Главная → КЛАССИЧЕСКАЯ РУССКАЯ ПРОЗА → Истинный патриотизм в рассказе Б.Васильева "В списках не значился"
Дата публикации: 18 июня 2018
Автор(ы): Карпунин Захар →
Публикатор: Капустина Ирина Владимировна
Рубрика: КЛАССИЧЕСКАЯ РУССКАЯ ПРОЗА →
Номер публикации: №1529330721
Карпунин Захар, (c)
Его бомбили – он лежал,
К нему летел снаряд.
В него стреляли – он бежал
Вперед, а не назад.
«Чем дальше я пройду вперед, –
Мечтал солдатик мой, –
Тем больше хлеба в этот год
Засеем мы весной.
Чем больше немцев уложу, –
Смекал он на ходу, –
Тем раньше путь освобожу,
Скорей домой приду!
При немцах на моей земле
Мне не бывать в родном селе…»
И беззаветно потому
Солдат мой воевал,
И было некогда ему,
И он ночей не спал.
(С.Михалков)
Все больше и больше десятилетий отделяет нас от событий Великой Отечественной войны, но память о ней не уходит в прошлое. Осмыслению народного подвига посвящены многие произведения российских писателей. Борис Васильев принадлежит к поколению людей, для которых весть о начавшейся войне прозвучала на школьном выпускном балу. Восемнадцати-двадцатилетними они ушли на фронт, не успев осуществить свои вчерашние мечты, по-настоящему привыкнуть к взрослой жизни. Война отняла у них счастье юности – то, что не повторяется никогда.
В данном исследовании нас интересует проблема поведения человека в военное время.
Объектом предпринимаемого исследования является творчество Бориса Васильева.
Предметом – проблемный анализ повести «В списках не значился».
Цель работы заключается в изучении и анализе проблемы поведения человека в военное время.
Исходя из цели исследования, были поставлены и решены следующие задачи:
1) осветить психологические особенности поведения человека в условиях войны;
2) проанализировать повесть «В списках не значился»;
3) рассмотреть проблему поведения человека в условиях войны, художнически исследуемую в произведении Бориса Васильева;
4) выявить средства художественной выразительности, показывающие поведение человека в военных условиях в повести «В списках не значился».
Решение поставленных задач осуществлялось при помощи следующих методов:
1) системного (при интерпретации психологии поведения в военных условиях);
2) биографического;
3) проблемного анализа.
В своем исследовании мы опирались на труды по творчеству Васильева Бровмана Г., Ивановой Л.В., Карнюшина А.
Научная новизна представленной работы – в попытке углубления и расширения существующей «библиотеки» по творчеству Б. Васильева с позиций проблемы поведения личности в условиях войны, освещаемой писателем в повести «В списках не значился».
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями-словесниками при подготовке к урокам литературы по повести «В списках не значился», внеклассным мероприятиям, а также обучающимися в качестве дополнительного материала при подготовке к урокам.
«Я – РУССКИЙ СОЛДАТ!»
Герой Б. Васильева Николай Плужников в произведении «В списках не значился», как и сам автор, – молодой человек 19 лет. В начале июня 1941 г. заканчивает военное училище в звании лейтенанта. Молодой, полный сил и энергии, он мечтает о разведчасти: «Это большая честь… Я считаю, что каждый командир должен сначала послужить в войсках… так нам говорили в училище… Направьте меня в любую часть и на любую должность» [Васильев 2009: 112]. Но не сразу Николай добивается этого: его оставляют принимать имущество для новых корпусов, в то время как товарищей отправляют в отпуск. И все же Плужников попадает на фронт в качестве командира взвода, но с условием, что вернется после войсковой практики в училище.
Николай был застенчивым, скромным человеком, его с легкостью бросало в жар. Он уверен, что войны с Германией не произойдет, ведь с ней заключен договор о ненападении. Никто не может изменить его мнение, даже очевидный факт того, что жители города закупают соль и спички. Внезапность начавшейся войны становится для Плужникова сильнейшим шоком – в один миг рушится все вокруг него. Но Николай не падает духом, забывает чувство страха и бросается в бою. И даже сейчас Николай еще не понимает, что придется пережить стране…
По поведению солдат во время боевых действий, а также по их отношению к страху смерти можно выделить две стрессовые ситуации:
- Поисковая активность: стреляйте, я все равно не боюсь, потому что неуязвим. Внешнее отличие этой категории военных — кровь приливает к лицу. В сражениях они оживают. Обычно они стремятся во что бы то ни стало вновь участвовать в конфликтах.
- Пассивность. Замедленность физических движений, люди не склонны к общению. Кожа этих людей бледнеет. Солдаты как бы играют в мнимую смерть, считая себя обречёнными. По прошествии 30 и 50 лет людям всё равно снится война. Они ясно видят поле боя, так же кричат и стонут [Психология 2005: 367].
Поведение Николая Плужникова в военных условиях относится к первому типу – поисковая активность. Молодому парню приходится осваивать все в бою. Он, естественно, совершает тактические ошибки, но тут же исправляется. Командир говорит ему: «Я обязан расстрелять вас, но у меня мало боеприпасов». Здесь важно добиться одной общей цели – не дать немцам захватить крепость. И это необходимо сделать любой ценой. Николай Плужников не решается просить помощи – подвергать опасности жизни других людей он не имеет права, хоть и является командиром взвода. «Лучше умру, – тихо повторял про себя, – Лучше умру». Но Николай не мог представить себя убитым, потому что исполнял долг перед Родиной. Он считал, что гораздо проще умереть, чем постоянно бороться, и объяснил: «Человека победить невозможно, даже убив. Человек выше смерти. Выше». В дни, когда нужно было переносить голод, когда чувство близости конца все приближалось, Николаю стало очень трудно устоять перед обещанием немцев – обеспечить хорошую жизнь сдавшимся. Но никто из бойцов Брестской крепости не хотел сдаваться добровольно. «Лучше умереть, чем предать своих товарищей, Родину!» – думал Николай. Слова «Родина» и «Красная Армия» были для него самыми важными. Ими он жил. Они помогали ему в бою, так как лейтенант знал, за что сражается, даже если был один против всех. Обороняя костел, Коля не видел ничего, кроме немцев. Мысли лейтенанта Плужникова мешались в голове, но он всегда умел найти нужное решение. После того, как Сальников пожертвовал собой ради спасения Плужникова, Николай чудом выжил и, очутившись в подвале с питанием, не стал отсиживаться. Пока он жил, была жива и Брестская крепость. Его решение оказалось очень простым – оборонять крепость и объединяться с остатками живых бойцов. Оставшись один, Николай не меняет своей цели, хоть и кольцо смерти вокруг него все сжимается. Настает зима, кончаются продукты, немцы смогли обнаружить Колю. Загнанный в холодный подвал, ставший его последним пристанищем, встретив умирающего командира Семишного, он и тут не сдается. «Он лежал спокойно и думал, что ничего не боится – ни немцев, ни смерти, ни холода. Он ощущал себя звеном между прошлым и будущим. А сверху мела метель, сквозь которую пробирались к партизанским кострам те, кто не считал себя побежденными. И немцы жались к домам, страшась темноты, метели и этого непонятного народа. Еще не было Хатыни, и еще не погиб в Белоруссии каждый четвертый. Но этот каждый четвертый уже стрелял… и эта земля становилась для фашистов адом. И преддверием этого ада была Брестская крепость» [Васильев 2009: 219].
Когда лейтенанта нашли, он выглядел уже не имевшим возраста человеком, а ему ведь было всего 20 лет. «Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце своими ослепшими глазами». Из них лились слезы. На вопрос немца об имени и звании ответил: «Я – русский солдат». Русского хотел отнести на носилках, но он пошел сам, а немецкий лейтенант, немного помедлив, вскинул руку к фуражке. «Солдаты вытянулись и замерли». Но идущий был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и смерти. Николай был «последним защитником так и не покорившейся крепости».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повесть Бориса Васильева «В списках не значился» заставляет задуматься об одной из трагичнейших и кровавых страниц нашей истории. Она наполнена патриотизмом и оптимизмом. Автор показывает, как простые, самоотверженные люди ковали Великую Победу – этого нельзя забывать! Ведь Плужников еще не значился в списках, когда началась война. Он поспешил зарегистрироваться, чтобы участвовать в военных действиях. Он хотел бороться за Родину, свободу, и это ему удалось. Какие бы ни были трудности. Он все пережил. Ему не были нужны награды, Николай просто выполнял свой долг. Но на страницах произведения мы встречаем не только самоотверженных героев, «тружеников войны», но и трусов, откровенных предателей. Истинными же героями книги являются русские солдаты, вынесшие на своих плечах бремя войны, не сдавшиеся во имя преданности Родине. Благодаря таким, как Плужников, – Россия выстояла и победила [Иванова 1991: 62].
Книга Б. Васильева учит молодежь преданному служению отечеству не красивыми словами, а великими делами. Как завещание звучат слова героя книги – старшины Семишного: «Наверх, лейтенант! Чтоб и мертвых боялись… Чтоб детям, внукам и правнукам заказали в Россию соваться!»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бровман, Г. Литература великого подвига. / Г.Бровман. – М., // www.lib.ru - С. 303 - 308.
- Васильев Б.Л. А зори здесь тихие…: Повесть; В списках не значился: Повесть / Б.Л.Васильев. – М.: Вече, 2009. – 272 с. - С. 91-270.
- Иванова, Л. В. Современная советская проза о Великой Отечественной войне. / Л.В.Иванова. – М.: Наука, 1991. – 247 с. – С. 59-65.
- Карнюшин, В. Дань уважения таланту / В. Карнюшин // Рабочий путь. – 1999. – 12 марта.– С. 15.
- Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2005. – 651 с. – с. 361-362.
Опубликовано на Порталусе 18 июня 2018 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK