Рейтинг
Порталус

Митрополит Дионисий - "премудрый граматик"

Дата публикации: 25 июля 2024
Автор(ы): Я.Г. СОЛОДКИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Номер публикации: №1721862787


Я.Г. СОЛОДКИН, (c)

Я.Г. СОЛОДКИН, доктор исторических наук

За три года до смерти Иван Грозный возвел игумена новгородского Спасо-Хутынского монастыря Дионисия в сан первосвятителя русской церкви. Трудно судить, отчего выбор самодержца пал на настоятеля сравнительно малоизвестной обители, но Дионисия нельзя отнести к числу митрополитов, которые не осмеливались перечить царю.

В день венчания на царство Федора Ивановича (31 мая 1584 г.) на Дионисия был возложен белый клобук. Этой "древней почести" он удостоился на основании решения поместного собора двадцатилетней давности.

Через два года Дионисий выступил на стороне знатнейших князей Шуйских, которые решили добиваться развода "святоцаря" Федора с "неплодной" Ириной (родной сестрой правителя Бориса Годунова) и тем самым отстранить от власти Бориса Годунова. Озабоченные "царским чадородием", то есть судьбой династии, участники заговора собирались обратиться с челобитной к Федору Ивановичу. "Совет" Дионисия, вельможной знати и "купецких людей" потерпел неудачу.

В октябре 1586 года митрополит был низложен и "по государевой воли прислан" обратно в Спасский монастырь "на Хутыни". Когда умер опальный владыка, неизвестно.

В "Хронографе" второй редакции (сочинение по всемирной истории, возникшее в 1617 г.), где наиболее подробно говорится о заговоре Шуйских, Дионисий называется "премудрым граматиком". Н.М. Карамзин

стр. 69


полагал, что "сладкоречивый" митрополит, вероятно, заслужил это "имя... какими-нибудь уважаемыми сочинениями", которые не сохранились. Но известно, что по распоряжению Дионисия в 1586 году было переписано "Мерило Праведное" - сборник памятников церковного и светского законодательства, включая "Русскую правду". В пространном обращении к митрополиту писец Стефан витиевато молил его исправить ошибки, которые могли встретиться в рукописи (Правда Русская. М.-Л., 1940. Т. 1). Самому Дионисию, как выяснил исследователь И.А. Тихонюк, принадлежала "Следованная псалтырь" рубежа XV-XVI веков, которую первосвятитель подарил церкви Положения риз. Дионисию была отдана "с собору... при игумене Еуфимие" и псалтырь, хранившаяся в Иосифо- Волоколамском монастыре (Книжные центры Древней Руси: Иосифо- Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991). Не занимался ли митрополит правкой этой книги, продолжая дело знаменитого Максима Грека?

Любопытно, что накануне низложения и ссылки Дионисия некий Андрей Алферьев (Олферьев) перевел "грамотику... из грамограп-хиею с полской грамоти... на славенскую". Его современником был Евдоким (Евдокимища), сочинивший "некнижное учение грамоте". Исследователи предполагают, что "Книга" этого грамматика по происхождению связана с митрополичьей резиденцией - Чудовым монастырем (Ягич И.В. Рассуждения южнославянской и русской старины о церковнославянском языке // Исследования по русскому языку. СПб., 1885-1895. Т. 1).

Таким образом, допустимо считать, что Дионисий имел отношение к развитию грамматического жанра в русской книжности и правке псалтыри наряду с вероятным участием митрополита в официальном летописании. Это может объяснить появление отзыва о "премудром" святителе в "Хронографе" конца Смуты.

Нижневартовск

Опубликовано на Порталусе 25 июля 2024 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама