Рейтинг
Порталус

Книжная полка. ОТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ - К "СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ" Говоренкова Т. М. Благотворительность и общественное призрение, или что было в России до советского "социального обеспечения" (Краснодар, 2004. - 132 с.).

Дата публикации: 27 октября 2007
Автор(ы): В. В. КОТИЛКО, академик РАЕН, Москва
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1193488260


В. В. КОТИЛКО, академик РАЕН, Москва, (c)

ОТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ - К "СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ"
Автор: В. В. КОТИЛКО


Говоренкова Т. М. Благотворительность и общественное призрение, или что было в России до советского "социального обеспечения" (Краснодар, 2004. - 132 с.).

Книга, изданная Кубанским госуниверситетом, интересна и полезна тем, что в ней российские достижения и ошибки в помощи неимущим рассматриваются на фоне изменений, происходивших в европейских странах. Выводы, к которым приходит автор книги, позволяют по-новому взглянуть на современное законотворчество в части вопросов, касающихся социальной помощи.

По Далю, благотворительность - "готовность делать добро, помогать бедным". В 1896 г. в структуре доходов на социальные нужды пожертвования составляли 2%, к 1913 г. они достигли 19%.

Нельзя не учитывать, что этот вид деятельности был добровольным. Он не мог предварительно учитываться или прогнозироваться, его объемы существенно различались по городам и губерниям.

В России первое упоминание о помощи "неимущим и сирым" относится к договору князя Олега с греками 911г. Благотворительность особенно развернулась с введением христианства в 988 г. Начала формироваться традиция личной благотворительности. Вот некоторые исторические примеры.

* Великий князь Владимир Красное Солнышко вменил в обязанность духовенству (Уставом 996 г.) заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц.

* "Человеколюбие" и "нищелюбие" привело к тому, что в городах появились странники, калики перехожие; английский посол Флетчер писал о Московии XVI в.: "бродяг и нищенствующих у них несчетное число".

стр. 189


--------------------------------------------------------------------------------

* Царь Федор Алексеевич, изучив опыт других стран, издал в 1682 г. Указ о богадельнях и больницах: "чтобы впредь по улицам бродячих и лежащих нищих, между которыми притворные воры, в всем здоровы и работать могут, не было", т. е. нищих отделили от больных.

* После челобитной Петру I "царских нищих", мол, они "носят платье уже шестой год без перемен и совсем обносились", "живут без кормовых и жалованья", была объявлена война институту нищих: в каждом городе открывались смирительные дома для нищих с принудительным трудом, а также "сиротские дома и госпитали".

* По Указу 1712 г. всех "ленивых прошаков" без разбора били, клеймили и ссылали на каторжные работы; подавать милостыню разрешалось лишь через церковь.

* С 1776 г. создаются Приказы общественного призрения; с 1802 г. руководство общественным призрением взяло на себя Министерство внутренних дел.

* С 60-х годов XIX в. началась децентрализация власти, в качестве одной из компетенций городскому самоуправлению было поручено "попечение о призрении бедных и прекращении нищенства.., устройство и заведывание благотворительными лечебными заведениями".

* Вплоть до революции 1917 г. возникают такие общества, как Комитет для помощи бедным отставным обер-офицерам и их семьям, Общество исправительных приоритетов для бесприютных детей, Общество дешевых столовых для нуждающихся студентов.

Главными средствами помощи во второй половине XIX в. рассматривались: предоставление крова, пропитания, одежды, медицинской помощи и т. п. В то же время лучшие умы понимали, что "устранение причин нищеты требует широких и коренных общественных преобразований" (Н. Х. Бунге). О важности и масштабах этой работы говорят цифры: в 1816 г. помощь была оказана 2,1 тыс. человек; в 1902 г. - уже 22,6 млн. чел. и 6 тыс. семей.

Интересна структура средств, направляемых на цели призрения. В 1896 г. капиталы составляли 76%, членские взносы обществ - 0,4%, пожертвования - 2,0%, пособия от государства - 0,6%, недвижимость - 21%. Наибольший объем средств поступал в виде капиталов из Петербурга и Москвы (200 из 251 млн. руб.), 50% всех частных пожертвований также шло из этих двух городов.

стр. 190


--------------------------------------------------------------------------------

Среди форм призрения выделялись:

* учреждения чистого призрения, не приносившие дохода (богадельни, детские приюты и ясли, профессиональные школы и мастерские и т. п.);

* учреждения трудового призрения, где часть расходов оплачивают сами призреваемые (Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, преобразованное в 1906 г. в Попечительство о трудовой помощи, с капиталом 2,4 млн. руб., имевшее не только дома трудолюбия, но и ночлежные дома, школы, дешевые квартиры, магазины, пекарни, столовые, библиотеки, типографии, прачечные и другие заведения);

* призрение общественными организациями (например, ведомство Императрицы Марии в 1902 г. включало 308 обществ и 495 заведений, помогало 60 тыс. младенцам, содержало 329 приютов для детей, 73 средних и 63 низших учебных заведений и 148 сельских школ, включая школы для слепых и глухонемых; Общество Красного Креста; Попечительство о народной трезвости и др.);

* ведомственное призрение (Министерство народного просвещения имело 206 обществ и 233 заведения, Министерство юстиции - 48 обществ и 75 заведений, Министерство путей сообщения - 9 обществ и 15 заведений, военное министерство - 52 общества и др.).

Опыт, накопленный в дореволюционной России, не всегда давал положительные результаты. Так, в журнале 1912 г. с прискорбием подводились итоги попечительства: "Опыт первых лет показал нежелание бедноты зарабатывать трудом пропитание. Обленившиеся и привыкшие ко всякого рода подачкам бродяги ежедневно домогались у общества дарового крова и пропитания". В том же году в прессе сообщалось о ликвидации Харьковского общества благодарения по причине того, что "ни один из получивших кредит его не возвращает..."

Тем не менее размах помощи и широкий охват различных категорий населения, разнообразие видов помощи (поиск и предоставление работы; обучение ремеслам и профессиям, предоставление крова, пищи, одежды и обуви; врачебная помощь; воспитание, образование и обучение детей и многое другое) были таковы, что было бы необходимо непредвзято изучать наше историческое наследие в этой сфере.

В. В. КОТИЛКО, академик РАЕН, Москва

стр. 191

Опубликовано на Порталусе 27 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама