Рейтинг
Порталус

МУСУЛЬМАНЕ МОСКВЫ: ИСТОРИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ (Ф. А. АСАДУЛЛИН. МОСКВА МУСУЛЬМАНСКАЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ)

Дата публикации: 16 июня 2024
Автор(ы): Э. С. КУЛЬПИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Номер публикации: №1718550918


Э. С. КУЛЬПИН, (c)

М.: УММА, 2004. 255 с.

Выход в свет книги Ф. А. Асадуллина - своевременное и значительное событие в общественной жизни России. Автор внес свой вклад в познание разных сторон развития многоэтничной и поликонфессиональной российской цивилизации именно в тот момент, когда ретроспекция истории мусульманских сообществ в отдельных частях нашей страны становится исключительно актуальной и способствует воссозданию общей картины, позволяющей понять современное драматическое развитие общества и ислама в России и в мире в целом. Книга дает возможность читателю найти ответы на вопросы: почему и в каких формах исламское учение помогло историческому выживанию татар на фоне исчезновения иных отдельных этносов, и как тюркские народы России не просто сохранили ислам в нашей стране, а обусловили создание ее особой ветви - российской? Информация, приводимая автором, как о далеком прошлом России, так и о ее настоящем способствует пониманию позитивной роли ислама в развитии российского государства и общества и ориентирует читателя на достижение консенсуса в любых сложных ситуациях социально-политической напряженности.

Перед Ф. А. Асадуллиным стояла трудная задача, поскольку на близкую тему недавно была опубликована обстоятельная монография Д. З. Хайретдинова "Мусульманская община Москвы в XIV - начале XX века" (Нижний Новгород, 2002)1 , в которой автор поставил своей целью ответить на вопросы: когда и как стало формироваться тюркское сообщество Москвы, почему татары не растеряли своих религиозных и этнических традиций, какой вклад они внесли в историю России? Асадуллин должен был не повторить, а дополнить обстоятельную, насыщенную фактологическим материалом (таблицами, документами) монографию Д. З. Хайретдино-


1 Рецензию В. И. Зайцева на эту книгу см.: Восток (Oriens). 2004. N 2. С. 188 - 192.

стр. 170


ва, обратить внимание на иные срезы тех же проблем, расширить исторический интервал времени (в основном за счет современных процессов), дать не столько фактологическое, сколько философско-историческое осмысление явлений, процессов и событий, исследовать не только сам объект - мусульман Москвы, но и его окружение - российское общество. Эти задачи определили характер и форму изложения, продиктовали иное построение материала, архитектонику работы и язык.

В книге можно выделить несколько хронологических "пластов", каждый из которых заслуживает отдельного рассмотрения: собственно исторический - в масштабах Евразии, локально исторический - в масштабе Москвы, общегосударственный - в масштабе современной России и глобальный - в масштабах современного мира. Такая широта мышления автора, свидетельствует о его профессионализме, знании истории и современности во всей их сложности, разнообразных аспектов жизни общества.

Трудно определить жанр рецензируемой книги. Одни ее разделы отличаются строгим научным анализом, другие - содержат философские размышления, третьи - носят характер современной политической хроники. И вместе с тем - это единая цельная работа, каждый элемент которой оправдан объектом анализа и потому требует своего понятийного аппарата и языка изложения.

Данное исследование представляется в первую очередь политически актуальным и общественно значимым, поскольку в настоящее время одной из самых острых мировых проблем является противостояние Севера и Юга, первый из которых отождествляется с христианством, второй - с мусульманством. Что касается российского общества, то здесь на первый план выходит проблема межэтнических отношений, для решения которой представители разных точек зрения на устройство современного государства часто обращаются к прошлому. Таким образом, история становится (вне зависимости от взглядов и желания ученых) политической дисциплиной, а общественная значимость исторического исследования напрямую зависит не только от уровня профессионализма и добротности работы ученого, но и от его общественной и моральной позиции.

Автор поставил себе цель, "опираясь на архивные и исторические источники, а также на основополагающие труды по истории средневековой Москвы и России, так или иначе связанные с исламской проблематикой, на работы современных российских и зарубежных историков и исламоведов, попытаться... реконструировать жизнь мусульманской общины столицы с момента ее возникновения вплоть до сегодняшних дней, а также, обращаясь к литературному наследию А. С. Пушкина, П. Я. Чаадаева, Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьева, Л. Н. Толстого и Л. А. Андреева, показать тенденции общественного развития российского государства, где религиозные и культурные ценности ислама прямо или опосредованно играли заметную роль. Вторая цель - на этом широком фоне показать историю существовавших и существующих сегодня мечетей столицы..." (с. 6). Он пишет: "Наша задача заключается в том, чтобы, обратив внимание на малоизвестные или малоизученные факты и события, предложить свое видение истории города... "Огромный странноприимный дом", каким представлялась Москва Марине Цветаевой, давно уже стал "своим" для многих поколений этнических мусульман - узбеков, казахов, народов Кавказа и Закавказья, арабов, персов, не говоря уже о татарах, являющихся, по меткому выражению московского мэра Ю. М. Лужкова, "градообразующей нацией столицы"" (с. 5).

