Рейтинг
Порталус

РОССИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Дата публикации: 13 июня 2024
Автор(ы): Л. З. ЗЕВИН, Н. А. УШАКОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ
Номер публикации: №1718234365


Л. З. ЗЕВИН, Н. А. УШАКОВА, (c)

В России развернулась оживленная дискуссия о путях реализации амбициозной задачи удвоения ВВП за 10 лет и повышения конкурентоспособности национальной экономики. В эпоху глобализации процессы за пределами страны оказывают на нее все более сильное влияние, которое может быть использовано для ускорения экономического роста и повышения его качества. В то же время неадекватная реакция на глобальные вызовы оборачивается серьезными издержками, консервацией неэффективных структур и задержкой в модернизации национальной экономики, без чего трансформационный период нельзя считать завершенным. В данном контексте становится понятным большое внимание, уделяемое в дискуссии состоянию и перспективам взаимодействия с внешним миром при поиске путей решения Россией внутренних экономических и социальных задач, тесной увязке внешнеэкономической стратегии и политики с программой экономического и социального развития страны.

В основе связи внешнеэкономической стратегии и политики и программы социально-экономического развития страны лежит несколько причин.

Во-первых, создание и функционирование современной экономической структуры страны, двигающейся в направлении постиндустриального общества, могут быть успешными в рамках рынка емкостью порядка 300 млн. потребителей и более. В подобной структуре имеется возможность формировать в короткие сроки достаточный спрос на практически неограниченный ассортимент высокотехнологических продуктов и услуг, одновременно сохраняя сбыт начавших устаревать, но качественных изделий и технологий. Сбалансированный курс на сочетание новых продуктов и прорывных технологий с традиционной продукцией, определенное время находящей сбыт, дает шанс отстающим фирмам осуществить модернизацию и вписаться в общий инновационный поток, тем самым сводя к допустимому минимуму количество нерентабельных и разоряющихся субъектов хозяйственной деятельности.

Положение о преимуществе крупных хозяйственных структур часто подвергают критике, приводя примеры небольших по численности населения и занимаемой площади стран, территорий и островных образований с впечатляющими успехами в экономике, освоении новейших технологий и при этом достаточно устойчивых к внешним шокам. Сторонники этой точки зрения, однако, упускают из виду, что успешные мелкие и даже карликовые структуры во многом обязаны своим благополучием тесным связям с мегаструктурами в результате участия или ассоциации с интеграционными объединениями, привязке национальной валюты к иностранной, созданию офшоров, привлечению туристов, предоставлению различных льгот для привлечения капитала, а также исключительно благоприятным природным и географическим условиям. Попытки перенесения специфических опыта и условий на более крупные экономические структуры оказываются успешными скорее в виде исключения, чем общего правила.

стр. 77


Тезис о необходимости достижения критической емкости рынка отнюдь не означает возможности его создания лишь в рамках суверенного государства: он может иметь формат субрегионального и/или регионального интеграционного объединения, ассоциации с ним, союзов производителей, экспортеров и импортеров, развитой системы двусторонних отношений с соседними странами и крупными торговыми партнерами за пределами региона и т.п.

Для сегодняшней ситуации в России задача увеличения емкости рынка имеет особое значение. Экономический рост в последние годы происходит преимущественно за счет увеличения спроса: его вклад превышает примерно в 2.5 раза вклад инвестиций [Как будем удваивать ВВП..., 2003]. На наш взгляд, в перспективе ближайших 6 - 7 лет, несмотря на ожидаемый рост капиталовложений, расширение внутреннего и внешнего рынка по-прежнему будет ведущим фактором в ускорении экономического роста. Из признания данной тенденции в условиях сложившейся демографической ситуации в стране и невозможности на базе топливно-сырьевых отраслей обеспечить среднегодовые темпы роста в 7%, необходимые для удвоения ВВП за десятилетие, логично следуют два вывода: нужны опережающие темпы роста обрабатывающей промышленности и создание новых технологий, а также поиск внешних рынков для их сбыта. В этом контексте более чем 50-миллионный рынок Центральной Азии, несомненно, представляет интерес для отечественной экономики.

Во-вторых, модернизация и структурная перестройка российской экономики может быть выполнена в оптимальном режиме как при максимальном использовании внутренних ресурсов, так и получении достаточно мощных внешних стимулов в виде иностранных инвестиций, технологий, передового менеджмента, а также рынков сбыта продукции обрабатывающей промышленности и технологических услуг. Решение этой стратегической задачи, на наш взгляд, возможно при условии концентрации внешнеэкономической деятельности на двух направлениях - евро-атлантическом и азиатско-тихоокеанском.

В-третьих, глобальные процессы прямо или косвенно втягивают все большее число российских производителей в конкурентную борьбу по критериям глобальной эффективности. Раньше при принятии решений об укреплении своих позиций в стране производителю было достаточно ориентироваться на емкость, условия и критерии внутреннего рынка, рассматривая мировые цены, международные трансферты капитала и процентные ставки на финансовых рынках лишь как корректирующие факторы. Теперь же, после либерализации внешнеэкономического режима и дерегулирования внутренней финансовой системы, активными игроками на отечественном поле становятся растущее число ТНК, крупных и средних иностранных фирм и инвесторов, международные экономические и финансовые институты, финансовые спекулянты.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что трансформирующаяся экономика России может вписаться в мировое хозяйство в качестве равноправного партнера развитых государств, только опираясь на емкий рынок. К сожалению, нынешняя емкость рынка России (145 млн. человек) примерно в два раза ниже необходимого уровня. В перспективе ситуация еще более осложнится: демографы говорят о возможном сокращении численности населения к середине XXI в. на 30 - 40 млн. человек.

Недостаточная емкость российского рынка является одной из главных причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции. Россия занимает по уровню мировой конкурентоспособности производства транспортных средств и химикатов 15-е место (из 87 и 124 стран-экспортеров соответственно), неэлектронной продукции машиностроения - 34 (93), средств информатики - 35 (68), комплектующих электронной промышленности - 30-е (87). И лишь по двум позициям результаты могут быть признаны отвечающими критериям глобальной конкурентоспособности -

стр. 78


базовой продукции обрабатывающей промышленности - 11-я позиция из 124 стран-экспортеров и минеральному сырью - 4-я (144).

Одним из наиболее возможных (и в принципе реальных) способов преодоления недостаточной емкости внутреннего российского рынка мог бы стать прогресс в организации экономического пространства СНГ в том или ином формате. Неструктурированность этого пространства стала ограничителем экономического роста для всех его участников, резко ослабила их возможности противостоять неблагоприятным внешним воздействиям. Сжимающийся из-за демографических проблем внутренний рынок России не сможет обеспечить устойчивый рост ее экономики, поддержание конкурентоспособности и приближение нашей страны по экономическим и социальным показателям к развитым странам.

Экономически неорганизованное пространство СНГ, если не удадутся попытки его структуризации в том или ином виде (СНГ, ЕврАзЭС, объединение России и Белоруссии, ЕЭП и др.), окажется зажатым между центрами экономической мощи: на Западе - ЕС и Евро-атлантическим регионом в целом, на Востоке - АТР и на Юге - Китаем. В одиночку ни одна из стран СНГ, включая Россию, не сможет успешно противостоять экспансии экономически более мощных соседей.

В этом контексте закрепление на рынках стран Центральной Азии (далее ЦА) становится частью стратегической задачи организации постсоветского экономического пространства вокруг России. К тому же Центральноазиатский регион является важным коммуникационным центром на стыке Европы и Азии. Участие России в развитии транспортных маршрутов "Восток-Запад" и "Север-Юг" будет способствовать привлечению иностранных инвестиций, росту торговых потоков и доходов от предоставления транспортных услуг. Имеются перспективы сотрудничества в разработке нефтяных и газовых месторождений на Каспии и транспортировке энергоносителей на внешние рынки. Нефтегазовые ресурсы Каспия, при всех расхождениях в их оценке различными источниками, относятся к числу крупнейших в мире. По американским оценкам, доказанные запасы нефти в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане составляют 17 млрд. баррелей (предполагаемые - 70 млрд. баррелей), газа - 5 трлн куб. м (предполагаемые - 9 трлн куб. м) [Центральная Азия..., 2002, с. 87]. Участие России в освоении этих ресурсов позволит поддержать баланс между увеличением внутреннего потребления энергоносителей и их экспорта при ограниченных возможностях дальнейшего наращивания собственной добычи. Не менее важно и географическое положение Каспия. Сотрудничество в освоении его нефтегазовых ресурсов может создать благоприятные условия для роста иностранных инвестиций в Россию и страны ЦА.

Наконец, расширение торгово-экономических и инвестиционных отношений с центральноазиатскими странами (как и с другими странами слабого и среднего уровня развития) дает России возможность получить, как отмечалось выше, своеобразную передышку, когда она, наращивая традиционный сырьевой экспорт, начнет осуществлять переход к массовому производству продукции со значительной добавленной стоимостью и растущей технологической составляющей. Можно ожидать, что в текущем десятилетии усилия будут сосредоточены на решении этих двух задач. В указанном временном периоде страны ЦА будут, очевидно, предъявлять преимущественно спрос на продукцию транспортного машиностроения и химикаты, базовые изделия обрабатывающей промышленности и минеральное сырье, то есть на товарные позиции, по которым российские предприятия являются сравнительно конкурентоспособными. Поэтому и страны ЦА, несмотря на растущий объем торговли с дальним зарубежьем и рост привлекаемых оттуда инвестиций, заинтересованы в укреплении экономического взаимодействия с Россией.

Машины и оборудование, например, в течение последних 12 лет остаются одной из основных статей российского экспорта в страны ЦА, причем их доля в суммарном объеме экспорта

стр. 79


Таблица 1

Доля машин и оборудования в экспорте России в страны Центральной Азии (%)

Страна

1994 г.

2003 г.

Казахстан

20.9

29.8

Киргизия

22.4

10.2

Таджикистан

11.3

23.1

Туркменистан

27.8

53.5

Узбекистан

21.2

38.4

Страны ЦА всего

20.3

30.6

Источники: [Таможенная статистика..., 1996, с. 486, 488, 491, 492, 521, 522, 524, 525, 527, 529; Там же, 2004, т. 2, с. 640, 642, 643, 654 - 656].

России в страны региона за 1994 - 2003 гг. выросла в 1.5 раза - с 20.3 до 30.6%. Увеличение доли машинотехнической продукции характерно для экспорта России во все страны региона, кроме Киргизии (см. табл. 1 ).

Если суммарный объем российского экспорта в страны ЦА за 1994 - 2003 гг. увеличился меньше чем на 2%, то абсолютный объем вывоза в эти страны машинотехнической продукции вырос почти вдвое - с 678930.8 тыс. дол. до 1 316761 тыс. (правда, значительная часть этого прироста приходится на личные средства транспорта, изделия бытовой электроники и т.д.). В 2003 г. доля стран ЦА во всем экспорте Россией машин и оборудования составила 10.9%, а в их экспорте в страны СНГ - 33.1%, что в 3.4 раза превышает долю стран региона в суммарном экспорте России и в почти в 1.6 раза - их долю в экспорте России в страны Содружества. При этом доля стран ЦА в российском вывозе машинотехнической продукции в страны СНГ показывает явную тенденцию к росту : в 1994 г. она составляла 28.3% [Таможенная статистика..., 1996, с. 5, 486, 488, 491, 492, 521, 527, 529; Там же, 2004, т. 1, с. 6, 13 - 15; т. 2, с. 640, 642, 643, 654 - 656].

У наших партнеров в Центральной Азии имеются свои мотивации. Во-первых, необходимость решения ряда аналогичных задач (преодоление экономического спада после развала СССР, модернизация хозяйства, поиск рынков для сбыта отечественной продукции, импорт технологий и т.п.); во-вторых, для большинства стран региона Россия остается важным или даже ведущим торговым партнером с увеличивающейся емкостью рынка; в-третьих, привлекает растущий потенциал крепнущих российских ФПГ и финансового капитала; в-четвертых, нахождение на постсоветском пространстве делает императивным сотрудничество в поддержании и развитии транспортной инфраструктуры, восстановлении научно-технических связей, решении ряда крупных межотраслевых и региональных проблем, переход к широкому применению инновационных технологий. Практически по всем этим направлениям Россия является лидером на постсоветском пространстве. И, главное, сейчас она, несмотря на нерешенность многих внутренних экономических и научно-технических проблем, способна предложить своим партнерам в ЦА варианты модернизации национальных экономик совместными усилиями, выводящие их на траекторию устойчивого роста, а также пути более мягкого "подключения" к мировым экономическим процессам.

Новые геополитические и геоэкономические задачи, вставшие перед Россией на рубеже XX-XXI вв., заставили ее по-иному взглянуть на перспективы экономического сотрудничества с центральноазиатскими странами, пережившего глубокий кризис в первые годы после распада СССР и до сих пор не набравшего динамизма, необходимого для выхода на траекторию устойчивого роста. В 2003 г. объем товарооборота

стр. 80


Динамика торговли России со странами Центральной Азии

России с государствами ЦА сократился на 2.7% по сравнению с уровнем 1994 г., причем ее импорт из стран региона уменьшился на 8%, экспорт же в эти страны несколько увеличился [Таможенная статистика..., 1995, с. 5; Там же, 2004, т. 1, с. 9]. (Отметим при этом, что в 1994 г. суммарный экспорт России в страны СНГ составлял всего 20%, а ее импорт из этих стран - 19% от уровня 1994 г.) [Содружество..., 2001, с. 47 - 48]. На протяжении последних К) лет торговые связи развивались крайне неравномерно, периоды кратковременного подъема чередовались с более длительными периодами спада (см. фиг. ).

Колебания объемов экспортно-импортных операций имеют место в торговле России со всеми странами региона и вызываются преимущественно экономическими причинами, как связанными с состоянием национальных экономик стран-партнеров, так и лежащими в сфере двусторонних отношений. Но определенную, иногда весьма значительную роль, играют и политические факторы, во многом обусловливающие, среди прочего, и отношение центральноазиатских государств к интеграционным процессам на постсоюзном пространстве, степень их вовлеченности в многостороннее сотрудничество в рамках СНГ. Разрыв между максимальным и минимальным объемами товарооборота России с государствами ЦА в 1994 - 2003 гг. был наименьшим в торговле с Казахстаном и Киргизией, наиболее активно поддерживающими интеграционные начинания в Содружестве, - 2 и 2.17 раза соответственно, несколько выше - в торговле с Узбекистаном и Таджикистаном, в отношении которых сильна политическая составляющая, - 2.31 и 2.67 раза соответственно, и наиболее значителен он в торговле с Туркменистаном, фактически дистанционировавшимся от СНГ, - 10.23 раза.

С 2002 - 2003 гг. началось некоторое улучшение динамики торговли, но пока трудно судить об устойчивости этой тенденции (см. табл. 2, 3 ).

Отсутствие у России внятной экономической политики в Центральной Азии (как, впрочем, и на азиатском направлении в целом), неэффективность СНГ, в рамках которого не было выработано действенных механизмов взаимовыгодного многостороннего сотрудничества, привели в 1990-е годы к постепенной переориентации внешнеэкономических связей центральноазиатских государств на страны вне Содружества. К настоящему времени доля стран вне СНГ в их экспорте варьируется от 48% (Туркменистан) до 78% (Казахстан), в импорте от 24% (Таджикистан) до 65% (Туркменистан) [Содружество..., 2003, с. 84]1 .


1 Показатели для Туркменистана и Узбекистана рассчитаны по данным стран-контрагентов.

стр. 81


Таблица 2

Торговля России со странами Центральной Азии, млн. дол.

Годы

Казахстан

Киргизия

Таджикистан

Туркменистан

Узбекистан

экспорт

импорт

оборот

экспорт

импорт

оборот

экспорт

импорт

оборот

экспорт

импорт

оборот

экспорт

импорт

оборот

1995

2554.0

2675.0

5229.0

104.7

97.0

201.7

190.1

167.0

357.1

93.1

179.4

272.5

824.0

888.7

1712.7

2000

2246.3

2197.2

2443.5

102.8

88.3

191.1

55.9

237.3

293.2

130.1

472.7

602.8

274.5

662.2

936.7

2001

2778.0

2017.7

4795.7

83.3

61.9

145.2

69.4

127.7

197.1

140.3

39.1

179.4

409.1

584.2

993.3

2002

2412.5

1945.2

4357.7

103.9

74.1

178.0

67.9

65.6

133.5

142.7

32.0

174.7

453.6

343.0

796.6

2003

3278.6

2474.6

5753.2

160.8

104.4

265.2

128.2

69.4

197.6

221.6

28.4

250.0

511.8

484.5

996.3

Источники: [Таможенная статистика..., 1997, с. 8; Там же, 2001 с. 9, 10; Там же., 2003, с. 9; Там же, 2004. Т. 1. с. 9].

Таблица 3

Доля стран Центральной Азии во внешней торговле России, %

Год

Экспорт

Импорт

Оборот

Всего

В страны СНГ

Всего

Из стран СНГ

Всего

Со странами СНГ

1994

6.7

30.0

8.9

33.3

7.5

31.4

2003

3.2

21.0

5.5

24.0

3.9

22.2

Источники: Таможенная статистика..., 1996, с. 5, 7; Там же, 2004, т. 1, с. 6, 9].

Абсолютное и относительное сокращение торговли России со странами Центральной Азии сопровождается примитивизацией структуры российского импорта из стран региона, в котором растет доля сельскохозяйственного и минерального сырья и постепенно сокращается доля продукции обрабатывающей промышленности. Негативные изменения в структуре российского импорта связаны с определенной деиндустриализацией центральноазиатских экономик после размежевания, неконкурентоспособностью продукции их обрабатывающих отраслей, особенно машиностроения, по сравнению с аналогичной продукцией из стран вне СНГ по соотношению цена/качество, ослаблением или даже сокращением прежних кооперационных связей, вытесняемых либо постепенным развитием собственного производства промежуточной продукции в России, либо сотрудничеством с кооперантами из дальнего зарубежья. За 1991 - 2001 гг. доля промышленности в валовой добавленной стоимости сократилась в Киргизии с 29 до 24.2%, в Таджикистане - с 27 до 24.9%, Узбекистане - с 25 до 16.2%, лишь в Казахстане она выросла с 26 до 32.6%. Но и здесь происходит присущее всем государствам ЦА утяжеление структуры промышленности, в которой ощутимо повышается доля добывающих отраслей при снижении доли обрабатывающих, в том числе машиностроения, уровень кооперации в области которого, как показывает опыт ЕС и НАФТА, вносит наиболее весомый вклад в формирование основы экономической интеграции. Удельный вес машиностроения и металлообработки в структуре промышленного производства с 1991 г. к началу нынешнего десятилетия снизился в Казахстане с 16 до 5%, Киргизии - с 19 до 6%, Таджикистане - с 7 до 1%, Туркменистане - с 3 до 1% (1996 г.); лишь в Узбекистане он сохранился на прежнем уровне - примерно 16% [Содружество..., 2001, с. 12; Там же, 2003, с. 20]. Ввоз Россией машин и оборудования из центральноазиатских государств с 254.2 млн. дол. в 1994 г. сократился в 2003 г. до 199.2 млн. дол., или на 21.7%.

Таким образом, среднегодовые темпы снижения ввоза машин и оборудования (-2.7%) втрое превышали темпы снижения суммарного импорта России из государств ЦА. За период 1994 - 2003 гг. доля машинотехнической продукции в импорте России из Казахстана сократилась более чем в 1.6 раза, Киргизии - почти в 1.5 раза,

стр. 82


Таджикистана - более чем в 13 раз, Туркменистана - в несколько десятков раз. Лишь в импорте России из Узбекистана она выросла почти в 2.2 раза, однако около 88% ввоза машинотехнической продукции из этой республики приходится всего на один товар - автомобили, производимые в сотрудничестве с южнокорейской фирмой. За 1994 - 2003 гг. доля центральноазиатских государств во всем импорте Россией машин и оборудования сократилась с 1.9 до 0.9%, а в их ввозе из стран СНГ - с 8.4 до 2.8%. [Таможенная статистика ..., 1996, с. 12, 20, 486, 488, 491, 492, 521, 522, 524, 525, 527, 529; Там же, 2004, т. 1, с. 13, 15; т. 2, с. 640, 642, 643, 654, 656].

Хотя наиболее развитым странам региона - Узбекистану и Казахстану - удалось занять заметное место среди поставщиков на российский рынок некоторых видов продукции обрабатывающей промышленности, в том числе машиностроения, из числа стран СНГ, их ниша по этим видам продукции применительно ко всему российскому рынку, за редким исключением, невелика, и ассортиментное наполнение этих поставок ограниченно. Так, доля Узбекистана в российском импорте легковых автомобилей из стран СНГ достигает 97% (в суммарном их ввозе - около 8%), лифтов и скиповых подъемников - более 66% (в суммарном ввозе - 1.5%), некоторых видов текстильного оборудования и комплектующих к нему - 20 - 50% (1% - около 4%), гидравлических прессов - 15% (0.3%), хлопчатобумажных тканей и текстильных изделий - 50 - 100% (1.78%) и т.д. Удельный вес Казахстана в импорте Россией из стран СНГ шариковых и роликовых подшипников более 30% (во всем импорте - 26%), тракторов - около 7% (во всем импорте - около 4.5%). На долю Казахстана и Узбекистана приходится порядка 6% импорта из стран СНГ приемной аппаратуры для телевизионной связи (0.02% ее суммарного импорта Россией), свыше 20% - импорта автобусов (более 2%) и т.д. [Таможенная статистика..., 2003, с. 213, 214, 220, 222, 339, 353, 358, 422; Внешняя торговля..., 2003, с. 311 - 314]. В целом, однако, проблемы в сфере импорта из стран ЦА продукции обрабатывающих отраслей стоят чрезвычайно остро и требуют для своего решения прежде всего активизации инвестиционно-производственного сотрудничества.

В ближайшей перспективе нынешняя структура импорта, в которой преобладают продовольствие, промышленное и сельскохозяйственное сырье и продукты их первичной переработки, вряд ли претерпит существенные изменения (см. табл. 4 ). По многим из этих товаров страны Центральной Азии являются основными поставщиками на российский рынок среди не только государств СНГ, но и всех внешнеторговых партнеров России. На их долю приходится 100% российского импорта сырой нефти и сырых нефтепродуктов (Казахстан), природного газа (Казахстан, Узбекистан), железной руды и концентратов агломерированных (Казахстан), руд и концентратов цинковых (Казахстан, Узбекистан), 99.7% железных руд и концентратов неагломерированных (Казахстан), 99% - каменного угля, более 94% - хлопка-волокна нечесаного (пять стран региона), свыше 90% - пшеницы и меслина (в основном Казахстан), более 36.4% плоского проката из углеродистой стали (Казахстан, Киргизия), 100% импорта из стран СНГ и 37% суммарного импорта необработанного алюминия (Таджикистан), 100% импорта из этих стран медных (Казахстан) и оловянных (Киргизия) руд и концентратов, более 80% ввоза из стран СНГ риса (Казахстан), более 74% рыбного филе (Казахстан) и т.д. [Таможенная статистика..., 2004, т. 2, с. 364 - 367, 442, 520; Внешняя торговля..., 2003, с. 296, 299, 300, 305, 309]. Велика доля государств ЦА в российском импорте овощей и фруктов.

Такой характер импорта отвечает нынешним возможностям центральноазиатских государств и текущим потребностям России. Но он приходит в противоречие с перспективными задачами внешнеэкономических стратегий государств региона, начинающих или предполагающих начать в ближайшее время переход от импортозамещающей к экспортоориентированной модели, сопровождающейся прогрессивными

стр. 83


Таблица 4

Товарная структура импорта России из стран Центральной Азии в 2003 г., %

Товарные группы

Казахстан

Киргизия

Таджикистан

Туркменистан

Узбекистан

Всего

100

100

100

100

100

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, кроме текстильного

8.3

27.6

50.3

9.1

23.6

Минеральные продукты

54.1

5.8

2.2

46.2

12.1

в т.ч. топливно-энергетические товары

34.6

5.6

2.2

45.1

12.0

Продукция химической промышленности, каучук

19.7

0.7

0.5

8.5

5.4

Кожсырье, пушнина, изделия из них

0.005

0.08

-

-

0.01

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия,

0.1

0.1

0

-

0.1

Текстиль, текстильные изделия, обувь

2.5

40.6

44.1

35.8

28.6

Металлы и изделия из них

12.2

2.1

1.3

0

1.0

Машины, оборудование и транспортные средства

2.9

15.0

1.0

0.05

22.7

Прочие товары

0.195

8.12

0.6

0.35

6.49

Источник: Таможенная статистика..., 2004, т. 2, с. 640 - 643, 654 - 657.

изменениями в структуре экспорта, значительным повышением в нем доли продукции обрабатывающих отраслей, в том числе высокотехнологичных, создаваемых или модернизируемых с помощью иностранных инвесторов. Консервация нынешних тенденций в торговле не отвечает и долгосрочным стратегическим интересам России, связанным со структурированием экономического пространства СНГ, развитием в том или ином формате интеграционных процессов, опирающихся прежде всего на разветвленную систему горизонтальных связей, включая кооперационные, в обрабатывающих отраслях, более надежную и устойчивую, чем система связей по вертикали между ресурсодобывающим и ресурсообрабатывающим секторами. Без серьезных качественных сдвигов в структуре торговли вряд ли удастся добиться упрочения наметившейся тенденции к оживлению торговых связей и придать их развитию достаточно динамичный характер.

И у России, и у ее партнеров в Центральной Азии явно растет интерес к расширению торгово-экономического сотрудничества. Об этом, в частности, свидетельствует присоединение России в качестве полноправного члена к Организации центрально-азиатского сотрудничества в 2004 г., активизация ее участия в Шанхайской организации сотрудничества. На наш взгляд, было бы преждевременно говорить о выборе Россией четкой экономической стратегии и политики в ЦА, дифференцированной по отношению к отдельным странам, но в то же время рассматривающей их не изолировано, а в едином субрегиональном, региональном и - более широко - в мировом геоэкономическом контексте. Торгово-экономические связи с отдельными центрально-азиатскими странами развиваются во многом стихийно, бессистемно, попытки связать долгосрочные стратегические интересы России в регионе с текущими интересами бизнеса часто оказываются недостаточно эффективными, как это, например, имеет место при решении многих вопросов, связанных с участием российских структур в приватизационных процессах в республиках ЦА. Не выработаны и механизмы согласования интересов и координации действий различных хозяйствующих субъектов, вовлеченных в сферу сотрудничества с центральноазиатскими государствами, что в ряде слу-

стр. 84


чаев порождает нездоровую конкуренцию, не способствующую развитию и углублению экономического взаимодействия. Тем не менее сдвиги, происходящие в сфере экономического взаимодействия с государствами ЦА, прежде всего в инвестиционно-производственном сотрудничестве, позволяют видеть первые контуры такой стратегии.

Долгое время инвесторы из России не оправдывали ожидания государств региона, рассчитывающих на массированный приток российских капиталовложений в ключевые отрасли национальных хозяйств. По данным Госкомстата РФ, на 1.04.2003 г. инвестиции России в экономику стран ЦА составили 4386 тыс. дол. США., в том числе 2859 тыс. дол. (65.2%) - прямые инвестиции [Russia..., 2003, p. 82]. Эти данные, по нашей оценке, сильно занижены, но даже с учетом возможных поправок объем российских капиталовложений на порядок ниже, чем приток в названные страны инвестиций из государств вне СНГ, только прямые капиталовложения которых в 1996 - 2000 гг. составили 7995 млн. дол. [UNCTAD Handbook..., 2001, p. 246]. Тем более приток российских капиталовложений несопоставим с инвестиционными потребностями стран ЦА. С конца 2001 г. ситуация в сфере инвестиционного сотрудничества начала меняться к лучшему, и к настоящему времени эти изменения обозначились вполне определенно. Например,

прямые инвестиции России в Киргизии выросли с 5.4 млн. дол. в 2000 г. до 17.1 млн. дол. в 2002 г., а их доля в суммарном объеме прямых инвестиций, поступивших в Киргизию из-за рубежа, увеличилась с 6.1 до 14.8% [Кыргызстан в цифрах..., 2003, с. 185].

Главной сферой деятельности российских госструктур и бизнеса в Центральной Азии по-прежнему остаются отрасли ТЭК. В 2003 г. российской стороной был заключен с республиками ЦА ряд долгосрочных соглашений о сотрудничестве в ТЭК. В апреле 2003 г. было подписано соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли с Туркменистаном до 2028 г., предусматривающее закупку Россией туркменского газа, модернизацию и строительство газотранспортных сетей, участие России в освоении месторождений в Туркменистане, обмен технологиями. В развитие этого соглашения был заключен контракт на закупку дочерней компанией "Газпрома" - "Газэкспортом" 2 трлн куб. м газа до 2028 г. В 2004 г. предполагается закупить 36 млрд. куб. м газа, в 2005 - 2006 гг. объем закупок планируется довести до 25 - 30 млрд. куб. м в год, в 2007 - до 60 - 70 млрд. куб. м, а в дальнейшем - до 80 млрд. куб. м газа в год [Ведомости, 11.04.2003]. Однако требование пересмотреть контрактную цену в сторону повышения, выдвинутое туркменской стороной в начале 2005 г., может значительно затруднить реализацию соглашения.

25-летнее соглашение о сотрудничестве между "Газпромом" и правительством Киргизии от мая 2003 г. предусматривает организацию стабильного обеспечения этой страны, не имеющей достаточных собственных ресурсов, природным газом, который Россия на основе долгосрочного контракта будет закупать у Узбекистана, а также содействие в эксплуатации и - при необходимости - в расширении газопроводной сети, в подготовке специалистов, совместной разведке газовых месторождений на территории Киргизии. Аналогичный характер носит и 25-летнее соглашение с Таджикистаном, предусматривающее возможность участия "Газпрома" и в добыче газа в республике, если подтвердится прогнозная оценка его запасов - более 1 трлн куб. м, что в 30 с лишним раз превышает известный на сегодняшний день объем разведанных запасов.

Соглашение "Газпрома" с национальной холдинговой компанией "Узбекнефтегаз" о стратегическом партнерстве предусматривает поставки узбекского газа в Россию в 2003 - 2012 гг. (их ожидаемый объем в 2005 г. составит 5 млрд. куб. м, а в последующем - по 10 млрд. куб. м в год), а также совместную реализацию проектов по добыче природного газа на условиях СРП. Соглашение о сотрудничестве на месторождении "Шахпахты" на западе республики (апрель 2004 г.) предусматривает вложение "Газпромом" 15 млн. дол. в 2004 - 2007 гг. в обустройство месторождения и строительство дожимной компрессорной станции, что позволит в последующие 13 лет довести годовой объем добычи газа до 500 млн. куб. м в год. Раздел продукции будет производиться в соотношении 50:50. Предстоит подписание СРП еще по одному блоку месторождений в районе Устюрта. В целом "Газпром" планирует вложить в нефтегазовую отрасль Уз-

стр. 85


бекистана до 1.4 млрд. дол. и добывать на территории республики порядка 2.5 млрд. куб. м газа в год [Время новостей. 15.04.2004; Народное слово, 16.02.2004].

Другим крупным инвестором в узбекский ТЭК становится "Лукойл". В июне 2004 г. подписано соглашение между российско-узбекистанским консорциумом во главе с "Лукойлом" и правительством Узбекистана о разделе продукции по газовому проекту "Кандым - Хаузак - Шады" в Бухаро-Хивинском районе. Максимальный объем добычи составит 8.8 млрд. куб. м газа в год. Проект носит комплексный характер (планируется строительство газохимического комплекса, двух компрессорных станций, 200-километрового газопровода, соединенного с трубопроводной сетью "Газпрома", которому "Лукойл" будет продавать свою долю добытого газа). "Лукойл" предполагает работать на месторождениях 35 лет, вложив в эти проекты до 1 млрд. дол. [Время новостей, 26.09.2003; 17.06.2004].

Сотрудничество с "Газпромом" и "Лукойлом" - своего рода испытательная площадка для выработки оптимальных условий СРП - новой и стратегически важной для Узбекистана формы привлечения иностранных инвесторов. От того, насколько успешно она будет развиваться, во многом зависит как приход новых инвесторов в одну из ключевых отраслей узбекской экономики, так и отношение руководства и деловых кругов республики к экономическому присутствию России в Узбекистане.

Расширяется участие российских частных и государственных компаний в добыче углеводородов в Казахстане. Россия сегодня занимает четвертое место по объему инвестиций в нефтегазовый сектор республики. Крупнейшим российским инвестором в Казахстане является "Лукойл", за последние семь лет вложивший в казахстанскую экономику около 1.5 млрд. дол. [Время новостей, 12.01.2004]. "Лукойл" имеет 15% в международном консорциуме КРО, разрабатывающем одно из трех основных месторождений углеводородов в республике - газоконденсатное месторождение Карачаганак, 50% - в проекте "Кумколь" и 2.7% - в консорциуме, работающем на нефтяном месторождении Тенгиз, также входящем в лидирующую тройку. В 2003 г. "Лукойл" и "Казмунайгаз" подписали меморандум о сотрудничестве в разведке и добыче углеводородов в казахстанском и российском секторах Каспия. В развитие этих договоренностей "Лукойл" в начале 2004 г. стал участником (с долей в 50%) в проекте разработки на условиях СРП месторождения Тюб-Караган на шельфе Северного Каспия, рассчитанном на 40 лет. Кроме того, российская компания и "Казмунайгаз" начнут на паритетных началах геологоразведку шельфового участка "Аташский". В свою очередь, дочерняя структура "Казмунайгаз" - "Казмунайтениз" получила 50% в совместном с российским СП "ЦентрКаспнефтегаз" (учреждено на паритетных началах "Лукойлом" и "Газпромом") проекте освоения структуры "Центральная" в российском секторе акватории Каспия [Panorama, 28.02.2004]. Совместно с казахстанской компанией будет осваиваться и структура "Хвалынская" на российском шельфе.

Предполагается участие "Роснефти" (с долей в 25%) в разработке на условиях СРП крупной нефтеносной структуры "Курмангазы" на казахстанском шельфе Каспия. Казахстан хотел бы привлечь "Роснефть" и к добыче газа на Карачаганаке. С "Газпромом" прорабатываются вопросы заключения комплексного соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли на период до 2025 г.

Ряд российских проектов в ТЭК центральноазиатских государств в той или иной мере затрагивает сферу сотрудничества с ними других государств СНГ, как, например, 25-летнее соглашение "Газпрома" с Туркменистаном, откуда сейчас Украина получает до 36 млрд. куб. м газа в год - почти половину своих потребностей. Предполагаемые закупки Россией в 2007 г. почти всего объема туркменского газа, экспортируемого через ее территорию, требуют внесения изменений в схему туркменско-украинского газового сотрудничества, предусматривающих участие российского партнера. С 1 января 2005 г. транзит через российскую территорию туркменского газа, закупаемого Украиной по действующему контракту, будет осуществлять вместо

стр. 86


прежнего оператора, уполномоченного Украиной, новая компания "РосУкрЭнерго", контролируемая Газпромом и его партнером Raiffeisenbank. Закупая законтрактованный "Газпромом" у туркменской стороны газ, часть его "РосУкрЭнерго" будет продавать Украине. Эти поставки позволят постепенно отказаться от бартера, составляющего до 90% в расчетах с Украиной за транспортировку в Европу российского природного газа через систему украинских газопроводов. Высвободившиеся в результате отказа от бартера дополнительные объемы газа пойдут на экспорт. Достижение необходимой в таких случаях координации действий играет положительную роль (не затрагивая вопроса о взаимовыгодности используемых схем сотрудничества) в решении стратегической задачи по консолидации экономического пространства СНГ.

В этом же направлении действует и переплетение многостороннего сотрудничества в рамках субрегиональных организаций Содружества с двусторонними связями России с государствами ЦА, способное активизировать работу над намеченными энергетическими проектами и подвести под них более широкий фундамент. Так, после подписания в апреле 2003 г. главами государств ЕврАзЭС соглашения о совместной разработке гидроэнергетических ресурсов региона, предусматривавшего, в частности, совместное строительство и эксплуатацию странами ЕврАзЭС Камбаратинской ГЭС-2 на р. Нарын в Киргизии, РАО "ЕС России" возобновило работу над проектом завершения строительства Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2, начатую еще несколько лет назад в рамках двухсторонних киргизско-российских договоренностей, но протекавшую очень вяло. Вступление России в ОЦАС послужило своего рода сигналом для РАО ЕЭС и РУСАЛа, приступивших к практической реализации крупнейших энергетических проектов в Таджикистане - достройке Сангтудинской ГЭС-1 и Рогунской ГЭС.

Вместе с тем при всей важности расширения инвестиционного сотрудничества в сфере ТЭК для стран-партнеров и его положительном влиянии на процессы консолидации экономического пространства СНГ оно далеко не полностью отвечает интересам центральноазиатских государств в том, что касается увеличения экспорта энергоносителей - одного из основных источников финансирования национальных программ развития. Инвестируя в ТЭК стран ЦА, российские компании чаще всего руководствуются соображениями текущей коммерческой выгоды.

В соответствии с заключенными долгосрочными соглашениями "Газпром", замыкая на себя значительную часть газового экспорта центральноазиатских республик, получает возможность закупать газ, используемый в основном для внутренних нужд, по выгодным для него ценам, одновременно увеличивая объемы своего экспорта на рынки вне СНГ, где цены значительно выше. Как ожидают, к 2009 г. "Газпром" будет закупать в странах Центральной Азии 100 - 110 млрд. куб. м газа, что сопоставимо с нынешними объемами его экспорта в Европу, а в дальнейшем объем этих закупок вырастет до 170 млрд. куб. м [Время новостей, 30.09.2003; Деловая неделя, 16.04.2004]. Даже Казахстан, сотрудничающий с "Газпромом" на наиболее выгодных условиях (в 2002 г. "Газпром" и "Казмунайгаз" создали на паритетных началах совместное предприятие "КазРосГаз", в функции которого входит проведение маркетинговых исследований газового рынка, его переработка и транспортировка на внешние и внутренние рынки, создание новых газотранспортных мощностей и т.д.), пока не выходит на внешние рынки самостоятельно. "КазРосГаз" закупает "тяжелый" газ у консорциума Karachaganak Petroleum Operation, перерабатывает его на принадлежащем "Газпрому" Оренбургском НПЗ и затем поставляет по контрактам "Газпрома", а прибыль от экспорта делится между участниками СП в отношении 50:50.

Рост экспорта центральноазиатских энергоносителей сдерживается и стремлением российских компаний сохранить его нынешнюю привязку к системе российских трубопроводов, которые, впрочем, предполагается значительно расширить и реконструировать. Так, последние соглашения "Газпрома" с центральноазиатскими республиками предусматривают, что газ будет поставляться в Россию и транзитом через

стр. 87


ее территорию в Европу по системе "Средняя Азия-Центр", контролируемой "Газпромом". Одной из основных частей этих соглашений является сотрудничество в увеличении пропускной способности отрезков, проходящих через территории Туркменистана, Узбекистана и Казахстана, с нынешних 40 - 70 млрд. куб. м в год на отдельных участках до 90 - 100 млрд. куб. м, что потребует вложений примерно в 2 млрд. дол. [Turkmenistan-ru, 25.04.2004; Время новостей. 30.09.2003]. Пока, однако, "Газпром" не торопится даже с проведением предынвестиционных работ. По соглашению с Узбекистаном "Газпром" получил права оператора при транзите туркменского газа через узбекскую территорию, а соглашение с Киргизией позволит ему держать под контролем газопроводную сеть Киргизии, через которую узбекский газ сейчас перекачивается в Казахстан и которая в перспективе может быть использована как транзитная при транспортировке газа в Китай.

В качестве одного из условий подписания долгосрочного соглашения с Казахстаном "Газпром" выдвигает участие в сбыте газа, предназначенного для трубопроводного экспорта, с месторождений Тенгиз и Кашаган. "Газпром" не скрывает своих намерений контролировать экспорт центральноазиатского газа в Европу. По словам генерального директора ЗАО "Зарубежнефтегаз" (оператор зарубежных проектов "Газпрома") В. Гулева, "у нас два пути: либо выкупать и транспортировать газ, либо рано или поздно он окажется в Европе по другим трубопроводам, что нарушит весь баланс цен в Европе". [Turkmenistan-ru, 31.01.2004]. Позиция российского монополиста вызывает растущее неприятие его партнеров, рассчитывающих на получение более высоких доходов при самостоятельном выходе на внешние рынки. В частности, стремление российского монополиста удержать под контролем газовый экспорт Казахстана служит камнем преткновения в переговорах о подписании долгосрочного соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли. В настоящее время Казахстан экспортирует через Россию примерно 6 млрд. куб. м газа в год, а к концу десятилетия эта цифра может вырасти в 2 - 3 раза [Время новостей, 30.09.2003]. "Россия должна поделиться с нами своими выгодными рынками в Западной Европе и Украине, а взамен мы тоже должны кое-что сделать", - заявлял министр энергетики и минеральных ресурсов РК В. Школьник в апреле 2004 г. [Деловая неделя, 16.04.2004].

Попытка "Газпрома" утвердить на сегодняшний день свое доминирование в регионе по большому счету противоречит и его долгосрочным интересам, поскольку производители газа, среди которых преобладают иностранные компании, могут заняться прокладкой нового маршрута на запад, где участие "Газпрома" может быть сведено к минимуму. Крепнущий национальный капитал центральноазиатских республик уже сегодня пытается противодействовать установлению "Газпромом" контроля над внутрирегиональными маршрутами. Казахстан, так же как и Россия, заинтересованный в транзитных маршрутах через территорию Киргизии, еще в начале 2003 г. предложил разработать совместный киргизско-казахстанский проект в газовой сфере, предлагая оплатить ремонт всех газотранспортных путей.

Нежелание попасть в еще большую зависимость от "Газпрома" в какой-то мере повлияло и на то, что центральноазиатские страны (кроме Казахстана) весьма сдержанно отнеслись к российскому предложению о создании странами-производителями и транзитерами газа в СНГ газового ОПЕК, хотя это и могло бы значительно повысить их конкурентоспособность на внешних рынках.

Россия пытается удержать контроль и над путями транспортировки нефти. Так, межправительственное соглашение между Россией и Казахстаном от июня 2002 г. о транзите казахстанской нефти предусматривает ежегодную транспортировку 15 млн. т. казахстанской нефти по системе трубопроводов Атырау - Самара и не менее 2.5 млн. т. - по системе Махачкала - Тихорецк - Новороссийск в течение 15 лет (с возможностью пролонгации) [Казахстанская правда, 12.06.2002]. Это основная часть всего ожидае-

стр. 88


мого объема экспорта казахстанской нефти с учетом возможного увеличения экспорта по системе Каспийского трубопроводного консорциума. Впрочем, России гораздо сложнее контролировать транспортировку нефти, чем газа, поскольку в этой области она сталкивается с сильнейшей конкуренцией западных нефтяных компаний, все прочнее утверждающихся на Каспии при поддержке прикаспийских государств.

Таким образом, наличие серьезных противоречий как между интересами партнеров из России и стран ЦА, так и между долгосрочными национальными интересами России и текущими коммерческими интересами российского бизнеса пока не позволяет превратить сотрудничество в ТЭК в некий узел взаимодействия национальных экономик, вокруг которого может начаться консолидация экономического пространства СНГ. Для достижения этой цели российской стороне, видимо, следовало бы отказаться от каких-либо попыток извлечь одностороннюю выгоду из сотрудничества со странами ЦА в топливно-энергетических отраслях, а вместе с ними в качестве равноправных партнеров искать наиболее эффективные варианты вхождения в глобальную экономику.

Одним из шагов в этом направлении могло бы стать подключение российских компаний к некоторым проектам строительства трубопроводной сети в восточном и южном направлениях, рассматриваемых странами ЦА. В частности, речь может идти об участии "Газпрома" в сооружении трансафганского газопровода от туркменского месторождения Давлетабад через Кандагар до пакистанского порта Мултан с возможным ответвлением на Индию (напомним, что "Газпром" входил в число участников консорциума, созданного для реализации этого проекта в начале 1990-х гг., потом отложенной по политическим соображениям), а также об участии российской стороны в строительстве трубопроводов из Казахстана и Туркменистана в Иран. По мнению азербайджанских нефтяников, вполне реально подключение России даже к одиозному проекту нефтепровода "Баку-Джейхан" после завершения его строительства [Время новостей, 18.03.2004; 25.03.2004].

(Окончание следует)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Внешняя торговля Содружества независимых государств. Статистический сборник. М., 2003.

Как будем удваивать ВВП. Материалы "круглого стола", 10 сентября 2003 г. М., 2003.

Кыргызстан в цифрах. Официальное издание. Бишкек, 2003.

Содружество независимых государств, 1991 - 2000 гг. М., 2001.

Содружество независимых государств в 2002 г. Статистический ежегодник. М., 2003.

Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. ГТК РФ. Годовой сборник 1994. М., 1995; ..., 1996; ..., 1997; ..., 2002; ..., 2003, т. 1, т. 2.

Центральная Азия и Кавказ. 2002. N 6.

Russia: Foreign Economic Relations. Trends and Prospects. Russia Market Research Institute // Quarterly Review (Moscow). 2003. N 1.

UNCTAD Handbook of Statistics 2001. U.N., New York and Geneva, 2001.

Опубликовано на Порталусе 13 июня 2024 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама