Рейтинг
Порталус

В. В. КЕРОВ. "СЕ ЧЕЛОВЕК И ДЕЛО ЕГО...": КОНФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Дата публикации: 02 марта 2021
Автор(ы): Л. Н. ПУШКАРЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ
Номер публикации: №1614685274


Л. Н. ПУШКАРЕВ, (c)

В. В. КЕРОВ. "Се человек и дело его...": Конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России. Эконсинформ. М. 2004. 658 с.

Монография доктора исторических наук, профессора Российского университета дружбы народов В. В. Керова посвящена менталитету крайне интересной, давно уже привлекавшей внимание исследователей прослойки нашего общества - старообрядцам. Об их взглядах, борьбе с официальной православной церковью написано уже много работ и в России, и за рубежом. И не это находится в сфере интересов автора. Керов просматривает хотя и частный, но весьма важный вопрос: как старообрядцы воспринимали нравственно-этическую категорию "Труд", почему они обратились к предпринимательности, каким образом добились впечатляющей производительности своих предприятий, послужившей, по мнению автора, основой для возникновения своеобразной "конфессионально-экономической общности".

И историки, и особенно этнографы много и плодотворно занимались изучением быта старообрядцев. Касались они и проблемы этики труда в их мировоззрении. Но в рецензируемой монографии впервые в нашей науке этот вопрос не только поставлен, но и подробно разработан. Вначале автор остановился на вопросах методологии, методики и модели исследования, а затем показал становление активной личности в старообрядчестве. Он подробно проана-

стр. 172


лизировал тему "Труда" как нравственной категории старообрядцев, вскрыл генезис и развитие хозяйственных представлений и предпринимательской практики в их среде. Далее подробно проанализирована тема "Дело"-в их нравственных ценностях. "Дело", "Труд" в системе их духовных ценностей были неотделимы от веры, хотя в то же время для деловых нужд старообрядцы-предприниматели шли даже и на сознательные "грехи" ради спасения "Дела", которое рассматривалось, что очень важно, как одна из форм служения Богу. Автор приходит к выводу: старообрядческое предпринимательство характеризовалось повышенной честностью: непрерывный труд, бережливость до скупости, верность "честному купеческому слову" - вот что лежало в основе нравственности старообрядцев-предпринимателей.

Обстоятельная и богато документированная монография позволяет значительно расширить характеристику старообрядчества как совершенно особой группы русского общества XVIII-XIX вв. со специфическими, только ей присущими, чертами мировоззрения и быта. Мировоззрение старообрядцев-предпринимателей рассмотрено довольно подробно. Однако бытовому их своеобразию в книге уделено мало места - возможно, потому, что данная тема уже неоднократно освещалась в литературе. Автор сознательно сосредоточился на конфессионально-нравственной системе старообрядчества. Именно она, по его мнению, "оказывала значительное влияние на формирование и развитие старообрядческого предпринимательства" (с. 571). Правда, добавляет автор, вероучительные положения, религиозные ценности и нравственные структуры старообрядчества взаимодействовали и с другими факторами, однако что это были за факторы и в какой мере они учитывались старообрядцами-предпринимателями, в монографии, к сожалению, не раскрыто.

Само предпринимательство показано в книге вне связи о другими сторонами жизни и деятельности старообрядцев. В частности, автор обошел и вопрос о политических взглядах старообрядцев, возможно, потому, что данная тема уже неоднократно поднималась в историографии1 . Неясным остается для читателя и вопрос: каково было количественное соотношение старообрядцев-предпринимателей со старообрядческим массивом в целом; насколько взгляды и практика предпринимателей повлияли на тех старообрядцев, которые не были связаны с торгово-промышленной деятельностью. А ведь они преобладали количественно, именно они были большей частью объектами внимания и изучения историков и этнографов. И менталитет старообрядчества в целом был шире и многограннее, чем наставление, приведенное в книге: "Живи хорошо, будь трудолюбив, милостив, чужого не бери и своего не теряй тоже" (с. 575).

Рецензируемая книга может быть оценена как добросовестный и плодотворный труд, итог многолетней работы. Отметим вывод автора - хозяйственный менталитет старообрядцев-предпринимателей имел развитые формы социализации, который дал основание некоторым историкам утверждать о близости социалистических идей к старообрядческим канонам (в частности, что Советы - это детище беспоповцев, основа колхозного строя скопирована с устава старообрядческого монастыря и т. д.2 ). Оставил автор в стороне и тот факт, что, несмотря на многие высокие нравственные постулаты и идеи старообрядцев, русское общество в целом весьма настороженно относилось к ним.

Увлеченный своей темой, Керов отнес характеристику старообрядцев-предпринимателей ко всему старообрядчеству. Данный тезис едва ли может быть принят. Вряд ли бесспорно определение старообрядчества как "конфессионально-экономической общности".

Нельзя не отметить знакомство автора с трудами своих предшественников: приложенная к книге библиография насчитывает более тысячи публикаций источников и исследований.

Примечания

1. ШАХНАЗАРОВ О. Л. Отношение к собственности у старообрядцев (до 1917 года). -Вопросы истории, 2004, N4.

2. ШАХНАЗАРОВ О. Л. Старообрядчество и большевизм. - Вопросы истории, 2002, N 4, с. 79,89; его же. Роль христианства в политической жизни Западной Европы и России. -Там же, 2005, N 6, с. 58 - 76.

Опубликовано на Порталусе 02 марта 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама