Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ есть новые публикации за сегодня \\ 29.02.20


МУСУЛЬМАНЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Дата публикации: 07 февраля 2020
Автор: Л. Р. САДЫКОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) Новая и новейшая история, № 5, 2013, C. 204-209
Номер публикации: №1581092002 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Л. Р. САДЫКОВА, (c)

найти другие работы автора

Важными характеристиками современной эпохи являются глобализация миграционных потоков, проникновение инокультурных групп в структуру принимающего общества и преобладание многокультурных, полиэтнических обществ. Особую актуальность проблема приема иммигрантов, в особенности из мусульманских стран, приобрела для бывших колониальных держав, в частности Великобритании1.

 

Образование Евросоюза (ЕС) и открытие границ стран ЕС послужило мощным толчком к новой миграционной волне в Европу. В связи с этим, в XXI в. в Великобритании остро возросло внимание общества к влиянию ислама на светскую жизнь и безопасность страны.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУСУЛЬМАНСКОЙ ОБЩИНЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

 

Первый этап массовой миграции мусульман начался в годы после Второй мировой войны и длился вплоть до 1973 г. Как отмечает российский исследователь В. И. Козлов, "ситуация в послевоенной Великобритании во многом способствовала развитию иммиграции"2. Большинство мигрантов в Великобритании - выходцы из бывших колоний, в основном из Пакистана, Бангладеш, Индии.

 

Целью миграции служило: во-первых, поднять разрушенные Второй мировой войной экономику и инфраструктуру за счет увеличения количества рабочих рук; во-вторых, бедственное положение стран исхода мигрантов. Выходцы из стран третьего мира (подавляющее большинство которых не имели квалификации) готовы были браться за любую работу.

 

Общественно-политическая ситуация в стране не позволяла предпринимателям и государству решить проблемы восстановления хозяйства путем сверхэксплуатации собственного населения. В 1945 году в результате всеобщих парламентских выборов большинство британцев проголосовали за лейбористов, обещавших улучшение условий труда и повышение уровня жизни3.

 

В дальнейшем это было подкреплено двухсторонними соглашениями между странами и другими документами. В Великобритании, согласно Британскому национальному акту от 1948 г., жителям Содружества давалось право на свободный въезд в страну, а также работу и проживание в ней. Принятие акта 1948 г. являлось признанием факта сосуществования разных народов на территории бывшей империи. В части 1 статьи 1 говорится: "Согласно этому закону каждый человек, который является гражданином Соединенного Королевства, его колоний, или жителем одной из стран, упомянутой в статье 3 (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Союз Южной Африки, Ньюфаундленд,

 

 

Садыкова Людмила Рафкатовна - научный сотрудник Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ.

 

1 Котин И. Ю. Ислам в Южной Азии и Великобритании. СПб., 2008, с. 5.

 

2 Козлов В. И. Иммигранты и этнорасовые проблемы в Британии. М., 1987, с. 17.

 

3 Котин И. Ю. Указ. соч., с. 72 - 73.

 
стр. 204

 

Индия, Пакистан, Южная Родезия и Острова Цейлон) должен быть на основании того гражданства иметь статус Британского подданного"4.

 

Проблем в передвижении и трудоустройстве у мигрантов не было. К 1948 г. в Англии насчитывалось около тысячи мигрантов-мусульман5.

 

В первый период мигранты должны были удовлетворять потребностям британской послевоенной экономики, в этой связи они воспринимались только как иностранцы, но не как иноверцы. Основным поставщиком рабочей силы для восстановления экономики в послевоенной Англии стали колонии и доминионы Соединенного Королевства. По оценкам исследователя проблем мусульманской иммиграции в Европу И. Нильсена, в 1950-е годы приток иммигрантов с полуострова Индостан в Великобританию составлял около 10000 чел. в год6.

 

Расширение производства требовало большого количество мигрантов, многие из которых были мусульманами, главным образом из Пакистана. Мигранты-мусульмане получали за свой ручной труд в Великобритании в 30 раз больше, чем у себя на родине7.

 

Ученый И. Дин отмечал, что "много пакистанцев, которые приехали в Соединенное Королевство... [были] вынужденными мигрантами"; для многих из этих людей "Англия была вилайятом, местом мечтаний". Многие из Пакистанцев, приехавших в Великобританию, "принадлежали низшим кастам... и не имели возможности лучшей жизни непосредственно в Пакистане"8.

 

Во второй половине XX в. британское правительство начало принимать законы, ограничивающие и упорядочивающие миграцию. Согласно иммиграционному акту Великобритании 1962 г. правительство взяло курс на ужесточение иммиграционной политики. Вводилась квота в 61 тыс. чел. для обладателей британских паспортов из стран Содружества. В 1964 г. эта квота была сокращена до 4,7 тыс. человек, однако приток иммигрантов из бывших Британских колоний продолжался. Закон об иммиграции в странах Содружества 1968 г. сводил критерии получения Британского гражданства к рождению на территории Соединенного Королевства, а также рождению родителей или прародителей на территории Королевства.

 

Как пишет профессор Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета И. Ю. Котин, до 1968 г. мигранты видели временным свое пристанище в Англии; на родине у них оставались семьи, в будущем они планировали вернуться домой. Однако в британском законе об иммиграции 1968 г. гражданам Соединенного королевства, которые не были рождены в нем или не имели в нем родственников, запрещалось свободно приезжать в эту страну. В результате мигранты стали вызывать к себе свои семьи9.

 

Закон об иммиграции 1971 г. и закон о гражданстве 1981 г. ограничили права жителей бывших колоний на получение британского паспорта и фактически приравняли их к иностранцам. Эти законы были подвергнуты критике со стороны Европейской комиссии по правам человека за их дискриминационное содержание по расовому признаку. Так или иначе, иммиграционный приток из стран Содружества был почти сведен на нет10.

 

Следующий поток мусульман хлынул в Европу в 1973 - 1974 гг., когда произошел нефтяной кризис, одним из результатов которого стала повсеместная безработица, коснувшаяся в первую очередь сфер, в которых работали мигранты-мусульмане.

 

 

4 British Nationality Act, 1948, Part I, 1-(1-3).

 

5 Козлов В. И. Указ. соч., с. 119.

 

6 Nielsen J. Muslims in Western Europe. Edinburgh, 1992, p. 39.

 

7 Shaw A. A Pakistani Community in Britain. Oxford, 1988, p. 9.

 

8 Din I. The New British: The Impact of Culture and Community on Young Pakistanis. Aldershot, 2006, p. 20, p. 34.

 

9 Котин И. Ю. Указ. соч., с. 137.

 

10 Денисенко М. Б., Хараева О. А., Чудиновских О. С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. М., 2003.

 
стр. 205

 

Рост социальной активности мусульман во второй половине 1970-х годов был спровоцирован рядом факторов: увеличением численности мусульманской диаспоры за счет женщин и детей, дискриминацией со стороны коренного населения, необходимостью обеспечить бытовую сторону жизни общины. С 1970-х годов мусульманские общины начинают активно сотрудничать с профсоюзными организациями. Этому способствовали антидискриминационные законы, а также укрупнение и структуризация диаспоры. В Англии наиболее активными были выходцы из Бангладеш и Пакистана, которые в отличие от индийцев, были независимы от кастовых ограничений и могли свободно выбирать род занятий. К 1975 г. в тред-юнионы входило уже более 60% мусульман индо-пакистанского происхождения, что было в 2 раза больше, чем в 1960-е годы (среди женщин-мусульманок эта цифра была значительно ниже - 18%)11.

 

В принятом в 1981 г. законе о британском гражданстве12 отсутствовало автоматическое право на гражданство для лиц, рожденных на британской территории. Статусы британской национальности были структурированы - от полноправных граждан до людей, находящихся под защитой британской короны. Согласно закону, нахождение в стране сверх разрешенного срока являлось уголовно наказуемым деянием.

 

Закон об иммиграции 1988 г. запрещал въезд в страну граждан Содружества по приглашению лиц, не имеющих средств к существованию. Эта мера предполагала ограничение иммиграции лиц, рассчитывающих на пособия и другие формы помощи13.

 

В начале второго десятилетия XXI в. в Великобритании, население которой составляет около 63 млн. чел., насчитывается 2,5 млн. мусульман. Для сравнения: в 2001 г., при почти 60 млн. населения, в стране проживало 1,6 млн. людей, исповедующих ислам14. В Великобритании в этноконфессиональном отношении большая часть мусульман - сунниты, но есть и шииты. Последние в основном иммигрировали из Ирана и Ирака, а также являются представителями индийских исмаилитских сект бохра и ходжа.

 

В целом, мусульмане Великобритании имеют длительный позитивный опыт взаимодействия с принимающим обществом. В колониальной и постколониальный периоды были заложены основы формирования идеи общебританской идентичности в рамках империи. Сочетание ограниченного въезда в страну, эффективного антидискриминационного законодательства и политики натурализации дают положительные результаты. Мусульманское меньшинство вовлекается во все сферы жизнедеятельности общества и государства.

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МУСУЛЬМАН В ВЕЛИКОБРИТАНИИ В НАЧАЛЕ XXI в.

 

Великобритания - многонациональное государство. Помимо коренных народов (англичане - 65%, шотландцы - 9,6%, валлийцы - 4,6%, ирландцы - 5%15) в стране проживают выходцы из Южной Азии - 7% и другие меньшинства16. Сегодня большая часть осевших в Великобритании выходцев из Индии, Пакистана, Бангладеш - мусульмане; это самая быстрорастущая религиозная община страны.

 

Мусульмане южноазиатского происхождения составляют три четверти британских мусульман. Остальные - мусульмане арабского, турецкого, малайского происхождения. Среди арабов различают марокканцев, переселившихся в страну еще во второй половине XIX в. и занимающихся, прежде всего, торговлей, а также йеменцев, появлению которых в стране способствовало владение Великобританией йеменским портом Аденом.

 

 

11 Козлов В. И. Указ. соч., с. 182.

 

12 British Nationality Act 1981, Сн. 61.

 

13 Котин И. Ю. Указ. соч., с. 91.

 

14 По результатам переписи населения Великобритании. - www.statistics.gov.uk

 

15 Большая энциклопедия в 62 т., т. 55. М., 2006, с. 414.

 

16 Там же, с. 415.

 
стр. 206

 

Грузчиками, кочегарами, моряками аденцы попадали на английские суда. В настоящее время в стране насчитывается около 15 тыс. йеменцев17.

 

Согласно последним исследованиям, в Великобритании за последние 6 лет количество мусульман выросло на 37%, а число мечетей достигло примерно 1500 (без учета многочисленных молелен). По заявлению Британского института Гитсона, в среднем в стране более сотни британцев ежемесячно принимает ислам18.

 

Больше всего мусульман можно встретить в таких городах, как Лондон, Кардиф, Глазго, Лестер, Олдхам, Мидсбро. В Лондоне проживает около 40% всех мусульман (607,083 чел.19), живущих в стране. Как правило, это выходцы из Индии, Пакистана и Бангладеш. Самым густонаселенным мусульманским кварталом в Лондоне является Уолтэм Форест, в нем проживает 15% мусульман - 33 тыс. чел.20. В районе Большого Лондона проживает около 200 тыс. пакистанцев и около 154 тыс. выходцев из Бангладеш21. В Кардифе большинство мусульман имеют южноазиатское происхождение: около 7 тыс. являются выходцами из Пакистана, 5 тыс. - из Бангладеш; мусульмане составляют 3,7% населения города22. В Глазго при населении 868 тыс. около 21 тыс. - мусульмане, из них 84% - пакистанцы. В Лестере проживает около 31 тыс. мусульман, что составляет 11% населения города, а в Олдхаме - около 25 тыс. (при населении 218 тыс. чел.)23.

 

Что касается показателей уровня образования и трудовой обеспеченности мусульман, то они далеко отстают от показателей коренного населения. По данным переписи 2001 г., треть всех британских мусульман трудоспособного возраста (50% которых составляют выходцы из Бангладеш и Пакистана) не имеют определенной квалификации24. По сравнению с населением в целом, у мусульман - самый низкий уровень экономической активности и крайне высокий показатель безработицы. В возрастной категории 35 - 40 лет мусульмане на 10% больше, чем сикхи, и на 20% больше, чем индусы не имеют специальности. В возрасте 25 - 34 лет процент мусульман без квалификации в 2 раза больше, чем у сикхов, и в 3 раза больше, чем у индусов. Примерно такое же соотношение в возрастной категории 16 - 24 лет25. Около 52% молодых мусульман в Великобритании, получив обязательное школьное образование, продолжают учиться. Ученики пакистанского и бангладешского происхождения имеют уровень успеваемости ниже среднего по стране26.

 

В 2009 г. мусульманские общеобразовательные школы Великобритании продемонстрировали впечатляющие результаты успеваемости - средний балл этих учебных заведений по иностранным языкам оказался выше среднего балла обычных нерелигиозных школ. Высокие оценки по иностранным языкам в мусульманских школах получили на 26% больше учеников, чем в обычных. Наиболее высокие баллы получили ученики школ для мальчиков, чуть слабее оказались баллы в школах девочек, и еще чуть ниже были баллы в школах смешанного обучения мусульманских детей, хотя даже в них успеваемость по иностранным языкам была на 4% лучше, чем в среднем по стране27.

 

 

17 Котин И. Ю. Указ. соч., с. 96.

 

18 Британские дети принимают ислам. - Аль Джазира, 29 марта 2013 г.

 

19 По данным Центра национальной статистики Великобритании.

 

20 Hussain S., Choudhury T. Muslims in EU. Oxford, 2007.

 

21 По данным Центра национальной статистики Великобритании.

 

22 Hussain S., Choudhury T. Op. cit., p. 51.

 

23 Ibid., p. 52 - 53.

 

24 Ibid., p. 22.

 

25 Hussain S. An Introduction to Muslims in the 2001 National Census. - www.bristol.ac.uk/sociology/ethnicitycitizenship/intromuslims_census.pdf

 

26 Department for Education and Skills, National Curriculum Assessment, GCSE and Equivalent Attainment and Post-16 Attainment by Pupil Characteristics in England 2005/06 (Provisional) - www. dfes.gov.uk/rsgateway/DB/SFR/s000693/SFR46-2006.pdf

 

27 У мусульманских школ Великобритании результаты успеваемости лучше, чем у обычных. - nur-links.ru/news/37.html

 
стр. 207

 

Мусульманский богослов Тарик Мудуд полагает, что религия играет позитивную роль в поощрении обучения: "Ислам (как для мальчиков, так и для девочек) является стимулом к учебе... Ислам в Великобритании точно сбалансирован между религией гетто и религией социальной подвижности... Традиционный ислам требует поддержки, а не гонения .

 

ПОЛИТИКА ВЛАСТЕЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ОТНОШЕНИИ МУСУЛЬМАН В НАЧАЛЕ XXI в.

 

Совместное проживание ряда национальностей в одном государстве требует определенных решений в сферах политики, экономики, а в данном случае - и контроле миграции. В современных демократических обществах сложилась политика мультикультурализма, в основе которой лежат три принципа: признание государством культурного плюрализма как важнейшей характеристики гражданского общества; устранение препятствий, мешающих социализации маргинальных культурных групп; поддержка воспроизводства и развития разных культур29.

 

Однако, несмотря на такое толерантное отношение к иммигрантам (70% британцев гордятся своей терпимостью30), Великобритания всегда придерживалась жесткой иммигарционной политики. Мусульманские меньшинства хоть и были членами мультикультурного общества, но им не предоставлялось широких прав.

 

Миграционная политика Великобритании заслуживает особого внимания. Беспорядки 2001 г. в Олдхеме, Бредфорде и Бернли, события 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, теракты 7 июля в 2005 г. в лондонском метро - заставили государство установить строгий контроль над перемещениями вызывающих подозрение людей внутри страны и не допускать в страну нежелательных иностранцев. Под сомнение ставилось нейтральное отношение к мусульманам. К иммигрантам стали относиться как к источнику угрозы безопасности страны.

 

В начале XXI в. в Великобритании был принят ряд антитеррористических законов. В законе 2001 г. об антитеррористических мерах, преступности и безопасности31 говорится, что любое лицо, подозреваемое в международном терроризме и представляющее угрозу национальной безопасности, может быть выслано из страны. Закон 2002 г. о гражданстве, иммиграции и предоставлении убежища32 предполагает высылку детей, рожденных на территории Великобритании, если в то время их родители находились в стране незаконно. В законе о предоставлении убежища и иммиграции33 от 2004 г. говорится, что сотрудник миграционной службы может аннулировать иммиграционные документы, если цель пребывания иммигранта отличается от цели, определенной в оформлении въезда.

 

В 2005 г. был принят закон о предупреждении терроризма34, согласно которому полиция может задержать на 48 часов до выяснения обстоятельств любое лицо, подозреваемое в нарушении национальной безопасности.

 

6 февраля 2008 г. в парламенте Великобритании был принят закон о внесении изменений иммиграционные правила и введении пятиуровневой системы, определяющей категорию иммиграции на основе баллов. Этот документ излагает предложения правительства по новому подходу к контролю за лицами, въезжающими в страну.

 

 

28 Modood T. Multicultural Politics: Racism, Ethnicity and Muslims in Britain. Minnesota, 2005.

 

29 Котельников В. С. Мультикультурализм для Европы: вызов иммиграции. - www.antropotok. archipelag.ru/text/a263.htm

 

30 Daily Telegraph Survey Results. - www.yougov.com/archives/pdf/TEL050101032_1.pdf

 

31 Anti-terrorism, Crime and Security Act 2001. - www.legislation.gov.uk/ukpga

 

32 The Nationality, Immigration and Asylum Act 2002. - www.legislation.gov.uk/ukpga

 

33 Asylum and Immigration (Treatment of Claimants, etc.) Act 2004.

 

34 Prevention of Terrorism Act 2005. - www.legislation.gov.uk/ukpga/2004/19/pdfs/ukpga_20040019_en.pdf

 
стр. 208

 

Вводится 5 групп иностранцев, претендующих на разрешение на работу: высококвалифицированные специалисты, способствующие росту производительности в стране (к ним также относятся крупные бизнесмены и ученые); квалифицированные работники, которые могут заполнить вакантные места на британском рынке труда (как правило, это врачи, учителя, офисные работники); работники для временной работы (обслуживающий персонал); студены; мобильная молодежь и люди, которым разрешено работать в Великобритании в течение ограниченного времени, чтобы удовлетворить, в первую очередь, неэкономические цели35.

 

Для каждой группы установлено определенное количество баллов для получения въездной визы или разрешения на пребывание в Великобритании.

 

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

В XXI в. ислам в Великобритании стал источником влиятельной силы. Мусульманское население страны постоянно стремительно растет. Журналист "Дэйли телеграф" Д. Томпсон отмечает, что за 9 лет с 2001 по 2010 гг. мусульманское население страны увеличилось на 74% с 1,65 млн. до 2,87 млн.чел.36 К 2030 г. мусульман может стать 5,5 млн.; тогда каждый десятый житель страны будет мусульманином. Этот прогноз означает, что мусульман в Великобритании скоро будет больше, чем в Кувейте.

 

К сожалению, конфликты, возникающие между мусульманами и коренными жителями Великобритании, показывают шаткое положение государственной политики мультикультурализма. Совершенные мусульманами теракты доказали уязвимость Великобритании перед исламской угрозой. Премьер-министр Д. Кемерон в феврале 2011 г. заявил о провале политики "государственной мультикультурности" И призвал "отказаться от пассивной толерантности последних лет в пользу гораздо более активного и сильного либерализма". Кэмерон предложил ужесточить политику в отношении групп, пропагандирующих исламский экстремизм37. Публичная казнь исламскими экстремистами молодого британского солдата в мае 2013 г. в Лондоне вызвала массовые демонстрации националистов, призывающих к расправе над мусульманами. По мнению премьера, "в исламе нет ничего, что оправдывало бы столь отвратительные преступления. Это мнение разделяют все общественные группы страны. Совершившие данный теракт экстремисты не только напали на Великобританию, они также предали ислам". Камерон заявил: "Те, кто совершил это преступление, пытаются разделить наше общество. Однако они и подобные им должны уяснить, что события такого рода лишь объединяют нас и делают сильнее"38.

 

Ни мультикультурализм, ни ассимиляция не обеспечивают гармоничного сосуществования мусульман в христианском окружении. Некоторые проявления мусульманской традиции несовместимы с христианскими представлениями и вызывают негативную реакцию. В свою очередь, мусульмане, обвиняя христиан в забвении своей религии, категорически протестуют против критики исламских норм39. Падение религиозности в Европе ослабляет идентичность европейцев, делая их менее состоятельными перед лицом второй по численности верующих религии - исламом40.

 

 

35 A Points-Based System: Making Migration Work for Britain, March 2006, p. 2. - www.official-documents.gov.uk/document/cm67/6741/6741.pdf

 

36 Thompson D. The Muslim population has grown from 1.65 million to 2.87 million since 2001, say researchers. What does this mean for liberal Britain? 28.12.2010. - blogs.telegraph.co.uk/news/damianthompson/100069830/the-muslim-population-has-grown-f rom-1-65-million-to-2-87-million-since-2001-say-researchers-what-does-this-mean-for-libera l-britain/

 

37 "Кэмерон призывает забыть о политике мультикультурности", ВВС Russian, 5.02.2011. - www.bbc.co.uk/russian/uk/2011/02/110205_cameron_multiculturalism_failed.shtml

 

38 Кэмерон Д. Угроза терроризма сплотит британцев. - ИТАР-ТАСС, 23.V.2013.

 

39 Малашенко А. В. Исламская альтернатива и исламский проект. М., 2006, с. 175.

 

40 Там же, с. 179.

Опубликовано 07 февраля 2020 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): МУСУЛЬМАНЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ


Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама