Рейтинг
Порталус

Итоги российских реформ 1990-х: взгляд социолога На фото: Итоги российских реформ 1990-х: взгляд социолога, автор: maskaev

Публикация №1096039382 24 сентября 2004

Реальные экономические и социальные изменения в России за последние два с половиной года не были прямым результатом деятельности ни "правительства реформ" Гайдара, ни сменившего его "правительства практиков" Черномырдина. Это косвенный результат очередной неудачной попытки заставить страну жить по теоретической схеме. Реформаторы-идеалисты, движимые сугубо марксистской идеей доминирования экономических законов над социально-политической и административной реальностями, создали условия для того, чтобы освободить социальные группы, сформированные реальным социализмом, от пут каких-либо законов. Теперь в борьбе отраслевых и региональных групп с федеральной властью и между собой возникают новые правила, которые лет через десять, наверное, новое поколение университетских экономистов будет изучать, называя российскими модификациями общеэкономических законов.

Полная версия публикации

Возможны ли в России свободные экономические зоны? На фото: Возможны ли в России свободные экономические зоны?, автор: maskaev

Публикация №1096039360 24 сентября 2004

Очевидно, что создание и обеспечение деятельности свободных экономических зон (СЭЗ) означает необходимость решения правовых, юридико-организационных проблем. Имеющийся у автора личный опыт выдвижения концепции правового обеспечения программы создания на территории России конкретной CЭЗ показывает, что существует по меньшей мере несколько групп системно увязанных вопросов, решение которых становится условием успешного функционирования СЭЗ.

Полная версия публикации

Состояние сферы НИОКР в России На фото: Состояние сферы НИОКР в России, автор: maskaev

Публикация №1096039339 24 сентября 2004

Факт глубокого структурного и общесистемного кризиса российской науки уже давно признан всеми специалистами. Вместе с тем, было бы неправомерно считать этот кризис исключительно следствием радикальных экономических преобразований 90-х годов. Оценивая политику государства в сфере исследований и разработок, необходимо учитывать особенности национального научно-иннова­ци­онного комплекса, унаследованного Россией от СССР, и весь комплекс проблем, сформировавшийся к моменту начала рыночных реформ.

Полная версия публикации

Экономические проблемы российской оборонной промышленности На фото: Экономические проблемы российской оборонной промышленности, автор: maskaev

Публикация №1096039297 24 сентября 2004

Военно-промышленный комплекс (ВПК) России создавался в рамках бывшего СССР на протяжении многих десятилетий. Его развитие являлось краеугольным камнем экономической политики партийного и государственного руководства СССР на протяжении всей его истории. ВПК, как составной части экономики страны, всегда отдавался приоритет в выделении финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсов. Военно-промышленный комплекс СССР обеспечивал не только собственные оборонные нужды, но и страны Варшавского договора, Северную Корею, Вьетнам, Кубу, а также многие развивающиеся страны, исходя из политических соображений. Поэтому поставка вооружения и военной техники (ВиВТ) в эти страны осуществлялась зачастую по заниженным ценам, в долг, а в ряде случаев и на безвозмездной основе.

Полная версия публикации

Финансово-промышленные группы России На фото: Финансово-промышленные группы России, автор: maskaev

Публикация №1096039264 24 сентября 2004

В период существования командно-административной системы хозяйственные связи между экономическими агентами обеспечивались как деятельностью планирующих органов, так и неформальными связями между предприятиями. Однако сами неформальные связи существовали именно в контексте централизованной структуры управления промышленностью. Уже первые годы перестройки обнаружили отсутствие альтернативной системы организации контрактов между промышленными предприятиями. С 1987 г. основной причиной неблагополучного состояния предприятий становится такой фактор, как разрыв традиционных хозяйственных связей. Его влияние еще больше возросло в ходе приватизации, объектом которой было предприятие как таковое, вне структуры его поставок и сбыта. Известно, что такая политика приватизации существенно стимулировала конкуренцию, предотвратив возникновение на базе министерств и объединений СССР системы сверхкрупных промышленных монополий1. Однако одновременно ослабли и вертикальные связи в российской промышленности.

Полная версия публикации

Финансы Российских предприятий На фото: Финансы Российских предприятий, автор: maskaev

Публикация №1096039236 24 сентября 2004

Действия российских предприятий промышленности и других отраслей в условиях нарастающего финансового кризиса соответствовали той вполне рациональной модели поведения, которая сложилась в 90-е годы. Как было показано в предыдущем “Обзоре экономической политики”, эта модель в значительной мере отражает принципиальную незавершенность реформ в области отношений собственности[1]. В этой связи важно разделить интересы всех участников процесса принятия финансовых решений.

Полная версия публикации

Небанковские финансовые институты России На фото: Небанковские финансовые институты России, автор: maskaev

Публикация №1096039205 24 сентября 2004

Финансовый кризис особенно остро поставил вопрос о создании в стране адекватной институциональной системы, способной обеспечить мобилизацию сбережений и направить их на инвестиционные цели. События 1998 г. показали ограниченные возможности и крайне опасные последствия финансирования экономики за счет внутренних и внешних заимствований. Экономический рост в России, учитывая низкую собираемость налогов и непрекращающееся “бегст­во” капитала, невозможен без существенного повышения нормы сбережений. Заметную роль в этом процессе призваны сыграть страховая система и коллективные инвесторы в лице паевых инвестиционных фондов.

Полная версия публикации

Банковское регулирование в России На фото: Банковское регулирование в России, автор: maskaev

Публикация №1096039180 24 сентября 2004

Основные усилия Центрального банка в течение последних лет фокусировались на решении ряда важных задач, включая снижение уровня инфляции, поддержание курса рубля, совершенствование регулирования банковской системы. Главная роль в деятельности ЦБ отводилась денежно-кредитной политике. Вместе с тем ЦБ заметно продвинулся и в сфере банковского регулирования. Меры, предпринятые ЦБ, включали в себя укрепление системы банковского надзора и политики лицензирования банков, введение нового плана счетов на основе международных стандартов, совершенствование системы экономических нормативов, позволявших оценивать финансовое положение банков. Путем последовательного снижения процентных ставок в 1997 г. ЦБ пытался стимулировать расширение деятельности банков в реальном секторе.

Полная версия публикации

Банковская система России На фото: Банковская система России, автор: maskaev

Публикация №1096039141 24 сентября 2004

Глобализация мировой экономики и финансовых рынков привели к существенным сдвигам в условиях развития банковской системы. Во-первых, стремительно возросли частота и размах изменений экономической среды в мире и в отдельных странах, заметно сократилась степень ее предсказуемости. В значительной мере это связано с расширением в разных странах операций с многообразным спектром универсальных финансовых инструментов. Во-вторых, в 80–90-е годы участились банковские кризисы, охватившие все группы стран, но особенно остро проявляющиеся в странах с развивающимися рынками. Эти кризисы вызываются сочетанием различных факторов, включая экономические, институциональные, политические, психологические. Россия не стала в данном случае исключением.

Полная версия публикации

Экономика образования в России На фото: Экономика образования в России, автор: maskaev

Публикация №1096039085 24 сентября 2004

В 90-е годы экономическое положение системы образования было, как это ни странно, относительно благополучным. Хотя реальные бюджетные расходы на образование и сокращались, но медленнее, чем по другим видам непроцентных расходов; в результате доля расходов на образование в консолидированном бюджете увеличилась с 11,9% в 1994 г. до 13,4% в 1997 г. и даже в 1998 г. составила около 13% общей суммы расходов. Сохранялся высокий спрос на образовательные услуги, который был сформирован еще при советской власти. После некоторого спада в первой половине 90-х, начиная с 1995 г. спрос на образование (прежде всего профессиональное) стал резко возрастать, что выражается в быстром увеличении всех количественных показателей, характеризующих состояние этой сферы, – в частности, численности учебных заведений, учащихся и преподавателей. В результате довольно значительно возросли расходы населения на образование (опять-таки в первую очередь профессиональное), что во многом, если не полностью, компенсировало сокращение бюджетного финансирования этой сферы.

Полная версия публикации

Следующая


1 2 3

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама