PORTALUS.RU → ЭКОНОМИКА РОССИИ → Сотрудничество жильцов и сотрудников организаций коммунального обслуживания по реформированию ЖКХ → Версия для печати
Александр Карнышев, Анна Дмитриева, Сотрудничество жильцов и сотрудников организаций коммунального обслуживания по реформированию ЖКХ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 19 октября 2006. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/ruseconomics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1161205380&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 19.04.2024.
публикация №1161205380, версия для печати
Сотрудничество жильцов и сотрудников организаций коммунального обслуживания по реформированию ЖКХ
Дата публикации: 19 октября 2006 |
В 2004-2005 гг. в Ангарске и Иркутске были проведены исследования, позволившие сделать вывод, что уровень готовности к эффективной совместной деятельности по реформированию ЖКХ заметно выше и у жильцов, и у сотрудников организаций коммунального обслуживания, перешедших на новые формы реализации услуг. Хотя деятельность "частников" не исключила многих традиционных проблем и недостатков в сфере ЖКХ, она все же сумела сгладить, уменьшить наиболее характерные из них, что привело, с одной стороны, к более выраженной удовлетворенности и населения, и сотрудников компаний результатами обслуживания, с другой - к увеличению уровня доверия между ними. Результаты исследований показывают рост уровня удовлетворенности обслуживанием в Ангарске (с 40 до 66%), а также снижение количества мнений ангарчан о недостатках в обслуживании жильцов по линии организаций ЖКХ, что вызвано, скорее всего, повышением качества услуг коммерческого предприятия ООО "Агата". В Иркутске удовлетворенность жильцов в два с лишним раза ниже, положительной динамики по сравнению с 2004 г. не наблюдается, мнение о проявлении недостатков со стороны служб ЖКХ выше. Исследование показало, что наряду с традиционными изъянами (претензии к качеству работ и услуг, недостаточная квалифицированность работников ЖКХ, состояние сантехнического оборудования и т.п.) жителей обоих городов волнуют проблемы отсутствия гарантий при оказании услуг, наличие невыполняемых обещаний, "нервотрепка" в результате ожидания и общения с мастерами. При этом претенциозность жильцов повышается в связи с ростом их материальной обеспеченности. В Иркутске проявление претензий выступает заметнее как из-за традиционности деятельности организаций ЖКХ, так и в связи со специфичностью запросов жителей областного центра. Основной рекомендацией для специалистов конкретных организаций ЖКХ и управляющих этой деятельностью можно считать следующие направления и формы социально-психологического плана: - необходимо продолжить проработку конкретных критериев оценки качества выполняемых услуг с учетом мнений населения. Важно разрабатывать систему гарантий по оказываемым услугам, перспективам выплаты неустоек за несвоевременное и некачественное обслуживание населения. Каждый человек должен чувствовать себя застрахованным от недобросовестных профессионалов и некачественной продукции. Менеджеров важно приучить, что умение обеспечить гарантии и неустойки - это один из важнейших показателей эффективности их работы. Целесообразно создать систему стимулирования менеджеров в сфере ЖКХ, добивающихся хороших показателей в данном направлении; - важно развивать формы по широкому и индивидуальному разъяснению населению реальной стоимости оказываемых услуг, характеру расходов (в том числе налогов), которые приходится выплачивать предприятиям сферы ЖКХ. Обоснованным было бы периодичное (раз в полгода, в квартал или другой временной отрезок) индивидуальное информирование жильцов об основных показателях финансовой деятельности организаций и целесообразности траты их средств (по формам, установленным в организации); - при работе с кадрами важно более серьезно ориентировать сотрудников на то, что в условиях рыночных реформ все чаще проявляется востребованность принципа "клиент всегда прав", и его реализация является одним из существенных показателей уровня профессиональной компетентности. В этих целях можно считать эффективным разработку в организациях ЖКХ рекомендаций по дифференцированному подходу к клиентам из разных социальных групп, учитывая повышенный уровень запросов и привередливости некоторых из них. Важно обеспечивать и соответствующее обучение сотрудников организаций ЖКХ; - необходимо разнообразить и расширять формы показа населению фактов добросовестной и эффективной деятельности работников ЖКХ ("страна должна знать своих героев") как с использованием собственных средств организаций (выпуск "Вестников" и буклетов, стенды "почета" и т.п.), так и через СМИ; - через разного рода корректные и тактичные формы необходимо доводить до жителей домов информацию о тех их недостатках и особенностях, которые нередко выступают в качестве поводов и причин конфликтов между "обслуживающим" и "обслуживаемым", мешают их успешному взаимодействию. Александр Карнышев, заведующий кафедрой социальной психологии БГУЭП Анна Дмитриева, генеральный директор отраслевой аудиторской фирмы ООО "Облжилкомаудит" Комментарий -------------------------------------------------------------------------------- В 2004 г. Государственной Думой РФ был принят пакет из 25 основополагающих законов, обеспечивающих реформирование ЖКХ и создание рынка доступного жилья. Двумя основными документами, определившими основное направление развития ЖКХ, которые непосредственно влияют на жизнь каждого россиянина, стали Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". К 2008 г. планируется завершить формирование нормативной базы и создать финансовые инструменты, необходимые для ее реализации. К 2010 г. заработают необходимые экономические механизмы. В рамках проводимой административной реформы на местные органы власти будет возложено решение проблем, многими из которых сегодня занимаются прежде всего на федеральном и региональном уровне. Росстрой работает над созданием системы, которая позволит субъектам Федерации и муниципалитетам, используя разработанные методики, успешно управлять процессом формирования тарифов в пределах их компетенции. Только за счет более эффективного ведения хозяйства можно сократить издержки почти на 30%, а высвободившиеся средства направить на модернизацию. Муниципалитетам и субъектам Федерации предстоит учиться самостоятельно принимать оптимальные решения в каждой конкретной ситуации. В настоящее время Росстроем прорабатываются предложения по большей сбалансированности тарифов на электроэнергию и на услуги ЖКК. Гибкая тарифная политика позволит избежать резких, скачкообразных изменений тарифов и не приведет к снижению собираемости коммунальных платежей. Недальновидная тарифная политика ведет к износу основных фондов, влияет на себестоимость производства, тем самым вызывая удорожание стоимости услуг. Закон об основах тарифной политики внес ясность в вопрос о механизме формирования тарифов для развития инфраструктуры и платы за подключение. Тарифы должны покрывать затраты на производство услуг. Однако действующие тарифы не компенсируют экономические затраты на их производство, составляя в среднем по России порядка 80% от экономически обоснованных. Задача субъектов РФ и органов местного самоуправления - выйти на полное покрытие обоснованных расходов на предоставление услуг. По мере снижения уровня инфляции будут увеличиваться сроки действия установленных тарифов. Одной из актуальных задач, требующих решения, является привлечение бизнеса в сектор коммунальных услуг. Недавно принятый закон о концессиях расширяет возможности крупного и малого бизнеса, решившим осваивать этот сегмент. Федеральное агентство уже приступило к разработке типового концессионного договора. Социальная поддержка населения - важный аспект реформирования системы ЖКХ. Адресная помощь через социальные счета граждан призвана решить проблему оплаты жилищно-коммунальных услуг малообеспеченными слоями населения. Опубликовано 19 октября 2006 года Картинка к публикации:Полная версия публикации №1161205380 → © Portalus.ru Главная → ЭКОНОМИКА РОССИИ → Сотрудничество жильцов и сотрудников организаций коммунального обслуживания по реформированию ЖКХ При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна! |
|