Для написания книги Ф. А. Асадуллин использовал материалы архива Московской соборной мечети и Московского муфтията, Российского государственного архива древних актов (РГАДА), Отдела письменных источников Государственного Исторического музея, Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ), Центрального архива научно-технической документации Москвы (ЦАНТД), а также Архива Совета по делам религиозных культов при СМ СССР. Задачей автора было "объективное изучение исламского фактора на территории Московии и всей России в широком историческом контексте", так как только такое изучение "может способствовать исправлению тенденциозных (а порой и просто неверных) взглядов на роль тюркских и других мусульманских народов в жизни российского государства и общества в целом", и в связи с этим внесение своего вклада в то, что академик Н. И. Конрад в фундаментальном труде "Запад и Восток" называл "преодолением европоцентризма в науке".

Автор полагает, что "введение материалов данной работы в научный оборот может стать одним из каналов реализации Федеральной программы "Воспитание толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе", получившей принципиальную поддерж-

стр. 171


ку Совета муфтиев России, и одновременно расширить представления россиян об исламе как неотъемлемой части исторического наследия народов России" (с. 6 - 7). Последнее положение является ключевым для всей работы: реальная политическая и общественная значимость книги в том, что она прямо ориентирована на воспитание толерантного сознания и профилактики экстремизма.

Читатель, с одной стороны, найдет в книге интересные гипотезы, например о тюркском происхождении реального основателя Москвы - боярина Кучки, вместе с автором вспомнит или узнает о мусульманском мировосприятии великого русского путешественника средневековья Афанасия Никитина, об исламских пластах в мировоззрении Льва Толстого, Владимира Соловьева и других русских мыслителей XIX в.; с другой стороны, он "войдет" в живую историю жизней отдельных семей, судеб людей на фоне событий эпохи, отчего поступки каждой отдельной личности становятся характеристиками общественных процессов. Читатели, слабо или вовсе не знающие о глубоких гуманистических началах ислама смогут познакомиться с ними благодаря работе Ф. А. Асадуллина. Раскрывая фундаментальные ценности, органично присущие исламу, автор демонстрирует неизменную на протяжении веков лояльность мусульман-тюрков к христианам-славянам. Это мир политический - создаваемый усилиями духовных мусульманских лидеров современной России и направленный к сохранению и утверждению спокойствия не только в России, но и на Планете в целом.

И все-таки главное в книге - это многовековая история воспитания толерантности, как одной из главных характерных черт московских мусульман, и реальное позитивное выражение толерантности в сложных процессах постсоветской России. Последняя треть книги, посвященная конкретной деятельности мусульман Москвы после распада Советского Союза, наглядно демонстрирует как шаг за шагом достигаются благородные цели установления в России атмосферы мира и взаимопонимания. В этом особую роль автор придает деятельности Московского муфтията и лично муфтия Равиля Гайнутдина.

Создание московского муфтията молодыми имамами и руководителями мусульманских общин, утверждает Асадуллин, было реальным ответом мусульман Москвы и России на "авантюризм и нереализованные амбиции некоторых мусульманских деятелей" в период пика "дезинтеграционных процессов, которые охватили мусульманское сообщество страны и особенно чувствовались в Москве, которую облюбовали безработные и даже не имевшие практики пятничных богослужений религиозные "вожаки", как правило, очень критично настроенные по отношению к деятельности легитимных мусульманских структур и предлагавшие реформы самого радикального толка - сменить духовное руководство и переподчинить все московские мечети "настоящим мусульманам"" (с. 190). Как пишет автор, "у муфтия Равиля Гайнутдина были все основания рассматривать создание Московского муфтията как событие того же исторического порядка, что и открытие в свое время Екатериной II Магометанского духовного собрания в Уфе или образование после войны Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири" (с. 191).

На фактах, давая хронику событий, автор книги показывает, как муфтият оперативно реагировал на все события, происходящие в мире и России: на строительство храмов и рост приходов, принятие законов, упрочение связей с арабо-мусульманским миром; выходил с инициативами по предотвращению войны в Чечне, роста межнациональной напряженности в других регионах России, акций международного терроризма; выступал с политическими заявлениями, особенно после событий 11 сентября 2001 г. Автор приводит соответствующие высказывания муфтия Гайнутдина по всем аспектам внутренней и международной жизни, его объяснения известного негативного отношения к исламу: "Самая большая проблема... в том, что христианский мир продолжает черпать информацию об исламе из "недостойных" источников, в бытующей среди многих политиков мировых держав традиции антиисламизма, которая сегодня продолжает подпитываться тенденциозным телевидением и журналистикой, часто показывающей мусульман как нецивилизованных и диких людей и - что еще хуже - террористами. Эти стереотипы мешают западному обществу выработать объективное отношение к нашей религии..." (с. 231). В то же время, "среди мусульман имеется, пусть и незначительная, часть, которая готова навязывать единоверцам собственные, явно устаревшие представления об образе жизни мусульман, о том, как им следует относиться к последователям других религий. Тем самым они выступают против обновления религии, прогресса мусульманских народов, препятствуют их успешной адаптации к российским, общемировым реалиям и тенденциям. Именно они

стр. 172


способствуют тому, что в обществе складывается неверное представление об исламе как религии агрессивной, враждебной современной жизни" (с. 206).

Книга прямо направлена против экстремизма и терроризма, которые рядятся в "религиозные одежды и зачастую используют исламскую символику для прикрытия своих античеловеческих и антирелигиозных целей" (с. 229). Она предназначена как для широкого, так и для узкого круга читателей. Специалисты высоко оценят поднятый в работе Ф. А. Асадуллина круг проблем и характер их рассмотрения; остальные читатели отдадут должное политической актуальности и эвристической остроте многих высказанных автором положений, оригинальной подаче материала, живости авторской мысли. Все это не может не вызвать позитивного к себе отношения.

Опубликовано на Порталусе 16 июня 2024 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама