Главная → ЭКОНОМИКА РОССИИ → Уильям Викри, Джеймс Тобин, Франко Модильяни, Роберт Солоу и др. "Земельная рента как источник госдоходов"
Дата публикации: 27 октября 2005
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - КРИТИКА РЕФОРМ →
Номер публикации: №1130410032
Среди выдающихся ученых, подписавших открытое письмо М.Горбачеву в 1991 г., было три лауреата Нобелевской премии в области экономики: Франко Модильяни, Джеймс Тобин и Роберт Солоу. В 1996 г. список нобелевских лауреатов пополнился еще одним именем из числа подписавших это письмо - Уильямом Викри. В своем письме ученые призывают Президента сохранить общественную собственность на землю и формировать государственные доходы за счет взимания ренты за пользование землей и природными ресурсами. *01
Уважаемый господин Президент!
Переход Советского Союза к рыночной экономике значительно улучшит благосостояние его граждан. Ваши экономисты усвоили многое из опыта стран, где рыночная экономика развита в той или иной степени. Ваши планы относительно свободно конвертируемой валюты, свободной торговли и приватизации предприятий, прибыльность или убыточность которых будет зависеть от решений, принимаемых самими предприятиями, достойны всяческого одобрения. Но существует опасность, что Ваша страна заимствует у нас такие черты экономики, которые мешают западным странам процветать в той мере, в какой они могли бы. В частности, есть опасение, что вы можете последовать по нашему пути, позволив частному сектору присваивать большую часть земельной ренты.
Важно, чтобы земельная рента была сохранена как источник государственного дохода. Правительства развитых стран с рыночной экономикой собирают часть земельной ренты в виде налогов, но это далеко не рента в полном объеме. Вследствие этого они излишне и чрезмерно пользуются такими налогами, как подоходный налог, налог на продажи, налог на капитал, препятствуя тем самым развитию экономики.
Взимание обществом ренты за землю и природные ресурсы преследует три цели. Во-первых, это гарантирует, что никто не лишает своих сограждан собственности за счет приобретения в свое распоряжение непропорционально большой доли природных богатств, принадлежащих всему человечеству. Во-вторых, это обеспечивает получение государством дохода, который правительство может использовать для финансирования социальных программ, не снижая стимулы к накоплению капитала и к труду, не мешая эффективному распределению ресурсов. В-третьих, собирая рентный доход, государство имеет возможность устанавливать такие цены на коммунальные услуги и системы общественного пользования, которые будут способствовать их эффективному использованию.
Рентная стоимость земли образуется за счет трех источников: первый - природная продуктивность земли в сочетании с фактором ее ограниченного количества; второй - развитие общества; третий - создание социальной инфраструктуры. Все граждане имеют равные права на ту часть стоимости земли, которая связана с ее природными свойствами. Составляющая стоимости земли, обусловленная развитием общества и его инфраструктуры, является наиболее разумным источником для финансирования развития этой инфраструктуры. За счет общества сооружаются дороги, развивается общественный транспорт, появляются парки и строятся инженерные сети, что ведет к росту стоимости территорий. Поэтому общество должно стремиться получить как можно большую часть земельной ренты в качестве дохода, распределяя одну часть собранного рентного дохода между всеми гражданами поровну, а вторую часть, связанную с развитием социальной инфраструктуры общества, направлять на финансирование потребностей общества, создавшего ее. Если правительство собирает прирост стоимости земли, являющийся следствием развития общественной сферы услуг, то оно может предлагать эти услуги по ценам предельной социальной стоимости, способствуя тем самым их эффективному использованию и дальнейшему повышению рентной стоимости земли, на которой расположены объекты инфраструктуры. При этом государственные организации, являющиеся землепользователями, должны платить такую же рентную плату, как и другие землепользователи, в противном случае общественный сектор не будет иметь должного финансирования, а государственные организации - стимула или ориентира для более рационального использования земли.
Некоторые экономисты считают, что для получения государством земельной ренты достаточно просто продать землю с аукциона. По целому ряду причин это далеко не лучшая идея. Во-первых, при большом количестве земли, которая должна быть передана в частные руки, любая попытка сделать это в короткий промежуток времени приведет к чрезмерному снижению цен на землю. Во-вторых, лица, способные использовать землю оптимальным способом, не всегда будут иметь средства для ее покупки. Ежегодное же взимание земельной ренты позволит людям с ограниченными средствами получить землю даже не покупая ее. В-третьих, перепродажа земельных участков вызовет рост спекуляции землей. Получение больших незаработанных доходов создаст напряжение и недовольство в обществе. В-четвертых, забота о политических дивидендах приведет к снижению предложения земли. Проводя разумную политику сегодня, государство сохранит земельную ренту для будущих поколений. В-пятых, стремление инвесторов избегать риска и общая нестабильность также могут снизить предложение земли. Степень риска уменьшится, если позаботиться о том, чтобы величина рентных платежей не диктовалась складывающимися обстоятельствами. И наконец, по справедливости будущая земельная рента должна принадлежать грядущим поколениям, а не современному.
Ежегодное взимание ренты с землепользователей позволяет населению иметь право на ее использование в каждом текущем году. Хотя выручка от продажи земли может быть использована в виде капиталовложений в интересах будущих поколений, отказ от сбора будущей ренты сегодня гарантирует сохранение наследия для потомков и предохраняет его от возможных политических эксцессов.
В случае, если будет принято решение о формировании государственного бюджета преимущественно за счет ренты, потребуется рассмотрение комплекса вопросов, касающихся сроков аренды земельных участков, создания системы прав на землю, оценки земли, социальной защиты от злоупотреблений, отказа от пользования истощенным запущенным участком, возможного перераспределения земли между регионами с целью выравнивания показателей по природным ресурсам в расчете на душу населения. Все эти вопросы должны быть отрегулированы в законодательном порядке, ни один из них не является неразрешимым.
Общество должно приложить максимальные усилия к тому, чтобы земельная рента, являющаяся плодом коллективного труда, использовалась в интересах всех его граждан. В то же время дополнительная стоимость, созданная на земле в результате труда и вложений частных лиц, должна принадлежать им.
В целях обеспечения эффективности и справедливости все землепользователи должны ежегодно платить земельную ренту местным властям в размере, соответствующем текущей рентной стоимости используемой ими земли. Периодичность пересмотра ставок рентных платежей должно определять государство, нельзя передавать это право землепользователям.
С уважением
Николаус Тидеман
профессор экономики, Политехнический институт и Государственный университета Вирджинии
Уильям Викри
Президент на 1992 год Американской экономической ассоциации
Мейсон Гэффни
профессор экономики, Калифорнийский университет, Риверсайд
Лоуэлл Харрис
заслуженный профессор экономики, Колумбийский университет
Жак Тиссе
профессор экономики, Научно-исследовательский центр по эконометрике, Католический университет, Луивэна, Бельгия
Шарль Гоэц
профессор права, факультет права университета Вирджинии
Джин Вундерлих
старший экономист, Экономическая исследовательская служба Департамента сельского хозяйства США
Даниэль Р. Фусфельд
заслуженный профессор экономики, Мичиганский университет
Элизабет Клейтон
профессор экономики, Университет Миссури, Сейнт-Луис
Роберт Дорфман
заслуженный профессор политэкономии, Гарвардский университет
Карл Кейзен
профессор экономики, Массачусетский технологический институт
Тибор Щитовский
заслуженный профессор экономики, Стэнфордский университет
Ричард Гуд
Вашингтон, округ Колумбия
Сьюзен Роуз-Экерман
профессор права и политэкономии, Иельский университет
Джеймс Тобин
заслуженный профессор экономики, Иельский университет
Ричард Масгрейв
заслуженный профессор политэкономии, Гарвардский университет
Франко Модильяни
заслуженный профессор экономики, Массачусетский технологический институт
Уоррен Дж.Сэмюэлс
профессор экономики, Мичиганский государственный университет
Гай Оркатт
заслуженный профессор экономики, Иельский университет
Юджин Смоленский
декан факультета политологии, Калифорнийский университет, Беркли
Тед Гвортни
оценщик земли и недвижимости, Анахейм, Калифорния
Оливер Олдман
профессор права, Гарвардский университет
Зви Грилич
профессор экономики, Гарвардский университет
Уильям Бомол
профессор экономики, Принстонский университет
Густав Ранис
профессор международной экономики, Иельский университет
Джон Хелливелл
профессор экономики, Университет Британской Колумбии, Канада
Джулио Понтекорво
профессор экономики и банковского дела, аспирантская школа бизнеса, Колумбийский университет
Роберт Солоу
профессор экономики, Массачусетский технологический институт
Альфред Кан
Итака, Нью-Йорк
Харви Левин
профессор экономики, Хофстрский университет
1991 г.
*01 Ф.Харрисон, Г.Титова, Т.Роскошная - - "Мертвый" груз экономики. - СПб, 1999 - p .62
Опубликовано на Порталусе 27 октября 2005 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK