Рейтинг
Порталус

Пермская мусульманская общественная организация в 1908-1916 гг.

Дата публикации: 14 февраля 2020
Автор(ы): Э. Н. Валеев
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) Вопросы истории, № 11, Ноябрь 2013, C. 153-159
Номер публикации: №1581687536


Э. Н. Валеев, (c)

В июне 1908 г. Пермское мусульманское культурно-экономическое и благотворительное общество было внесено в реестр губернского по делам об обществах присутствия. С этого момента начинается славная летопись общественной организации, к страницам которой не часто обращаются современные исследователи. В истории Общества запечатлена социально-экономическая, общественная жизнь Пермского края, становление профессионально-ремесленного образования, развитие кустарных промыслов и мелкой промышленности.

 

С 1906 г. губернское земство целенаправленно и планомерно приступило к осуществлению ряда мероприятий по содействию кустарной промышленности, учитывая природные богатства края, его экономические проблемы, растущую безработицу среди сельского населения, необеспеченность земельными наделами, суровый климат, песчаную и суглинистую почву, не дающую высоких урожаев сельскохозяйственных культур. При губернской управе был сформирован кустарный отдел из специалистов по обработке сырья растительного и животного происхождения, гончарному производству, создан отряд из 13 районных техников, проживавших в различных уездах губернии.

 

Культурно-экономическая и благотворительная деятельность Мусульманского общества осуществлялась совместно с выборными органами местного самоуправления. Она ограничивалась Пермским уездом и губернским центром и носила локальный характер. Однако это обстоятельство не снижает исторической значимости Общества, ибо главной его целью явилось стремление улучшить духовную, социальную, бытовую жизнь своих соплеменников.

 

В Пермском уезде Пермской губернии башкиры и татары проживали в четырех волостях: Канабековской, Кояновской, Янычевской, Башкиро-Култаевской, в которых было 25 селений1. Членом Общества мог стать представитель любого вероисповедования, вне зависимости от социальной принадлежности, пола, звания, разделявший целевые установки деятельности данной организации и проявлявший заинтересованность в их реализации. Лишь лица, состоявшие на действительной службе, несовершеннолетние и подвергшиеся ограничению прав по суду, не могли пополнить ряды данной общественной организации.

 

Материалы Общества печатались на русском и татарском языках, баннер у входа в учебную мастерскую содержал также параллельное татаро-русское начертание (графику). К 1911 г. 157 чел. подали заявления о вступлении в Общество, в основном это были мужчины-мусульмане, а 11 заявлений было от женщин. Ежегодный членс-

 

 

Валеев Эмиль Наильевич - доктор исторических наук, доцент Московского университета МВД России.

 
стр. 153

 

кий взнос составлял 1 рубль. Наряду с ними средства Общества складывались из пожертвований, кружечных сборов, процентов с запасного капитала, из доходной части культурно-просветительных мероприятий (концертов, спектаклей, чтений).

 

Денежные средства Общества разделялись на капиталы: запасный, специальный и расходный. Запасный капитал образовывался из процентов с доходов Общества. Оно имело срочные вклады в Пермском отделении Торгового банка. В целях увеличения уставного капитала приобреталась недвижимая собственность, проводились сделки с ценными бумагами. Средства специального капитала расходовались в соответствии с пожеланиями благотворителя. Расходный капитал предназначался на текущие расходы. Коллегиальное управление делами Общества свидетельствовало о демократических принципах его деятельности. Правление, возглавляемое председателем, избиралось общим собранием на один год. Председателями правления в разные годы были З. И. Ибатуллин, Г. М. Гайнуллин, Ф. А. Тимкин. В компетенцию общего собрания входило утверждение отчетов открытым голосованием. Серьезная озабоченность судьбой образования татар, учредителей данной организации, была зафиксирована в одной из статей устава, гласившей: "если Общество ликвидируется, то его капиталы и имущество поступают на содержание и использование мектебе и медресе"2.

 

Деятельность Общества заключалась, в частности, в открытии показательных учебных мастерских, оказании материальной и иной помощи инвалидам войны, сиротам, детям бедных мусульман, выдаче пособий на похороны, проезд, на развитие мектебе и медресе в Перми и Тасимках (Коянове). Имелись случаи участия Общества в воспитании бездомных мальчиков-сирот.

 

В 1913 г. мусульманская община Перми ходатайствовала об открытии двух русско-татарских училищ, мужского и женского, в ознаменование 300-летия дома Романовых. Мужская и женская русско-татарские школы по типу медресе были открыты с разрешения попечителя Оренбургского учебного округа. На русском языке велось преподавание грамматики и синтаксиса языка, арифметики, геометрии, естествознания, черчения, рукоделия, на татарском - истории ислама, истории татар, грамматики арабского языка, Корана и т.д.

 

В 1910 г. Обществом в Перми была открыта переплетно-футлярная мастерская преимущественно для мальчиков-мусульман из бедных семей в целях их обучения важному ремеслу, нашедшему применение далеко за пределами Пермского края. Ежегодное содержание обучавшихся детей обходилось в 2 500 рублей. Более 10 ребят в возрасте старше 12 лет бесплатно обучались в течение трех лет и находились на полном содержании Общества. Чтобы привлечь учеников на учебу и получить согласие родителей, некоторым ребятам бесплатно выдавалась одежда и небольшая сумма денег, полученных от реализации изготовленных изделий. Занятия в мастерской проводились с 8 час. утра до 7 час. вечера с двухчасовым перерывом на обед и отдых. Производство мастерской состояло из программных, заказных и ремонтных работ. "В отчетном 1910 году учебная мастерская изготовила изделий на сумму 2 387 рублей 47 копейки, принеся прибыль Обществу в 76 рублей 33 копейки"3.

 

Перспективы развития кустарной промышленности и ремесленного образования в Волго-Камском крае обсуждались на съезде представителей губернских земств, который проходил в Казани в августе 1909 года. В работе съезда приняли участие представители Казанского, Симбирского, Саратовского, Пензенского, Московского, Вятского и других земств. В многочисленную Пермскую депутацию входили Д. М. Бобылев, заведующий отделом мелкого кредита губернского земства, В. Н. Варгин, губернский агроном, А. А. Клепинин, член губернской земской управы, А. А. Малеев, губернский гласный, А. И. Мухлынин, председатель Верхотурской уездной земской управы, А. В. Перевощиков, председатель Кунгурской уездной земской управы, А. Ф. Спиридонов, инженер, заведующий кустарным отделом губернской земской управы, А. А. Тимофеев, директор кустарно-промышленного банка Пермского земства. Главное управление землеустройства и земледелия делегировало А. Н. Леонтовича, кустарного техника отдела сельскохозяйственной экономии и статистики Управления, Д. С. Леванда, И. И. Мещерского, А. А. Остафьева, сотрудников данного Управления.

 
стр. 154

 

Столь серьезное представительство подтверждало важность рассматриваемых вопросов, таких, как необходимость развития малого бизнеса при непосредственной поддержке местных органов самоуправления, призванных проводить политику жизнеобеспечения населения в российской провинции. В резолюциях съезда указывалось на общегосударственное значение развития кустарных промыслов, своевременность их кредитования, необходимость выпуска общеземского журнала, призванного удовлетворять нужды местных ремесленников4, на важность совершенствования низшего профессионального образования. "Все мероприятия по организации кустарных промыслов и профессионального образования должны быть чужды конфессиональных и национальных различий"5.

 

Осознание важности организации кустарных промыслов среди мусульман в данный отрезок времени характеризует руководителей Пермского мусульманского культурно-экономического и благотворительного общества как людей осведомленных в вопросах социально-политического развития края. Будучи частью мусульманского сообщества, они хорошо знали ментальность своих единоверцев, которые десятилетиями занимались отхожими промыслами, извозом, меньше земледелием, и совсем не имели навыков в ремеслах.

 

Правление Общества инициировало исследование местным земством экономического положения мусульман Пермского уезда. Опросные листы были разосланы в волостные правления, участие в данном исследовании принимали также земские начальники. Результаты исследования показали, что кояновские мусульмане лишались основного заработка от извоза в связи со строительством железной дороги Пермь-Екатеринбург, движение по которой планировалось открыть 1 января 1910 года.

 

Прошение Мусульманского культурно-экономического и благотворительного общества было удовлетворено, в деревне Кояновой (Тасимки) Кояновской волости, расположенной в 25 верстах от Перми, сообразно сложившейся ситуации, в январе 1909 г. была открыта учебно-столярная мастерская. Уездное собрание ассигновало Обществу 210 руб. на ее содержание и ходатайствовало перед губернским земством об оказании денежной субсидии в размере 290 рублей6. Пермским уездным земством под мастерскую было передано бывшее этапное помещение. Одноэтажное деревянное здание переоборудовали под классы и учебные мастерские.

 

В 1911 г. произошло значительное увеличение производственных площадей, было введено в эксплуатацию складское помещение. Столярная мастерская стала "пионером" по распространению среди мусульман деревообрабатывающего ремесла. Большую часть ее учеников составляли жители деревни Кояновой (с целью широкого охвата сельчан и создавалась мастерская), однако авторитет школы был настолько велик, что обучаться столярному делу под руководством опытных мастеров приезжали ребята не моложе 12 лет из Уфимской, Казанской и Вятской губерний. Так, например, в 1910 г. среди учеников школы были Закир Мухаметшин из Мензелинского уезда Уфимской губернии, Мухамет Зилякаев из Сарапульского уезда Вятской губернии, Габдулла Гафиятуллин и Миннигалим Ахметшин из Чистопольского уезда Казанской губернии. Сказывалось также удобное географическое расположение деревни, находившейся на пути следования на Юговский завод, в пункте смены лошадей.

 

Бесплатный курс обучения в столярной мастерской составлял 3 года, начинался 1 сентября и завершался 1 мая. Ученики изготавливали табуреты; кухонные, обеденные и канцелярские столы; дамские комоды; этажерки; тумбочки под граммофоны; карнизы; оконные рамы; лестницы; ширмы; подзеркальники; книжные полки.

 

Мастерская неоднократно осматривалась членами уездной управы, уездными и губернскими кустарными техниками, которые отмечали образцовый порядок в мастерской: "все инструменты разложены в специальных шкафах или в верстачных ящиках, запас материалов очень разнообразный и весьма большой". Инспектирующие чиновники из Главного Управления землеустройства и земледелия, губернского и уездного земств отмечали высокое качество выпускаемых изделий.

 

В 1911 г. мебельная продукция учеников ремесленно-столярной школы экспонировались на Омской выставке кустарных промыслов. Большой серебряной медалью были отмечены успехи двух мебельных моделей мастеров-ремесленников. В це-

 
стр. 155

 

лях повышения художественного образования кустарей и усовершенствования мебельного производства Пермским земством на службу в уездное земство был принят в 1910 г. художник М. В. Модестов, выпускник императорского Строгановского училища. В его служебные обязанности входило также преподавание раз в неделю рисования и черчения в Кояновской столярной мастерской7.

 

С осени 1911 г. в учебный процесс мастерской было введено корзиночное ремесло, отсутствовавшее вблизи губернской столицы. Его открытию предшествовало исследование экономической составляющей, изучение опыта данного кустарного промысла в Вятской губернии, создание ивового питомника и выращивание других деревьев в целях бесперебойного снабжения сырьевым материалом. Правление Общества в ходатайстве, поданном в уездную управу, выразило уверенность, что это начинание будет иметь успех, ибо "дорожные корзины, плетенки для экипажей, плетеная мебель привозились из других губерний и находили хороший сбыт". Заинтересованность сельских жителей в новом промысле выразилась в выделении земли под питомник корзиночной ивы. В августе 1910 г. крестьянин Ахмет Фазыл Бактиков передал в аренду сроком на 6 лет более трех десятин земли по руслу реки Мельничной. Более 6 тыс. черенков ивы были бесплатно высланы фермой Казанского земледельческого училища8, а весной высажено еще более 20 тыс. черенков.

 

Первый набор учеников в корзиночную мастерскую составил 10 чел., которые обучались под наблюдением опытного мастера П. Т. Лаптева, прежде служившего на Вятском губернском земском кустарном складе. По ходатайству Мусульманского общества на развитие нового промысла уездным земством было выделено разовое пособие, определено жалование мастеру-учителю, поддержано прошение "об отпуске отделом сельскохозяйственной экономии и статистики Главного Управления землеустройства и земледелия единовременного пособия в размере 1 500 рублей и оборотного капитала в 500 рублей"9.

 

Изделия кояновской столярной и корзиночной мастерских, находящихся в ведении Пермского мусульманского культурно-экономического и благотворительного общества, имели успех не только среди местного населения. В 1913 г. несколько образцов мебели, например, столовый буфет из дуба и полный корзиночный набор плетеных изделий экспонировались на Второй Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Петербурге. Высокий профессионализм учителей-наставников данных мастерских, ответственное отношение к порученному делу, образцовое поддержание учебно-производственного процесса дали основание уездному земству с 1913 г. записать их в штат земских служащих и выдавать "жалование из кассы управы, одновременно зачислив их в члены земской пенсионной кассы"10. Расширение производства и увеличение числа обучавшихся ребят вызвали необходимость перевода корзиночной мастерской в село Янычи, где для этой цели уездное земство отвело бывшее помещение этапа и выделило в 1915 г. значительное пособие в размере 2 560 рублей, несмотря на трудности военного времени11. В окрестностях села имелись обширные заросли ивняка - подсобного материала для корзиноплетения.

 

По окончании учебы выдержавшим экзамен выдавались свидетельства за подписями председателя Общества и членов его правления, а также экспертов-экзаменаторов, в состав которых входили районные кустарные техники от губернского и уездного земств12. Анализ успеваемости учеников, прошедших курс обучения, показал, что более 50% выпускников получали высший балл. "Мулланур Мушаков, выдержав выпускной экзамен в 1911 г., был приглашен Сарапульским уездным земством работать мастером при Агрызской столярной школе"13. Столярному мастеру Е. Г. Барашкову председателем управы была выражена благодарность и выдано денежное вознаграждение в размере месячного оклада в 40 рублей.

 

Кояновская столярная и Янычинская корзиночная учебно-показательные мастерские были не единственными в Пермском уезде. Уездное земство совместно с иными общественными организациями при проявлении частной инициативы содействовало становлению и развитию Юговской, Сенькинской, Полазнинской столярно-слесарных мастерских, Калино-Камасинской, Лобановской столярно-токарных и кузнечно-слесарных мастерских. Учебные мастерские, посредством которых рас-

 
стр. 156

 

пространялось профессионально-ремесленное образование среди сельчан, имели утилитарный характер. Выпуск кустарных изделий детерминировался рыночным спросом. В мастерских выполнялись заказы от общественных организаций и частных лиц, малообеспеченным ученикам после реализации изделий выплачивалось небольшое вознаграждение. Такая организация учебно-производственного процесса в ремесленных школах наиболее полно отвечала требованиям времени и местного рынка.

 

Развитие кустарного промысла в Пермском крае происходило под патронажем губернского земства, которое формировало экономическую политику привлекательности края. Вопрос о создании учебных мастерских включался в повестку дня земских собраний, являлся предметом многолетних дискуссий. В развитии профессионального образования в губернии земские гласные видели возможности разрешения проблемы занятости населения, повышения материального уровня и образовательного ценза, других социальных проблем.

 

С 1906 г. в организации технической помощи кустарям принимали непосредственное участие разъездные техники, проживавшие в различных уездах губернии. Институт районных техников был создан по австрийскому типу и содержался губернским земством. Земские специалисты на местах знакомили обучающихся с новыми приемами обработки материалов, с современными конструкциями и машинами, снабжали мастерские станками, инструментами, изучали, обобщали аналогичный опыт работы в соседних губерниях, составляли популярные наставления-памятки, участвовали в создании кредитных и ссудно-сберегательных товариществ, принимали и распределяли заказы по мастерским. Последующая связь разъездных техников поддерживалась на управленческом уровне - они участвовали в коллегиальном управлении учебным и производственным процессом в учебно-показательных мастерских.

 

В числе экономических мероприятий губернского земства следует отметить выделение кустарям кредитов из кустарно-промышленного банка, учрежденного в 1894 г., содействие в сбыте товаров посредством кустарных складов14, выпуск иллюстрированных прейскурантов, развитие профессионального образования, участие в кустарно-промышленных выставках, повышение профессиональных навыков мастеров.

 

В 1912 г. на средства губернского и уездных земств содержались кустарные учебно-показательные мастерские (школы): Камышловская, Кувинская, Осинская, Очерская, Пермская, Нижне-Тагильская, Нытвинская, Черемисская, Кояновская, Палазнинская, Сенькинская, Курашимская, Лобановская, Мраморная, Частинская, Сивинская, Шалашинская15. "Кояновская столярная мастерская уже давно зарекомендовала себя с самой хорошей стороны. Полное оборудование инструментами, обилие всевозможных материалов, удачный учитель-мастер... В корзиночную мастерскую произведен прием учеников. Мастером приглашен кустарь-корзинщик из Вятской губернии"16.

 

Мусульманское культурно-экономическое и благотворительное общество тесно сотрудничало с уездным и губернским земствами. По ходатайству правления Общества в деревне Кояновой (Тасимки) Пермского уезда была открыта чайная-столовая для пострадавших от пожара в июне 1911 года. В течение 2,5 месяцев погорельцы получали муку, чай, сахар, товары повседневного спроса. Правление Общества вынесло глубокую благодарность уездной управе и всем земским гласным - неравнодушным к человеческим страданиям. С разрешения губернатора Общество организовало сбор пожертвований в пользу крестьян, когда в одночасье жители более 125 дворов остались без средств к существованию.

 

Развитие низшего профессионально-ремесленного образования Мусульманское общество увязывало с повышением общеобразовательного уровня ремесленников. Одновременно с открытием мастерских учреждались мусульманские медресе и мектебе, выделялись денежные субсидии на их дальнейшее развитие. С первого года своей деятельности правление Общества уведомило уездную управу о важности открытия этих образовательных учреждений в Канабеках, Коянове и Култаеве. Вопросы о конфессиональных школах вызывали бурные дискуссии на земских собраниях, на которых гласные указывали на их "узко национальный характер", игнорирование изучения русского языка.

 
стр. 157

 

В начале XX столетия наблюдалась общественная активность по открытию русско-татарских школ по правилам "О начальных народных училищах", утвержденных МНП 14 июня 1913 года. Данные школы открывались "в целях распространения русского языка, нравственного и умственного развития инородцев, сближения с русским народом на почве любви к общему Отечеству"17.

 

К 1916 г. женское и мужское медресе имелись в Перми, успешно функционировали Мотовилихинское, Чусовское и Лысьвенское мектебе. В деревне Кояновой корпоративными усилиями Общества и местного земства в двух конфессиональных школах, медресе и мектебе, обучалось более 100 ребят. Гласный уездного земства Муртаза Тимкин, член Мусульманского общества, неоднократно принимал участие в прениях о необходимости увеличения пособий кояновским школам в виду увеличившегося потока обучающихся. Председатель правления Общества Г. М. Гайнуллин, попечитель второй соборной мечети Ахмет Фазыл Бактиков указывали на низкий уровень профессионального мастерства учителей, занимавшихся частной педагогической практикой и необходимость перевода учеников в общественные школы. Данное обстоятельство являлось еще одним побудительным мотивом к увеличению денежного пособия конфессиональным школам.

 

В 1915 г. в Коянове была открыта русско-татарская школа с 60 учащимися и вечерними классами для обучения взрослого населения русскому языку. Так постепенно русский язык обретал статус языка для межнационального общения. Рассуждая о грамотности мусульманского населения Пермской губернии, Волго-Камского края в целом, следует констатировать, что оно было более образованным по сравнению с другими нерусскими народами. Мусульмане с булгарских времен имели письменность на основе арабской графики, а конфессиональные школы при мечетях не прекращали работать. Изданием книг на арабском и татарском языках в Волго-Камском крае с 1801 г. занималась Азиатская типография Казани, многочисленными тиражами выпускавшая Коран и религиозную литературу. К 1914 г. по всей Пермской губернии насчитывалось 121 мектебе и медресе, причем 103 находились в Осинском уезде. Общее число обучавшихся достигало 5 700 человек18. При поддержке Пермского мусульманского общества и уездного земства ежегодно выделялось более 1000 рублей на поддержание учебного процесса в мусульманских школах Пермского уезда.

 

Положительная тенденция увеличения числа грамотного населения среди мусульман формировала потребность в книгах и печатном слове. При Обществе с первого года его деятельности успешно работал мусульманский отдел библиотеки имени Д. Д. Смышляева, первого председателя Пермской губернской земской управы. Работой библиотеки руководили А. Фаизов, Ф. Мурадымов, Б. Халитов. Библиотечный книжный фонд мусульманского отдела к 1912 г. составлял более 1 200 экземпляров книг. Перечень газет и журналов, издававшихся в городах Российской империи и за ее пределами, свидетельствовал о формировании устойчивого интереса мусульман к социально-политической, образовательной, культурной хронике страны. Мусульманским отделом выписывались следующие газеты: "Переводчик" (Бахчисарай), "Бурган-Таракки" (Астрахань), "Лизан" (Астрахань), "Вакт" (Оренбург), "Юлдуз" (Казань), "Баянул-Хак", "Ислах" и "Нур" (Казань), "Танин" (Турция), "Иля-Или" (Кульджа, Китай), "Пермские губернские ведомости", Всеобщая маленькая газета "Петербург". Журналы также регулярно поступали в мусульманский отдел. Среди них "Сарват Фнун" (Турция), сатирического содержания "Мулла Насретдин" (Тифлис), "Мусульманин" (Париж), "Чукеч" и "Шура" (Оренбург), "Маглюмат" (Уфа), "Ялт-Юлт" (Казань), "Иктисад" (Самара), "Пермская земская неделя". Ежедневно библиотеку посещало 20 - 25 человек. Среди активных посетителей отмечались учащиеся, служащие губернского правления, городских и земских учреждений, представители нарождавшейся торгово-промышленной буржуазии. В год выдавалось более четырех тысяч книг.

 

Исторические страницы Пермского мусульманского культурно-экономического и благотворительного общества19 запечатлели возникновение первых школ по профессионально-ремесленному образованию, открытие мектебе и медресе, позднее русско-татарских школ, сообразно существовавшей российской законодательской и нормативной базе. Не менее значима книжно-просветительская деятельность мусуль-

 
стр. 158

 

манских отделений общественных библиотек, призванных удовлетворять возрастающие духовные потребности крестьян, формировать элементы политической культуры, расширять границы восприятия многомерного видения мира. Одновременно воссоздавалась портретная галерея членов правления Общества, представителей новой генерации национальной интеллигенции, которые увязывали решение вопросов культурно-экономического и образовательного развития единоверцев с поступательным развитием Пермского края и страны в целом, а организацию профессионального образования на базе учебно-показательных мастерских - одной из важнейших мер по оказанию технической помощи населению.

 

Примечания

 

1. Журналы Пермского уездного земства ХХХХ очередной сессии 1909 года. Доклады комиссий и доклады управы с приложениями (XIV трехлетие, год 1-й). Пермь. 1910, с. 40.

 

2. Устав Пермского мусульманского культурно-экономического и благотворительного общества. Пермь. 1908, с. 16.

 

3. XI и XII годичные отчеты Пермского мусульманского Благотворительного и просветительного общества за 1910 и 1911 операционные годы. Казань. 1913, с. 46.

 

4. Участниками съезда был разработан проект общеземского журнала, включавший: 1) официальный отдел; 2) общий отдел; 3) специальные отделы: а) экономический; б) технический; 4) справочный; 5) корреспонденции; 6) критика и библиография; 7) смесь и мелочи; 8) вопросы читателей и ответы.

 

5. Труды Казанского областного съезда представителей губернских земств (15 - 22 августа 1909 г.). Казань. 1909, с. 270.

 

6. Журналы Пермского уездного земского собрания XXXIX очередной и XXVII чрезвычайной сессии 1908 года. Доклады комиссий и доклады управы с приложениями (XIII трехлетие, год 3-й). Пермь. 1909, с. 68.

 

7. С августа 1910 г. М. В. Модестов разрабатывал рисунки мебели для кустарей, контролировал их исполнение, преподавал рисование. Неоднократно выезжал в служебные командировки в столичные города с целью создания иллюстрированного каталога мебели. С 1 августа 1914 г. перешел на службу во Владимирское земство.

 

8. Руководил работой Казанского земледельческого училища и его опытными полями князь Павел Леонидович Ухтомский, гласный Казанского губернского земства, известный просветитель. В 1890-е гг. в собственном имении, в селе Макулове на личные средства им была открыта бесплатная читальня для крестьян.

 

9. Журналы Пермского уездного земства XXXXI сессии 1910 года. Доклады комиссий и доклады управы с приложениями (XIV трехлетие, год 2-й). Пермь. 1911, с. 369.

 

10. Журналы Пермского уездного земского собрания XXXXIII очередной сессии 1912 года. Доклады комиссий и доклады управы с приложениями (XV трехлетие, год 1-й). Пермь. 1913, с. 279.

 

11. Журналы Пермского уездного земского собрания XXXXVI очередной сессии 1915 года. Доклады комиссий и доклады управы с приложениями. Пермь. 1916, с. 570.

 

12. При Пермской уездной управе имелся экономический совет, в состав которого входили также кустарные техники. На заседаниях совета обсуждались проблемы кустарного производства, проектируемые к открытию кустарные промыслы, учебные мастерские, ремесленные школы.

 

13. Отчет Пермского мусульманского культурно-экономического и благотворительного общества за 1911 год. Пермь. 1912, с. 4.

 

14. Мебельные кустарные склады - это своеобразные торговые учреждения, которые принимали от кустарей мебель на комиссию, предварительно выплачивая 75% ее стоимости (иногда и 100%). Они снабжали их фанерой, краской, лаками, мебельной фурнитурой, а также принимали заказы от частных лиц и организаций на изготовление мебели. На собраниях местного земства обсуждался вопрос создания общеземского союза земств по сбыту кустарных изделий, о пересмотре тарифов внутренней перевозки товаров и изделий, о проведении статистических исследований кустарных промыслов в общероссийском масштабе.

 

15. Ежегодник Пермского губернского земства и календарь на 1914 год. Пермь. 1914.

 

16. Журналы Пермского уездного земства XXXXII очередной сессии 1911 года. Доклады комиссий и доклады управы с приложениями (XIV трехлетие, год 3-й). Пермь. 1912, с. 442 - 443.

 

17. Журналы Пермского уездного земства XXXXIV очередной сессии 1913 года. Доклады комиссий и доклады управы с приложениями (XV трехлетие, год 2-й). Пермь. 1914, с. 276.

 

18. Ежегодник Пермского губернского земства и календарь на 1914 год, с. 74. В данные статистические сведения не включены русско-татарские школы.

 

19. С 1915 г. стало именоваться Пермским мусульманским благотворительным обществом после внесения соответствующих корректив в уставные документы.

Опубликовано на Порталусе 14 февраля 2020 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама