Рейтинг
Порталус

Аграрное будущее России

Дата публикации: 09 октября 2006
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ →
Источник: (c) Журнал «Экономика России: ХХI век» № 21, 2006
Номер публикации: №1160380680


В апреле 2006 года в Государственном Кремлевском Дворце состоялся Всероссийский форум "Проблемы долговременного развития экономики России. Аграрное будущее России", проведенный по инициативе Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, МСЭ, ВЭО России.

Сельское хозяйство сегодня:
В сельской местности проживают 38,8 млн. человек, или 27% жителей России. Постоянно занято в сельскохозяйственном производстве около 8 млн. человек. Доля валовой продукции сельского хозяйства в ВВП страны в 2005 г. составила 5,02%.

В отрасли 27 тыс. сельхозпредприятий, 16 млн. личных подсобных хозяйств и 261 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Сельскохозяйственную продукцию перерабатывают 4 700 крупных и средних предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

В рыбохозяйственном комплексе России насчитывается 5,5 тыс. организаций, из них около 80% заняты добычей и обработкой водных биологических ресурсов. На начало 2006 г. численность промысловых судов составляла 2,84 тыс. ед. В 2005 г. организациями рыбохозяйственного комплекса было выловлено 3,18 млн. т рыбы и морепродуктов, что выше улова 2004 г. на 9,1%.

Аграрный сектор играет ключевую роль в жизнеобеспечении населения страны. Доля продовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота в 2005 г. составила 46%, или 3,193 трлн. руб. в абсолютном выражении.

В системе АПК более 75 лет функционирует Российская академия сельскохозяйственных наук, научный потенциал которой составляют 207 научных учреждений. Общая численность ученых - 30,3 тыс. человек, в том числе более 1,4 тыс. докторов и 5 тыс. кандидатов наук. В системе высшего сельскохозяйственного образования функционируют 59 вузов.

Сельское хозяйство является крупным потребителем продукции и услуг других отраслей экономики. На него сориентированы сельскохозяйственное машиностроение, химическая, легкая и текстильная промышленность, а также предприятия транспорта, строительства и торговли.

Ежегодно отрасль предъявляет спрос на 18,5% дизельного топлива (5 млн. т), поставляемого на внутренний рынок, закупает 1,5 млн. т бензина.

Данные объемы используются в сельском хозяйстве парком тракторов общей численностью 572,5 тыс. ед., зерно- и кормоуборочными комбайнами в количестве 197 тыс. ед. (табл. 1).

Ежегодно отрасль потребляет порядка 1,5 млн. т минеральных удобрений в действующем веществе. Каждый работник сельскохозяйственного производства обеспечивает за его пределами занятость еще пяти человек.

Россия интегрирована в мировой рынок сельхозпродукции и занимает второе место в мире по производству картофеля, третье - молока, пятое - зерна и зернобобовых культур, шестое - скота и птицы, седьмое - животного масла, восьмое - по улову рыбы и морепродуктов, десятое - по производству растительного масла.

Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2005 г. (табл. 2) составил 4,536 млрд. долл., основные статьи экспорта - зерновые культуры (12,2 млн. т), рыба свежемороженая (1,094 млн. т), водка (669,9 тыс. декалитров в пересчете на 100% спирт).

Начиная с 1999 г., валовой объем производства в сельском хозяйстве стабильно увеличивался. В целом за эти годы рост сельскохозяйственного производства составил 25,3%. Остановлен затяжной кризис 90-х годов, когда объем валовой продукции сельского хозяйства упал почти вдвое (табл. 3).

Стабилизировалась ситуация в зерновом комплексе страны. Урожаи последних лет позволяют полностью удовлетворять внутренние потребности в продовольственном зерне, обеспечивать потребности животноводства в комбикормах и сохранять объемы экспорта зерна.

Положительная динамика сохранилась и в 2005 г. - 2% роста. Валовой сбор зерна составил 78,2 млн. т, экспортный потенциал зерна - около 12 млн. т. Собраны самые высокие урожаи сахарной свеклы и подсолнечника.

Значительный рост объемов производства уже несколько лет подряд демонстрирует птицеводство - за пять лет среднегодовые объемы производства мяса птицы в убойном весе выросли на 42% (рис. 1).

Ретроспектива развития отрасли
Если взять данные о динамике валовой продукции сельского хозяйства России за 100 лет, то станет видно, что общий объем производства сельскохозяйственной продукции за это время увеличился всего на 35,6%.

Промышленность за этот период продемонстрировала почти 20-кратный рост, строительство - 30-кратный, а национальное богатство страны - 8-кратный.

Наиболее низкие и даже регрессивные показатели в развитии сельского хозяйства России в минувшем веке наблюдались не столько из-за природных бедствий (засухи, заморозки и т.п.), сколько из-за войн, социальных катаклизмов и неумелых реформ.

Поэтому неудивительно, что резкое падение сельскохозяйственного производства фиксировалось в 1917-1920, 1930-1932, 1939-1945, 1951-1963 гг.

В то же время в периоды политической стабильности и грамотной государственной аграрной политики отрасль демонстрировала значительные темпы экономического роста: 1921-1922 гг. - более 30%; 1966 г. - 27,3%; 1973 г. - 24%; в 1978 г. - 16,2% (в этот год производство зерна достигло абсолютного максимума -136 млн. т).

Период с 1986 по 1990 гг. можно смело назвать российской "зеленой революцией". В эти годы быстрыми темпами шло освоение интенсивных технологий возделывания земли, наметилось технологическое выздоровление в зерновом хозяйстве. Как результат - прорыв в урожайности: в 1990 г. в среднем по стране были собраны рекордные 19 ц/га зерна.

Исторический максимум поголовья крупного рогатого скота (КРС) пришелся на 1987 г. В это время поголовье КРС достигло 60,5 млн. голов, свиней - 22 млн. В 1989-1990 гг. было произведено 10,9 млн. т мяса, 55,7 млн. т молока (Россия занимала по данному показателю первое место в мире).

Можно выделить наиболее удачные элементы государственной аграрной политики. В 1883 г. значимым стало создание Крестьянского земельного банка, явившегося институтом государственной политики перехода земли от разоряющихся помещиков в руки крестьян. Ссуды желающим предоставлялись на 24,5 и 34,5 лет. Заемщик платил в год 8,5% и 7,5% соответственно (сюда входили и сама сумма кредита, и годовые проценты за его использование).

Мощный импульс развитию российской деревни дала крестьянская кооперация. Начавшись со ссудосберегательного товарищества, созданного братьями Лучиниными в 1865 г. в Костромской губернии, к 1917 г. кредитная кооперация насчитывала более 10,5 млн. членов. В 1916 г. в России работали 47 тыс. различных кооперативов (кредитных, потребительских, ремонтных, страховых, перерабатывающих и т. д.).

В качестве примера успешной работы кооперативов можно привести Союз сибирских маслодельных артелей, созданный в 1907 г. Начиная с оборота в 2,4 млн. руб. (1908 г.), он увеличил его к 1918 г. до 201,5 млн. руб. Россия получала золота от экспорта сибирского масла в 2 раза больше, чем приносила вся сибирская золотодобывающая промышленность.

Внедрению новшеств в сельскохозяйственное производство значительно содействовала общественная агрономия, получившая развитие в 1907-1916 гг. XX века. Практически в каждом уезде крестьянской России действовали уездный и участковые консультанты, обучавшие крестьян новшествам.

Повсеместно стал внедряться 4-8-польный севооборот (вместо трехполки). За последние пять лет в 2,5 раза увеличилось применение минеральных удобрений. Объем производства сельскохозяйственной продукции увеличился с 6 до 9 млн. руб. Вывоз хлеба за 10 лет возрос вдвое. Урожайность повысилась на 14%. Россия в 1913 г. производила зерна на 28% больше, чем Америка, Канада и Аргентина, вместе взятые.

Исторический опыт свидетельствует, что в ХХ веке развитие сельскохозяйственного производства было неоднородным. Но примечателен тот факт, что в мирное время и в условиях политической стабильности в стране сельское хозяйство практически всегда демонстрировало положительную динамику.

Это говорит о том, что при последовательной государственной политике отрасль способна всего за несколько лет значительно увеличить производство необходимых продуктов питания и выступить локомотивом развития всей экономики. Ключевыми факторами успеха в данном вопросе являются профессиональный подход к государственному регулированию, понимание специфики и текущих условий функционирования отрасли, "расшивка узких мест" для обеспечения наилучшего использования природно-климатического и человеческого потенциала.

Россия обладает всеми необходимыми ресурсами для увеличения урожайности и производительности труда, которые могут вернуть ей лидирующие позиции в мировом сельскохозяйственном производстве.

Ресурсный потенциал отрасли
По прогнозам ученых, рост численности населения в мире, а следовательно, и спроса на продовольствие, в предстоящие годы продолжится. К 2015 г. в мире будет жить порядка 7,1 млрд. человек (на 15% больше, чем в настоящее время). При этом основной прирост населения предполагается в близко расположенных к России азиатских странах.

Кроме того, в мире объективно существуют ограничения прироста площадей продуктивных земель.

Во многих странах происходит потеря почвенного плодородия вследствие ветровой и водной эрозии, уплотнения земли из-за интенсивной механической обработки, заболачивания и засоления земель, что уже привело к выбытию из состава обрабатываемых земель 430 млн. га, а ежегодно из оборота выбывает около 10 млн. га.

По прогнозам, к 2050 г. процессы эрозии приведут к уменьшению почвенных ресурсов более чем на 30%.

Россия, обладая 9% общемировых пахотных земель, в этой ситуации может стать потенциальным поставщиком продовольственных ресурсов на мировой рынок.

Дополнительный потенциал российского сельского хозяйства может быть достигнут благодаря снижению затрат энергии и труда при производстве сельхозпродукции, которые сегодня в России в несколько раз выше, чем в развитых странах.

Так, в США каждый из 2,4 млн. работников, занятых прямыми сельхозработами, в год дает продукции почти на 70 тыс. долл., в России - на 4 тыс. В зерновой отрасли один работающий на машинном агрегате производит продукции на 50 тыс. долл., или 460 т, в России - на 6,5 тыс. долл., или 75 т.

Повышение эффективности и производительности может быть достигнуто путем увеличения урожайности, которая сейчас у нас составляет 18,5 ц/га, а в развитых странах - 50-60 ц/га. В животноводстве - схожая ситуация: средний надой на одну корову в России - 3300 кг, а в странах ЕС - 8000 кг.

По ресурсосберегающим технологиям в России обрабатывается 2% пашни, в то время как в Канаде - более 90%.

Еще одним перспективным направлением интенсификации сельского хозяйства является использование биологического потенциала генно-модифицированнных растений и результатов научных достижений в области генной инженерии.

Важным фактором, способствующим увеличению потенциала сельского хозяйства, в перспективе станет мировая тенденция использования возобновляемых источников энергии. По мнению экспертов, в 2015-2025 гг. возобновляемые источники энергии, в том числе из сельскохозяйственного сырья (биотопливо - биоэтанол, метиловый эфир из рапса, биогаз), будут покрывать по меньшей мере 10% потребности в ней.

Для России это, прежде всего, возможность реализовать свой земельный потенциал и увеличить объемы производства биотоплива u1080 из сельскохозяйственного сырья, прежде всего из рапса, сои, подсолнечника и сахарной свеклы.

Сегодня посевные площади под этими культурами составляют 7,1% пашни, в то время как в Германии только под рапс в севообороте используется 24%, в Польше - 16% пахотных угодий.

В России производство рапса составило в 2005 г. 303 тыс. т, в то время как в странах ЕС ежегодно перерабатывается более 15 млн. т. Более того, в ЕС принята директива, которая предусматривает увеличение доли биотоплива в потреблении топлива транспортом до 5,75% к 2010 г.

В Бразилии в биоэнергетике достигнуты значительные успехи - из сахарного тростника производится более 16,5 млн. т этанола.

Перечисленные факты свидетельствуют об имеющемся у российского сельского хозяйства потенциале. Но, к сожалению, его реализация на практике сталкивается с рядом ограничивающих факторов.

Факторы, ограничивающие развитие
АПК на современном этапе
Надо признать, что агроклиматические условия нашей страны не являются оптимальными. Из десяти лет два года оказываются засушливыми, и мы собираем на 25-30% меньше зерна, чем в более или менее урожайные годы. Кроме того, в течение уже многих лет рост сельскохозяйственного производства сдерживается влиянием ряда экономических факторов.

В отрасли происходит усиление неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями, что продолжается уже более 15 лет. Идет непрерывный опережающий рост цен на энергоносители и другие ресурсы, потребляемые сельскохозяйственными товаропроизводителями. Так, цены на промышленную продукцию с 1990 г. без учета деноминации выросли в 45 040 раз, в то время как на сельскохозяйственную продукцию - в 10 849 раз (налицо более чем четырехкратное отставание). Эти тенденции сохраняются и в последние годы (рис. 2).

Экономическая ситуация на селе остается сложной. Более трети сельскохозяйственных организаций являются убыточными.

Идет процесс контрастного разделения: сильные хозяйства становятся все сильнее, а слабые - все беднее и беднее.

Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства составляет 3 576 руб., или 43% от общероссийского уровня, за чертой бедности находится более 40% сельского населения. Уровень занятости сельского населения в трудоспособном возрасте составляет всего 65,5%.

Снижается уровень технической оснащенности сельского хозяйства. Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составляет всего 4% от общего объема инвестиций в экономику, что в 4,5 раза меньше, чем в 1991 г. Как следствие - износ основных фондов в АПК достиг 80%.

Низким остается уровень применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений: в США 100 кг/га, у нас - 24,7 кг/га.

В качестве наиболее проблемной отрасли сельского хозяйства необходимо назвать животноводство. Не преодолен, к сожалению, процесс сокращения поголовья крупного рогатого скота, в том числе молочных коров. В 2005 г. поголовье КРС уменьшилось на 6,1%. Реализация на убой скота снизилась на 1,7%, производство молока сократилось почти на 3%.

Растут импортные закупки продовольствия. В 2005 г. в Россию импортировано продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на сумму 17,4 млрд. долл., что на 25% больше, чем в предыдущем году (рис. 3).

В настоящее время доля импортных продуктов в общем объеме формирования ресурсов продовольствия на внутреннем рынке страны составляет около 33%, т.е. ровно треть.

Все это говорит о необходимости системного государственного подхода к формированию государственной агропродовольственной политики.

Меры, осуществляемые
Министерством сельского
хозяйства Российской федерации
по устойчивому развитию отрасли
В настоящее время Минсельхозом России намечен и осуществляется целый ряд крупномасштабных мер. Основная их цель - создание условий для эффективного развития всех форм сельскохозяйственных предприятий, условий равной конкуренции, стимулирующих инициативу, производительный труд, высокую рентабельность и устойчивый рост сельского хозяйства.

1. В 2000 г. создан Россельхозбанк, в 2006 г. его уставный капитал достигнет 19 млрд. руб., филиальная сеть по размерам уступает только Сбербанку и охватывает 67 субъектов Федерации.

2. В 2002 г. принят Закон о финансовом оздоровлении сельскохозяйственных предприятий. Более 12,3 тыс., или 45% сельхозорганизаций, стали участниками программы финансового оздоровления. В результате списания штрафов и пеней просроченная кредиторская задолженность сельхозорганизаций за минувший год сократилась на 19,6% и продолжает снижаться.

3. Для поддержания цен на сельскохозяйственную продукцию с 2002 г. проводятся интервенции на рынке зерна. В 2005 г. было закуплено 1,7 млн. т на сумму 5 млрд. руб.

4. Совершенствуется таможенно-тарифная политика по защите внутреннего рынка - мы пролонгировали режим квотирования импорта мяса до 2009 г.

5. На протяжении последних лет положительно зарекомендовало себя субсидирование процентных ставок по кредитам. В 2006 г. произошло увеличение в 2 раза расходов на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях (до 13,6 млрд. руб.).

6. С 2005 г. происходит перевод сельскохозяйственных предприятий на уплату единого сельскохозяйственного налога по ставке 6%, заменившего уплату четырех налогов. В 2006 г. продлено действие переходного периода с нулевой ставкой до 2009 г.

7. Проблему технической оснащенности села Минсельхоз решает за счет расширения масштаба лизинга через государственную компанию "Росагролизинг". Уставный капитал ОАО "Росагролизинг" на 2005 г. составил 19,3 млрд. руб., во II квартале 2006 г. он будет увеличен еще на 8 млрд. руб. и составит 27,3 млрд. руб. Через данную систему поставляется до 40% новой техники, приобретаемой сельхозтоваропроизводителями.

8. Разработана и одобрена Правительством Российской Федерации "Стратегия развития агропромышленного комплекса и рыболовства, определившая основные направления развития до 2015 г.

9. Доработаны и приняты к реализации в 2006 г. две федеральные целевые программы: "Социальное развитие села до 2010 года" и "Сохранение и восстановление плодородия почв, земель сельхозназначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы". На реализацию мероприятий данных программ в 2006 г. предусматривается 4,47 и 3,6 млрд. руб. соответственно.

10. Планируется разработка и принятие 10 ведомственных целевых программ по актуальным вопросам развития АПК.

11. Для стимулирования процессов модернизации ОПФ отрасли Министерство инициировало обнуление пошлин на ввозимое технологическое оборудование, не имеющее аналогов в России.

12. Осуществляется переход на новые стандарты в техническом регулировании отрасли за счет разработки 11 технических регламентов.

13. Правительство Российской Федерации утвердило концепцию Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", предусматривающую принципы агропродовольственной политики, в том числе равнодоступность мер государственной поддержки для всех категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей и гарантированность исполнения обязательств государства, а также основные экономические инструменты реализации этих мер. Законом предусматривается разработка трехлетней Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственного рынка с ежегодным национальным докладом о ходе ее реализации.

14. В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации Министерством сельского хозяйства России был разработан приоритетный национальный проект "Развитие АПК", поддержанный Правительством Российской Федерации и Федеральным Собранием. Проектом предусматривается увеличение к 2008 г. производства молока на 4,5%, мяса - на 7%. Основными направлениями в сфере агропромышленного производства определены:

а) Ускоренное развитие животноводства (14,63 млрд. руб.).

В первую очередь, речь идет о расширении доступности кредитных ресурсов на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм). С этой целью государство взяло на себя субсидирование 2/3 ставки рефинансирования Банка России по кредитам коммерческих банков на срок до восьми лет.

В 2006-2007 гг. на эти цели из федерального бюджета будет выделено 6,63 млрд. руб. (в 2006 г. - 3,45 млрд, в 2007 г. - 3,18 млрд.). Это позволит привлечь на техническое перевооружение животноводства около 80 млрд. руб. коммерческих кредитов.

Предусматривается также закупить и передать в лизинг сельскохозяйственным товаропроизводителям до 100 тыс. голов высокопродуктивного племенного скота на общую сумму 6 млрд. руб., а также животноводческую технику и оборудование на общую сумму 2 млрд. руб. для создания и модернизации 130 тыс. ското-мест.

С этой целью планируется увеличение уставного капитала ОАО "Росагролизинг" за два года на 8 млрд. руб. (по 4 млрд. ежегодно).

В 2006 г. компания осуществила ряд мер, которые существенно снизили стоимость лизинга для сельхозпроизводителей. Уровень дохода от инвестированных в уставный капитал средств снижен с 4% до 2%. Ставка за использование средств уставного капитала по поставкам племенной продукции установлена в размере 0% годовых, что удешевляет лизинг в среднем на 20%.

Приоритет при закупке скота мы отдаем племенным хозяйствам страны. В 2006 г. они реализуют 35 тыс. голов крупного рогатого скота, в 2007 г. - 40 тыс. При этом расширится география поставок племенного скота.

Племенные животные будут приобретаться только чистопородные и с генетическим потенциалом по молочной продуктивности не ниже 7-8 тыс. кг.

б) Стимулирование развития малых форм хозяйствования (15,97 млрд. руб.).

Это позволит увеличить объем продукции, реализуемой хозяйствами населения и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, на 6%.

Одним из основных мероприятий здесь является расширение доступности кредитных ресурсов для личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств и создаваемых ими сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Впервые предполагается осуществить 100%-ное субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам - 95% ставки субсидируется из федерального бюджета и 5% - из бюджета субъекта Федерации, в котором расположено хозяйство. На эти цели выделе- но 6,57 млрд. руб., что позволит привлечь до 20 млрд. руб. коммерческих кредитов.

Реализация второго мероприятия будет направлена на стимулирование создания заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, развитие кредитной кооперации, а также производств по переработке сельскохозяйственной продукции, производимой ЛПХ и КФХ.

Проводником данной политики выступает ОАО "Россельхозбанк", уставный капитал которого будет увеличен на 9,4 млрд. руб. за два года.

Реализация мероприятия обеспечит создание 2 550 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, позволит вовлечь в систему земельной ипотеки 5 тыс. хозяйств.

в) Обеспечение жильем молодых специалистов на селе, решение кадровой задачи (4 млрд. руб.).

Ежегодно на реализацию проекта по данному направлению из средств федерального бюджета будет выделяться по 2 млрд. руб., что составляет 30% от стоимости жилья. Остальную нагрузку возьмут на себя региональный (40%) и муниципальный (30%) бюджеты.

Это позволит ввести 1,4 млн. кв. м жилья и улучшить жилищные условия около 32 тыс. молодых специалистов и их семей, что будет способствовать закреплению кадров на селе.

Общий объем финансирования национального проекта "Развитие АПК" определен в сумме около 35 млрд. руб. в 2006-2007 гг.

В настоящий момент реализация проекта уже начинает приносить первые результаты.

В Минсельхозе завершила работу экспертная группа по рассмотрению проектов, представленных субъектами Российской Федерации, по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов (ферм) в рамках приоритетного национального проекта "Развитие АПК".

Из представленных 3 737 объектов рассмотрены и одобрены экспертной группой 392 (10% общего числа на сумму субсидий 3,45 млрд. руб.), в том числе: 316 - по КРС, 76-по свиноводству.

В настоящее время Министерством заключены соглашения со всеми субъектами Российской Федерации по участию в приоритетном национальном проекте.

Практически завершена подготовка нормативной базы. В соответствии с сетевым графиком осуществления Проекта приняты девять постановлений Правительства Российской Федерации, регламентирующих порядок предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки в сфере агропромышленного производства. Проект постановления по предоставлению жилья молодым специалистам внесен в Правительство Российской Федерации.

В регионах активно идет процесс заключения кредитных договоров для строительства и модернизации животноводческих ферм и комплексов. Уже создано 496 кооперативов, в том числе 207 кредитных. Выдано более 7 тыс. кредитов на сумму свыше 4 млрд. руб.

Заключение
За истекшие 100 лет сельское хозяйство нашей страны прошло весьма сложный, противоречивый и, возможно, самый драматический отрезок за всю историю своего развития. Перспективность его развития в будущем не вызывает сомнения - исторический опыт свидетельствует, что при продуманной государственной политике можно добиться значительных результатов.

Именно поэтому, сохраняя курс на вступление в ВТО, Россия будет отстаивать свое право использовать весь комплекс инструментов регулирования внешней экономической деятельности, применяемый в мировой практике внешней торговли, а также обеспечит необходимый уровень защиты отечественного агропродовольственного рынка.

Материал предоставлен Вольным экономическим обществом России.

Опубликовано на Порталусе 09 октября 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама