Главная → ЭКОНОМИКА РОССИИ → Джон Литвак - Тенденции экономического развития РФ
Дата публикации: 31 октября 2006
Автор(ы): Джон Литвак →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ →
Источник: (c) Журнал «Экономика России: ХХI век» № 18 →
Номер публикации: №1162278085
Джон Литвак, (c)
Этот процесс сопровождается дебатами о роли государства в экономике и планах по использованию доходов федерального бюджета, направляемых в Стабилизационный фонд.
Россия сегодня находится в процессе осуществления ряда сложных структурных реформ, включая административную, бюджетную, реформу межбюджетных отношений, банковского сектора, а также реорганизацию электроэнергетики. Успешное осуществление всех этих амбициозных целей вместе с другими ключевыми структурными реформами потребует значительных усилий и настойчивости в течение ряда лет.
Наблюдаемое снижение темпов роста в промышленности, строительстве и транспорте в третьем квартале 2004 г. усилило дебаты по поводу того, каким образом увеличить и поддержать конкурентоспособность российской экономики за пределами нефтегазового сектора.
Несмотря на значительный рост инвестиций в последние годы, их абсолютный уровень остается достаточно низким для достижения цели по удвоению ВВП. Поддержание высоких темпов роста потребует, чтобы реструктуризация предприятий и рост производительности не отставали от продолжающегося укрепления рубля.
ВВП и промышленное производство
По предварительным оценкам, рост ВВП в первой половине 2004 г. по сравнению с первым полугодием 2003 г. составил 7,4%, причем и в первом, и во втором кварталах динамика роста оставалась устойчивой. За этот же период рост производства в базовых отраслях экономики достиг 7,9%, однако в третьем квартале он неуклонно снижался, составив 5,4%. Рост производства базовых отраслей в сентябре текущего года составил лишь 2,8% по сравнению с 9,5% в сентябре 2003 г. Значительное снижение темпов роста наблюдалось в промышленности, строительстве и транспорте.
Если в 2003 г. рост производства в ресурсоориентированных отраслях опережал рост обрабатывающих отраслей, то в 2004 г. наблюдается противоположная ситуация. В период с января по сентябрь 2004 г. рост производства в обрабатывающем секторе составил в среднем 6,7%, в то время как в ресурсоориентированных отраслях - 6,0%. Особенно высокие темпы роста - 12,7% за первые девять месяцев текущего года - наблюдались в машиностроении. Объем производства в химической промышленности вырос на 7,9%, а рост производства в топливно-энергетическом комплексе составил 7,7%. Однако снижение темпов роста, наблюдаемое в третьем квартале, особенно было заметно в обрабатывающем секторе. Одиннадцать из пятнадцати отраслей промышленности, исследуемых Росстатом, продолжали показывать положительный рост в сентябре. Тем не менее восемь из этих отраслей отметили снижение темпов роста. Наиболее заметное снижение наблюдалось в химической промышленности, машиностроении и цветной металлургии.
Существует целый ряд гипотез, объясняющих причины наблюдаемого снижения темпов роста в третьем квартале 2004 г. К их числу относятся проблемы банковского сектора, излишняя стерилизация, усиление конкурентного давления импорта и растущих внутренних издержек (в т.ч. укрепление реального курса рубля) в обрабатывающих отраслях, а также неопределенность режима регулирования и налогообложения нефтяной промышленности. Из всего вышеперечисленного два первых фактора, скорее всего, не имели большого значения.
Проблемы с ликвидностью, возникшие в банковском секторе весной текущего года, возможно, оказали временное негативное влияние на доступность коммерческих кредитов в экономике. Тем не менее это влияние было весьма ограниченным. Принятые ответные меры, обеспечившие поступление значительного объема дополнительной ликвидности в банковский сектор, способствовали продолжению быстрого расширения кредитования нефинансового сектора в течение первых девяти месяцев текущего года. Согласно оценкам, рост объемов внутреннего коммерческого кредита, выданного нефинансовому сектору за этот период, составил 28%, что лишь немногим уступает очень высоким темпам роста за аналогичный период 2003 г. (35%).
С учетом бюджетных позиций ситуация с платежным балансом действительно обусловила более высокую степень стерилизации притока валютной выручки и капитала, чем в 2003 г. И хотя в первой половине 2004 г. совокупный приток валюты и капитала был на самом деле меньше, чем в 2003 г., гораздо большая часть этих поступлений приходилась на долю текущих операций, особенно таких, как экспорт нефти и природного газа. Так как доходы от экспорта этих товаров облагаются налогом по высокой ставке, федеральный бюджет косвенно поглотил более значительную часть поступлений, в то время как доля федеральных расходов в ВВП сокращалась. В результате этого профицит федерального бюджета за первые девять месяцев 2004 г. достиг 4,9% ВВП, при том, что за аналогичный период 2003 г. профицит составил 2,3%. Такая дополнительная стерилизация способствовала сдерживанию инфляции и уменьшению темпов повышения реального курса рубля в 2004 г.
Была ли бюджетная стерилизация излишней? В 2004 г. быстрое расширение коммерческого кредитования продолжилось. Кроме того, в 2004 г. большинство показателей ликвидности не снизились. Так, с января по август 2004 г. объем просроченной кредиторской задолженности сократился на 160 млрд. руб., в то время как доля расчетов в неденежной форме в общем объеме продаж снизилась в первом полугодии 2004 г. до 10,5% с 14,2% в 2003 г. Несмотря на временную нехватку ликвидности в весенние и летние месяцы, реальная стоимость среднемесячных остатков на корреспондентских счетах коммерческих банков в Центральном банке за первые 10 месяцев 2004 г. была фактически на 35% выше, чем за аналогичный период 2003 г. В четвертом квартале текущего года должно произойти дальнейшее увеличение ликвидности в результате укрепления платежного баланса и сезонного ускорения расходования бюджетных ассигнований.
На самом деле более высокая степень стерилизации могла сыграть положительную роль в поддержке более высокого экономического роста как фактор сдерживания дальнейшего снижения конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности, обусловленного резким увеличением издержек и повышением реального курса рубля в 2004 г. Особенно существенным был рост цен на энергоресурсы и металлы. Если рост потребительских цен за первые девять месяцев текущего года ограничился 8,1%, то цены производителей выросли на 23,4%. В результате в течение первых девяти месяцев 2004 г. реальный эффективный обменный курс (рассчитанный на основе ИЦП) укреплялся гораздо более высокими темпами (на 22%), чем в 2002-2003 гг. Сегодня реальный курс рубля составляет около 80% процентов от его докризисного уровня 1997 г.
В этих условиях происходит заметное усиление конкуренции со стороны импорта. За первые девять месяцев 2004 г. стоимость импорта в долларовом выражении увеличилась на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. По данным Росстата, в январе-августе 2004 г. импорт техники и оборудования вырос на 46%, в то время как за аналогичный период 2003 г. этот рост составил 22,1%. Импорт автомобилей увеличился в 2,7 раза (год назад - на 26,4%). Такое резкое увеличение импорта, сопровождающееся быстрым ростом сектора услуг, является одной из причин того, почему не произошло снижения темпов роста реальных доходов и торгового оборота, несмотря на снижение темпов роста в обрабатывающих отраслях, наблюдаемое в третьем квартале 2004 г. В течение трех первых кварталов 2004 г. реальный объем розничной и оптовой торговли вырос соответственно на 11,5% и 10,7% (за аналогичный период 2003 г. - на 8,7% и 16,0%). В третьем квартале рост объемов розничной и оптовой торговли составил соответственно 12,3% и 14,4% (в третьем квартале 2003 г. - 7,2% и 10,1%).
Таким образом, недавнее снижение темпов роста, возможно, связано с увеличением издержек производства и резким повышением реального курса рубля (рассчитанного на основе ИЦП) в 2004 г. С одной стороны, рост импорта оказывает положительное влияние на потребление, инвестиции и стимулы к реструктуризации российской обрабатывающей промышленности. С другой стороны, первоочередная задача диверсификации экономики обуславливает необходимость принятия определенных мер, направленных на сглаживание последствий повышения реального курса рубля для обрабатывающих отраслей, производящих конкурирующие (торгуемые) товары. Постепенное укрепление реального обменного курса и рост реальной заработной платы вполне совместимы с быстрым экономическим ростом, если это сопровождается дальнейшей реструктуризацией предприятий и ростом производительности, что может быть достигнуто с помощью определенных мер, направленных как на ограничение реального укрепления обменного курса, так и для улучшение условий для частного бизнеса и инвестиций.
В связи с этим часть базовой стратегии российского Правительства в этой области представляется целесообразной. Снижены и подлежат дальнейшему снижению налоговые ставки для сектора экономики, не относящегося к ТЭК. При этом Стабилизационный фонд обеспечил как защиту экономики от чрезмерного укрепления рубля, так и защиту федерального бюджета от возможных потрясений, связанных с резкими изменениями цен на нефть. В идеале снижение налогового бремени может помочь сгладить негативный эффект от укрепления рубля, связанного со значительными объемами валютных поступлений от экспорта нефтегазового сырья по "средним" ценам, в то время как Стабилизационный фонд будет предотвращать резкие колебания. Однако возможности по поддержанию и ускорению темпов реструктуризации экономики также будут зависеть от осуществления других ключевых реформ, направленных на улучшение условий для частного бизнеса и инвестиций.
Еще один ряд важнейших проблем экономической политики связан с нефтяной промышленностью. Несмотря на то, что в целом высокие ставки налогообложения этого сектора экономики вполне логичны, важно, чтобы налоговые и другие регулирующие нормы по-прежнему создавали надежные стимулы и финансовые возможности для нормального развития этой отрасли. Некоторые аналитики утверждают, что с этой точки зрения предельное налогообложение нефтяной промышленности уже стало чрезмерным, и этот вопрос заслуживает пристального внимания. Кроме того, значительная неопределенность по поводу будущих налогового и регулятивного режимов, которая существует в настоящее время, оказывает негативное воздействие на действующую систему стимулов в нефтяном секторе. Создание стабильных условий будущего распределения прибыли между нефтяными компаниями и государством былo бы, безусловно, полезно для инвестиционного климата.
Платежный баланс, кредитно-денежная политика и инфляция
За первые десять месяцев 2004 г. инфляция потребительских цен достигла 9,3% и, скорее всего, превысит годовой прогноз в 10%. Однако темпы инфляции были несколько ниже в 2004 г. по сравнению с 2003 г., несмотря на значительный приток валюты, обусловленный более высокими, чем прогнозировалось, ценами на нефть, а также при такой кредитно-денежной политике, когда в течение большей части года не допускалось укрепление номинального курса рубля к доллару. Основная причина этого кроется в капитальном и финансовом счете платежного баланса. Значительный приток краткосрочного капитала в банковский сектор в последнем квартале 2003 г. уступил место оттоку капитала в первой половине 2004 г. Таким образом, несмотря на укрепление счета текущих операций, в первой половине 2004 г. произошло ослабление всего платежного баланса. В связи с этим наблюдались более низкие темпы накопления валютных резервов Центробанком и замедление роста денежной массы по сравнению с первой половиной 2003 г.
По предварительным оценкам, увеличение профицита торгового баланса на 31% привело к росту сальдо счета текущих операций за первые девять месяцев 2004 г. до 35,9 млрд. долл. (за аналогичный период прошлого года баланс счета текущих операций составил 27,1 млрд. долл.). Укрепление торгового баланса практически полностью обусловлено резким повышением цен на товары российского экспорта, особенно нефть и природный газ. Динамика цен на нефть за последний период говорит о том, что профицит торгового баланса, вероятно, останется на таком же высоком уровне и в четвертом квартале 2004 г., а положительное сальдо счета текущих операций за весь год может превысить 45 млрд. долл.
Согласно оценкам, чистый отток капитала из частного сектора за первые девять месяцев 2004 г. достиг 10,9 млрд. долл. (за аналогичный период 2003 г. - 3,8 млрд. долл.). Такая волатильность краткосрочных потоков капитала в основном наблюдалась в банковском секторе. Если в 2003 г. чистый приток капитала в банковский сектор превысил 10 млрд. долл., то в первом полугодии текущего года произошел чистый отток капитала, составивший, согласно оценкам, 6,5 млрд. долл.
Существует несколько факторов, которые могли повлиять на такое изменение в капитальных потоках, включая затянувшееся "дело ЮКОСа" и связанную с ним неопределенность в отношении инвестиционного климата. Однако основной причиной такого движения краткосрочного капитала, по-видимому, является кредитно-денежная (курсовая) политика Центрального Банка. Чистое движения капитала в банковском секторе сильно коррелирует с номинальным курсом рубля к доллару.
Очевидно, что решение Центрального Банка о допущении укрепления номинального курса рубля породило высокий спекулятивный спрос на рублевые активы, который остановился, после того как ЦБ отказался от такой политики в начале 2004 г. Наблюдаемый резкий отток средств отчасти стал причиной проблем с ликвидностью в банковском секторе, и, вероятно, эти банковские проблемы в свою очередь усилили общую тенденцию.
В отличие от краткосрочного капитала приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в первой половине 2004 г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2003 г., оставаясь довольно низким в абсолютном выражении. Однако данные платежного баланса свидетельствуют о сокращении объема ПИИ за этот период по сравнению с 2003 г., но это обусловлено тем, что статистика Центробанка по ПИИ включает реинвестирование доходов на предприятиях с долей иностранного участия свыше 10 процентов (таблица 3). Заметное сокращение объемов реинвестирования доходов отчасти может быть связано с текущими убытками компании "ЮКОС". Данные платежного баланса, отражающие валовой приток новых ПИИ в первой половине 2004 г., вполне сопоставимы с альтернативными оценками Росстата и показывают, что объем ПИИ увеличился с 2,4 млрд. долл. в первой половине 2003 г. до 3,8 млрд. долл. в первой половине 2004 г. (по данным Росстата, это соответственно 2,5 и 3,4 млрд. долл.).
Опыт 2003 и 2004 гг. поднимает ряд интересных вопросов, касающихся кредитно-денежной политики в России. Главным инструментом кредитно-денежной политики по-прежнему являются интервенции на валютном рынке с целью регулирования номинального обменного курса. При наличии большого активного сальдо платежного баланса теоретическая альтернатива кредитно-денежной политики часто характеризуется следующим образом: либо "укрепление номинального обменного курса и более низкий уровень инфляции", либо "отказ от укрепления номинального обменного курса, более высокий уровень инфляции, но более медленное укрепление реального обменного курса". Тем не менее следует отметить, что опыт 2003-2004 гг. не совсем соответствует этому представлению.
Случившееся в 2003 г. изменение в кредитно-денежной политике в сторону допущения укрепления номинального курса рубля с целью снижения инфляционного давления было компенсировано притоком краткосрочного капитала. С другой стороны, отказ от укрепления номинального курса рубля в течение первых трех кварталов 2004 г. сопровождался оттоком капитала. В результате инфляция в 2004 г. была ниже, чем в 2003 г., несмотря на гораздо больший приток валюты на текущих счетах, связанный с высокими ценами на нефть, и более мягкую кредитно-денежную политику. Как отмечалось выше, более низкий уровень инфляции 2004 г. объясняется также эффектом взаимодействия изменений платежного баланса с текущей фискальной политикой. Неустойчивость денежного спроса в России в условиях высоких цен на нефть и газ говорит о том, что фискальная политика (Стабилизационный фонд) сохраняет свое значение как один из наиболее важных инструментов стабилизационных мер по контролю над инфляцией и степенью укрепления реального обменного курса рубля. Это также показывает необходимость разработки Центральным Банком более эффективных инструментов управления ликвидностью в экономике. В этой связи возобновление выпуска облигаций Центробанком в сентябре текущего года можно считать полезным дополнением к имеющемуся набору средств кредитно-денежной политики.
Фискальная политика и бюджет
В условиях высоких цен на нефть и газ профицит федерального бюджета за первые девять месяцев текущего года достиг, согласно оценкам, 4,9% ВВП. Консолидированный профицит бюджетов субъектов Российской Федерации составил еще 1% ВВП за аналогичный период. В настоящее время Министерство финансов РФ прогнозирует профицит федерального бюджета за весь 2004 г. в размере 590 млрд. руб. (3,6% ВВП), при том, что в Законе "О федеральном бюджете на 2004 год" было утверждено превышение доходов над расходами в сумме 83 млрд. руб. (0,5% ВВП).
Дополнительные доходы накапливаются в Стабилизационном фонде, размер которого к концу года уже может достичь намеченного потолка в 500 млрд. руб. Согласно проекту федерального бюджета на 2005 г., в следующем году Правительство ожидает дополнительные доходы в размере около 390 млрд. руб., которые будут направлены в Стабфонд. Из этих средств 168 млрд. руб. может быть использовано для погашения внешнего долга, а 75 млрд. руб. - для финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, ожидаемого в связи со снижением действующей ставки единого социального налога с 35,6 до 26%. Однако в основу этих расчетов положено консервативное допущение о том, что баррель нефти будет стоить 28 долл. Таким образом, фактический объем дополнительных доходов может быть гораздо больше.
В России продолжаются бурные дебаты о том, как расходовать ожидаемые дополнительные доходы в ближайшие годы. С одной стороны, увеличение объемов государственного финансирования может оказать положительное воздействие на многие объекты инфраструктуры и социальную сферу. С другой стороны, как подчеркивалось выше, накопление дополнительных доходов в Стабфонде остается центральным элементом российской стабилизационной политики. В ноябре Министерство финансов РФ представило компромиссное предложение, согласно которому дополнительные поступления в Стабилизационный фонд не могут быть использованы для финансирования непроцентных расходов или Пенсионного фонда (после 2005 г.), однако при этом немного увеличивается доля бюджетных поступлений от экспорта энергоресурсов, которая напрямую зачисляется в бюджет (а не в Стабилизационный фонд) и которую можно будет использовать для финансирования дополнительных государственных инвестиционных проектов.
Доходы и индикаторы рынка труда
В течение первых девяти месяцев 2004 г. наблюдался значительный рост располагаемых денежных доходов, заработной платы и потребления населения. По оценкам Росстата, в январе-сентябре 2004 г. реальная заработная плата выросла на 13,3% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г., а уровень реальных располагаемых денежных доходов увеличился на 9,8%. Уже четвертый год подряд рост обоих индикаторов значительно опережает рост ВВП (таблица 4). Это во многом объясняется послекризисной "корректировкой" реальных доходов, уровень которых резко упал в результате кризиса 1998 г. В течение первых восьми месяцев 2004 г. реальная заработная плата в бюджетной сфере росла опережающими темпами, особенно в образовании и здравоохранении, где ее рост составил 20%, в то время как в промышленности реальная заработная плата увеличилась, согласно оценкам, на 6,2%.
В течение последних лет, характеризующихся быстрым экономическим ростом, уровень безработицы (по определению МОТ) в целом оставался удивительно стабильным. Тем не менее последние оценки свидетельствуют о некотором сокращении безработицы в 2004 г. Обычное сезонное сокращение безработицы (во второй половине года и особенно летом) в 2004 г. было значительно больше, чем в 2003 г.: средний уровень безработицы (по определению МОТ) снизился с 8,7% за первые пять месяцев 2004 г. до 7,5% в июне-сентябре (в 2003 г. это снижение составило всего лишь 0,7%- с 9,0 до 8,3% соответственно). Сезонное сокращение безработицы привело к заметному снижению общего уровня безработицы: с 8,7% в январе- сентябре 2003 г. до 8,2% в январе-сентябре 2004 г. Если динамика безработицы будет такой же, как и в прошлом году, то общий уровень безработицы за 2004 г. может составить менее 8,0%, что является самым низким показателем с 1993 г.
Очевидно, что положительная динамика доходов привела к дальнейшему сокращению бедности. Согласно последним данным Росстата, число людей, живущих ниже прожиточного минимума, который в первой половине 2004 г. был оценен в 2328 руб., или 80 долл., сократилось с 35,6 млн. человек (24,8% населения России) в первой половине 2003 г. до 30,7 млн. человек (21,5%) в первой половине 2004 г. Значительное сезонное снижение уровня бедности, которое наблюдается в четвертом квартале каждого года, говорит о том, что в 2004 г. общая доля бедного населения может опуститься ниже 20%.
Динамика бедности
Согласно оценкам, 30,4% сельского населения находится за чертой бедности, в то время как доля бедных среди горожан составляет всего лишь 15,7%. Проживание в малых и удаленных от центра городах связано с более высоким риском бедности, чем проживание в крупных городах. Так, в Москве доля бедных гораздо меньше (6,6%), чем в других городах (17%). Среди детей до 16 лет уровень бедности значительно выше среднего - 26,7%. У детей младшего возраста риск бедности выше, чем у детей старшего возраста. Это является основанием для осуществления проектов в области социального обеспечения детей и адресного использования части средств социальной помощи на нужды семей с детьми. Каждый третий безработный относится к категории бедных, в то время как среди населения в целом бедным является каждый пятый. Вероятность оказаться за чертой бедности для горожан с образованием не выше начального на 50% выше, чем для остальных россиян.
Однако каждая из вышеперечисленных уязвимых категорий составляет лишь небольшую часть населения. Следовательно, нужно рассмотреть проблему на более общем уровне, т.е. определить такие категории россиян, которые составляют основную долю бедных. Этот подход дает альтернативную картину бедности:
- около 88% бедных проживают в домохозяйствах, где работает как минимум один человек;
- около одной трети бедных проживают в домохозяйствах, не имеющих детей, еще одна треть проживают в домохозяйствах, имеющих одного ребенка, остальные живут в домохозяйствах, имеющих двух или более детей. Следовательно, программы сокращения бедности, ориентирующиеся исключительно на многодетные домохозяйства, не смогут охватить значительное число бедных;
- около 58,5% бедных живут в городах. Эта цифра отражает тот факт, что большинство россиян (73,2%) проживают в городах, при том, что у сельских жителей вероятность бедности почти в два раза выше, чем у горожан.
Политика стимулирования экономического роста остается, как и в предыдущие годы, наиболее эффективным способом достижения цели сокращения бедности и является первым направлением стратегии сокращения бедности. В то же время у Правительства есть огромный неиспользованный резерв для сокращения бедности за счет перераспределения расходов на социальные нужды. Необходимо резкое улучшение показателей адресности программ помощи бедным. В настоящее время две программы характеризуются наиболее высокой долей участия бедного населения: это программа детских пособий и программы децентрализованной социальной помощи. Однако даже в этих программах лишь около 30% и 28% получателей, соответственно, относятся к бед-нейшим 20% населения, т.е. более двух третей средств, предназначенных бедным, оказываются переданными домохозяйствам, не являющимся бедными. Более того, за исключением детских пособий средний размер пособий, получаемых обеспеченными гражданами, превышает средний размер пособий, получаемых бедными.
Кроме того, необходимо повысить адресность социальных расходов в целях решения недавно появившейся проблемы доступности таких государственных услуг, как образование и медицинское обслуживание. Без принятия серьезных мер, направленных на решение этой проблемы, может возникнуть замкнутый круг воспроизводства беднейших слоев общества. В этом отношении наиболее тревожным признаком является то, что, несмотря на высокий процент россиян, посещающих и оканчивающих обязательную школу, дети из бедных семей имеют меньше возможностей получения дошкольного, специального и высшего образования, поскольку его доступность все больше зависит от уровня дохода и благосостояния.
По состоянию на 2003 г. взрослое население, имеющее самые низкие доходы, училось в школе в среднем на 2-3 года меньше, чем население с самыми высокими доходами. Это негативно сказывается на их перспективах в жизни. Так как различия в отдаче от образования увеличились, для детей из бедных семей риск стать бедными взрослыми находится на уровне выше среднего.
Аналогично отсутствие доступа к высококачественному медицинскому обслуживанию чревато формированием устойчивой бедности. Уже сейчас у бедных россиян показатели здоровья хуже, чем у более благополучных граждан. Согласно оценкам, население сейчас оплачивает из собственного кармана от 30% до 55% общего объема расходов на здравоохранение. При этом для бедных и малоимущих групп населения наличные платежи составляют большую долю от общего объема потребления независимо от вида услуги или способа ее предоставления.
Адресные меры в целях ликвидации очагов глубокой бедности должны стать третьим направлением стратегии борьбы с бедностью. Такие меры должны быть адресованы детям, а также жителям малых городов, сельской местности и депрессивных регионов.
Новое Правительство и экономическая стратегия
До сих пор новое российское Правительство приспосабливалось к серьезным административным изменениям, которые произошли в середине 2004 г. После принятия решения о сокращении количества заместителей министра до двух человек некоторые министерства столкнулись с огромными трудностями в процессе дальнейшего распределения обязанностей. Кроме того, в настоящее время Правительство готовит проект новой среднесрочной программы социально-экономического развития. Постановление Правительства от 28 июля об "Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года" предполагает гораздо более активную роль Правительства а также крупных государственных инвестиционных программ в экономике. Тем не менее в Правительстве существуют разные мнения по этому вопросу, и окончательное содержание среднесрочной программы социально-экономического развития пока остается неясным. Сейчас по целому ряду направлений проводятся серьезные структурные реформы, включая реформу бюджетной сферы и межбюджетных отношений, административную реформу, банковскую реформу, реформу социальной политики и реструктуризацию электроэнергетики. Некоторые из этих направлений рассматриваются в настоящей статье.
Несмотря на то, что Россия могла бы безусловнo получить выгоду от инвестиций в ключевые инфраструктурные проекты, продолжающиеся в последнее время споры о более активной инвестиционной политике государства вызывают определенные опасения. Во-первых, похоже, что разработчики "Основных направлений" исходили из предположения о том, что Центральный Банк сможет контролировать инфляцию и укрепление реального курса рубля, по существу, независимо от фискальной политике и управления Стабилизационным фондом. В силу изложенных здесь причин такое предположение представляется нереалистичным на данном этапе развития России. Во-вторых, государственные инвестиционные программы в области инфраструктуры должны дополнять, а не заменять основные двигатели роста за счет совершенствования регулирования и сокращения чрезмерного вмешательства государства в экономику. Было бы полезно, если бы новое российское Правительство продемонстрировало свое стратегическое намерение продолжить активную работу, направленную на достижение этой главной цели.
Опубликовано на Порталусе 31 октября 2006 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK