Рейтинг
Порталус

Олег Бетин - Государство и бизнес должны стать партнерами

Дата публикации: 30 октября 2006
Автор(ы): Олег Бетин
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ →
Источник: (c) Журнал «Экономика России: ХХI век» № 19
Номер публикации: №1162193283


Олег Бетин, (c)

Самой цивилизованной формой взаимоотношений государства и бизнеса должно стать своевременное исполнение сторонами своих обязательств, прописанных законодательно. Инициатива РСПП по формированию данного законодательства находит поддержку и в Правительстве РФ, и в регионах. Сегодня идет активное обсуждение концепции закона о промышленной политике, что также неопровержимо свидетельствует - государственная стратегия должна быть выстроенной снизу, от регионов и предприятий, тогда она будет поддержана населением. Без поддержки населения любой закон, любая государственная политика не станет общенародной и не будет реализована на местах.

Должны быть понятны и прозрачны цели взаимодействия с бизнесом. Недопустима поспешность в принятии решений, которая никогда не заменит продуманных системных подходов. Для этого сформировано законодательство, долгосрочные нормативы и правила. Данный подход составляет сейчас порядка 80% всех финансовых затрат. Не надо распыляться по мелочам, иначе работа администрации будет направлена исключительно на решение текущих дел, а не на развитие региона. При системном подходе, напротив, динамика инвестиций в основные фонды в Тамбовской области увеличилась в 2,5 раза, объем кредитов сектору реальной экономики - больше чем в 20 раз, консолидированный бюджет - более чем в 2,6 раза.

Сегодня стандартные системные подходы применяются во всех регионах. Появились законы о поддержке инвестиционной деятельности, малого предпринимательства, социального развития села и многие другие. Но главным все равно остается общественный диалог, диалог между властью и бизнесом, который помогает перейти от взаимных претензий к наведению мостов доверия. Односторонние решения всегда приводили к неудаче, но как только администрация области заключила соглашение с Республикой Беларусь при участии бизнеса, объем товарооборота вырос на 50%.

Перспективным и плодотворным направлением взаимодействия с бизнесом является организация различных выставок, ярмарок и конференций, в частности, по привлечению инвестиций. Сегодня в Тамбовской области инвестиционные процессы активно идут в сфере перерабатывающей промышленности. Нужно привлекать инвестиции и формировать конкурентный рынок для развития инфраструктуры, поскольку на данном направлении государственные университеты работают хуже.

Только привлекая бизнес и создавая новое производство за счет эффективного капитала можно увеличить, удвоить ВВП.

--------------------------------------------------------------------------------

В России стандарты цивилизованного бизнеса формируются достаточно быстро, однако многим компаниям, особенно малым и средним, еще предстоит сделать нормой правовые механизмы отношений с органами власти и, главное, с потребителями.

Молодой российский бизнес уже осознал, что динамичное развитие делового сообщества может обеспечить только единение усилий. Инструментом выработки консолидированных позиций по ключевым вопросам, актуальным для всех видов бизнеса, должен стать созданный по инициативе РСПП Координационный совет предпринимательских организаций в составе РСПП, "ОПОРЫ России" и "Деловой России".

Государство и гражданское общество, в свою очередь, должны быть заинтересованы в эффективном и конкурентоспособном бизнесе, который может нести свою долю социальной ответственности. Сильный, жизнеспособный бизнес сегодня не только обеспечивает занятость и отчисляет налоги, но берет на себя дополнительную ответственность за социальную сферу, поддерживает науку, природоохранные программы и т.д.

По данным РСПП, более 80% предприятий России регулярно участвуют в дополнительном решении социальных задач, как на уровне муниципальных образований, так и уровне субъектов Федерации, направляя на эти цели от 15 до 17% прибыли, что, к сожалению, далеко не всегда известно общественности. Поэтому все более значительную роль начинает играть распространение практики социальной отчетности предприятий и корпораций.

Что же мешает бизнесу наращивать созидательную активность? Прежде всего нечеткость, непоследовательность и незавершенность проводимых в России реформ. Бизнес, независимо от масштабов его деятельности, затрагивают все преобразования, которые осуществляются в нашей стране: в валютной, судебной, административной, пенсионной, таможенной и других сферах.

Практически по всему спектру экономических проблем РСПП сотрудничает с властными структурами. Вместе с тем существующие механизмы взаимодействия бизнеса и власти не всегда эффективно отражают позиции бизнеса в решениях государственных органов. Хаотичность и относительно низкая эффективность диалога связаны прежде всего с отсутствием системы в подходах как одной, так и другой стороны. Кроме того, бизнес сегодня кровно заинтересован в снижении административной нагрузки, в сохранении за органами государственной власти только тех функций, которые никто другой выполнить не сможет. Поэтому РСПП поддерживает концепцию федеральной целевой программы административной реформы и заложенную в ней идею о том, что разработку реформы и ее реализацию следует передать независимым структурам. Если этого не сделать, то неэффективность госуправления еще больше возрастет.

Отдельные регулирующие и контрольные функции по поручению государства могут и должны выполнять сами участники рынка, в том числе Торгово-промышленная палата РФ, РСПП и другие общественные организации. Для этого необходимо ускорить правовое закрепление статуса саморегулируемых организаций и механизмы частно-государственного партнерства. РСПП готов служить полноценным каналом обратной связи государства с гражданским обществом, расширять диалог со всеми заинтересованными сторонами. Бизнес является неотъемлемой и наиболее активной частью общества, и без его участия очень многие проблемы, стоящие перед страной, сегодня решить невозможно.

Бизнес не может мириться с непоследовательностью в сферах инновационной политики, модернизации производства, науки и развития коммуникаций. Одна из самых сложных проблем на сегодняшний день - проблема квалификации кадров, прежде всего, рабочих технических специальностей. Решить ее без помощи государства, при полном развале начального профессионального образования силами самого бизнеса просто невозможно. Сегодня во главу угла встает вопрос о разработке экономической политики государства и перехода к прогнозируемому развитию страны не на 2-3 года, а на 10-15 лет вперед. В этом плане также необходима согласованная система взаимоотношений власти и бизнеса при достижении конкретных задач и целей. Перспективы развития должно знать все общество, но пока ни власть, ни политики не дают убедительного ответа о стратегических приоритетах развития страны. По мнению РСПП, идея высоких темпов экономического роста и преодоления бедности может стать именно той идеей, которая объединит людей. Бизнес поддерживает курс на создание цивилизованного рыночного хозяйства, решение социальных проблем. В свою очередь, и политическая элита страны, и органы власти должны более активно реагировать на потребности тех, кто создает валовой внутренний продукт.

--------------------------------------------------------------------------------

Проект "Анализ существующей практики и разработка предложений в области применения различных методов государственного регулирования предпринимательской деятельности" предусматривает разработку процедуры и оценку необходимости государственного вмешательства в экономику. Необходимость разработки проекта вызвана тем, что в настоящее время отсутствует методология, с одной стороны, государственного регулирования, с другой - регулирования, альтернативного государственному, несмотря на то, что законопроект о саморегулируемых организациях находится на рассмотрении Государственной Думы.

Одним из основных результатов проекта стало предложение по формированию системы оценки рисков. Кроме того, были разработаны предложения в области периодической оценки эффективности регулирующих мер государства в отношении предпринимательского сообщества. Поскольку после принятия закона о техническом регулировании появилось множество бессистемных технических регламентов, была также подготовлена методика разработки норм технических регламентов на основе директив ЕС.

Существуют различные степени государственного вмешательства в регулирование экономики: собственно госрегулирование, сорегулирование, когда государство совместно с бизнесом осуществляет регулирование предпринимательской деятельности или отдельных отраслей бизнеса и саморегулирование, когда государство не вмешивается в регулирование предпринимательской деятельности. Саморегулирование отдельных секторов экономики и сокращение объемов госрегулирования будут развиваться через принятие отраслевых законов и закона о саморегулируемых организациях.

При выборе метода регулирования предпринимательской деятельности прежде всего нужно иметь в виду вид риска: либо имущественный риск, либо угроза здоровью человека и экологии. Если присутствует риск нанесения вреда здоровью человека (населения), то необходимо рекомендательное или обязательное госрегулирование. Очевидно, что виды деятельности, связанные только с имущественным риском, не должны быть лицензируемыми. Поэтому в отношении 49 видов деятельности лицензирование уже отменено, и этот процесс будет продолжаться.

Поскольку степень госрегулирования должна определяться риском, то необходима разработка методологии выявления риска, который зависит от величины ущерба, вероятности возникновения ущерба, вероятности наступления опасной ситуации и может быть связан с техническими и человеческими возможностями избежать ущерба или ограничить его. Чем выше уровень риска, тем более жесткая форма государственного регулирования должна применяться - декларирование, регистрация, аккредитация и специальный госконтроль, обязательная сертификация и лицензирование. Наиболее жесткая форма - лицензирование - должна применяться в исключительных случаях.

Применительно к техническому регулированию оценки риска должны производиться в первую очередь, далее должны разрабатываться общие технические регламенты и только в самом конце - специальные технические регламенты.

--------------------------------------------------------------------------------

Во второй половине 1990-х гг. назрела необходимость создать с учетом европейского опыта действенную систему защиты работающих граждан, и в 1998 г. был принят федеральный закон об основах обязательного социального страхования, которое включает прежде всего, пенсионное страхование.

В 1980-е гг. в нашей стране на одного пенсионера приходилось до 13 работающих, поэтому выплаты составляли достойную сумму. На момент выхода закона на одного пенсионера приходилось уже 1,7 работающих, а в 2006-2007 гг. эта цифра составит приблизительно 1,1. Небольшие пенсии являются результатом демографического кризиса и, как следствие, недостаточного соотношения между работающими и неработающими. Поэтому, чтобы стабилизировать сложившуюся ситуацию, началось внедрение пенсионной реформы.

Второй вид социального страхования - медицинское. В условиях рыночной экономики бюджеты регионов не в состоянии полностью взять на себя медицинское обслуживание населения, федеральный центр также не может финансировать то количество лечебных учреждений, которое сегодня существует в стране. Необходимо кардинально поменять структуру здравоохранения. Пациент должен платить за пребывание в стационаре, чтобы получать не столько лекарственные препараты, сколько полноценную квалифицированную медицинскую помощь с максимальным использованием технических средств. Наряду с этим необходимо организовать на высоком уровне предоставление амбулаторной помощи. Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы новую редакцию закона "Об обязательном медицинском страховании", основой которого является создание централизованного фонда, куда будут поступать средства как со стороны федерального центра, так и регионов. И третий аспект социального страхования - страхование на случай временной нетрудоспособности и страхование от несчастных случаев на производстве.

В рамках реализации федерального закона о разграничении полномочий идет определение источников финансирования органов власти всех уровней, а также определение меры их ответственности. В сфере социальных услуг федеральный центр взял на себя финансирование особо значимых программ. Прежде всего речь идет о финансовой поддержке девяти категорий инвалидов, к которым на сегодняшний день относится 14 млн. человек. Все эти граждане выплачивают так называемый социальный пакет, составляющий 450 руб. и позволяющий им теперь получать от государства бесплатные медикаменты в значительно большем объеме.

Свыше миллиона граждан будут обеспечены бесплатным санаторно-курортным лечением. Фонд социального страхования РФ провел конкурс, в котором приняли участие около тысячи санаториев, и более 800 из них прошли предварительный отбор. Из федерального бюджета будут выделены 700 млн. руб. для транспортировки отдыхающих в эти санаторно-курортные учреждения. Начиная с 2006 г. санаторно-курортное лечение работающего населения будет осуществляться также силами социального страхования.

--------------------------------------------------------------------------------

За последнее время в нашей стране много говорится о социальной ответственности бизнеса, под которой понимается все что угодно: благотворительность, финансовая поддержка фундаментальной науки, образования, детских оздоровительных учреждений, экологические программы. Во всем мире, напротив, четко определены четыре минимальных социальных обязательства, которые, в свою очередь, являются условиями успешного ведения бизнеса. Первое - производство качественных товаров и услуг. Второе - обеспечение безопасности работника на рабочем месте. Третье - своевременная и полная уплата налогов. И четвертое - справедливая оплата работников, адекватная трудовым затратам.

В России проблемы сопутствуют выполнению каждого из четырех обязательств. Тем не менее существует программа формирования и становления гражданского общества - Конституция РФ, где определены приоритеты между личностью, обществом и государством: на первом месте интересы человека, на втором - общества, на третьем - государства. При этом правовое государство и гражданское общество могут существовать и развиваться только вместе.

Опубликовано на Порталусе 30 октября 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама