Рейтинг
Порталус

Л. Р. ГОРДОН-ПОЛОНСКАЯ. МУСУЛЬМАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ ИНДИИ И ПАКИСТАНА (КРИТИКА "МУСУЛЬМАНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА")

Дата публикации: 28 мая 2016
Автор(ы): А. Д. ДАВЫДОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) Вопросы истории, № 6, Июнь 1964, C. 155-157
Номер публикации: №1464433033


А. Д. ДАВЫДОВ, (c)

М. Изд-во восточной литературы. 1963. 326 стр. Тираж 1 500 экз. Цена 1 руб. 30 коп.

 

Общественные движения мусульман Индии и перипетии индусско-мусульманских отношений, особенно в связи с колонизаторской политикой английских империалистов, получили в советской исторической литературе сравнительно широкое освещение; нашли также свое отражение экономические и социально-политические предпосылки, послужившие основой расчленения Индостана в 1947 г. на два государства, создание которых сопровождалось самыми кровавыми в истории Индии вспышками индусско- мусульманской розни1 . Но вплоть до последнего времени, по существу, оставался неисследованным большой и сложный вопрос об идеологических предпосылках развития индусско-мусульманских отношений, приведших к столь трагическим последствиям, вопрос о генезисе так называемого "мусульманского национализма". Последний идеологически выражал устремления определенных социальных сил создать самостоятельное "мусульманское" государство, идейно "освящал" возникновение такого государства и ныне является официальной идеологией правящего буржуазно- помещичьего блока в Пакистане.

 

Именно эта проблема исследуется в рецензируемом труде. В отличие от зарубежных историков, ограничивавшихся изучением отдельных частных вопросов, Л. Р. Гордон- Полонская рассматривает историю "мусульманского национализма" в трех основных аспектах, логически связанных между собой и соответствующих его историческому развитию: 1) как идеологическое течение, выражавшееся в реформации (модернизации) ислама; 2) как идейно-политическую концепцию мусульманского религиозно-общинного движения в Индии; 3) как официальную идеологию правящих классов Пакистана. Анализируя исторические корни "мусульманского национализма", раскрывая роль ислама в развитии общественной мысли средневековой Индии, автор приходит к весьма важному выводу о том, что противопоставление ислама и индуизма как религиозных учений и определенных систем общественных взглядов и институтов не имело никаких корней в народе; что с самого начала это противоречило интересам широких народных масс. В книге показано, что перерастание движения за реформацию (модернизацию) ислама в "мусульманское общинное движение" протекало в Индии в острой идеологической борьбе. Если, например, в основе мировоззрения одного из крупнейших мусульманских мыслителей Индии XVIII в., Шаха Валиуллы, лежало противопоставление ислама индуизму, то патриотически настроенные представители му-

 

 

1 Нельзя не отметить, что в разработке этих вопросов определенная заслуга принадлежит и автору рецензируемого труда. См., в частности, Ю. В. Ганковский, Л. Р. Гордон-Полонская. История Пакистана. М. 1961 (рецензия на эту книгу: "Вопросы истории", 1962, N 10, стр. 150- 153).

 
стр. 155

 

сульманской интеллигенции, группировавшиеся вокруг его сыновей, утверждали, что священная война против "неверных", которую "призваны вести" мусульмане, должна быть направлена против иноземных поработителей и предполагает поэтому объединение всех индийцев, независимо от их религиозных убеждений и кастовой принадлежности. В то же время часть идеологов "мусульманского национализма" под влиянием английской колониальной политики придавала лозунгу "священной войны" преимущественно антииндусский оттенок.

 

Автор прослеживает, как идеология "мусульманского национализма" стала проникать в ряды лидеров мусульманской части индийского крестьянства, обстоятельно освещает развитие идей "мусульманского национализма" в период народного восстания 1857 - 1859 годов. Наиболее ярко это выразилось в мировоззрении и деятельности Фазл-хака, выдвинувшего идею вооруженного антианглийского восстания и выступавшего за индусско-мусульманское единство.

 

В книге рассматривается, как зарождалась идеология религиозного сепаратизма, ставшего наиболее характерной чертой "мусульманского национализма". Раскрывая общественно- политические и идеологические процессы, содействовавшие укреплению этого реакционного направления, автор приходит к выводу о том, что развитие религиозно- общинных идей в сочетании с формированием буржуазного национализма было возможно только в колониальных условиях и что политика английских колонизаторов явилась "повивальной бабкой" религиозно-общинной идеологии (стр. 161). В целях раскола индийского национально-освободительного движения колонизаторы всячески направляли активность мусульманской верхушки по религиозно-общинному пути. Это выразилось в создании Всеиндийской мусульманской лиги (1906 г.), которая сразу же поспешила заявить о своей проанглийской позиции. Противопоставлению индусов и мусульман содействовали также раздел Бенгалии (1905 г.) и последующее введение куриальной системы выборов (1909 г.) по религиозному признаку.

 

Колонизаторская политика вызывала решительные возражения и критику со стороны передовых и наиболее дальновидных представителей как индусов, так и мусульман. Тем не менее под ее воздействием идеология общинной обособленности в "мусульманском национализме" постепенно перерастала в "коммунализм", который должен был явиться идеологическим "оправданием" религиозно-общинной розни. В недрах этой идеологии родилась реакционная теория "двух наций" - идейное оружие буржуазно-помещичьей верхушки мусульманской общины. В ходе дальнейшей эволюции этой идеологии возник лозунг образования самостоятельного мусульманского государства, выдвинутый в 30-х годах М. А. Джинной. "Мусульманский коммунализм" использовался империалистами для раскола индийского национально-освободительного движения и объективно служил интересам империалистов.

 

Автор прослеживает идеологическую борьбу, развернувшуюся вокруг теории "двух наций" и лозунга об образовании мусульманского государства. Анализу подвергнуты в монографии различные формы их интерпретации, особенно концепция идеолога "исламизации Индии" С. А. Маудуди. Вместе с тем Л. Р. Гордон-Полонская вскрывает обстоятельства, затруднявшие разоблачение реакционных идей "мусульманского национализма" в глазах широких масс. Реакционность, антинародная сущность идеи "мусульманской нации" и "мусульманского государства" отчетливо обнаружилась лишь после образования Пакистана.

 

Специальная глава посвящена показу "нищеты философии" буржуазии и помещиков Пакистана. В книге раскрыта несостоятельность утверждений М. А. Джинны и его единомышленников о том, что Пакистан является государством, основанным на идеологическом единстве. Анализируя взгляды идеологов официального направления "мусульманского национализма" Пакистана (И. Х. Куреши, М. Шарифа, Х. А. Хакима, С. А. Маудуди и др.), автор доказывает, что этого единства не было и нет даже внутри правящего блока. Серьезной критике подвергнуты в работе идеи "мусульманского социализма" как "особого" "третьего пути" развития, наносящие огромный вред формированию идеологии передовых классов пакистанского общества. Автор справедливо утверждает, что будущее Пакистана связано с идеологией и деятельностью прогрессивных сил, что во всех вопросах экономического, политического и культурного развития наиболее последовательными выразителями интересов трудящихся выступают лишь пакистанские коммунисты.

 
стр. 156

 

Читатель найдет в книге освещение идеологии важнейших течений мусульманской общественной мысли Индии и Пакистана с эпохи средневековья до наших дней. Обращает на себя внимание чрезвычайно широкий круг источников, использованных в работе. Нельзя не отметить также аргументированную полемику автора с буржуазными учеными по ряду принципиальных вопросов (см. стр. 24, 98, 135 и др.). В монографии разработан и вопрос о двойственной, противоречивой природе мелкобуржуазной идеологии, как и буржуазного национализма угнетенных наций вообще. На примере мусульманских идеологических течений Индии и Пакистана здесь раскрыто известное положение Программы КПСС о том, что "в национализме угнетенной нации есть общедемократическое содержание, направленное против угнетения, но в то же время "содержится и другая сторона, выражающая идеологию и интересы реакционной эксплуататорской верхушки"2 .

 

К сожалению, автор не сумел избежать в своей работе некоторых недостатков. Прежде всего представляется сомнительным и малообоснованным вывод о том, что антиколониальная направленность "феодального национализма" в первой половине XIX в. приводила к тому, что он оказывал на мировоззрение народных масс в тот период большее влияние, чем зарождавшиеся в Индии передовые буржуазные идеи (стр. 66). Здесь неудачна как самая постановка вопроса, так и категоричность ответа на него. Хотя оба эти идеологических течения были в тот период далеки от широких масс, каждое из них по-своему оказало на народы Индии определенное воздействие, не поддающееся, на наш взгляд, какой-либо точной сравнительной оценке. Достаточно упомянуть в этой связи о деятельности провозвестника буржуазного национального движения индийского просветителя Рам Мохан Рая, основателя общества "Брахма Самадж", который проповедовал передовые для того времени идеи, находившие отклик во всех слоях индийского общества, в том числе и в народных массах.

 

Как нам кажется, неудачно сформулировано положение о том, что "враждебное отношение части мусульманских феодалов к колониальному господству было основным проявлением "феодального национализма" (стр. 68). В самом деле, разве правомерно характеристику одной части класса (мусульманских феодалов) относить к целому ("феодальный национализм")? У читателя невольно возникает вопрос: а какова величина этой части - подавляющая или ничтожная? Если же говорить об основном проявлении "феодального национализма", то нельзя не признать (и это подтверждает все содержание рецензируемой работы), что антииндусская направленность превалировала в нем над антиколониальной.

 

Недостаточно полно раскрыто автором обратное влияние общественных движений и идеологических течений индусской части населения Индии на идеологию "мусульманского национализма". В частности, заслуживает внимания проблема воздействия гандизма, ставшего господствующим течением в индийском национально- освободительном движении. Известно, какую кипучую деятельность развернул сам М. К. Ганди во имя индусско-мусульманского единства. Эти факты должны были найти отражение на страницах книги.

 

Работа Л. Р. Гордон-Полонской, обобщившая обширный материал, содержащая интересные научные выводы, способствует дальнейшему исследованию сложных и многочисленных идеологических проблем индологии.

 

 

2 "XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза". Стенографический отчет. Т. III. М. 1962, стр. 262.

Опубликовано на Порталусе 28 мая 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама