Полная версия публикации №1161327891

PORTALUS.RU ЭКОНОМИКА РОССИИ КСО: мифы и реальность - О внедрении корпоративной социальной ответственности в деятельность больших компаний → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Мария Кутузова, КСО: мифы и реальность - О внедрении корпоративной социальной ответственности в деятельность больших компаний [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 20 октября 2006. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/ruseconomics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1161327891&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 29.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Мария Кутузова, КСО: мифы и реальность - О внедрении корпоративной социальной ответственности в деятельность больших компаний // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 20 октября 2006. URL: https://portalus.ru/modules/ruseconomics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1161327891&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Мария Кутузова, КСО: мифы и реальность - О внедрении корпоративной социальной ответственности в деятельность больших компаний / Журнал «Экономика России: ХХI век» № 20.



публикация №1161327891, версия для печати

КСО: мифы и реальность - О внедрении корпоративной социальной ответственности в деятельность больших компаний


Дата публикации: 20 октября 2006
Автор: Мария Кутузова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ
Источник: (c) Журнал «Экономика России: ХХI век» № 20
Номер публикации: №1161327891 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Во всем мире сегодня все больше компаний уделяют серьезное внимание вопросам корпоративной социальной ответственности (КСО) и внедряют принципы КСО в свою деятельность. Повышение значимости КСО определяется пятью основными мировыми тенденциями.

Во-первых, наконец, стал общепризнанным факт, что природные ресурсы нашей планеты ограничены, а население растет. Человечество слишком быстро использует невосполнимые ресурсы, с каждым годом создавая все больше проблем для будущих поколений. Но, даже признавая актуальность этих вопросов, наука и бизнес пока прилагают недостаточно усилий для их решения. Так, например, вопрос ограниченности запасов нефти и необходимости использования альтернативных источников энергии стоит на повестке уже более 30 лет, однако потребление нефти продолжает расти, а запасы сокращаются. Итогом может стать сокращение добычи уже через два-три года, что повлечет за собой серьезные экономические последствия в мировом масштабе.

Загрязнение окружающей среды и глобальное потепление ставит под угрозу жизнь людей сегодня и существование бизнеса завтра. Ухудшение качества почвы, воздуха и воды является результатом деятельности компаний. В сложившейся ситуации им необходимо правильно определить приоритетные направления своей социальной и экологической деятельности, поскольку эффективность бизнеса напрямую зависит от здоровья сотрудников, репутация компании и ее успешность в долгосрочной перспективе - от здоровья местного населения и состояния окружающей среды, а выживание человечества - от здоровья планеты в целом.

Многие государства принимают законы, регулирующие использование ресурсов и производство вредных выбросов. Крупнейшие транснациональные корпорации (такие как General Motors, Shell или British Petroleum) добровольно внедряют в свою деятельность социальную и экологическую отчетность. Для международного бизнеса решающую роль приобретает этический контроль за природоохранной и социальной деятельностью со стороны стейкхолдеров (т. е. всех лиц, так или иначе связанных с деятельностью предприятия) из других регионов.

Четвертая тенденция, повышающая значимость КСО - глобализация информации. О событиях, происходящих на другой половине земного шара, мы узнаем всего через несколько минут благодаря новейшим информационным технологиям, сети Internet и СМИ. Можно с уверенностью сказать, что сегодня все тайное становится явным. Например, более десяти лет назад фирма Nike с целью повышения эффективности деятельности приняла решение перенести часть своего бизнеса в развивающиеся страны, где уровень зарплаты значительно ниже, и оттуда поставлять готовые кроссовки в США и Европу. Предпринятые меры действительно улучшили финансовые результаты компании, однако американская общественность негативно отреагировала на сокращение рабочих мест на предприятиях компании в США и отсутствие сведений об условиях работы в Африке и Индии. Несколько позже в СМИ получила распространение информация о том, что в этих странах Nike использует детский труд. В результате пострадала репутация компании, и руководству пришлось привлекать дополнительные ресурсы для ликвидации ошибок. Сегодня уже существует множество примеров того, как недальновидность в социальной или экологической политике наносит урон финансовой стабильности и рыночной стоимости компаний.

Пятая тенденция, усиливающая внимание к вопросам корпоративной ответственности, - глобализация рынков капитала. Улучшается информированность инвесторов и финансовых институтов, и они отдают предпочтение более устойчивому бизнесу с точки зрения финансовых, социальных и экологических показателей. Предприятию с хорошей репутацией легче привлечь финансирование, оно меньше платит процентов по кредитам и займам, иными словами, хорошая репутация увеличивает капитализацию компании и обеспечивает доступ к более дешевому капиталу. В США действует целый ряд инвестиционных фондов, которые активно ищут так называемые "зеленые предприятия", имеющие хорошую репутацию с точки зрения заботы о социальной сфере и об экологии. Так, в фонде Calvert Online признают, что "сегодняшние экологические и социальные вопросы могут стать проблемами завтра. Поэтому инвестиции в компании, готовые сегодня заняться проблемами завтрашнего дня, - это не просто "хорошее дело", это обосновано с точки зрения бизнеса".

КСО в России

В России рядом компаний концепция корпоративной социальной ответственности воспринята в полном объеме. В качестве примера можно привести высказывание заместителя генерального директора по персоналу и социальной политике ГМК "Норильский Никель": "Социально-эффективная компания - это компания, стратегия развития которой согласована с интересами ее работников, территорией хозяйствования и общества в целом". Его дополняет ряд других высказываний лидеров российского бизнеса. Андрей Федоров, заместитель генерального директора ОАО "РУСАЛ", считает, что "социальная ответственность бизнеса - создание нового поколения россиян через финансирование образовательных программ". Аркадий Вольский, президент РСПП, настаивает "на усилиях, связанных с самосовершенствованием российского бизнеса". Надежда Сурмич, заместитель генерального директора ООО "ЛУКОЙЛ-Пермьнефтепродукт" отмечает: "Мы понимаем важность социальных проектов и расцениваем их как инвестиции в нематериальные активы".

Однако часто можно встретить и неполное или искаженное понимание концепции КСО. Так, например, некоторые считают, что КСО сводится к уплате налогов в полном объеме и соблюдении законов, другие полагают, что КСО - это благотворительная деятельность или новая форма PR, а социальный отчет - еще один вид рекламы, используемый преуспевающими предприятиями, которые при этом ничего не меняют в своей деятельности. Третьи уверены, что КСО - форма бюрократического давления, затратная статья, не способствующая финансовой эффективности и отвлекающая ресурсы от решения более важных бизнес-задач. Есть и такие, кто думает, будто КСО не имеет отношения к средним и малым предприятиям, а также, что это - изобретение консультантов, стремящихся продать новые услуги. И, наконец, кто-то убежден, что КСО - это вообще что-то несерьезное и недостойное внимания топ-менеджеров.

Суть и форма

Каждое предприятие должно понимать, как его бизнес влияет на сотрудников, на потребителей продукции и поставщиков, на местное население, муниципальное, региональное и федеральное правительство, а также на источники финансирования (акционеров, кредиторов, банки) и другие связанные с его деятельностью стороны. У предприятия должна быть налажена обратная связь со стейкхолдерами: предприятие должно прислушиваться к их предложениям и взвешивать, каким образом оно может улучшить свою работу. Этот принцип является базовым для увеличения стоимости бизнеса, улучшения репутации, упрочения долгосрочных перспектив развития.

Итак, руководству предприятия необходимо сосредоточиться не только на экономическом, но и на экологическом и социальном развитии своей компании. Экологическая и социальная деятельность должна стать частью общей стратегии, а при ее разработке должны учитываться интересы всех заинтересованных сторон. Важным моментом является также система мониторинга, которая позволяет стейкхолдерам определить, есть ли реальные улучшения в деятельности предприятия. Корпоративная социальная ответственность и отчетность - это прозрачность предприятий, которая находится в тесной связи с качественным корпоративным управлением.

Сегодня репутация играет очень важную роль при рыночной оценке предприятия - устойчивая репутация способствует повышению акционерной стоимости и росту популярности бренда.

В России компании пока больше уделяют внимание внедрению социальной ответственности и социальной отчетности, а экологическая ответственность и отчетность - менее популярны. Некоторые компании полагают, что самое лучшее - оборудовать собственную поликлинику или оплатить отдых для детей сотрудников. Однако наибольший эффект от внедрения принципов КСО достигается, когда предприятие занимается экологической и социальной деятельностью, непосредственно связанной со своим основным бизнесом.

В качестве примера можно привести канадский банк Royal Bank of Canada. Он бесплатно проводит курсы обучения для руководителей малых предприятий, включающие основы компьютерной грамотности, бизнес-планирования, налогового законодательства, банковской деятельности, подготовки документации, в частности, для получения банковского займа. Проводя такую работу, непосредственно связанную с основной деятельностью, банк помогает развиваться местному сообществу и одновременно обучает своих будущих потребителей, что, несомненно, повышает его репутацию.

Преимущества и проблемы

Внедрение принципов КСО подразумевает разработку и внедрение разумной стратегии управления предприятием, мониторинг его деятельности, составление корпоративной социальной отчетности. Непосредственную выгоду удастся получить далеко не сразу; для достижения качественного результата необходимо не менее пяти лет.

Внедрение корпоративной социальной ответственности сопряжено с определенными сложностями. Оно требует от менеджмента компании много времени и сил и часто вынуждает топ-менеджеров отвлекаться от решения текущих, нередко срочных вопросов. Быстрого и очевидного результата от внедрения КСО не бывает, и требуется приложить значительные усилия, чтобы сосредоточиться на долгосрочной перспективе, когда вокруг тебя горячие "живые" проблемы.

Необходимо отметить и то, что качество социального отчета напрямую зависит от качества проделанной работы. Невозможно просто сделать отчет с видами завода и красивыми словами о социальной ответственности, если на самом деле не соблюдаются природоохранные нормы и нормы охраны труда. Подобный отчет только подорвет репутацию руководства. Поэтому, если компания начинает процесс внедрения принципов КСО, то ей надо быть готовой раскрывать информацию о том, как она работает.

Если у компании хорошая репутация, внедрение КСО помогает сохранить клиентскую базу, поскольку потребителям сегодня есть, из чего выбирать. Так, например, в Тольятти представитель General Motors сообщил, что GM будет работать с поставщиками из России, при условии, что их система управления качеством соответствует стандарту ISO 9000. Этот пример ярко демонстрирует наличие прямой связи между хорошей репутацией и возможностью наладить взаимовыгодное сотрудничество, что особенно важно для выхода российских предприятий на международный рынок.

Преимуществами КСО являются повышение производительности труда, улучшение качества продукции. Особо следует отметить решение кадровых вопросов. Социально ответственная компания располагает более широкими возможностями, чтобы привлечь и удержать в компании талантливых и энергичных специалистов, а люди хотят работать на предприятии с хорошей репутацией. Среди преимуществ, обеспечивающих коммерческие выгоды, - доверие инвесторов и, соответственно, улучшение доступа к капиталу и получение долгосрочных инвестиций. Крупные инвесторы хотят иметь дело только с абсолютно прозрачными и понятными компаниями, чтобы минимизировать предпринимательские риски.

На сегодняшний день рыночная стоимость многих российских компаний в несколько раз ниже, чем у аналогичных предприятий в мире, только потому, что их руководство пока не осознало, насколько важна корпоративная социальная отчетность с точки зрения повышения стоимости бизнеса. Кроме того, снижение рисков автоматически снижает затраты на привлечение капитала. Уменьшить риски помогает также активный диалог со всеми заинтересованными сторонами (например, с сотрудниками и поставщиками), позволяющий своевременно выявить различные проблемы. Внедрив принципы КСО, компания всегда будет в курсе требований рынка и сможет оперативно на них реагировать, улучшая свою продукцию и услуги. А эффективное использование ресурсов также позволит снизить затраты и повысить прибыль.

Опубликовано 20 октября 2006 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1161327891

© Portalus.ru

Главная ЭКОНОМИКА РОССИИ КСО: мифы и реальность - О внедрении корпоративной социальной ответственности в деятельность больших компаний

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU