Главная → ЭКОНОМИКА РОССИИ → Проблемы наличия трудовых ресурсов в России
Дата публикации: 19 октября 2006
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - ТРУД И БЕЗРАБОТИЦА →
Источник: (c) Журнал «Экономика России: ХХI век» № 20 →
Номер публикации: №1161208200
Каждой компании важно сохранить возможность принимать на работу столько работников нужной квалификации, сколько необходимо, и в тот момент времени, когда требуется. Конкурентоспособному бизнесу нужны работники, которые хотят, способны и имеют возможность наращивать профессиональные навыки в течение всей трудовой жизни. Таким образом, необходимой предпосылкой эффективного функционирования бизнеса в нашей стране является понимание того, что он сам не только может, но и должен изменить общество как среду своей жизнедеятельности.
Что такое человеческий потенциал?
В первую очередь важно его наличие - т.е. потенциал должен быть. Например, в Петербурге количество пенсионеров и учащихся начинает приближаться к отметке 50%, т.е. на одного работающего приходится один неработающий. В некоторых городах ситуация уже перешагнула этот рубеж.
Второй момент - качество потенциала: его здоровье, продолжительность жизни, образование. Если где-либо нужно разместить, скажем, компьютерное производство, то сразу потребуются талантливые люди с хорошим образованием, которые могли бы развивать те технологии, мощности и направления, которые имеются на сегодняшний день.
Другой немаловажный аспект качества - идеология и умение работать корпоративно. Есть ряд малых городов, к примеру в Поволжье, где большим подспорьем могло бы стать приусадебное хозяйство, но люди не хотят этим заниматься. Поэтому считаю немаловажной роль системы идеологического воспитания (принципы, мораль, нормы поведения). Все перечисленное - объективная сторона одного вопроса, где трудовой потенциал рассматривается как необходимое условие развития любого бизнеса.
Вторая сторона медали состоит в том, что если мы хотим иметь хороший трудовой потенциал, то это должны быть люди любящие работать, нормально зарабатывающие, стремящиеся к повышению качества жизни, иначе негативные тенденции сохраняться и дальше.
Третья составляющая - взаимоотношения бизнеса и власти. Фактически сегодня они вступают в очередную фазу развития. Первые взаимоотношения бизнеса и власти относятся к 1992-1995 гг. Это было лоббирование без правил: каждая сторона буквально выбивала для себя определенные уступки. Затем в 1996-1999 гг. сложилась ситуация, когда бизнес в лице банкиров и олигархов диктовал власти те или иные решения.
Сегодня наша страна перешла к фазе, когда между бизнесом и властью осуществляются партнерские отношения, причем власть выполняет роль старшего партнера (в частности, при управлении акционерными обществами). Такие взаимоотношения очень неплохо себя зарекомендовали в Японии и Корее. Но в этом случае старший партнер должен брать на себя прогнозирование развития экономики и исходя из этого четко определять определенные преференции для различных отраслей. К сожалению, наше государство до сих пор не всегда справляется со своей ролью. В течение ноября 2005 г. вступают в действие последние пакеты законов по социальному партнерству, которые поставят вопрос о реформировании всех организаций бизнеса: либо они остаются общественными организациями, либо становятся организациями-работодателями и осуществляют те функции и полномочия, которые до этого были прописаны в Кодексе законов о труде. Это и есть следующая фаза, на пороге которой мы сегодня находимся.
До последнего времени шла борьба между крупными компаниями, когда они не только аккумулировали рабочую силу из соседних городов и областей, но и "переманивали" ее у других предприятий, т.е. фактически вырывали друг у друга кусок хлеба. В особенности это касалось высококвалифицированных рабочих ряда профессий. Сегодня положение дел таково, что бизнес не должен пытаться разделить этот кусок хлеба, необходимо начать этот хлеб выпекать.
К сожалению, механизмы новой системы до конца пока не отработаны. Не совмещены между собой рынок образования и рынок труда, поэтому уже сегодня начинается острая нехватка некоторых видов инженерных специальностей. С другой стороны, не по специальности работает до 30% выпускников. Но бесплатного образования быть не может. Вот и получается, что деньги, которые бизнес платит в виде налогов, расходуются не в его интересах.
По многим другим позициям механизмы взаимодействия власти, бизнеса и некоммерческих организаций также до конца не отработаны. Так, лозунг о социальной ответственности бизнеса зачастую превращается в настоящее вымогательство со стороны некоммерческих организаций, разнообразных фондов, наконец, городских властей. Например, в одном из городов, зная, что комбинат оказывает огромную помощь детскому дому, просто заморозили его финансирование, понимая, что комбинат детей голодными и холодными не оставит и будет платить. И такое переваливание ответственности других организаций на бизнес под лозунгом социальной ответственности существует во многих вариантах.
Настала пора понять проблемы наличия трудовых ресурсов и их отсутствия и приступить к разработкам целевых программ по тем или иным направлениям, которые наиболее актуальны. Бизнес вместе с властью и общественностью должен понимать, где он может реально помочь, а не заменять Правительство и общественные организации, и какие для этого нужно разработать механизмы. Все эти проблемы поднимаются в новой книге, подготовленной экспертным институтом.
Опубликовано на Порталусе 19 октября 2006 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK