Рейтинг
Порталус

Наш триумфальный прорыв на японский автомобильный рынок остановлен собственными силами

Дата публикации: 15 декабря 2022
Автор(ы): Сергей АГАФОНОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ
Источник: (c) "Izvestiia (Rossiia)" Date:09-14-95
Номер публикации: №1671123917


Сергей АГАФОНОВ, (c)


Полгода назад, в конце февраля, в Токио состоялось примечательное событие, о котором много писали и японские, и российские средства массовой информации, "Известия" в том числе - впервые за многие

годы на японский рынок прорвалось не традиционное сырье и полуфабрикаты, а российская готовая и высокотехнологичная продукция, отвечающая самым придирчивым критериям качества и конкурентоспособности.

Это был колесные диски, производимые на предприятиях НПО "Авиатехнология" и реализуемые "Машиноимпортом", пробившие брешь в элитарном и чрезвычайно капризном японском автомобильном бизнесе, куда новичку попасть практически невозможно. Российской продукции это удалось, что вызывало прилив самых теплых чувств и восторженных прогнозов.

Спустя указанные полгода к этим прогнозам захотелось вернуться, чтобы радостно констатировать воплощение мечты в жизнь. Спрос на российские иски в Японии оказался лавинообразным, популярность продукции "Авиатехнологии" в японских условиях просто небывалая, среди заказчиков образовалась едва ли не очередь на чудо-диски, и, начавшись с полного нуля, дисковой проект уже выходит на контрактные объемы восьми с половиной тысяч единиц продукции к концу года. В ноябре будет формироваться японский заказ на будущий год, который японской стороной прикидочно определен в объеме 30-40 тысяч (!) дисков, уже составлены спецификации японских партнеров на расширение номенклатуры российских товаров - если сейчас наши диски "одевают" в основном элитарные модели автомобилей, то на будущий год предусматривается прорыв в святая святых - на уровень массовых серийных машин, а это обещает тиражи, измеряемые уже сотнями тысяч и даже миллионами "диско-единиц".

Японский рынок, словом, просит и ждет российскую продукцию - такого феномена двусторонние хилые экономические отношения не отмечали десятилетиями. За японцами потянулись уже и корейцы в- сразу несколько сеульских компаний заявили о своем желании закупить наши диски. Однако на этом баллада о сбывшихся коммерческих мечтах и российской технологической гордости обрывается - оглядываясь на собственные возможности, российские участники так дивно стартовавшего проекта скорбно признают, что перспектив у него в нынешних российских условиях нет. Наша технология никуда не делась, высочайшая квалификация персонала сохранилась, отношения с японскими партнерами - идеальные, исчезло только одно - российские производители продукции фактически лишились доступа к российскому сырью. Высококлассные диски делать можно в любых объемах, но делать их не из чего.

Извращения под флагом реформ

Как может в стране "победившего алюминия" этот самый алюминий пропасть - загадка для сильных духом. Ответ, однако, прост и незатейлив, как грабли,- металл никуда не делся, просто он стал дороже в России для российских потребителей, чем на мировом рынке для всех остальных. Сегодня вилка между российскими ценами и ценами на Лондонской алюминиевой бирже составляет 30 процентов. В конкретных цифрах это значит, что в Лондоне, где алюминий как известно, не производят, за килограмм металла просят 1,8 доллара, в России же, где его выпускают миллионами тонн, за тот же кило дерут уже 2,4 доллара.

Если еще точнее, то практически весь российский алюминий уходит за рубеж по указанию новых хозяев отрасли, которые монопольно держат планку цен внутри России выше мировой - производимый на российских мощностях металл заводам-производителям не принадлежит, и прямыми контрактами на продажу своей продукции заводы нынче не занимаются - продукция идет через коммерческие структуры и идет только в одном направлении, хотя и с разной географией - за рубежи любимой всеми российской родины, оставляя при этом российских рабочих на отечественных обрабатывающих производствах (а также их многочисленные семьи и целые регионы, привязанные к предприятиям) без работы, без средств к существованию и без радостного чувства по поводу реализации диковинных экономических реформ.

Аргументация такого явного извращения здравого смысла и понятия государственных интересов у ответственных за само извращение сторон убийственно логична: заводы - производители металла утверждают, что они обязаны сдавать всю продукцию, и над отлитыми тоннами не властны: коммерческие структуры ссылаются на рыночные идеалы - свобода выбора, коль дорого, так не бери. Своеобразное шефство над всем этим осуществляет государственный комитет по металлургии - там изобретают массу барьеров для тех, кто готов от безнадеги поискать алюминий для российских заводов вне российских пределов. "Машиноимпорт", скажем, от отчаяния и в попытках сохранить на плаву японский дисковый контракт прорабатывает вопрос о закупках алюминия в Чили и Аргентине для заводов в Ступино и Верхней Салде. Везти из Южной Америки будет дешевле, чем брать под боком. И это при том, что "Машиноимпорт" - предприятие государственное. И это при том, что в крупных чиновных кабинетах взахлеб говорится о государственной программе по поддержке российских экспортеров и особенно из числа предприятий бывшей оборонки.

Новация последних нескольких месяцев - перевод российских предприятий, производящих металл, на импортный глинозем и выдавливание своего "родного" российского сырья за рамки производственного цикла. Купили сырье где-то - переработали у нас - продали опять куда-то "дяде". В накладе остается страна, своя промышленность, по адресу которой дородные чины в отчетах размеренно фиксируют то обвальные падения объемов производства, то плавное (или плановое?) снижение того же. При крупных деньгах в то же время неизменно оказываются те, кто, собственно, и соткал "алюминиевую паутину" - российский алюминий ведь непомерно дорог только в России для своих, за ее границы товар уходит по другим, куда более разумным, ценам, схема снятия комиссионных процентов в твердой валюте отработана до мелочей, отмывные каналы давно налажены. Фактически, под жесточайшую (и при том явно негосударственную) монополию попадает (или уже попала) вся отрасль. "Известия"йне раз писали о ситуации на алюминиевых предприятиях, о том, что они находятся под криминальным прессом японского дискового контракта.

Рынок в России - не для России?

В этом контракте, как представляется, российские рыночные перспективы прослеживаются удивительно четко и печально одновременно - в России, бесспорно, сложится и будет рынок, но вот будет ли он для России? Судите сами: первую партию (тысяча штук) исполненных по японским заказам российских дисков везли в Японию со Ступинского завода в контейнере через. Амстердам, что оказалось дешевле и с гарантией сохранности и доставки день в день в сравнении с дороговизной и отсутствием всяких гарантий на могучих российских железных дорогах, вздувающих тарифы. Вторая партия, доставку которой японцы просили ускорить в связи с мощным спросом на продукцию "Авиатехнологии", ушла из России в Осаку воздухом, но на чужеземном самолете - английская грузовая компания KLM была дешевле и надежнее родного "Аэрофлота".

Далее руку приложил Минфин - валютный коридор, задуманный, как универсальный стабилизатор финансовой ситуации в стране, производителей и экспортеров продукции (дисков - в нашем случае) посадил на жесточайший голодный паек, перекрыв канал получения оборотных средств. Задранные до небес цены на сырье на таком фоне - тот самый довесок, который "загоняет" на капитальную мель именно тех, кто пытается в России что-то производить помимо добычи полезных ископаемых. По словам экспертов "Авиатехнологии", сегодня даже такие гиганты, как "Электросталь", сворачивают производство, хотя продукция (причем дорогая) имеет свой устойчивый спрос на внешних рынках именно как экспортный товар. Снижение производства, в свою очередь, подается сырьевиками, как факт недееспособности российских обрабатывающих предприятий.

Что остается делать производителю несырьевой продукции? Либо искать лазейки для получения дешевого сырья, либо для сохранения завоеванного рыка продавать продукцию ниже себестоимости в надежде на скорые перемены, либо рвать экспортные контракты и терять позиции на рынке. Во втором случае, впрочем, не дремлет налоговая инспекция - пойманному виновнику грозит штраф плюс уплата недоимки, равной разрыву цен в производстве и реализации товара с особыми коэффициентами на "валютность" и т.д. и т.п. Вот и круг замкнулся.

ТОКИО.

Опубликовано на Порталусе 15 декабря 2022 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама