Рейтинг
Порталус

Пий 12-й. "АТЛАНТИЧЕСКИЙ" ПАПА

Дата публикации: 02 августа 2017
Автор(ы): И. Р. ГРИГУЛЕВИЧ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) Вопросы истории, 1977-09-30
Номер публикации: №1501673838


И. Р. ГРИГУЛЕВИЧ, (c)

"Деяния" папы римского Пия XII - это история взлета и идейного банкротства одного из ведущих трубадуров антикоммунизма и антисоветизма в послевоенном буржуазном мире. Справедливости ради необходимо отметить, что из печального опыта политики Пия XII руководители католической церкви сделали после его смерти определенные выводы. Об этом свидетельствует обновленческий курс, одобренный II Ватиканским собором (1962 - 1965 гг.) и взятый на вооружение папами - покойным Иоанном XXIII и ныне здравствующим Павлом VI. "Деяния" Пия XII поучительны и тем, что они раскрывают связи Ватикана с руководящими кругами ведущих капиталистических стран и проливают свет на механизм этих связей, тщательно скрываемый католической церковью и ее буржуазными партнерами.

Оттесненный буржуазией в период ее развития по восходящей линии с первых ролей, лишенный ею светской власти и традиционных привилегий, папа римский числился "узником" Ватиканского дворца. Такое затворничество продолжалось около 60 лет - с 1870 по 1929 год. В эпоху империализма церковь и буржуазия вновь находят общий язык, вступают в союз. Их примирение происходит на базе свойственного той и другой стороне стремления во что бы то ни стало избавиться от того мощного противника, которого в свое время К. Маркс и Ф. Энгельс метко назвали "призраком коммунизма". По мере того как "призрак коммунизма" принимал все более и более реальные очертания, таяли антиклерикализм буржуазии и жажда мести по отношению к последней со стороны папского престола.

Триумф Октябрьской революции еще более сблизил этих давнишних противников. Решительный шаг в сторону примирения с церковью сделал итальянский фашизм. В 1929 г., договорившись с Муссолини, Ватикан обрел экстерриториальность, став единственной мировой религией, обладающей своей государственностью. Появление на карте Ватиканского государства, несмотря на его микроскопические размеры, открыло перед папством новые возможности участия в мировой политике. Многие буржуазные правительства, в том числе некатолических стран, установили с Ватиканом дипломатические отношения, заключили специальные соглашения (конкордаты), наделяющие церковь особыми правами, принялись более энергично использовать миссионеров в интересах своего колониального господства и эксплуатации народов. Папский престол через своих дипломатических представителей и местную церковную иерархию стал еще более активно участвовать в политической жизни многих стран.

По мере обострения международной обстановки Ватикан начинает превращаться в один из центров политической интриги, в котором перекрещиваются и переплетаются интересы малых и великих держав. Что касается событий, имевших место до второй мировой войны, то к голосу папы, выдававшего себя за духовного главу 400 млн. католиков, прислушивались и в европейских столицах, и за океаном. Его не прочь были использовать в своих интересах как фашистские лидеры, так и деятели так называемого демократического мира. Одно время в буржуазных кругах даже стало модным добиваться дружбы со "святым отцом". Так в эпоху империализма папа римский стал одним из "столпов" буржуазного мирового порядка, чему в немалой степени способствовала и политика папы Пия XII, о котором идет речь в данном очерке.

Образование мировой социалистической системы, крах колониализма и появление на карте освободившихся государств, часть которых избрала некапиталистический или социалистический путь развития, не прошли бесследно для папского престола. Стремясь укрепить отношения с новыми государствами, Ватикан реорганизовал конгрега-

стр. 132


цию пропаганды веры, запятнавшую себя откровенным сотрудничеством с колонизаторами, в конгрегацию по евангелизации народов. В кардинальской коллегии сегодня можно встретить не только европейцев и американцев, но также африканцев и азиатов. Отменена инквизиция. Церковь отказалась от политики отлучения коммунистов. Все это в какой-то мере способствовало укреплению международных позиций Ватикана, сильно пошатнувшихся в результате ультраправого курса Пия XII и его предшественников. В настоящее время папский престол поддерживает дипломатические отношения почти с 80 странами мира. Сказанное объясняет, почему прошлое и настоящее Ватикана продолжает привлекать внимание мировой общественности.

Вообще же Лий XII занимает особое место в современной истории католической церкви. Им заканчивается своеобразная "династия" Пиев1 , представители которой отличались ультрареакционностью и непримиримостью ко всему прогрессивному. Пий XII находился на папском престоле около 20 лет. Ему довелось быть свидетелем разгрома фашизма во второй мировой войне, исторических побед Советской Армии, образования социалистического содружества, крушения колониальной системы, мощного подъема мирового революционного движения, первых космических полетов и научно-технической революции. Приверженец средневековых богословских догм, противник Советского Союза, поборник "холодной войны", Пий XII завел своей близорукой политикой католическую церковь в тупик.

1. Конклав избирает нового папу

Спустя 18 дней после смерти Пия XI (10 февраля 1939 г.) собрался конклав для избрания нового папы. На него съехались 57 кардиналов, из них 50 европейцев, в том числе 35 итальянцев, шесть из Америки и один ливанец. Смерть папы римского и выборы его преемника всегда привлекают внимание мировой общественности. Однако на этот раз ведущие газеты капиталистических государств откликнулись на них весьма сдержанно. Мир стоял на пороге второй мировой войны. Фашисты рвались к территориальным захватам. Западные же демократии пытались умиротворить их и направить агрессию на Восток - против Советского Союза. Пользуясь попустительством правительств Англии и Франции, Гитлер оккупировал Австрию и Чехословакию, Муссолини - Эфиопию и готовился к захвату Албании, Франко при поддержке Гитлера и Муссолини и с согласия Чемберлена и Даладье душил в Испании республику, а на Востоке милитаристская Япония продолжала войну против китайского народа.

Стоит ли удивляться, что эти события отодвинули на второй план то, что происходило в Ватикане? О покойном папе никто не проявлял особой скорби. Пий XI оказался близоруким политиком, вольно или невольно, а скорее вольно, поддерживавшим фашизм. Никто не ожидал сенсаций от предстоящего конклава. Наблюдатели довольно дружно сходились на том, что преемником Пия XI будет избран его статс-секретарь2 Эудженио Пачелли, которого еще при жизни покойного папы называли "дофином", "кронпринцем", "престолонаследником". Пий XI не скрывал, что готовит именно его в свои наследники, и даже как-то высказал не совсем обычную для понтифика мысль, что согласился бы уйти в отставку с поста папы, если бы был уверен, что конклав изберет на его место Пачелли. Вопреки ватиканской поговорке, согласно которой тот, кто входит на конклав "папабилем" (кандидатом на папский престол), выходит из него кардиналом, - на этот раз прогнозы полностью оправдались. Конклав проходил по установленным веками правилам и традициям. От прошлых конклавов он отличался тем, что был одним из самых коротких в истории церкви: его заседания длились всего 20 часов. К голосованию приступили утром 2 марта. В первом туре кардиналы приличия ради проголосовали за своих друзей. Во втором же туре почти все голоса были отданы за Пачелли, который стал новым папой. Он назвал себя Пием XII, указывая тем самым, что намеревается продолжать политику своего предшественника.


1 С 1775 по 1958 г. из 11 пап семь носили имя "Пий".

2 Статс-секретарь - второй по значению после папы пост в церковной номенклатуре, равнозначный премьер-министру. Его называют также "кардинале-падроне" ("кардинал-хозяин").

стр. 133


Избрание Пачелли на папский престол было встречено в нацистских кругах, а также в столицах западных демократий с большим удовлетворением. Все сильные мира сего считали Пачелли своим человеком или по крайней мере таким, с которым они могут найти общий язык. Муссолини и его окружение были довольны избранием Пачелли, ибо видели в нем представителя близкого им клана. Хотя последний и служил Ватикану, интересы его тесно переплетались с интересами итальянской буржуазии, в частности, через крупнейший в стране "Банко ди Рома", основанный дядей нового папы. Сам Пачелли, пребывая на посту статс-секретаря, неоднократно доказывал свое стремление способствовать укреплению фашистских режимов. Его восторги по поводу фалангистского мятежа в Испании и непримиримое отношение к социализму и коммунизму делали из Пачелли весьма приемлемую для правившей в Италии клики фигуру на папском престоле. Вскоре после конклава министр иностранных дел Италии Г. Чиано записал в дневнике: "В Тарвизио получаю сообщение об избрании Пачелли на папский престол. Это для меня не является неожиданностью. Вспоминаю мою беседу с ним 10 февраля. Носила она очень теплый характер. Кажется, после этого он сильно улучшил отношения с Германией, до такой степени, что Пиньятти (тогдашний итальянский посол при Ватикане. - И. Г.) вчера сообщил, что Пачелли является немецким кандидатом. Дуче (Муссолини. - И. Г.) доволен избранием Пачелли. Он вновь обещает послать ему несколько советов о том, что ему предпринять, чтобы с пользой для дела управлять церковью"3 .

Как свидетельствует иезуит Р. А. Грэхем, один из издателей ватиканских документов, относящихся ко второй мировой войне, Гитлер тоже интересовался конклавом. Нацистская агентура получила указание следить за его возможными перипетиями4 . Фюрера устраивало избрание Пачелли, который в течение 12 лет пребывал на посту нунция в Германии (с апреля 1917 по декабрь 1929 г.), блестяще знал немецкий язык, участвовал в заключении конкордата с фашистской Германией, выступал с позиций жесткого антикоммунизма. Вместе с тем Пачелли пользовался определенным влиянием в США и Франции, где он неоднократно бывал, являясь статс-секретарем. Он поддерживал тесные связи не только с церковной иерархией, но и с католическими деятелями этих стран. В США, где будущий папа побывал в 1936 г., он посетил президента Ф. Рузвельта, общался с промышленниками, банкирами. Двери к этим мультимиллионерам открывал для него кардинал Ф. Спеллман, глава американского епископата. В Вашингтоне и Париже считали, что избранный папа по отношению к державам "оси" постарается сохранить максимум независимости и что в случае необходимости можно будет использовать его в качестве связующего звена с Италией и Германией. У Пачелли были налаженные связи с испанским и латиноамериканским епископатом, которые он культивировал со времен своей поездки на Международный евхаристический конгресс в Буэнос-Айресе в 1934 году.

Более сложными были его отношения с епископатом Италии. Дело в том, что Пачелли никогда не был пастырем, никогда не возглавлял приход или епархию. Он был лишь чиновником курии, дипломатом на службе папского престола, советником папы. Но Пачелли являлся не только ближайшим сотрудником Пия XI, он считался его "любимчиком". Такого рода церковные придворные или куриалистские кардиналы традиционно вызывали враждебные чувства со стороны епископата, что автоматически закрывало им доступ к тиаре, как об этом красноречиво повествует судьба кардиналов Антонелли, Мэрри дель Валь и Гаспари, занимавших тот же пост при папах Пие IX, Пие X и Бенедикте XV. Пачелли, не в пример им, сумел преодолеть этот барьер и заручиться поддержкой и коллег - куриалистских кардиналов, и кардиналов-диаконов - руководителей епархий. Однако считаться фаворитом Пия XI вовсе не означало пользоваться самостоятельностью или неограниченным влиянием. Пачелли оставался всего лишь верным слугой своего властного хозяина Пия XI, ломбардского бюрократа до мозга костей, подавлявшего любой намек на независимость и любую инициативу, исходившую от его подчиненных. Самостоятельно влиять на судьбы церкви статс-секретарь был не в состоянии. Вместе с тем кардиналы знали, что он был готов оказать им в пределах его возможностей любую услугу, сознавая, что тиа-


3 "L'Unita", 23.XII.1953.

4 "Paese-Sera", 7.I.1976.

стр. 134


ру сможет получить только благодаря их голосам на конклаве. В том, что итальянские кардиналы нарушили традицию и дружно проголосовали за бывшего статс-секретаря, сказалось и влияние надвигавшейся второй мировой войны. Новый мировой конфликт сулил тяжелые испытания церкви. Чтобы ладья св. Петра не дала течь и не пошла ко дну, нужен был сверхопытный в международных делах кормчий. Среди кардиналов более всего соответствовал этим требованиям Пачелли. Об этом свидетельствовали как его родственные связи, так и церковная карьера.

2. Карьера "наместника бога"

Э. Пачелли был отпрыском известного в Италии "черного" клана, представители которого на протяжении столетий находились на службе папского престола. Дед Пия XII Маркантонио Пачелли, которому покровительствовал его дядя кардинал Катерини, стал министром финансов при папе Григории XVI (1831 - 1846 гг.) и занимал ряд высоких постов при Пие IX. Он был одним из членов Трибунала десяти, каравшего деятелей Римской республики, а затем - заместителем министра внутренних дел в папском правительстве. В 1861 г. Маркантонио основал существующий поныне ватиканский официоз "Osservatore Romano". Один из его сыновей, Эрнесто, стал видным банкиром на службе Ватикана, основателем крупнейшего в Италии "Банко ди Рома", другой, Фелиппе, - влиятельным адвокатом при ватиканских трибуналах. У последнего было два отпрыска - Франческо, ставший по примеру отца ватиканским адвокатом, и Эудженио, будущий Пий XII. Пачелли вступил на церковную стезю в конце XIX в. при Льве ХШ. Некоторые старожилы Ватикана утверждают, что избрать духовную карьеру его побудила безответная любовь к некоей синьорите Лючии. Не исключено... С первых же шагов на церковном поприще будущий папа пользуется особыми привилегиями. В отличие от других семинаристов ему разрешается жить дома. В 1901 г. Пачелли поступает референтом в статс-секретариат, где работал при дворе четырех пап - Льва ХШ, Пия X, Бенедикта XV, Пия XI.

В 1913 г. Пий X назначает 37-летнего Пачелли заместителем секретаря конгрегации церковных дел. Годом позже он поднимается еще на одну ступеньку вверх и становится секретарем той же конгрегации, что дает ему возможность постоянного общения с папой. 20 апреля 1917 г. Бенедикт XV посылает его нунцием в Мюнхен и одновременно возводит его в епископский сан. Церемонией посвящения руководит сам понтифик в Сикстинской капелле, где 22 года спустя Пачелли будет избран папой. В Мюнхене во время революционных событий 1918 г. рабочие в поисках оружия пытались произвести обыск в резиденции Пачелли, что, по утверждению церковных авторов, якобы сделало его лютым врагом коммунистов. В январе 1925 г. Пачелли подписывает конкордат с одной из германских земель - Баварией и в том же году, после установления дипломатических отношений Ватикана с Веймарской республикой, назначается нунцием в Берлин. Четыре года спустя он подписывает конкордат с Пруссией. Находясь на посту нунция, он принимал активное участие в немецких католических конгрессах, внимательно следил за деятельностью католической партии центра, был тесно связан с правыми политическими лидерами Германии. В 1929 г. Пий XI возводит его в кардиналы, а 7 февраля 1930 г. утверждает статс-секретарем. 1 апреля 1935 г. Пачелли получает еще один влиятельный пост - камерленга церкви, председательствующего на конклаве. Это повышает его шансы стать преемником папы.

Будучи статс-секретарем, Пачелли неоднократно бывал за рубежом. Он посещает Аргентину, США, Францию, Венгрию и другие страны, где встречается с президентами, ведущими политическими деятелями, церковными иерархами - возможными участниками конклава, что способствовало его популярности и создавало большую вероятность заполучить со временем папскую тиару. Правда, у Пачелли имелся серьезный для претендента на папский престол недостаток: он был слишком молод для такого поста, ему исполнилось "только" 63 г., и это грозило тем, что он мог сверх меры задержаться на папском престоле, лишив тем самым своих выборщиков надежды наследовать ему. И все же кардиналы пошли на риск и проголосовали за него. Буржуазная печать превозносила достоинства нового папы, восторгаясь его набожностью, ученостью, политической мудростью и даже внешним видом. Газетчики не скупились на комплименты в

стр. 135


адрес нового понтифика, предсказывая ему миротворческую роль в международных делах.

Коронация нового папы прошла с обычной для таких церемоний помпой в соборе св. Петра. Его внесли в этот храм на позолоченных носилках - знаменитой "седии жестатории" - 12 седиариев (носильщиков), представлявших самые аристократические семьи Рима. Папа восседал на носилках, облаченный в пышные одежды римского первосвященника: атласный подрясник, мантию с капюшоном, отороченную собольим мехом, в белых чулках и туфлях из красного бархата с вышитым на них золотым крестом5 , увенчанный трехъярусной золотой тиарой, усыпанной драгоценными камнями. Его сопровождали кардиналы и епископы в красных и малиновых мантиях, вельможи, дипломаты. После торжественной мессы кардинал-камерленг наполнил большой серебряный сосуд сухой паклей и поджег ее, в то время как хор певчих повторял сакраментальную фразу, которая должна была напомнить новому понтифику о бренности всего сущего и живущего: "Sic transit gloria mundi" (так проходит слава мирская)6 . В коронации приняли участие 36 иностранных делегаций. Среди гостей преобладали представители европейских королевских домов, правда, в основном утратившие свою власть, как, например, бывший испанский монарх Альфонс XIII. Это больше походило на парад призраков, чем живых людей, но без них не обходится ни одна папская коронация.

Вот отгремели праздничные фанфары, опустел собор св. Петра. В Ватикане наступили рабочие будни, тревожные, насыщенные грозными предзнаменованиями. Мир стоял на пороге новой мировой войны, которую лихорадочно готовились развязать фашисты. Опьяненные успехом Мюнхенского соглашения и другими уступками правящих кругов Англии и Франции, агрессоры мечтали о блицкриге. Западные "умиротворители" пытались толкнуть их против Советского Союза, не подозревая, что своей близорукой политикой они сами себе роют яму, в которую попадут еще до того, как военная машина агрессоров повернет на Восток. В тот предвоенный год, как и в годы войны и после нее, Пачелли был и оставался в основном дипломатом. В центре его внимания стояли вопросы мировой политики. Все его бесчисленные выступления, заявления, энциклики вращались главным образом вокруг этих вопросов. Церковные апологеты при жизни Пия XII пытались представить его "божьим человеком", отрешенным от житейской прозы анахоретом, якобы посвятившим себя решению трансцендентальных проблем. Но это образ ложный и совсем не соответствует действительному обличию Пия XII. Если он и был мистиком, то только в том смысле, что считал себя инструментом божественного провидения, осуществляющим определенную миссию.

В чем же она заключалась? Если определить вкратце - в искоренении коммунистической идеологии, в сокрушении Советского Союза как ее носителя и высшего выразителя. Разумеется, у Пия XII для осуществления столь амбициозной миссии не было ни достаточных средств, ни возможностей. Да он и не рассчитывал это сделать церковными силами. Свою задачу он видел в другом: в мобилизации капиталистических держав для антикоммунистического крестового похода. Этой маниакальной идее была подчинена вся его деятельность как в преддверии, так и после второй мировой войны. Будучи трезвым политиком, Пий XII избегал откровенно формулировать собственное кредо, предпочитая добиваться своих целей путем маневрирования и лавирования, маскируя их высокопарными разглагольствованиями о преданности всеобщему миру и принципам справедливости. Но к каким бы ухищрениям ни прибегал Пий XII для сокрытия своих истинных намерений, какую бы изворотливость ни проявлял в международных делах, повсеместно оставлял он следы, изобличавшие его как обскуранта и реакционера, пособника империализма в различных его ипостасях, врага науки и социального прогресса, ненавистника демократии, социализма и коммунизма.


5 Эти предметы папского гардероба заготавливаются заблаговременно ватиканскими портными в трех разных размерах, а с избранием папы быстро подгоняются под его рост и комплекцию. Также заблаговременно изготовляются три гроба - свинцовый, дубовый и кипарисовый, в которых хоронят папу (ведь он может скончаться внезапно, а мертвого понтифика стремятся похоронить без задержки, что требует предварительной подготовки).

6 Ch. Piсhon. Le Vatican. P. 1960, p. 168.

стр. 136


3. Папа и вторая мировая война

Одной из первых проблем, с которой пришлось столкнуться Пию XII вскоре после его избрания, было подавление революционно-освободительной войны в Испании. Пий XII восторженно приветствовал победу палача испанского народа Франко. В речи, которую произнес папа по радио на испанском языке 17 апреля 1939 г., он сказал: "С большой радостью мы обращаемся к вам, дражайшие сыны католической Испании... Мы даруем вам, дорогим нашим сынам католической Испании, главе государства и его прославленному правительству, ревностным епископам и самоотверженному духовенству, а также всем верующим- свое апостольское благословение"7 . У "святого отца" не нашлось ни одного слова упрека в адрес фалангистских палачей, учинявших массовые расправы над сторонниками республики, в том числе над многими католиками и священниками - басками. Более того, Пий XII наградил Франко одним из высших ватиканских орденов, а 11 июня того же года принял на торжественной аудиенции в Ватикане 3 тыс. фалангистов и восторженно восхвалял их заслуги в борьбе с "материалистическим атеизмом". Эти слова Пия XII в адрес Франко с удовлетворением воспринимались Муссолини и Гитлером, у которых были еще и личные основания быть довольными поведением нового папы. В марте 1939 г. Гитлер захватил у католической Литвы Клайпедскую область. Папа сделал вид, будто ничего не произошло. В апреле дуче предпринял захват Албании. Эти агрессивные действия вызвали осуждение всех прогрессивных деятелей того времени. Пий XII не счел нужным выразить свое мнение и на этот счет. Публично одобрить захват Албании он не решился, осудить не желал. Однако итальянское духовенство с его согласия приветствовало оккупацию Албании, что было на руку Муссолини.

СССР предлагал образовать оборонительный союз стран, которым угрожали фашисты, для коллективного отпора агрессии. "Умиротворители" же настаивали на новых уступках агрессорам. На этот раз инициатором нового Мюнхена выступил Пий XII. В мае 1939 г. папа предложил созвать в Ватикане совещание представителей Великобритании, Франции, Польши, Германии и Италии для урегулирования спорных вопросов. Но "второй Мюнхен" не удался. Под давлением общественного мнения правительства Франции и Англии были вынуждены вести переговоры с Советским Союзом о заключении оборонительного соглашения. Когда по вине Лондона и Парижа переговоры закончились безрезультатно, Пий XII продолжал настаивать на созыве конференции европейских держав без Советского Союза. Было ясно, что такая конференция открыла бы путь Гитлеру для нападения на СССР. Сам папа не скрывал, на чьей стороне находятся его симпатии. В июле 1939 г. он снял наложенное в 1926 г. Пием XI отлучение с французского ультраправого органа "L'Action francaise", который рьяно поддерживал альянс с Гитлером и выступал с призывами к войне против СССР. Но добиться своего и предстать перед всем миром в роли миротворца Пию XII не удалось. 1 сентября 1939 г. немецкие войска вероломно напали на Польшу. Вторая мировая война началась.

Польша была католическим государством. Как же реагировал Пий XII на ее порабощение гитлеровскими ордами? Никак. Он просто молчал. Этим он положил начало своим красноречивым "молчаниям" периода второй мировой войны. Гитлеровцы творили в оккупированной Польше чудовищные злодеяния. Папа знал об этом, но молчал. Гитлер захватил Югославию, учредил марионеточное хорватское государство. Хорватские фашисты - усташи, кичившиеся своим католическим фанатизмом, резали, вешали, расстреливали антифашистов, а церковная кроатская иерархия во главе с кардиналом Степинацем принимала в этом самое непосредственное участие. Пий XII знал все это, но молчал. Гитлер создал марионеточное словацкое государство во главе с католическим прелатом Тисо. Словацкие фашисты не уступали в своей жестокости кроатским усташам. Пий XII знал это, но молчал. Оккупированная Европа была покрыта концлагерями - этими гигантскими фабриками смерти, в которых погибло свыше 10 млн. ни в чем не повинных людей, в том числе стариков, женщин, детей. Среди них было немало католиков, а также священников-антифашистов. Их морили


7 А. Мэнхэттен. Ватикан. М. 1948, стр. 98.

стр. 137


голодом, истязали непосильным трудом, пытали, травили собаками, вешали, расстреливали. Пий ХП знал это, но молчал.

Когда после капитуляции правительства П. Бадольо нацисты захватили власть на значительной части территории Италии, они расстреливали заложников, а также за малейшую попытку сопротивления осуществляли массовые репрессивные акции. Все эти беззакония творились и в Риме, буквально под окнами апостолического дворца. Пий XII, знавший и видевший все это, молчал. В послевоенные годы, в особенности после смерти Пия XII и по окончании II Ватиканского собора, многие католические и даже религиозные деятели обвиняли Пачелли в том, что во время второй мировой войны его молчание было не чем иным, как своего рода формой поддержки стран "оси" и солидарности с преступлениями фашистов. Апологеты Пия XII пытались его оправдывать. Они доказывали, будто Пий XII не знал подлинных размеров преступлений, творимых Гитлером и Муссолини. Но этот смехотворный аргумент никого не убедил. Ведь Пия XII подробно информировали о кровавых злодеяниях фашистов не только Англия и США через своих представителей в Ватикане, но и польская, французская да и других стран церковная иерархия. Возникает вопрос, если Пий XII все это знал, то почему же он молчал? Когда отпал аргумент о мнимой неосведомленности Пия XII, его сторонники стали утверждать, что папа молчал потому, что опасался репрессий со стороны гитлеровцев, которые могли не только захватить Ватикан, но и бросить в концлагерь его самого, кардиналов, епископов, чуть ли не ликвидировать всю церковную организацию. Могло ли это случиться? По-видимому, да, но только в том случае, если бы Пий XII предал анафеме фашизм, призвал верующих к вооруженной борьбе с ним. У папы были и другие возможности выразить свое осуждение преступлений Гитлера и его сообщников. Он мог использовать для этого дипломатические каналы, конфиденциальные беседы, ходатайствовать о помиловании осужденных на казнь заложников и т. д. Но он ничего подобного не делал. В декабре 1939 г. он отклонил предложение кардинала Э. Тиссерана издать энциклику с призывом к верующим действовать согласно велению их совести. Иначе говоря, если совесть диктовала им бороться с немецкими захватчиками, они могли это делать, будучи уверенными, что не нарушают церковных заповедей. Тиссеран, сообщая об этом архиепископу Парижа кардиналу Сюару, писал: "Боюсь, история не простит святому престолу, что он проводил в военное время политику только в своих интересах"8 .

Более того, Пий XII принимал в Ватикане нацистских солдат и благословлял их, давал аудиенции усташам и другим фашистским убийцам. А церковная иерархия Италии и Германии, подчинявшаяся Пию XII, поддерживала фашизм. "В Италии, - пишет американский исследователь, - поддержка высшим духовенством войны и проявлявшееся им при этом рвение превзошли даже его усердие во время абиссинской кампании. Церковь была заодно с фашизмом и подстрекала итальянцев поддерживать новую авантюру"9 . В Германии церковная иерархия благословляла Гитлера, во Франции она открыто поддерживала предателя Пэтена, в Югославии - усташей, в Словакии - Тисо, в Венгрии - Хорти... Но примем на веру утверждения папских апологетов и допустим, что Пий XII трусил перед Гитлером и Муссолини, и поэтому церковные иерархи ползали на коленях перед нацистами из "шкурных" соображений. Почему же папа и его иерархи не осудили нацизм после того, как союзники одержали победу? Они не только не сделали ничего подобного, но прилагали всевозможные усилия, чтобы спасти фашистских палачей от заслуженного возмездия. Тысячи военных преступников избежали ответственности благодаря покровительству Ватикана, снабжавшего их фиктивными документами и переправлявшего этих преступников в Испанию, Португалию и страны Латинской Америки.

Сторонники Пия XII не отрицают этих фактов, но в оправдание папы утверждают, что он действовал так, исходя из человеколюбия, что в годы войны ряд антифашистов нашел убежище в итальянских монастырях. Этот аргумент требует уточнения: во-первых, Ватикан стал укрывать антифашистов только с 1943 г., когда вопрос о выходе Италии из войны и разгроме Гитлера уже не вызывал сомнений. Предоставляя право убежища небольшому числу антифашистов, Ватикан пытался таким образом


8 С. Falconi. I Papi del ventesimo secolo. Milano. 1967, pp. 281 - 282.

9 А. Мэнхэттен. Указ. соч., стр. 121.

стр. 138


реабилитировать себя за прежние связи с Гитлером и Муссолини и делал заявку на свое участие в послевоенном переустройстве. Так чем же объясняется эта линия поведения Пия XII по отношению к фашизму? Был ли Пачелли фашистом? Нет. Не исключено, что лично ему были антипатичны и Гитлер, и Муссолини: ни тот, ни другой не только не были правоверными католиками, но даже стремились лишить церковь ее самостоятельности и сурово расправлялись с ее служителями, если те придерживались демократических взглядов. Главное заключается в другом: фашисты боролись с коммунизмом, для Пия XII - главным врагом церкви. Тем самым они выполняли "богоугодное дело"!

Пий XII предпочел быть с фашизмом, против коммунизма. Это подтверждает личный секретарь Пия XII немецкий иезуит Лайбер, который писал: "Несмотря на острые столкновения с национал-социализмом,.. Пачелли ни на один миг не забывал о роковой опасности коммунизма. Тому имеются многие свидетельства. Начиная с июня 1944 г., после занятия Рима союзниками, чьи высшие военные и руководящие деятели в большом числе посещали папу, он не упускал случая каждый раз предостерегать их: конечно, Гитлер и национал- социализм являются тем, что они есть. Но это скоро минует. Нельзя упускать из виду, что предстоит более серьезная и опасная задача, а именно - столкновение с коммунизмом"10 . Во время войны Пий XII развил весьма кипучую дипломатическую деятельность. Он поддерживал постоянную связь с Рузвельтом через личного представителя президента при Ватикане известного мультимиллионера католика М. Тэйлора, выполнявшего тогда функции дипломатического агента США при особе папы римского. Тэйлор был лично знаком с Пачелли, который гостил у него, будучи в США в 1936 году. Папа охотно согласился на неофициальное установление дипломатических отношений с США: это, по его мнению, открывало возможность влияния на американского президента.

После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз и образования антифашистской коалиции Рузвельт через Тэйлора пытался убедить Пия XII в целесообразности такой коалиции, тем более, что многие церковные иерархи в США выступали против союза США с СССР. Однако в опубликованной Тэйлором после войны переписке между Пием XII и президентом нет и намека на то, что папа отнесся с одобрением к образованию антифашистской коалиции 11 . Возвести стену между США, Англией и Советским Союзом, примирить англичан и американцев с Гитлером и Муссолини или в худшем случае добиться "христианского" мира, по крайней мере для нацистской Германии, который сохранил бы ее потенциал и позволил бы ей в будущем преграждать дорогу большевизму в Западную Европу, - вот какие цели преследовал во время второй мировой войны Пий XII. Он решительно выступал против безоговорочной капитуляции "третьего рейха". Пий XII был одержим идеей антикоммунизма в не меньшей степени, чем Гитлер. Этим и только этим объясняются его красноречивое прогитлеровское "молчание" во время войны и его внешнеполитические акции того времени. Этим же объясняются его послевоенные действия.

В первые годы Великой Отечественной войны, когда фашистские полчища уничтожали советских людей и занимались грабежом, Пий XII в своих публичных речах неоднократно выступал против революции, социализма, коммунизма, материализма. Под всем этим он подразумевал СССР, советских людей, дело, за которое они сражались. Стремясь любыми средствами оправдать поведение Пия XII в годы войны, его адвокаты утверждают, что он отказался объявить крестовый поход против Советского Союза. Верно, папа этого не сделал. Но почему? Во-первых, Гитлер его об этом не просил, а во- вторых, если бы Пачелли совершил такой шаг, то сразу восстановил бы против себя католиков США и стран Латинской Америки, составляющих половину всех последователей католической церкви, не говоря уже о том, что и миллионы католиков в Западной Европе отвернулись бы от Ватикана, решись папа на столь безрассудный шаг. Пий XII не присоединился открыто к походу Гитлера против Советского Союза не потому, что не желал поражения СССР, а из осторожности. Он намеревался выждать, посмотреть, как будут развертываться военные события. Когда надеж-


10 K. Leiber. Der Vatikan und der Dritte Reich. "Politische Studien" (Munchen), Mai - Juni 1963, S. 208.

11 "Wartime Correspondence between Pope Piues XII and President Roosevelt". N. Y. 1947.

стр. 139


ды нацистов на блицкриг на Востоке не оправдались, Пий XII стал укреплять отношения с американскими правящими кругами все с той же целью - способствовать ослаблению позиций СССР. Чтобы завоевать доверие американцев, Пачелли, как об этом сообщает итальянский журналист К. Роселла, даже пошел на передачу им конфиденциальной информации о Японии, усиление которой не соответствовало интересам церкви, ибо могло бы положить конец католическому проникновению в Восточную и Юго- Восточную Азию12 .

4. В плену антикоммунизма

В каком же направлении развивалась политика Ватикана в мировых делах после победы антифашистской коалиции? Пий XII старался подорвать ее единство, столкнуть западных партнеров коалиции с Советским Союзом. Это соответствовало интересам наиболее реакционных сил капиталистического мира. Что касается внутренней жизни буржуазных стран, освободившихся от гитлеровской оккупации, то Пий XII прилагал всевозможные усилия для того, чтобы расстроить антифашистское национальное единство, сложившееся в годы войны, исключить из него коммунистов, игравших в борьбе против гитлеризма ведущую роль. В особенности папа стремился рассорить католиков и коммунистов, выступавших в ряде стран единым фронтом против фашизма. В странах народной демократии Пий XII толкал католиков на борьбу против социальных преобразований. В те годы во многих европейских странах в результате банкротства традиционных буржуазных партий, скомпрометировавших себя уступками или сотрудничеством с нацизмом, возникли демохристианские группировки, возглавляемые католическими лидерами, принимавшими участие в антифашистской борьбе. Эти партии получили поддержку крупного капитала, который видел в них "меньшее зло" по сравнению с левыми силами. По тем же соображениям их поддержали и американские правящие круги. Появление на послевоенной политической арене влиятельных демохристианских партий, черпавших идеологическое вдохновение в католических доктринах, верховным блюстителем и толкователем которых выступал Ватикан, неожиданно придало папе новый политический вес в международных делах. Он превратился в фактор, оказывавший заметное влияние на ход политических событий, с которым были вынуждены считаться как правящие круги Западной Европы, так и Соединенных Штатов, заинтересованные в укреплении своего влияния в Европе.

Когда же эти силы встали на путь "холодной войны", Ватикан всемерно способствовал сперва исключению коммунистов из правительств национального единства, а затем консолидации правых сил, оказывая им через церковную иерархию самую энергичную политическую и финансовую поддержку. С окончанием войны Пий XII "стал ратовать за создание мощных антикоммунистических блоков"13 , - писал американский журналист Чианфарра, аккредитованный при Ватикане в военные годы. Теперь Пий XII не стеснялся открыто призывать к крестовому походу против коммунизма. Выступая 7 сентября 1947 г. на площади св. Петра в Риме перед активистами "Католического действия", он заявил: "Драгоценна каждая минута. Пора раздумий и проектов прошла. Настало время действовать. Вы готовы? Два враждебных лагеря в религиозной и моральной области вырисовываются все с большей ясностью. Пробил час испытаний"14 . В том же году в рождественском послании Пий XII сформулировал свою позицию в международных делах: он высказался против деления мира на фашистов и антифашистов, противопоставив такому делению свою формулу: "За или против Христа". "За" - это все капиталистические страны, "против" - СССР и его союзники. Эта формула соответствовала лозунгу, выдвинутому итальянскими демо-христианами на выборах 1948 г.: "Рим или Москва". В своем послании Пий XII объявил "дезертиром и предателем любого, кто окажет материальную поддержку, предоставит свои услуги и способности, помощь и голос партиям или властям, не признающим бога"15 . Всем было очевидно, кого имел в виду Пий XII.


12 "Panorama", 1976, N 3.

13 C. M. Cianfarra. The Vatican and the Kremlin. N. Y. 1950, p. 47.

14 Ibid.

15 C. Falconi. Op. cit., p. 286.

стр. 140


Когда на выборах в муниципалитет Рима возникла возможность победы левых сил, Пий XII оказал давление на тогдашнего лидера демохристианской партии А. Де Гаспери с тем, чтобы его партия выступила на этих выборах совместно с неофашистами16 . Де Гаспери, принимавший участие в движении Сопротивления, отказался, несмотря на свою антикоммунистическую позицию, повиноваться, чем вызвал гнев Пия XII. Лишившись поддержки Ватикана, Де Гаспери был вынужден уйти в отставку с поста премьера и лидера демохристианской партии17 . В годы "холодной войны" Ватикан стал своим домом для разведывательных служб США. Чиновники статс- секретариата по указанию Пия XII пичкали американских джеймсов бондов самой разнузданной антикоммунистической и антисоветской липой. Журналист К. Роселла пишет, что с весны 1947 г. правые политические круги США и Италии вместе с Ватиканом начали нагнетать напряженность, заявляя, будто коммунисты совместно с социалистами "готовят насильственный переворот", который будет поддержан вторжением извне. "Управление вице-директора стратегических служб, - говорилось, например, в одной из шифрованных депеш посольства США в Риме, посланных в те дни в Вашингтон, - передало сегодня в департамент обороны донесение, в котором, по существу, подтверждается вероятность вторжения в Италию через Югославию. Установленное время вторжения: февраль - весна 1948 года. Информация получена от итальянских секретных служб и Ватикана"18 . Хотя американцы ставили под сомнение достоверность этого сообщения, Ватикан и итальянская разведка утверждали, что сведения о мифическом вторжении надежны.

Организуя широкую антикоммунистическую кампанию, Ватикан одновременно тайно финансировал правые политические партии, выступавшие против антифашистского национального фронта, сложившегося во времена движения Сопротивления. Составной частью стратегии Ватикана в борьбе за голоса избирателей накануне парламентских выборов в Италии 18 апреля 1948 г. стало запугивание прогрессивно настроенных деятелей католической церкви. Пий XII не доверял служителям церкви, участвовавшим в партизанском движении, называя их "друзьями коммунистов". Но некоторые священники открыто заявили о своей поддержке антифашистского национального фронта и, игнорируя прямое указание Ватикана, отказались предавать анафеме марксистов. Американское посольство встревожилось и направило своего представителя Парсонса за разъяснениями в Ватикан. Как свидетельствует телеграмма Парсонса государственному секретарю США, Ватикан обещал сурово наказать священников, сотрудничавших с коммунистами, "поскольку поддержка партии атеистов - это политический акт, противоречащий учению церкви"19 .

Создание так называемых "гражданских комитетов" - одна из наиболее широких антикоммунистических акций, проведенных ЦРУ совместно с Ватиканом в период избирательной кампании 18 апреля 1948 года. "Гражданские комитеты", организованные 8 февраля 1948 г. президентом "Католического действия" Италии Л. Джеддой, стали ударной силой реакционеров. О деятельности Джедды и его организации сообщалось в докладе, составленном ЦРУ в конце апреля 1948 г. по просьбе американского посольства: "Эта динамическая организация создана немногим более двух месяцев назад. Она объединяет 300 региональных секций и свыше 18 тысяч местных отделений по всей стране. Спектр деятельности - от распространения листовок до организации пропагандистских мероприятий в национальном масштабе. Несомненно, "гражданские комитеты" сыграли решающую роль на недавних парламентских выборах, в значительной мере обеспечив победу ХДП (Христианско- демократическая партия. - И. Г.). Принято решение о продолжении их деятельности и после выборов в качестве постоянного оружия антикоммунистической пропаганды. Есть основания полагать, что в скором времени подобные "комитеты" будут созданы в других странах, в частности в Голландии, Франции, Австрии, Бельгии. Информация о структуре, деятельности, задачах и финансовых возможностях этой организации получена непосредственно от национального президента "гражданских комитетов" Луиджи Джедды и духовного руководителя организации кардинала Фьоренцо Анджелини". Далее в докладе


16 A. Tondi. Vaticano e neofascismo. Roma. 1952, pp. 55 - 60.

17 C. F alсоni. Op. cit., pp. 294 - 295.

18 "Panorama", 1976, N 3.

19 Ibid.

стр. 141


отмечалось, что появление "гражданских комитетов" было обусловлено страхом Ватикана перед угрозой победы левых сил. С помощью этой организации Пий XII намеревался обеспечить максимальное участие избирателей в голосовании (в Ватикане считали, что чем больше людей проголосует, тем меньше голосов будет отдано левым партиям) и склонять определенные круги итальянского общества (клерикалов, монархистов, крупных предпринимателей) к созданию единого фронта против врага номер один - коммунизма.

Папа лично рекомендовал Джедду на пост лидера "гражданских комитетов". Необходимо отметить, что последние всячески старались подчеркнуть свою независимость от Ватикана, хотя втайне постоянно консультировались с высшим духовенством. Вот некоторые примеры их деятельности. "Гражданские комитеты" по договоренности с правительством организовали шумную рекламу плану Маршалла. За два месяца избирательной кампании они оплатили выступления свыше 2800 ораторов и услуги специалистов по проведению митингов. В день выборов члены "комитетов" сподобились доставить к избирательным урнам стариков, больных, жителей самых отдаленных районов. Широко разветвленная сеть добровольных осведомителей заранее сообщала в "гражданские комитеты" о содержании листовок национального фронта, что давало им возможность публиковать ответные памфлеты буквально одновременно с их политическими противниками. "Гражданские комитеты" заявляли, что они добились этих результатов, не потратив ни лиры; что помощь Ватикана ограничивалась лишь предоставлением помещений и мебели. Однако, как свидетельствует посол Ирландии в Риме Уолш, "Ватикан предоставил им значительные суммы наличными. Кроме того, миллионы лир были получены от промышленников и знати"20 .

В начале 1949 г. директор ЦРУ поручил своему представителю в Италии Дж. Энглтону установить контакт с Джеддой, который, как сообщало в Вашингтон американское посольство в Риме 16 сентября 1948 г., "вновь будет возглавлять психологическую и идеологическую войну. На этот раз против коммунизма в рабочем движении"21 . 11 октября 1948 г. посол США в Риме Дж. К. Данн сообщил госдепартаменту: "Энглтон убежден, что Джедду можно эффективно использовать для усиления нашего влияния в политической, профсоюзной и общественной жизни Италии". Агент ЦРУ в Италии Э. Пейдж одновременно писал тогдашнему начальнику отдела планирования госдепартамента США Дж. Ф. Кеннану: "Дорогой Джордж, направляю два меморандума, врученные мне Луиджи Джеддой. Речь идет о новых задачах "гражданских комитетов". Как ты знаешь, Джедда, по нашему мнению, более чем кто-либо другой способствовал победе ХДП на апрельских выборах. Джедда очень энергичен, практичен и дальновиден, пользуется полной поддержкой Ватикана. Мы считаем его одним из самых влиятельных персонажей на итальянской политической сцене. Он может оказаться чрезвычайно полезным в борьбе против коммунизма... Джедда считает, что 18 тысяч "гражданских комитетов" сумеют внушить итальянцам мысль о необходимости присоединения Италии к НАТО. Вам известно, что широкие слои населения, в том числе многие демохристиане, выступают против вхождения Италии в Североатлантический союз. Они требуют независимой внешней политики, что усложняет положение Де Гаспери, ратующего за вступление в НАТО. Мы думаем, что здесь Джедда может оказать нам неоценимую услугу. Считаете ли вы возможным предоставить Джедде финансовую помощь? Я хотел бы дать ему 350 миллионов лир (около 500 тыс. долларов. - И. Г.). Понимаю, что это чересчур много, но сейчас Джедда и его "гражданские комитеты" - самая влиятельная антикоммунистическая сила в Италии. Если мы не добьемся денег у госдепартамента, то, может быть, удастся получить их от ЦРУ. Папа одобрил планы Джедды. Мы рассматриваем действия Джедды как часть широкой стратегии, направленной на защиту Западной Европы. Именно в Италии влияние католической церкви и экономическое могущество США станут неодолимым барьером на пути дальнейшего продвижения коммунизма"22 .

Вашингтон дал согласие на проведение операции "Джедда". Это подтверждает телеграмма американского посольства от 5 декабря 1949 г.: "Джедда прибывает


20 Ibid.

21 Ibid.

22 Ibid,

стр. 142


в Вашингтон 7 декабря. Настаивает на немедленной встрече. Данн". В канун 1950 г. (объявленного главой католической церкви "святым" годом) госдепартамент США передал Ватикану 500 тыс. долларов23 . Формально деньги предназначались для оплаты проезда и проживания 50 тыс. паломников, направлявшихся в Рим из различных государств. Контроль за проведением этой операции осуществляла организация под названием "Феликс Рома". Ее президентом был все тот же Джедда. Зарегистрированный капитал - 10 млн. лир. Эти факты и документы, преданные гласности журналистом Роселла, не были опровергнуты ни Ватиканом, ни официальными кругами США.

Передача госдепартаментом США Ватикану 500 тыс. долл. на антикоммунистическую пропаганду находилась в прямой связи с декретом от 13 июля 1949 г. ватиканской конгрегации священной канцелярии (инквизиции), возглавляемой Пием XII, согласно которому верующие, принимающие коммунистическое учение и пропагандирующие его, вступающие в компартию, поддерживающие ее и сотрудничающие с нею, читающие или распространяющие ее печать, подлежат автоматическому отлучению от церкви. Этот декрет своим содержанием напоминал антикоммунистическое законодательство Гитлера, Муссолини, Франко, Салазара и других фашистских диктаторов и служил как бы объявлением церковью войны коммунизму и коммунистам. Пий XII до своей смерти придерживался откровенно враждебного курса к коммунизму. Он отлучал священников, отважившихся принимать участие во всемирном движении за мир и требовавших запрещения атомного оружия. Он наложил суровые дисциплинарные санкции на возникшее во Франции движение священников, осуждавших капиталистическую эксплуатацию и положительно отзывавшихся о борьбе коммунистов за права трудящихся24 . Пий XII приветствовал Северо-атлантический пакт, военное присутствие США в Западной Европе. Папа делал все возможное, чтобы толкнуть церковников в странах народной демократии на сопротивление политике социальных преобразований. Ему нужны были священники и верующие - "мученики", "жертвы коммунистического террора", чтобы мобилизовать против социалистических стран общественное мнение Запада.

Одержимый идеей во что бы то ни стало обратить советских людей в католичество, Пий ХП опубликовал в 1952 г. апостолическое послание к народам России, в котором призывал их отречься от коммунизма и обратиться в католическую веру. Послание это, как и многие другие его выступления, действительно прозвучало "гласом вопиющего в пустыне", с той только разницей, что это был глас не праведника, а политического интригана, выступавшего под маской религиозного фанатика. Пий XII пустил в ход лживый пропагандистский термин "церковь молчания", в которую якобы превратилась она в странах, сбросивших с себя ярмо капитализма25 . Побуждаемые им церковные иерархи во главе с кардиналом Миндсенти принимали активное участие в контрреволюционном мятеже в Венгрии 1956 г., а когда мятеж был подавлен, то по его совету Миндсенти осел в посольстве США в Будапеште, где затем демонстративно проживал свыше 10 лет. Пий XII негодовал, когда польская церковная иерархия выразила готовность сотрудничать с народными властями Польши.

В своих многочисленных выступлениях и энцикликах Пачелли призывал трудящихся терпеливо сносить свою тяжкую долю. Бедные и богатые всегда были, есть и будут; это соответствует человеческой природе, сотворенной богом, поучал Пий XII рабочих. Стремясь отдалить их от восприятия идеи классовой борьбы, он провозгласил в 1955 г. 1 мая церковным праздником, а патроном трудящихся назначил св. Иосифа-плотника. Он выступал с поддержкой различного вида христианских рабочих организаций, действовавших под контролем церкви и занимавших антикоммунистические позиции. На развал колониальных империй, образование новых независимых государств в Азии и Африке, подъем национально-освободительного движения в Латинской Америке Пий XII реагировал таким образом: он пополнил кардинальскую коллегию тремя весьма своеобразными представителями "третьего мира" - китайцем Ченом, обосновавшимся на Тайване; Валерианом Грасиасом, индийцем; португальцем Годеа, "пред-


23 Ibid.

24 Ch. Pichon. Op. cit., p. 261.

25 A. Tоndi. La Chiesa del Silenzio. Roma. 1954, pp. 7 - 9.

стр. 143


ставлявшим" Мозамбик. В 1955 г. папа учредил Епископальный совет Латинской Америки, координирующий и направляющий орган, который действовал под строгим контролем Ватикана. Выступая в 1956 г. на II Всемирном конгрессе мирян-католиков в Риме, Пий XII призывал верующих и церковников Латинской Америки бороться с четырьмя "смертельными опасностями", которые будто бы им угрожали: марксизм, протестантизм, спиритизм и секуляризм. Папа советовал латиноамериканским католикам усилить раскольническую деятельность в профсоюзах и создавать свою "рабочую элиту" для того, чтобы "вырвать рабочие организации из-под влияния марксизма"26 .

Во многих освободившихся африканских государствах миссионерская церковная иерархия была преобразована в национальную, в результате чего ряд африканцев впервые был возведен в епископское достоинство. В 1951 г. папа посвятил специальную энциклику "Evangellii Praecones" необходимости "туземизировать" католическую церковь в Азии и Африке27 . В апреле 1957 г. Пий XII опубликовал энциклику "Fidei Donum", в которой изложил свою точку зрения на национально-освободительный процесс в Африке. "Мы обращаем ваше внимание на Африку, - заявлял он, - в момент, когда она вступает на стезю современной цивилизации и переживает возможно наиболее трагические дни своего существования"28 . Для Пия XII период, когда Африка сбрасывала цепи колониального рабства, был наиболее трагическим в ее истории. По-видимому, с его точки зрения, наиболее счастливым периодом истории Африки следовало считать тот, когда колонизаторы безнаказанно угнетали африканские народы. В современных условиях, жаловался Пий XII, миссионерам в Африке приходится действовать в очень "трудных" условиях; сложность, по его словам, заключается в том, что не всегда руководство движением оказывается в нужных руках.

В этой и в других папских энцикликах нет ни слова осуждения в адрес империалистов. Весь же пафос, обличительная страсть римского первосвященника направлены против наиболее стойких борцов с империализмом - коммунистов. 27 сентября 1957 г. в одном из публичных выступлений Пий XII прямо осудил национально-освободительную борьбу народов Африки. Папа вновь утверждал, что народам Африки угрожает не империализм, а "атеистический материализм". "Социальная, экономическая и политическая эволюция, которая ускоренным шагом вторгается в жизнь многих народов Африки, - заявил он, - неизбежно подвергает их нездоровым влияниям, которые могут иметь серьезные последствия для будущего"29 . Таким образом, папа римский вопреки общеизвестным фактам провозглашал врагом африканских народов не колониальный гнет, а "атеистический материализм". Характерно, что Пий XII употреблял именно этот термин в надежде, что он произведет большее впечатление на верующих африканцев, чем слово "коммунизм".

5. "Атлантический" папа

Пия XII за его приверженность к антикоммунизму и поддержку курса "холодной войны", являвшегося тогда официальной доктриной правящих кругов США, современники называли "атлантическим" папой. Это вовсе не означало, что он являлся марионеткой Вашингтона. Его отношение к США было сложным. С одной стороны, он приветствовал антикоммунистическую ориентацию правящих кругов США, с другой - боялся американского протестантизма, угрожавшего благодаря имевшимся в его распоряжении огромным финансовым ресурсам утвердиться не только в такой традиционно католической зоне, как Латинская Америка, но и в Западной Европе. Хотя Пий XII был не прочь заручиться финансовой поддержкой американской католической иерархии, церковников США он считал модернистами в потенции, готовыми во имя успеха поступиться дорогими для него принципами и пойти на уступки протестантам. И хотя при нем в курии увеличилось число американских прелатов, Пий XII все-таки не подпускал их к ключевым постам церковного аппарата, которые находились под контролем итальянцев. Лишь незадолго до своей смерти, и то под давлением


26 "La Civilta Cattolica", 19.XI.1957, pp. 191 - 192.

27 "Les Informations Catholiques Internationales", 1.IV.1957, p. 4.

28 Ibid., 15.V. 1957, p. 26.

29 "L'Osservatore Rorrano", 8. X. 1957.

стр. 144


Спеллмана, он назначил главой конгрегации пропаганды веры, ведающей миссионерами, архиепископа г. Чикаго.

Пий XII управлял церковью подобно самодержцу. Он не терпел со стороны подчиненных даже намека на собственное мнение. Т. Бреза, работавший в послевоенные годы в польском посольстве в Риме и наблюдавший за ватиканскими делами, пишет, что "к советам Пий XII относился как к колкостям и бестактности, как к невольному оскорблению. Лицо у него мрачнеет, становится непроницаемым. Он него веет холодом. Папа никогда не кричит, но видно, что каждое слово его раздражает"30 . Внешние дела Пий XII держал под своим неослабным контролем. После смерти в 1944 г. статс-секретаря кардинала Мальони Пий XII оставил этот пост вакантным, он фактически сам был своим собственным статс-секретарем. Помощниками и ближайшими его сотрудниками были монсиньоры Д. Тардини и Д. Б. Монтини, занимавшие посты заместителей статс-секретаря: первый - ординарных дел (внутрицерковных), а второй - экстраординарных (политических). Оба они являлись лишь исполнителями воли своего шефа, причем Тардини слыл ультраконсерватором. Иной фигурой был Монтини. Соперничая с Тардини в борьбе за место престолонаследника, Монтини (возможно, сам того не желая) превратился в главу "прогрессивной" партии в Ватикане, к которой примыкали обойденные или обиженные Пием XII прелаты. Пытаясь преградить Монтини путь к папскому престолу, его противники убедили Пия XII избавиться от своего помощника. В 1954 г. Монтини был назначен архиепископом Милана, и хотя этот пост почти автоматически вел к возведению в кардинальское звание, Монтини так и не дождался кардинальской шапки. Тардини остался при папе, а на место Монтини был назначен сравнительно молодой прелат Делла Аква.

Пий XII до последней минуты держал в руках всю власть: и кормило, и вожжи, и все нити. Люди, работавшие с ним, изнемогали под бременем множсества дел. Он один был неутомим. Когда к нему являлись монсиньоры Тардини или Делла Аква, следом за ними везли тележки, нагруженные папками с делами. Пий XII хотел обо всем знать. Хотел все сам решать31 . Львиная доля его времени уходила на сочинение бесчисленных энциклик и аллокуций (устных выступлений на разнообразные темы: политические, научные, богословские, моральные и прочие. В поучениях он не был оригинальным мыслителем, скорее - допотопным мастодонтом, реликтом средневековья. Любую мысль он пропускал через фильтр своего ультрареакционного мировоззрения, все приспосабливая к традиционным, давным-давно отжившим свой век церковным догмам. Он работал по следующей методе. Например, ему предстояло принять астрономов, или акушеров, или нумизматов, или пчеловодов, или игроков в теннис. Он приказывал своим секретарям подобрать соответствующую литературу по нужной тематике и, нахватав из нее нужные факты, сочинял очередной опус, начинив его подходящими цитатами из писаний отцов церкви и Библии. Всю эту стряпню, довольно популярную и поверхностную по своему содержанию, он самолично отстукивал на машинке или диктовал сестре Паскуалине, своей экономке и секретарше. Затем зазубривал на память, после чего был готов к выполнению обязанностей. За время своего понтификата он написал и наговорил свыше 20 пухлых томов. Кардинал Спеллман называл его "папой-рекордсменом" по количеству выступлений и энциклик. Точнее было бы назвать его папой-графоманш или оратороманом.

6. Непотист

При Пие ХП особенно активно действовал папский департамент святых и блаженных - конгрегация обрядов, основанная Сикстом V в 1588 г. для наведения порядка в столь запутанном деле. За столетия существования церкви было провозглашено свыше 20 тыс. святых и свыше 200 тыс. блаженных. Учреждение конгрегации обрядов последовало в ответ на критику протестантов, обвинявших папство в причислении к лику святых всякого рода мифических персонажей или недостойных людей. С XVI в. Ватикан остерегался возводить в сонм святых римских пап. Уж слишком этот титул не вязался с их, как правило, греховным образом жизни. С этой тради-


30 Т. Бреза. Бронзовые врата. М. 1964, стр. 87.

31 Там же, стр. 413 - 414.

стр. 145


цией не посчитался Пий XII. Он возвел в святые реакционера Пия X, Иннокентия I провозгласил блаженным и затем начал перевод из блаженных в святые пап Иннокентия I, Григория X и других. Некоторые прелаты из его окружения утверждали, что он вынашивал идею заставить кардиналов провозгласить его самого святым при жизни32 .

"Праведник" Пий XII покровительствовал всякого рода финансовым махинаторам и темным личностям. Во время его понтификата Ватикан буквально потрясали скандалы. Одно из доверенных лиц папы, прелат Чиппико, вел двойную жизнь: был сотрудником финансового управления Ватикана и одновременно спекулировал, играя на бирже. Уличенный в растрате крупной суммы ватиканских денег, прелат попал на скамью подсудимых. Другой церковный финансовый делец, некий Джюфре, тоже угодил под суд за спекуляцию и прочие аферы. Глава гражданской администрации Ватикана инженер П. Э. Галеацци был уличен в связях с девицами легкого поведения. Наряду с этим при Пие XII в курии процветали "кумовство" и карьеризм. Тардини "сетовал" по этому поводу: "Очередным тяжким крестом для Пия XII были назначения, которые приходилось ему делать. И чем выше был пост, на который назначались люди, тем более деликатным делом это было ввиду огромного числа желающих его получить. Известно, что в таких случаях никогда нет недостатка в претендентах, не говоря уже о страстно жаждущих получить такие назначения, тех, кто свою личную ценность отождествляет с обширностью своих желаний, высоко мнит о своих способностях (нередко вовсе отсутствующих) и необоснованно предъявляет претензии. Бывает подчас, что такие необоснованные устремления встречают поддержку и благосклонное покровительство даже у шелковых складок пурпурных плащей"33 .

Обладателям "пурпурных плащей" - кардиналам подавал пример в этом отношении сам Пий XII, все племянники которого были обеспечены прибыльными должностями в управленческом аппарате Ватикана. Папа был непотистом старого, средневекового стиля, хотя о нем и ходила молва, что он, кроме себя самого, никого в действительности не любил. Но его эгоцентризм отнюдь не препятствовал ему оказывать покровительство своим родственникам.

7. Тень сестры Паскуалины

Пий XII страдал отсутствием юмора, что для итальянца просто непостижимо. Никто никогда не видел его улыбающимся или тем более смеющимся. Он был сухопар, крайне сдержан за столом, не пил спиртных напитков и не курил. Каких-либо пороков за ним не числилось, если не считать за таковые его симпатии к экономке, немецкой монахине Паскуалине Ленерт. С нею он познакомился в начале 1917 г. в одном из швейцарских санаториев, где она работала сестрой милосердия и где будущий папа проходил курс лечения после автомобильной катастрофы. Паскуалина, бывшая на 18 лет моложе Пачелли, так пришлась ему по душе, что он с позволения Бенедикта XV взял ее своей домоправительницей в нунциатуру в Мюнхен. После его назначения статс- секретарем Пий XI, в свою очередь, разрешил ему поселить Паскуалину в апартаментах на первом этаже апостолического дворца. Она даже сопровождала Пачелли на конклав, став, таким образом, первой женщиной, присутствовавшей на этом форуме. С избранием же его папой она поселилась вместе с ним в его новых покоях на третьем этаже того же апостолического дворца.

Невысокая, хорошо сложенная, пухленькая, с правильными чертами лица, забавным носиком и упрямым, проницательным, недоверчивым взглядом (так описывали знавшие ее журналисты), Паскуалина прожила вблизи Пия XII вплоть до его смерти. Она, пишет Бреза, "следила за кухней и гардеробом папы. Особенно заботилась о гардеробе. Прошло время осыпанных табачным пеплом сутан папы Сарто - Пия X и плохо сшитых одежд папы Ратти - Пия XI, не выносившего примерок. Да, да, теперь наступило время изящества и стычек на публичных аудиенциях с верующими, слишком неосмотрительными в излиянии чувств, после которых на белой сутане нередко оставались пятна от слюны, пота либо и того хуже - от губной помады, если уста, целующие папские одежды, были накрашены. Всего этого терпеть не могла сестра


32 C. Falconi. Op. cit., p. 309.

33 P. Lombardi. Concilia Roma. 1961, p. 211

стр. 146


Паскуалина. Много болтали о ее интригах... Канарейки и прочие птицы, которых немало развелось в папских апартаментах, были, безусловно, результатом ее инициативы и пристрастий. Птички носили большей частью немецкие имена"34 .

Когда папа возвращался к себе после аудиенции, Паскуалина дезинфицировала спиртом его руки, облизанные не в меру ретивыми паломниками. Когда папа заболевал, он только от нее принимал лекарства. Она будила его по утрам и сопровождала вечером ко сну. Но Паскуалина была не только идеальной экономкой, а еще и личным секретарем Пия XII, который диктовал ей самые сокровенные мысли. Влияние этой дамы на папу было ни с чем не сравнимо. Ее рекомендациям папа подчинялся беспрекословно. Знатоки ватиканской "кухни" утверждают, что многие прелаты делали карьеру благодаря ее покровительству. В курии ее боялись и пресмыкались перед нею. Ее кличка - "Могучая дева". Злые на язык чиновники курии называли ее "единственным мужчиной в Ватикане".

Неограниченным доверием Пия XII пользовался также его личный врач Р. Галеацци-Лизи, дядя инженера Галеацци, гражданского губернатора Ватикана. Оба эти деятеля были тесно связаны с кардиналом Спеллманом. В 30-е годы Галеацци-Лизи был малоизвестным окулистом, к услугам которого по совету его дяди обращался страдавший близорукостью кардинал Пачелли. Во время конклава, когда его избрали папой, Пачелли, выходя из Сикстинской капеллы, поскользнулся и, падая, повредил себе руку. Он пригласил для лечения Галеацци-Лизи. Вскоре тот стал личным врачом папы. Лекарь пичкал папу различными "омолаживающими" гормональными препаратами, в эффективность которых слепо верил Пий XII. Папа назначил своего эскулапа членом Понтификской академии наук, возвел его в графское достоинство, осыпал орденами и прочими милостями. Ловкий лекарь между тем использовал положение при папском престоле для приумножения своего состояния. Он играл на бирже, занимался спекуляцией и втайне вел дневник о болезнях высокопоставленного пациента.

8. Папы умирают, как и все смертные

В декабре 1952 г. папа стал страдать довольно редким недомоганием, известным под названием "спазм привратника". Оно заключается в том, что мышца между желудком и кишками спазматически сжимается, не пропуская пищу в кишечник. Больной систематически недоедает, худеет, чахнет. По мере развития болезни спазмы повторяются все чаще, становятся все более мучительными и затяжными. В конце концов больной умирает в страшных мучениях от истощения. Папу консультировали лучшие специалисты. Но болезнь неуклонно обострялась. В 1954 г. у папы началась спазматическая икота. Он необычайно похудел. В Ватикане ожидали худшего. Однако в начале декабря папа вдруг почувствовал облегчение. Некоторое время спустя итальянский журнал "Oggi" со слов чиновников статс-секретариата опубликовал сенсационное сообщение: якобы к Пию XII с 7 на 8 декабря под утро снизошел Иисус Христос, который будто бы и вселил в папу силы побороть болезнь35 . Потом журналисты стали уверять, что еще на конклаве к Пачелли явился дух Пия X, который сказал ему: "Мужайся, сын мой", а кардинал Ф. Тедескини публично заявил, что в 1950 г. папе четыре раза являлась на небе дева Мария, пообещавшая ему уничтожить большевизм. Во время этих явлений солнце "вращалось". Такие нелепости, совсем не смущаясь, описывали приближенные папы в газетах и журналах, а сам он молчал, как бы подтверждая тем самым все эти "чудеса". Действительно, Пачелли умел молчать весьма красноречиво.

Католическая церковь в наше время строго относится ко всякого рода "чудесам", которыми так богата ее средневековая история. Любое чудодейственное явление подвергается тщательной "проверке" церковными экспертами, и только в исключительных случаях церковь подтверждает наличие "чуда". Но с чудесами Пия XII даже до проверки не дошло. Сами церковники испытывали чувство неловкости от того, что их глава утверждал вещи, в правдоподобность которых не мог уверовать ни один уважающий себя грамотный человек XX века.


34 Т. Бреза. Указ. соч., стр. 453.

35 L. Zeppegno, F. Bellegrandi. Guida di misteri e piaceri del Vaticano. Milano. 1974, p. 131.

стр. 147


Однако, несмотря на "общение" с Христом и девой Марией, здоровье Пия XII продолжало ухудшаться. В 1958 г., как всегда, Пачелли проводил лето в своей загородной резиденции в Кастель Гандольфо. Здесь он давал аудиенции и приветствовал с балкона дворца туристов. 2 октября он произнес получасовую речь по-латыни перед американскими семинаристами, явившимися к нему во главе с кардиналом Спеллманом. Два дня спустя обратился с приветствием к участникам конгресса по пластической хирургии. В воскресенье 6 октября папа выступил с речью, обращенной к Международному конгрессу нотариусов. Проговорив перед ними минут сорок по-французски, папа вдруг почувствовал недомогание, что заметили сопровождавшие его прелаты. Но Пий XII отказался лечь в постель. Он совершил обычную прогулку, после чего работал в своем кабинете. Преодолеть его "святое упрямство" было невозможно. И все же, опасаясь осложнений, сестра Паскуалина вызвала в Кастель Гандольфо личного врача папы и известного кардиолога Газбарини из Венеции.

В понедельник Пий XII проснулся от сильной головной боли. Он позвонил. В опочивальню вошли камердинер, Паскуалина и камергер. Папа был бледен, в поту, тяжело дышал. Ему дали снотворное, и он уснул. Час спустя явился Галеацци-Лизи, выслушал больного и нашел его состояние удовлетворительным. Пий XII встал, позавтракал и в половине девятого направился к себе в кабинет, но на пороге внезапно закричал: "Не вижу, ничего не вижу!", потерял сознание и рухнул на пол. Его перенесли на кровать. В это время явился Газбарини в сопровождении другой знаменитости - профессора Корелли. Они установили, что у папы "спазмы мозгового кровообращения на почве атеросклероза". Были оповещены родственники папы - князья Пачелли, а также куриалистские кардиналы и руководители статс-секретариата. В 4 часа дня к папе вернулось сознание. Он порывался встать. Врачи с трудом удерживали его в постели. Во вторник состояние Пачелли заметно улучшилось. Его племянники и ближайшие сотрудники потребовали перевезти папу в Ватикан. Но врачи категорически воспротивились, и папа остался в Кастель Гандольфо.

Узнав о болезни папы, туда стали прибывать дипломаты, министры. Армия журналистов, радио-, кино- и телефотокорреспондентов тоже росла, как на дрожжах. Все они осаждали папский дворец, добиваясь любыми средствами новостей. В среду у больного произошел еще более серьезный мозговой спазм. У дверей папской опочивальни был установлен микрофон, и радиокомментатор передавал сведения о состоянии больного. Он сообщал, например, что папа "хрипит", "стонет", "жалуется", ему делают какие-то уколы, вливания, и прочие подробности, лишавшие наместника бога на Земле таинственности, граничащей со сверхъестественностью и создававшейся его услужливыми панегиристами на протяжении десятилетий.

Неожиданно журналистов как ветром сдуло с папского двора. А час спустя экстренные выпуски газет сообщили о смерти папы. Выяснилось, что это было недоразумением. Оказывается, желая опередить своих конкурентов, корреспондент газеты "II Tempo" договорился за соответствующее вознаграждение с одним из прелатов, имевшим доступ в папские покои, что последний просигнализирует о смерти папы, открыв в назначенном окне форточку. Форточка действительно была открыта, но другим прелатом, который просто хотел проветрить помещение. Так случилось еще одно "чудо", связанное с именем Пия XII: мир узнал о его смерти заблаговременно36 , Однако жизнь еще не покинула тело Пачелли, хотя никто уже не надеялся на его выздоровление. Об этом говорили баулы с траурными аксессуарами, срочно доставленные в Кастель Гандольфо из Ватикана, три гроба - свинцовый, дубовый и кипарисовый с массивной хрустальной крышкой, которые также были привезены в папскую загородную резиденцию и выгружены на глазах вернувшихся туда журналистов.

9. Тревога в Ватикане

В ночь на 9 октября Пий XII скончался в 82-летнем возрасте после почти 20- летнего правления. Немедленно были направлены оповещения всем кардиналам прибыть в Ватикан на конклав. Прошло пять дней, прежде чем останки папы перевезли


36 Ibid., p. 130.

стр. 148


в Рим: Эта церемония состоялась 13 октября 1958 года. В соборе св. Петра его гроб установили на специальном постаменте в капелле Святых таинств, так чтобы стопы папы находились у самой решетки капеллы и приходящие могли бы их при желании целовать - Еще в декабре 1945 г. Пий XII одобрил специальную инструкцию по захоронению и избранию пап. Этот документ, в мельчайших подробностях регламентировавший проведение вышеупомянутых процедур, казалось, предусматривал любые сложности, могущие при них возникнуть. Но даже сей регламент не смог все предусмотреть. Инструкция повелевала совершить констатацию смерти папы камерленгу римской церкви. Он должен был снять с лица Пия XII белый платок, которым покрывали умершего его родственники, и, назвав папу данным ему при крещении именем, трижды призвать его откликнуться. Если папа молчал, камерленг заявлял во всеуслышание: "Действительно, папа умер". Но сложность заключалась в том, что Пий XII скончался, не оставив камерленга.

Получался заколдованный круг. Чтобы как-то выйти из него, кардинал Тиссеран, декан конклава, в явное нарушение инструкции, за что ему грозило автоматическое отлучение от церкви, взял на себя обязанности камерленга церкви и провозгласил Пия XII умершим. Таким образом, Ватикан вошел в фазу "вакантного престола", во время которой работа всех его учреждении прекращается, согласно формуле "Престол вакантен - никаких новшеств". В этот период работает только комиссия куриалистских кардиналов, которая должна организовать похороны папы, опечатать его бумаги и покои, огласить его завещание, обеспечить сохранность имущества Ватикана, а затем созвать конклав для избрания нового папы. Между тем из собора св. Петра сообщили, что останки Пия XII быстро разлагаются. Кардиналы решили закрыть их хрустальной крышкой, отменив тем самым традиционную церемонию целования стоп умершего. Церемония отпевания Пия XII была сокращена, и он был спешно погребен в соборе св. Петра.

Все жаловались на папского врача Галеацци-Лизи, обещавшего надежно законсервировать труп Пия XII. Плачевный результат бальзамирования не помешал Галеацци-Лизи крупно заработать на смерти своего высокопоставленного пациента. Он тайком сделал ряд снимков умирающего Пачелли, засняв папу - наместника бога! - в момент, когда ему делали клизму и переливание крови. Снимки и свои дневники Галеацци-Лизи продал за 6 млн. франков французскому журналу "Paris-Match", затем за не менее солидный гонорар издал на ту же тему книгу37 . Публикация этих материалов вызвала возмущение в самых различных кругах итальянского общества. Врач утверждал, что труп папы разложился с невероятной быстротой. Когда клерикальная печать обвинила Галеацци-Лизи в оскорблении памяти папы, тот заявил, что он, будучи врачом, считает себя материалистом, и описал ход болезни без учета "сверхъестественных" функций своего бывшего пациента. После этого буржуазная печать попыталась представить врача аферистом, втершимся в доверие к наместнику бога. Он был изгнан из Ватикана и исключен из Итальянского общества врачей.

Но Галеацци-Лизи был не случайной фигурой в окружении папы, а печатавшие его воспоминания органы печати - не бульварными газетенками. "Агентства и газеты, - писал по этому поводу орган Коммунистической партии Италии "L'Unita", - которые платили Галеацци-Лизи, являются не продающимися из-под полы порнографическими журнальчиками, а столпами западной цивилизации. Сам же Галеацци-Лизи не является неведомо откуда появившимся среди ватиканских стен грибом; он близкий друг Джедды, президента "Католического действия", друг многих кардиналов; ведь они доверили ему жизнь папы римского. Галеацци-Лизи - один из многих персонажей, поднятых волною "политизации" церкви и прикрывающих портретом папы свои политические и финансовые аферы... Когда Галеацци-Лизи был замешан в пошлый скандал, никто не отважился его тронуть. Сегодня этот врач, лишенный покровительства, получил по заслугам. Но остальным, пользующимся покровительством властей, что им угрожает?"38 .


37 R. Galleazzi-Lisi. Dans l'hombre et la lumiere de Pie XII. P. 1960.

38 "L'Unita", 19.XI.1958.

стр. 149


10. Прощание с отжившей эпохой

Пока съезжались кардиналы на конклав и хоронили Пия XII, мировая печать подводила итоги его понтификата. Баланс был неутешительным. Подавляющее большинство комментаторов отмечало, что влияние католической церкви на массы повсеместно упало, что церковь безнадежно отстала от современного мира, не понимает его проблем, уклоняется от участия в решении задач, стоящих перед человечеством в XX веке. Не менее единодушны были и суждения печати о воинственно антикоммунистическом курсе покойного папы: он не оправдал себя. Влияние коммунистов в Италии, Франции и других "католических странах" неуклонно росло, несмотря на анафемы и отлучения, исходившие из Ватикана. Даже такая ярая антикоммунистка, как католичка К. Л. Бус, посол США в Риме в начале 50-х годов, вынуждена была признать еще при жизни Пия XII, что его крестовый поход против коммунизма обернулся для церкви поражением. 5 января 1954 г. она выступила с таким заявлением: "В 1949 г. коммунисты были отлучены от церкви. Тем самым церковь сама возложила на себя тяжесть, которая давит ее по сей день. Миллионы людей отошли тогда от церкви и не вернулись в ее лоно. Совершенно естественно, что итальянцы, отлученные от церкви из-за своих политических убеждений, стали еще более убежденными антиклерикалами"39 .

Американские журналисты настойчиво обвиняли покойного папу в том, что он своей недальновидной политикой завел католическую церковь в тупик. Один из них, Р. Невин, писал: "Даже самые усердные поклонники Пия XII вынуждены были признать, что в последние годы его правления не все было благополучно. Несмотря на то, что Пий XII принимал тысячи паломников, он все больше отгораживался от внешнего мира и зависел от той информации, которой снабжала его небольшая группа лиц... Число кардиналов сократилось с 70 до 54, половина из которых были так стары, что во время похорон Пия XII им с трудом удалось пройти пешком от одного конца собора св. Петра до другого"40 .

В буржуазной печати Италии и других стран обсуждались кандидаты на папскую должность, их достоинства и недостатки, их шансы на избрание. Реакционные газеты высказывали надежду на то, что новый папа будет столь же непримирим к коммунизму, как и его предшественник. Чтобы обеспечить такую преемственность, в Рим прибыл Дж. Ф. Даллес, главный трубадур "холодной войны", который превозносил политические заслуги Пия XII и недвусмысленно намекал кардиналам, что правительство США ждет от них избрания такого папы, который продолжал бы политику Пачелли.

Однако в некоторых клерикальных кругах раздавались голоса за избрание "религиозного", а не "политического" папы. Под термином "религиозный" папа подразумевался такой глава католической церкви, который не выступал бы столь откровенно в защиту "старого режима", а уделял бы основное внимание чисто церковным вопросам. Иные обосновывали необходимость избрания "религиозного" папы тем обстоятельством, что "атлантическая" политика Пия XII превратила Ватикан в придаток американского госдепартамента. "Религиозный" папа, более гибкий, более дипломатичный, мог бы, казалось им, с большим успехом бороться с коммунизмом. Были и такие католические деятели, которые, предлагая избрать "религиозного" папу, требовали в корне изменить прежний курс Ватикана, придерживаться политики нейтралитета в вопросах, которые разделяют Запад и Восток, капиталистический лагерь и социалистический мир. Пусть, говорили представители этого течения, политикой занимаются клерикальные организации и партии; церковники же, по крайней мере публично, должны уклоняться от высказываний по политическим вопросам.

Конклав избрал папой кардинала Джованни Ронкалли - Иоанна XXIII, с именем которого связаны обновленческий курс католической церкви, отход от ультрареакционных позиций Пия XII.


39 "Разоблачение антикоммунизма в Италии". М. 1956, стр. 149.

40 "Il Tempo" (Roma), 31.III.1959.

Опубликовано на Порталусе 02 августа 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама