–ейтинг
ѕорталус


“≈Ќ≈¬јя Ё ќЌќћ» ј » ѕќЋ»“»„≈— јя  ќ––”ѕ÷»я ¬ ќЅў≈—“¬ј’ ѕ≈–≈’ќƒЌќ√ќ “»ѕј (ј‘–ќ-ј«»ј“— »≈ —“–јЌџ » –ќ——»я). “≈Ќ≈¬јя Ё ќЌќћ» ј ¬ ———–/–ќ——»»: ќ—Ќќ¬Ќџ≈ —≈√ћ≈Ќ“џ » ƒ»Ќјћ» ј (*)

ƒата публикации: 11 €нвар€ 2022
јвтор(ы): ¬. ¬. –јƒј≈¬
ѕубликатор: Ќаучна€ библиотека ѕорталус
–убрика: Ё ќЌќћ» ј –ќ——»»
Ќомер публикации: є1641933127


¬. ¬. –јƒј≈¬, (c)

(?) 2000

“енева€ экономика заслуженно привлекает все большее внимание отечественных исследователей (1). –астет понимание того, что речь идет не просто о неучтенной части валового продукта, но о более серьезном €влении, в значительной степени определ€ющем лицо современного российского хоз€йства.

¬ данном выступлении предприн€та попытка про€снить основные пон€ти€, представить классификацию сегментов теневой экономики, а затем проследить некоторые изменени€ в ее характере при переходе от советского к постсоветскому периоду.

–ј«√–јЌ»„≈Ќ»≈ —≈√ћ≈Ќ“ќ¬ “≈Ќ≈¬ќ… Ё ќЌќћ» »

Ќа пути к раскрытию тайн теневой экономики возникает масса трудностей, которые св€заны не только с очевидной нехваткой информации дл€ расчетов, но и с концептуальными сложност€ми, расхождением в понимании того, что она собою представл€ет. —уществует немала€ путаница в употреблении терминов, когда тенева€ экономика отождествл€етс€ то с неформальной, то с криминальной экономикой. ћежду тем важно развести эти пон€ти€, обозначающие различные сегменты рынков (2).

Ќаиболее широким пон€тием в данном отношении выступает неформальна€ экономика, котора€ представл€ет собой совокупность хоз€йственных отношений, не отражаемых в официальной отчетности и формальных контрактах или отражаемых заведомо не адекватным образом. ќдна часть неформальной экономики находитс€ "на свету" и включает сегменты, которые вписываютс€ в действующее законодательство или, по крайней мере, ему не противоречат. ≈й противостоит друга€ ее часть - тенева€ экономика. ќна тоже не отражаетс€ в официальной отчетности и формальных контрактах, но также вступает в противоречи€ с существующими законодательными установлени€ми. ¬ свою очередь, не все, что находитс€ в "тени", €вл€етс€ криминальным. ¬ажна€ часть теневой экономики €вл€етс€ вполне легальной по своим цел€м и содержанию, но св€зана с периодическими нарушени€ми закона в отношении выбора средств достижени€ целей. ќтождествл€ть ее с криминалом не следует, если мы не хотим впасть в пафос метафорических формул типа: "вс€ экономика –оссии насквозь криминальна". ј собственно криминальна€ экономика - это часть теневой экономики, котора€ сопр€жена с заведомым нарушением закона как по средствам, так и по цел€м


* –абота выполнена в рамках международного коллективного проекта "Ќеформальна€ экономика городских и сельских домашних хоз€йств: реструктурирование сетей межсемейного обмена" (при поддержке INTAS, N 97-21457, руководители - “. Ўанин и ¬. –адаев).

стр. 89


де€тельности, т.е. с производством и распределением продуктов и услуг, пр€мо запрещенных законом.

ћожно представить следующую классификацию неформальной экономики по степени легальности хоз€йственных операций (3).

1. Ћегальна€ (неофициальна€) экономика (legal, rule-of law economy) - экономическа€ де€тельность, не нарушающа€ ни действующих законодательных норм, ни прав других хоз€йственных агентов, котора€ при этом не фиксируетс€ в отчетности и контрактах. ’орошим примером служит натуральное производство домашних хоз€йств.

2. ¬неправова€ экономика (out-of-law economy) - экономическа€ де€тельность, нарушающа€ права других хоз€йственных агентов, но не регламентированна€ действующим законодательством и наход€ща€с€, таким образом, во внеправовых зонах. Ёто "розовые рынки" (rosy markets). ’рестоматийным примером стала де€тельность "финансовых пирамид" в середине 90-х годов, от которой пострадали миллионы людей, но в процессе которой просто использовались "дыры" в законодательстве.   числу других примеров следует отнести нарушение экологической безопасности, лоббирование в пользу отдельных хоз€йствующих субъектов, предоставление в виде "исключений" индивидуальных льгот и субсидий и т.п. (4)

3. ѕолуправова€ экономика (semi-legal economy) - экономическа€ де€тельность, по своим цел€м соответствующа€ законодательству, но периодически выход€ща€ за его пределы. Ёто "серые рынки" (grey markets). ѕрежде всего они св€заны с разными способами уклонени€ от налогов, включа€: использование "черного нала", бартерные обмены, работу без патента и лицензии, трудовой наем без оформлени€.

4. Ќелегальна€, криминальна€ экономика (non-legal, criminal economy) - экономическа€ де€тельность, запрещенна€ законом и по своей сути нарушающа€ закон. Ёто "черные рынки" (black markets). ѕримеры: наркобизнес, незаконное производство и торговл€ оружием, крупна€ контрабанда, проституци€, торговл€ людьми, рэкет и применение силы.

«аметим, что первый и второй сегменты неформальной экономики в принципе наход€тс€ на "свету". ј тенева€ экономика охватывает третий и четвертый сегменты (5).

ѕриведем еще одну небесполезную классификацию - по характеру и степени регистрации хоз€йственных операций. — этой точки зрени€ тенева€ экономика (и вс€ неформальна€ экономика в целом) делитс€ на следующие сегменты:

1. ƒеление по мотивам действий хоз€йствующих агентов в отношении отчетности:

а) скрыта€ экономика (hidden economy) - экономическа€ де€тельность, сознательно укрываема€ хоз€йствующими агентами от статистических и налоговых органов;

б) потер€нна€ экономика (missing economy) - экономическа€ де€тельность, не попадающа€ в отчеты в результате неполного охвата обследуемых единиц наблюдени€, неосведомленности и непроизвольных ошибок экономических агентов.

2. ƒеление по охвату де€тельности статистическим учетом:

а) учтенна€ экономика (recorded economy) - экономическа€ де€тельность, не отражаема€ в отчетности самих экономических агентов, но учитываема€ статистикой в результате специальных дорасчетов;

б) неучтенна€ экономика (unrecorded economy) - экономическа€ де€тельность, выпадающа€ и из отчетов, и из окончательных статистических данных.

—уществует несколько основных элементов теневой экономики, а именно:

- сокрытие предпри€ти€ (осуществление регул€рной организованной хоз€йственной де€тельности без регистрации);

- сокрытие хоз€йственных операций (неотражение их в договорах и отчетности);

- сокрытие найма рабочей силы (наем без оформлени€ трудовых договоров);

стр. 90


- сокрытие доходов (уход от налогов).

„аще всего эти элементы тесным образом взаимосв€заны, но это не об€зательно. ¬ принципе можно не регистрировать предпри€тие и при этом относительно честно платить подоходный налог. »ли скрывать операции зарегистрированного предпри€ти€.

«аметим, что нар€ду с теневой существует также фиктивна€ экономика (fictitious economy), св€занна€ с отражением в статистической и бухгалтерской отчетности несуществующей хоз€йственной де€тельности (например, перевод денег за непоставленную продукцию) (6).

–ќ—“ ћј—Ў“јЅќ¬ » ѕќƒ¬»∆ ј √–јЌ»÷ “≈Ќ≈¬ќ… Ё ќЌќћ» »

ќбщеизвестно, что тенева€ экономика - отнюдь не порождение перестройки. ќна прекрасно существовала и в советский период. ќднако тенева€ де€тельность претерпела серьезные метаморфозы. ѕрежде всего заметно возросли ее масштабы. » хот€ трудно получить сопоставимые и достоверные данные, большинство экспертов в этом отношении солидарны.

ћеждународный опыт подсказывает р€д "классических" причин роста теневой экономики, а именно:

1) возникновение структурного и экономического кризиса, осложн€ющего ситуацию на рынке труда, котора€, в свою очередь, порождает всплески малого предпринимательства и самосто€тельной зан€тости (7) и становитс€ питательной средой дл€ буйного роста теневых отношений;

2) массова€ иммиграци€ из стран "третьего мира", дополн€ема€ внутренней миграцией из сел в крупные города и вынужденной внутренней миграцией из депрессивных регионов и "гор€чих точек". »менно поселени€ мигрантов часто станов€тс€ анклавами теневой экономики;

3) характер государственного вмешательства в экономику. ѕредполагаетс€, что сравнительна€ дол€ неофициальной экономики находитс€ в пр€мой зависимости от трех параметров: степени регул€тивного вмешательства, уровн€ налогообложени€ и масштабов коррупции (8);

4) открытие внешних рынков и обострение конкурентной борьбы, прежде всего с производител€ми стран "третьего мира", побуждающее снижать издержки всеми легальными и нелегальными способами;

5) эволюци€ трудовых отношений в сторону их большей неформальности и гибкости как реакци€ на их значительную институционализацию и регламентацию в предшествующие дес€тилети€, что в первую очередь характерно дл€ развитых западных стран (9).

¬се перечисленные причины, хот€ и в разной степени, пригодны дл€ объ€снени€ российской ситуации последнего дес€тилети€. “ак, наблюдаема€ в течение 90-х годов длительна€ экономическа€ депресси€ с периодическими обострени€ми в виде кризисов, безусловно, повли€ла на усиление теневой составл€ющей российской экономики.

„то касаетс€ характера государственного регулировани€, то по всем указанным параметрам (степень регул€тивного вмешательства, уровень налогообложени€ и масштабы коррупции) –осси€ сегодн€ отличаетс€ от большинства прочих стран отнюдь не в лучшую сторону. » осуществленна€ в последнее дес€тилетие либерализаци€ российской экономики стала дополнительным сильным толчком к расширению теневых сфер, ибо она ослабила эффективный вертикальный контроль за

стр. 91


хоз€йственной де€тельностью при сохранении высоких административных барьеров и трансакционных издержек по входу на рынок, значительном налоговом бремени и недостаточной защищенности хоз€йствующих агентов.

¬ажную роль играет, по-видимому, и миграци€ во всех своих видах: въезд в страну из государств ближнего и дальнего зарубежь€, приток беженцев из "гор€чих точек", сезонна€ миграци€ работников из бывших союзных республик (”краины, ћолдовы и др.).

¬ отношении внешней конкуренции следует сказать, что не приток товаров из “урции и  ита€, —аудовской јравии и ѕольши порождает неформализацию отношений. —в€зь скорее обратна€: неформальна€ экономика на своих плечах принесла поток этих товаров в –оссию трудами сотен тыс€ч "челноков". ƒо осеннего кризиса 1998 г. "челноки" обеспечивали около 20-25% российского импорта, а по отдельным видам потребительских товаров эта дол€ достигала 60-75% (10).

Ќаконец, можно говорить и об изменени€х в трудовых отношени€х - от присущей советским государственным учреждени€м формальной зарегулированности кадровых вопросов к большей гибкости отношений найма.

ѕроизошли сдвиги по отдельным элементам теневой де€тельности. “ак, в советское врем€ основна€ масса теневых операций совершалась в рамках зарегистрированных предпри€тий. ѕри этом она носила регул€рный, но не организованный характер. ѕопул€рны рассказы о подпольных производствах "цеховиков", но последние следует признать скорее экзотической формой, эти производства редко принимали крупномасштабный характер.   тому же, как правило, они располагались поблизости или даже внутри формальных государственных предпри€тий. ¬ постсоветское врем€ существование незарегистрированных предпри€тий становитс€ нормой хоз€йственной жизни. Ќапример, в ходе кампаний по борьбе с нелегальным производством алкогольной продукции такие предпри€ти€ обнаруживаютс€ на регул€рной ежемес€чной основе. Ќа месте теневого кустарничества развиваетс€ подлинное теневое предпринимательство.

–асширилась "тень" и по другим направлени€м.  ак и прежде, скрываютс€ хоз€йственные операции, но масштабы, видимо, возросли. “ак, по данным опросов московских руководителей малых предпри€тий, устойчиво в течение последних двух лет около одной трети их работ не оформл€ютс€ договорами.  аждое дес€тое- одиннадцатое малое предпри€тие в ћоскве арендует помещени€ без оформлени€ документов (11). Ќеучтенный наличный оборот негосударственных оптовых фирм составл€ет 28-30% (12). ¬р€д ли такое было возможно при советском режиме.

≈ще более заметным €влением на фоне советского периода выгл€дит тенева€ зан€тость. –анее неоформленный наем был относительной редкостью. —егодн€ около 15-30% российских работников зан€ты в теневой экономике на более или менее регул€рной основе. ѕриблизительно четверть из них вовлечены в разного рода криминальную активность (13). «начительную долю составл€ют получаемые теневые доходы. Ќапример, по официальным данным √оскомстата –‘, тенева€ составл€юща€ доходов домашних хоз€йств достигает по крайней мере 25-30%.

»так, "тень" серьезно разрослась. Ќо главное все-таки в ином - в качественной трансформации функций теневого сектора и теневых отношений, св€занной с переходом от советской к постсоветской хоз€йственной системе. Ќа этих изменени€х € далее и сконцентрирую внимание.

ѕрежде всего посмотрим, мен€ютс€ ли формы "теневизации" экономики. “аких форм как минимум три:

- пассивна€ форма - когда под запретом оказываютс€ нерегламентированные ранее области де€тельности;

- конкурентна€ форма - когда хоз€йствующие агенты сами избегают регламентации в цел€х экономии трансакционных издержек на регистрацию,

стр. 92


лицензирование и т.п. и увеличивают прибыльность посредством неуплаты налогов;

- форма получени€ привилегий - когда хоз€йствующие агенты, не обход€ формальных правил, обеспечивают себе особые льготные услови€ на рынках (например, подкупа€ коррумпированных чиновников) (14).

ѕассивна€ форма была распространена при советском режиме с его граничащим с патологией стремлением к тотальной административной регламентации и широким идеологическим запретам. ¬ постсоветский период зоны пр€мой регламентации заметно сузились и, соответственно, возросло значение конкурентной формы "теневизации", дополн€емой активным поиском привилегий, который объедин€ет теневиков до- и послеперестроечного периодов.

«а последнее дес€тилетие серьезно изменились границы между сегментами российской неформальной экономики. ¬о-первых, сдвигаютс€ правовые рамки. “о, что вчера преследовалось по закону как спекул€ци€, сегодн€ €вл€етс€ легальным бизнесом. „то-то из разр€да "ужасных" преступлений переводитс€ в более терпимые "серые зоны" (например, нелицензированные мелкие операции с валютой). ћен€етс€ мера ответственности за те же самые де€ни€. ¬о-вторых, ввод€тс€ новые формы об€зательной отчетности, которые сдвигают границы того, что мы заведомо не знаем о хоз€йственной де€тельности (приведем пример существенного упрощени€ отчетности дл€ малых предпри€тий и индивидуальных предпринимателей в начале 90-х годов).

—ерьезным образом пересматриваютс€ контуры криминальных сегментов рынка. — официальной точки зрени€ в советский период практически любое производство продуктов и услуг "в цел€х частного обогащени€" считалось криминалом. — наших сегодн€шних позиций масштабы собственно преступной де€тельности в то врем€ были весьма невелики. –асширение криминальной активности в постсоветской экономике идет прежде всего за счет "новых производств" заведомо криминального свойства - изготовлени€ и распространени€ наркотиков, оружи€, крупной контрабанды, рэкета, проституции. ¬ скромных дозах все эти операции существовали и в советскую эпоху. Ќо насто€щими отрасл€ми организованной профессиональной де€тельности они стали лишь в последнее дес€тилетие.

ќ“ ƒќ–ќ√ќ√ќ ƒ≈‘»÷»“ј   ƒ≈Ў≈¬ќћ” »«ќЅ»Ћ»ё

—оветска€ экономика справедливо характеризуетс€ как "экономика дефицита" (я.  орнай). » тенева€ экономика здесь сосредоточена на производстве и распределении хронически дефицитных продуктов и услуг. »х реализаци€ осуществл€етс€ "из-под полы", по неформальным каналам с активным использованием отношений персонифицированного блата (15). ѕостсоветска€ тенева€ экономика нацелена на иное. –ечь идет о производстве и распределении самых обычных благ, не €вл€ющихс€ предметом дефицита. » реализуютс€ эти блага через открытые и деперсонифицированные коммерческие продажи. ќтношени€ блата по-прежнему важны в деле борьбы за привилегии, но как принципиальный способ организации теневых отношений они уже скорее досто€ние истории.

—оветский теневик, таким образом, работал на заполнение рыночных пустот. ѕостсоветска€ тенева€ экономика производит сегментацию уже заполненного рынка. “еневые агенты ищут не столько рыночные ниши, сколько конкурентные преимущества в уже зан€тых нишах.

—двиг от дефицита к относительному изобилию находит непосредственное выражение в св€зке "качество - цена". ѕродукци€ советской теневой экономики обладает более высоким качеством по сравнению с основной массой товаров и услуг.

стр. 93


ѕредлагаетс€ то, что "нельз€ купить в магазине" - будь то недоступный импорт ("фирма") или продукты домашнего производства ("свое"). —оответственно, и цены на теневые блага, как правило, выше, ¬ них включаетс€ надбавка за качество, а также надбавка за риск, который в те годы был весьма высок - можно было, не отделавшись штрафом, пойти по этапу (по статье ”головного кодекса). ƒобавим, что советска€ тенева€ экономика подпитывалась вынужденными сбережени€ми граждан, готовых платить за дефицит более высокую цену. » часть теневых потоков, скажем контрабандный импорт потребительских товаров, способствовала сглаживанию скрытого инфл€ционного навеса.

¬ постсоветское врем€ картина изменилась до противоположного. —егодн€ тенева€ экономика предлагает в основном менее качественные продукты и услуги по более низким ценам. ¬се это можно купить в магазине, и неформалы зазывают нас тем, что у них "дешевле и не хуже", чем в официальной торговле. ‘актор дефицита в конкурентоспособности теневых операций уступил место ценовому фактору.

¬озьмем пару хорошо известных примеров. ¬ советское врем€ ездить на такси было дешевле, чем пользоватьс€ услугами частника, но поймать такси и упросить водител€ отвезти в нужное место было непростым делом. » товар, купленный на улице "с рук", обходилс€ нам дороже, чем в магазине (где он, впрочем, нередко отсутствовал вовсе). —егодн€ частных извозчиков уже не преследуют с былой строгостью, а лоточников если и гон€ют, то лениво или в ходе периодических кампаний по "зачистке" улиц. ¬ результате официальное такси сегодн€ дороже частного извоза, а покупка с рук заведомо дешевле магазинной покупки.

» еще одно отличие. “енева€ экономика всегда св€зана с перераспределением доходов. ќднако в советское врем€ наблюдалось пр€мое перераспределение частных доходов между группами населени€ - покупатель дефицита расплачивалс€ своими "кровными" с его распределител€ми и продавцами. ¬ постсоветскую эпоху перераспределение доходов имеет более сложный характер и производитс€ скорее косвенно - через дифференцированные недоплаты в государственный бюджет.

ќ“ ¬ќ–ќ¬—“¬ј   Ќ≈ѕЋј“≈∆јћ

—оветска€ тенева€ экономика была основана прежде всего на пр€мом использовании государственных ресурсов дл€ частных нужд, иными словами, на регул€рном приворовывании у государства. Ќе случайно в одной из первых статей, посв€щенных советской "второй экономике" (secondary economy), она была названа "клептократией" (16). –азвести полулегальную и преступную де€тельность всегда непросто. ѕрименительно к советской практике € предлагаю отделить условно "использование служебного положени€" от "хищений". ѕервое св€зано с распространенным приворовыванием с рабочего места и €вл€етс€, на наш взгл€д, скорее "серой" частью советской экономики, когда формально нарушаетс€ закон, но не нарушаютс€ неформальные конвенции социалистического общежити€. ’ищени€ же государственной и личной собственности относ€тс€ к собственно криминальной части экономики. ќни отличаютс€ от "невинного" и полулегитимного выноса и работы "налево", во- первых, размерами де€тельности, а во-вторых, ее характером. ¬ первом случае речь идет об организованных сообществах, осуществл€ющих систематические хищени€ крупного масштаба. ¬о втором случае - об индивидуальных актах частного присвоени€ чужого имущества (в том числе достаточно мелких), которые производ€тс€ не по месту работы и не "по чину", т.е. с нарушением неформальных конвенций.

¬ постсоветских услови€х воровство у государства сохранилось как знам€ теневых отношений, но форма изменилась достаточно радикально: речь идет о неуплате государству налогов от использовани€ частных ресурсов.

“енева€ экономика почти всегда, пр€мо или косвенно, сопр€жена с уходом от

стр. 94


налогов. ќднако в советское врем€ это в первую очередь касалось нелегалов и основным преп€тствием к легализации были не налоговые антистимулы, а идеологические и бюрократические запреты. —егодн€ уход от налогов превратилс€ в стержень теневой политики хоз€йствующих агентов и, главное, в эту политику, нар€ду с €вными нелегалами, вовлечена основна€ масса обычных, вполне респектабельных предпри€тий и р€довых граждан. “еневые сегменты все теснее переплетаютс€ с нетеневыми.

Ќачнем с поведени€ населени€. ѕо официальным данным, более двух третей российских граждан, которые должны были подать декларации о доходах в налоговые инспекции в 1996 г., не сделали этого. Ќа подобном фоне несвоевременна€ уплата коммунальных платежей населением выгл€дит вполне логичным элементом общей картины - это лишь другой способ не рассчитыватьс€ с государством.

≈ще более распространен уход от налогов в предпринимательской де€тельности. ѕо данным нашего опроса предпринимателей в 1997 г., 84% респондентов указали на него как на основное нарушение законодательных норм, 10% отметили прочие финансовые нарушени€, которые, видимо, также св€заны с уходом от налогообложени€ (17). ѕо оценкам –абочего центра экономических реформ при правительстве –‘, только 1,5% российских предпри€тий уплачивают все своевременно и до копейки. ѕримерно две трети скрывают часть своих доходов. ј около трети предпри€тий вообще уклон€ютс€ от уплаты налогов (18).

»так, данное €вление стало поистине всеобщим. Ќо главное в том, что не отчисл€ть средства государству в полном объеме считаетс€ вполне легитимным и в глазах предпринимателей, и в глазах общественного мнени€ (в советский период столь же легитимной была утилизаци€ "плохо лежащих" материальных ресурсов государства). ¬ качестве общеприн€тых оправданий сегодн€ используютс€ суждени€ о т€желой жизни, непосильном налоговом бремени и грабительской сути российского государства. ќбман государства выгл€дит если и не доблестью, то по крайней мере широко признанной нормой.

¬ св€зи с этим отмечу еще одно характерное различие между двум€ формами теневой экономики. —оветские работники - наемные у государства, - скрыва€сь на врем€ в неподнадзорной "тени", вели себ€, по существу, как завз€тые индивидуальные предприниматели. ќднако при этом они продолжали усердно притвор€тьс€ наемными тружениками, работающими на общее благо. ѕо контрасту постсоветские самосто€тельные работники и предприниматели (индивидуальные и руководители предпри€тий), скрыва€ получаемую прибыль или сам факт хоз€йственной де€тельности, усиленно культивируют образ "неудачливых предпринимателей", притвор€ютс€ "труд€щимис€", которые в поте лица бьютс€ за кусок хлеба, а не за какой-то дополнительный доход. ¬ результате мы живем в стране, где более половины предпри€тий считаютс€ убыточными. ѕричем чем прибыльнее отрасль, тем зачастую хуже ее официальные финансовые показатели (19).

—оветское приворовывание у государства осуществл€лось в первую очередь на рабочем месте (stealing on the job). ’арактер и масштабы воровства определ€лись формальным статусом работника, его местом в той или иной государственной корпорации. Ёто не просто воровство, а воровство "по чину", негласна€ привилеги€, обеспечиваема€ самим рабочим местом. ќфициальное включение человека в советский механизм производства общественных благ обеспечивало ему физический доступ к государственным ресурсам и оставл€ло дозированные возможности дл€ приватизации прав на их использование путем выноса этих ресурсов за ворота предпри€ти€, их утилизации дл€ работы "налево", "использовани€ служебного положени€" дл€ получени€ вз€ток и т.п. »звестно, что не уровень формальной заработной платы определ€л материальные аспекты привлекательности той или иной работы, а доступ к распределению дефицитных ресурсов.

стр. 95


Ёто находило отражение, во-первых, в предметном разнообразии теневой де€тельности в советский период: водители сливают бензин, рабочий выносит инструменты, повар - м€со, а во-вторых, в стратифицированном характере этой де€тельности: вышесто€щему дозволено больше, если же начальник только контролирует де€тельность непосредственных исполнителей и не имеет физического доступа к ресурсам, то ему положена сво€ дол€ в виде регул€рных подношений.

¬ постсоветской экономике многие права на ресурсы уже успешно приватизированы, и тенева€ де€тельность означает, наоборот, невключенность в производство общественных благ, отказ поставл€ть эти блага посредством ухода от налоговых отчислений (20). —мещение акцента на уклонение от налогов делает теневые процессы более однородными и универсальными. —пециализированна€ предметна€ де€тельность остаетс€ на виду у всех, а насто€ща€ "тень" переползает в сферу финансовых манипул€ций, безразличных к физической форме ресурсов.

¬прочем, есть вещи, которые объедин€ют советский и постсоветский периоды: продолжаетс€ широкое использование формально неприватизированной государственной собственности и прав государственного контрол€ дл€ откровенной теневой де€тельности. ¬ первую очередь речь идет о коррупции, котора€ способна пережить любые революции и политические режимы. «амечу, что в ходе российских реформ она не только не ушла на вторые роли, но и прин€ла более масштабный и открытый характер (21).

“аким образом, нар€ду с расширением зоны теневых отношений, в постсоветский период произошла качественна€ трансформаци€ контуров и функций теневой экономики.


ѕ–»ћ≈„јЌ»я

1 —м., например: —. јвдашева, ј.  олбасова, я  узьминов и др. »сследование трансакционных издержек и барьеров входа на рынки в российской экономике. ќценка возможностей интернализации трансакционных издержек и их вывод из сферы теневой экономики. ћ., ¬ысша€ школа экономики, 1998; √. ƒолгоп€това и др. Ќеформальный сектор в российской экономике. ћ., »нститут стратегического анализа и развити€ предпринимательства, 1998;Ћ.я.  осалс, –.¬. –ывкина. —оциологи€ перехода к рынку в –оссии. ћ., Ёдиториал ”–——, 1998, с. 84-105; “. Ўанин (отв. ред.). Ќеформальна€ экономика: –осси€ и мир. ћ., Ћогос, 1999.

2 ¬ западной практике употреблени€ термина "неформальна€ экономика" существует позици€, котора€ вообще не включает в нее криминальные элементы.

3 —уществует множество родственных классификаций, из которых мы заимствовали те или иные элементы. —м., например: —. √линкина.   вопросу о криминализации российской экономики. - Politekonom. 1997, N 1, с. 49-51; ј. ѕономаренко. ѕодходы к определению параметров "теневой экономики". - ¬опросы статистики. 1997. N 1, с. 23-24; E.L. Feige. Defining and Estimating Underground and Informal Economies: The New Institutional Economics Approach. - World Development. Vol. 18, 1990, No. 7, p. 989-1002; Framework for the Measurement of Unrecorded Economic Activities in Transition Economies. Organisation for Economic Co-Operation and Development Report. P., 1997.

4 ¬ советское врем€ тоже существовали развитые неформальные составл€ющие официальной экономики.   ним относитс€, например, пресловута€ система привилегий дл€ представителей органов власти. ќна не была нелегальной и не нарушала никаких законов, ибо на этот счет просто не существовало законодательных норм. ѕривилегии были предметом негласной регламентации. ќни вс€чески культивировались властью, но обсуждать их в публичной сфере было не прин€то.

5 “енева€ экономика во многом определ€етс€ в пон€ти€х правовых отношений. “ем не менее важно отметить, что с помощью норм существующего российского права во многих случа€х "серые" и криминальные сегменты теневой экономики не могут быть четко разделены (см.: ƒ. ћакарон. Ёкономические и правовые аспекты теневой экономики в –оссии. - ¬опросы экономики. 1998, N 3, с. 40-41).

стр. 96



6 —м.: —. √линкина. ќсобенности теневой экономики в –оссии. - Ќ√- политэкономи€. 1998, N 5, март.

7 ќ возникновении предпринимательских "волн" как следствии экономических кризисов см.: ¬.¬. –адаев. Ёкономическа€ социологи€: курс лекций. ћ., јспект ѕресс, 1997, с. 119-123.

8 —м.: S. Johnson, D. Kaiifman, P. Znido-Lohation. Regulatory Discretion and the Unofficial Economy. - American Economic Rewiew. Papers and Proceedings. Vol. 88, 1998, No. 2, May, p. 387-392.

9 ќ причинах "информализации" экономики на примере развитых западных стран см.: A. Portes, S. Sassen-Koob. Making It Underground: Comparative Material on the Informal Sector in Western Market Economies. - American Jounal of Sociology. Vol. 93, 1987. No. 1, July, p. 51-56.

10 —м.: ƒ. ƒокучаев,  .  азакова. "„елноки" по-прежнему замен€ют легкую промышленность. - »звести€. 2.07.1998, с. 2.

11 —м.: “. јлимова, ¬. Ѕуев и др.  ак регулируетс€ развитие предпринимательства в ћоскве, - Ѕизнес дл€ всех. 1997, N 16-17.

12 —м.: ј. яковлев, ќ. ¬оронцова. ћетодические подходы к оценке величины неучтенного наличного оборота. - ¬опросы экономики. 1997, N 9, с. 121.

13 —м.: √.  ор€гина. “енева€ экономика в –оссии: истоки и статистика. - Politekonom. 1997, N 1, с. 47. 14 —м.: A. Portes, ћ. Castells, L.A. Benton. Conclusion: The Policy Implications of Informality. - A. Portes, ћ. Castells, L.A. Benton (eds.). The Informal Economy: Studies in Advanced and Less Developed Countries. Baltimore, The John Hopkins University Press. 1989, p. 299.

15 ќб отношени€х блата см., например: ј. Ћеденена. Ќеформальна€ сфера и блат: гражданское общество или (пост)советска€ корпоративность. - Pro et Contra. ќсень 1997, с. 113-124.

16 —м.: G. Grossman. The Second Economy of the USSR. - V. Tanzi (ed.). The Underground Economy in the United States and Abroad. Lexington, Lexington Books, 1983, p. 253. ¬прочем, нар€ду с приворовыванием дл€ частных нужд, имел место иной любопытный феномен - осуществлени€ теневых операций дл€ нужд предпри€ти€, дл€ выполнени€ плана. “енева€ экономика была призвана сглаживать неизбежные перекосы планового регулировани€. Ѕыло и немало пострадавших за "нарушени€ во им€ дела".

17 —м.: ¬.¬. –адаев. ‘ормирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контрол€ и делова€ этика. ћ., ÷ентр политических технологий, 1998, с. 275-276.

18 —м.: —. √линкина. ќсобенности теневой экономики в –оссии, с. 5.

19 ѕо поводу так называемой убыточности предпри€тий. јнализ результатов де€тельности малых предпри€тий “омской области по данным официальной региональной статистики за 1996 г. показал удивительные результаты. — убытками работали не только производственные малые предпри€ти€, но и весь сектор в целом. ѕри этом самой убыточной сферой была рознична€ торговл€ и общественное питание. ¬ числе убыточных, разумеетс€, оказались предпри€ти€ сферы финансов, кредита, страховани€ и пенсионного обеспечени€. «ато в числе относительно прибыльных отраслей обнаруживались предпри€ти€, относимые к сферам науки и машиностроени€ (см.: V. Radaev. Regional Enterpreneurship: The State of Small Business. - A Regional Approach to Industrial Restructuring in the Tomsk Region, Russian Federation. P., Organisation of Economic Co-Operation and Development Proceedings, 1998, p. 287). ѕравомерна гипотеза, в соответствии с которой степень убыточности отрасли пр€мо коррелирует со степенью вовлеченности ее предпри€тий в теневую де€тельность.

20 ѕрактики работы "налево", безусловно, сохран€ютс€ и сегодн€. ƒаже на оборонных предпри€ти€х, согласно оценкам их директоров, тенева€ часть рабочего времени составл€ет приблизительно 12-15% всего рабочего времени. ѕричем 42% опрошенных директоров считают это вполне нормальным €влением (см.: Ћ.  осило. “енева€ экономика как особенность российского капитализма. - ¬опросы экономики. - 1998, N10, с.71).

21 ѕодробнее о коррупции и других способах неформальной хоз€йственной де€тельности предпри€тий см.: ¬.¬. –адаев. ‘ормирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контрол€ и делова€ этика.

ќпубликовано на ѕорталусе 11 €нвар€ 2022 года

Ќовинки на ѕорталусе:

—егодн€ в трендах top-5


¬аше мнение?




ќ ѕорталусе –ейтинг  аталог јвторам –еклама