Рейтинг
Порталус

КИМБАНГИЗМ

Дата публикации: 15 февраля 2018
Автор(ы): Л. А. КАРА-МУРЗА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Номер публикации: №1518703740


Л. А. КАРА-МУРЗА, (c)

В начале апреля 1921 г. протестантские миссионеры-баптисты в районах нижнего течения р. Конго получили сведения о странном оживлении, царившем среди обращенных в христианство африканцев в селении Нкамба. Оказалось, что еще в середине марта негр-христианин Кимбангу якобы по указанию бога, открывшегося ему в видениях, провозгласил себя "нгунзой" (пророком). Рассказывали, что он творит чудеса: исцеляет от болезней и способен воскрешать умерших. Тысячи людей, бросив все дела, двинулись в Нкамбу, провозглашенную нгунзой "Новым Иерусалимом". Пророки рангом пониже стали появляться и в соседних деревнях. Протестантские миссионеры из Англии, США и Швеции были удивлены этим: ведь в большинстве случаев пророками объявляли себя их помощники из африканцев - евангелисты. Сам Кимбангу одно время служил евангелистом у английских протестантов из "Баптистского миссионерского общества" и считался скромным, прилежным, глубоко верующим юношей. Проповеди пророков привлекли в протестантские миссии толпы новых прихожан. Шведский миссионер С. Флоден с восторгом писал: "Это было возрождение, благодаря которому многие сотни язычников пришли к вере"1 .

Мало кто мог предположить тогда, что налицо начало антиколониального движения, одного из самых массовых в Тропической Африке в период между двумя мировыми войнами. Кимбангизм, названный так по имени его основателя, оказал огромное воздействие на жизнь миллионов людей не только в Бельгийском Конго (ныне Республика Заир), но и в соседних, португальских и французских колониях. В чем же причина появления кимбангизма? Почему он и подобные ему движения принимали религиозно-мистическую окраску и в то же время носили по сути социально-освободительный характер?

У Кимбангу имелись предшественники. На протяжении ряда веков пророческие движения являлись важнейшим элементом общественной жизни народов, населявших западную часть бассейна р. Конго, в частности крупнейшей местной народности баконго. Этот район отличается крайне неблагоприятным для человека климатом, что


1 E. Andersson. Messianic Popular Movements in the Lower Congo. Uppsala. 1958, p. 76.

стр. 172


при отсутствии у населения элементарных гигиенических навыков периодически приводило к опустошительным эпидемиям. С приходом колонизаторов стала незавидной и участь тех, кто оставался в живых. Набеги европейских работорговцев, насильственные методы насаждения христианства, подогреваемые завоевателями племенные междоусобицы привели к чудовищному обесценению человеческой жизни. Вот почему среди баконго был велик престиж людей, доказавших способность исцелять соотечественников от разного рода физических и духовных недугов. В особенно драматические годы, во время массовых эпидемий и социальных потрясений, человек, заставивший поверить других в свои сверхъестественные способности, превращался в центр притяжения для огромных масс людей, а его деятельность приобретала общественный смысл. Именно такие люди объявляли себя пророками и становились во главе народных движений, целью которых нередко являлась выработка коллективного иммунитета против болезней или же достижение "царства свободы и справедливости". А поскольку существовавший социальный порядок представлялся основным препятствием на пути к заветной цели, нгунзизм приобретал характер оппозиционного движения.

В сообщениях португальских миссионеров можно встретить упоминания об идентичных движениях еще в позднесредневековом Конго, одном из оплотов насаждавшегося в Тропической Африке христианства. В записках католического миссионера П. Тавареса от 30-х годов XVII в. говорится о молодом конголезце Ф. Кассоле, который пришел учиться в миссионерскую школу и проявил немалые способности. "Он был умен, как португалец", - писал Таварес, полагая такое сравнение высшей похвалой в адрес африканцев. Потом Кассола объявил себя "сыном бога" и стал читать соотечественникам проповеди, направленные против миссионеров. Он прослыл великим лекарем, и люди шли к нему за исцелением нескончаемым потоком. Рассказывали про чудеса, которые творил "сын бога": в пустой хижине неожиданно появлялись горы фруктов, сосуды с вином и т. п. Деятельность Кассолы продолжалась, однако, недолго. Был отдан приказ о его аресте, и он предпочел удалиться, пропав из поля зрения хрониста2 .

Особый ' размах пророческие движения приобрели в Конго в начале XVIII века. Они выразились в борьбе за восстановление могущественного некогда королевства. В 1704 г. некая Аполлония собирала вокруг себя толпы людей и заявляла о "великом божьем гневе", дошедшем до нее в видениях. По ее словам, бог разгневался на короля Педру IV за нерешительность при восстановлении древней столицы - города Мбанза-Конго. Аполлонии также приписывались необыкновенные лекарские способности3 . Через некоторое время к Педру IV явилась молодая женщина Беатриче, которая утверждала, что воскресла из мертвых в образе св. Антония. Помощники Беатриче, малые Антонии, призывали народ изгнать европейцев из страны, вернуться в древнюю столицу и восстановить ее. Испугавшись популярности "антоиианской ереси", миссионеры настояли на казни Беатриче. 1 июля 1706 г. "конголезская Жанна д'Арк" и ее ближайший советник были сожжены4 .

Иногда общественная потребность в нгунзе оказывалась в народе столь велика, что у руководства пророческими движениями могли встать даже миссионеры, обладавшие медицинскими познаниями. Нагляден случай с протестантским миссионером Г. Ричардсом, прибывшим в Нижнее Конго в 1879 году. Отношения с местной знатью сложились у него не лучшим образом. Наибольшее расположение к миссионеру проявил вождь самой маленькой деревушки Макокила. Терять ему было нечего, а покровительство белого человека могло пригодиться. Что касается обращения местного населения в христианство, то с этим у Ричардса дело обстояло неважно. Но в 1886 г. в районе вспыхнула эпидемия сонной болезни, и миссионер неожиданно оказался в центре внимания. Люди толпами шли в миссию и тащили с собой своих идолов, некогда почитаемых, однако не защитивших их от беды, и кричали: "Скажи, что мы должны сделать, чтобы спастись?" Выяснилось, что движение инспирировал Макокила, разрекламировавший могущество своего белого союзника - миссионера. С тех пор миссия Ричардса вступила в пе-


2 L. Jadin. Les sectes religieuses secretes des Antonieris au Congo (1703 - 1709). "Carriers des religions africaines", Kinshasa, 1968, vol. 2, N 3, pp. 109 - 111.

3 L. Jadin. Le Congo et la secte des Antoniens. "Bulletin de l'Institut historique beige de Rome", Bruxelles - R., 1961, fasc. XXXIII, pp. 495 - 497.

4 Ibid., p. 528.

стр. 173


риод процветания. Впрочем, он вскоре заметил, что его помощники из африканцев, работавшие непосредственно в деревнях, проявляют все большую независимость, да и местное население явно предпочитает белым миссионерам своих соотечественников-евангелистов5 .

Руководство пророческими движениями постепенно перешло к самим африканцам, а нгунзизм начал приобретать антиколониальную направленность В особенно острые формы борьбы выливались религиозные движения в годы резкого ухудшения положения широких масс. К таким восстаниям приложимо определение Ф. Энгельса: "Чувства масс вскормлены были исключительно религиозной пищей; поэтому, чтобы вызвать бурное движение, необходимо было собственные интересы этих масс представлять им в религиозной одежде"6 . Религиозно-политическим антиколониальным движением подобного рода в Бельгийском Конго как раз и явилось восстание под руководством Кимбангу, вспыхнувшее летом 1921 года.

Симон Кимбангу родился в 1889 г. в семье крестьянина племени баконго. Неподалеку от его деревни Нкамбы находилась миссионерская станция английских баптистов Нгомбе Лутете. Там он обучился грамоте, был крещен, затем являлся наставником-евангелистом. В те времена грамотную африканскую молодежь уже привлекала работа в городах, где можно было устроиться на предприятие или в контору. Ушел в город и молодой Кимбангу. Немало профессий пришлось переменить ему, пока он не вернулся в Нкамбу. В родной деревне и началась деятельность этого пророка продолжительностью всего в полгода, за чем последовали 30 лет тюремного заключения. Узнав из "вещих видений" о своем предназначении, Кимбангу на глазах у сотен верующих разыгрывал целое действо, доводя себя до исступления: трясся всем телом, закатывал глаза и т. п. Это воспринималось толпой как несомненные доказательства контакта "посланника господа" с потусторонними силами. На первых порах программа нового пророка носила сугубо религиозный характер: Кимбангу призывал сжигать фетиши, которые он считал источником всех зол, отказываться от дохристианских обычаев и ритуальных плясок, объявил о скором "конце света", когда предки восстанут из мертвых и для африканцев наступит желанное и вечное царство свободы и справедливости. Он потребовал привести в порядок и украсить могилы предков и дорожки, ведущие к ним. Его учение запрещало также употреблять алкогольные напитки, курить, есть свинину. Многоженство, лень, ложь, супружеская измена считались великим грехом.

Кимбангу избрал себе помощников - младших пророков, названных впоследствии апостолами. В течение нескольких дней кандидаты находились под строгим наблюдением. За это время они должны были доказать умение отличать добрых духов от злых7 . Кимбангу при выборе помощников исходил главным образом из социальных критериев: назначал своих коллег- евангелистов и отсеивал нехристианских пророков. Для него была построена в "Новом Иерусалиме" особая хижина, вход в которую разрешался лишь ближайшим апостолам. Перед хижиной нгунза принимал жаждущих исцеления. Основой лечения служила магическая фраза: "Именем Христа исцеляйся!" Естественно, ни один из фактов исцеления документально не подтвержден. Иногда Кимбангу специально подбирал пациентов, чтобы сильнее поразить воображение верующих. Так, 14 мая 1921 г. он "исцелил" некоего Нсумбо, оказавшегося евангелистом из деревни Лукенго8 . В ряде других случаев пациентами также служили евангелисты, которые были не прочь подыграть нгунзе, ибо слава его косвенно распространялась и на младших пророков. Справедливости ради надо сказать, что к подобным методам завоевания авторитета Кимбангу прибегал в крайних случаях, в наиболее драматические моменты движения, чтобы влить в него свежую струю.

День 14 мая явился именно таким моментом. За три дня до того в Нкамбу прибыл администратор дистрикта Л. Морель в сопровождении солдат и попытался установить контакт с Кимбангу. Но чиновника окружила с песнями и танцами экзальтированная толпа верующих, а нгунза отказал-


5 W. McGaffey. Custom and Government in the Lower Congo. Berkeley 1970, pp. 251 - 252.

6 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 21, с. 314.

7 J. M. Janzen. Deep Thought: Structure and Intention in Kongo Prophetism, 1910 - 1921. "Social Research", Albany, 1979, vol. 46, N 1, p. 123.

8 C. Irvine. The Birth of the Kimbanguist Mouvement in the Bas-Zaire, 1921. "Journal of Religion in Africa", Leiden, 1974, vol. VI, fasc. 1, p. 39.

стр. 174


ся беседовать с представителем властей. 12 и 13 мая Морель провел в миссии английских баптистов, обсуждая план умиротворения становившегося опасным движения. Наметилась тенденция к разрыву кимбангизма " протестантской миссионерской деятельности, что для многих участников движения было нелегким шагом. Заколебавшейся массе нужны были новые доказательства могущества нгунзы. Тут-то она и получила их в лице "исцеленного" Нсумбо.

С лета 1921 г. движение стало приобретать антиколониальный характер. Массовое паломничество в Нкамбу парализовало экономическую деятельность в Нижнем Конго - ключевом районе колонии. Тысячи африканцев бросили работу на плантациях в Китобола, на железной дороге Леопольдвиль - Матади, на известняковых карьерах и цементном заводе в Лукала, службу в местных фирмах. 6 июня в Нкамбу вторично прибыл Морель с отрядом солдат, имея приказ арестовать Кимбангу. В деревне начались волнения, и в возникшей суматохе нгунзе удалось скрыться. Из Нкамбы, обрастая фантастическими подробностями, разлетелась весть о новом "чуде": вооруженные солдаты оказались бессильными перед сверхъестественным могуществом нгунзы. Рассказывали, что когда на Кимбангу надели наручники, то они порвались словно паутина. По другой версии он, после того как солдаты окружили его хижину, воспарил на небо9 .

То был апогей славы и авторитета Кимбангу. Но реальное руководство движением уже начало уходить из его рук. Кимбангизм стал перерастать намерения своего основателя. В административном центре колонии Киншасе действовала группа революционно настроенных конголезцев, пытавшихся использовать народное движение в политических целях и собиравших средства для поддержки восстания. Однако в середине июля эта организация была разгромлена властями10 .

Несомненно влияние, которое оказали на кимбангизм панафриканские идеи, распространявшиеся из Киншасы американскими неграми, работавшими в колониальных фирмах. Идеи об освободительной миссии "черных братьев из Америки" могли рассчитывать на популярность только в случае, если они подавались как исходившие от Кимбангу. Некий клерк Нзузи публично заявлял, будто слышал от Кимбангу такие слова: "Столько лет бельгийцы управляют нами, но до сегодняшнего дня они так ничего и не сделали. Но скоро американцы пойдут войной на бельгийцев и станут править нами"11 . Бельгийский чиновник сообщал из Луози, что на подконтрольной ему территории действуют девять пророков. Они запрещают населению платить налоги и говорят, что вскоре в Конго не останется ни назначенных белыми вождей, ни самих белых. Восставшие распевали песни со словами: "Мы теперь здесь хозяева!" Народ был уверен, что призыв не платить налоги исходил от Кимбангу. Волнения в Луози, принявшие освободительную окраску, побудили администрацию арестовать около 30 евангелистов - руководителей движения. С середины июля карательные операции были проведены по всему району, охваченному восстанием. "Новый Иерусалим" сожгли, число арестованных измерялось сотнями. Однако движение не затихало. Теперь Кимбангу приписывались следующие слова: "Не оставляйте пророческой деятельности! Даже если многие сотни арестованы и посажены в тюрьму, не беда, за нами Америка!"12 .

Что касается Кимбангу, то после побега из Нкамбы он с группой сторонников перебрался в деревню Нсанда, неподалеку от Киншасы. Видели его и в этом городе. В ответ на вопрос, как он относится к тому, что его именем прикрываются люди, отказывающиеся платить налоги, Кимбангу цитировал библейское положение: "Кесарю кесарево, богу богово". И разъяснял: "Дайте правителям страны все, что они требуют от вас, но сердце ваше отдайте богу. Я первым заплачу налог. Народ считает, что платить не надо, но мы должны строго следовать библии!"13 . Невзирая на это, движение постепенно становилось более революционным. "Конго - конголезцам!" - вот лозунг восстания. Сначала африканцы отказывались платить налоги и торговые пошлины, затем расширять принудительные посадки определенных сельскохозяйственных культур и, наконец, работать на европейцев. Народный гнев обрушился и на миссионеров, в первую очередь на католиков, тесно связанных с колониальным аппаратом. Крестьяне громили


9 E. Andersson. Op. cit., p. 65.

10 Ibid., pp. 63, 66.

11 C. Irvine. Op. cit., p. 43.

12 Ibid., p. 53.

13 E. Andersson. Op. cit., p. 61.

стр. 175


часовни и миссионерские школы, сжигали книги и церковную утварь. Европейские колонисты в панике требовали от администрации применить самые суровые меры к восставшим и немедленно арестовать "главного зачинщика".

12 сентября Кимбангу тайно вернулся в Нкамбу, но был выдан местным вождем и схвачен. Нгунзу перевезли в Тисвиль, где его приветствовали толпы демонстрантов. Вмешалась полиция. Опасаясь взрыва недовольства в Киншасе, власти выставили на улицах пулеметы. Судебный процесс над кимбангистами состоялся 1 - 3 октября 1921 года. Кимбангу был приговорен к смертной казни, его ближайшие сподвижники - к пожизненным каторжным работам. Десятки тысяч кимбангистов были выселены в восточные районы Конго. Под давлением общественного мнения бельгийский король Альберт I заменил Кимбангу смертную казнь пожизненным заключением. Он умер в 1951 г. в тюрьме Элизабетвиля (ныне Лубумбаши). Священник Ж. ван Винг, посетивший Кимбангу незадолго до его кончины, писал, что и после трех десятков лет тюремного заключения он сохранял трезвость мысли и веру в правоту своего дела, хотя и отказался от наиболее революционных лозунгов движения14 .

В Бельгийском Конго 1920 - 1950-х годов не раз вспыхивали антиколониальные восстания, их участники называли себя прямыми продолжателями дела Кимбангу. А спустя несколько лет после его смерти его последователи послали в ООН меморандум с требованием признать независимое правительство Конго во главе с Кимбангу: люди не верили, что нгунза умер. В 1958 г. бельгийские власти легализовали секту кимбангистов - "Церковь Христа на Земле, основанную пророком Симоном Кимбангу в селении Нкамба 6 апреля 1921 года". Главой секты стал один из его сыновей, Жозеф Диангиенда. А в 1960 г., за три месяца до провозглашения независимости Конго, останки нгунзы были торжественно перенесены в Нкамбу и захоронены там15 .

."Новый Иерусалим" по сию пору остается крупным религиозным центром Заира, а кимбангистская церковь, насчитывающая более 1 млн. верующих, примкнула к экуменическому движению и официально признана Всемирным советом церквей. Однако теперь кимбангизм утратил черты былой оппозиционности колониализму и стал чисто религиозным учением.


14 J. van Win g. Le kibangisme vu par un temoin. "Zaire", Bruxelles, 1958, vol. XII, N 6, p. 566.

15 Б. И. Шаревская. Старые и новые религии Тропической и Южной Африки. М. 1964, с. 293.

Опубликовано на Порталусе 15 февраля 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): КИМБАНГИЗМ



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама