Рейтинг
Порталус

© ЗОЛОТОВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ РОССИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Дата публикации: 18 сентября 2015
Автор(ы): В. БЕЛКИН, В. СТОРОЖЕНКО
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ
Источник: (c) Вопросы экономики, № 10, Октябрь 2007, C. 41-51
Номер публикации: №1442581113


В. БЕЛКИН, В. СТОРОЖЕНКО, (c)

В. БЕЛКИН, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ЦЭМИ РАН, В. СТОРОЖЕНКО, доктор экономических наук, главный научный сотрудник ЦЭМИ РАН

 

Структура золотовалютных резервов

 

Современные золотовалютные резервы (ЗВР) состоят из четырех компонентов, одним из них является золотой запас. В условиях существовавшей до начала 1970-х годов Бреттонвудской системы, которая была основана на золотовалютном (золото-долларовом) стандарте, базовым элементом ЗВР служило золото.

 

В 1971 г. США отказались от дальнейшего обмена долларов, принадлежащих государственным органам других стран, на американское золото. Ямайское соглашение 1976 г. о реформе международной валютной системы, вступившее в силу в 1978 г., предусматривало демонетизацию золота. Была упразднена его официальная цена, прекратилось централизованное регулирование мировых золотых рынков. Золото, как и всякий другой товар, стало свободно продаваться и покупаться на них по складывающимся ценам. Международный валютный фонд (МВФ) и некоторые страны, главным образом США, продали часть принадлежавшего им драгоценного металла. Однако эти продажи вскоре прекратились, и с конца 1970-х годов официальные золотые запасы остаются практически стабильными, хотя в последние годы ряд центральных банков развитых стран периодически осуществлял операции по продаже золота из своих резервов.

 

Второй компонет ЗВР - запасы иностранных свободноконвертируемых валют (СКВ). Они представляют собой требования государственных валютных органов к нерезидентам в форме остатков, находящихся на текущих счетах в иностранных банках, и краткосрочных банковских депозитов, рыночных ликвидных финансовых инструментов: казначейских векселей, краткосрочных и долгосрочных правительственных ценных бумаг, различных не обращающихся на рынке долговых свидетельств, которые являются результатом официальных сделок данной страны с центральными банками и правительственными учреждениями других стран.

 

Третьим компонентом выступает резервная позиция - доля страны в Международном валютном фонде. Количественно она соответствует той части вступительного взноса страны в МВФ, которая выражена не в национальной валюте, а в резервных активах, то есть свободноконвертируемых валютах других стран-членов. Если МВФ использует часть внесенной национальной валюты страны-члена для предоставления кредитов другим странам, то ее резервная позиция соответственно увеличивается. Поэтому она определяется как пре-

 

стр. 41

 

 

вышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении МВФ запаса ее национальной валюты. Страны-члены могут получать валютные средства в МВФ в пределах своей резервной позиции автоматически, по первому требованию.

 

Наконец, четвертым компонентом официальных международных резервов являются принадлежащие странам специальные права заимствования (СДР). СДР представляют собой выпущенные МВФ и распределенные между странами-членами пропорционально их квотам международные кредитные резервные и платежные средства. Они предназначены для пополнения валютных резервов, урегулирования сальдо платежных балансов, расчетов с МВФ и соизмерения стоимости национальных валют стран-членов МВФ. В настоящее время механизм СДР играет весьма ограниченную роль.

 

Официальные золотовалютные резервы призваны выполнять следующие функции: финансирование дефицита баланса текущих операций; обслуживание международных расчетов, прежде всего государственного внешнего долга; осуществление валютных интервенций при проведении курсовой политики; формирование запаса ликвидности; извлечение прибыли1. В странах с рыночной экономикой использование центральными банками официальных резервов для уравновешивания платежных балансов практически осуществляется через механизм валютных интервенций, непосредственная цель которых - ограничение колебаний обменных курсов денежных единиц. В уставе МВФ правила регулирования странами-членами валютных курсов сформулированы лишь в самом общем виде. Действующий валютный механизм не требует жесткой связи между состоянием платежного баланса и динамикой ЗВР страны. В настоящее время для покрытия дефицитов платежных балансов используются исключительно запасы иностранных национальных валют. Для реализации других компонентов международных резервов их необходимо измерять в СКВ.

 

Официальные ЗВР служат одним из факторов формирования денежной базы - основы внутреннего денежного обращения. Поэтому резкие изменения их уровня приводят к колебаниям величины внутренней денежной массы, которые могут оказать дестабилизирующее воздействие на национальную экономику. При увеличении активного сальдо платежного баланса и соответствующем расширении объема резервов денежная масса возрастает, что может запустить механизм "импортируемой инфляции". Подобная ситуация наблюдалась в ряде стран Западной Европы и в Японии в конце 1960 - начале 1970-х годов, когда они испытывали массированный приток долларов, под влиянием которого произошло разбухание их официальных резервов.

 

Наличие взаимосвязи между величиной ЗВР, с одной стороны, и объемом внутреннего денежного обращения - с другой, используется для обоснования бытующих представлений, согласно которым эти резервы являются покрытием, "обеспечением" национальной денежной массы и от их уровня якобы напрямую зависят качественные характеристики денег, находящихся во внутреннем обращении. Тезис о том, что нара-

 

 

1 Золотухина Т. К вопросу об определении уровня достаточности официальных золотовалютных резервов // Вопросы экономики. 2002. N 3. С. 32.

 

стр. 42

 

 

щивание ЗВР - главная гарантия "здоровья" национальной денежной единицы, не убедителен, ибо оно определяется прежде всего состоянием национальной экономики, насыщенностью внутреннего рынка товарами и услугами, международной конкурентоспособностью отечественных производителей, внешней конвертируемостью национальной валюты, хотя здесь, безусловно, важную роль играют и ЗВР.

 

Опыт управления ЗВР

 

При управлении ЗВР необходимо стремиться к обеспечению максимальной эффективности их использования. В этих целях органы валютного регулирования страны должны всесторонне анализировать динамику ЗВР и вырабатывать управленческие решения по нескольким направлениям.

 

Во-первых, нужно определить оптимальный для данных условий объем ЗВР. Чрезмерное снижение их уровня под влиянием складывающегося в течение длительного времени дефицита платежного баланса чревато тем, что страна не сможет удовлетворять свои жизненно важные потребности за счет импорта или окажется не в состоянии обслуживать внешние долговые обязательства. Печальный пример такого рода - дефолт в России в августе 1998 г. При всех конъюнктурных колебаниях валютного рынка объем ЗВР для их компенсации, по нашим оценкам, должен составлять сравнительно небольшую величину - примерно 10 млрд. долл.

 

В целях экономического анализа, выработки рациональных критериев минимальной достаточности ЗВР в международной практике используется ряд показателей, в частности соотнесение величины резервов с усредненными показателями объема импорта. Достаточной считается величина ЗВР, равная стоимости импорта товаров и нефакторных услуг за три месяца2. Отметим, что корректность и универсальность этого показателя подвергались сомнению3. Поэтому с учетом имеющихся в российской экономике проблем минимально достаточный объем ЗВР должен быть увеличен по крайней мере вдвое - до 6 месяцев стоимости импорта. Федеральным бюджетом на 2007 г. и трехлетним бюджетом на 2008 - 2010 гг. предусмотрено, что объем импорта возрастет с 169 млрд. долл. в 2007 г. до 257 млрд. долл. в 2010 г. Таким образом, минимально достаточные размеры ЗВР, согласно этому критерию, составят соответственно 85 млрд. и 130 млрд. долл., что в несколько раз меньше их нынешней величины (416 млрд. долл. на 1 сентября 2007 г.).

 

Применяются и другие критерии - сопоставление уровня резервов с суммой всех внешних расходов, размерами пассивного или активного сальдо торгового и платежного балансов, наконец, величиной внешних долговых обязательств. Согласно основным параметрам трехлетнего

 

 

2 Фетисов Г. Золотовалютные резервы России: объем, структура, управление // Вопросы экономики. 2005. N 1. С. 51

3 Scott R. Tue Management of Foreign Exchange Reserves // Bank for International Settlements Economic Papers No 38. July 1993.

 

стр. 43

 

 

бюджета, верхний предел государственного внешнего долга на 1 января 2011 г. прогнозируется в 45 млрд. долл., то есть примерно на уровне 2007 г. Конечно, эти показатели минимально допустимых ЗВР не являются универсальными, годными на все случаи жизни. Каждая страна определяет их эмпирическим путем с учетом многообразия конкретных обстоятельств. Однако по всем перечисленным критериям ЗВР России заметно превышают необходимый уровень, что свидетельствует о неэффективности проводимой финансовой политики.

 

Во-вторых, существует проблема выбора между отдельными компонентами резервов, установления их целесообразного соотношения. Поскольку резервная позиция в МВФ составляет небольшую долю в общей величине резервов и ее размеры определяются уставом МВФ, эта проблема практически сводится к фиксированию соотношения между иностранной валютой и золотом, определению размеров золотого запаса. А данное соотношение, в свою очередь, всегда являлось компромиссом между стремлением к обеспечению доходности ЗВР, с одной стороны, и требованиями поддержания надлежащего уровня их ликвидности - с другой.

 

Страны, переживающие экономический кризис или сталкивающиеся с проблемой покрытия дефицита платежного баланса, используют золото в качестве залога для получения внешних кредитов. Центральные банки практикуют операции с золотом типа "своп", которые представляют собой продажу золота за иностранную свободноконвертируемую валюту при одновременном совершении сделки, предусматривающей обратную его покупку через определенный срок. К операциям "своп" с золотом прибегал в свое время и Банк России.

 

В-третьих, перед властями стоит задача диверсификации ЗВР - формирования валютной корзины, то есть выбора конкретных валют и установления их удельного веса в ней. Актуальность данной проблемы обусловлена присущей современной валютной системе тенденцией движения к валютному полицентризму, процессом перехода от долларового к мультивалютному стандарту. Валютная "плюрализация" - следствие реальных сдвигов в соотношении сил между ведущими державами Запада, утраты США их прежней доминирующей позиции в мировой экономике, увеличения экономического потенциала стран Западной Европы, Японии и Китая.

 

В-четвертых, государственным органам приходится осуществлять выбор финансовых инструментов для инвестирования ЗВР. При этом важно учитывать степень их срочности, поскольку более долгосрочные вложения, как правило, приносят больший процентный доход. Поэтому при выборе финансовых инструментов для размещения ЗВР властям необходимо находить некий баланс между критериями срочности, прибыльности и ликвидности, определяемый прогнозными оценками состояния международных расчетов страны, потребностей обслуживания внешнего долга, движения валютного курса.

 

Роль ЗВР в качестве главного инструмента регулирования рыночного обменного курса побуждает власти заботиться в первую очередь именно о поддержании надлежащей ликвидности резервных активов. Этого же требует от стран-членов и МВФ, который признает

 

стр. 44

 

 

валютными резервами только активы, размещенные в центральных и первоклассных заграничных коммерческих банках.

 

Поскольку денежные власти России считают возможным использование ЗВР лишь в целях регулирования валютного курса рубля, они уделяют особое внимание поддержанию ликвидности резервных ресурсов. Подавляющая их часть инвестирована в высоколиквидные инструменты рынка государственных ценных бумаг, а именно в кратко- и среднесрочные казначейские обязательства правительств США и европейских стран. Средства, вложенные в подобные бумаги, могут быть мобилизованы в течение одного-двух дней и обеспечивают возможность расчетов сроком "завтра".

 

Оставшаяся сравнительно небольшая часть валютного резерва Центрального банка РФ размещена в ликвидных инструментах денежного рынка - это депозиты на условиях "овернайт" в первоклассных зарубежных коммерческих банках. В результате степень ликвидности ЗВР России существенно выше, чем у большинства развитых стран.

 

Наконец, в-пятых, и это главное, при определенных обстоятельствах власти могут использовать ЗВР для финансирования расходов государственного бюджета и решения важнейших социально-экономических задач. Развитые капиталистические страны обычно не прибегают к подобной практике, поскольку они сами являются эмитентами свободноконвертируемой валюты, однако в России по мере интенсивного увеличения ЗВР стало закономерно усиливаться стремление использовать их избыточную часть на удовлетворение потребностей экономики и населения страны.

 

Первым из числа официальных лиц с соображениями по поводу подобного использования ЗВР выступил в свое время премьер-министр В. Черномырдин. В интервью телекомпании "Останкино" 20 сентября 1994 г. он заявил о намерении правительства направить средства золотовалютного резерва на погашение задолженности государства по выплате заработной платы. В 1995 и 1996 гг. валютные средства, поступившие от МВФ и других международных валютно-финансовых организаций в распоряжение Министерства финансов РФ, были зачислены в государственный бюджет в качестве одного из источников покрытия его дефицита. Директор-распорядитель МВФ М. Камдессю в ходе своих переговоров в Москве с руководством России в 1996 г. выражал пожелание, чтобы часть трехгодичного "расширенного" кредита МВФ была израсходована на социальные цели, в частности на погашение задолженности по заработной плате.

 

Но руководство Банка России еще в 1995 г. категорически отвергало подобную перспективу: "Всякое отвлечение средств валютного резерва Центрального банка на иные, за исключением курсовой политики, цели будет означать нарушение пропорций внутреннего денежного обращения и возможность создания кризисной ситуации на отечественном валютном рынке"4. В те годы в рамках либерально-монетаристского подхода опасение использовать ограниченные ЗВР для внутренних целей было вполне обоснованным.

 

В сегодняшних условиях, по нашему мнению, возможно использование значительной части ЗВР для финансирования экономики и социаль-

 

 

4 Деньги и кредит. 1995. N 10. С. 77.

 

стр. 45

 

 

ной сферы. Впрочем, существуют и другие соображения, а именно: чем ЗВР больше, тем лучше, а использовать их следует лишь в форс-мажорных обстоятельствах, чтобы не подвергать риску сам институт резервирования. В данной связи приведем высказывание директора Института экономики РАН Р. Гринберга, с которым мы полностью согласны: "Копить на черный день бессмысленно, поскольку он уже наступил! Социальные и экономические проблемы России надо решать сейчас, а не передавать их в наследство будущим поколениям"5.

 

Направления использования избыточных ЗВР

 

В трехлетнем бюджете на 2008 - 2010 гг. и в апрельском (2007 г.) Послании Президента В. Путина Федеральному собранию РФ была подтверждена ненормальность накопления избыточных денежных средств в Стабилизационном фонде, реорганизованном ныне в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Треть этих фондов - 1 трлн руб. - предусматривается направить на нужды народного хозяйства и населения страны. Однако о необходимости и возможности подобного использования ЗВР, величина которых в четыре раза превышает суммарный объем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, ни в послании Президента, ни в трехлетнем бюджете не сказано ни слова. Между тем ЗВР стремительно растут (лишь за январь-август 2007 г. они возросли на 112 млрд. долл.) и к концу текущего года, видимо, приблизятся к отметке 500 млрд. долл.

 

Проблема использования излишков ЗВР в мире решается по-разному. В странах Ближнего Востока значительная часть огромных рентных доходов государств - поставщиков нефти на мировой рынок не оседает в золотовалютных резервах, а направляется в социальную сферу, обеспечивая повышение доходов населения, высокий уровень бытовых услуг, здравоохранения, образования. Благодаря хорошим перспективам нефтедобычи им не приходится создавать значительные запасы финансовых ресурсов, фонды будущих поколений и т. п. В большинстве индустриально развитых стран Европы и в США наращивания финансовых резервов также не наблюдается. В них ЗВР существенно меньше, чем в России, что объясняется устойчивостью, сбалансированностью их социально-экономического развития и мирохозяйственных связей6, а также, по-видимому, тем, что они сами являются источником СКВ.

 

Находящиеся в обороте деньги - денежная база - в этих и других развитых странах многократно превышают их ЗВР. Причина очевидна: использование ЗВР в хозяйстве выгоднее их накапливания. В России дело обстоит иначе: денежная база - "работающие" деньги - намного меньше ЗВР7.

 

 

5 Аргументы и факты. 2007. N 4. С. 8.

6 Фетисов Г. Указ. соч.

7 Глазьев С. Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов: Научный доклад. М.: Национальный институт развития, 2007. С. 34, 94.

 

стр. 46

 

 

Избыточные ЗВР России

 

Временные рамки безболезненной абсорбции экономикой избыточных ЗВР можно определить весьма приблизительно из-за многих непредсказуемых факторов: колебаний потребности в ЗВР в связи с конъюнктурой мирового рынка, изменений в геополитической сфере, в социально-политических условиях поддержания стабильности российского общества и государства. В таблице 1 представлены наши оценки минимальной потребности России в ЗВР.

 

Таблица 1

 

Минимальная потребность России в ЗВР (млрд долл)

 

Потребности в ЗВР

2007 г.

2010 г.

на покрытие шестимесячного импорта

85

130

на обеспечение внешнего госдолга

45

45

на поддержку корпоративных внешнеэкономических обязательств*

85

45

прочие

20

20

Итого

235

240

 
 
 
 
 

* По итогам 2006 г. накопленный корпоративный внешний долг в России составил примерно 260 млрд. долл. По данным ЦБ РФ, в первом полугодии 2007 г. он возрос до 343 млрд. долл. (Газета.Ru. 2007. 2 окт.).

 

Указанная потребность по первым двум позициям увязана с трехлетним бюджетом на 2008 - 2010 гг. Часть ЗВР на поддержку корпоративных внешних заимствований определена в первом приближении из расчета 50-процентного участия государства в суммарном акционерном капитале корпораций и покрытии половины их задолженности в случае дефолта за счет ЗВР. Эта часть должна снижаться вследствие предполагаемого постепенного выхода государства из капитала частных и смешанных корпораций. Таким образом, рост потребности в ЗВР в рассматриваемом периоде связан в основном с планируемым увеличением импорта.

 

Продолжение стратегии наращивания ЗВР без их использования на нужды экономики и социальной сферы приведет, согласно условному расчету, приближенному к действующим тенденциям, к увеличению ЗВР страны в 2007 г. до 500 млрд. долл., в 2008 г. - до 600 млрд, в 2009 г. - до 700 млрд, в 2010 г. - до 800 млрд. долл. Постепенное снижение прироста ЗВР за счет экспорта продукции нефтегазового комплекса может быть компенсировано путем наращивания экспорта продукции других отраслей: цветной и черной металлургии, машиностроения, включая экспорт вооружений, химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности и др. К сожалению, экспортный потенциал этих производств при составлении бюджета страны учитывается недостаточно.

 

Следовательно, избыточные по сравнению с минимально достаточным - неуменьшаемым уровнем ЗВР финансовые ресурсы составят в 2007 г. (500 - 235) - 265 млрд, в 2010 г. (800 - 240) -560 млрд. долл.

 

Очевидно, одномоментного вливания столь крупных финансовых ресурсов в российскую экономику допустить нельзя. Оно должно быть

 

стр. 47

 

 

строго дозированным и целенаправленным, иначе может произойти разбалансировка экономического организма с нежелательными последствиями, прежде всего раскручиванием гиперинфляции, обострением симптомов "голландской болезни" и т. п. По нашим расчетам, избыточные ЗВР могут быть эффективно восприняты экономикой в течение пяти лет. Не будем забывать и о ресурсах Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые предполагается частично использовать для решения актуальных инвестиционных и текущих задач. Вклад средств из указанных фондов и избыточных ЗВР в развитие страны может и должен стать существенно большим, чем предполагается сейчас. И альтернативы этому нет, ибо для реализации национальных проектов "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Здоровье", "Образование", "Развитие АПК", решения демографической проблемы и проблем жилищно-коммунального хозяйства, строительства современных автодорог, преодоления бедности и т. п. средств, ассигнованных в бюджете на 2007 г. и в трехлетнем бюджете на 2008 - 2010 гг., явно недостаточно.

 

О масштабах нехватки нынешних бюджетных средств особенно наглядно свидетельствует ситуация с национальным проектом "Здоровье". Спустя 1,5 года после начала его реализации состояние здравоохранения остается плачевным. Так, по данным выдающегося российского кардиохирурга, председателя Комиссии по формированию здорового образа жизни Общественной палаты РФ академика Лео Бокерия, 56,4% смертей в нашей стране вызваны сердечно-сосудистыми заболеваниями: ими страдают 22 млн. россиян. Чтобы достичь мировых стандартов в лечении названных болезней, нужно ежегодно делать 142 тыс. операций на открытом сердце. В 2006 г. удалось осуществить лишь 24 тыс. - 17% необходимого их количества. Причина здесь все та же - нехватка финансирования. На одну операцию наши хирурги получили от государства 4 тыс. долл., на все 24 тыс. - около 100 млн. долл., а общая потребность в финансировании составляет ежегодно 600 млн. долл.

 

Не лучше обстоит дело и с лечением других заболеваний. По данным бывшего главы Минздравсоцразвития М. Зурабова, потребность в выполнении операций опорно-двигательной системы и по профилю травматологии удовлетворяется лишь на 14%, по нейрохирургическому профилю - на 10 -12%8.

 

Неотъемлемой составной частью национального проекта "Здоровье" является программа дополнительного льготного обеспечения (ДЛО) лекарствами малоимущих граждан. Программа ДЛО систематически не выполняется. Как и в других областях, основная причина этого - недофинансирование. В конце апреля 2007 г. дефицит программы составил 40 млрд. руб. При нынешнем уровне финансирования к 2008 г. задолженность по программе ДЛО достигнет 80 млрд. руб. Нехватка лекарств влечет за собой повышение смертности, что отрицательно сказывается на демографии, а стало быть, и на экономике страны.

 

Так, против тяжелого заболевания крови - лейкемии имеется единственное эффективное лекарство - гливек, месячный курс лечения которым стоит 100 тыс. руб. - сумма, бедным не доступная. Вследствие ограниченности выделяемых средств программа ДЛО вообще не включает дорогие эффективно действующие лекарства.

 

Наряду с отставанием медицины и фармакологии на смертность в России существенно влияет состояние инфраструктуры, и в частности обеспеченность автодорогами. Даже в центральной части страны плотность автодорог в три раза ниже, чем во Франции, и в 2,5 раза ниже, чем в США. России не хватает 2 млн. км дорог. Во многом по причине плохих дорог в автоавариях в нашей стране погибает в среднем 35 тыс. человек в год - столько, сколько СССР потерял за всю афганскую

 

 

8 МК. 2007. 27 июня.

 

стр. 48

 

 

войну 1979 - 1989 гг. Экономические потери от неудовлетворительного состояния дорожной сети оцениваются в 3% ВВП.

 

Последним президентским Посланием Федеральному собранию РФ на развитие улично-дорожной сети предусмотрено выделить дополнительно к первоначальным бюджетным ассигнованиям 100 млрд. руб. К сожалению, с учетом ее нынешнего состояния для решения накопившихся проблем выделенных средств явно не хватит.

 

Ежегодное дополнительное поступление 100 млрд. долл. на нужды экономики и населения России в корне изменит условия развития страны в обозримой перспективе и приведет к существенному повышению уровня жизни населения. Крупномасштабное использование в народном хозяйстве избыточных ЗВР будет также содействовать активному привлечению инвестиционных ресурсов бизнеса и граждан, которые получат реальные гарантии своим вложениям.

 

Предложения об использовании избыточных ЗВР для развития экономики и социальной сферы наталкиваются на жесткое сопротивление денежно-финансовых властей. Их аргумент - угроза инфляции. Но ведь именно накопленные финансовые ресурсы при рациональном их использовании позволят не только сдержать инфляцию, но и существенно ее снизить.

 

На инфляцию оказывают влияние, помимо расширения денежного предложения, и другие факторы, например рост внутренних цен на газ, электроэнергию, услуги жилищно-коммунального хозяйства и др. Даже увеличение вдвое личных доходов, не дотягивающих сегодня до прожиточного минимума, не привело бы к ее заметному росту, поскольку цены на многие товары потребительской корзины малоэластичны по спросу. Некоторое увеличение цен на них может быть компенсировано государственной дотацией за счет накопленных ЗВР.

 

Отдельные правительственные чиновники выступают против использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на покрытие дефицита Пенсионного фонда. Однако в апрельском (2007 г.) Послании Президента В. Путина Федеральному собранию РФ сказано: "... у нас до сих пор не исчерпаны значительные резервы, позволяющие обеспечить большую наполняемость Пенсионного фонда и покрытие его дефицита"9. В нем не говорится, о каких именно резервах идет речь, но в письме профессора Б. Лавровского об этом сказано следующее: "...пенсионному фонду действительно грозит дефицит. Названную проблему вполне можно решить за счет доходов от управления золотовалютными резервами страны"10.

 

Излишки денежных ресурсов можно стерилизовать на основе расширения и большего разнообразия видов заимствований на федеральном и региональном уровнях, в том числе внедряемых с помощью банковской системы. Так, муниципальные займы на развитие и поддержание инфраструктуры могли бы в качестве инвесторов привлекать не только предприятия, но и жителей, которые непосредственно выиграют от местных инвестиций (улучшение дорог, систем связи и энергоснабжения, мелиорации и т. п.). Кроме того, систему заимствований следует диверсифицировать в интересах различных групп потенциальных ин-

 

 

9 Российская газета. 2007. 27 апр. С. 3.

10 Лавровский Б. Не ведают, что творят // Вопросы экономики. 2007. N 6. С. 155.

 

стр. 49

 

 

весторов. Еще в прошлом веке С. Ю. Витте ввел новые виды ценных бумаг: бессрочные облигации, приносящие владельцам "вечный" доход, облигации, номинированные в различных конвертируемых валютах, позволяющие владельцу получать доход в любой из них.

 

Целесообразен сплит государственных ценных бумаг до номиналов, доступных рядовому вкладчику (такой опыт имеется в ряде стран). И, конечно, важно развивать систему гарантий заимствований под конкретные проекты, займов широкого спектра по срокам и условиям реализации. Банки могли бы использовать новые формы предоставления кредитов и возврата долгов, например путем конверсии региональных ценных бумаг в акции предприятий.

 

Не следует забывать, что инфляция тормозится не только ограничением эмиссии денег, но и отвлечением денежной массы из оборота в банковские долгосрочные вклады. Чтобы увеличить в банках удельный вес "длинных" денег, нужна решительная протекционистская политика государства. Наращивание "длинных" денег в кредитно-банковской сфере, ПИФах, пенсионных и других фондах возможно путем введения за счет ЗВР и других накопленных резервов льготных условий вложения средств физических и юридических лиц на длительные сроки: повышенных процентов по таким вкладам и гарантий страхования. Отметим в данной связи решение Сбербанка России, понизившего ставку по ипотечным кредитам до 10% в рублях и продлившего максимальный срок их предоставления до 30 лет.

 

Другое антиинфляционное направление использования накопленных финансовых средств можно реализовать, предоставляя малым и средним предприятиям с коротким (менее одного года) циклом производства и сбыта готовой продукции льготы из ЗВР на цели повышения ее качества и увеличения объема реализации. Для таких предприятий потребуется закупить за рубежом современное высокопроизводительное оборудование, компоненты и расходные материалы, не производимые в России. Их можно передавать этим предприятиям по низким ставкам, с отсрочкой платежей до полного освоения мощностей либо за символическую плату при условии снижения цен на выпускаемую продукцию.

 

Большое значение имело бы увеличение финансирования приобретения за рубежом не выпускаемого в России технологического оборудования для строительства и промышленности строительных материалов, труб и других изделий специального назначения, а также транспортных средств, сельхозтехники, минеральных удобрений, средств защиты растений, расширения семенного фонда и продуктивного стада сельскохозяйственных животных. Импорт указанных товаров и оборудования обеспечит опережающий рост производительности труда относительно повышения его оплаты. Подобный эффект может быть достигнут и за счет закупки за рубежом автоматизированных, высокопроизводительных технологических комплексов и предприятий, работающих на основе "безлюдных технологий" и представляющих минимальную угрозу с точки зрения увеличения инфляции.

 

Ежегодный стоимостной объем антиинфляционных мер при поступлении 100 млрд. долл. в год из ЗВР может быть оценен в 500 млрд

 

стр. 50

 

 

руб., что будет приблизительно соответствовать росту фонда зарплаты - основного инфляционного фактора (напомним, что удельный вес оплаты труда в ВВП России составляет менее 50%).

 

Наконец, нередко звучит вопрос: что делать, если мы истратим накопленные резервы, а цены на нефть и газ резко упадут? Но в действительности мы предлагаем использовать лишь приростфинансовых ресурсов, поступающий сверх согласованной и законодательно утвержденной базы. Для надежности она оценивается нами "с запасом" - в значительно большем объеме, чем намечаемая правительством текущая и перспективная на ближайшие три года потребность в резервах.

 

К 2010 г. объем Стабфонда прогнозируется Минфином в размере 4,6 трлн руб. При базовом, не уменьшаемом остатке в 1,6 трлн руб. его прирост составит в перспективе около 110 млрд. долл. Таким образом, за четыре года общий прирост резервов достигнет 500 млрд. долл.

 

Основные направления использования избыточных ЗВР определяются национальными проектами, Посланием Президента РФ, федеральными программами и важнейшими приоритетами. Согласно трехлетнему бюджету, "главным из стратегических целей и приоритетов РФ правительство определило обеспечение достойной жизни для граждан". С учетом этого мы предлагаем примерную структуру и ориентировочные объемы среднегодового финансирования из ЗВР в размере 2,6 трлн руб., или 100 млрд. долл. (см. табл. 2).

 

Таблица 2

 

Возможные направления использования избыточных средств ЗВР

 

Основания

Направления использования средств

Дополнительное финансирование, млрд. руб.

Национальные проекты

Сельское хозяйство

200

Жилищное строительство

400

Образование

300

Здравоохранение

400

Послание Президента РФ

Демография

200

Оборонный комплекс

300

Федеральные программы

Малые предприятия

100

Наука

50

Культура

50

Спорт

50

Туризм

50

Главный приоритет

Обеспечение всем гражданам дохода не ниже

500

прожиточного минимума

 

 

Итого

2600

 
 
 
 
 

Конечно, сроки достижения многих важнейших целей выходят за пределы пятилетнего периода. Кроме того, большинство поставленных задач должно решаться перманентно. Поэтому приведенный выше расчет характеризует лишь первый этап глубоких структурных преобразований, модернизации России на основе рационального использования избыточных ЗВР, что позволит ей войти в число развитых стран.

 
 

Опубликовано на Порталусе 18 сентября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): ЗОЛОТОВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ РОССИИ



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама