Рейтинг
Порталус


ЦЕРКОВЬ И ВОССТАНИЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ С. РАЗИНА

Дата публикации: 29 июля 2016
Автор(ы): А. М. БОРИСОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) Вопросы истории, № 8, Август 1965, C. 74-83
Номер публикации: №1469771953


А. М. БОРИСОВ, (c)

В советской историографии история Крестьянской войны под предводительством Степана Разина представлена до сих пор небольшими работами, в которых описывается общий ход событий1. В ряде журнальных статей освещены отдельные стороны или этапы этой Крестьянской войны. Однако один из сюжетов проблемы почти не затрагивался исследователями. Речь идет об антинародной позиции русской православной церкви в отношении этого восстания. В 1670 - 1671 гг. церковь, как это было уже не раз на протяжении русской истории, выступила противником народа и помогала сломить его сопротивление и восстановить "порядок". О враждебном отношении церкви к крестьянскому восстанию в отдельных работах говорится лишь косвенно. В популярной брошюре А. М. Самсонова этот вопрос рассматривается несколько шире2 . Но, поскольку автор прослеживает отношение церкви ко всем крупным народным восстаниям вообще, он не мог достаточно глубоко проанализировать реакционную роль церкви по отношению к Крестьянской войне 1670 - 1671 годов. В небольшой, также популярной книге Н. Гантаева показывается, как складывался антинародный союз церкви и самодержавия, направленный против народа и его антифеодальных восстаний3 , несколько страниц уделено в ней и роли церкви в борьбе против восстания под руководством С. Разина.

 

В настоящей статье мы показываем антинародную, реакционную политику церкви, и в частности московской патриархии, по отношению к Крестьянской войне под руководством С. Разина, всемерное содействие церкви правительственному лагерю в кровавом подавлении вое ставшего крестьянства.

 

Созданное в течение веков огромное церковное и монастырское землевладение, с его безудержной эксплуатацией крестьянских масс и городского населения, неизбежно порождало выступления народа против засилья церковных феодалов. Земельные конфликты крестьян и посадского населения с духовенством нередко перерастали в открытые восстания.

 

В 60-х годах XVII в. за 476 монастырями было закреплено 87907 крестьянских дворов, в том числе за 32 крупными монастырями - 55243 двора, что составляло 62,8% всех монастырских дворов4 . Патриарший дом в 60 - 70-х годах XVII в. ежегодно взимал со своих крепост-

 

 

1 В. И. Лебедев. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. М. 1955; И. В. Степанов. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. М. 1957; И. И. Зевакин. К вопросу об участии мордовского народа в Крестьянской войне под руководством Разина. Саранск. 1949.

 

2 А. М. Самсонов. Антифеодальные народные восстания в России и церковь. М. 1955.

 

3 Н. Гантаев. Церковь и феодализм. М. 1960.

 

4 П. Малыгин. Роспись 170 г. "Записки Отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества". Т. II. СПБ. 1861, стр. 401 - 402.

 
стр. 74

 

ных крестьян, оброчных и неокладных, денежные сборы на сумму 8108 руб.; его годовой денежный доход от рыбных промыслов на Нижней Волге был свыше 19 тыс. рублей5 . Такие же колоссальные денежные доходы имели и многие крупные монастыри. Например, в 60-х годах XVII в. средний годовой доход Соловецкого монастыря составлял 40652 руб., расход - 31610 руб., чистый доход - 9042 рубля6 . По меткому определению В. О. Ключевского, монастыри представляли собой "черноризческое барство"7 , жившее за счет эксплуатации огромной массы крепостных крестьян. Активно проявляла себя церковь в колонизационном движении. Одновременно с освоением новых пространств, роспашью земель, построением сел, деревень, погостов православная церковь и ее монастыри начиная с середины XVI в. развернули энергичную деятельность в Поволжье, захватывая там земли русского и нерусского крестьянства (татар, мордвы, чувашей, мари). Буржуазные историки, в частности С. М. Соловьев, усматривали в этом лишь "просветительную" роль церкви. С. М. Соловьев писал, что "духовный поход [архиепископа] Гурия в Казань был завершением... великого подвига, совершенного для торжества христианства над мусульманством" 8 . В миссионерской деятельности православного духовенства он не видел распространения феодального гнета над нерусскими народами Поволжья, земли которых духовные феодалы прибирали к своим рукам. Патриаршеству в середине XVII в. по рекам Майне и Утке принадлежало только пашенной земли 15 тыс. десятин9 . Православные монастыри захватили сотни сел и деревень. В этом районе было 23 монастыря, в том числе 7 монастырей в Нижегородском уезде и 5 в Казанском, и все эти монастыри в 1678 г. владели 7005 крестьянскими дворами. Наиболее крупным монастырем был свияжский Троицкий, имевший 1247 дворов10 . Активное участие в порабощении народов Поволжья принял и крупный духовный феодал - Троице-Сергиев монастырь.

 

Безусловно, духовные феодалы были не единственными поработителями крестьянских и посадских масс, вместе с крепостниками в рясе феодальную эксплуатацию усилили помещики и самодержавие. Соборное Уложение 1649 г., окончательно закрепостившее крестьян, расширило власть феодалов над крестьянами, что привело к росту крестьянских движений в стране. В результате длительных войн России с Польшей и Швецией (1654 - 1667 гг.) правительство увеличило государственные повинности и налоги, это в сильнейшей степени ускорило развитие массового крестьянского движения. Одновременно происходило нарастание протеста и среди угнетенных нерусских народностей как вообще в стране, так и в районе Нижней и Средней Волги-все это ускорило приближение Крестьянской войны, в которой угнетенные народности, независимо от национальных и религиозных различий, выступали совместно с русским народом.

 

Поскольку Крестьянская война под предводительством Степана Разина имела резко выраженный антифеодальный, антикрепостнический характер и своим острием была направлена на разрушение и ликвидацию феодального землевладения, как дворянского, так и церковно-монастырского, постольку духовные феодалы и на этот раз оказались в еди-

 

 

5 М. Горчаков. О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и святейшего Синода. СПБ. 1871, приложение 3, стр. 219 - 224, 227 - 228, 231.

 

6 Центральный государственный архив древних актов, ф. Соловецкого монастыря 1201, оп. 1, д. 63, лл. 19об. - 35, 48 - 104; д. 58, лл. 4 - 261; д. 65, лл. 3 - 161.

 

7 В. О. Ключевский. Курс русской истории. Т. II, ч. 2. М. 1957, стр. 272.

 

8 С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. Кн. IV, т. 7. М. 1960, стр. 68.

 

9 "Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII век". М. 1955, стр. 790.

 

10 Н. Никольский. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. Т. I, вып. I. СПБ. 1897, приложение I, стр. IV-V.

 
стр. 75

 

нам правительственном лагере против восставшего народа, за сохранение своих земельных привилегий и феодально-самодержавного строя.

 

Вторая Крестьянская война не была войной ни за старую, ни за новую веру. Как в первой Крестьянской войне, так и во второй официальным лозунгом борьбы был лозунг "хорошего" (крестьянского) царя. Рассчитанный на привлечение к восстанию широких крестьянских и посадских масс, этот лозунг имел тогда главным образом агитационное, мобилизующее значение. Ярко выраженный царистский характер Крестьянской войны и активная борьба церкви с восставшим народом исключали возможность выдвижения религиозных лозунгов еретического характера. Между прочим, С. Разин пытался договориться с опальным бывшим патриархом Никоном. В 1676 г. церковный собор предъявил Никону обвинение в том, что к нему от С. Разина на Белоозеро в Феропонтов монастырь приходили три казака ("Федька да Евтюшка, третьего имя неизвестно") с предложением приехать в Симбирск11 . Никон признал, что к нему действительно приходили казаки, что, по словам казаков, у них в отряде было 5 тыс. человек 12 . Но не на религиозной основе пытался вождь восстания договориться с Никоном - он рассчитывал использовать его присутствие в лагере восставших для расширения базы восстания.

 

К. Маркс заметил, что Степан Разин и его единомышленники "в одном месте... возмущали православных за гонимого патриарха", в другом - "подущали старообрядцев враждою против нововведений этого самого патриарха" 13 . Как видно, вождь восстания и его единомышленники стремились шире использовать в войне все формы недовольства народа существовавшим режимом. Не случайно во флотилии Степана. Разина имелось две баржи - одна из них была обита черным бархатом, - где будто бы находился опальный бывший патриарх Никон, в другой, обитой красным бархатом, - царевич Алексей Алексеевич, в действительности умерший за год до начала восстания.

 

Восставшие крестьяне и казачество смотрели на духовных феодалов как на своих угнетателей и врагов. Поэтому "...бунт его (С. Разина. - А. Б.), - отмечал К. Маркс, -был направлен и против попов"14 , которые активно боролись с Крестьянской войной и защищали свои привилегии. "А которые-де священники, его, вора Стеньку, обличали, - говорится в одном из документов, - и тех он одного посадил в воду, а другому руку да ногу велел отсечь"15 . Но при этом следует отметить, что некоторая часть городского и сельского приходского духовенства, также эксплуатировавшегося высшим духовенством и по своему имущественному положению близко стоявшего к народу, принимала участие в этой Крестьянской войне на стороне народа.

 

Защищая церковную феодальную земельную собственность, крепостное право и самодержавие, патриарх Иоасаф призвал церковь и все высшее духовенство к открытой борьбе против восставшего народа. Эта борьба, развернувшаяся с самого начала Крестьянской войны под предводительством С. Разина, прослеживается на всех ее этапах. Церковь и правительство прежде всего пытались подорвать в "православном народе" авторитет вождя Крестьянской войны. "И он, Стенька, - говорилось в одном официальном документе, - предався в неискусен ум неподобная творити, износил на имя господне и на его святую церковь хулу и священников з Дону учал збивать, хотя жить без браку, и тем

 

 

11 "Крестьянская война под предводительством Степана Разина". Сборник документов. Т. III. М. 1962, N 288, стр. 355 - 358.

 

12 Там же, N 290, стр. 358 - 359.

 

13 К. Маркс. Степан Разин. "Молодая гвардия", 1926, N 1, стр. 123.

 

14 Там же, стр. 124.

 

15 "Крестьянская война под предводительством. Степана Разина". Т. I. М. 1954. N 183, стр. 252.

 
стр. 76

 

истинные християнские народы от бога отлучены учинить и осквернить"16 . Обвинив С. Разина в "богохульстве" и "богоотступничестве", патриарх Иоасаф заявил: "И в нынешнее время, что вор Стенька с товарищи злые богоотступные, на кровь християнскую наступая, дела объявил..." 17 . В других своих грамотах18 , которые также рассылались по всей России, патриарх и правительство стремились показать С. Разина и всех восставших как ярых врагов православной церкви, надеясь этим расколоть лагерь восставших и отвлечь народ от вооруженной борьбы. Он - "донской казак, - говорится в этих грамотах, - забыв господа бога и святую соборную и апостольскую церковь и православную христианскую веру, своровал, ему, великому государю, и всему Московскому государству изменил... А про спасителя нашего Иисуса Христа говорит он (С. Разин. - А. Б.) всякие хульные слова"19 . Следовательно, как правительство Шуйского, так и Романова, обличая руководителей крестьянских восстаний в "богоотступничестве" и "богохульстве", одинаково старались подорвать их авторитет в среде верующих и при помощи церкви идеологически воздействовать на народные массы, чтобы помешать им присоединяться к восставшим. Стремясь разложить восставших, патриарх и высшее духовенство запугивали крестьянство "божьим наказанием" и отлучением от церкви.

 

Астраханский митрополит Иосиф, выполняя указания правительства и патриарха, стал верным помощником воеводы И. С. Прозоровского при обороне Астрахани против повстанцев, когда они вторично появились около города, а затем в борьбе с отрядом Василия Уса. При приближении С. Разина к Астрахани стрельцы и посадские люди готовы были открыть городские ворота и присоединиться к восставшим. Митрополит Иосиф обратился в соборе с проповедью к посадским людям и стрельцам, призывая их быть верными царю и оказать сопротивление повстанцам. За непослушание Иосиф грозил отлучением от церкви. В то время стрельцы проявляли недовольство из-за задержки выплаты им жалованья. Митрополит пошел даже на то, что выдал стрельцам 600 руб.; по его указанию на эту же цель 2 тыс. руб. ассигновал Троицкий астраханский монастырь20 .

 

Когда восставшие подошли к стенам города, митрополит Иосиф и архиепископ Феодосии созвали на митрополичьем дворе сотников, пятидесятников, "лучших" людей, где "долго уговаривали их постараться за дом пречистой богородицы, послужить великому государю верою и правдою, биться с изменниками мужественно"21 . Не надеясь, однако, на стрельцов и посадских людей, Иосиф распорядился, чтобы астраханские монахи приготовили свои монастыри к обороне; в оплот сопротивления восставшим был превращен астраханский кафедральный собор. Но укрывшихся в соборе феодалов и духовенство астраханские стрельцы отказались защищать, и этот последний оплот сопротивления пал 22 июня 1670 года. Взяв город, восставшие расправились с астраханскими властями. Воевода И. С. Прозоровский был сброшен с раската, его старший сын повешен, понесли наказание и другие представители господствующего класса, активно боровшиеся против восставших22 .

 

Против отряда Василия Уса, находившегося долгое время в Астрахани, митрополит Иосиф вел упорную борьбу. Он стремился изолировать

 

 

16 Там же, N 137, стр. 193.

 

17 Там же.

 

18 Там же, N 111, стр. 162; N 141, стр. 196; N 143. стр. 201.

 

19 Там же, N 141, стр. 196 - 197.

 

20 С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. Кн. VI, т. 11. М. 1961, стр. 302.

 

21 Там же, стр. 303.

 

22 Я. Я. Стрейс. Три путешествия. М. 1935, приложение, стр. 363 - 364; "Крестьянская война под предводительством Степана Разина". Т. III, NN 192, 210, стр. 213 - 220, 235 - 236.

 
стр. 77

 

отряд от населения Астрахани и помешать установлению связи восставших с казаками Дона и Терека. От царя митрополит получил в разное время три грамоты, адресованные к астраханцам и казакам Василия Уса и призывавшие отойти от восстания. Иосиф снимал копии с этих грамот и раздавал их священникам для зачтения с амвона.

 

Одну из грамот казаки отняли у митрополита и пригрозили ему расправой. "Иосиф, - писал А. Н. Попов, - постоянно обличавший мятежников, и архиепископ Феодосии (находились. - А. Б.)под наблюдением и постоянными угрозами"23 . Но, несмотря на эти угрозы, митрополит упорно стремился разложить отряд Василия Уса и уговорить горожан, чтобы те не поддерживали казаков. Вместе с протопопом Иоаном и другими духовными лицами митрополит приходил на казачий круг для зачтения другой царской грамоты. "Вы должны, - говорил Иосиф горожанам и стрельцам, - схватить изменников и заключить их в (тюрьму - А. Б.), а вас государь помилует". Но казаки, стрельцы и горожане не думали подчиняться царю. Казаки обвинили митрополита в переписке с царскими властями, "и по твоему- де письму, - говорили ему казаки, - Терек и Дон отложилися от нас. Довольно тебе чинить смуты, слагать самому или с боярами грамоты..., тужит по тебе раскат"24 . Подозревая митрополита в связях с Москвой, Тереком и Доном, казаки стали вести розыск среди священников.

 

11 мая 1671 г. Василий Ус созвал казачий круг и пригласил на него митрополита Иосифа. Ему снова было предъявлено обвинение в подрывной работе против восставших, а он, в свою очередь, требовал прекратить вооруженную борьбу, заявляя, что царь "простит их вины". Убедившись, что митрополит не отказывается от враждебных действий по отношению к повстанцам, казаки приговорили его к смертной казни и тут же по приказу атамана Федора Шелудяка сбросили с раската25 .

 

Патриарх и церковь особенно активизировали свою борьбу с восставшим народом, когда С. Разин направился к Симбирску. В сентябре 1670 г., то есть в самый критический момент борьбы с правительственным войском под Симбирском, патриарх Иоасаф обратился с грамотой ко всему духовенству и всем православным христианам с призывом вечно и мужественно стоять за царя. Патриарх обязал духовенство зачитывать свою грамоту в городах, селах, деревнях, церквах, в правительственных войсках и "где и инде прилучитца".

 

Обращаясь ко всему православному духовенству и царским ратным людям, патриарх Иоасаф писал: "Чтоб им, памятуя великого государя крестное целованье, како обещались твердо блюсти и мужественно и храбро стояти против всякого его государева неприятеля и изменника, за веру православную християнскую и за святые божий церкви, и за... царя Алексея Михайловича... ему, великому государю, служити верно"26 . Поскольку некоторые сельские священники переходили на сторону восставших, патриарх Иоасаф под страхом смерти и отлучения от церкви предупреждал низшее духовенство, чтобы ему "ни к какой шатости не пристовати, и ни на какие прелести вора и изменника Стеньки Разина с товарищи не прельщатися". "Отец церкви" призывал правительственные войска и духовенство, чтобы они города и села от "воров" защищали и Разину их не сдавали, "воевод и всяких приказных людей

 

 

23 А. Н. Попов. История возмущения Ст. Разина. "Русская беседа". Кн. VI. М. 1857, стр. 78.

 

24 Там же, стр. 80; "Крестьянская война под предводительством Степана Разина". Т. III, N 192, стр. 213 - 216.

 

25 А. Н. Попов. Указ. соч., стр. 80 - 81; "Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина". Т. III, N 192, стр. 217 - 220.

 

26 "Крестьянская война под предводительством Степана Разина". Т. II. М. 1957, Ч. I, N 67, стр. 79.

 
стр. 78

 

не выдавали" 27 . Таким образом, церковь оказала огромную помощь правительству в решающих сражениях с восставшими.

 

Выполняя наставления патриарха, духовенство Приволжского и Южного районов все свои усилия направило на разложение лагеря восставших. Зачитывая и разъясняя грамоты патриарха, оно стремилось помешать крестьянам, посадскому населению и стрельцам присоединяться к восстанию и тем самым ослабляло силу Крестьянской войны. Монашеская братия превращала свои монастыри в опорные пункты вооруженной борьбы против восставшего народа, начиная от Астрахани до Симбирска и далее до Нижнего Новгорода и Тамбова.

 

По указанию патриарха архимандриты и игумены монастырей, расположенных в районах восстания, снабжали правительственные войска продовольствием, фуражом, давали обозных лошадей, предоставляли убежища в монастырях бежавшим дворянам и их семьям. Многие священники и монахи выполняли в пользу царских войск разведывательную службу и сообщали им сведения о передвижении повстанческих отрядов, их количестве, планах28 .

 

Нередко монастыри оказывали отрядам Степана Разина сильное вооруженное сопротивление, причем монахи стремились силой и обманом привлекать на свою сторону монастырских крестьян и работных людей. 10 октября 1670 г. около 6 тыс. крестьян и казаков под предводительством атамана Максима Осипова выступили из Лысковской волости по направлению к Нижнему Новгороду, где на их пути был Макарьев-Желтоводский монастырь, за стенами которого находились вооруженные монахи. Этот монастырь беспощадно угнетал крестьян Лысковской и других волостей, поэтому они и присоединились к отряду атамана Осипова для борьбы с монастырем. Перед началом штурма монастыря атаман М. Осипов направил восемь казаков для переговоров с архимандритом Пахомием о сдаче монастыря восставшим. Но архимандрит приказал схватить казаков и заключить их в монастырскую тюрьму29 . Тогда восставшие осадили монастырь. Братия ответила оружейным и пушечным огнем.

 

Об обороне монастыря архимандрит Пахомий сообщал патриарху Иоасафу в Москву: "В 1670 г. приступили к Макарьеву монастырю воры и изменники казачишки, с Лысковцы и Лысковской и иных многих волостей со многими людьми, нощью к деревянной рубленной стене, огненными велики привалы и пушечным боем"30 . Далее архимандрит писал, что, несмотря на незначительные силы, монахи выступили на защиту своей обители, применяя против восставших пушки, мушкеты и прочее оружие. В первый день повстанцам не удалось взять монастырь. На следующий день М. Осипов отправился на переговоры к архимандриту, взяв с собой сельского священника Максима Давыдова. Архимандрит согласился отпустить арестованных казаков, и осада монастыря была снята, но временно. В середине октября М. Осипов объединился с двумя другими атаманами (Черноусенко и Долгим). Теперь силы восставших возросли до 15 тыс. человек. Восстанием были охвачены, кроме села Лыскова, и другие соседние села Нижегородского уезда - Мурашкино, Павлово, Гридино31 . 16 и 17 октября восставшие вторично осадили Макарьев монастырь. Бобыли и работные люди, находившиеся в монастыре, перешли на сторону восставших, а монахи, не выдержав осады, сдали монастырь и бежали в Нижний Новгород. Восставшие захватили

 

 

27 Там же.

 

28 Там же, N 124, стр. 148 и др.

 

29 Там же, N 127, стр. 265 - 266.

 

30 ААЭ, т. IV, N 182, стр. 233.

 

31 А. К. Кабанов. Две версии осады Макарьева-Желтоводского монастыря разинцами в октябре 1670 года; "Действия Нижегородской губернской ученой архивной комиссии". Сборник. Т. XVII, вып. 3. Нижний Новгород. 1914, стр. 2 - 6.

 
стр. 79

 

монастырскую казну, пушки, оружие, коней, хлеб, фураж, уничтожили все крепостные и кабальные (долговые) документы32 .

 

Вместе с крестьянами Макарьева монастыря на борьбу против духовных феодалов выступили одновременно и крестьяне сел Варварскою и Андрейкова и деревень, принадлежащих Троице-Сергиеву монастырю: После подавления Крестьянской войны архимандрит Феодосии просил царя Алексея возвратить все захваченное крестьянами монастырское имущество, а над крестьянами учинить жестокую расправу, к письму Феодосии приложил список участников восстания33 .

 

Когда восставшие заняли ряд волостей Нижегородского уезда и стали готовиться к взятию Нижнего Новгорода, духовенство и приказные люди города известили грамотой воеводу Юрия Долгорукова об опасности, грозящей Нижнему Новгороду, и просили на помощь "послать... конных и пеших ратных людей". Получив это сообщение, воевода направил на защиту города полк под командованием младшего воеводы К. О. Щербатова34 .

 

Случаи выступления монастырских крестьян против своих духовных феодалов и присоединения их к отрядам Степана Разина не оставались единственными. Можно твердо говорить о том, что повсюду в районах действия восставших монастырские крестьяне примыкали к движению. Восставшие крестьяне и казаки в декабре 1670 г. и январе 1671 г. заняли Троицкий монастырь на Тамбовщине и контролировали все дороги, ведущие на юг и юго-запад, так что в эти "места от воровских людей ездить опасно", - писал царю воевода И. Бутурлин35 . При занятии этого монастыря восставшие захватили три пушки и много другого оружия, которое монахи и солдаты применяли в борьбе с восставшими.

 

В сборнике документов, относящихся к истории Крестьянской войны, имеется ряд "отписок" царских воевод о чтении "увещательных" грамот патриарха и царя в города и села в районах, охваченных восстанием. Воевода Ю. Долгоруков в своей "отписке" от 28 октября 1670 г. сообщает, что он посылал в села Покровское, Павлово и др. Нижегородского уезда стольника Л. Ермолова и с ним саранского попа Ивана Васильева, чтобы "всех крестьян для истинной верности привести к вере в церкве по чиновной книге"36 . В другой своей "отписке" воевода Ю. Долгоруков сообщает, что с помощью священников он привел к присяге крестьян села Спасского с деревнями, принадлежавшими патриарху Иоасафу, а также в монастырских селах и во многих помещичьих селениях Нижегородского уезда - всего 1665 крестьян37 . То же самое сообщает и воевода Ю. Барятинский, которому удалось при помощи монастырского строителя в городе Алатыре и священников привести к "верности" царю и церкви население Алатыря и его окрестностей38 ,

 

Осенью 1670 г. многие повстанческие отряды, действовавшие разрозненно, начали терпеть одно поражение за другим. В это время царские воеводы особенно активно пользовались в борьбе с восставшим народом поддержкой церкви. В церквах и на площадях священники организовывали собрания, на которых призывали население отступиться от "вора-изменника Стеньки Разина":

 

Читая и разъясняя "увещательные" царские грамоты, местное духовенство настоятельно советовало восставшим горожанам, крестьянам и стрельцам обратиться к царю с "повинными челобитными".

 

 

32 "Крестьянская война под предводительством Степана Разина". Т. II, ч. I, N 407, стр. 527.

 

33 Там же, N341, стр. 430 - 431.

 

34 Там же, N 215, стр. 263 - 264, N 222, стр. 270 - 271.

 

35 Там же, N 418, стр. 543.

 

36 Там же, N 175, стр. 208 - 209.

 

37 Там же, N 244, стр. 293.

 

38 Там же, N 251, стр. 302.

 
стр. 80

 

Не видя возможности победы над правительственными отрядами и стремясь избежать расправы со стороны карательных отрядов, население в некоторых местах было вынуждено послать царю такие "повинные челобитные". Как правило, священники ставили за неграмотных свои подписи. Такие челобитные были посланы царю от жителей городов Нижнего и Верхнего Ломова, Керенска, Атемара и из некоторых других мест 39 . Но это не означало, что угнетенное население повсюду отказывалось от дальнейшей борьбы. Так, крестьяне сел Вирятино и Козьминой гати, Тамбовского уезда, сообщает воевода С. Хрущев, несмотря на уговоры игумена и братии Троицкого монастыря, отказались принести царю "свои вины"40 . В других местах священники и приказные люди, убеждавшие восставших прекратить вооруженную борьбу, решительно изгонялись народом, а иногда самих "агитаторов" восставшие крестьяне и горожане убивали41 .

 

В Крестьянской войне вместе с русскими крестьянами и казаками широкое участие принимали, как уже отмечалось выше, и нерусские народности. После поражения С. Разина под Симбирском они продолжали сражаться против правительственных войск. Так, 7 и 8 декабря 1670 г. под Алатырем, возле мордовской деревни Баевой, произошло крупное сражение восставших с полками воеводы Ю. Долгорукова. Со стороны восставших в этом сражении участвовало свыше 20 тыс. человек42 , большинство - мордовские и татарские крестьяне. В их разгроме, немалую роль сыграло русское духовенство.

 

Продолжали борьбу марийцы и чуваши, которые действовали в районе деревень Кушино, Сугути, Чебоксарского уезда, где в декабре 1670 г. они объединились с казацким отрядом и вступили в бой против московской рати, но также потерпели поражение43 . Через два дня после этого поражения (в конце декабря) воевода направил в эти и другие-деревни толмача Д. Андреева и подьячего А. Лаптева для зачтения "увещательной" царской грамоты. В этой грамоте правительство стремилось "по-своему" объяснить причину выступлений нерусских народностей против царских властей. В ней говорилось, что восстание "учинилось не от них", а от "Степана Разина с товарищи, которые прельстили многих прелестными воровскими письменами", и от "русских людей, которые умеют грамоты...". А марийцы - простые люди - по своему не? знанию и слепоте пошли за Ст. Разиным и его товарищами и тем навели на себя "кару царскую". Далее в грамоте говорилось, чтобы марийцы служили царю по- прежнему верно, и тогда царь простит их "вины", и что "во всяком языце бойся бога и делай правду...", "хотя ...черемиса и не крестилися" 44 . В составлении "увещательных" царских грамот, обращенных к нерусским народностям, принимал участие и патриарх, который стремился воздействовать на их религиозные чувства и запугать божьей карой за неповиновение царю.

 

Призывая правительственные войска и духовенство на борьбу с восставшими, патриарх Иоасаф писал: "И да укрепит вас господь бог на всякого врага видимаго и невидимаго", а "вора и крестопреступника" изменника Стеньку Разина с товарищи да покорит господь бог великому государю.,."45 . И далее в этой грамоте патриарх требует от царских воинов: "твердо блюсти и мужественно и храбро стояти против всякого его

 

 

39 Там же, N 325, стр. 411; N 339; стр. 427; N 358, стр. 455.

 

40 Там же, N 327, стр. 423.

 

41 Там же, N 124, стр. 148; N 237, стр. 284 и др.

 

42 Там же, N 360, стр. 457 - 459; N 363, стр. 461.

 

43 Там же, N 366, стр. 465.

 

44 Там же, N 380, стр. 493.

 

45 "Крестьянская война под предводительством Степана Разина". Т. II, Ч. I, N 67, стр. 80.

 
стр. 81

 

государства неприятеля и изменника, за веру православную християнскую и за святые божий церкви, и за великого государя...". С. Разина и его товарищей патриарх называет "орудием сатаны", "сосудом дьявольским". С. Разин-де забыл "крестное целование и милость" царя и потому "изменил... всему Московскому государству". Дав такую характеристику вождю восстания, патриарх фальсифицирует всю историю этой Крестьянской войны и особенно ее классовую направленность. С. Разин и восставшие обвинялись в неслыханных злодеяниях, бесчисленных убийствах дворян и духовенства. Так, Иоасаф писал, будто бы С. Разин "не насытился тех невинных кровей... яко и самих младенцев не щадил"46 , что восставшие "церкви божий" беспощадно разрушают и т. п.

 

Благословляя правительственные войска на разгром Крестьянской войны и карательные расправы, патриарх требовал от местного духовенства не только содействия воеводам и их полкам в подавлении восстания, но и превращения монастырей в опорные пункты военных действий против повстанцев. Царское воинство и духовенство "должны служить великому государю верно", - поучал Иоасаф 47 .

 

Использование двух тактических линий в действиях духовенства против повстанцев - "креста и меча" - менялось сообразно с развитием Крестьянской войны, а нередко осуществлялось и одновременно. Собственноручно написанные "отцами" русской православной церкви наставительные грамоты о борьбе с восставшим народом и их активное исполнение духовенством свидетельствуют о том, что служители культа не только помогали "государевой рати" в жестокой расправе над своими же "православными христианами", но и непосредственно участвовали в подавлении Крестьянской войны.

 

Поскольку правительству и церкви не удалось опорочить С. Разина в глазах народа и подорвать огромное уважение к вождю Крестьянской войны, то по указанию царя патриарх и весь "освященный" собор прибегли к самому сильному средству. 12 марта 1671 г. патриарх Иоасаф, митрополиты, епископы, со всем "освященным" собором, "видя, что Стенька Разин на святую церковь воюет тайно и явно", а царь, "заботясь о церкви, больше того терпеть не позволяет", "того вора Стеньку и единомышленников его проклята и от церкви отгнаша"48 и затем, объявив их еретиками, предали анафеме 49 .

 

К. Маркс по этому поводу писал: "По приказу царя агнец божий московский патриарх предал анафеме Стеньку (бунт его, конечно, был направлен и против попов!)". И все попы торжественно провозгласили "анафему вору и богоотступнику и обругателю святой церкви - Стеньке Разину со всеми его единомышленниками"50 .

 

В приговоре по делу Степана Разина и его брата Фрола были повторены все "обвинения" в адрес С. Разина: отступничество от веры, богохульство, запрещение строить церкви, изгнание священников, насилие над ними и т. п. Жестокая казнь вождя восстания объяснялась как наказание "за... злые и мерские перед господом богом дела". В приговоре определялось, что царские войска одержали победу над восставшими лишь при "помощи бога", патриарха и высшей церковной иерар-

 

 

46 "Сказка о Стеньке Разине". "Древняя Российская вивлиофика". М. 1791. XVIII, стр. 427; "Крестьянская война под предводительством Степана Разина". Т. II, ч. I, N 67, стр. 78 - 80.

 

47 "Крестьянская война под предводительством Степана Разина". Т. II, ч. I, N 67, стр. 79.

 

48 "Сказка о Стеньке Разине". "Древняя Российская вивлиофика". М. 1791, XVIII, стр. 427. "Крестьянская война под предводительством Степана Разина". Т. III, N 291, стр. 365.

 

49 "Крестьянская война под предводительством Степана Разина". Т. III, N 318, стр. 392 - 393.

 

50 К. Маркс. Степан Разин. "Молодая гвардия", 1926, N 1, стр. 124 - 125.

 
стр. 82

 

хии51 , а "освященный" собор эту победу приписывал "заступлению пресвятыя владычицы... богородицы"52 . После разгрома восставших царское правительство вынесло благодарность и вручило награды священникам, активно помогавшим царским войскам в борьбе с восставшими53 . А некоторым высшим духовным иерархам за "особые заслуги" в разгроме восставших раздало земельные участки в районе "диких полей" - каждому по 1000 четвертей, оформляя это дарение указом от 21 июня 1672 года54 . Следовательно, правительство официально отметило ту большую роль, которую церковь и духовенство играли в организации кровавого подавления Крестьянской войны.

 

По случаю победы над восставшим народом духовенство по указу патриарха и правительства всюду отслужило "благодарственные" молебны55 . А народ, загнанный местным духовенством на эти молебны, приводился к присяге на верность "царю-батюшке". "Отцы" церкви и местное духовенство во время молебнов стремились убедить народ в бессмысленности его борьбы против своих господ, внушить ему, чтобы он положился в "устроении своей жизни" на бога, церковь и царя56 . Так церковь идеологически оформила победу над восставшими.

 
Власть царска веру охраняет,
власть царска веру утверждает;
Союзно общество гнетут... - 

писал А. Н. Радищев в оде "Вольность".

 

Таким образом, церковь, являясь идеологической опорой царизма, всеми своими материальными и духовными силами стремилась увековечить крепостное рабство. Опираясь на свою реакционно-консервативную идеологию, церковь постоянно проповедовала классовое примирение крестьянства с феодалами. А во время их острых классовых конфликтов, во время крестьянских и городских антифеодальных восстаний русская церковь выступала надежным и верным союзником дворянства и самодержавия, не брезгуя никакими средствами. Она всегда стремилась подчинить народ самодержавной власти. Такова была реакционная роль церкви во время народных восстаний.

 

 

51 Б. Д. Греков. Новые материалы о движении Ст. Разина. "Летопись занятий Историко-Археографической комиссии". Вып. 34. Л. 1927, стр. 209 - 215; "Крестьянская война под предводительством Степана Разина". Т. III, N 81, стр. 83 - 87.

 

52 М. Н. Тихомиров. Записки приказных людей XVII в. "Труды" Института истории АН СССР, т. XII, 1956, стр. 446; "Крестьянская война под предводительством Степана Разина". Т. III, N 81, стр. 87.

 

53 "Крестьянская война под предводительством Степана Разина". Т. II, ч. I, N 32, стр. 41- 42, N 251, стр. 302.

 

54 ПСЗ. Т. I, N 521, стр. 899.

 

55 "Крестьянская война под предводительством Степана Разина". Т. III, N 291, стр. 368.

 

56 ААЭ, т. VI, N 187 и другие акты.

 

 

Опубликовано на Порталусе 29 июля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама