Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ есть новые публикации за сегодня \\ 22.11.19


1000-ЛЕТИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ - ВЫДАЮЩЕЕСЯ СОБЫТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Дата публикации: 07 июня 2019
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Номер публикации: №1559904148 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В связи с отмечающимся в нынешнем году юбилеем принятия Русью христианства редакция журнала "Вопросы истории" обратилась к митрополиту Минскому и Белорусскому Филарету с просьбой ответить на ряд вопросов. Ниже публикуется текст беседы с ним.

Вопрос. Русская православная церковь отмечает 1000-летие крещения Руси и своей деятельности. Как Вы оцениваете это событие?

Ответ. Нам дарована особая милость: быть участниками знаменательного юбилея. Тысячу лет православная церковь несет свою миссию в пределах нашего Отечества, будучи неразрывно связана с его исторической судьбой. Крещение Руси - значительное событие не только отечественной, но и мировой истории. XXIV сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, в работе которой принимал участие также митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий - член советской комиссии по делам ЮНЕСКО, призвала в ноябре 1987 г. научную и культурную общественность своих государств-членов отметить это крупнейшее событие.

Вопрос. Как проходило крещение Руси?

Ответ. Это длительный процесс, и он, конечно, не ограничивается 988 г., когда киевский князь Владимир совершил крещение Киевской Руси. Согласно церковному преданию, этому событию предшествовал длительный и сложный период распространения христианства среди восточнославянских племен. Предание связывает его начало с путешествием на русские земли в I в. апостола Андрея Первозванного. Приведу в связи с этим отрывок из Повести временных лет в переводе на современный русский язык, где летописец так поведал об этом: "Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуни устье Днепра,., и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх но Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет Благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх". Далее апостол Андрей, согласно этому сказанию, побывал на землях новгородцев, посетил варягов.

Вопрос. Какие еще факты приводят церковные историки в подтверждение этого предания?

Ответ. Наши современные представления о пребывании апостола Андрея на Руси основываются, кроме летописи, также на упоминаниях святых отцов и апологетов христианской церкви, начиная с III в., некоторых сведениях из греческом редакции жития апостола, а также археологических данных. Многочисленные находки римских монет, владель-


Митрополит Минский и Белорусский ФИЛАРЕТ (в миру Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) является председателем Отдела внешних церковных сношении Московского Патриархата и постоянным членом Священного Синода, председателем Общественной комиссии Советского комитета защиты мира но связям с религиозными кругами, выступающими за мир.

стр. 102


цами которых были наши далекие предки, современники римских императоров Августа, Траяна, Марка Аврелия, характерны для района, где возник Киев и территории Среднего Поднепровья, впоследствии составившего ядро Киевской Руси. Именно в этом регионе заканчивались южные торговые пути, одни из которых - вверх по Днепру, пройденный, согласно сказанию, апостолом Андреем, был известен грекам еще в I тыс. до н. э. Предание о путешествии апостола прочно сохранялось в памяти народа. Так, в начале XI в. внук князя Владимира Всеволод в крещении принял имя Андрей. В том же веке в Киеве, Переяславле и Новгороде имелись храмы, сооруженные в честь Андрея Первозванного. Убеждение, что он посетил русские земли, получило распространение и в Византии. Однако эта проблема до конца еще не изучена.

Вопрос. Имеются ли исторические свидетельства о дальнейшем распространении христианства на Руси?

Ответ. Да, они относятся ко времени походов славян на Византию, повлиявших на восприятие ими христианства. Есть основания предполагать, что киевский князь Аскольд крестил в 867 г. свою дружину и часть жителей Киева. В Киеве была им воздвигнута церковь Пророка Илии, ставшая колыбелью церкви на Киевской Руси. Договор киевского князя Игоря с Византией 944 г. свидетельствует, насколько многочисленна была христианская община в Титове и каким влиянием пользовалась она в жизни Древнерусского государства. В 955 г. в Царьграде крестилась великая княгиня Ольга, построившая несколько храмов в Киеве, Пскове, Новгороде.

Таким образом, наши предки были знакомы с христианством задолго до 988 года. Киевский князь Владимир как бы закончил предысторию христианства, завершив выбор религии, выбор того пути, но которому пошло в дальнейшем развитие Русского государства.

Вопрос. Насколько изучен период становления христианства на Руси историками церкви?

Ответ. Раннему периоду христианства в нашей стране посвящены труды известных русских церковных историков - митрополита Московского Макария (Булгакова, 1816 - 1882) "История христианства в России до равноапостольного князя Владимира" и первый том его "Истории русской церкви"; академика Е. Е. Голубинского (1834 - 1912) - "История русской церкви" (1-я половина I тома) и др. Историками церкви продолжается изучение проблем становления христианства на Руси и последующих веков истории Русской православной церкви. Правда, следует здесь отметить, что 988 год как дата крещения Руси, официально принятая церковью, вызывает споры. По этому поводу существует несколько версий. Некоторые полагают, что князь Владимир принял крещение в 988 г. в Крыму в покоренном им греческом городе Херсонесе (Корсуни) или от киевских христиан в 987 г. в Василеве (ныне г. Васильков), наконец, в 987 г. в Киеве от греков. Называют еще 990 г., но эти версии не влияют на значение самого факта крещения.

Введение христианства в Киевской Руси в качестве новой государственной религии, сменившей язычество, было закономерным явлением. Наши древние писатели - митрополит Киевский Иларион (середина XI в.) в своем "Слове о законе и благодати" и Иаков Мних (2-я половина XI в.) в сочинении "Намять и похвала святому Владимиру" подчеркивают то значение, которое Владимир придавал крещению. В сознании князя крещение киевлян в Днепре было связано с будущим его княжества, всех славянских народов. В крещении было будущее и веры, и истории, и культуры, и духовной жизни. Этот процесс шел достаточно быстро. Центрами его стали Киев, Новгород и Полоцк с храмами в честь святой Софии.

Для понимания многих письменных источников, иконографии, живописи, архитектуры надо знать Священное Писание. Для верующих оно

стр. 103


есть Божественное откровение, содержащее истины их веры и являющееся руководством в жизни, эталоном мудрости и красоты. Библейские сюжеты не случайно широко представлены в европейской и русской живописи, скульптуре, художественных произведениях. Перевод Священного Писания, осуществленный Кириллом и Мефодием и их учениками, положил начало славянской письменности и литературе. Широко распространившись после принятия христианства на Руси, Священное Писание стало определяющим моментом в развитии миросозерцания и культуры наших предков. Не случайно поэтому на международных научных церковных конференциях, посвященных 1000-летию крещения Руси и проведенных Московским патриархатом в 1986 - 1988 гг., ученые богословы и филологи-слависты говорили о необходимости научного издания этого перевода во всей его многовековой традиции.

Вопрос. Какие трудности испытывала Русская православная церковь при распространении новой веры?

Ответ. Христианство распространялось среди русского населения достаточно быстро, хотя и встречало сопротивление сторонников прежней веры - язычников. С языческими пережитками пришлось бороться православным священникам, например, на окраинах Новгородской земли среди чуди и ижоры и в иных местах. Вместе с тем следует сказать, что уже в первое столетие после крещения Руси князем Владимиром христианские мировоззренческие и этические представления достаточно укоренились в народном сознании, а молодая русская христианская культура бурно развивалась.

Вопрос. Русь приняла христианство. А была ли у наших предков альтернатива? Могла ли стать господствующей иная религия?

Ответ. Выбор, конечно, был. Но то, что князь Владимир принял христианство в его восточной традиции, объясняется давними и прочными связями Киевской Руси с Византией. Христианская вера от южного соседа проникала на русские земли задолго до 988 года. К тому же Русь и ко времени принятия Владимиром христианства была достаточно развитой страной. Киев в X в. был перепутьем торговых связей, международным центром. Владимир, как говорится в Повести временных лет, встречался с представителями разных цивилизаций и религий: с мусульманами, с язычниками, с иудеями. У князя действительно был с ними диалог, в том числе и с христианами, причем представителями обеих форм христианства - восточной и западной. Избрана была первая. По церковному преданию, которое запечатлено и у Илариона, и у Иакова, Владимир получил откровение, духовное озарение, прозрение, позволившее ему постигнуть суть христианской веры.

Вопрос. Князь Владимир во время выбора религии, как представляется, исходил не только из духовных соображений, но руководствовался и государственными интересами?

Ответ. Русь перенимала то, что могло усилить ее государственную мощь и престиж. Князя Владимира поразило, конечно, великолепие византийских церковных обрядов. Кроме того, он видел в Византии симфонию - согласие церкви и государства. Император Византийский - покровитель церкви, он в блеске, он именно повелитель, и духовенство и церковь поддерживают его. Этого единства, этой симфонии, конечно, не хватало тогда славянским народам, которые были разрознены, находились в постоянном соперничестве. Огромное значение для Владимира имел и опыт его бабушки Ольги, которая приняла крещение в Константинополе. И еще один момент, мне кажется, имел значение. У жителей Древней Руси были тесные связи с Болгарией, которая на 100 лет раньше киевлян приняла христианство. Пример Болгарии сыграл, конечно, свою немаловажную роль. Когда Владимир принимал, утверждал на своих землях христианство как государственную религию, он думал, что принесет она Киевской Руси, исходил из интересов своего государства. Ки-

стр. 104


евская Русь при Владимире была могучим княжеством и могла соперничать с самыми сильными европейскими государствами.

Вопрос. История Русской православной церкви - серьезная научная проблема. Назовите темы, которые, с Вашей точки зрения, представляют интерес и для богословов, и для светских историков.

Ответ. Прежде всего - это 1000-летие крещения Руси. Я думаю, что здесь очень много точек соприкосновения. Это подтверждают материалы Киевской церковно-исторической конференции 1986 г., которые частично опубликованы в т. 28 "Богословских трудов", а вскоре полностью выйдут в свет отдельным изданием. На конференции обсуждались такие темы, как христианство на Руси до князя Владимира; крещение Руси и начальный период истории Русской православной церкви; миссионерская деятельность церкви внутри страны и вне ее; вклад церкви в развитие культуры, в преобладание идей мира, братства, любви и взаимопонимания от времени князя Владимира до наших дней. Были заслушаны доклады об установлении христианства на Руси, крещении князя Владимира, месте и времени этого события, связи крещения и внешней политики Древнерусского государства, участии церкви в борьбе с монголо- татарами и многие другие.

И последующие периоды истории Русской православной церкви неразрывно связаны с историей нашей страны. И здесь ее общественно-политическая роль, патриотическая и культурно-созидательная деятельность могут представлять общий интерес. Нельзя забывать и о том, что в этом году наша страна отметила и другую важную дату - 70-летие декрета о свободе совести, положившего начало новому характеру отношений между государством и религиозными объединениями в нашей стране. История Русской православной церкви в Советском государстве представляется мне важной темой, требующей серьезных научных разработок. Недавно коллективом церковных историков был подготовлен труд, освещающий исторический путь нашей церкви в последние семь десятилетий. Вскоре он будет выпущен в свет Издательским отделом Московского Патриархата.

Смысл празднования 1000-летия крещения Руси мы видим не только в том, чтобы заслушать юбилейные речи, но и в том, чтобы возможно глубже понять и осмыслить десятивековый путь Русской православной церкви, опыт ее духовного служения, ее место и роль в развитии культуры, ее влияние на жизнь нашего Отечества. Это тем более важно, что без осмысления опыта прошлого мы не можем дать должную оценку современной деятельности церкви и определить ее направление в грядущие годы.

Достаточно интересной представляется тема влияния западного христианства на христианизацию Руси. Научно зрелая разработка этой темы дала бы возможность объективно оценить участие западных миссионеров в подготовке крещения Руси и, несомненно, способствовала бы развитию нашего диалога с Римско-католической церковью.

Вопрос. Наша беседа проходит в стенах Данилова монастыря, который несколько лет назад был передан Русской православной церкви. Недавно церкви переданы еще два монастыря. Считаете ли Вы, что это связано с новыми отношениями между церковью и государством, с происходящими в нашей стране преобразованиями в разных сферах общественной жизни?

Ответ. Церковь - это десятки миллионов верующих. Та гласность, которая набирает сейчас силу, перестройка многих сторон жизни, естественно, сказались и на бытии церкви. Быстрее получают удовлетворение духовные запросы верующих. С большим пониманием встречает правительство нашей страны просьбы церковного руководства. Это и передача Данилова монастыря в Москве для создания в нем духовного и административного центра Русской православной церкви, передача Введенской

стр. 105


Оптиной пустыни в Калужской области и Толгского монастыря в Ярославской области. Все это свидетельствует о подлинно добрых отношениях между государством и церковью, о благоприятном разрешении насущных проблем. Этот положительный процесс протекает и в наших епархиях. За последнее время зарегистрировано около 20 православных общин, построено или коренным образом реконструировано более 30 молитвенных зданий. Например, в моей епархии сгорел деревянный храм в одной из деревень Брестской области. Верующие активно добивались разрешения на его восстановление. Их просьба была удовлетворена, ныне построен каменный храм. В Бобруйске сейчас вместо деревянной церкви верующие воздвигли кирпичную.

Вопрос о церковном колокольном звоне решался у нас неоднозначно: почему-то в одном городе можно было звонить, а в другом - нельзя, хотя соответствующее постановление было принято Совнаркомом СССР вскоре после Великой Отечественной войны. Ныне эта проблема получает свое решение. Советское законодательство, касающееся вопросов взаимоотношения церкви и государства, естественно, должно соблюдаться. Однако имеется необходимость его обновления, приведения его в соответствие с духом нашего времени, а не 1929 г., когда было принято ныне действующее "Постановление о религиозных объединениях".

Возвращение Оптиной пустыни (вблизи старинного города Козельска) произошло по инициативе светских деятелей - работников культуры, писателей. Это совпало с желанием церкви. Я знаю о письмах светских людей, которые проявили заботу о пустыне. Но было и обращение по этому поводу к Советскому правительству Святейшего Патриарха Пимена. Разными путями шли к Оптиной пустыни, к этому живительному источнику русской национальной культуры граждане нашей страны - верующие и нерелигиозные люди. Известно, что Оптина пустынь связана с именами великих русских писателей Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, философов и публицистов К. Н. Леонтьева, погребенных здесь братьев И. В. и П. В. Киреевских.

Вопрос. Какова роль в истории Русской православной церкви переданных ей сейчас монастырей?

Ответ. Данилов мужской монастырь - один из старейших в Русской православной церкви. Он был основан московским князем Даниилом, сыном Александра Невского в 1282 году. Монастырь играл важную роль в обороне Москвы от монголо-татарских набегов. В конце XVII в. он был обнесен кирпичной стеной с семью башнями и надвратной церковью. Время и обстоятельства не пощадили древнюю обитель. Реставраторы и строители смогли в соответствии с первоначальным обликом монастыря восстановить его стены и башни, соборы и братский корпус. Это не только духовный и административный церковный центр, по и мужская обитель. В ее Троицком соборе находится частица мощей благоверного князя Даниила.

Особое место занимает Введенская Оптина пустынь и в истории Русской православной церкви. С этим мужским монастырем, основанным еще в XIV в., связано такое явление церковной жизни, как старчество - духовное руководство. Среди оптинских старцев, к которым шли паломники за советом, утешением, духовным очищением, прославился своим авторитетом иеросхимонах Амвросий (Гренков). В нем видят прообраз старца Зосимы из "Братьев Карамазовых" Ф. М. Достоевского. Писатель побывал у отца Амвросия. Несколько раз посещал старца и Л. Н. Толстой.

Монастырь в честь Толгской иконы Божией Матери также ведет свою историю с XIV века. Оп свидетель героической борьбы российских патриотов в годы польской интервенции начала XVII века. Здесь умер от ран и был погребен генерал Н. А. Тучков - один из героев Отечественной войны 1812 года. После восстановления в монастыре учреждена

стр. 106


женская обитель и будет создан приют для престарелых служителей церкви.

Вопрос. Как будет отмечаться Русской православной церковью 1000-летие введения христианства на Руси?

Ответ. Официальные юбилейные торжества, посвященные 1000-летию крещения Руси, будут проводиться Русской православной церковью 5 - 16 июня этого года.

Центральным событием станет Поместный Собор Русской православной церкви, который состоится в Троице-Сергиевой Лавре с 6 по 9 июня. На Соборе предстоит не только обозреть различные аспекты тысячелетнего исторического пути нашей церкви, но и определить перспективы ее дальнейшей жизни и деятельности. Среди деяний Собора - канонизация новых святых, принятие Устава организации и управления Русской православной церкви, имеющего целью усовершенствовать церковную структуру с учетом традиции, исторического опыта и современного положения церкви в государстве.

В Москве в Большом театре Союза ССР состоится торжественный Акт с участием членов Поместного Собора и почетных гостей торжества, а затем - праздничный концерт. Юбилейные мероприятия в рамках официальной программы пройдут также в Киеве, Владимире и Ленинграде - городах, в разные исторические периоды являвшихся центрами Русской православной церкви.

Для участия в юбилейных торжествах приглашены делегации всех Поместных православных церквей во главе со своими предстоятелями, делегация Римско- католической церкви, делегации других инославных христианских церквей, а также многие видные церковные и общественные деятели из различных стран. В юбилейных торжествах Русской православной церкви ожидается участие и представителен советской общественности.

Следует сказать также, что в рамках подготовки к празднованию юбилея Московским Патриархатом были проведены три международные научные церковные конференции, посвященные 1000-летию крещения Руси - церковно- историческая (Киев, июль 1986 г.), "Богословие и духовность Русской православной церкви" (Москва, май 1987 г.) и "Литургическая жизнь и церковное искусство Русской православной церкви" (Ленинград, февраль 1988 г.), на которых богословы, историки, филологи и искусствоведы из Советского Союза и других стран обсуждали различные вопросы истории Русской православной церкви, ее духовного и культурного наследия.

Вопрос. Какие юбилейные мероприятия намечаются по епархиям?

Ответ. В настоящем юбилейном году каждая епархия Русской православной церкви готовится отметить юбилей 1000-летия крещения Руси. Епархиальные торжества будут приурочиваться к церковным праздникам, особо знаменательным для той или иной епархии. Помимо праздничных богослужений, они будут включать в себя торжественные акты, на которых путь Русской православной церкви будет обозреваться в связи с церковной историей того или иного края. Обращаясь к ней, верующие прежде всего вспоминают местных святых - подвижников веры и благочестия, горячих патриотов своей земли. Не случайно поэтому в последние два с лишним десятилетия по епархиям стали устанавливаться празднования соборам местных святых - ростово-ярославских, владимирских, вологодских, тверских, костромских, новгородских, сибирских, белорусских, смоленских, тульских. Этот процесс будет развиваться и далее.

Обращаясь к истории своей земли, люди всегда задумываются над тем, что вдохновляло наших предков на ее защиту в тяжелые периоды иноземных нашествий. В нашем понимании Русская православная цер-

стр. 107


ковь всегда была вдохновляющим началом, возгревающим народный дух на защиту своего Отечества.

Вопрос. Как готовятся отметить юбилей другие христианские церкви?

Ответ. Братские поместные православные церкви воспринимают наш юбилей как свой праздник. 1000-летие крещения Руси будет отмечать и вся мировая христианская общественность. Во многих инославных христианских церквах и религиозных объединениях будут проведены праздничные богослужения, научные конференции, юбилейные выставки. Состоялись, например, весной 1987 г. две церковно-исторические конференции в ФРГ. Одна была проведена Институтом Восточных церквей в Регенсбурге совместно с Экуменическим Советом Германской епископской конференции (католическая церковь в Германии), другая - Евангелической церковью в Германии и Евангелической академией в Тутцинге. А совсем недавно в Католическом университете в Люблине был проведен симпозиум "Богословие и христианская культура Древней Руси", организованный при содействии Комиссии епископата по экуменизму Католической церкви в Польше. В середине апреля в университете Мартина Лютера в Галле-Виттенберге (ГДР) состоялся экуменический симпозиум, посвященный 1000-летию крещения Руси.

Вопрос. Используется ли многовековой и современный опыт Русской православной церкви другими церквами?

Ответ. Этот опыт уникален, он представляет безусловную ценность для всех церквей, и особенно для тех, которые существуют в странах, где происходят прогрессивные изменения социальных структур. В какой-то степени в социально-политическом плане наш опыт, мы полагаем, интересен не только для христианских церквей, но и для других религий, в том числе ислама. Наш юбилей - праздник всехристианский, но он находит отражение и в мировой религиозной жизни, потому что Русская православная церковь сотрудничает в миротворческом служении с мировыми религиями: иудаизмом, исламом, буддизмом, индуизмом.

Вопрос. Какое место в деятельности Русской православной церкви занимает борьба за мир?

Ответ. Русская православная церковь на протяжении всей 1000-летней истории своего бытия так или иначе постоянно соприкасалась с проблемами сохранения мира. Однако в послевоенный период в силу сложившейся международной обстановки церковь придает особое значение активному участию верующих людей в движении за мир. Гонка вооружений, направляя научную мысль на создание все более опасного оружия массового уничтожения и безжалостно эксплуатируя природу, обостряет всю совокупность глобальных общечеловеческих проблем, усиливает их взрывоопасный характер. Сегодня мы особенно остро осознаем, что идеи мира и любви к ближним не могут оставаться отвлеченными идеалами, что они должны обрести ту степень реальности, которая присуща самой жизни. Ибо наступило то время, когда без мира не может быть и жизни, когда само выживание человечества и сохранение в целости всего творения Божия находится в прямой зависимости от совместных усилий людей доброй воли, как религиозных, так и нерелигиозных. И тем не менее, говоря о церковно-миротворческой активности, было бы правильнее именовать ее не борьбой за мир, а защитой мира, стремлением сохранить на Земле священный дар жизни. Такое понимание более точно отражает характер и направленность действий миролюбивых сил - как религиозных, так и нерелигиозных. Словом "мир" на языке церкви выражается пожелание всяческих благ, всей совокупности добра. Этим понятием Библия обозначает также и справедливые отношения между людьми, их сотрудничество, право пользования дарами природы и результатом собственного труда. Враждебность, эксплуатацию и убийство мы однозначно отвергаем как нарушение Закона Божьего,

стр. 108


а миротворчество понимаем как его исполнение. Иначе говоря, миротворческое служение наша церковь рассматривает как одну из форм своего бытия, как основу своего проявления вовне, как одно из необходимых условий исполнения заповеди Христа: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф. 5, 9).

Должен сказать, что понятие "мир" неотделимо от понятия "жизнь на Земле". И именно ядерное оружие - более чем какое-либо другое изобретение человека - способно разорвать эту связь в любой момент, ибо ядерный смерч сметет всех. Поэтому сохранение мира и спасение священного дара жизни на Земле от атомной гибели выходит на первый план как задача общечеловеческая, дело всех народов. В такой обстановке мы, верующие люди, следуя своим религиозным принципам, призваны умножить усилия для предотвращения опасности всеобщего ядерного всесожжения. Зло демонстрирует свою мощь в дегуманизации человеческих отношений, в пренебрежении морально- этическими ценностями нашей цивилизации. Но гордыня зла встречает и будет встречать все больший отпор с нашей стороны, потому что для нас, христиан, мир - одна из высших целей жизни.

Позиция церкви по современным нравственным проблемам, связанным с вопросами войны и мира, наиболее полно выражена в послании Священного Синода Русской православной церкви "О войне и мире в ядерный век" от 7 февраля 1986 года. В этом документе подчеркнуто, что в условиях ядерной эпохи сама идея войны должна быть исключена из международного лексикона, что отношения между государствами и народами должны строиться на принципах общечеловеческого нравственного порядка. И в устремлении к этому призвана проявиться примиряющая сила церкви, по примеру Господа нашего Иисуса Христа, "примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения" (2 Кор. 5, 18).

В своем миротворческом служении Русская православная церковь уже более сорока послевоенных лет осуществляет успешное сотрудничество со многими церквами и религиозными объединениями как в нашей стране, так и за ее пределами, совместными усилиями способствуя созиданию взаимопонимания и взаимодоверия в отношениях между народами и государствами. Так, в декабре минувшего года состоялась историческая Вашингтонская встреча руководителей СССР и США на высшем уровне, завершившаяся подписанием Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Как и в период Женевской встречи, представители церквей Советского Союза совместно с американскими братьями и сестрами приняли участие в молитвенной поддержке встречи лидеров СССР и США в Вашингтоне.

Мы рады, что положено практическое начало, для всего человечества открыта реальная перспектива безъядерного мира, сделал первый шаг. Наша дальнейшая задача состоит в том, чтобы содействовать созиданию такой атмосферы в мире, в которой стало бы возможным 50-процентное сокращение стратегических наступательных вооружений, а затем и полная ликвидация ядерного оружия. Мы ясно сознаем, что людям доброй воли предстоит еще долгий и нелегкий путь. Необходимо многое сделать для созидания того мира, в котором не будет места международным конфликтам, в котором народы будут строить отношения между собой исключительно на принципах доверия, дружбы и братства.

Вопрос. Каково современное устройство Русской православной церкви?

Ответ. Русская православная церковь входит в семью поместных православных церквей. На территории СССР она насчитывает в настоящее время около 6700 приходов, объединенных в 67 епархий. Кроме того, она имеет епархии за рубежом, составляющие экзархаты Среднеевропейский, Западноевропейский, Центральной и Южной Америки, и приходы - в США и Канаде, благочиния в Венгрии и Финляндии. Москов-

стр. 109


с кий Патриархат имеет подворья-представительства в Александрии, Дамаске. Бейруте. Белграде, Софии. Карловых Варах, Нью-Йорке и Токио, а также представительство при Всемирном Совете Церквей в Женеве и при Христианской мирной конференции в Праге. Продолжает свою деятельность созданная 140 лет назад Русская православная духовная миссия в Иерусалиме.

Высшая власть в Русской православной церкви в области вероучения, церковного законодательства и церковного суда принадлежит Поместному Собору, созываемому в составе всех епископов и представителей клира и мирян, а также монашества, духовных учебных заведений и зарубежных учреждений Русской православной церкви. Управление Русской православной церковью осуществляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси совместно со Священным Синодом, в который в качестве постоянных членов входят митрополиты Киевский, Ленинградский, Крутицкий, а также Управляющий делами Московской Патриархии и Председатель Отдела внешних церковных сношений в епископском сане. В качестве временных членов на заседания одной сессии (полгода) в Синод приглашаются по очереди три архиерея из числа управляющих епархиями.

Священный Синод ведает всеми вопросами текущей церковной жизни и принимает по ним решения (замещение вакантных архиерейских кафедр и другие внутрицерковные дела, отношения с поместными православными церквами, экуменическая деятельность, патриотическое и миротворческое служение и другое). Патриарх, являющийся первым среди равных ему епископов, имеет прерогативу созыва Поместных Соборов и председательства на них, сношения с Предстоятелями других православных церквей, обращения с посланиями к полноте Русской православной церкви, право братских советов епископам относительно выполнения ими своего архипастырского долга, награждения установленными церковными званиями епископов и клириков и другими отличиями достойных служителей церкви и церковных работников, представительства по делам Русской православной церкви перед государственной властью.

В заключение хочу еще раз остановиться на значении принятия Русью христианства. Для нас оно прежде всего связано с просвещением Русской земли светом веры Христовой и началом бытия Русской православной церкви. Этим событием во многом был определен дальнейший исторический путь нашего Отечества. Ко времени этого события язычество становилось уже барьером для проникновения на Русь более высоких форм государственной и культурной жизни, что могло привести к изоляции Древнерусского государства. Крещение способствовало значительному подъему духовной и материальной культуры русских земель. Широко распространялись грамотность и образование. Возник литературный язык, скрепляющий национальное единство, появились переводная и собственно русская литература, стали развиваться русское церковное зодчество и иконопись. После принятия христианства расширились и окрепли международные связи Древнерусского государства со многими христианскими странами. Пройденный Русской православной церковью тысячелетний путь - важная часть истории нашего Отечества.

 

Опубликовано 07 июня 2019 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама