Рейтинг
Порталус

Дворцовые поташные промыслы в XVII в.

Дата публикации: 26 февраля 2020
Автор(ы): Л. Ю. Варенцова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ
Номер публикации: №1582713605


Л. Ю. Варенцова, (c)

Дворцовая (домениальная) собственность - одна из основных форм собственности в России во второй половине XVII века. В этот период дворцовое хозяйство играло особую роль в экономике страны. В дворцовых вотчинах интенсивно развивалась предпринимательская деятельность, часть ее продукции предназначалась для экспорта. Во многих селах была заведена государева десятинная пашня, винное курение, конюшни, различные заводы1. К числу дворцовых промыслов относилось и поташное производство.

 

Поташное производство - один из старинных химических промыслов России, возникший примерно в XV в., а к середине XVII столетия занявший важное место в экономике страны. Владельцами поташных предприятий были, главным образом, крупные вотчинники. Им принадлежали большие массивы лесов, они располагали неограниченными возможностями для привлечения к различным работам по изготовлению поташа (калия карбоната) крепостных крестьян2.

 

По определению В. И. Даля, "поташ - щелочная соль, вывариваемая из древесной и травяной золы; углекислый потасий (калий), неочищенный - добывается перекалкой шадрика" - "черного, грязного, не переваренного поташа"3. "Поташный завод" или "поташня" - заведение, где вываривали из золы и перекаливали поташ. Они же назывались "майданами", "будами" (старинное слово, означающее "строение", "постройка"), "будными майданами"4. Эти лесные заводы находились на высоких прогалинах, служили не только для выварки поташа, но и одновременно для сидки смолы и дегтя. Работы на будах начинались обычно в апреле и продолжались до наступления морозов, примерно до ноября.

 

В 1650-е гг. боярин Б. И. Морозов был самым крупным владельцем поташных предприятий в России. Ему принадлежали майданы, расположенные в Нижегородском и Арзамасском уездах, где боярин захватил леса, которыми ранее владело местное, главным образом, мордовское население. В начале 1660-х гг. он имел не менее 29 майданов. Важнейшим центром поташного производства было село Сергач Нижегородского уезда. Сергачский поташ шел на экспорт. Среди его покупателей были известные голландские и немецкие купцы В. Меллер, Т. Кальдерман, К. Коненштер5.

 

Востребованность этого химического продукта возросла во второй половине XVII в. в связи с развитием стекольного, мыловаренного, кожевенного, ткацкого, красильного производств, а также лечебного дела.

 

Весь поташ отправлялся в Архангельск для дальнейшей продажи за границу. В 1656 г. царь Алексей Михайлович издал грамоту, согласно которой за перевозку пота-

 

 

Варенцова Лариса Юрьевна - кандидат исторических наук, доцент Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

 
стр. 155

 

ша от Нижнего Новгорода до Архангельска с боярина Морозова запрещалось брать пошлины воеводам, дьякам, приказным людям, таможенным головам 6.

 

В хозяйственной деятельности Морозова поташное производство стояло едва ли не на первом месте. Владелец поташных заводов настойчиво требовал от приказчиков бесперебойной и эффективной работы майданов, высокого качества выпускавшейся продукции. 6 июня 1660 г. в грамоте приказчику с. Сергача А. Кучецкому боярин указывал, "чтоб поташ делали на всех майданах самой доброй"7. Особое внимание обращал на заготовку золы и дров.

 

Наиболее трудоемкими и решающими фазами производственного процесса были заготовка и доставка золы. Поташный завод мог нормально функционировать только при хорошем обеспечении высококачественной золой. Для крестьян и бобылей устанавливались жесткие требования: "А которой золу худу привезет, и таких бить батоги, и ту худую золу велеть высыпать у них на земь, которая негодна, и золу велеть добрую привесть"8.

 

В 1660 г. в Сергаче было 5 майданов, четыре из них функционировали без простоя, пятый же, по мнению боярина, "майдан сергацкой разорен весь"9. На всех майданах вырабатывалось разное количество поташа. Например, ежегодно с "Ключевого" майдана местные крестьяне поставляли в Нижний Новгород по 73 бочки, с "Кладбитцкого" майдана - по 9 бочек10.

 

Процесс изготовления поташа на одном майдане могли обеспечить несколько десятков человек. Однако для заготовки и доставки золы и дров требовались тысячи рабочих рук. В 1660-х гг. вотчинник направил из своих галицких владений на майданы в Нижегородский уезд 346 человек. Обслуживались майданы Морозова, прежде всего, крепостными крестьянами окружавших майданы селений в порядке барщинной повинности11. Заготовка золы и дров, работы на майданах в летнее время приводили к невосполнимым потерям в собственном крестьянском хозяйстве. В 1659 г. крестьяне села Сергача деревни Ключевой обращались к боярину с челобитьем, где указывалось: "Нам учинилася та твоя майданная работа не в силу". "Сеем не в пору, и кой хлеб родитца, и у нас, пропадает на поле"12. В 1660 г. имели место побеги "будников" с серчачских поташных промыслов13. Сбегали крепостные крестьяне целыми семьями.

 

С каждой выти (единица вложения в России) крестьяне обязывались рубить дрова, жечь золу, поставлять определенное количество золы и дров, набивать поташ в бочки, заготовлять сено для коней "про майданный обиход", перевозить поташ на своих подводах в Нижний Новгород и другие города.

 

В приволжских владениях Морозова насчитывалось более 450 вытей, более 6100 крестьянских и бобыльских дворов. Если условно считать, что от каждого тяглого двора в этих работах участвовало лишь по одному человеку, то общее число занятых в промысле составляло свыше 6 тыс. человек14.

 

Село Сергач было главным центром поташного производства Морозова. Размещалось оно в Нижегородском уезде. "Село Сергач, а в нем церковь шатровая во имя Сретения чудотворные иконы Владимирские да в пределе Сергия Радонежского чюдотворца", - отмечалось в "Отписной книге села Сергач и его деревень окольничего И. И. Чирикова 1667 года". В селе стоял боярский двор, в котором жили приказчики. В округе Сергача были боярские леса, бортные угодья, сенные покосы, пашни, конюшенный двор на 58 лошадей, использовавшихся для обслуживания поташного промысла15.

 

К селу примыкали деревни Ключевая и Кладбищная. Всего в селе и двух деревнях было 204 двора крестьян и бобылей, общей численностью 628 человек16.

 

Тягла крестьяне имели "подевяты выти с осьмухою и полуосьминником". С выти полагалось платить по 15 руб., а также столовых припасов: по 2 пуда свиного мяса, гусю, поросенку, ореховых ядер по полуосьмине, шерсти по 10 гривенок. Кроме того с каждого двора боярину поставляли кур, коровье масло, яйца 17. Бобыли же вместо оброка привлекались к поташным промыслам.

 

В 1667 г. на серчачских майданах работали "польские наемные люди", которые со своими семьями "жили по разным избам" Сергача. Среди работников было разделение труда. Всего здесь числилось 5 поливочей, 71 будник, 4 бочкаря, 1 кузнец, 1 колесник, 2 воштаря18. Наемный труд в поташном производстве широко не применялся. В массовом масштабе использовался даровой крестьянский труд. Огромной

 
стр. 156

 

тяжестью ложилась на крестьян работа на будных майданах19. Это обеспечивало высокие прибыли от производства поташа. С каждого пуда поташа шло чистой прибыли по 25 копеек 20.

 

В 1662 - 1663 гг. вдова боярина Анна Ильинична Морозова продала в казну 94 940 пудов поташа, ей выплатили 359 037 руб. (медными деньгами), чистой прибыли было получено не менее 180 тыс. рублей 21.

 

В 1667 г. после вдовы боярина Морозова окольничий Илья Иванович Чириков провел перепись крестьянских и бобыльских дворов в Сергаче и окрестных деревнях. В 1668 г. список "Отписной книги села Сергача и его деревень 1667 года" был передан в Приказ Большого дворца22. Вотчина бояр Морозовых была отписана на государя как выморочная 23.

 

С 1668 г. в состав дворцового хозяйства вошли будные майданы в Сергаче с округой 24: "Кладбицкой", "Мокринской", "Старой", "Задней" и "Ключевой".

 

При "Кладбицком" и "Старом" майданах было по 5 житниц с запасами толокна, сухарей, соли. При "Мокринском" майдане имелся амбар с запасами ржаной муки, круп и толокна. Здесь же в особой избе-пекарне выпекался хлеб для наемных работников. При "Кладбицком" и "Заднем" майданах были обустроены рубленые конюшни. Майдан "Ключевой", получивший название от одноименной деревни, не выделялся постройками - здесь стояли изба и баня.

 

Наемные работники из Польши были на всех майданах, кроме "Ключевого". Больше всех поташа вырабатывалось на "Мокринском" и "Кладбицком" заводах. В 1667 г. окольничий Чириков обнаружил на них соответственно 130 и 107 бочек поташа. На "Заднем" майдане готовой продукции во время переписи было 89 бочек, на "Ключевом" - 22. На "Старом" майдане поташ вовсе не вырабатывался. Таким образом, к Сергачу относилось четыре "жилых" и один "пустой" майдан.

 

Заводы оснащались корытами для ссыпания золы, медными котлами, ушатами, санями, топорами, долотами, тачками, телегами, стругами. Бочки с поташом взвешивались и клеймились снизу.

 

В 1673 г. в Сергаче насчитывалось 322 двора, 960 крестьян и бобылей, 5 дворов земских дьячков и приставов, а также подьячий. "У дозору" и "у наряду поташного дела" были назначены 5 дворян. Вероятно, каждый из дворян контролировал определенный поташный завод и нес ответственность перед дворцовым ведомством. В Сергаче десятинной пашни не было, и дворцовые крестьяне отбывали повинность обслуживанием майданов - возили на них дрова и золу из леса. В 1678 - 1679 гг. было произведено поташа 475 бочек чистым весом 1425 берковцев (142,5 пуда)25 (берковец - старинная мера веса, равная 10 пудам) 26.

 

По-прежнему поташ с дворцовых серчачских майданов поставлялся за границу. Перевозка его была достаточно сложной. Сначала его в бочках поставляли в Нижний Новгород, затем по Волге на судах до Ярославля, потом до Вологды и Архангельска. Нередко путь от Ярославля до Вологды проделывался зимой на санях27.

 

Дрова на майданы в Сергач доставлялись из дворцовых сел Лыскова и Мурашкина Курмышского уезда, а овес для лошадей - из дворцовой же Терюшевской волости Нижегородского уезда. Заметим, что уже в 1647 - 1648 гг. села Лысково и Мурашкино принадлежали боярину Морозову 28, пожалованые "за ево службу, что он был у него великого государя, в дядьках". После смерти Морозова в 1662 г. два года эти села находились во владении его вдовы Анны Ильиничны Морозовой, а с 1665 г. вошли в царский домен29.

 

В 1674 г. для обеспечения дворцовых майданов рабочей силой Алексей Михайлович указал нанять в Галиче работных людей 30.

 

12 июля 1676 г. И. С. Хитрово передал дворцовому ведомству с. Шишковердь Нижегородского уезда со 127 дворами, 450 душами крестьян и бобылей 31. Четыре майдана в Шишковерди также вошли в состав дворцового хозяйства.

 

Шесть будных майданов насчитывалось в Арзамасском уезде, из них три государственных и три, принадлежавших гостю Семену Сверчкову. Обслуживали их "сергацкие мастеровые и наемные работные люди"32.

 

В 1679 г. стольником И. Т. Елизаровым и подьячим Н. Соболевским в Сергаче проводилась перепись дворов "старинных" и "пришлых" крестьян и бобылей. Всего в Сергаче было обнаружено 169 дворов33.

 
стр. 157

 

После смерти царя Алексея Михайловича поташное производство в Сергаче пришло в упадок. В "Переписной книге села Сергач 1679 года" упоминаются действовавшие майданы: "Можаровской", "Межной", "Мокринской" ("Мирской"), вновь обустроенный на речке Березовке - "Березовской". Указываются пустые майданы: "Задней", "Кладбицкой", "Погореловской".

 

В 1678 г. по указу царя Федора Алексеевича с пустых майданов Сергача мастеровые люди переводились на новые будные майданы в Арзамасский уезд 34.

 

При четырех функционировавших майданах в Сергаче и его округе значилось 165 дворов крестьян и бобылей, общей численностью 440 чел., включая детей. На тех же майданах 20 дворов опустело, поскольку мастеровые люди по царскому указу направлялись на поташные промыслы в Арзамасский уезд. Некоторые будники самовольно покидали дворцовые промыслы. "А иные будники в бегах", - отмечают стольник И. Т. Елизаров и подьячий Н. Соболевский.

 

К концу 1670-х гг. на дворцовых поташных промыслах Сергача уже не значилось польских работников. Здесь трудились дворцовые крестьяне вместо оброка, "а корытники бывали по найму, их же крестьянские дети, а наем им дают из государевой казны из Сергацкие выезжие (съезжей. - Л. В.) избы"35.

 

Таким образом, в конце 1660 - 1670-е гг. в состав дворцового хозяйства царя Алексея Михайловича входили промышленные заведения - поташные заводы сел Сергача и Шишковерди Нижегородского уезда, майданы Арзамасского уезда. Подневольный труд крестьян и бобылей в поташном производстве приносил хозяйству царя Алексея Михайловича немалые прибыли.

 

Примечания

 

1. Памятники писцовых описаний дворцовых вотчин Нижегородского края последней трети XVII века. М. -СПб. 2010, с. 3.

 

2. ПЕТРИКЕЕВ Д. И. Барщина на поташных предприятиях боярина Б. И. Морозова. В кн.: Крестьянство и классовая борьба в феодальной России. Сборник статей памяти И. И. Смирнова. Л. 1967, с. 239.

 

3. ДАЛЬ В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 12 томах. М. 2003, т. 9, с. 301; т. 12, с. 322.

 

4. Там же. М. 2002, т. 5, с. 361; т. 1, с. 329.

 

5. Памятники писцовых описаний дворцовых вотчин Нижегородского края последней трети XVII века, с. 11.

 

6. 1656 г., апреля 30. Царская грамота об освобождении Б. И. Морозова от пошлин за провоз поташа от Нижнего Новгорода до Архангельска. Акты хозяйства боярина Б. И. Морозова. М. -Л. 1945, ч. 2, с. 62.

 

7. 1660 г., июня 6. Грамота Б. И. Морозова приказчику с. Сергача (Нижегородского уезда) А. Кучецкому с указаниями относительно майданной работы; о покупке лошадей для возки золы. Там же, с. 171.

 

8. 1659 г., ноября 4. Докладная выписка по челобитной и челобитная крестьян села Сергача деревни Ключевой [Нижегородского уезда] с жалобой на непосильность возложенных на них изделий и с просьбой о поверстании их в майданном деле против мурашкинских и лысковских крестьян. Там же, с. 84.

 

9. 1660 г., июня 6. Грамота Б. И. Морозова приказчику с. Сергача (Нижегородского уезда) А. Кучецкому... Там же, с. 170.

 

10. 1659 г., ноября 4. Докладная выписка по челобитной и челобитная крестьян села Сергача деревни Ключевой... Там же, с.83.

 

11. ПЕТРИКЕЕВ Д. И. Ук. соч., с. 242.

 

12. 1659 г., ноября 4. Докладная выписка по челобитной и челобитная крестьян села Сергача деревни Ключевой... Акты хозяйства боярина Б. И. Морозова, с. 84.

 

13. 1660 г., июня 6. Грамота Б. И. Морозова приказчику с. Сергача (Нижегородского уезда) А. Кучецкому... Там же, с. 171.

 

14. ПЕТРИКЕЕВ Д. И. Ук. соч., с. 244.

 

15. Отписная книга села Сергач и его деревень окольничего И. И. Чирикова 1667 года. Памятники писцовых описаний дворцовых вотчин Нижегородского края последней трети XVII века. М. -СПб. 2010, с. 29, 34.

 

16. Там же, с. 33.

 
стр. 158

 

17. Там же, с. 33.

 

18. Там же, с. 40.

 

19. БУГАНОВ В. И. Мир истории. Россия в XVII веке. М. 1989, с. 166.

 

20. ПЕТРИКЕЕВ Д. И. Ук. соч., с. 248.

 

21. Там же, с. 249.

 

22. Отписная книга села Сергач и его деревень окольничего И. И. Чирикова 1667 года..., с. 29.

 

23. ГОТЬЕ Ю. Замосковный край в XVII веке. Опыт исследования по истории экономического быта Московской Руси. М. 1937, с. 222.

 

24. ПЕТРИКЕЕВ Д. И. Крупное крепостное хозяйство XVII века по материалам вотчины боярина Б. И. Морозова. Л. 1967, с. 125.

 

25. ВОДАРСКИЙ Я. Е. Опись владений Хлебного приказа как источник по социально-экономической истории и исторической географии России второй половины XVII в. Археографический ежегодник за 1974 год. М. 1971, с. 140, 143.

 

26. КАМЕНЦЕВА Е. И., УСТЮГОВ Н. В. Русская метрология. М. 1975, с. 137.

 

27. 1656 г., апреля 30. Царская грамота об освобождении Б. И. Морозова от пошлин за провоз поташа от Нижнего Новгорода до Архангельска... Акты хозяйства боярина Б. И. Морозова, с. 62.

 

28. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ С. В. Роспись земельных владений московского боярства 1647- 1648 года. М. 1913, с. 8 - 9.

 

29. ЗАОЗЕРСКИЙ А. И. Царская вотчина XVII в. Из истории хозяйственной и приказной политики царя Алексея Михайловича. М. 1937, с. 28.

 

30. Там же, с. 130.

 

31. Ук. соч., с. 140.

 

32. Там же, с. 143.

 

33. Переписная книга села Сергач и его деревень стольника И. Т. Елизарова и подьячего Н. Соболевского. Памятники писцовых описаний дворцовых вотчин Нижегородского края последней трети XVII века. М. -СПб. 2010, с. 48.

 

34. Там же, с. 68.

 

35. Там же.

Опубликовано на Порталусе 26 февраля 2020 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Дворцовые поташные промыслы в XVII в.



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама