Рейтинг
Порталус

О качестве дореволюционной урожайной статистики

Дата публикации: 14 февраля 2020
Автор(ы): С. А. Нефедов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 9, Сентябрь 2013, C. 167-168
Номер публикации: №1581685300


С. А. Нефедов, (c)

В оценке степени достоверности дореволюционной урожайной статистики существуют разногласия. М. А. Давыдов считает ее недостоверной по той причине, что из некоторых губерний в календарном году вывозилось пшеницы или овса больше, чем был, по статистике, урожай в этом году. Давыдов приводит 12 таких случаев, относящихся в большинстве к неурожайным годам, и высказывает предположение, что это указывает на занижение урожайности респондентами ЦСК МВД, "или, что то же самое, преувеличение масштабов бедствия". Он ставит вопрос и шире: "Как быть с освященными традицией цифрами, заключениями о характере развития производительных сил в сельском хозяйстве России, которые фигурируют в каждом учебнике и т.д.?"1.

 

Логика Давыдова отличается непосредственностью: мы имеем 12 "непонятных" случаев, поэтому "позволяем себе высказать предположение", а в следующей строке это "предположение" превращается в "вывод" - такой, что переворачивает все традиционные представления и уже необходимо переписывать учебники. Давыдова поддерживает Б. Н. Миронов. "Ученый, - пишет он о Давыдове, - многие годы занимается аграрной историей России, прекрасно знает источники и историографию и является, можно сказать, одним из последних могикан когда-то сильной школы аграрной истории, пришедшей в постсоветское время в упадок... Давыдов доказал на новых как нарративных, так и статистических источниках, как и почему официальные сведения о сборе хлебов и картофеля занижались"2.

 

Казалось бы, после такого вердикта спорить не о чем. Однако И. А. Кузнецову удалось "найти рациональное объяснение тем 12 случаям". Оказывается, в каждом текущем году вывозился урожай прошлого года. При характерных для юго-восточных губерний колебаниях урожаев сбор прошлого года мог быть в несколько раз больше текущего. Естественно, что и вывоз превосходил текущий урожай. При этом условия навигации по рекам были таковы, что основная часть урожая могла быть вывезена лишь весной следующего года, после вскрытия рек. "В отношении речных перевозок доля прошлогоднего хлеба, по-видимому, была подавляющей... - пишет Кузнецов. - Относительно железнодорожных перевозок трудно судить о процентных долях; транспортная статистика не дает помесячной раскладки перевозок"3.

 

Таким образом, вопрос о доле прошлогоднего зерна в железнодорожных перевозках остался открытым как для Кузнецова, так и для Давыдова. Между тем такие данные существуют. Министерство путей сообщения ежегодно готовило документ под названием "Обзор грузового движения, происходившего в ... году на русских железных дорогах нормальной ко-

 
стр. 167

 

леи, непосредственно между собою связанных". В этих обзорах имеются помесячные данные о перевозках хлебов. Вот данные за 1902 год. Погрузка хлебных грузов составила: в январе - 75123 тыс. пудов, феврале - 62 736, марте - 55 816, апреле - 38 653, мае - 64 532, июне - 48 422, июле - 51 981, августе - 96 454, сентябре - 108 052, октябре - 112 515, ноябре - 98 314, декабре - 93314 тыс. пудов4. Нетрудно подсчитать, что 44% хлебов было погружено в январе-июле, когда везли зерно прошлогоднего урожая. Нужно, однако, учесть, что 1901 г. был неурожайным, а в 1902 г. был получен высокий урожай, так что 44% - это минимальная доля прошлогоднего хлеба в железнодорожных перевозках. В обычные годы эта доля должна быть много больше, а если учитывать водные перевозки, то доля прошлогоднего зерна в общих перевозках будет преобладающей.

 

Нужно учесть также специфику перевозок из восточных и юго-восточных губерний, к которым относится большинство из тех "непонятных" 12 случаев, которыми Давыдов опровергает статистику. По имеющимся данным, на Рязано-Уральской железной дороге в 1915 г. пик перевозок был отмечен в апреле, а за апрель-июль было перевезено в полтора раза больше хлеба, чем за август-декабрь5. Таким образом, очевидно, что в текущем календарном году перевозили по большей части зерно прошлогоднего урожая; это обстоятельство, как показал Кузнецов, вполне объясняет "12 случаев" Давыдова6.

 

Отсюда вытекает и ответ на общий вопрос: "Что делать с этим выводом [Давыдова]? Как быть с освященными традицией цифрами, заключениями о характере развития производительных сил в сельском хозяйстве России, которые фигурируют в каждом учебнике и т.д.?"

 

К счастью для преподавателей и студентов, с этим выводом больше ничего не надо делать, можно не торопиться с переписыванием учебников.

 

С. А. Нефедов, доктор исторических наук, профессор Уральского федерального университета, ведущий научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН

 

Примечания

 

1. ДАВЫДОВ М. А. Российский рынок в конце XIX - начале XX вв. и железнодорожная статистика. СПб. 2010, с. 69.

 

2. МИРОНОВ Б. Н. Страсти по революции. М. 2013, с. 253.

 

3. КУЗНЕЦОВ И. А. Российская дореволюционная урожайная статистика: методы критики. - Вопросы истории, 2013, N 6, с. 79.

 

4. Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 990, оп. 1, д. 55, прилож. 6 (ненумерованные листы).

 

5. Там же, ф. 280, оп. 1, д. 67, л. 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 19.

 

6. КУЗНЕЦОВ И. А. Ук. соч., с. 79.

Опубликовано на Порталусе 14 февраля 2020 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама