Рейтинг
Порталус

Джон Литвак - О реформе банковского сектора в России

Дата публикации: 25 октября 2006
Автор(ы): Джон Литвак
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА →
Источник: (c) Журнал «Экономика России: ХХI век» № 19
Номер публикации: №1161788158


Джон Литвак, (c)

В 2004 г. российский банковский сектор находился в центре внимания. Несмотря на летний кризис, его рост опережал рост ВВП.

Темпы восстановления, роста и развития банковского сектора России после кризиса 1998 г. были весьма впечатляющими, несмотря на фактическое отсутствие каких-либо серьезных мер, направленных на его реформирование или реструктуризацию. За период 1998-2003 гг. совокупный объем активов банковского сектора увеличился с 31,5 до 42,2% ВВП, капитал банков - с 4,8 до 6,1%, объем кредитов нефинансовому сектору - с 8,2 до 19,6%, объем вкладов населения - с 8 до 11,9%.

Однако эти положительные тенденции были на некоторое время прерваны в первой половине 2004 г. ухудшением ликвидности банковского сектора и кризисом доверия, что стало свидетельством сохраняющейся неустойчивости банковской системы. Также в 2004 г. Центральный банк и Правительство Российской Федерации инициировали проведение масштабных реформ, которые могут кардинально изменить банковский сектор России и его структуру в течение нескольких ближайших лет. Государственная система страхования банковских вкладов населения представляет собой важнейшую составляющую этой программы. Среди других ключевых элементов - новые стандарты финансовой отчетности, требования раскрытия информации, банковский мониторинг, процедуры финансового оздоровления или ликвидации банков, а также меры по защите прав кредиторов.

Несмотря на то, что система страхования вкладов потенциально может принести России определенные выгоды, обеспечение успешной реализации этой программы обусловлено решением проблем, стоящих перед Центральным банком и Агентством по страхованию вкладов. Эти организации должны иметь полномочия действовать независимо, решительно и беспристрастно при определении пригодности банков для участия в системе, проведении эффективного мониторинга банков-участников, а также осуществлении своевременных мер, направленных на решение проблем отдельных банков.

В силу указанных причин успех внедрения системы страхования вкладов в России будет тесно связан с другими мерами, предусмотренными Стратегией реформирования банковского сектора, в частности, теми, которые направлены на совершенствование систем отчетности, мониторинга, контроля, а также процедур оздоровления или ликвидации банков.

Банковский сектор стран с переходной экономикой

Эмпирические исследования в целом подтверждают важность взаимосвязи между механизмом финансового посредничества и экономическим ростом. Институциональная среда в странах с переходным типом экономики Восточной Европы и СНГ благоприятствовала развитию финансовых систем с доминирующим банковским сектором. Но даже с учетом этого банковский сектор до сих пор играл довольно скромную роль в финансировании инвестиций в этих странах, а нераспределенная прибыль составляла львиную долю такого финансирования.

С другой стороны, отсутствие стабильности в банковском секторе остается общей проблемой даже для восточноевропейских стран с переходной экономикой, которые добились значительного экономического и инвестиционного роста на относительно раннем этапе реформ (Венгрия, Чехия, Латвия, Литва). Эффективная система банковского регулирования и грамотная кредитно-денежная политика могут стать определяющими факторами при решении задач по минимизации такой нестабильности, предупреждению системных рисков и обеспечению основы для активного развития механизма рыночного финансового посредничества. Некоторые недавние исследования подтверждают, что основные факторы, способствующие относительно успешному развитию системы коммерческих банков в странах с переходной экономикой, аналогичны факторам, стимулирующим развитие в нефинансовом секторе, и связаны с так называемыми жесткими бюджетными ограничениями, т.е. финансовой дисциплиной и реальным отказом от предоставления финансовой помощи несостоятельным организациям.

Становление коммерческих банков в России

Многие банки были созданы в начале 90-х годов прошлого века с целью использования временных возможностей, которые в значительной степени были исчерпаны уже во второй половине того же десятилетия (обслуживание целевых кредитов Центрального банка нефинансовому сектору, спекулятивные операции на валютных рынках, обмен валюты при высоких спрэдах). Во второй половине 1990-х гг. наблюдался процесс быстрой консолидации группы крупных московских банков, ориентированных прежде всего на обслуживание государственного сектора (операции с государственными ценными бумагами (ГКО) и обслуживание счетов и государственных программ федерального Правительства и региональных органов власти в качестве "уполномоченных" банков.

Исключительно низкий уровень ликвидности и платежной дисциплины предприятий, слабые институты защиты прав кредиторов, а также высокая прибыльность государственных ценных бумаг удерживали показатели коммерческого кредитования нефинансовому сектору на очень низком уровне. Макроэкономическая нестабильность и недоверие к банкам сделали наличные доллары предпочтительным средством сбережений для населения и способствовали дальнейшей концентрации вкладов населения в государственном Сбербанке.

Кризис 1998 г. привел российский банковский сектор в состояние, близкое к катастрофическому, и все же сектор довольно быстро восстановился даже при отсутствии серьезной капитализации или реструктуризации. Можно утверждать, что главный положительный вклад Центрального банка и Правительства РФ в развитие российского банковского сектора в течение посткризисного периода связан, скорее всего, с тем, чего власти не сделали, чем с тем, что они сделали.

Не были предприняты меры ни по масштабной рекапитализации банков, ни по выделению значительных ресурсов на цели рефинансирования; у банков было значительно меньше возможностей для получения прибыли от обслуживания государственных органов и не было государственной системы страхования вкладов. В этих условиях банки были вынуждены заботиться о себе сами, находясь в условиях жесткой конкурентной среды, ограниченного набора прибыльных операций и низкого уровня доверия населения. Банкам, имеющим просроченную задолженность перед иностранными кредиторами, приходилось решать проблемы доверия на международных финансовых рынках в основном самостоятельно.

В то же самое время более высокая ликвидность и прибыльность в секторе предприятий создали возможности для формирования кредитных портфелей с потенциально высоким уровнем доходности. Таким образом, в попытках избежать банкротства банки столкнулись с задачей развития эффективно функционирующих механизмов коммерческого кредитования нефинансового сектора.

Иными словами, Центральный банк и Правительство РФ добились значительных успехов в установлении жестких бюджетных ограничений для коммерческих банков, что привело к укреплению стимулов и институциональных характеристик банковской системы. Хотя темпы роста активов и объемов кредитования банковского сектора в по-прежнему слабой институциональной среде российских финансовых рынков также могут вызывать некоторую озабоченность, общие тенденции развития банковского сектора начиная с 1999 г. являются положительными.

Тем не менее, как отмечается в Стратегии развития банковского сектора, разработанной Центральным банком и Правительством РФ в 2004 г., банковская система России по-прежнему имеет целый ряд серьезных структурных проблем. В частности, доверие населения к банкам остается на низком уровне, банковские пассивы обычно состоят из краткосрочных и потенциально волатильных ресурсов, принадлежащий государству Сбербанк занимает монопольное положение на рынке частных вкладов (более 60%), а государственные гарантии на вклады населения в Сбербанке препятствуют развитию конкуренции на этом рынке.

Кроме того, продолжающееся доминирование государственных банков делает механизм банковского регулирования более политизированным, затрудняя распространение жестких бюджетных ограничений в равной степени на всех участников банковского сектора. Указанная Стратегия предлагает широкомасштабные меры, направленные на решение этих и других проблем, включая реализацию системы страхования вкладов.

Система страхования вкладов

Система страхования вкладов существует почти во всех развитых странах. Во многих случаях она показала себя как эффективный инструмент укрепления доверия населения к банкам и помогала в предотвращении панического изъятия вкладов. Кроме того, в российском контексте система страхования вкладов может стимулировать создание конкурентного рынка для частных вкладов, который разрушит монополию Сбербанка, создав также предпосылки для его последующей приватизации.

Несмотря на отмечающиеся в последние годы процессы дедолларизации, население России, по-видимому, продолжает держать огромную часть своих сбережений в иностранных (бумажных) активах, что предполагает большой потенциал для наращивания механизмов финансового посредничества в случае повышения уровня доверия населения к банкам. Согласно данным опубликованного ОЭСР "Экономического обзора Российской Федерации" (2004 г.), граждане хранят "под матрасом" от 40 до 80 млрд. долл., в то время как на частных депозитах в коммерческих банках находится 48 млрд. долл. Страхование депозитов также, по-видимому, способствует снижению средних процентных ставок, по которым банки могут привлекать депозиты, что будет способствовать снижению процентных ставок для заемщиков.

С другой стороны, страхование вкладов имеет также и отрицательную сторону. Главной проблемой является моральный риск (moral hazard). Наличие системы страхования вкладов может изменить стимулы для банков в сторону стратегии излишне рискованного инвестирования, и это, в частности, относится к банкам, имеющим относительно небольшой собственный капитал. В нынешних условиях плохо капитализированный банк, не имеющий устойчивой репутации, обычно испытывает трудности в привлечении вкладов населения из-за недостатка доверия.

Таким образом, большая часть банков этой категории работает, в основном, не с населением, а с ограниченной группой юридических лиц. Если бы такому банку была предоставлена государственная гарантия по вкладам, то у него неожиданно появилась бы возможность привлекать вклады населения, возможно, даже по процентным ставкам выше рыночных, а затем использовать эти денежные средства для высокорискованных инвестиций. Если такие инвестиции окупятся, владельцы банка разбогатеют. Если нет, то банк обанкротится, причем потеряет только свой собственный небольшой капитал, а страховой фонд или государство (т.е. налогоплательщики) выплатят компенсации вкладчикам. Жесткая конкуренция и сужающиеся процентные спрэды в российском банковском секторе также могут усилить соблазн для проблемных банков прибегнуть к такого рода безответственной и разрушительной стратегии.

Таким образом, страхование вкладов вовсе не обязательно снижает риск нестабильности банковского сектора. Хотя этот механизм в целом оказывает положительное воздействие на рост доверия вкладчиков и может уменьшить вероятность "набегов на банки", он также может повысить уровень риска инвестиционных стратегий банков, что потенциально ведет к увеличению числа банкротств.

Если произойдет корреляция этих рисков на уровне нескольких банков, то это может превратиться в системный риск. Похожие проблемы поражали даже некоторые наиболее экономически развитые страны. В качестве примера часто делаются ссылки на ссудно-сберегательные учреждения США, многие из которых воспользовались системой страхования вкладов и отсутствием надлежащего регулирования в 1980-х гг. для того, чтобы заняться спекулятивными инвестициями на рынке недвижимости. Резкое увеличение цен на недвижимость превратило многих владельцев таких организаций в миллионеров. Однако этот спекулятивный пузырь в конце концов лопнул, а последовавшее за этим падение цен на недвижимость привело к серии крупномасштабных банкротств, которые из-за системы страхования вкладов стоили налогоплательщикам США порядка 124 млрд. долл. В целом недавние эмпирические исследования, проведенные по многим странам, ставят под сомнение тезис о том, что наличие системы страхования вкладов снижает вероятность возникновения финансового или банковского кризиса. Доверие вкладчиков к коммерческим банкам является положительным явлением, только когда это доверие оправдывается.

С учетом высказанной озабоченности положительный эффект от введения системы страхования вкладов в России будет обусловлен именно способом ее реализации. Проблема морального риска может быть смягчена и взята под контроль с помощью механизма отбора для допуска в систему страхования вкладов и регулярно проводимого эффективного мониторинга рисков банков-участников. У банка, капитализированного надлежащим образом, меньше стимулов к принятию на себя избыточных рисков, поскольку банку пришлось бы смириться с потерей существенного объема его собственных ресурсов в случае банкротства. Во-вторых, Центральный банк может обеспечить принудительное исполнение регулятивных требований, которые напрямую ограничивают связанные с рисками компоненты в портфелях коммерческих банков. Таким образом:

- государственная система страхования вкладов должна распространяться только на банки, которые имеют высокую степень капитализации и могут подлежать эффективному надзору со стороны Центрального банка. На плохо капитализированные банки или банки, не удовлетворяющие в достаточной мере требованиям финансовой прозрачности, государственную систему страхования вкладов распространять не следует, поскольку это приведет к существенному искажению стимулов в сторону инвестиций с высоким риском;

- система государственного страхования налагает на Центральный банк (и Агентство по страхованию вкладов) большую регулятивную нагрузку по обеспечению эффективного мониторинга уровня рисков коммерческих банков-участников, постоянной проверке достаточности их капитала, оценке качества управления и системы финансового контроля и принятию незамедлительных мер для исправления возможных нарушений в их поведении.

Стратегия развития банковского сектора

С учетом приведенных выше соображений основная логика нынешней Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации понятна. С одной стороны, стратегическая цель заключается в создании равных условий для развития рынка частных вкладов, кото-рый может разрушить монополию Сбербанка и дать серьезный толчок развитию частных банков и механизму финансового посредничества. С другой стороны, право работать с частными вкладами и получить доступ в государственную систему страхования будет предоставлено только тем банкам, которые хорошо капитализированы и могут эффективно контролироваться Центральным банком.

Стратегия также определяет дополнительные меры, направленные на совершенствование системы мониторинга коммерческих банков и по-вышение возможностей Центрального банка решать проблемы в более ускоренном и эффективном режиме. Эта последняя задача была решена в принятых "Изменениях к Федеральному закону о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций" от 31 июля 2004 г. (ФЗ №121).

Максимальный размер страхуемого вклада довольно скромен по международным меркам (100 тыс. руб.), хотя граждане смогут увеличить страхуемую сумму, имея счета одновременно в нескольких банках или открыв счета на имя членов своей семьи. По-видимому, именно это произошло в Украине, где недавнее введение системы страхования вкладов привело к очень быстрому росту количества счетов граждан на сумму, точно соответствующую установленному страховому лимиту.

Эффективный мониторинг капитала банка и достаточности его собственных средств представляется задачей особой важности для Центрального банка. Как подчеркивалось выше, проблема искажений стимулов вследствие морального риска становится особенно серьезной тогда, когда размер собственного капитала, который банк может потерять в случае банкротства, невелик. В прошлом российские банки могли манипулировать искусственно рассчитанной балансовой стоимостью своего капитала с помощью различных схем, включающих в себя операции с аффилированными организациями по выдаче кредитов и приобретению акций. Таким образом, для эффективного мониторинга капитальной позиции российских банков Центральному банку будет необходимо получить подробную информацию о владельцах банка, его аффилированных организациях, а также консолидированном балансе всей банковской или финансово-промышленной группы. Становится крайне трудно осуществлять мониторинг реальной капитализации коммерческого банка в отсутствии консолидированного надзора.

Для решения новых задач Центральный Банк вводит качественно новый тип мониторинга, в рамках которого меньший акцент делается на соблюдении конкретных пруденциальных норм (которые зачастую легко поддаются манипулированию) и подразумевающего комплексную качественную оценку рисков отдельных банков на основе лучшей международной практики. Помимо стандартной оценки рисков кредитного портфеля, диверсификации, достаточности капитала, ликвидности, прибыльности и раскрытия информации Центральный банк теперь уделяет пристальное внимание таким показателям, как прозрачность структуры собственности и качество системы управления банком. Стратегия развития банковского сектора в Российской Федерации также предполагает изменение в законодательстве, которое бы следовало полному применению основных Базельских принципов, в том числе для создания необходимых условий для эффективного надзора. Таким образом, Центральный банк действительно принимает меры, направленные на укрепление его регулятивного потенциала, с целью решения новых задач, возникших вследствие введения системы страхования вкладов.

В краткосрочной перспективе Центральному банку и Агентству по страхованию вкладов также придется принимать трудные решения относительно пригодности коммерческих банков для участия в системе страхования вкладов. Для успешной реализации этой программы будет необходимо исключить из числа участников недокапитализированные банки или банки, не удовлетворяющие требованиям четкости и прозрачности раскрываемой информации. Некоторые из таких банков скорее всего задействуют свои политические связи в попытке оказать влияние на результаты этого процесса. Следовательно, потребуются особые усилия для защиты независимости и беспристрастности Центрального банка на этом переломном этапе реформирования и развития сектора коммерческих банков России. В целом очень важно, чтобы основные институты банковского надзора (ЦБ и АСВ) хорошо финансировались и имели независимость при осуществлении своих функций.

Система страхования вкладов потенциально может сыграть ключевую роль в содействии росту, реструктуризации и развитию российской банковской системы в средне- и долгосрочной перспективе. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации содержит комплекс мер, направленных на решение серьезных проблем банковского регулирования, являющихся результатом введения системы страхования вкладов. Успех реформ будет зависеть от успешной реализации этих мер, обусловленной решимостью Центрального банка и Правительства Российской Федерации.

Опубликовано на Порталусе 25 октября 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама