Рейтинг
Порталус

О. П. ЧЕКРИЗОВА. ИСЛАМСКИЙ РАДИКАЛИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ В ПАКИСТАНЕ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI в.

Дата публикации: 19 декабря 2024
Автор(ы): С. Н. КАМЕНЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) Восток. Афро-азиатские общества: История и современность, № 6, 31 декабря 2016 Страницы 192-195
Номер публикации: №1734638427


С. Н. КАМЕНЕВ, (c)

М.: Институт востоковедения РАН, 252 с.

Разработка теоретических проблем общественного развития азиатских государств, а также анализ многогранных процессов их социально-политической жизни тесно связаны с исследованиями тех глубоких сдвигов, которые происходят и качественно трансформируются в идеологической и религиозной сферах деятельности в этих странах. Весь ход исторического развития Азиатского региона за последние 50 лет свидетельствует о том, что эта совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности, оказывает существенное влияние не только на политическое, но и на экономическое развитие многих стран Азии. Поэтому неудивительно то большое внимание, которое уделяется происходящей трансформации идеологии, опирающейся на ислам и принимающей самые разнообразные формы - от умеренного течения до ортодоксального радикализма и терроризма. В связи с этим выход в свет монографии О. П. Чекризовой об исламском радикализме и экстремизме в Пакистане является не только весьма актуальным и своевременным, но и полностью правомерным.

Неуклонный рост исламского фактора как некой конфессиональной связующей константы проявился еще задолго до образования Пакистана в 1947 г. и лег в основу раздела колониальной Индии на собственно Индию и Пакистан по религиозному признаку. Но наиболее четко эта тенденция обозначилась после военного переворота и прихода к власти в Пакистане в 1977 г. режима генерала Зия-уль-Хака (с. 10-21): исламизация затронула не только социально-политическую жизнь страны, но и ее экономику. Как справедливо отмечает автор рецензируемой монографии, в условиях стагнации в национальном хозяйстве страны и острого политического кризиса это было прямой реакцией консервативных сил пакистанского общества на попытки ускоренной (но далеко не всегда оправданной) модернизации экономики страны с привнесением некоторых элементов социалистической системы хозяйствования, которую проводило правительство Зульфикара Али Бхутто в 1972-1977 гг. (с. 11).

Режим Зия-уль-Хака опирался на две основные силы, которые постепенно трансформировались в ведущие властные структуры пакистанского общества - армию и мусульманских богословов. После военного переворота в 1977 г. были существенно повышены оклады военным, постепенно возросло их влияние в государственных структурах управления; одновременно происходил рост военных расходов в государственном бюджете страны, включая увеличение размеров военных пенсий.

Мусульманские богословы (улемы) смогли заметно улучшить свое социальное и материальное положение в пакистанском обществе, стало ординарным их назначение на ответственные судебные посты. Неудивительно, что "представители правых религиозно-общинных партий оказывали поддержку новому режиму и вошли в состав правительства" (с. 12). Вполне объяснимо и то (учитывая, что 97% населения Пакистана - мусульмане), что курс на исламизацию пакистанского общества, провозглашенный в качестве государственной идеологии, был поддержан многими социальными группами.


КАМЕНЕВ Сергей Наумович - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, Институт востоковедения РАН.

стр. 192

К сожалению, автор в меньшей степени уделил внимание таким важным, на мой взгляд, факторам исламизации, как стремление правящего режима максимально сблизиться в тот период с мусульманскими нефтедобывающими странами после разразившегося в 1973 г. валютно-финансового и энергетического кризиса, повлекшего за собой значительный рост цен на нефть. Учитывая жизненно важный для поступательного развития экономики Пакистана импорт нефти во все возрастающих размерах, своего рода "фактор ислама" позволил стране обеспечить ввоз этого сырья из арабских стран на сравнительно льготных условиях. В то время существенно возросла миграция пакистанцев на работу в мусульманские нефтедобывающие государства, что также сблизило Пакистан с ними. Кроме того, Зия-уль-Хак умело использовал в 1980-е гг. ввод советских войск в Афганистан, постоянно муссируя лозунги "ислам в опасности" и "неверные уже у границ исламского мира". В этой связи его просьбы (а временами и требования) о предоставлении значительной помощи для борьбы с советскими войсками не оставались без внимания, и экономическая помощь Пакистану из западных стран (в первую очередь из США), а также современное вооружение поступали в страну на регулярной основе.

Следуя хронологическому принципу изучения развития исламского радикализма и экстремизма, автор справедливо констатирует некоторое ослабление влияния ислама на социально-политическое развитие пакистанского общества в 1990-е гг., равно как и меньшее внимание к дальнейшей исламизации экономики страны. В какой-то степени это было обусловлено бурной внутриполитической жизнью - острым противостоянием двух ведущих политических сил: Пакистанской народной партии во главе с Беназир Бхутто и Пакистанской мусульманской лиги Наваз Шарифа (с. 21-28). Влияние религиозных партий к тому времени несколько ослабло, поскольку они лишились после гибели Зия-уль-Хака поддержки на самом высоком уровне.

Этот период, вплоть до начала XXI в., характеризовался, как подчеркивает О. П. Чекризова, "ровным" развитием исламского радикализма на фоне острой внутриполитической борьбы указанных выше партий при одновременном ухудшении экономической ситуации в стране в силу невнимания руководства страны к положению в национальном хозяйстве Пакистана (с. 22-35). Поддержка Пакистаном исламистских сил обусловливалась в тот период главным образом желанием правящих кругов влиять на ситуацию в соседнем Афганистане.

Автор детально проанализировала (после военного переворота в 1999 г.) действия исламистов в первом десятилетии нынешнего столетия с учетом некоторого изменения внутри- и внешнеполитического курса, а также большего внимания военного руководства к действию рыночных механизмов в экономике страны при постепенном отходе от принципов исламской экономики (с. 36-52). О. П. Чекризова отметила, что при одновременном запрете деятельности ряда экстремистских исламистских организаций военное руководство лояльно смотрело на умеренный исламизм. В результате в ходе всеобщих выборов в 2002 г. "Объединенный фронт действий" (куда входили шесть религиозно-политических партий) оказался на третьем месте по количеству мест в нижней палате парламента Пакистана.

В работе четко определено, что именно генерал Первез Мушарраф после приведения к присяге в 2002 г. в качестве президента Пакистана и отмены военного правления впервые четко сформулировал мысль о том, что именно экстремизм и терроризм являются главной угрозой национальной безопасности Пакистана (с. 41). Действия радикальных исламистов по захвату заложников в Красной мечети в Исламабаде в 2007 г. и армейский штурм с целью их освобождения, приведший к гибели десятка людей, подтвердили высказанное в рецензируемой работе мнение о необходимости внимательного изучения как непосредственно исламского радикализма, так и последствий его влияния на различные социальные слои общества, особенно на молодежь (с. 46-47).

Проведение О. П. Чекризовой раздельного анализа деятельности суннитских и шиитских религиозных организаций (Глава II), с моей точки зрения, вполне оправданно, учитывая разнонаправленность вероисповедания и существенные различия в их деятельности в рамках двух указанных течений в исламе. Здесь сгруппированы и проанализированы основные исламские организации суннитского толка - "Джамаат-и-Ислами" и подконтрольные ей организации, "Джамаат-и улема и-ислам" (движение "Талибан"), религиозные организации "Ахл-е хадис" (пакистанские салафиты), "Джамаат-и улама Пакистан" и радикальные организации школы барелви.

Не меньший интерес представляет проведенное О. П. Чекризовой исследование шиитских (джафаритских) организаций (с. 140-148), таких как "Техрик-и джафария Пакистан" и тесно связанной с ней военизированной группировкой "Синах-и Мухаммад Пакистана"

стр. 193

(т.е. "Пакистанские воины Пророка"), а также молодежной радикальной организацией "Имамия стьюдентс организейшн".

Рассматривая деятельность этих и ряда других суннитских и шиитских организаций, автор делает вывод о том, что противоречия между суннитами и шиитам и будут дол го определять (наряду с другими факторами) внутриполитический курс правящих кругов Пакистана, направленный на сглаживание такого рода противоречий и предотвращение терактов в крупных городах Пакистана, в первую очередь в Карачи и Кветте (с. 149).

Активизация действий террористических организаций в Пакистане после парламентских выборов в 2008 г. ("Движение "Талибов Пакистана", "Лашкар-и тоиба", "Джаиш-и Мухаммад" и др.) и усиление борьбы с ними со стороны федеральных силовых структур проанализированы в гл. III. Хотя было бы логичным, следуя хронологическому принципу изучения исламского радикализма, предложенному самой О. П. Чекризовой, поместить раздел "Исламский радикализм в годы президентства А. А. Зардари (2008-2013)" в гл. I, непосредственно после 3-го раздела, где анализируется деятельность исламистских организаций в годы президентства Первеза Мушаррафа (1999-2008).

Автор подтверждает высказанную ранее точку зрения отечественного востоковеда О. В. Плешова, что период правления президента Зардари и премьер-министра Юсуфа Раза Гилани можно охарактеризовать как "соединение сил радикалов, воплотившееся в процессы так называемой ползучей талибанизации" (с. 151). Ответственность за проведение в стране многочисленных террористических актов брало на себя "Движение талибов Пакистана". Но если в начале XXI в. террористическая деятельность этой экстремистской организации ограничивалась территориями на северо-западе Пакистана (преимущественно в провинции Хайбер-Пахтунхва), то во втором десятилетии нынешнего столетия волна насилия докатилась практически до всех крупных и средних городов страны.

О. П. Чекризова подчеркивает, что помимо усиления непосредственно террористической активности "талибанизация" сопровождалась радикальной исламизацией общественной жизни в подконтрольных боевикам районах. Дело доходило до прямых угроз - требований закрытия женских школ, интернет-кафе, магазинов видео-, аудионосителей; более того, уничтожались древние памятники культуры немусульманских цивилизаций (в долине Сват в 2007 г. талибы взорвали несколько уникальных статуй Будды) (с. 152-156).

Немалую активность проявляла в Пакистане и известная террористическая организация "Аль-Каида", в первую очередь на территории племен федерального управления, где были сосредоточены базы подготовки боевиков (преимущественно в Северном Вазиристане). Однако главная задача "Аль-Каиды" заключалась все же не в активных боевых действиях, а в обеспечении идеологической поддержки пакистанских талибов. Примечательно, что эта организация, находившаяся вне закона (запрещена в Пакистане 17 марта 2003 г.), стремилась в своей пропаганде поставить вне закона само пакистанское государство, ниспровергнуть фундаментальный постулат создания Пакистана как "государства мусульман" (с. 156-157).

Большой заслугой автора по праву можно считать анализ политической ситуации в каждом из семи агентств территории племен в начале нынешнего столетия с публикацией детальных карт (с. 169-199); с моей точки зрения, привлечение для этих целей англоязычных карт ни в коей мере не умаляет достоинство проведенного исследования.

Автор на основе фактического материала демонстрирует, как постепенно ослабевала власть радикальных религиозных группировок и организаций в провинции Хайбер-Пахтунхва, и особенно на территории полосы племен. Если поначалу популярность талибов среди населения этой области можно было объяснить строгим следованием законам нравственности и права (что выгодно отличало их от коррумпированного чиновничества), то со временем их позиции стали заметно ослабевать - в силу многих причин, в том числе в результате чрезмерно твердого, нередко граничащего с дикой жестокостью отношения к якобы "неисламскому поведению".

Однако главным фактором снижения популярности талибов, как подчеркивает автор, были их постоянные, зачастую беспорядочные действия, направленные на подрыв кланово-племенного строя в этой части Пакистана. При этом стандартным методом расправы с неугодными старейшинами племен (которые традиционно выступали в качестве посредников между федеральной властью и местными жителями) стали их убийства. Неудивительно, что жесткость (временами жестокость) действий исламских радикалов привела к росту сопротивления местного населения, в том числе повышению роли племенных ополчений (лашкаров), действовавших совместно с федеральными войсками, расквартированными в полосе племен.

стр. 194

Центральное правительство, как подчеркивает О. П. Чекризова в 3-м разделе гл. III, в полной мере осознавало опасность распространения исламского радикализма, но вело с ним борьбу точечным методом - на ключевых участках в политагентствах Южный Вазиристан, Баджаур, в дистрикте Сват, округе Кохат провинции Хайбер-Пахтунхва (с. 206-229). Более того, ошибочная методика правящих кругов страны вести переговоры напрямую с боевиками, а не с вождями племен нанесла серьезный ущерб племенным структурам, поскольку фактически узаконивала верховенство боевиков и снижала эффективность борьбы с ними.

В ответ на участившиеся теракты со стороны радикальных исламских организаций федеральные власти развернули с июня 2014 г. широкомасштабную воинскую операцию "Зарб-е Азб" ("Разящий удар") в северо-западной части Пакистана, в первую очередь в Северном Вазиристане (с. 222-224). Эти действия военных заметно активизировались после чудовищного расстрела в декабре 2014 г. школьников военного колледжа в Пешаваре, когда погибли 134 подростка и 9 преподавателей.

Как подчеркивает автор, "участие в глобальной войне с терроризмом обошлось пакистанскому государству в начале XXI в. весьма дорого. Согласно секретному докладу, представленному спецслужбами Верховному суду Пакистана в марте 2013 г., за период 2001-2013 гг. в результате военных операций погибло 49 тыс. человек, причем почти половина (24 тыс.) - в период до 2008 г., за последующие пять лет - еще 25 тыс. человек. В ходе боевых действий только в 2008-2013 гг. пакистанская армия потеряла около 15.5 тыс. человек, тогда как потери боевиков были значительно ниже - немногим более 3 тыс. человек" (с. 223). Замечу, кстати, что потери экономики Пакистана от террористических атак, как свидетельствуют официальные данные "Обзора экономики Пакистана в 2015/2016 г.", составили только с июня 2014 г. по июнь 2016 г. 14.8 млрд долл.

Встречающиеся иногда в тексте монографии шероховатости не снижают высокую оценку рецензируемой работы и большую важность проведенного исследования исламского радикализма в Пакистане, террористических действий боевиков в этой стране, от которых страдает в первую очередь ее мирное население. Значение осуществленного анализа этой серьезной проблемы определяется еще и тем, что исламский радикализм и экстремизм проявляют немалую активность непосредственно у границ России.

Монография О. П. Чекризовой - серьезный вклад молодого автора, выпускницы МГИМО (У) МИД России, а ныне сотрудника МИД РФ и ИВ РАН, кандидата исторических наук, в отечественное востоковедение. Она может быть интересна специалистам по исламу и студентам-востоковедам, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами Востока.

Опубликовано на Порталусе 19 декабря 2024 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама