Рейтинг
Порталус

Сергей Перельштейн - Опасность кризиса в развитии мировой нефтедобывающей отрасли

Дата публикации: 21 октября 2006
Автор(ы): Сергей Перельштейн
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - ТЭК →
Источник: (c) Журнал «Экономика России: ХХI век» № 20
Номер публикации: №1161380100


Сергей Перельштейн, (c)

Идея, время которой пришло, сильнее всех армий мира!
Виктор Гюго


Спросите любого человека на улице, что такое "черное золото", и он, не задумываясь, ответит - нефть. Спросите дальновидного политика-экономиста, что такое нефть, и он, не задумываясь, скажет - "локомотив экономики". Все чаще тема нефтедобычи звучит и с политической трибуны, и в средствах массовой информации. Что же реально происходит в важнейшей для экономики любой страны отрасли, настолько ли близок и опасен кризис, о котором все говорят.

Если верить оценкам экспертов, то разведанных запасов нефти в нашей стране осталось всего лет на 20, может быть - на 30, а в США вообще лет на 12-15. И тенденция такова, что объемы добычи "черного золота" с каждым годом постепенно снижаются. Если доля нефтегазового сектора в экономике России в 2000 г. составляла 17,5%, то в 2003 г. - лишь 15%. Времена "легкой нефти" и, соответственно, "легких денег" в данной сфере бизнеса закончились.

Грядущий кризис развития нефтедобывающей отрасли является сегодня главенствующей проблемой во всем мире, создающей тем самым реальную угрозу безопасности для любого государства, и для России в том числе, так как именно нефть является стратегическим сырьем номер один.

Чем может обернуться для России сложившееся положение в данной отрасли экономики, комментировать, наверное, не нужно. Но возникает вопрос: "Существуют ли какие-либо технологии, идеи, проекты, способные в какой-то степени повлиять на ситуацию?"

С этим и рядом других вопросов мы обратились к одному из инициаторов бизнеса в сфере разработки трудноизвлекаемых запасов нефти - Валерию Грайферу, истинному профессионалу своего дела, создателю и нынешнему руководителю известной не только в России, но и за рубежом, прогрессивно развивающейся компании "РИТЭК", являющейся бесспорным лидером в данной сфере деятельности.

Валерий Исаакович, почему, создавая в 1992 г. "РИТЭК", Вы выбрали именно эту сферу деятельности, ведь в то время было множество других направлений, где можно было без особых усилий зарабатывать приличные деньги?
Ну, во-первых, инициатива создания российской инновационной компании в сфере нефтедобычи принадлежала не мне одному. Среди учредителей "РИТЭК" были люди с огромным опытом работы в отрасли и пониманием ее проблем. Во вторых, с нефтянкой связана вся моя жизнь.

В начале 90-х годов прошлого века мы потеряли в нефтедобыче многое из того, что было создано в советский период. Налицо было технологическое отставание российской нефтедобычи от мирового уровня, хотя многие идеи наши, отечественные, например - горизонтальное бурение. Было больно и обидно смотреть, когда зарубежные специалисты приезжали решать проблемы нашего добывающего фонда, проводить ремонтные и сервисные работы. Ведь класс и опыт наших нефтяников были ничуть не хуже. Нужно было не так уж много - правильные инженерные решения и соответствующее оборудование. На замену отсутствующих инвестиций мы привлекли инновации - методы оптимизации добычи нефти и поиск решений, позволяющих эффективно добыть то, что многие считают нерентабельным. В результате поиска инновационных подходов и решений и появился "РИТЭК".

Уже давно было понятно, что не за горами то время, когда мы столкнемся с острым дефицитом нефти, и добывать ее будет все сложнее. Запасы нефти не безграничны. Так называемых хороших запасов становится все меньше и меньше. Если взять за сто процентов общий объем запасов по стране, то сегодня уже шестьдесят процентов - это так называемые трудноизвлекаемые запасы, для выработки которых нужны специальные технологии, нужна специальная техника.

Посмотрите, что мы имеем сегодня. В некоторых ведущих нефтяных компаниях, работающих в России, простаивает более 50% скважин, общее количество таких скважин на данный момент по стране почти 40 тыс.!

Что означают термины "трудноизвлекаемые запасы", "трудноизвлекаемая нефть"?
Трудноизвлекаемые запасы - это, например, остаточная нефть месторождений на поздней стадии разработки, нефтяные запасы сложных в геологическом плане месторождений, запасы шельфовой зоны северных морей, высоковязкие нефти - они практически не текут. Есть огромное Русское месторождение в Западной Сибири - в Ямало-Ненецком округе - миллиардные запасы. Но эта нефть застывает уже при обычной температуре, не говоря о морозе. Нужны специальные технологии, вплоть до того, что ее нужно не по трубопроводам перекачивать, как жидкости, а нарезать кубами и возить. Это требует совершенно новых подходов, новых решений.

Какова вообще ситуация с нефтяными запасами в России?
Запасы у России еще есть, но практически все они трудноизвлекаемые. Это наша акватория, где, как предполагается, есть, по крайней мере, под десяток миллиардов тонн нефтезапасов. Это Карское и Баренцево моря на Севере, наши восточные моря, районы Сахалина, где все-таки как-то идет освоение шельфовой зоны. Но ведь это совершенно иной уровень развития! Это новая техника: надо поставить платформу там, где ходят, мигрируют льды. А лед - это такая штука, устоять перед которой совершенно невозможно. Раз так, значит, надо уходить на дно - создавать подводные промыслы. Это не фантазии какие-то, это уже реальность сегодняшнего дня. Но, к сожалению, эта работа ни в подготовительном плане, ни в каком другом сегодня не сформирована. Поправить положение дел в нефтяной отрасли - дело очень непростое, но все же реальное.

Основная проблема - отставание развития ресурсной базы из-за отсутствия плановой геологоразведки в интересах страны. Если раньше мы имели целевой налог на восстановление минерально-сырьевой базы и он позволял более-менее обеспечивать целевое направление инвестиций в эту сферу деятельности, то сейчас этого нет. Преобладают корпоративные интересы. А в результате мы имеем ситуацию, когда объем добываемой нефти компенсируется лишь на 60% за счет новых разведанных запасов. Другими словами, берем больше, чем приращиваем, - "проедаем" ресурсы. И немаловажную роль в этом играет несовершенная система налогообложения в сфере недропользования.

Что представляет собой "РИТЭК" сегодня, каковы его основные приоритеты и в чем отличие от других предприятий, занимающихся аналогичным видом деятельности?
На сегодняшний день ОАО "РИТЭК" обладает 49 объектами интеллектуальной собственности, из которых 33 патента на изобретение, не имеющие аналогов в России. Наш приоритет - научно-технический прогресс, без которого сегодня трудно решать вопросы развития отрасли. В чем характерная черта "РИТЭКа"? Наш жизненный опыт говорит о том, что главная проблема научно-технического развития - финансирование. Науке всегда не хватало денег - это было всегда, это есть и, вероятно, будет. Поэтому мы понимали, что если мы хотим приоритетно заниматься новой техникой, инновационными технологиями, то мы должны обеспечить экономическую базу для этой деятельности. Поэтому наряду с этими стратегическими задачами мы шли по пути недропользования. Сегодня мы имеем 27 лицензионных участков, месторождений, добываем два с половиной миллиона тонн нефти, и это реальная экономика, это позволяет нам не ходить с протянутой рукой, а вести довольно широкую деятельность в инновационной сфере. Сформулирую так: сущность "РИТЭКа" - сплав инновационной деятельности и конкретная экономика нефтедобывающего производства.

Относительно отличительных особенностей самих технологий скажу следующее, что по сравнению с технологиями, которые применяют другие нефтедобывающие компании в сфере трудноизвлекаемых запасов, некоторые разработки "РИТЭКа" в 1,5-2 раза эффективнее!

Актуальность наших технологий востребована и за рубежом. Когда года три тому назад мы представляли свои разработки в странах Персидского залива, то опыт ОАО "РИТЭК" получил высокую оценку арабских нефтяных компаний. Крупнейшая нефтедобывающая компания Султаната Оман Petroleum Development Oman подтвердила эффективность наших технологий и выделила участок на одном из своих месторождений для масштабного применения технологий "РИТЭКа".

Чем выше уровень бизнеса, чем он более эффективен и экономически привлекателен, тем больше в нем и политики, и конфронтации. Порой и не определишь, где заканчивается политика и начинается бизнес. Часто ли возникают на этой почве вопросы и все ли они решаемы?
Вопрос интересный и слишком емкий. Проблем, конечно, хватает. Конфронтацией я бы это не назвал, скорее - ощущается наличие жесткой конкуренции. И далеко не все порой идет так гладко, как нам хочется. Иногда несовершенство законодательства определенные проблемы создает. Но, как правило, любая проблема имеет решение, если все стороны в этом заинтересованы. Так или иначе, мы находим взаимопонимание и с политиками, и с коллегами по нефтяному бизнесу.

"РИТЭК" строит свой бизнес с учетом интересов регионов, в которых ведет свою деятельность. Это определяет формирование хороших деловых отношений как с руководителями местных администраций, так и на федеральном уровне. Например, за более чем 12-летний период работы в регионах мы постоянно чувствуем внимание к нашей деятельности со стороны руководителей и Республики Татарстан, и Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Это внимание определяется в первую очередь на основе понимания руководителями самой сути проблемы - проблемы сложной нефти в регионах и ее добычи.

Лично я на своем опыте пережил два крупных падения добычи нефти. Первое - в Татарстане, где я работал руководителем начиная с 1980-х по 1990-е годы. Там добыча со 103 млн. т упала до 25 млн. т. Это же пике! И в Западной Сибири пришлось пережить падение с 400 с лишним до 200 млн. т. Конечно, я цифры несколько округляю. Так что наиболее продвинутые политики и руководители прекрасно понимают, что сегодня необходимо искать компромиссы, а не заниматься выяснением отношений.

При нынешней ситуации на нефтяном рынке конфронтация вряд ли пойдет кому-либо на пользу. Сегодня решать серьезные вопросы можно лишь путем объединения усилий, поиском компромиссов или с помощью каких-нибудь новых решений. Обратите внимание, что все чаще известные на весь мир корпорации, при всех их порой кардинально-противоположных принципах и даже неприязни друг к другу, все же идут на объединения.

В настоящее время "РИТЭК" активно готовится к реализации новых крупных проектов в сфере трудноизвлекаемых запасов. Проекты весьма серьезные, и нам придется привлекать дополнительные силы, дополнительные предприятия. В числе важных партнеров "РИТЭКа" мы видим компанию "Татнефть", а также "Роснефть" и другие.

Почему именно "Татнефть" ?
Во-первых, свою деятельность "РИТЭК" начинал в сотрудничестве с "Татнефтью". И сотрудничество это продолжается уже более 10 лет. Во-вторых, опыт отработки ряда инновационных технологий "РИТЭКа" и их внедрения в Татарстане. Например, когда нам пришлось решать вопросы развития нефтедобычи Западной Сибири, опыт "Татнефти" оказался как нельзя кстати. И за эту помощь мы очень благодарны татарским нефтяникам. Кстати, именно в Татарстане была реализована генеральная схема комплексного освоения Ромашкинского и других месторождений, и это имело бесценное значение для всей страны. А сегодня мы привносим в наш бизнес в Татарии новые наработки, доказавшие свою эффективность на наших объектах в Сибири.

Имеются ли в России еще предприятия, занимающиеся подобным направлением деятельности?
Разумеется, есть. Преимущественно это предприятия малого и среднего бизнеса. Прогресс и дефицит какого-либо продукта формируют СВОИ потребности и СВОЙ рынок, создавая тем самым почву для развития и реализации новых сфер деятельности и новых услуг. Так что жизнь диктует свои правила.

И сколько в нашей стране подобных предприятий, специализирующихся в сфере труднодобываемых запасов?
Думаю, не менее сотни. Но одна из ключевых проблем в данном секторе рынка связана с тем, что нынешнее развитие малого нефтяного бизнеса у нас в стране идет не благодаря, а вопреки сложившимся условиям. И еще, на мой взгляд, проблема в деятельности всех этих компаний - это их разрозненность. Не хватает серьезного организатора, который бы объединил весь тот интеллектуальный, практический и технологический потенциал, которым на данный момент обладают все эти предприятия. Ведь малый бизнес в нефтяной отрасли очень перспективен. Скажу более - он неизбежен…

А как Правительство пытается решать проблему, имеется ли какая-нибудь программа, нацеленная на то, чтобы выправить положение в данной отрасли?
Да, есть такая толстенная энергетическая программа. Только вот нужна не только энергетическая программа, но и промышленная политика в отрасли - реальная политика с учетом всех обстоятельств. Сделать шаблонный том или несколько томов - это дело нехитрое. А вот учесть реальные обстоятельства и разработать механизм развития - это гораздо сложнее.

Наивно полагать, что достаточно создать альтернативный вид топлива - и топливно-энергетическая проблема будет решена. Неизвестно, сколько еще пройдет лет, прежде чем авто-, авиа-, машиностроение и прочие отрасли смогут перейти на иные виды топлива, не говоря уже про то, СКОЛЬКО… будет стоить этот переходный процесс. А вот технологии по добыче трудноизвлекаемых запасов нефти есть, и время их применения уже наступило! Вот такая вырисовывается сегодня картина.

Комментарии

Можно долго еще рассказывать о достижениях, заслугах, профессиональном опыте и технологиях "РИТЭКа", однако в данном случае, пожалуй, все можно сказать одной фразой Эзопа: "Если что-либо можно доказать делом, то на это незачем тратить слова…".

Добыча черного золота становится все более капиталоемким и высокотехнологичным процессом, и спорить с этим фактом не приходится. Но запасы нефти в России есть! Да, они зачастую трудноизвлекаемые; но ведь существуют и технологии, позволяющие их добывать, более того, технологии, уже апробированные и на практике доказавшие свою эффективность. Мало того, есть предприятия, не просто желающие, но и способные эти запасы из недр извлекать, беря на себя при этом все необходимые риски. Невольно возникает вопрос, почему бы нашему государству не провести эксперимент?

Почему бы не аккумулировать наработанный потенциал предприятий малого и среднего бизнеса в сфере технологий увеличения нефтеотдачи? И почему бы, к примеру, не создать отдельную структуру или не назначить какое-либо предприятие из данного сектора рынка уполномоченной структурой государства по решению проблемы, являющейся в первую очередь проблемой государства, а не только отдельной отрасли, и не поручить данному предприятию организацию всего процесса, связанного с добычей трудноизвлекаемых запасов?

И возможно, тогда надвигающийся нефтяной кризис обернется не катастрофой, а новым этапом развития для отрасли и прогрессивным подъемом экономики России в целом.

Опубликовано на Порталусе 21 октября 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама