Рейтинг
Порталус

И. Р. ГРИГУЛЕВИЧ. "МЯТЕЖНАЯ" ЦЕРКОВЬ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ

Дата публикации: 02 февраля 2017
Автор(ы): Я. С. ЛАРИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1485990773


Я. С. ЛАРИН, (c)

М. Изд-во "Наука". 1972. 411 стр. Тираж 7100. Цена 1 руб. 89 коп.

Работа И. Р. Григулевича посвящена исследованию процесса возникновения "мятежной" церкви, то есть течения, призывающего пересмотреть с учетом революционных сдвигов в мире традиционные реакционные социально-экономические концепции католической церкви в одном из главных католических регионов мира - в Латинской Америке. Автор показывает, что Латинская Америка остается могучим бастионом католицизма. 200 тыс. священников и монахов, тысяча епископов, 15 кардиналов стараются удержать под влиянием церкви почти четверть миллиарда человек. Католические профсоюзы (по данным их руководителей) насчитывают 5 млн. членов. В боль-

стр. 162


шинстве латиноамериканских стран действуют христианско- демократические партии, которые стоят у власти в Венесуэле, до последнего временя находились у власти в Чили и оказывают сильное воздействие на политику правительств в ряде других государств. В 1965 г. в католических университетах обучалось 20% всех студентов, а в католических школах - 60% всех учащихся средних учебных заведений. В этом обширном районе церковь обладает до сих пор огромными материальными богатствами, включая крупную земельную собственность (стр. 15 - 16).

На широком историческом материале в работе показаны тесные взаимоотношения католической церкви в Латинской Америке с самыми реакционными силами: земельной олигархией, крупной буржуазией, связанной с США и с военщиной. Особое внимание уделено в книге антинародной роли католической церкви на Кубе в дореволюционный период и в первые годы после революции, когда реакционные силы еще не теряли надежды на восстановление старых порядков. Подтверждением выводов автора служит признание арестованного властями руководителя подпольной клерикальной подрывной организации "Революционное народное движение" Р. Гонсалеса, заявившего, что 95% всех церковников на Кубе поддерживало контрреволюцию (стр. 92).

В последнее время, особенно после второй мировой войны, безоговорочная поддержка реакционных диктаторских режимов по- прежнему приносила католической церкви преимущества в виде материальных богатств, однако ее авторитет и влияние в народных массах, видевших в духовенстве союзников эксплуататорских классов, падали. Церковь, чутко реагирующая на изменение политической обстановки, не могла не заметить опасности, таящейся для нее в случае продолжения прежней политической линии. Поэтому она вносит серьезные коррективы в свою доктрину и практические действия. Эта "обновленческая" тенденция нашла наиболее яркое выражение в решениях II Ватиканского собора, проходившего в Риме в 1962 - 1965 гг., и автор правильно связывает начало "нового курса" церкви в Латинской Америке именно с этим собором. Правда, "мятежные" элементы из среды католического духовенства латиноамериканских стран появлялись и до этого времени: например, мексиканские священники Идальго и Морелос, которые стали руководителями национально-освободительной войны мексиканского народа против испанского колониального ига в 1810 - 1815 годах. Они были отлучены официальной церковью, более 100 лет числились в списках церковных преступников, и только под влиянием "обновленческих" тенденций их реабилитировали.

В работе прослежена позиция латиноамериканского духовенства на II Ватиканском соборе. Выступления чилийского кардинала Р. С Энрикеса, бразильского архиепископа Э. Камары, мексиканского епископа М. Арсео и других свидетельствуют об их глубокой озабоченности по поводу места церкви в событиях, проходящих на "бурлящем континенте". И. Р. Григулевич показал, что даже иезуиты, обычно занимавшие крайне правое крыло в рядах церковников, изменили свою тактику и стали активно выступать за социальные реформы. Особый интерес представляет анализ взглядов иезуитских священников Утара и Пэна, которые в своей работе "Церковь и революция в Латинской Америке"1 с симпатией оценивали коммунистическое учение, приветствовали революционные преобразования и призывали церковь поторопиться возглавить эти преобразования, чтобы не оказаться на обочине столбовой дороги развития общества (стр. 134 - 138). Автор подчеркивает, что часть католического духовенства не ограничилась словесным осуждением существующих социальных порядков и политики церкви. Наиболее прогрессивные священники становились на путь активной борьбы за программу революционных преобразований. В этой связи большой интерес представляют материалы о жизни и деятельности героя колумбийского народа священника К. Торреса, с оружием в руках боровшегося против карателей и погибшего в бою с "зелеными беретами" в начале 1967 года. Его смерть привела к созданию "Движения Камило Торреса", охватившего все страны Латинской Америки. Сотни священнослужителей приняли участие в борьбе против засилья американского империализма, антинародной власти реакционных буржуазно-помещичьих сил. Координатором "Движения" на длительное время стал уругвайский иезуит Х. К. Саффарони (стр. 150 - 161, 205).

Значительное внимание И. Р. Григулевич уделил рассмотрению тех шагов высшего церковного руководства, которые были предприняты, чтобы предотвратить распростра-


1 F. Houtart and E. Pin. The Church and the Latin American Revolution. N. Y. 1965.

стр. 163


нение мятежных настроений в латиноамериканском духовенстве. В августе 1968 г. впервые в истории в Латинскую Америку нанес визит папа Павел VI. Он принял участие в работах II Латиноамериканской епископальной конференции, собравшейся в г. Медельине (Колумбия). В своем выступлении перед епископами папа обрушился с критикой на церковных "мятежников", бросающих вызов церковному руководству и отвергающих основные положения католической философии, и особенно осудил тех, кто пытался совместить католическую веру с революцией (стр. 219). Речь Павла VI с восторгом была принята латиноамериканской олигархией. Однако глава католической церкви убедился в том, что те времена, когда было достаточно одного окрика для смирения непослушных, прошли: из 130 делегатов конференции выделилось "мятежное" крыло в составе 25 - 30 человек (стр. 223), упорно отстаивавших свою точку зрения на роль церкви в обществе. Подробно анализируя решения этой конференции, определившей, по существу, политическую и социальную линию церкви на последующие годы, автор с полным основанием квалифицирует ее как "христианский реформизм". Он рассматривает практические попытки осуществить теорию "христианского реформизма" в Чили и Венесуэле. Известно, что чилийский вариант "христианского реформизма", проводившийся в 1964 - 1970 гг. правительством Э. Фрея, полностью обанкротился; вместо классового мира он привел к дальнейшему обострению социальных противоречий, к росту недовольства широких народных масс. Следствием этого была победа на президентских выборах 1970 г. левых сил, объединенных в блок Народного единства, правительство которого в настоящее время в трудной обстановке проводит важные антиимпериалистические и антикапиталистические мероприятия. Логика революционного движения в странах Латинской Америки приводит наиболее прогрессивно мыслящих священников в ряды активных борцов за социальное переустройство общества. Несмотря на то, что в целом в латиноамериканском духовенстве взяла верх умеренная тенденция реформизма, голоса "мятежных" церковников раздаются все громче и громче. В Чили, как известно, от христианско- демократической партии откололось левое крыло, которое под названием МАПУ вошло в состав блока Народного единства, заявив при этом, что идейной основой новой партии будет марксизм-ленинизм. В Перу 400 священников публично высказались в защиту правительственных мер, открывающих рабочим доступ к управлению предприятиями и участию в распределении прибылей. Продолжает активно выступать с "мятежными" проповедями лидер передовой части бразильского духовенства архиепископ Э. Камара и т. д.

Исследуя проблемы современной католической церкви в странах Латинской Америки, И. Р. Григулевич использует яркий фактический материал, часть которого впервые введена в научный оборот. Им широко привлечены документальные источники латиноамериканского епископата, христианско-демократических партий, христианских профсоюзов, что, несомненно, будет содействовать дальнейшей разработке истории церкви в Латинской Америке.

Сравнительно меньший интерес представляет собой та часть книги, где автор рассматривает состояние и перспективы развития различных протестантских церквей и отдельных сект, а также синкретических культов (афрохристианских), характерных для многих островных стран Карибского бассейна и Бразилии, то есть районов с большим процентом негритянского населения. Эти церкви и верования охватывают лишь незначительную часть населения Латинской Америки, не имеют такой мощной централизованной церковной администрации, как католики, а следовательно, и того влияния на общественную жизнь латиноамериканских стран, которое имеет католическая церковь. Тем не менее собранный здесь материал также представит интерес для специалистов по Латинской Америке.

Широта поставленной автором темы не позволила ему в равной степени осветить положение во всех странах материка. В частности, недостаточное внимание уделено Мексике как очагу "мятежного" духовенства, возглавляемого епископом г. Куэрнаваки М. Арсео. Известно, что в 1968 г. возник острый конфликт между Ватиканом и действовавшим в Куэрнаваке под руководством иезуита И. Ильича так называемым Межкультурным центром документации, целью которого был обмен информацией о положении церкви в различных странах западного полушария. В результате столкновения Ильич был обвинен в прокоммунистических симпатиях, а его центр закрыт. Автор вскользь говорит об этом инциденте (стр. 256), хотя деятельность цент-

стр. 164


ра заслуживает более обстоятельного исследования.

В серьезном оригинальном исследовании И. Р. Григулевича имеются отдельные неточности фактического характера. Например, период диктатуры Р. Карреры в Гватемале охватывает не 1833 - 1865 гг. (стр. 19), а 1838 - 1865 годы. Епископ Абанкайский именуется автором как "епископ Абанкай", хотя Абанкай - это город, центр департамента Апуримак в Перу, а не имя собственное (стр. 12).

Опубликовано на Порталусе 02 февраля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама