Главная → ЭКОНОМИКА РОССИИ → Валерий Язев - Автомобиль будущего как основа экологической безопасности
Дата публикации: 26 октября 2006
Автор(ы): Валерий Язев →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - ТЭК →
Источник: (c) Журнал «Экономика России: ХХI век» № 19 →
Номер публикации: №1161892251
Валерий Язев, (c)
В феврале 2005 г. в Комитете Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи состоялся "круглый стол" на важную социально значимую тему "О законодательной поддержке использования альтернативных видов моторного топлива на транспортных средствах и сельскохозяйственной технике". Необходимость совершенствования законодательной базы в этой сфере диктуется ростом потребления нефтепродуктов при продолжающемся росте парка автомобилей на фоне истощения нефтяных месторождений; необходимостью снижения зависимости экономики от нефтепродуктов, особенно в транспортном секторе; возрастанием негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду.
Перевод автотранспорта на альтернативные виды топлива может стать одним из решений этих сложных задач. Под альтернативными видами моторного топлива подразумеваются природный газ в сжатом или сжиженном виде, диметилэфир, биогаз, водород, а также электрическая и солнечная энергия. Среди многих альтернатив бензину и дизельному топливу природный газ на сегодняшний день является наиболее приемлемым по экономическим, экологическим и ресурсным характеристикам.
Впервые проект федерального закона "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" был внесен в Государственную Думу РФ в 1998 г., но окончательно принят так и не был. В январе текущего года мною и депутатом Евгением Заяшниковым был подготовлен и внесен в Госдуму РФ проект закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива", в котором учтены не только замечания, высказанные при отклонении прежней редакции закона, но и современные экономические реалии. Внесенный нами проект федерального закона разработан применительно к специфике российского рынка моторных топлив с учетом опыта зарубежных стран.
Сегодня автомобильный транспорт является основным источником выбросов вредных компонентов (в крупных городах доля выбросов от автотранспорта достигает 70%). В целом автопарк России, насчитывающий более 34 млн. единиц, выбрасывает вместе с отработанными газами более 14,5 млн. т вредных веществ в год, что составляет более 40% от общего объема промышленных выбросов в атмосферу. При этом величина экологического ущерба, наносимого промышленными выбросами, достигает 2% ВВП.
По данным Всемирной организации здравоохранения выбросы автотранспорта сокращают продолжительность жизни человека в среднем на 4 года, у самой уязвимой части населения - детей - смертность увеличивается на 1%. При переводе двигателей внутреннего сгорания на природный газ выбросы вредных компонентов сокращаются от 1,5 до 5 раз. При этом выбросы парниковых газов (СО2) сокращаются на 25%. Этот показатель очень важен при реализации Киотского протокола, который вступил в силу 16 февраля 2005 г.
Экономическая целесообразность обсуждаемой программы очевидна. Практика Татарстана, Томска, Костромы и других регионов, активно работающих в этом направлении, подтверждает возможность сократить затраты на закупку топлива в 3-4 раза по сравнению с все дорожающим бензином и дизельным топливом. По словам генерального директора ОАО "Касимовское ПО автотранспорта" Александра Ковалева, среднее сельскохозяйственное предприятие экономит в год более миллиона рублей на закупках топлива. В соответствии с постановлением Правительства России цена на природный газ для автомобильного транспорта не может превышать 50% от цены бензина марки А-76. В ряде регионов (Томская и Тюменская области, Ставропольский край) дочерние общества ОАО "Газпром" удерживали цену на природный газ значительно ниже этого 50-процентного уровня.
Использование газа в качестве моторного топлива выгодно всем участникам рынка, и особенно потребителю. Оно подготовлено технически, обосновано экономически и реально работает в России.
Выступивший на "круглом столе" заместитель министра сельского хозяйства РФ Сергей Митин подчеркнул, что применение природного газа в сельскохозяйственном производстве позволяет сократить затраты на топливо на 30-50%. Если учесть, что в целом сельхозпредприятия потребляют моторного топлива в год примерно на 45 млрд. руб., то перевод части машин и тракторов на метан позволит ежегодно сэкономить около 5 млрд. руб.
Вице-президент ОАО "Российские железные дороги" Валентин Гапанович рассказал о программе проведения эксперимента по широкому внедрению природного газа на железнодорожном транспорте. В программе участвуют ОАО "РЖД", Администрация Свердловской области и ОАО "Газпром".
Железная дорога является одним из крупнейших потребителей энергоносителей. В 2003 г. общие затраты на энергообеспечение отрасли составили более 63 млрд. руб. При этом на электроэнергию истрачено 31 млрд. руб., на дизельное топливо - 19 млрд. руб. и на бензин - 1,2 млрд. руб. Доля затрат на природный газ в общем топливном балансе ОАО "РЖД" относительно невелика.
На первом этапе программа предусматривает перевод на газовое топливо восьми тепловозов: два маневровых и два магистральных тепловоза на компримированный и столько же на сжиженный природный газ. В качестве полигона для проведения эксперимента выбрана Свердловская железная дорога. По заказу железнодорожников ведутся работы по созданию магистрального тепловоза с газотурбинным двигателем, работающим на природном газе. Его ходовые испытания должны начать-ся уже в 2005 г.
Общее мнение участников "круглого стола" выразил генеральный директор ООО "Уралтрансгаз" Давид Гайдт: "Противников перехода к альтернативным видам топлива нет. Но, к сожалению, российский рынок газомоторного топлива развивается не так динамично, несмотря на резкий скачок цен на нефтяные виды моторного топлива. Для широкомасштабного запуска этого процесса необходима государственная поддержка, законодательная база и долгосрочные программы".
Очевидно, что через 50-70 лет весь мир перейдет на водород. А использование газа в качестве моторного топлива - это переходный этап к водородной энергетике, инфраструктура которой очень схожа с газовой: те же топливные элементы, те же заправочные станции. Сегодня аналогичные по своему содержанию законы, стимулирующие развитие альтернативных видов топлива, действуют во многих странах мира. Справка
В Российской Федерации газифицированы 22 тыс. населенных пунктов, в т.ч. 700 го-родов. В 160 населенных пунктах 59 субъектов РФ работают 213 АГНКС, производительность которых - 2 млрд. куб. м в год, что соответствует 1,3 млн. т нефтепродуктов. Средняя цена 1 куб. м составляет 5 руб. Потенциальный парк автомобилей на метане может достигать 250 тыс. единиц. На сегодняшний день российский парк автомобилей на метане составляет 40 тыс. единиц.
С 1998 г. парк метановых автомобилей в мире вырос в 4,5 раза - с 850 тыс. до 3,8 млн. единиц. Их заправку обеспечивают около 8 тыс. АГНКС. Еще 1700 АГНКС находятся в стадии строительства. В Канаде, США, Японии и ряде европейских стран очень популярны метановые заправочные блоки индивидуального пользования, которых насчитывается уже более 9 тыс. Их устанавливают в гараже дома и подключают к бытовой газовой сети низкого давления. За ночь они могут заправить 1-2 автомобиля.
Многие страны мира приняли национальные программы перевода транспорта на природный газ. Так, например, в Европе к 2020 г. планируется 23,5 млн. автомобилей, работающих именно на этом виде топлива.
Заводской выпуск автомобилей, работающих на природном газе, освоили практически все ведущие мировые автомобильные фирмы. В 2004 г. заводы КАМАЗ, УАЗ, НЕФАЗ и ЯМЗ продемонстрировали автомобили и двигатели на природном газе в заводском исполнении.
Опубликовано на Порталусе 26 октября 2006 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK