Главная → ЭКОНОМИКА РОССИИ → РОССИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Дата публикации: 13 июня 2024
Автор(ы): Л. З. ЗЕВИН, Н. А. УШАКОВА →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ →
Номер публикации: №1718234365
Л. З. ЗЕВИН, Н. А. УШАКОВА, (c)
В России развернулась оживленная дискуссия о путях реализации амбициозной задачи удвоения ВВП за 10 лет и повышения конкурентоспособности национальной экономики. В эпоху глобализации процессы за пределами страны оказывают на нее все более сильное влияние, которое может быть использовано для ускорения экономического роста и повышения его качества. В то же время неадекватная реакция на глобальные вызовы оборачивается серьезными издержками, консервацией неэффективных структур и задержкой в модернизации национальной экономики, без чего трансформационный период нельзя считать завершенным. В данном контексте становится понятным большое внимание, уделяемое в дискуссии состоянию и перспективам взаимодействия с внешним миром при поиске путей решения Россией внутренних экономических и социальных задач, тесной увязке внешнеэкономической стратегии и политики с программой экономического и социального развития страны.
В основе связи внешнеэкономической стратегии и политики и программы социально-экономического развития страны лежит несколько причин.
Во-первых, создание и функционирование современной экономической структуры страны, двигающейся в направлении постиндустриального общества, могут быть успешными в рамках рынка емкостью порядка 300 млн. потребителей и более. В подобной структуре имеется возможность формировать в короткие сроки достаточный спрос на практически неограниченный ассортимент высокотехнологических продуктов и услуг, одновременно сохраняя сбыт начавших устаревать, но качественных изделий и технологий. Сбалансированный курс на сочетание новых продуктов и прорывных технологий с традиционной продукцией, определенное время находящей сбыт, дает шанс отстающим фирмам осуществить модернизацию и вписаться в общий инновационный поток, тем самым сводя к допустимому минимуму количество нерентабельных и разоряющихся субъектов хозяйственной деятельности.
Положение о преимуществе крупных хозяйственных структур часто подвергают критике, приводя примеры небольших по численности населения и занимаемой площади стран, территорий и островных образований с впечатляющими успехами в экономике, освоении новейших технологий и при этом достаточно устойчивых к внешним шокам. Сторонники этой точки зрения, однако, упускают из виду, что успешные мелкие и даже карликовые структуры во многом обязаны своим благополучием тесным связям с мегаструктурами в результате участия или ассоциации с интеграционными объединениями, привязке национальной валюты к иностранной, созданию офшоров, привлечению туристов, предоставлению различных льгот для привлечения капитала, а также исключительно благоприятным природным и географическим условиям. Попытки перенесения специфических опыта и условий на более крупные экономические структуры оказываются успешными скорее в виде исключения, чем общего правила.
стр. 77
Тезис о необходимости достижения критической емкости рынка отнюдь не означает возможности его создания лишь в рамках суверенного государства: он может иметь формат субрегионального и/или регионального интеграционного объединения, ассоциации с ним, союзов производителей, экспортеров и импортеров, развитой системы двусторонних отношений с соседними странами и крупными торговыми партнерами за пределами региона и т.п.
Для сегодняшней ситуации в России задача увеличения емкости рынка имеет особое значение. Экономический рост в последние годы происходит преимущественно за счет увеличения спроса: его вклад превышает примерно в 2.5 раза вклад инвестиций [Как будем удваивать ВВП..., 2003]. На наш взгляд, в перспективе ближайших 6 - 7 лет, несмотря на ожидаемый рост капиталовложений, расширение внутреннего и внешнего рынка по-прежнему будет ведущим фактором в ускорении экономического роста. Из признания данной тенденции в условиях сложившейся демографической ситуации в стране и невозможности на базе топливно-сырьевых отраслей обеспечить среднегодовые темпы роста в 7%, необходимые для удвоения ВВП за десятилетие, логично следуют два вывода: нужны опережающие темпы роста обрабатывающей промышленности и создание новых технологий, а также поиск внешних рынков для их сбыта. В этом контексте более чем 50-миллионный рынок Центральной Азии, несомненно, представляет интерес для отечественной экономики.
Во-вторых, модернизация и структурная перестройка российской экономики может быть выполнена в оптимальном режиме как при максимальном использовании внутренних ресурсов, так и получении достаточно мощных внешних стимулов в виде иностранных инвестиций, технологий, передового менеджмента, а также рынков сбыта продукции обрабатывающей промышленности и технологических услуг. Решение этой стратегической задачи, на наш взгляд, возможно при условии концентрации внешнеэкономической деятельности на двух направлениях - евро-атлантическом и азиатско-тихоокеанском.
В-третьих, глобальные процессы прямо или косвенно втягивают все большее число российских производителей в конкурентную борьбу по критериям глобальной эффективности. Раньше при принятии решений об укреплении своих позиций в стране производителю было достаточно ориентироваться на емкость, условия и критерии внутреннего рынка, рассматривая мировые цены, международные трансферты капитала и процентные ставки на финансовых рынках лишь как корректирующие факторы. Теперь же, после либерализации внешнеэкономического режима и дерегулирования внутренней финансовой системы, активными игроками на отечественном поле становятся растущее число ТНК, крупных и средних иностранных фирм и инвесторов, международные экономические и финансовые институты, финансовые спекулянты.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что трансформирующаяся экономика России может вписаться в мировое хозяйство в качестве равноправного партнера развитых государств, только опираясь на емкий рынок. К сожалению, нынешняя емкость рынка России (145 млн. человек) примерно в два раза ниже необходимого уровня. В перспективе ситуация еще более осложнится: демографы говорят о возможном сокращении численности населения к середине XXI в. на 30 - 40 млн. человек.
Недостаточная емкость российского рынка является одной из главных причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции. Россия занимает по уровню мировой конкурентоспособности производства транспортных средств и химикатов 15-е место (из 87 и 124 стран-экспортеров соответственно), неэлектронной продукции машиностроения - 34 (93), средств информатики - 35 (68), комплектующих электронной промышленности - 30-е (87). И лишь по двум позициям результаты могут быть признаны отвечающими критериям глобальной конкурентоспособности -
стр. 78
базовой продукции обрабатывающей промышленности - 11-я позиция из 124 стран-экспортеров и минеральному сырью - 4-я (144).
Одним из наиболее возможных (и в принципе реальных) способов преодоления недостаточной емкости внутреннего российского рынка мог бы стать прогресс в организации экономического пространства СНГ в том или ином формате. Неструктурированность этого пространства стала ограничителем экономического роста для всех его участников, резко ослабила их возможности противостоять неблагоприятным внешним воздействиям. Сжимающийся из-за демографических проблем внутренний рынок России не сможет обеспечить устойчивый рост ее экономики, поддержание конкурентоспособности и приближение нашей страны по экономическим и социальным показателям к развитым странам.
Экономически неорганизованное пространство СНГ, если не удадутся попытки его структуризации в том или ином виде (СНГ, ЕврАзЭС, объединение России и Белоруссии, ЕЭП и др.), окажется зажатым между центрами экономической мощи: на Западе - ЕС и Евро-атлантическим регионом в целом, на Востоке - АТР и на Юге - Китаем. В одиночку ни одна из стран СНГ, включая Россию, не сможет успешно противостоять экспансии экономически более мощных соседей.
В этом контексте закрепление на рынках стран Центральной Азии (далее ЦА) становится частью стратегической задачи организации постсоветского экономического пространства вокруг России. К тому же Центральноазиатский регион является важным коммуникационным центром на стыке Европы и Азии. Участие России в развитии транспортных маршрутов "Восток-Запад" и "Север-Юг" будет способствовать привлечению иностранных инвестиций, росту торговых потоков и доходов от предоставления транспортных услуг. Имеются перспективы сотрудничества в разработке нефтяных и газовых месторождений на Каспии и транспортировке энергоносителей на внешние рынки. Нефтегазовые ресурсы Каспия, при всех расхождениях в их оценке различными источниками, относятся к числу крупнейших в мире. По американским оценкам, доказанные запасы нефти в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане составляют 17 млрд. баррелей (предполагаемые - 70 млрд. баррелей), газа - 5 трлн куб. м (предполагаемые - 9 трлн куб. м) [Центральная Азия..., 2002, с. 87]. Участие России в освоении этих ресурсов позволит поддержать баланс между увеличением внутреннего потребления энергоносителей и их экспорта при ограниченных возможностях дальнейшего наращивания собственной добычи. Не менее важно и географическое положение Каспия. Сотрудничество в освоении его нефтегазовых ресурсов может создать благоприятные условия для роста иностранных инвестиций в Россию и страны ЦА.
Наконец, расширение торгово-экономических и инвестиционных отношений с центральноазиатскими странами (как и с другими странами слабого и среднего уровня развития) дает России возможность получить, как отмечалось выше, своеобразную передышку, когда она, наращивая традиционный сырьевой экспорт, начнет осуществлять переход к массовому производству продукции со значительной добавленной стоимостью и растущей технологической составляющей. Можно ожидать, что в текущем десятилетии усилия будут сосредоточены на решении этих двух задач. В указанном временном периоде страны ЦА будут, очевидно, предъявлять преимущественно спрос на продукцию транспортного машиностроения и химикаты, базовые изделия обрабатывающей промышленности и минеральное сырье, то есть на товарные позиции, по которым российские предприятия являются сравнительно конкурентоспособными. Поэтому и страны ЦА, несмотря на растущий объем торговли с дальним зарубежьем и рост привлекаемых оттуда инвестиций, заинтересованы в укреплении экономического взаимодействия с Россией.
Машины и оборудование, например, в течение последних 12 лет остаются одной из основных статей российского экспорта в страны ЦА, причем их доля в суммарном объеме экспорта
стр. 79
Таблица 1
Доля машин и оборудования в экспорте России в страны Центральной Азии (%)
Страна |
1994 г. |
2003 г. |
Казахстан |
20.9 |
29.8 |
Киргизия |
22.4 |
10.2 |
Таджикистан |
11.3 |
23.1 |
Туркменистан |
27.8 |
53.5 |
Узбекистан |
21.2 |
38.4 |
Страны ЦА всего |
20.3 |
30.6 |
Источники: [Таможенная статистика..., 1996, с. 486, 488, 491, 492, 521, 522, 524, 525, 527, 529; Там же, 2004, т. 2, с. 640, 642, 643, 654 - 656].
России в страны региона за 1994 - 2003 гг. выросла в 1.5 раза - с 20.3 до 30.6%. Увеличение доли машинотехнической продукции характерно для экспорта России во все страны региона, кроме Киргизии (см. табл. 1 ).
Если суммарный объем российского экспорта в страны ЦА за 1994 - 2003 гг. увеличился меньше чем на 2%, то абсолютный объем вывоза в эти страны машинотехнической продукции вырос почти вдвое - с 678930.8 тыс. дол. до 1 316761 тыс. (правда, значительная часть этого прироста приходится на личные средства транспорта, изделия бытовой электроники и т.д.). В 2003 г. доля стран ЦА во всем экспорте Россией машин и оборудования составила 10.9%, а в их экспорте в страны СНГ - 33.1%, что в 3.4 раза превышает долю стран региона в суммарном экспорте России и в почти в 1.6 раза - их долю в экспорте России в страны Содружества. При этом доля стран ЦА в российском вывозе машинотехнической продукции в страны СНГ показывает явную тенденцию к росту : в 1994 г. она составляла 28.3% [Таможенная статистика..., 1996, с. 5, 486, 488, 491, 492, 521, 527, 529; Там же, 2004, т. 1, с. 6, 13 - 15; т. 2, с. 640, 642, 643, 654 - 656].
У наших партнеров в Центральной Азии имеются свои мотивации. Во-первых, необходимость решения ряда аналогичных задач (преодоление экономического спада после развала СССР, модернизация хозяйства, поиск рынков для сбыта отечественной продукции, импорт технологий и т.п.); во-вторых, для большинства стран региона Россия остается важным или даже ведущим торговым партнером с увеличивающейся емкостью рынка; в-третьих, привлекает растущий потенциал крепнущих российских ФПГ и финансового капитала; в-четвертых, нахождение на постсоветском пространстве делает императивным сотрудничество в поддержании и развитии транспортной инфраструктуры, восстановлении научно-технических связей, решении ряда крупных межотраслевых и региональных проблем, переход к широкому применению инновационных технологий. Практически по всем этим направлениям Россия является лидером на постсоветском пространстве. И, главное, сейчас она, несмотря на нерешенность многих внутренних экономических и научно-технических проблем, способна предложить своим партнерам в ЦА варианты модернизации национальных экономик совместными усилиями, выводящие их на траекторию устойчивого роста, а также пути более мягкого "подключения" к мировым экономическим процессам.
Новые геополитические и геоэкономические задачи, вставшие перед Россией на рубеже XX-XXI вв., заставили ее по-иному взглянуть на перспективы экономического сотрудничества с центральноазиатскими странами, пережившего глубокий кризис в первые годы после распада СССР и до сих пор не набравшего динамизма, необходимого для выхода на траекторию устойчивого роста. В 2003 г. объем товарооборота
стр. 80
Динамика торговли России со странами Центральной Азии
России с государствами ЦА сократился на 2.7% по сравнению с уровнем 1994 г., причем ее импорт из стран региона уменьшился на 8%, экспорт же в эти страны несколько увеличился [Таможенная статистика..., 1995, с. 5; Там же, 2004, т. 1, с. 9]. (Отметим при этом, что в 1994 г. суммарный экспорт России в страны СНГ составлял всего 20%, а ее импорт из этих стран - 19% от уровня 1994 г.) [Содружество..., 2001, с. 47 - 48]. На протяжении последних К) лет торговые связи развивались крайне неравномерно, периоды кратковременного подъема чередовались с более длительными периодами спада (см. фиг. ).
Колебания объемов экспортно-импортных операций имеют место в торговле России со всеми странами региона и вызываются преимущественно экономическими причинами, как связанными с состоянием национальных экономик стран-партнеров, так и лежащими в сфере двусторонних отношений. Но определенную, иногда весьма значительную роль, играют и политические факторы, во многом обусловливающие, среди прочего, и отношение центральноазиатских государств к интеграционным процессам на постсоюзном пространстве, степень их вовлеченности в многостороннее сотрудничество в рамках СНГ. Разрыв между максимальным и минимальным объемами товарооборота России с государствами ЦА в 1994 - 2003 гг. был наименьшим в торговле с Казахстаном и Киргизией, наиболее активно поддерживающими интеграционные начинания в Содружестве, - 2 и 2.17 раза соответственно, несколько выше - в торговле с Узбекистаном и Таджикистаном, в отношении которых сильна политическая составляющая, - 2.31 и 2.67 раза соответственно, и наиболее значителен он в торговле с Туркменистаном, фактически дистанционировавшимся от СНГ, - 10.23 раза.
С 2002 - 2003 гг. началось некоторое улучшение динамики торговли, но пока трудно судить об устойчивости этой тенденции (см. табл. 2, 3 ).
Отсутствие у России внятной экономической политики в Центральной Азии (как, впрочем, и на азиатском направлении в целом), неэффективность СНГ, в рамках которого не было выработано действенных механизмов взаимовыгодного многостороннего сотрудничества, привели в 1990-е годы к постепенной переориентации внешнеэкономических связей центральноазиатских государств на страны вне Содружества. К настоящему времени доля стран вне СНГ в их экспорте варьируется от 48% (Туркменистан) до 78% (Казахстан), в импорте от 24% (Таджикистан) до 65% (Туркменистан) [Содружество..., 2003, с. 84]1 .
1 Показатели для Туркменистана и Узбекистана рассчитаны по данным стран-контрагентов.
стр. 81
Таблица 2
Торговля России со странами Центральной Азии, млн. дол.
Годы |
Казахстан |
Киргизия |
Таджикистан |
Туркменистан |
Узбекистан |
||||||||||
экспорт |
импорт |
оборот |
экспорт |
импорт |
оборот |
экспорт |
импорт |
оборот |
экспорт |
импорт |
оборот |
экспорт |
импорт |
оборот |
|
1995 |
2554.0 |
2675.0 |
5229.0 |
104.7 |
97.0 |
201.7 |
190.1 |
167.0 |
357.1 |
93.1 |
179.4 |
272.5 |
824.0 |
888.7 |
1712.7 |
2000 |
2246.3 |
2197.2 |
2443.5 |
102.8 |
88.3 |
191.1 |
55.9 |
237.3 |
293.2 |
130.1 |
472.7 |
602.8 |
274.5 |
662.2 |
936.7 |
2001 |
2778.0 |
2017.7 |
4795.7 |
83.3 |
61.9 |
145.2 |
69.4 |
127.7 |
197.1 |
140.3 |
39.1 |
179.4 |
409.1 |
584.2 |
993.3 |
2002 |
2412.5 |
1945.2 |
4357.7 |
103.9 |
74.1 |
178.0 |
67.9 |
65.6 |
133.5 |
142.7 |
32.0 |
174.7 |
453.6 |
343.0 |
796.6 |
2003 |
3278.6 |
2474.6 |
5753.2 |
160.8 |
104.4 |
265.2 |
128.2 |
69.4 |
197.6 |
221.6 |
28.4 |
250.0 |
511.8 |
484.5 |
996.3 |
Источники: [Таможенная статистика..., 1997, с. 8; Там же, 2001 с. 9, 10; Там же., 2003, с. 9; Там же, 2004. Т. 1. с. 9].
Таблица 3
Доля стран Центральной Азии во внешней торговле России, %
Год |
Экспорт |
Импорт |
Оборот |
|||
Всего |
В страны СНГ |
Всего |
Из стран СНГ |
Всего |
Со странами СНГ |
|
1994 |
6.7 |
30.0 |
8.9 |
33.3 |
7.5 |
31.4 |
2003 |
3.2 |
21.0 |
5.5 |
24.0 |
3.9 |
22.2 |
Источники: Таможенная статистика..., 1996, с. 5, 7; Там же, 2004, т. 1, с. 6, 9].
Абсолютное и относительное сокращение торговли России со странами Центральной Азии сопровождается примитивизацией структуры российского импорта из стран региона, в котором растет доля сельскохозяйственного и минерального сырья и постепенно сокращается доля продукции обрабатывающей промышленности. Негативные изменения в структуре российского импорта связаны с определенной деиндустриализацией центральноазиатских экономик после размежевания, неконкурентоспособностью продукции их обрабатывающих отраслей, особенно машиностроения, по сравнению с аналогичной продукцией из стран вне СНГ по соотношению цена/качество, ослаблением или даже сокращением прежних кооперационных связей, вытесняемых либо постепенным развитием собственного производства промежуточной продукции в России, либо сотрудничеством с кооперантами из дальнего зарубежья. За 1991 - 2001 гг. доля промышленности в валовой добавленной стоимости сократилась в Киргизии с 29 до 24.2%, в Таджикистане - с 27 до 24.9%, Узбекистане - с 25 до 16.2%, лишь в Казахстане она выросла с 26 до 32.6%. Но и здесь происходит присущее всем государствам ЦА утяжеление структуры промышленности, в которой ощутимо повышается доля добывающих отраслей при снижении доли обрабатывающих, в том числе машиностроения, уровень кооперации в области которого, как показывает опыт ЕС и НАФТА, вносит наиболее весомый вклад в формирование основы экономической интеграции. Удельный вес машиностроения и металлообработки в структуре промышленного производства с 1991 г. к началу нынешнего десятилетия снизился в Казахстане с 16 до 5%, Киргизии - с 19 до 6%, Таджикистане - с 7 до 1%, Туркменистане - с 3 до 1% (1996 г.); лишь в Узбекистане он сохранился на прежнем уровне - примерно 16% [Содружество..., 2001, с. 12; Там же, 2003, с. 20]. Ввоз Россией машин и оборудования из центральноазиатских государств с 254.2 млн. дол. в 1994 г. сократился в 2003 г. до 199.2 млн. дол., или на 21.7%.
Таким образом, среднегодовые темпы снижения ввоза машин и оборудования (-2.7%) втрое превышали темпы снижения суммарного импорта России из государств ЦА. За период 1994 - 2003 гг. доля машинотехнической продукции в импорте России из Казахстана сократилась более чем в 1.6 раза, Киргизии - почти в 1.5 раза,
стр. 82
Таджикистана - более чем в 13 раз, Туркменистана - в несколько десятков раз. Лишь в импорте России из Узбекистана она выросла почти в 2.2 раза, однако около 88% ввоза машинотехнической продукции из этой республики приходится всего на один товар - автомобили, производимые в сотрудничестве с южнокорейской фирмой. За 1994 - 2003 гг. доля центральноазиатских государств во всем импорте Россией машин и оборудования сократилась с 1.9 до 0.9%, а в их ввозе из стран СНГ - с 8.4 до 2.8%. [Таможенная статистика ..., 1996, с. 12, 20, 486, 488, 491, 492, 521, 522, 524, 525, 527, 529; Там же, 2004, т. 1, с. 13, 15; т. 2, с. 640, 642, 643, 654, 656].
Хотя наиболее развитым странам региона - Узбекистану и Казахстану - удалось занять заметное место среди поставщиков на российский рынок некоторых видов продукции обрабатывающей промышленности, в том числе машиностроения, из числа стран СНГ, их ниша по этим видам продукции применительно ко всему российскому рынку, за редким исключением, невелика, и ассортиментное наполнение этих поставок ограниченно. Так, доля Узбекистана в российском импорте легковых автомобилей из стран СНГ достигает 97% (в суммарном их ввозе - около 8%), лифтов и скиповых подъемников - более 66% (в суммарном ввозе - 1.5%), некоторых видов текстильного оборудования и комплектующих к нему - 20 - 50% (1% - около 4%), гидравлических прессов - 15% (0.3%), хлопчатобумажных тканей и текстильных изделий - 50 - 100% (1.78%) и т.д. Удельный вес Казахстана в импорте Россией из стран СНГ шариковых и роликовых подшипников более 30% (во всем импорте - 26%), тракторов - около 7% (во всем импорте - около 4.5%). На долю Казахстана и Узбекистана приходится порядка 6% импорта из стран СНГ приемной аппаратуры для телевизионной связи (0.02% ее суммарного импорта Россией), свыше 20% - импорта автобусов (более 2%) и т.д. [Таможенная статистика..., 2003, с. 213, 214, 220, 222, 339, 353, 358, 422; Внешняя торговля..., 2003, с. 311 - 314]. В целом, однако, проблемы в сфере импорта из стран ЦА продукции обрабатывающих отраслей стоят чрезвычайно остро и требуют для своего решения прежде всего активизации инвестиционно-производственного сотрудничества.
В ближайшей перспективе нынешняя структура импорта, в которой преобладают продовольствие, промышленное и сельскохозяйственное сырье и продукты их первичной переработки, вряд ли претерпит существенные изменения (см. табл. 4 ). По многим из этих товаров страны Центральной Азии являются основными поставщиками на российский рынок среди не только государств СНГ, но и всех внешнеторговых партнеров России. На их долю приходится 100% российского импорта сырой нефти и сырых нефтепродуктов (Казахстан), природного газа (Казахстан, Узбекистан), железной руды и концентратов агломерированных (Казахстан), руд и концентратов цинковых (Казахстан, Узбекистан), 99.7% железных руд и концентратов неагломерированных (Казахстан), 99% - каменного угля, более 94% - хлопка-волокна нечесаного (пять стран региона), свыше 90% - пшеницы и меслина (в основном Казахстан), более 36.4% плоского проката из углеродистой стали (Казахстан, Киргизия), 100% импорта из стран СНГ и 37% суммарного импорта необработанного алюминия (Таджикистан), 100% импорта из этих стран медных (Казахстан) и оловянных (Киргизия) руд и концентратов, более 80% ввоза из стран СНГ риса (Казахстан), более 74% рыбного филе (Казахстан) и т.д. [Таможенная статистика..., 2004, т. 2, с. 364 - 367, 442, 520; Внешняя торговля..., 2003, с. 296, 299, 300, 305, 309]. Велика доля государств ЦА в российском импорте овощей и фруктов.
Такой характер импорта отвечает нынешним возможностям центральноазиатских государств и текущим потребностям России. Но он приходит в противоречие с перспективными задачами внешнеэкономических стратегий государств региона, начинающих или предполагающих начать в ближайшее время переход от импортозамещающей к экспортоориентированной модели, сопровождающейся прогрессивными
стр. 83
Таблица 4
Товарная структура импорта России из стран Центральной Азии в 2003 г., %
Товарные группы |
Казахстан |
Киргизия |
Таджикистан |
Туркменистан |
Узбекистан |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, кроме текстильного |
8.3 |
27.6 |
50.3 |
9.1 |
23.6 |
Минеральные продукты |
54.1 |
5.8 |
2.2 |
46.2 |
12.1 |
в т.ч. топливно-энергетические товары |
34.6 |
5.6 |
2.2 |
45.1 |
12.0 |
Продукция химической промышленности, каучук |
19.7 |
0.7 |
0.5 |
8.5 |
5.4 |
Кожсырье, пушнина, изделия из них |
0.005 |
0.08 |
- |
- |
0.01 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия, |
0.1 |
0.1 |
0 |
- |
0.1 |
Текстиль, текстильные изделия, обувь |
2.5 |
40.6 |
44.1 |
35.8 |
28.6 |
Металлы и изделия из них |
12.2 |
2.1 |
1.3 |
0 |
1.0 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
2.9 |
15.0 |
1.0 |
0.05 |
22.7 |
Прочие товары |
0.195 |
8.12 |
0.6 |
0.35 |
6.49 |
Источник: Таможенная статистика..., 2004, т. 2, с. 640 - 643, 654 - 657.
изменениями в структуре экспорта, значительным повышением в нем доли продукции обрабатывающих отраслей, в том числе высокотехнологичных, создаваемых или модернизируемых с помощью иностранных инвесторов. Консервация нынешних тенденций в торговле не отвечает и долгосрочным стратегическим интересам России, связанным со структурированием экономического пространства СНГ, развитием в том или ином формате интеграционных процессов, опирающихся прежде всего на разветвленную систему горизонтальных связей, включая кооперационные, в обрабатывающих отраслях, более надежную и устойчивую, чем система связей по вертикали между ресурсодобывающим и ресурсообрабатывающим секторами. Без серьезных качественных сдвигов в структуре торговли вряд ли удастся добиться упрочения наметившейся тенденции к оживлению торговых связей и придать их развитию достаточно динамичный характер.
И у России, и у ее партнеров в Центральной Азии явно растет интерес к расширению торгово-экономического сотрудничества. Об этом, в частности, свидетельствует присоединение России в качестве полноправного члена к Организации центрально-азиатского сотрудничества в 2004 г., активизация ее участия в Шанхайской организации сотрудничества. На наш взгляд, было бы преждевременно говорить о выборе Россией четкой экономической стратегии и политики в ЦА, дифференцированной по отношению к отдельным странам, но в то же время рассматривающей их не изолировано, а в едином субрегиональном, региональном и - более широко - в мировом геоэкономическом контексте. Торгово-экономические связи с отдельными центрально-азиатскими странами развиваются во многом стихийно, бессистемно, попытки связать долгосрочные стратегические интересы России в регионе с текущими интересами бизнеса часто оказываются недостаточно эффективными, как это, например, имеет место при решении многих вопросов, связанных с участием российских структур в приватизационных процессах в республиках ЦА. Не выработаны и механизмы согласования интересов и координации действий различных хозяйствующих субъектов, вовлеченных в сферу сотрудничества с центральноазиатскими государствами, что в ряде слу-
стр. 84
чаев порождает нездоровую конкуренцию, не способствующую развитию и углублению экономического взаимодействия. Тем не менее сдвиги, происходящие в сфере экономического взаимодействия с государствами ЦА, прежде всего в инвестиционно-производственном сотрудничестве, позволяют видеть первые контуры такой стратегии.
Долгое время инвесторы из России не оправдывали ожидания государств региона, рассчитывающих на массированный приток российских капиталовложений в ключевые отрасли национальных хозяйств. По данным Госкомстата РФ, на 1.04.2003 г. инвестиции России в экономику стран ЦА составили 4386 тыс. дол. США., в том числе 2859 тыс. дол. (65.2%) - прямые инвестиции [Russia..., 2003, p. 82]. Эти данные, по нашей оценке, сильно занижены, но даже с учетом возможных поправок объем российских капиталовложений на порядок ниже, чем приток в названные страны инвестиций из государств вне СНГ, только прямые капиталовложения которых в 1996 - 2000 гг. составили 7995 млн. дол. [UNCTAD Handbook..., 2001, p. 246]. Тем более приток российских капиталовложений несопоставим с инвестиционными потребностями стран ЦА. С конца 2001 г. ситуация в сфере инвестиционного сотрудничества начала меняться к лучшему, и к настоящему времени эти изменения обозначились вполне определенно. Например,
прямые инвестиции России в Киргизии выросли с 5.4 млн. дол. в 2000 г. до 17.1 млн. дол. в 2002 г., а их доля в суммарном объеме прямых инвестиций, поступивших в Киргизию из-за рубежа, увеличилась с 6.1 до 14.8% [Кыргызстан в цифрах..., 2003, с. 185].
Главной сферой деятельности российских госструктур и бизнеса в Центральной Азии по-прежнему остаются отрасли ТЭК. В 2003 г. российской стороной был заключен с республиками ЦА ряд долгосрочных соглашений о сотрудничестве в ТЭК. В апреле 2003 г. было подписано соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли с Туркменистаном до 2028 г., предусматривающее закупку Россией туркменского газа, модернизацию и строительство газотранспортных сетей, участие России в освоении месторождений в Туркменистане, обмен технологиями. В развитие этого соглашения был заключен контракт на закупку дочерней компанией "Газпрома" - "Газэкспортом" 2 трлн куб. м газа до 2028 г. В 2004 г. предполагается закупить 36 млрд. куб. м газа, в 2005 - 2006 гг. объем закупок планируется довести до 25 - 30 млрд. куб. м в год, в 2007 - до 60 - 70 млрд. куб. м, а в дальнейшем - до 80 млрд. куб. м газа в год [Ведомости, 11.04.2003]. Однако требование пересмотреть контрактную цену в сторону повышения, выдвинутое туркменской стороной в начале 2005 г., может значительно затруднить реализацию соглашения.
25-летнее соглашение о сотрудничестве между "Газпромом" и правительством Киргизии от мая 2003 г. предусматривает организацию стабильного обеспечения этой страны, не имеющей достаточных собственных ресурсов, природным газом, который Россия на основе долгосрочного контракта будет закупать у Узбекистана, а также содействие в эксплуатации и - при необходимости - в расширении газопроводной сети, в подготовке специалистов, совместной разведке газовых месторождений на территории Киргизии. Аналогичный характер носит и 25-летнее соглашение с Таджикистаном, предусматривающее возможность участия "Газпрома" и в добыче газа в республике, если подтвердится прогнозная оценка его запасов - более 1 трлн куб. м, что в 30 с лишним раз превышает известный на сегодняшний день объем разведанных запасов.
Соглашение "Газпрома" с национальной холдинговой компанией "Узбекнефтегаз" о стратегическом партнерстве предусматривает поставки узбекского газа в Россию в 2003 - 2012 гг. (их ожидаемый объем в 2005 г. составит 5 млрд. куб. м, а в последующем - по 10 млрд. куб. м в год), а также совместную реализацию проектов по добыче природного газа на условиях СРП. Соглашение о сотрудничестве на месторождении "Шахпахты" на западе республики (апрель 2004 г.) предусматривает вложение "Газпромом" 15 млн. дол. в 2004 - 2007 гг. в обустройство месторождения и строительство дожимной компрессорной станции, что позволит в последующие 13 лет довести годовой объем добычи газа до 500 млн. куб. м в год. Раздел продукции будет производиться в соотношении 50:50. Предстоит подписание СРП еще по одному блоку месторождений в районе Устюрта. В целом "Газпром" планирует вложить в нефтегазовую отрасль Уз-
стр. 85
бекистана до 1.4 млрд. дол. и добывать на территории республики порядка 2.5 млрд. куб. м газа в год [Время новостей. 15.04.2004; Народное слово, 16.02.2004].
Другим крупным инвестором в узбекский ТЭК становится "Лукойл". В июне 2004 г. подписано соглашение между российско-узбекистанским консорциумом во главе с "Лукойлом" и правительством Узбекистана о разделе продукции по газовому проекту "Кандым - Хаузак - Шады" в Бухаро-Хивинском районе. Максимальный объем добычи составит 8.8 млрд. куб. м газа в год. Проект носит комплексный характер (планируется строительство газохимического комплекса, двух компрессорных станций, 200-километрового газопровода, соединенного с трубопроводной сетью "Газпрома", которому "Лукойл" будет продавать свою долю добытого газа). "Лукойл" предполагает работать на месторождениях 35 лет, вложив в эти проекты до 1 млрд. дол. [Время новостей, 26.09.2003; 17.06.2004].
Сотрудничество с "Газпромом" и "Лукойлом" - своего рода испытательная площадка для выработки оптимальных условий СРП - новой и стратегически важной для Узбекистана формы привлечения иностранных инвесторов. От того, насколько успешно она будет развиваться, во многом зависит как приход новых инвесторов в одну из ключевых отраслей узбекской экономики, так и отношение руководства и деловых кругов республики к экономическому присутствию России в Узбекистане.
Расширяется участие российских частных и государственных компаний в добыче углеводородов в Казахстане. Россия сегодня занимает четвертое место по объему инвестиций в нефтегазовый сектор республики. Крупнейшим российским инвестором в Казахстане является "Лукойл", за последние семь лет вложивший в казахстанскую экономику около 1.5 млрд. дол. [Время новостей, 12.01.2004]. "Лукойл" имеет 15% в международном консорциуме КРО, разрабатывающем одно из трех основных месторождений углеводородов в республике - газоконденсатное месторождение Карачаганак, 50% - в проекте "Кумколь" и 2.7% - в консорциуме, работающем на нефтяном месторождении Тенгиз, также входящем в лидирующую тройку. В 2003 г. "Лукойл" и "Казмунайгаз" подписали меморандум о сотрудничестве в разведке и добыче углеводородов в казахстанском и российском секторах Каспия. В развитие этих договоренностей "Лукойл" в начале 2004 г. стал участником (с долей в 50%) в проекте разработки на условиях СРП месторождения Тюб-Караган на шельфе Северного Каспия, рассчитанном на 40 лет. Кроме того, российская компания и "Казмунайгаз" начнут на паритетных началах геологоразведку шельфового участка "Аташский". В свою очередь, дочерняя структура "Казмунайгаз" - "Казмунайтениз" получила 50% в совместном с российским СП "ЦентрКаспнефтегаз" (учреждено на паритетных началах "Лукойлом" и "Газпромом") проекте освоения структуры "Центральная" в российском секторе акватории Каспия [Panorama, 28.02.2004]. Совместно с казахстанской компанией будет осваиваться и структура "Хвалынская" на российском шельфе.
Предполагается участие "Роснефти" (с долей в 25%) в разработке на условиях СРП крупной нефтеносной структуры "Курмангазы" на казахстанском шельфе Каспия. Казахстан хотел бы привлечь "Роснефть" и к добыче газа на Карачаганаке. С "Газпромом" прорабатываются вопросы заключения комплексного соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли на период до 2025 г.
Ряд российских проектов в ТЭК центральноазиатских государств в той или иной мере затрагивает сферу сотрудничества с ними других государств СНГ, как, например, 25-летнее соглашение "Газпрома" с Туркменистаном, откуда сейчас Украина получает до 36 млрд. куб. м газа в год - почти половину своих потребностей. Предполагаемые закупки Россией в 2007 г. почти всего объема туркменского газа, экспортируемого через ее территорию, требуют внесения изменений в схему туркменско-украинского газового сотрудничества, предусматривающих участие российского партнера. С 1 января 2005 г. транзит через российскую территорию туркменского газа, закупаемого Украиной по действующему контракту, будет осуществлять вместо
стр. 86
прежнего оператора, уполномоченного Украиной, новая компания "РосУкрЭнерго", контролируемая Газпромом и его партнером Raiffeisenbank. Закупая законтрактованный "Газпромом" у туркменской стороны газ, часть его "РосУкрЭнерго" будет продавать Украине. Эти поставки позволят постепенно отказаться от бартера, составляющего до 90% в расчетах с Украиной за транспортировку в Европу российского природного газа через систему украинских газопроводов. Высвободившиеся в результате отказа от бартера дополнительные объемы газа пойдут на экспорт. Достижение необходимой в таких случаях координации действий играет положительную роль (не затрагивая вопроса о взаимовыгодности используемых схем сотрудничества) в решении стратегической задачи по консолидации экономического пространства СНГ.
В этом же направлении действует и переплетение многостороннего сотрудничества в рамках субрегиональных организаций Содружества с двусторонними связями России с государствами ЦА, способное активизировать работу над намеченными энергетическими проектами и подвести под них более широкий фундамент. Так, после подписания в апреле 2003 г. главами государств ЕврАзЭС соглашения о совместной разработке гидроэнергетических ресурсов региона, предусматривавшего, в частности, совместное строительство и эксплуатацию странами ЕврАзЭС Камбаратинской ГЭС-2 на р. Нарын в Киргизии, РАО "ЕС России" возобновило работу над проектом завершения строительства Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2, начатую еще несколько лет назад в рамках двухсторонних киргизско-российских договоренностей, но протекавшую очень вяло. Вступление России в ОЦАС послужило своего рода сигналом для РАО ЕЭС и РУСАЛа, приступивших к практической реализации крупнейших энергетических проектов в Таджикистане - достройке Сангтудинской ГЭС-1 и Рогунской ГЭС.
Вместе с тем при всей важности расширения инвестиционного сотрудничества в сфере ТЭК для стран-партнеров и его положительном влиянии на процессы консолидации экономического пространства СНГ оно далеко не полностью отвечает интересам центральноазиатских государств в том, что касается увеличения экспорта энергоносителей - одного из основных источников финансирования национальных программ развития. Инвестируя в ТЭК стран ЦА, российские компании чаще всего руководствуются соображениями текущей коммерческой выгоды.
В соответствии с заключенными долгосрочными соглашениями "Газпром", замыкая на себя значительную часть газового экспорта центральноазиатских республик, получает возможность закупать газ, используемый в основном для внутренних нужд, по выгодным для него ценам, одновременно увеличивая объемы своего экспорта на рынки вне СНГ, где цены значительно выше. Как ожидают, к 2009 г. "Газпром" будет закупать в странах Центральной Азии 100 - 110 млрд. куб. м газа, что сопоставимо с нынешними объемами его экспорта в Европу, а в дальнейшем объем этих закупок вырастет до 170 млрд. куб. м [Время новостей, 30.09.2003; Деловая неделя, 16.04.2004]. Даже Казахстан, сотрудничающий с "Газпромом" на наиболее выгодных условиях (в 2002 г. "Газпром" и "Казмунайгаз" создали на паритетных началах совместное предприятие "КазРосГаз", в функции которого входит проведение маркетинговых исследований газового рынка, его переработка и транспортировка на внешние и внутренние рынки, создание новых газотранспортных мощностей и т.д.), пока не выходит на внешние рынки самостоятельно. "КазРосГаз" закупает "тяжелый" газ у консорциума Karachaganak Petroleum Operation, перерабатывает его на принадлежащем "Газпрому" Оренбургском НПЗ и затем поставляет по контрактам "Газпрома", а прибыль от экспорта делится между участниками СП в отношении 50:50.
Рост экспорта центральноазиатских энергоносителей сдерживается и стремлением российских компаний сохранить его нынешнюю привязку к системе российских трубопроводов, которые, впрочем, предполагается значительно расширить и реконструировать. Так, последние соглашения "Газпрома" с центральноазиатскими республиками предусматривают, что газ будет поставляться в Россию и транзитом через
стр. 87
ее территорию в Европу по системе "Средняя Азия-Центр", контролируемой "Газпромом". Одной из основных частей этих соглашений является сотрудничество в увеличении пропускной способности отрезков, проходящих через территории Туркменистана, Узбекистана и Казахстана, с нынешних 40 - 70 млрд. куб. м в год на отдельных участках до 90 - 100 млрд. куб. м, что потребует вложений примерно в 2 млрд. дол. [Turkmenistan-ru, 25.04.2004; Время новостей. 30.09.2003]. Пока, однако, "Газпром" не торопится даже с проведением предынвестиционных работ. По соглашению с Узбекистаном "Газпром" получил права оператора при транзите туркменского газа через узбекскую территорию, а соглашение с Киргизией позволит ему держать под контролем газопроводную сеть Киргизии, через которую узбекский газ сейчас перекачивается в Казахстан и которая в перспективе может быть использована как транзитная при транспортировке газа в Китай.
В качестве одного из условий подписания долгосрочного соглашения с Казахстаном "Газпром" выдвигает участие в сбыте газа, предназначенного для трубопроводного экспорта, с месторождений Тенгиз и Кашаган. "Газпром" не скрывает своих намерений контролировать экспорт центральноазиатского газа в Европу. По словам генерального директора ЗАО "Зарубежнефтегаз" (оператор зарубежных проектов "Газпрома") В. Гулева, "у нас два пути: либо выкупать и транспортировать газ, либо рано или поздно он окажется в Европе по другим трубопроводам, что нарушит весь баланс цен в Европе". [Turkmenistan-ru, 31.01.2004]. Позиция российского монополиста вызывает растущее неприятие его партнеров, рассчитывающих на получение более высоких доходов при самостоятельном выходе на внешние рынки. В частности, стремление российского монополиста удержать под контролем газовый экспорт Казахстана служит камнем преткновения в переговорах о подписании долгосрочного соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли. В настоящее время Казахстан экспортирует через Россию примерно 6 млрд. куб. м газа в год, а к концу десятилетия эта цифра может вырасти в 2 - 3 раза [Время новостей, 30.09.2003]. "Россия должна поделиться с нами своими выгодными рынками в Западной Европе и Украине, а взамен мы тоже должны кое-что сделать", - заявлял министр энергетики и минеральных ресурсов РК В. Школьник в апреле 2004 г. [Деловая неделя, 16.04.2004].
Попытка "Газпрома" утвердить на сегодняшний день свое доминирование в регионе по большому счету противоречит и его долгосрочным интересам, поскольку производители газа, среди которых преобладают иностранные компании, могут заняться прокладкой нового маршрута на запад, где участие "Газпрома" может быть сведено к минимуму. Крепнущий национальный капитал центральноазиатских республик уже сегодня пытается противодействовать установлению "Газпромом" контроля над внутрирегиональными маршрутами. Казахстан, так же как и Россия, заинтересованный в транзитных маршрутах через территорию Киргизии, еще в начале 2003 г. предложил разработать совместный киргизско-казахстанский проект в газовой сфере, предлагая оплатить ремонт всех газотранспортных путей.
Нежелание попасть в еще большую зависимость от "Газпрома" в какой-то мере повлияло и на то, что центральноазиатские страны (кроме Казахстана) весьма сдержанно отнеслись к российскому предложению о создании странами-производителями и транзитерами газа в СНГ газового ОПЕК, хотя это и могло бы значительно повысить их конкурентоспособность на внешних рынках.
Россия пытается удержать контроль и над путями транспортировки нефти. Так, межправительственное соглашение между Россией и Казахстаном от июня 2002 г. о транзите казахстанской нефти предусматривает ежегодную транспортировку 15 млн. т. казахстанской нефти по системе трубопроводов Атырау - Самара и не менее 2.5 млн. т. - по системе Махачкала - Тихорецк - Новороссийск в течение 15 лет (с возможностью пролонгации) [Казахстанская правда, 12.06.2002]. Это основная часть всего ожидае-
стр. 88
мого объема экспорта казахстанской нефти с учетом возможного увеличения экспорта по системе Каспийского трубопроводного консорциума. Впрочем, России гораздо сложнее контролировать транспортировку нефти, чем газа, поскольку в этой области она сталкивается с сильнейшей конкуренцией западных нефтяных компаний, все прочнее утверждающихся на Каспии при поддержке прикаспийских государств.
Таким образом, наличие серьезных противоречий как между интересами партнеров из России и стран ЦА, так и между долгосрочными национальными интересами России и текущими коммерческими интересами российского бизнеса пока не позволяет превратить сотрудничество в ТЭК в некий узел взаимодействия национальных экономик, вокруг которого может начаться консолидация экономического пространства СНГ. Для достижения этой цели российской стороне, видимо, следовало бы отказаться от каких-либо попыток извлечь одностороннюю выгоду из сотрудничества со странами ЦА в топливно-энергетических отраслях, а вместе с ними в качестве равноправных партнеров искать наиболее эффективные варианты вхождения в глобальную экономику.
Одним из шагов в этом направлении могло бы стать подключение российских компаний к некоторым проектам строительства трубопроводной сети в восточном и южном направлениях, рассматриваемых странами ЦА. В частности, речь может идти об участии "Газпрома" в сооружении трансафганского газопровода от туркменского месторождения Давлетабад через Кандагар до пакистанского порта Мултан с возможным ответвлением на Индию (напомним, что "Газпром" входил в число участников консорциума, созданного для реализации этого проекта в начале 1990-х гг., потом отложенной по политическим соображениям), а также об участии российской стороны в строительстве трубопроводов из Казахстана и Туркменистана в Иран. По мнению азербайджанских нефтяников, вполне реально подключение России даже к одиозному проекту нефтепровода "Баку-Джейхан" после завершения его строительства [Время новостей, 18.03.2004; 25.03.2004].
(Окончание следует)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Внешняя торговля Содружества независимых государств. Статистический сборник. М., 2003.
Как будем удваивать ВВП. Материалы "круглого стола", 10 сентября 2003 г. М., 2003.
Кыргызстан в цифрах. Официальное издание. Бишкек, 2003.
Содружество независимых государств, 1991 - 2000 гг. М., 2001.
Содружество независимых государств в 2002 г. Статистический ежегодник. М., 2003.
Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. ГТК РФ. Годовой сборник 1994. М., 1995; ..., 1996; ..., 1997; ..., 2002; ..., 2003, т. 1, т. 2.
Центральная Азия и Кавказ. 2002. N 6.
Russia: Foreign Economic Relations. Trends and Prospects. Russia Market Research Institute // Quarterly Review (Moscow). 2003. N 1.
UNCTAD Handbook of Statistics 2001. U.N., New York and Geneva, 2001.
Опубликовано на Порталусе 13 июня 2024 года

Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK