Рейтинг
Порталус

МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ ПЛАТОН И ПАВЕЛ I

Дата публикации: 14 февраля 2021
Автор(ы): М. М. ГАЛАНОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) Вопросы истории, № 7, Июль 2006, C. 150-154
Номер публикации: №1613303196


М. М. ГАЛАНОВ, (c)

Петр Георгиевич Левшин родился 29 июня 1737 г. в с. Чашниково Московского уезда в семье дьячка. В 1747 г. он поступил в Славяно-Греко-Латинскую академию, которую закончил в 1757 г. и был оставлен для преподавания. На следующий год Левшин постригся в монахи в Троице-Сергиевой лавре под именем Платона. В 1759 г. он становится префектом Троицкой семинарии и преподавателем философии. Ему покровительствуют граф А. Г. Разумовский и И. И. Шувалов1.

 

В 1761 г. духовная карьера П. Левшина делает качественный взлет: он становится ректором семинарии и профессором богословия2. В 1763 г. - наместником лавры и законоучителем наследника. 1768 год приносит ему членство в Св. Синоде, а с 1770 г. Платон - архиепископ Тверской3.

 

21 января 1775 г. Св. Синод поручает в ведение Платона Московскую архиепископскую кафедру4. Яркую характеристику дает ему граф Ф. Г. Головкин: "Платон, как и большинство русских монахов, был самого скромного происхождения... обладая большим умом, которому сильное честолюбие не позволяло заржаветь, он был назначен законоучителем Павла I, еще в бытность его великим князем...и при дворе он приобрел привычку, а может быть, и наклонность, к интригам. Он был приветлив и добр с простым народом, обожавшим его, высокомерен и суров с вельможами, которых заставлял ухаживать за собою, и постоянно более или менее неудобен для своего государя. Его враги называли его шарлатаном алтаря и кальвинистом в глубине души, но он никогда не служил без того, чтобы не растрогать до слез, никогда не произносил проповеди, части которых не приводились бы потом как цитаты. После этого в тиши своего кабинета он читал Вольтера, Гельвеция, Руссо и говорил о них с полным знанием предмета"5.

 

В ноябре 1782 г. Платон изъявил желание оставить свой пост и сообщил об этом в письме наследнику престола. Павел Петрович в ответном послании от 7 декабря нашел намерение Платона "осудительным"6. В итоге Платон остался во главе епархии, а 29 июня 1787 г., в день своего 50-летия, был произведен в сан митрополита.

 

После смерти Екатерины II 6 ноября 1796 г. Павел Петрович стал императором. 5 апреля 1797 г. в Москве состоялась его коронация. При встрече с Павлом в Петровском дворце Платон произнес речь: "Се зрим Павла, Богом предуставленного и Богом избранного от пелен быть Царем в Исраили, в православной и преславной России, любезном отечестве нашем. Се зрю того, коего твердость просвещения, доброты душевные, непорочности нравов и истинного благочестия от младых лет, удостоился я быть зрителем и проповедником"7.

 

Св. Синод назначил Платону в день коронации служить в Архангельском соборе, но царь изменил это решение, и митрополит Московский вместе с митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом находился в Успенском соборе. Платон, когда император хотел вступить в алтарь, потребовал от него снять шпагу,

 

 

Галанов Михаил Маркович - кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.

 

стр. 150

 

 

заявив при этом: "Здесь приносится бескровная жертва, отьими, благочестивейший государь, меч от бедра твоего"8. А. М. Тургенев так описал роль Платона в коронационных торжествах: "Митрополит Платон встретил императора пред Успенским собором, окруженный 200 или более семинаристов, одетых в белые стихари; они устилали путь ветвями (вербами) и пели: "осанна, благословен грядый во имя Господне!"9.

 

Другой очевидец свидетельствовал, что когда "отворились царские двери, и прежде, нежели диакон вынес сосуд, митрополит вышел из алтаря и, как будто пораженный блеском сих красавиц (дочерей Павла. - М. Г.), отступил назад, потом, обратясь к императору, сказал: - Всемилостивейший государь! Воззри на вертоград сей, - и повел рукой, показывая на предстоявших; у императора приметны были слезы на глазах. Коронация происходила обыкновенным порядком, император короновал императрицу Марию Федоровну, но было достойно внимания, что император во время причастия вошел в алтарь, взял сосуд, и, как глава церкви, сам причастился святых тайн..."10.

 

Представляют большой интерес взаимоотношения Платона и Павла I. Теплые чувства они стали испытывать друг к другу в то время, когда Платон был законоучителем наследника (1773 - 1783 гг.). Во время болезни Платона, случившейся после вступления Павла на престол, произошла сцена, описанная Головкиным: "Накануне он (Платон. - М. Г.) приобщился, и я сам отправился достать ему стакан воды, думая, что приближается его последний час. Я помог подняться ему на ротонду. Император, войдя, нахмурил брови при виде его, и, если бы только было возможно, запретил бы ему приветствовать себя. Платон начал свою речь почти угасшим голосом; он имел вид мученика...но затем, одушевляясь постепенно, наговорил таких прекрасных вещей... Император поражен, митрополит замечает это, его голос крепнет, красноречие увлекает его; взволнованный император ловит себя на слезе...Тогда-то он громовым голосом призывает благословение на нового императора и производит такое поразительное впечатление, что их величества бросаются к его рукам..."11.

 

Отношения этих двух людей после вступления Павла на престол были сложными, неровными и противоречивыми. При посещении Троице-Сергиевой лавры после коронации император подарил воспитанникам семинарии при лавре 2000 руб., а ректору ее Августину (Виноградскому) - золотые часы. Платону с помощью своего бывшего ученика удалось отстоять самостоятельность Троицкой семинарии, которую Св. Синод хотел объединить с Московской духовной академией12.

 

Ко дню рождения Павла I (20 сентября 1797 г.) Платон отправился в Санкт-Петербург, был в Гатчине и Павловске, но за шесть недель пребывания был принят императором один раз. 10 мая 1798 г. Павел I, проездом в Казань, был в Москве и опоздал на литургию, отслуженную Платоном, и очень обиделся, что его не дождались13. Однако, несмотря ни на что, Платон в автобиографических записках очень четко объяснил нюансы их взаимоотношений, нисколько не обижаясь на императора: "И хотя некоторыми обстоятельствами был он против Платона охлажден и несколько отклонен, но знал Платон, что сие происходит не от сердца, но от сторонних клевет и коварств, кои все козни напрягали, чтобы лишить его доверенности Государевой, опасаясь, может быть, чрез него для себя чего-нибудь неприятного, а по внутреннему расположению Государь был всегда к Платону преклонен..."14.

 

Платон разрабатывал и теоретические подходы к роли светского государя в религиозной жизни и церковной политике. Этой проблеме посвящен параграф 29 "О правительстве церковном" из главы II "О вере евангельской" его работы "Христианские богословия". Митрополит указывает, что "православные государи суть главные попечители и покровители Церкви. Христианский государь не меньше о благосостоянии Церкви, как и о гражданском обществе, труды прилагать обязуется". Платон перечисляет требования, предъявляемые церковью к государю: "1) знать закон; 2) иметь страх Божий в пример Благочестию; 3) смотреть, чтобы правительство церковное было порядочно, и верно труждающихся ободрять; 4) раздоры угашать и защищать от утеснителей ее и ругателей; 5) учения распространять и училища содержать щедро; 6) иноверческие народы приводить к вере...".

 

Платон также объясняет пользу религии для суверена: "А наипаче для государя благочестивая вера есть особливо полезна: ибо она его, яко никакому человеческому закону не подлежащего, подвергает закону своему, а чрез то содержит его в пределах святой правды, - притом делает, чтоб он без расслабления проходил свою великую должность". Кроме того, он приравнивает веру к награде государю: "Понеже, как государь, не имея никого на земле высшего себя, ни от кого за труды свои награжден быть не может, то едина вера может государя ободрить, обещая ему неложно достойную и величайшую на небеси мзду"15.

 

Современники одной из причин охлаждения Павла к Платону считали отказ последнего принять в награду светские ордена. "Немилость митрополита Платона происходила оттого, что император, решив жаловать духовенство орденами, что раньше не было принято, послал Платону голубую ленту, от которой последний отказался со

 

стр. 151

 

 

словами: "Кавалер должен носить меч, а меч существует, чтобы проливать кровь, кровь же марает престол. Я не могу быть в одно и то же время иереем и кавалером". Ни просьбы, ни угрозы не могли поколебать его решения. Два года спустя, когда над империей нависли тучи и в провинции начали возмущаться деспотизмом, император велел сказать Платону, что для первосвященника, пользующегося таким почетом, нехорошо служить примером неповиновения. Тогда Платон подчинился - тем легче, что его пример уже не мог послужить соблазном, ибо он удалился на покой в Сергиево-Троицкую лавру"16.

 

Платон резко отрицательно относился к римско-католической церкви. "Вы будете надо мной смеяться, - сказал он однажды Головкину, - но папы представляются мне непрерывным рядом антихристов, а кардиналы - сообщниками дьявола"17. Митрополит во время коронации Павла I выступил против планируемого императором совместного приема православного и римско-католического духовенства, и монарх вынужден был принимать их раздельно18.

 

Отношение Платона к старообрядцам не было так однозначно, оно проделало серьезную эволюцию за достаточно короткий срок. В связи с обращением московских старообрядцев к государю с просьбой об учреждении особого духовного правления, открытия храмов и монастырей и о позволении иметь своих священников, 3 июня 1799 г. вышел императорский указ, в котором говорилось: "Как они сами отзываются мною быть довольны, то и оставили бы мне с преосвященным Казанским (Амвросием) дело их ведать, и сему последнему снабжать их священниками по их одобрениям; о прочем оставляю, дабы не произошло недоразумения, а о сумнениях спрашиваться меня им же самим".

 

Генерал-прокурор П. В. Лопухин, получив указ, передал его копию поверенному старообрядческого общества московскому купцу Д. Федорову и известил Амвросия (Подобедова). Последний выработал положение, согласно которому назначил московским старообрядцам по их представлению восемь священников и диаконов, разрешив им совершать богослужение и требы, кроме литургий19.

 

В период с 22 июля по 5 сентября 1799 г. Платон отправил Амвросию два письма, в которых давал оценку императорскому указу и высказывал свое отношение к тем послаблениям, которые были даны старообрядцам. Он писал, что "сие дело весьма важное: через 160 лет церковь противу сего стояла; потребен совет обще всех пастырей российския церкви, что она не напрасно столько противу подвизалася и осуждала толикими определениями, толикими провозглашениями, толикими изданными сочинениями, толиким установлением присоединения их к церкви; дабы не остаться нам в стыде и противники не провозгласили бы прежнее: победихом, да уже и кричат. Не они старообрядцы, а мы: они же новообрядцы..."20. Митрополит настороженно отнесся к императорским нововведениям и предложил провести совещание всех иерархов православной церкви по данному вопросу.

 

Во втором письме Платон выражает радость, что "сие дело трудное и опасное меня миновало...Почему и прошу вас всеприлежно употребить старание, чтоб и впредь, как я, так и правление московские православные паствы, от сего освобождены были...Ибо их (старообрядцев. - М. Г.) намерение точное, чтоб учинив сей первый шаг, и в нем получив удачу, далее идти; а именно - иметь своих раскольничьих епископов"21.

 

Однако через год позиция Платона поменялась. Московские старообрядцы летом 1800 г. преподнесли Платону петицию из 16 пунктов, при условии согласия на требования которых и соблюдения их властями они готовы были присоединиться к Русской православной церкви.

 

"1. Дабы Св. Синод разрешил преждеположенные клятвы на двоеперстное сложение и другие подобные сему обряды". Резолюция Платона была такова: "От клятв, прежде на них возложенных, разрешить...как ныне они сближаются, или паче, соединяются с Церковью, и истину ея, и таинства и священство ея признают действительными, то и потребно сие разрешение...".

 

"2. Да соблаговолит Ваше Высокопреосвященство избрать священников и диаконов, кои по собственному желанию согласятся быть в старообрядстве, и по желанию прихожан. Так же священников, уклонившихся в старообрядчество доныне, если окажутся беспорочны и явятся к Вашему Высокопреосвященству с истинным смирением, таковых разрешить и благословить отправлять службу Божию и требы христианские". На это митрополит согласился с определенным ограничением: "Вторую статью дозволить, но с тем, чтобы определить вновь священников по избрании прихожан и по рассмотрению и рассуждению епископа, а прежних попов, яко беглецов и предателей Церкви, совести и сана своего, к таковой церкви не определять".

 

"3. Дабы Св. Синод и Ваше Высокопреосвященство благословили старообрядческих священников службу Божию, таинства и требы христианские совершать по прежде печатанным книгам, при Всероссийских патриархах Иове, Ермогене, Филарете, Иоасафе и Иоакиме, чему следовать должны диаконы и церковнослужители".

 

стр. 152

 

 

Платон соглашается с этим полностью: "Третью статью также дозволить, ибо хотя в книгах...и находятся некоторые погрешности, но не в существенных веры догматах, а в словах и обрядах, и что приобретение мира церковного есть важнее всего".

 

"4. Церкви для старообрядцев освятить Вашему Высокопреосвященству по старопечатным книгам, или по благословению Вашего Величества, старообрядческим священникам...". Ответ Платона гласил: "На четвертую статью можно преподать согласие".

 

"5. Старообрядческих священников не требовать в Греко-российскую Церковь к Соборным молениям, как-то: в крестные ходы и тому подобное, а отправлять их по благословению Вашего Высокопреосвященства в Церквах старообрядческих оныя соборныя моления, также не принуждать старообрядцев к допущению на общие моления знаменующихся тремя персты, брады бреющих, и прочия имеющия несогласия с древними обычаями, включая Высочайших Особ...". На эту статью Платоном была наложена положительная резолюция.

 

"6. Старообрядческим священникам и приемлющим сие священство старообрядцам по духовным делам быть под судом и в полном ведении у Вашего Высокопреосвященства; по делам же, принадлежащим до старообрядцев, благоволите чинить разбирательство и суждение через старообрядческих священников, выключая таковых дел, кои требуют законного следствия, но в чем надлежит оным священникам относиться к Св. Синоду и Вашему Преосвященству". Шестая статья также была одобрена Платоном.

 

"7. Старообрядческие священники да будут снабжены святым миром от Вашего Высокопреосвященства". В ответ митрополит начертал: "Приемлется".

 

"8. Старообрядческих священников не принуждать исповедь иметь, кроме старообрядческих же священников". На это Платон написал: "Оставить сие каждому священнику на совесть".

 

"9. Благоволите Ваше Высокопреосвященство благословлять старообрядческих священников и старообрядцев, слагая два перста, по обыкновению, древле бывшему в России". В этом пункте Преосвященный проявил разумную осторожность: "Сие предоставить благоразумию и совести каждого епископа, однако, предохраняя других от соблазна".

 

"10. Священнодействия, доныне старообрядческими священниками учиненные, как-то: крещение, бракосочетание, молитвословие, монашество...и другие требы христианские, да будут оставлены в существенной их силе и не повторять оные, разве только окажется каковой-либо из оных старообрядческих священников, бывших доныне самозванцем...Также и старообрядческие священники, определяемые к старообрядческим церквам, не должнствуют поправлять приемлемыя старообрядцами от Греко-российской Церкви священныя Тайны, как-то: хиротония, крещение, миропомазание, брак и прочее, но принимать оные в действительной их силе". Этот тезис был принят.

 

"11. Если кто из сынов Грекороссийския Церкви пожелает приобщиться святых Тайн от старообрядческого священника, таковому не возбранять. Равно же, если из старообрядцев пожелает приобщиться святых Тайн в Грекороссийския Церкви, не возбранять оному". Резолюция Платона поставила православных и раскольников в разное положение, причем последние оказались в более выгодной ситуации: "По сей статье, сын Православной Грекороссийской Церкви не иначе может иметь дозволение, разве то в крайней нужде, в смертном случае, где б не случилось найти православного священника...а старообрядцу дозволять то без всякого затруднения".

 

"12. Если учинит старообрядческий священник преступление, достойное извержения, таковый предоставляется суду Вашего Высокопреосвященства...". Митрополит утвердил этот пункт.

 

"13. При старообрядческих церквах иметь троечастные книги. Но во время святых постов, если кто из старообрядцев, по каковым - либо встретившимся обстоятельствам, на исповеди, и у причастия святых Тайн не будет, таковых, ко взысканию с них штрафных денег не выписывать, и о том никуда не представлять, но да судят о том их духовные отцы по священным правилам. Если ж кто по нерадению, или пренебрежению, или другим незаконным причинам, уклоняться будет от оные Святыни, таковых записывать в особые книги и наказывать епитимью..." Решение этого вопроса Платон отдает в руки Св. Синода: "Хотя на сию статью и можно согласиться, но как деньги штрафные собираются в казну, то сие зависит от благоустремления Св. Синода...".

 

"14. Если ж случится быть браку, состоящемуся одной половине Грекороссийской Церкви, а другой старообрядческой, таковых венчать по общему согласию или в Грекороссийской Церкви или Старообрядческой". Платон посчитал, что "сию статью принять можно".

 

"15. Священники старообрядческие во всех случаях имеют приносить моление о Высочайшем здравии и благоденствии Его Императорского Величества, супруги Е. И. В.,

 

стр. 153

 

 

Наследника Его, всей Высочайшей фамилии, и прочих, кого следует, по данной от Св.Синода форме". Платон признал, что "сие необходимо потребно".

 

"16. Распри, раздоры и хулы не с единыя стороны да не слышатся за содержание разных обрядов и разных книг, употребляемых для богослужения, ибо таковая обостренная разность, какие принадлежат до сущности веры, то и да прибудут старообрядцы и сынове Грекороссийской Церкви в мире, любви и соединении, яко чада единыя Святыя, Соборные и Апостольские Церкви". Платон назвал это требование "благим и достойным" и рекомендовал сохранять его "в точности"22.

 

После переговоров с представителями старообрядцев, согласившимися с его поправками, митрополит заключил текст пунктов фразой о том, что "по таковом взаимном всего вышеписанного принятия и согласии, таковых приемших и согласившихся и получивших на вышеописанном основании церковь, не называть более раскольниками или старообрядцами, ибо в Церкви ничего нового нет, и нет новообрядцев, а называть соединенцами или единоверцами, на что они, особливо на последнее, по предложению моему и согласными быть оказываются, а потому и Церковь их имеет называться единоверческою, а в упорстве и в отторжении от Церкви пребывайшие да остаются при прежнем их наименовании раскольниками"23.

 

На основании данных пунктов, получивших название "Правила о единоверии или условиях общения с раскольниками", 27 октября 1800 г. Павел I дал Синоду Именной указ "О дозволении старообрядцам строить церкви на основании правил митрополита Платона" 24. В преодолении раскола Русской православной церкви был сделан существенный шаг вперед. В 1801 г. на Введенском кладбище в Москве была открыта первая единоверческая церковь25.

 

Отношения Платона и его коронованного воспитанника прекратились 12 марта 1801 г. в связи с убийством императора. Еще десять лет возглавлял митрополит Московскую епархию и 13 июня 1811 г. был уволен по собственной просьбе в связи с состоянием здоровья. Умер Платон 11 ноября 1812 года26.

 

Примечания

 

1. РОЗАНОВ Н. П. Московский митрополит Платон (1737 - 1812). СПб. 1913, с. 1 - 7.

 

2. Там же, с. 8; Филарет, архиепископ Черниговский и Нежинский. Обзор русской духовной литературы (1720 - 1858). Кн. 2. Чернигов. 1863, с. 174.

 

3. РОЗАНОВ Н. П. Ук. соч., с. 9 - 10; Филарет, архиепископ Черниговский и Нежинский. Ук. соч., с. 175.

 

4. Списки архиереев иерархии всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего правительственного синода. СПб. 1872, с. 16; Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб. 1877, с. 133.

 

5. ГОЛОВКИН Ф. Г. Двор и царствование Павла I. Портреты и воспоминания. М. 2003, с. 325.

 

6. Письмо государя Павла Первого к Преосвященному Платону. - Русский вестник, кн. 8, 1815, с. 47; Списки архиереев... с. 16; Списки иерархов и настоятелей.., с. 133.

 

7. СНЕГИРЕВ И. М. Жизнь Московского митрополита Платона. М. 1891, с. 91.

 

8. Там же, с. 92 - 93.

 

9. Записки А. М. Тургенева. - Русская старина, т. 48, 1885, N 10, с. 68.

 

10. Записки графа Е. Ф. Комаровского. СПб. 1914, с. 61 - 62.

 

11. ГОЛОВКИН Ф. Г. Ук. соч., с. 326.

 

12. СНЕГИРЕВ И. М. Ук. соч., с. 94; РОЗАНОВ Н. П. Ук. соч., с. 43.

 

13. СНЕГИРЕВ И. М. Ук. соч., с. 97 - 98.

 

14. Автобиография или записки о жизни Платона, митрополита Московского. - Полное собрание сочинений Платона(Левшина), митрополита Московского. Т. 2. СПб. 1913, с. 374.

 

15. Полное собрание сочинений Платона.., т. 1, с. 756.

 

16. ГОЛОВКИН Ф. Г. Ук. соч., с. 145.

 

17. Там же.

 

18. СНЕГИРЕВ И. М. Ук. соч., с. 93.

 

19. КЛОЧКОВ М. В. Очерки правительственной политики Павла I. Пг. 1916, с. 258.

 

20. Письма Платона, митрополита Московского, к преосвященным Амвросию и Августину. М. 1870, N 53, с. 41.

 

21. Там же, N 54, с. 41.

 

22. Руководящие для православного духовенства указы Св. Синода. М. 1879, с. 348 - 356.

 

23. МИЗУН Ю. В., МИЗУН Ю. Г. Тайны русского раскола. М. 2002, с. 334.

 

24. Хронологический указатель узаконений, относящихся к духовному ведомству православного исповедания. Пермь. 1878, N 19621, с. 74.

 

25. СНЕГИРЕВ И. М. Ук. соч., с. 100.

 

26. Списки иерархов.., с. 133.

Опубликовано на Порталусе 14 февраля 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама