Рейтинг
Порталус

Бюджет-2006: Расходную часть направить на инвестиции целевых экономических программ, строительство дорог и жилья, повышение безопасности, развитие медицины и образования

Дата публикации: 18 октября 2006
Автор(ы): Василий Тресков
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - ИНВЕСТИЦИИ →
Источник: (c) Журнал «Экономика России: ХХI век» № 20
Номер публикации: №1161119940


Василий Тресков, (c)

Расходную часть бюджета целесообразно направить на инвестиции целевых экономических программ, строительство дорог и жилья, повышение безопасности, развитие медицины и образования.

В этом году работа над проектом закона о бюджете в комитете началась задолго до его появления в стенах Думы. Депутаты комитета активно работали над параметрами финансового документа в рамках нулевого чтения в составе Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам и трехсторонней рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений.

В первом чтении, как известно, Дума принимает основные параметры бюджета - доходы, расходы, дефицит, профицит, а также основные данные прогноза, на основании которых рассчитывались бюджет, объем ВВП, среднегодовые темпы инфляции, ожидаемая мировая цена на нефть, курс доллара. Все это было согласовано с Правительством в ходе совместной доработки проекта. Особо хочу отметить слаженность, конструктивность и взаимопонимание двух ветвей власти в работе над главным финансовым законом страны. И это взаимопонимание закономерно, ведь все мы стремимся к одной цели - повысить жизненный уровень населения.

Руководству фракции "Единая Россия" уже на начальной стадии обсуждения бюджета удалось добиться от Правительства значительных увеличений доходной и расходной части бюджета. Если изначально Правительство предлагало доходную часть бюджета объемом в 4 трлн. 429 млрд. руб., а расходную - в 3 трлн. 929 млрд. руб., то сейчас доходы бюджета на 2006 г. должны составить 5 трлн. 46 млрд. руб., расходы - около 4,3 трлн. руб., что почти на 25% больше, чем в предыдущем году. Профицит достигнет 776,1 млрд. руб. вместо запланированных ранее 500,2 млрд. руб.

Расскажите, как бюджет будет решать вопросы повышения качества жизни наших граждан?

Как образно сказал Борис Грызлов, одним из основных направлений федерального бюджета на следующий год станут "инвестиции в человека". Был решен вопрос создания инвестиционного фонда и увеличения инвестиционных расходов через адресные и целевые программы (около 600 млрд. руб.).

Правильность выбранной нами позиции была еще раз подтверждена в программном Обращении Президента страны Владимира Путина в Кремле 5 сентября 2005 г. Его инициатива по повышению социальных расходов "на инвестирование человека" за счет выделяемых из бюджета дополнительно 115 млрд. руб. не меняет основных параметров бюджета.

В ходе предварительных консультаций с Правительством были изысканы деньги на программы из Социального послания Президента за счет перераспределения расходов и их оптимизации. Депутатам, в частности, удалось до официального внесения проекта в Госдуму убедить Правительство ориентироваться на цену не в 35 а в 40 долл. за баррель нефти на мировом рынке. Этот ориентир значительно увеличил доходную, а следовательно, и расходную части бюджета.

Режим нулевого чтения позволил увеличить расходную часть бюджета более чем на 340 млрд. руб. Не исключено, что денег на реализацию президентских социальных программ может потребоваться больше, если не в 2006 г., то в 2007 г. Поскольку в будущем году проекты будут только запущены, а потом пойдет работа по их реализации, и если экономика переварит инвестиции в эти социальные программы, то на следующий год выделяемые на них средства могут быть увеличены на 50%.

Кроме того, увеличения потребуют расходы не только социальные, но и на обеспечение обороноспособности страны. Не сомневаюсь, ко второму и третьему нам удастся улучшить структуру бюджета с точки зрения реализации национальных проектов по четырем приоритетным направлениям: образование, здравоохранение, строительство жилья и реформа сельского хозяйства. Бюджет будет дорабатываться так, чтобы граждане страны реально почувствовали улучшение своего благосостояния.

На чем основана Ваша уверенность в правильности параметров бюджета и убежденность в эффективности самого документа?

Бюджет на 2006 г. будет самым богатым в новейшей истории Российского государства. По сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета в 2005 г. прогнозируемые на 2006 г. доходы увеличатся на 75,4 млрд. руб., а расходы - на 873,8 млрд. руб., профицит сократится на 700 млрд. руб. Такая динамика доходов федерального бюджета объясняется прежде всего сокращением налоговой нагрузки, прогнозом снижения мировых цен на нефтяном рынке, замедлением роста добычи и экспорта нефти и укреплением эффективного курса рубля, продолжением реализации мер в области налогового администрирования.

Важным материальным ресурсом станет и то, что специальным законом, принятым в ходе рассмотрения бюджета, цена отсечения для формирования стабилизационного фонда повышается с 20 до 27 долл. за баррель, что позволит увеличить прирост доходов федерального бюджета в объеме 324,1 млрд. руб. Это дает возможность обеспечить прирост расходов за счет включения в бюджет дополнительных нефтяных поступлений.

Впервые в составе расходов федерального бюджета образован Инвестиционный фонд, средства которого будут направлены на реализацию совместно с частными инвесторами особо значимых инвестиционных и инновационных проектов. По сравнению с предыдущими годами государство пытается принять активные меры не только структурного, но и инвестиционного характера, то есть выступает как инвестор с тем, чтобы ускорить в стране экономический рост.

По сравнению с 2005 г. доля расходов в ВВП прогнозируется на 2006 г. на 0,8 процентного пункта выше и составит 17,5%. При этом сокращается доля процентных расходов, а непроцентных - значительно увеличивается. В целом значительное увеличение расходов на 2006 год направлено на реализацию стратегических целей государственной политики. И прежде всего на повышение качества и уровня жизни населения.

Для реализации задачи повышения доходов бюджетникам в реальном выражении за три года не менее чем в полтора раза уже в 2006 г. предлагается:
- направить 146 млрд. руб. на выплату пенсий, пособий и компенсаций военнослужащим и пожизненное содержание судей и прокуроров;
- повысить среднюю заработную плату в бюджетной сфере;
- провести индексацию оплаты труда за счет средств федерального бюджета в 2006 г. На эти цели в федеральном бюджете предусмотрены средства порядка 260 млрд. руб.

Доля доходов федерального бюджета в ВВП, по прогнозу на 2006 г., снизится по сравнению с ожидаемым на 2005 г. почти на 3% и составит 20,7%, что обусловлено уменьшением доли в ВВП как налоговых доходов, так и неналоговых. Основу доходов федерального бюджета на 2006 г. по-прежнему составляют налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль организаций, акцизы, доходы от внешнеэкономической деятельности.

На 2006 г. прогнозируются значительные поступления доходов от внешнеэкономической деятельности в сумме 1662,9 млрд. рублей. Однако, прогноз добычи нефти на 2006 г. и уровень ставок таможенных пошлин по отдельным позициям ввозимых товаров, используемый Правительством в расчетах доходов от внешнеэкономической деятельности, может стать в 2006 г. значительным резервом получения дополнительных доходов федерального бюджета и увеличения отчислений в Стабилизационный фонд.

Какие вопросы и проблемы возникали при обсуждении документа? Что вызывает беспокойство?

Естественно, вопросов по проекту бюджета возникло немало. Без этого не обходится ни одно обсуждение законопроекта о бюджете. На этот раз беспокойство депутатов вызывает прежде всего увеличение профицита федерального бюджета в 2006 г. почти в 3 раза по сравнению с утвержденным на 2005 г., который по окончании года в сумме не менее 776 млрд. руб. будет зачислен в Стабилизационный фонд. Нерешаемой пока остается задача, поставленная Президентом РФ, - удвоить объем ВВП и снизить уровень инфляции до 3% к 2010 г.

Следующий вопрос - о точности прогноза показателей бюджета. На 2006 г. они были рассчитаны с учетом серьезной корректировки базовых показателей федерального бюджета на 2005 г., вызванной неточностью прогнозов. На неточность прогноза основных показателей неоднократно обращали внимание депутаты Госдумы как при принятии бюджета на 2005 г., так и при его уточнении в июне этого года. В результате ожидаемый объем ВВП на 2005 г. увеличен на 2 триллиона 280 млрд. руб.

Годовая прогнозная оценка уровня потребительских цен на 2005 г. увеличена с 7,5-8,5% до 10-11%. На общий уровень инфляции в 2005 г. серьезное влияние продолжает оказывать дальнейший рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и потребительских цен на отдельные группы продовольствия, а также цен на автомобильный бензин.

Прогнозируемое замедление темпов роста экономики и потенциально высокий уровень инфляции в 2006 г. отражают смену факторов экономического роста. Сложившаяся за последние годы модель развития российской экономики, несмотря на чрезвычайно высокий уровень мировых цен на энергоресурсы, исчерпала имеющиеся возможности как по обеспечению экономического подъема, так и по сдерживанию инфляции. Важнейшими причинами складывающейся ситуации являются также снижение темпа роста объема экспорта нефти, расширение импорта и рост уровня потребительских цен.

Прогноз основных макроэкономических показателей на 2006 г. рассчитан исходя из снижения мировых цен на нефть марки Urals до 40 долл. за баррель. Напомню, что, по оценке на 2005 г., уровень цен прогнозировался в размере 48 долл. за баррель. Далее, ведущим фактором экономического роста в 2006 г. становится расширение внутреннего спроса. Однако Правительство РФ прогнозирует рост внутреннего спроса на 2006 г. на уровне 2005 г. - 108,6%, а это ниже уровня 2004 г. на 1,3%.

По нашей оценке, несмотря на достаточно высокую точность прогнозов основных параметров на 2006 г., вероятность превышения прогнозного уровня инфляции в 2006 г. остается достаточно высокой. Обеспечение выполнения целевого ориентира по инфляции, безусловно, требует серьезной согласованной политики в бюджетной, денежно-кредитной, тарифной и структурной сферах.

Ахиллесовой пятой всех предыдущих бюджетов была статья "Межбюджетные отношения". Возможно ли снизить до минимума остроту этого вопроса, прежде всего в сфере решения социальных задач в регионах?

Межбюджетные трансферты значительно увеличены. Их объем в следующем году составит 426 млрд. руб. По сравнению с 2005 г. объем трансфертов увеличится на 38%, или на 118 млрд. руб. Через специальные фонды будут распределяться 80% трансфертов. И это тоже не окончательные цифры.

Многие статьи, которые не финансировались в прошлом году, будут профинансированы в 2006 г. В частности, выделено более 15 млрд. руб. на развитие сельскохозяйственного производства, почти три млрд. руб. пойдет на компенсации части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур.

Появились и совершенно новые статьи расходов. К примеру, на мероприятия по организации оздоровительной кампании детей и подростков. На это выделено более 1 млрд. руб. На меры социальной поддержки граждан, на автострахование для инвалидов. Предусмотрены даже пособия гражданам, которые пострадали от "поствакцинальных осложнений". Проиндексированы выплаты донорам, проживающим в регионах.

Вопросы местных бюджетов по-прежнему в центре внимания депутатов. Будут учтены все многочисленные поправки, замечания с мест, которые будем претворять в жизнь во втором и третьем чтении. Чтобы лучше узнать и понять потребности регионов, наш комитет в течение этого времени, перед вторым чтением, проведет ряд выездных заседаний в Магадане, Владивостоке, в ряде центральных регионов.

Как бы Вы охарактеризовали нынешний бюджет?

Если давать в общих словах характеристику обсуждаемого документа, то хочу особо подчеркнуть его особенности и достоинства по сравнению с предыдущими бюджетами. Впервые проект федерального бюджета планируется рассматривать в рамках трехлетнего бюджетного планирования на 2006-2008 гг. Основные параметры социально-экономического развития страны на три ближайших года являются первым реальным шагом к повышению качества и точности показателей бюджета, эффективности управления государственными финансами. Со времен распада Советского Союза многолетние планы Правительством РФ не принимались. Сегодня к этой практике вернулись. Правда, не к советской пятилетке, а к давно апробированной в странах ЕС, США и Японии бюджетной трехлетке.

На мой взгляд, позитивным моментом является то, что разработка основных параметров социально-экономического развития на три года по существу дает возможность решить во взаимной увязке проблемы сдерживания уровня инфляции, обеспечения источников экономического роста, проведение социальных реформ, что позволит обеспечить повышение реального уровня жизни населения. А также спланировать условия стабильной работы как для бизнеса, так и для органов государственного управления.

Если прошлогодний бюджет был бюджетом надежной конструкции и социальной направленности, то нынешний, обладая этими же качествами, имеет ряд новых преимуществ. В частности, его можно назвать еще и бюджетом развития и инвестиционной политики. Это означает, что его главная цель - решать социальные проблемы за счет экономического роста, а не только посредством торговли энергоресурсами.

Опубликовано на Порталусе 18 октября 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама