Они рассказывают о военных операциях между правительственными

 
стр. 148

 

отрядами и повстанцами, а также содержат некоторый фактический материал о ходе восстания, о карательных мероприятиях правительственных войск против повстанцев в Шэньси, Ганьсу и частично в Синьцзяне. В этих материалах имеются факты о коррупции правительственных чиновников, о противоречиях между различными правящими группировками, о растерянности и страхе правящих кругов перед широко развернувшимся народным движением.

 

В III том включен обширный документ, составленный на основании докладных записок правительственных чиновников, "Очерки об усмирении (восставших мусульман) в Шэньси и Ганьсу" (стр. 241 - 481), продолжающийся и в IV томе (стр. 1 - 209). Преобладающая часть остальных источников, помещенных в IV томе, очерки, заметки, воспоминания и выдержки из дневников, исходящие из правительственного лагеря, содержат односторонние сведения о восстании. Их авторы извращают истинную суть восстания и пытаются представить его как бандитский мятеж. Но и из этих материалов можно извлечь важные сведения о ходе восстания мусульманских народов Северо-Западного Китая.

 

Из материалов, отражающих возникновение восстания мусульман в Шэньси в 1862 г. и его дальнейшее развитие, следует отметить "Записи о событиях в уезде Линь-тун" (т. III, стр. 15 - 18) Чжан Цзи-сина, военного губернатора Шэньси в 60 - 70-х годах. К этой же группе материалов относятся и "Очерки о западном карательном походе" (т. III, стр. 19 - 52), составленные офицером маньчжурской армии Цзэн Юй-юем на основании материалов, собранных вскоре после подавления там восстания. В "Очерках" в хронологической последовательности приводятся сведения из истории восстания в Шэньси и Ганьсу в 60 - 70-х годах XIX в. и о жестоком подавлении этого восстания. Автор приводит также отдельные сведения о поражении восстания Якуб-бека в 1871 п. и преобразовании Джунгарии и Кашгарии в провинцию Синьцзян. "Заметки о подавлении мусульман" (т. III, стр. 53 - 236), написанные правительственным чиновником Ян Юй-сюем в конце 80-х годов, последовательно излагают события 1862 - 1877 гг. в Шэньси, Ганьсу, а также в Синьцзяне. Наиболее подробные и систематические сведения приведены о восстании в Ганьсу. Что касается действий повстанцев в Шэньси, то из 8 разделов "Заметок" только в первом дается систематическое описание их действий в этой провинции в первые годы восстания. Сведения о Синьцзяне касаются, главным образом, восстания Биянху, преобразования Джунгарии и Кашгарии в провинцию Синьцзян, "урегулирования" вопроса об Илийском крае. "Заметки" Ян Юй-сюя свидетельствуют о широком размахе этого движения, о помощи повстанцам со стороны местного населения, об активном участии в этом восстании китайцев и т. д. Отдельные сведения о действиях повстанцев в Шэньси и Ганьсу содержатся также и во впервые опубликованных "Записях событий" (т. III, стр. 237 - 240) неизвестного автора, представляющих собой перевод написанного на шелке арабского текста.

 

Самый обширный материал сборника, "Очерки об усмирении (восставших мусульман) в Шэньси и Ганьсу", содержит довольно подробные и ранее неизвестные сведения о связи мусульманского восстания в Шэньси и Ганьсу с восстанием "факельщиков" и об участии тайпинов в повстанческих отрядах мусульман. Так, здесь рассказывается, что, преследуя повстанцев в районе Дуцюй, маньчжурам удалось "убить 9 длинноволосых бандитов (то есть тайпинов) и свыше 15 мусульман" (т. III, стр. 248). "Очерки" содержат интересное упоминание о том, что "бедствия в Шэньси и Ганьсу начались с проникновением туда длинноволосых бандитов. Еще более эти бедствия усилились вследствие действий "факельщиков" и приняли катастрофический характер, когда началось восстание мусульманских народов" (т. III, стр. 247). В результате совместных действий мусульман и "факельщиков" в Шэньси к середине 60-х годов сложилась очень тревожная для правящих кругов обстановка, "многие районы просили помощи" (т. III, стр. 247). В "Очерках" отмечается, что маньчжурское правительство было вынуждено отправить войска из Хэнани и Хэбэя в центральную и западную части Шэньси и в Ганьсу. Восстание в этих провинциях "было подавлено, только пять лет спустя после подавления восстания "факельщиков" (т. III, стр. 247).

 

Сведения о совместных действиях мусульманских повстанцев с отрядами "факельщиков" против маньчжур в Шэньси содержатся также в "Очерках о западном карательном походе" (т. III, стр. 19 - 52) и в "Заметках о подавлении мусульман" (т. III, стр. 53 - 236). Действия отдельных повстанческих отрядов мусульман в провинции Цинхай и их разгром правительственными войсками в

 
стр. 149

 

конце 80-х годов XIX в. отражены в "Кратком описании военных действий в Синине" (т. IV, стр. 401 - 423). Описание некоторых событий из истории восстания мусульман в Шэньси и Ганьсу, а также отдельные биографические сведения о Ма Хуа-луне, одном из руководителей восстания, приводятся в "Записях о бесчинствах в Шэньси и Ганьсу" (т. IV, стр. 303 - 316), написанных Дань Хуа-пу в 1936 г. со слов участника восстания Ма Лю-ши.

 

Составитель сборника проделал большую работу, облегчающую изучение опубликованных источников: в тексты внесены знаки препинания, деление на абзацы, все источники снабжены вводными аннотациями. К сожалению, в сборнике отсутствуют указатели имен, географических названий; библиографические сведения, приведенные в сборнике, скудны.

 

Материал рецензируемой публикации представляет большую ценность. Его исследование позволит глубже познать историю восстаний мусульманских народов, сыгравших важную роль в новой истории Китая.

Опубликовано на Порталусе 07 января 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама