Главная → РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ → Казанская икона Богоматери и династия Романовых
Дата публикации: 14 февраля 2020
Автор(ы): Н. Н. Чугреева →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ →
Источник: (c) Вопросы истории, № 9, Сентябрь 2013, C. 144-148 →
Номер публикации: №1581685536
Н. Н. Чугреева, (c)
Государь новой царской династии Михаил Феодорович Романов был избран всенародно, Земским собором, в Неделю Православия 21 февраля 1613 года. Царю обещали служить "верою и правдою..."1. В воскресный день 11 июля 1613 г. митрополит Казанский и Свияжский Ефрем венчал на царство в Успенском соборе Московского Кремля шестнадцатилетнего Михаила. При венчании царским венцом скипетр (жезл) держал боярин князь Димитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу ("яблоко государево") - князь Димитрий Михайлович Пожарский. В этот день Михаил Феодорович пожаловал саном боярина князя Пожарского, а на следующий день чином думного дворянина Кузьму Минина2. Эти награды были даны в связи с чрезвычайными заслугами перед Отечеством вождей нижегородского ополчения.
В Смутное время существовала угроза насаждения на Руси католичества. Лжедмитрий I в Польше давал обещание за год обратить Московское царство в католическую веру3. Для второго самозванца, "тушинского вора", иезуитами был составлен тайный наказ для насаждения унии в Московском государстве4. В 1611 г. под осажденную поляками Москву из Казани с казанским ополчением была принесена Казанская икона Богоматери (список с явленного в 1579 г. в Казани образа)5. С этой иконой в тяжелом бою с гетманом Хоткевичем был отбит Новодевичий монастырь6. По всей видимости, икона появилась под Москвой по благословению ревностного защитника Православия патриарха Ермогена7 (будучи священником в Казани, он участвовал в обретении в 1579 г. иконы Богородицы, а позднее, уже митрополитом Казанским, описал ее явление и чудеса в Повести)8. Бояре, воеводы и служилые люди, собравшиеся близ Москвы, писали митрополиту Казанскому и Свияжскому Ефрему: "...по благословению нового исповедника и побарателя по православной вере, отцем отца, Святейшего Ермогена Патриарха Московского и всеа Руси... целовали Животворящий Крест Господень на том: что всем стати... за истинную веру православную против злых разорителей веры Крестьянской, Полских и Литовских людей"9.
О пребывании Казанской иконы под Москвой рассказывает отдельное "Сказание о приходе чюдотворнаго образа Пречистыя Богородицы Казанския под царствующий град Москву, егда восхитиша его богоотступники и разорители православныя веры литовскиа люди", известное в списках первой половины XVII века10. Весной 1612 г. участвовавшая в боях под Москвой Казанская икона, находившаяся к этому времени в Ярославле, была взята в полки Минина и князя Пожарского11. К иконе с верой обращались воины: "Ратные ж люди велию веру начата держати к образу Пречистыя
Чугреева Наталия Николаевна - старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.
Богородицы, и многия чюдеса от тово образа быша. В етманской же бой и в Московское взятье многие ж чюдеса быша"12. С Казанской иконой 22 октября 1612 г. был взят Китай-город и Москва освобождена от польско-литовских интервентов.
Царской династией Романовых Казанская икона стала почитаться как новая государственная святыня. В 1613 г. царь Михаил Феодорович повелел праздновать ей дважды в год, 8 июля и 22 октября: "Царь же Михайло Федорович всеа Русии и мать его, великая старица инока Марфа Ивановна, начата к тому образу веру держати велию и повелеша празновати дважды в год и ход уставиша со кресты: первое празднество и ход со кресты - июля в 8 день святого великомученика Прокопия в той день, како явилася Пречистая Богородица во граде в Казани, а другое празднество - месяца октября в 22 день на память иже во святых отца нашего Аверкия Ерапольсково чюдотворца, како очистися Московское досударство"13.
Казанскую икону Богородицы Романовы почитали еще до Смутного времени. Мать царя Михаила старица Марфа Ивановна благословила Казанским образом своего малолетнего сына перед отправлением своим, по воле царя Бориса Годунова, в ссылку в Заонежский погост Толвуй и потом в Челмуж. Казанская икона стала для Михаила Феодоровича "путевой", она сопровождала его в дороге. В 1619 г. царь подарил ее в Макарьев Унженский монастырь, где в детстве его скрывали от недоброжелателей. Эта Казанская икона начала XVII в., материнское благословение царя Михаила, сохранилась14.
В первый праздник "осенней Казанской" 22 октября 1613 г. в Москве служили в приходской церкви князя Д. М. Пожарского Введения на Сретенке (на Лубянке), где находился чудотворный Казанский образ, с которым была освобождена Москва. К празднику во Введенскую церковь по указу царя Михаила Феодоровича был выдан особый "праздничный" ладан15. Летопись упоминает о священниках этого храма, которые рассказывали царю Михаилу о чудотворениях, бывших от Казанской иконы16. Из Успенского собора Московского Кремля во Введенскую церковь 22 октября и 8 июля стали совершаться "большие" крестные ходы. Описание церковных служб и крестных ходов "к Пречистой Казанской на Устретеньскую" (на Сретенку) дает "Сказание действеных чинов" Успенского собора Московского Кремля 1621 - 1622 гг.17, составленное при патриархе Филарете. Крестные ходы в дни празднования Казанской иконе совершались по тому же чину, что и прославленной Владимирской иконе Богоматери. Так велико было почитание Казанского образа уже при первом царе династии Романовых. В 1625 г. икона была украшена князем Д. М. Пожарским по данному им обету, что зафиксировано в летописи: "Той же образ по повелению государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и по благословению великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всеа Русии украси многою утварию боярин князь Дмитрей Михаилович Пожарской по обету своему в лето 7133 году"18.
Выстроенная в Москве в 1632 г. Казанская деревянная церковь у стены Китай-города, между Ильинскими и Никольскими воротами, приравнивалась к Кремлевским соборам19. В этом году в Москву приезжала старица Казанского девичьего монастыря Мавра, та самая девица Матрона, которая обрела в земле в Казани в 1579 г. чудотворный образ Богородицы. По именному приказу царя Михаила Феодоровича в Казань к явленному образу со старицей было послано три фунта отборного "браного" ладана20. В 1634 - 1635 гг. Московская Казанская икона находилась в главном Введенском храме Китай-города, называемом "Введение Златоверхое". "Большой" крестный ход 22 октября 1634 г., в день Казанской иконы, зарисовал известный голштинский ученый Адам Олеарий, оставивший описание своего путешествия по Московскому государству21.
По указу царя Михаила Феодоровича был возведен каменный Казанский собор на Красной площади22 (именовавшейся тогда "Пожар"). Отныне чудотворная Московская Казанская икона находилась в Казанском соборе, ее называли "Казанской, что на "Пожаре"". После торжественного освящения собора 16 октября 1636 г. патриархом Иоасафом сюда стали совершаться "большие" крестные ходы из Успенского собора Московского Кремля.
В 1649 г. царем Алексеем Михайловичем в связи с рождением 22 октября первого сына Димитрия было установлено общерусское празднование Казанской иконе:
"празновать Пречистой Богородице, явлению чюдотворныя иконы Казанския, во всех городех, по вся годы"23. По указу царя с 1660 - 1661 гг. крестные ходы в дни празднования Казанскому образу совершались из Успенского собора в Казанский собор с хождениями вокруг Москвы по городским стенам Кремля, Китая, Белого и Земляного городов24. "По градам" ходили цари и патриархи, в них участвовали архиереи и архимандриты монастырей.
В XVII столетии в разных городах и селах России прославились Казанские иконы, которые были хорошо известны царскому Дому Романовых, например, Вязниковкая, Суздальская, Калужскя, Каплуновкая (получившие свои названия по месту прославления). В 1709 г. с почитаемой Казанской Каплуновской иконой царем Петром I была одержана победа над шведами под Полтавой. После победы Петр I украсил икону, взятую на время в Москву, серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями и венцом над главой Богоматери в виде короны и поместил в серебряный киот, в котором икона была возвращена в Каплуновку25.
Один из почитаемых списков с Казанского образа был принесен по повелению царя Петра I в Петербург. Сохранившаяся Петербургская Казанская икона Богоматери связана с царицей Прасковьей Феодоровной (1664 - 1723), вдовой старшего брата Петра I царя Иоанна V Алексеевича. Царица Прасковья Феодоровна впервые приехала в Петербург в 1708 г. и стала постоянно жить здесь с 1712 года. Казанский образ был привезен ею из Москвы и находился в деревянной церкви Рождества Богородицы 1708 - 1709 гг. на Петербургской стороне, прихожанкой которой была царица. В 1721 г. икону перенесли в Троицкий собор Александро-Невского монастыря. Здесь 22 октября 1721 г., в день празднования "осенней Казанской", состоялись торжества в связи с заключением Ништадтского мира со Швецией. С этого дня царь Петр I стал именоваться Императором.
В каменную церковь Рождества Богородицы, выстроенную "на Прешпективой" дороге (будущем Невском проспекте) на средства императрицы Анны Иоанновны почитаемый Казанский образ торжественно перенесли в 1737 году. На икону был сделан золотой оклад с драгоценными камнями и жемчугом26. Церковь Рождества Богородицы числилась "придворной", здесь совершались бракосочетания особ царствующего дома. По повелению императрицы Елизаветы Петровны из Рождественской церкви были установлены крестные ходы в Александро-Невский монастырь (с 1797 г. - лавра). При Екатерине II храм Рождества Богородицы, часто называемый в народе Казанским, стал важнейшим в Петербурге. Во время пребывания в Казани в 1767 г. императрица приложила к чудотворному явленному Казанскому образу бриллиантовую корону27.
В 1798 г., в год закладки в Казани в девичьем монастыре нового каменного Казанского собора на месте явления иконы Богородицы и в связи с широчайшим почитанием Казанского образа в России, Высочайшим указом императора Павла I праздник 22 октября был включен в число годовых табельных (праздничных, неприсутственных) дней28. Павел I имел намерение выстроить на Невском проспекте каменный Казанский собор, учредив для этого особую комиссию. В 1800 г. был утвержден проект собора архитектора А. Н. Воронихина. Освящение величественного храма состоялось в 1811 г. при императоре Александре I. Почитаемая Казанская икона (из церкви Рождества Богородицы) была украшена новым золотым окладом с драгоценными камнями и жемчугом и помещена в иконостасе Казанского собора.
Царствующие особы часто посещали Казанский собор на Невском проспекте в связи с важными государственными и семейными событиями. Казанский образ, уже со времен первого царя династии Романовых, стал не только государственной, но и семейной святыней. Так, император Николай II и императрица Александра Феодоровна после венчания 14 ноября 1894 г. в храме Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце поехали в Казанский собор29. После коронации в 1896 г., которая, по традиции, совершалась в Успенском соборе Московского Кремля, по приезде в Санкт-Петербург они сразу же посетили Казанский собор30. 21 февраля 1913 г., в день празднования 300-летия Дома Романовых, служба совершалась в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
К 300-летию Дома Романовых строились Казанские церкви. Под Санкт-Петербургом в поселке Вырица Казанским православным братством, основанным по благо-
Словению митрополита Санкт-Петербургского Владимира (Богоявленского), в 1913 г. был заложен, а в 1914 освящен деревянный шатровый Казанский храм в стиле древнерусского зодчества по проекту известных архитекторов М. В. Красовского и В. Р. Апышкова, сохранившийся до наших дней. В день объявления первой мировой войны 19 июля 1914 г. в Петербурге состоялся крестный ход во главе с митрополитом Владимиром, прошедший у Казанского собора. Днем всенародного моления о победе в войне был назначен день Казанской иконы - 8 июля 1915 года31. К началу XX столетия количество храмов во имя иконы Богородицы Казанской в России по статистике превышало все остальные. Списки с Казанской иконы получили широчайшее распространение.
В 1904 г. из Казанского девичьего монастыря в Казани была похищена явленная в 1579 г. чудотворная икона Богородицы (целью грабителей были драгоценности с оклада иконы)32. Утрата общерусской святыни явилась грозным предзнаменованием и впоследствии связывалась с падением монархии. В 1918 г. из Казанского собора на Красной площади была украдена чудотворная Московская Казанская икона в драгоценном окладе33. В 1936 г. разобрали Казанский собор.
Прошли десятилетия и Казанский собор стал первым воссозданным храмом в Москве. Он освящен в день празднования Казанской иконе 4 ноября (22 октября по ст. ст.) 1993 года. Особо почитаемый в Москве Казанский образ рубежа XVII- XVIII вв., происходящий из Казанского собора на Красной площади, находится в кафедральном Богоявленском Елоховском соборе. Святыней Санкт-Петербурга является Казанская икона начала XVIII в. в Казанском соборе на Невском проспекте34. Широким народным почитанием пользуются сохранившиеся, известные в русской истории Казанские иконы Богоматери - Вязниковская, Касимовская, Нижнеломовская, Пензенская, Вышенская, Чимеевская.
Примечания
1. Утверженная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова. Воспроизведена Императорским Обществом Истории и Древностей Российских при Московском Университете под наблюдением С. А. Белокурова. М. 1904, стб. 19 - 20.
2. Дворцовые разряды. Т. 1. СПб. 1850, стб. 96, 98, 100.
3. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. Ч. 2. М. 1819, с. 161. "Запись Лжедимитрия Гришки Отрепьева... о выдаче ему, по вступлении на Российский престол, миллиона злотых Польских, о бракосочетании с дочерью его Мариною, и о предоставлении ей в вечное владение Государств Новгородскаго и Псковскаго, с дозволением свободнаго там Богослужения, по Католическому вероисповеданию. - Писана 1604, Маия 25".
4. СОЛОВЬЕВ С. М. Сочинения. Кн. IV. История России с древнейших времен. Т. 7 - 8. М. 1989, с. 481, 484 - 485; МАКАРИЙ (БУЛГАКОВ), митроп. История Русской Церкви. Кн. VI. М. 1996, с. 93 - 94.
5. Новый летописец. ПСРЛ. Т. 14. М. 1965, с. 113.
6. Там же, с. 132 - 133.
7. МЕЛЬНИКОВ П. Русская история. Несколько новых сведений о Смутном времени, о Козьме Минине, князе Пожарском и Патриархе Ермогене. - Москвитянин. 1850, ч. VI, N 21, с. 7 (со ссылкой на хронографы Лобковский и Ельнинский).
8. Государственный исторический музей (ГИМ), син. 982, л. 1об. -36. Рукопись частично переписана писцами, частично содержит "черновые" листы с пометами, написанные рукой патриарха Ермогена. Повесть под названием "Месяца Июля в 8 день. Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Явления образа иже в Казани. Списано смиренным Ермогеном митрополитом Казаньским" завершена в 1594 году.
9. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. Ч. 2. М. 1819, с. 536. "Грамота (в списке) от Бояр, Воевод и служилых людей, собравшихся близ Москвы, к Казанскому Митрополиту Ефрему и ко всем тамошним жителям: о поспешной присылке ратных людей для отнятия у Поляков Столицы, а войску денег на жалованье, и о побуждении к тому же всех Понизовых городов. Писана 1611, в Апреле".
10. Российская государственная библиотека (РГБ), ф. 178, N 6377, л. 47 - 51об. Сборник сказаний, житий и служб. Первая половина XVII века.
11. Новый летописец. ПСРЛ, т. 14, с. 132 - 133.
12. Там же, с. 133.
13. Там же.
14. КУКОЛЕВСКАЯ О. С. Ипатьевский монастырь: Путеводитель. М. 2003, с. 43.
15. ПАВЛОВИЧ Г. А. Казанская икона Богородицы и Казанский собор на Красной площади в Москве. Культура средневековой Москвы XIV-XVII вв. М. 1995, с. 226 - 227.
16. Новый летописец. ПСРЛ, т. 14, с. 133.
17. ГОЛУБЦОВ А П. Чиновники Московскаго Успенскаго собора и выходы Патриарха Никона. М. 1908, с. 15 - 17.
18. Новый летописец. ПСРЛ, т. 14, с. 133.
19. ПАВЛОВИЧ Г. А. Ук. соч., с. 229.
20. Там же, с. 228.
21. ОЛЕАРИЙ А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб. 1906, с. 53 - 54 (Репр.: М. 1996, с. 75 - 78).
22. ПОПОВ А. Н. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции. М. 1869, с. 208 - 209; НИКОЛЬСКИЙ А. В., прот. О празднествах в Московском Казанском Соборе в 17 и 18 столетиях в честь Казанской Иконы Богоматери и о крестных ходах в названный собор в это время. М. 1911, с. 3 - 4.
23. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией имп. Академии наук. Т. 4. СПб. 1836, с. 61. "Сентября 29. Окружная царская грамота Маркеллу, архиепископу Вологодскому и Великопермскому о праздновании явлению чудотворной иконы Казанской Богородицы в 22 день октября".
24. ГОЛУБЦОВ А. П. Ук. соч., с. 216; НИКОЛЬСКИЙ А. В., прот. Ук. соч., с. 27 - 31.
25. ФИЛАРЕТ (ГУМИЛЕВСКИЙ), архиеп. Историко-статистическое описание Харьковской епархии М. 1857, отд. 3, стб. 246; КОХАНОВ С., свящ. Каплуновская Чудотворная икона Божией Матери. - Русский паломник. 1889, N 20, с. 234.
26. ЗАВЬЯЛОВ А. А. Чудотворная икона Казанския Божия Матери в С. -Петербурге. - С. -Петербургский духовный вестник. СПб. 1895, N 22, с. 491.
27. МАЛОВ Е. А., свящ. Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное состояние. Казань. 1879, с. 42.
28. Российский государственный архив древних актов (РГАДА), ф. 1184, оп. 1, д. 14256, л. 1- 1об.
29. Дневники императора Николая II. М. 1991, с. 48.
30. Там же, с. 153.
31. ЩАВЕЛЬСКИЙ Г., протопресв. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Т. I. М. 1996, с. 289.
32. Судебный процесс по делу о похищении в Казани явленной чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Полный стенографический отчет с приложением всех судебных речей. Казань. 1904.
33. К похищению иконы Казанской Божией Матери. - Мир. 1918, N 47, 1 октября, с. 3.
34. После закрытия Казанского собора в 1932 г. почитаемая Казанская икона находилась в церкви Успения на Сенной площади, ставшей в 1932 - 1938 гг. кафедральным обновленческим собором (снесена в 1961 г.). В 1930-е гг. икону перенесли в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне. Здесь перед святыней молились во время Великой Отечественной войны. С 2001 г. икона вновь находится в Казанском соборе на Невском проспекте.
Опубликовано на Порталусе 14 февраля 2020 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Казанская икона Богоматери и династия Романовых →
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK