Рейтинг
Порталус

Роберт Прокопэ, Людмила Гречаник - Борьба с отмыванием денег от торговли наркотиками, оружием и других видов преступной деятельности в России

Дата публикации: 01 ноября 2006
Автор(ы): Роберт Прокопэ, Людмила Гречаник
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА →
Источник: (c) Журнал «Экономика России: ХХI век» № 18
Номер публикации: №1162366566


Роберт Прокопэ, Людмила Гречаник, (c)

Мировой объем легализации незаконных доходов от торговли наркотиками и оружием и других видов преступной деятельности составляет от 500 млрд. долл. до триллиона долл. ежегодно


Банки выступают своего рода "стражами ворот" законной финансовой системы. Только их бдительность может оградить систему от организованных преступных группировок, коррупционеров и террористов, не давая им в руки инструмент сокрытия доходов от преступной деятельности. Таким образом, банки играют решающую роль в предупреждении и выявлении фактов отмывания денег и передаче сведений в соответствующие органы.

Недавно "Юнион Бэнк оф Калифорния" и АБН АМРО приняли решение о замораживании корреспондентских отношений с рядом российских банков, что свидетельствует о возросшем внимании к источникам средств по трансакциям и усилении контроля регулирующих органов в различных странах мира. Принимают ли российские банки достаточные меры по борьбе с отмыванием денег, которые могут изгладить из памяти мирового сообщества скандал с "Бэнк оф Нью-Йорк" 1999 года? Или же в мире до сих пор превалирует негативное восприятие российской банковской системы, как можно заключить из действий АБН АМРО и "Юнион Бэнк оф Калифорния"?

Как считает вице-президент "Юнион Бэнк оф Калифорния" Роман Кортава, негативное восприятие все еще присутствует. В начале ноября этого года Кортава заявил: "Мы вновь переживаем кризис доверия к российским банкам".

Противодействие легализации незаконных доходов в прошлом отнюдь не являлось приоритетной задачей государственных органов и банковских организаций, что в полной мере справедливо и для России. Во многих странах соответствующие нормативно-правовые требования были введены относительно недавно, при этом новые законы и положения далеко не всегда полноценно исполнялись после их введения.

Вместе с тем за последние годы в нормативно-правовой базе в этой сфере произошли кардинальные изменения. На фоне растущей решимости политиков нанести удар по наркоторговцам, участникам организованных преступных группировок и террористам был предпринят целый ряд согласованных мер на уровне отдельных стран и мирового сообщества в целом. В частности, речь идет о работе созданной в 1990 г. Международной организации по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF), мерах со стороны МВФ и Всемирного банка, а также внедрении передовых стандартов Базельского комитета по надзору за деятельностью банков, касающихся идентификации клиентов, сбора и проверки информации о клиентах (правило "знай своего клиента") и системы корпоративного управления. Дополнительный импульс этому процессу придали события 11 сентября и принятие в США закона "Об объединении и укреплении Америки путем введения антитеррористических мер" (US PATRIOT Act).

Помимо принятия новых законов, регулирующие органы начали ужесточать санкции за нарушение правил работы финансовой системы и механизмов контроля, даже в случае отсутствия прямых доказательств фактов отмывания денег. Целая серия громких скандалов с коррумпированными политиками, присвоившими казенные средства и проводившими их через банки развитых стран, заставила обратить более пристальное внимание на деятельность частных банков. В первую очередь регулирующие органы интересует, насколько тщательно проводятся предварительные проверки благонадежности клиентов, каким образом ведется контроль за трансакциями и как поставлена работа по передаче сведений о подозрительных операциях в соответствующие органы. Особенно это актуально с учетом того интереса, который вызывают у мирового сообщества действия бывшего режима Саддама Хусейна по накоплению и вывозу денежных средств из Ирака, а также участие ряда российских компаний в программе ООН "Нефть в обмен на продовольствие".

В России в августе 2001 г. был принят закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", в который в октябре 2002 г. были внесены поправки, касающиеся финансирования террористической деятельности. Согласно действующему российскому законодательству о противодействии легализации незаконных доходов контролю подлежат все операции на сумму не менее 600 тыс. руб., при этом банки обязаны передавать сведения в соответствующие органы обо всех подозрительных операциях с денежными средствами и иными активами.

В марте 2004 г. Комитет РФ по финансовому мониторингу, который отвечает за меры по борьбе с отмыванием денег в России, а также за сбор, анализ и передачу соответствующей информации в российские правоохранительные органы, был преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Центральный Банк Российской Федерации, который следит за соблюдением банковским сектором законодательства о противодействии легализации незаконных доходов, провел проверку более тысячи финансовых учреждений и отозвал лицензии у нескольких банков за выявленные нарушения законодательства.

Иными словами, после бесславных дней 2002 г., когда Россия находилась в "черном списке" FATF стран, не ведущих борьбу с отмыванием денег, она приняла ряд мер, направленных на противодействие легализации незаконных доходов. Быть исключенной из компании таких стран, как Филиппины, Нигерия и Науру, до сих пор состоящих в списке, и войти в состав FATF - это несомненное достижение, однако очевидно, что многое еще только предстоит сделать.

Международное исследование

По заказу КПМГ Форензик, отдела КПМГ, специализирующегося на разрешении споров и финансовых расследованиях, недавно было проведено международное исследование по вопросам противодействия легализации незаконных доходов. Цель исследования - определить, ведет ли растущая глобализация деятельности банковских групп и усиление международного сотрудничества регулирующих органов к большей согласованности мер по борьбе с отмыванием денег. Кроме того, в ходе исследования ставилась задача сформулировать основные вопросы, которые, по нашему мнению, должно учитывать руководство банков при решении основных проблем, выявленных по результатам исследования и вытекающих из полученных ответов и комментариев респондентов.

Для проведения опроса были выбраны банки, входящие в тысячу крупнейших мировых банков, а также ключевые банки из семи регионов мира. Спектр деятельности респондентов охватывал все главные направления банковской сферы (работа с физическими лицами, обслуживание корпоративных клиентов, частные банковские услуги, инвестиционная деятельность, оптовый банковский бизнес). Из 209 респондентов 15 банков (7%) ведут свою деятельность в России. Ниже приводятся некоторые из результатов исследования.

Приоритеты

Сегодня борьба с отмыванием денег является приоритетным направлением деятельности банков. Респондентами было отмечено растущее внимание, которое уделяют руководители банков вопросам борьбы с легализацией незаконных доходов. В первую очередь это связано с тем, что неспособность выполнять установленные требования в этой сфере грозит серьезным ущербом репутации банков как на внутреннем рынке, так и при ведении международных операций. Очевидно, что это является одной из причин, побудивших АБН АМРО и "Юнион Бэнк оф Калифорния" пересмотреть свои отношения с российскими банками- корреспондентами. Из общего числа опрошенных руководителей российских банков 60% указали, что вопросы борьбы с отмыванием денег являются для них вопросами первостепенной важности (доля банков, придерживающихся такого мнения, в общем числе респондентов международного исследования составила 61%).

Выполнение мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, требует значительных дополнительных затрат. За последние три года затраты на выполнение мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, резко возросли (в среднем на 61%). Никто из респондентов не отметил снижения этих расходов. Более 50% из числа опрошенных в России указали, что в течение последних трех лет объем выделенных на эти цели средств вырос более чем на 50%, а половина от этой части респондентов утверждает, что данная сумма удвоилась.

Большинство банков, включая российские, ожидают дальнейшего роста расходов на борьбу с отмыванием денег в ближайшие три года. И хотя темпы роста этих расходов будут снижаться, их объем останется значительным.

Контроль за банковскими операциями был основным направлением борьбы с отмыванием денег, на которое приходилась большая часть увеличения расходов за последние три года. Респонденты ожидают, что и в последующие три года основная доля расходов по осуществлению мер по борьбе с отмыванием денег будет приходиться именно на это направление работы. Задача, стоящая сейчас перед банками, заключается в том, чтобы последовательно совершенствовать используемые системы. При этом банкам необходимо продолжать применение подхода, основанного на оценке рисков, и проводить анализ относительных рисков, с которыми они могут столкнуться при использовании отдельных продуктов в рамках различных схем взаимоотношений в различных странах.

Кадры

Вторым по объему затрат направлением мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, было повышение профессиональной квалификации персонала. Несмотря на то, что почти две трети опрошенных используют в целях профессиональной подготовки и обучения компьютерные программы, только 22% считают их наиболее эффективными средствами. Респонденты твердо придерживаются мнения, что индивидуальная учебная подготовка - самый прогрессивный метод. На практике приходится уравновешивать сложность осуществления учебных программ и их стоимость с необходимостью более широкого охвата и менее дорогостоящим обучением на базе компьютерных программ. Среди представителей российских банков 67% (в отличие от 52% в остальных странах мира) отметили, что за последние два года от 80 до 100% их персонала прошли соответствующую профессиональную подготовку и обучение.

Законы

Банки все больше понимают важность соблюдения требований законодательства и нормативных документов по борьбе с отмыванием денег в отношении как имеющихся, так и новых клиентов.

Почти три четверти респондентов отметили наличие в их учреждениях программ, направленных на устранение нехватки данных о своих клиентах, которые могли войти в состав клиентуры банков до внедрения или совершенствования правила "знай своего клиента", а также вступления в силу законодательства и требований к раскрытию информации о банковских счетах. Все опрошенные российские банки отметили, что в настоящее время они занимаются осуществлением программ по выявлению недостатков в сборе и обобщении информации о своих клиентах.

Зачастую работа в этом направлении рассматривается только с точки зрения затрат. Однако опыт КПМГ показывает, что предпринимаемые усилия могут принести банкам существенную выгоду как в плане улучшения взаимоотношений с клиентами, так и в плане получения более точной управленческой информации.

Неожиданно большая доля респондентов в России (80%) отметила, что предъявляемые к ним требования в отношении противодействия легализации незаконно полученных денег представляются эффективными, 7% опрошенных считают бремя соблюдения этих требований приемлемым, но при этом их содержание может быть доработано. По мнению 13% респондентов, государственные органы должны повысить требования, предъявляемые к финансовым учреждениям.

Другая часть представителей банков, участвовавших в опросе, не была столь единодушна в своих мнениях, как российские банки: 47% считают предъявляемые требования достаточно эффективными, 37% признают их действенными, но нуждающимися в существенной доработке, а 6% опрошенных назвали применяемые требования слишком обременительными.

В ходе исследования выявились такие темы, как необходимость получения реакции государственных органов и подразделений финансовой разведки (ПФР) и совершенствование координации мер по борьбе с отмыванием денег на международном уровне. И хотя большинство респондентов высказались за более строгие требования к мерам по борьбе с отмыванием денег, в целом мнения по этому вопросу разделились, поскольку многие склоняются в пользу более гибкого подхода, основанного на тщательной оценке рисков.

Тестирование и контроль

Тестирование и контроль за процедурами, направленными на предотвращение и выявление случаев легализации денежных средств, полученных преступными способами, должны носить независимый и скоординированный характер.

Большинство респондентов, в том числе из числа российских банков, осуществляют программу независимого тестирования систем и механизмов контроля, направленных на предотвращение и выявление случаев отмывания денег, опираясь при этом на использование широкого спектра внутренних и внешних ресурсов. Старшему руководству банков необходимо обеспечить независимость самих процедур контроля от тех звеньев, которые отвечают за их внедрение, а также скоординировать работу таким образом, чтобы получаемые результаты давали связанное и обобщенное представление о состоянии систем и механизмов, используемых на практике для предотвращения легализации незаконно полученных денег.

При осуществлении мер по борьбе с отмыванием денег банки все шире внедряют подход, основанный на оценке рисков. Большая часть респондентов заявила о необходимости ужесточения правила "знай своего клиента" в отношении новых клиентов с учетом потенциальных рисков, связанных с работой с такой категорией клиентов.

Две трети банков указывают на значительное увеличение сообщений о проявлениях подозрительной деятельности за последние три года. Эту тенденцию отмечают 87% опрошенных российских банков. Рост количества сообщений подозрительных операций последовал в результате принятия новых законодательных требований и увеличения инвестиций в развитие электронных систем.

Заглядывая в будущее

Результаты исследования наглядно показывают, что банки все шире внедряют в свои стандартные операции комплекс мер и процедур по предотвращению отмывания денег. Они ведут активный поиск путей их совершенствования, и основная задача сейчас сводится к последовательному развертыванию этого комплекса и процедур во всей банковской сфере и обеспечению гарантий руководству банков, что этот процесс осуществляется эффективно.

Как показывает опыт КПМГ, совершенствование методов и процедур, направленных на противодействие легализации незаконно полученных денег, обеспечивает банкам значительную отдачу от вложения ресурсов в это направление работы, способствуя получению более подробной информации о своих клиентах и совершенствованию процесса управления отношениями с ними. Взаимоувязка мер по борьбе с отмыванием денег с действиями по предотвращению должностных преступлений и проявлений мошенничества, а также с кредитным контролем также обеспечивает экономию при проведении текущих операций.

Как мы убедились, ответы, представленные российскими банками и банками в других странах мира в рамках исследования, проведенного КПМГ, носили непротиворечивый характер, свидетельствуя об их активной приверженности делу борьбы с отмыванием денег. Сейчас задача российских банков заключается в том, чтобы убедить своих партнеров в том, что эта приверженность подтверждается как стремлением достигнуть успеха, так и конкретными положительными сдвигами.

Российским банкам и финансовым учреждениям необходимо сознавать, что соблюдение в России международных требований, предъявляемых к противодействию легализации незаконно полученных денег, оказывает влияние на усилия, предпринимаемые на глобальном уровне. Для того чтобы войти в ряды уважаемых участников международных финансовых рынков или увеличить прибыльность своих операций, российским банкам недостаточно просто соблюдать требования национальных регулирующих органов. Они должны идти дальше.

Энтузиазм многих международных компаний относительно выхода на российский рынок или дальнейшей работы на нем во многом зависит от того, насколько инициативный подход проявят их потенциальные партнеры по отношению к применению передовой практики в борьбе с отмыванием денег. Угроза репутации России остается значительной, и международные партнеры вряд ли будут удовлетворены заверениями со стороны российских банков о том, что они делают все необходимое в этом направлении.

По всей видимости, международные партнеры благоприятно воспримут проведение объективной и независимой оценки подхода российских банков третьей стороной. Поскольку в этом направлении деятельность российских регулирующих органов не пользуется таким же авторитетом, как в других странах, это обстоятельство служит дополнительным аргументом в пользу проведения независимых действенных консультаций.

Опубликовано на Порталусе 01 ноября 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама