Главная → ЭКОНОМИКА РОССИИ → ИРАК: О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ И РИСКАХ РОССИЙСКОГО НЕФТЯНОГО БИЗНЕСА
Дата публикации: 03 ноября 2024
Автор(ы): Э. О. КАСАЕВ →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ →
Источник: (c) Восток. Афро-азиатские общества: История и современность, № 2, 30 апреля 2011 Страницы 51-61 →
Номер публикации: №1730659096
Э. О. КАСАЕВ, (c)
Вторая половина 2010 г. в Республике Ирак была ознаменована выводом боевых частей армии США из Ирака и правительственным кризисом в этой стране. Сейчас вряд ли кто-то возьмется предложить долгосрочный прогноз относительно ее внутриполитического развития. Перспективы деятельности российских нефтяных компаний зависят не только от решений властей, не обладающих полным контролем над ситуацией, которая остается неустойчивой и взрывоопасной. Немалую роль в этом играют социально-политические факторы, внешнеполитическая конъюнктура и в целом - сохранится ли Ирак как государство в его нынешних границах на политической карте мира.
Ключевые слова: Ирак, Курдистан, нефть, законопроект об углеводородах, Н. аль-Малики.
РОССИЙСКИЕ НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ В ИРАКЕ
Две российские компании ведут деятельность по оказанию сервисных услуг при разработке иракских нефтяных участков. ЛУКОЙЛ Оверсиз добилась права на разработку второй очереди месторождения Западная Курна1, а компания ГАЗПРОМ НЕФТЬ получила право осваивать участок Бадра2. В интервью агентству Интерфакс 28 января 2010 г. заместитель председателя правления, заместитель генерального директора по разведке и добыче ГАЗПРОМ НЕФТЬ Борис Зильберминц рассказал: "ГАЗПРОМ НЕФТЬ в проекте разработки иракского месторождения Бадра выступает оператором консорциума (российской компании принадлежит 30%). Остальными членами консорциума являются корейская Kogas (22.5%), малазийская Petronas (15%) и Турецкая нефтяная корпорация ТРАО (7.5%), иракскому правительству принадлежат 25%. Для того чтобы начать работы уже в этом году, партнеры совместно вложат в проект более 200 млн. дол. с учетом выплаты подписного бонуса. Иракская сторона оплату не осуществляет, поэтому ГАЗПРОМ НЕФТЬ заплатит 40% от суммы. В целом за 20 лет работы на месторождении консорциум вложит в Бадру около 2 млрд. дол." [http://www.gazprom-neft...].
В обоих проектах доля иракского правительства в лице госкомпаний составляет 25%. Срок действия контрактов -20 лет с возможностью продления на 5 лет.
По Западной Курне управляющий комитет утвердил программу буровых работ на 2010 - 2011 гг. Ожидалось, что будут пробурены три оценочные и одна разведочная скважины. По данным пресс-службы ЛУКОЙЛ, 17 сентября 2010 г. начались работы по обезвреживанию мин и невзорвавшихся боеприпасов на территории, предназначен-
1 31 января 2010 г. НК ЛУКОЙЛ (20% акций принадлежит американской ConocoPhillips) и правительство Ирака подписали контракт по разработке и добыче нефти на месторождении Западная Курна. Сторонами контракта являются иракская государственная нефтяная компания South Oil Company и консорциум подрядчиков в составе иракской госкомпании North Oil Company (25%), ЛУКОЙЛ (56.25%) и норвежской Statoil ASA (18.75%). Срок действия контракта 20 лет с возможностью продления на 5 лет. Бурение на Западной Курне-2 начнется в 2011 г., добыча - в конце 2012 г. Достижение целевого уровня добычи 90 млн. т нефти в год запланировано на 2017 г. План разработки месторождения предусматривает проведение дополнительной сейсмики, бурение более пятисот скважин. Инвестиции ЛУКОЙЛ, по предварительным оценкам, в 2010 г. составили около 300 млн. дол., а в ближайшие 4 - 5 лет составят 4.5 млрд. дол.
2 Месторождение Бадра расположено в провинции Васит на востоке Ирака и граничит с иранским месторождением Азар, в разработке которого ГАЗПРОМ НЕФТЬ планирует принять участие совместно с иранской компанией NIOC.
ной для размещения производственных и инфраструктурных объектов на месторождении. Планировалось завершить их к началу 2011 г. [www.polit.ru]. По словам главы ЛУКОЙЛ Вагита Алекперова, общий объем инвестиций в освоение нефтяного месторождения Западная Курна-2 превысит 30 млрд. дол., а объем добычи будет составлять 95 млн. т в год. 31 августа 2010 г. вице-президент ЛУКОЙЛ Л. А. Федун сообщил, что добыча ожидается лишь к концу 2012 г., причем достижение ее целевого уровня, составляющего более 90 млн. т нефти в год, запланировано на 2017 г. Из полученного объема сырья компания рассчитывает получать 8 - 10 млн. т нефти в год в рамках компенсации затрат на проект разработки месторождения. Предусмотрено проведение дополнительной сейсмики, бурение более 500 скважин. Глава компании В. Ю. Алекперов заверил министра нефти Ирака Х. аш-Шахристани, что все условия контракта российской стороной будут выполнены. При этом Алекперов напомнил, что ЛУКОЙЛ в течение 10 лет работала над осуществлением данного проекта. На это стоит обратить особое внимание, ведь российской компании крайне необходимо четко выполнять условия соглашения по той причине, что одним из главных формальных поводов для аннулирования нефтяного контракта в 2002 г. была низкая активность отечественных игроков [http://www.islamnews...].
ГАЗПРОМ НЕФТЬ ведет соответствующие работы на месторождении Бадра3. По предварительным оценкам, геологические запасы участка составляют более 2 млрд. баррелей нефти. Компания с партнерами планирует, как указывалось выше, уже в ближайшее время совместно вложить в проект более 200 млн. дол. с учетом выплаты подписного бонуса. Так как иракская сторона оплату не осуществляет, то российской компании надлежит заплатить 40% от суммы. В целом по итогам выполнения контракта консорциум вложит в Бадру около 2 млрд. дол. [http://www.k2kapital...]. He исключено, что в процессе реализации сделки доли партнеров могут меняться, но пока, учитывая объем необходимых инвестиций консорциума в Бадру и планы капиталовложений ГАЗПРОМ НЕФТЬ, компания не намерена увеличивать или уменьшать свою долю в иракском проекте.
Согласно контрактным договоренностям, иракская сторона обязуется выплачивать газпромовской "дочке" 5.5 дол. за каждый добытый баррель нефти (или соответствующий этой сумме объем "черного золота") лишь после достижения уровня начальной добычи в 15 тыс. баррелей в сутки. На этот показатель планируется выйти в конце 2012 - начале 2013 г.
По подсчетам руководства, консорциуму под силу выйти на "полку"4 добычи в 170 тыс. баррелей в сутки в течение 6 - 7 лет. Председатель Правления ГАЗПРОМ НЕФТЬ А. В. Дюков убежден в бесспорной целесообразности полноценной реализации плана по разработке Бадры, по праву называя данный проект одним из ключевых этапов в развитии компании на международных рынках [Там же].
Это отнюдь не пустые слова. С началом работ в Ираке ГАЗПРОМ НЕФТЬ делает еще один важный шаг в рамках выполнения долгосрочного плана по увеличению объемов добычи к 2020 г. до 100 млн. т нефтяного эквивалента. Отечественные нефтяники доказывают серьезность намерений активными действиями.
Так, делегация ГАЗПРОМ НЕФТЬ приняла участие в первом заседании Совместного управляющего комитета (СУК) - контролирующего органа проекта по разработке иракского нефтяного участка. Мероприятие проходило 25 - 26 мая 2010 г. в городе Киркук на севере Ирака. Тогда был представлен отчет компании ГАЗПРОМ НЕФТЬ БАДРА Б. В.5 Согласно отчету, за четыре месяца, прошедших с момента вступления в силу контракта на разработку месторождения, были решены основные организа-
3 Контракт был подписан 28 января 2010 г. в Багдаде заместителем генерального директора по разведке и добыче ГАЗПРОМ НЕФТЬ Б. Зильберминцем с правительством Ирака.
4 Профессиональный термин.
5 Дочерней компании ГАЗПРОМ НЕФТЬ.
ционные и юридические вопросы, достигнуты предварительные договоренности о сроках и этапах освоения месторождения. Также был рассмотрен статус подготовки Соглашения о совместной деятельности участников проекта, согласованы условия работы СУК и проведения необходимых тендеров. Собравшиеся рассмотрели вопросы строительства нефтепровода и объектов по утилизации попутного газа, а также необходимость разминирования территории месторождения. Для выполнения этой операции Министерством экологии Ирака будет привлечен специализированный подрядчик, имеющий опыт подобной работы.
В обоих случаях речь пока не идет о контроле над всей производственной цепочкой "сырье-готовый продукт", а лишь об оказании сервисных услуг, т.е. российские компании станут лишь за фиксированную плату добывать нефть, а распоряжаться ею будут иракцы. Однако рискнуть стоит, ведь работа в Ираке - это возможность получить не только прямой доход, но и геофизическую информацию о регионе, которая в будущем поможет в принятии других, более крупных инвестиционных решений.
Примечательно, что в сфере экономического взаимодействия с Багдадом может возникнуть весьма благоприятная для нашей страны ситуация: промышленные потребности Ирака в целом соответствуют возможностям российских производителей. Российским компаниям было бы вполне целесообразно привлекать не только специалистов из России, но и иракских рабочих. Это будет способствовать получению определенных гарантий со стороны правительства для сохранения данного актива, а кроме того создаст благоприятные условия для работы при поддержке местного населения. Это особенно актуально сейчас на фоне острых политических разногласий, не изжитых окончанием долгого правительственного кризиса, который тормозил формирование легитимного правительства после мартовских парламентских выборов 2010 г.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ
Многие исследователи и эксперты сходятся на том, что у нефтяной отрасли в Ираке немалые перспективы. Как пишет автор под псевдонимом Олег Храбрый: "Страна прочно села на нефтяную иглу. Экспорт углеводородов составляет 95% доходов в центральный бюджет" [Олег Храбрый, 2009].
Большая часть иракской нефти сегодня добывается на юге страны в районе провинции Басра (суммарные запасы - около 65 млрд. баррелей). Здесь к числу крупнейших месторождений относятся Южная и Северная Румайла, включая Западную Курну (общие извлекаемые запасы - 20 млрд. баррелей, в том числе 8.7 млрд. баррелей приходится на Западную Курну), Мажнун (12.6 млрд. баррелей), Зубайр (6 млрд. баррелей). Запасы природного газа на данных участках, за исключением Мажнуна, составляют 480 млрд. куб. м и 140 млрд. куб. м соответственно.
По статистике, на долю участков Киркук и Румайла приходится до 90% от общей нефтедобычи в стране, причем потенциал развития огромен. Ирак располагает 10.8% мировых разведанных запасов нефти при минимальных затратах на ее добычу, при этом только небольшая часть месторождений страны находится в эксплуатации.
Тем не менее даже при нынешних объемах нефтедобычи доходы от экспорта данного сырья по итогам 2009 г. составили 30 млрд. дол. (надо сказать, что показатель мог быть гораздо выше, если бы не существенное снижение потребления нефти зарубежными импортерами вследствие мирового финансово-экономического кризиса и последовавшее затем падение стоимости самого сырья).
В 2010 г. ситуация нормализовалась, и в марте поставки топлива принесли иракскому бюджету 4.351 млрд. дол., несмотря на его количественное уменьшение на 11%-до 1.84 млн. баррелей в сутки. Однако сокращение объемов экспорта было затем скомпенсировано ростом цен на нефть на мировых рынках, и в апреле в бюджет поступили 4.2 млрд, а в мае - 4.325 млрд. Последующие цифры держались на том же уровне.
В сумме объем поставок иракского сырья за рубеж в последние месяцы осуществляется в диапазоне от 53 до 60 млн. баррелей при средней цене в 73.8 дол. за баррель.
Говоря о нынешней нефтяной промышленности Ирака, не мешало бы вспомнить, что во времена С. Хусейна нефть действительно была одним из цементирующих общество факторов: на средства от ее продажи строилась экономическая инфраструктура, проводилась модернизация, закупалось вооружение для армии. Сегодня "черное золото" перестало быть объединяющим фактором, а ее основное предназначение заключается в обслуживании интересов отдельных племен и этносов: курдов на севере, шиитов на юге страны. Проживающие преимущественно в центральной части сунниты из-за отсутствия на своей территории доказанных запасов углеводородного сырья и развитой инфраструктуры для разведки месторождений и последующей добычи ресурсов остаются не у дел.
ИРАКСКИЙ ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ УГЛЕВОДОРОДАХ
На сегодняшний день в законодательстве Ирака отсутствует какой-либо единый закон, который бы детально регулировал правоотношения, касающиеся недр и пользования ими. В связи с этим в стране началась работа по подготовке текста соответствующего законопроекта. Зимой 2007 г. Федеральный комитет по нефти и энергетике Совета министров Республики Ирак завершил работу над законопроектом об углеводородах, который вскоре был передан на рассмотрение парламента. Однако из-за острых разногласий между представителями различных этнических и конфессиональных групп, проживающих в Ираке, закон так до сих пор и не принят. Тем не менее необходимость и значимость для современного Ирака принятия такого закона обращает нас к подробному анализу некоторых его важных положений.
Говоря о структуре законопроекта, следует отметить, что он состоит из преамбулы, 8 разделов, которые включают в себя 43 статьи, и приложений. Его положения применимы ко всем операциям и действиям, проводимым в отношении недр на всей территории государства, за исключением операций по перегонке, использованию в промышленных целях, хранению и распространению нефтяных ресурсов. Целью данного законопроекта, по мнению составителей, является налаживание действенного сотрудничества между министерствами Ирака, а также оказание помощи при обсуждении вопросов между федеральной властью и властями производящих районов и провинций. Дублируя одно из положений новой Конституции Ирака, ст. 1 проекта закона закрепляет право собственности иракского народа на энергоресурсы.
В последующих статьях документа подробно прописывается компетенция органов государственной власти при регулировании отношений в данной области. Так, в ст. 5 говорится, что создание законодательства об углеводородах находится в ведении Совета представителей6, который должен одобрять все международные договоры в нефтегазовой сфере, заключенные Ираком с другими государствами. Рекомендации к предложенным Советом представителей законопроектам по вопросам развития нефтегазовых ресурсов страны будет давать Совет министров. Это компетентный орган государственной власти, который, согласно тексту анализируемого законопроекта, должен определять нефтегазовую политику Ирака и вести наблюдение за ее реализацией. Более того, Совет министров должен отвечать за все проводимые в нефтегазовой отрасли операции, включая внесение предложений в нефтяное законодательство страны. В помощь Совету министров в сфере выработки нефтяной политики и связанного с ней планирования предлагается создать Федеральный совет по нефти и газу, в котором будут представлены все провинции и регионы.
6 Главный законодательный орган Ирака. Количество представителей - 325 человек. Заседает в Багдаде в Зеленой зоне.
Этот орган государственной власти должен включать в себя следующих должностных лиц:
* федеральных министров нефти, финансов, планирования;
* директора ЦБ Ирака;
* министров региональных правительств (от каждого региона);
* представителя от каждой производящей области, не включенной в состав региона;
* главных управляющих нефтегазовых компаний, включая Иракскую национальную нефтяную компанию и Нефтяную маркетинговую компанию;
* экспертов в нефтяной, финансовой и экономической областях (по представлению Совета министров в составе, не превышающем 3 человека, сроком не более 5 лет).
Федеральный совет по нефти и газу наделяется определенными полномочиями. Среди них:
* выработка направлений нефтяной политики;
* планирование основных нефтепроводов на территории государства;
* разработка плана освоения нефтяных месторождений.
Следует особо отметить, что Федеральный совет по нефти и газу имеет право вносить значительные изменения в данные направления своей деятельности, влияя тем самым непосредственно на политику в сфере ТЭК.
Помимо перечисленных функций новый планируемый орган может пересматривать и изменять договоры в области разведки и добычи, дающие сторонам право на проведение нефтяных операций в соответствии с положениями данного законопроекта. Кроме того, Федеральный совет по нефти и газу может одобрить или изменить форму договора на разведку или добычу, принимая во внимание природу месторождения или исследуемой области, с целью обеспечения максимальной выгоды для граждан Ирака. Важными функциями этого государственного органа также является установление квалификационных критериев для нефтегазовых компаний и передача им прав на исследование месторождения и последующую добычу нефти с условием, что эти действия не повлекут за собой негативные последствия для государства.
Федеральный совет по нефти и газу в случае необходимости может обращаться за помощью к Группе независимых консультантов, состоящей из экспертов в нефтегазовой сфере, граждан Ирака и иностранцев (численность этой группы определяет Федеральный совет по нефти и газу). Специалисты должны иметь высокую квалификацию, обладать безупречной репутацией и, что очень важно, иметь большой опыт в сфере проведения операций по разведке и добыче нефти, а также заключения договоров в названных областях. Группа независимых консультантов дает по требованию Федерального совета по нефти и газу рекомендации по ряду вопросов, связанных с разведкой, добычей и планированием разработки нефтяных месторождений.
Федеральный совет по нефти и газу и Министерство нефти Ирака несут ответственность за то, чтобы ресурсы добывались в оптимально выгодной для населения страны форме и в соответствии с законодательством, договорами и признанными международными критериями.
Согласно законопроекту, Министерство нефти представляет собой орган государственной власти, который создает законодательную базу для осуществления федеральной политики в нефтяной области путем внесения инициатив по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего правоотношения в подотчетной министерству области. Кроме этого, Министерство наделяется правом подписывать от имени Республики Ирак двусторонние и многосторонние договоры в нефтегазовой сфере с другими государствами, соблюдая при этом положения Конституции. В соответствии с законопроектом оно осуществляет мониторинг нефтяных операций с целью обеспечения сторонами, вступившими в правоотношения по вопросу нефти, надлежащего исполнения законов, министерских распоряжений и договорных условий. Помимо выполнения своих административных и мониторинговых функций Министерство осуще-
ствляет контроль над издержками и расходами, понесенными лицами, наделенными соответствующим правом. Это делается для того, чтобы обеспечить должное и справедливое возмещение затрат.
Законопроект об углеводородах детально регулирует компетенцию не только федеральных органов государственной власти в нефтегазовой сфере, но и органов региональной власти. Согласно документу, региональные власти предпринимают необходимые действия по подготовке и внесению предложений относительно деятельности федеральных властей с целью включения своего региона в программу федерального планирования нефтяных операций. В ведении региональных властей находятся также вопросы лицензирования видов деятельности, связанных с разведкой и добычей нефти на открытых, но неразработанных месторождениях в соответствии с распоряжениями и заявлениями Федерального совета по нефти и газу совместно с ведущими нефтяными компаниями мира. Представители региональных органов государственной власти могут принимать участие в обсуждениях, проводимых Федеральным советом по нефти и газу, и сотрудничать с Министерством нефти по вопросам осуществления мониторинга и надзора за соблюдением законодательства, норм, предписаний, основных направлений и отдельных договорных положений, относящихся к разведке месторождений и добыче нефти.
Помимо полномочий центральных и региональных органов государственной власти в сфере пользования недрами законопроект регулирует распределение доходов от продажи энергоресурсов. Документ предполагает, что финансовые поступления от экспорта нефти станут направляться на единый счет, после чего их будут распределять между всеми 18 провинциями страны в зависимости от численности населения в каждой из них (ст. 11).
В то же время проект нового закона предполагает передачу крупнейших иракских нефтяных месторождений в "полное и эксклюзивное управление" ведущим мировым нефтяным компаниям сроком на 32 года (ст. 13F).
В связи с тем что Иракская национальная нефтяная компания (ИННК) продолжает сегодня играть основную роль в нефтегазовой промышленности страны, в пока еще не принятом иракском специальном законодательстве содержатся положения, регулирующие статус и функции этой компании. Иракское законодательство закрепляет за ней статус холдинга, полностью находящегося в собственности правительства. В административных и финансовых вопросах ИННК является независимой компанией, управление которой ведется на коммерческой основе. Кроме того, ИННК:
* принимает непосредственное участие в операциях по разведке месторождений и добыче нефти на территории страны от имени правительства Ирака;
* осуществляет управление действующими месторождениями;
* участвует в добыче нефти на открытых, но еще не разработанных месторождениях;
* осуществляет исследования и добычу на новых территориях.
Производимые ИННК операции включают в себя разработку, добычу, хранение нефти в соответствии с объемом прав и обязанностей, предусмотренным законом и некоторыми договорами.
С целью обеспечения и развития сотрудничества с производящими регионами и областями страны ИННК может учреждать дочерние компании на территории Республики Ирак с учетом географического положения месторождений, объемов нефтяных запасов и добычи, а также анализа возможного выигрыша в ценах.
Совместно с другими компаниями - филиалами ИННК имеет право, с согласия Совета министров, скупать акции компаний, осуществляющих деятельность на территории Ирака или за ее пределами. Помимо этого, ИННК наделяется правом выступать в качестве коммерческого партнера в международных проектах, связанных с куплей-продажей нефти и газа. Также возможно, с согласия Совета министров, участие компании в договорах о разведке месторождений и добыче нефти за пределами Ирака.
Таким образом, разработчики иракского законодательства (касающегося энергоресурсов) вполне четко закрепили положения относительно правового статуса, выполняемых функций и задач важнейшей государственной компании, которой по праву является ИННК.
ИРАКСКИЙ КУРДИСТАН
Разведанные нефтяные резервы в Ираке составляют порядка 115 млрд. баррелей (по различным прогнозам, этот показатель может в будущем составить около 200 млрд. баррелей), а природного газа - 3.17 трлн куб. м., однако северная, центральная и южная части государства располагают неравнозначными запасами.
Залежи "черного золота" северных провинций и Курдистана, насчитывающие 45 млрд. баррелей, занимают шестое место в мире. Так, одним из крупных центров нефтедобычи является город Киркук. Находящееся там одноименное месторождение располагает, по меньшей мере, 8.5 млрд. баррелей нефти и 80 млрд. куб. м газа. Территория Иракского Курдистана также располагает богатыми месторождениями - в районе Сулеймании, где топливо добывают кустарным способом, к северо-востоку от Эрбиля, а также в районе Дахука и Захо. С конца 2005 г. начата разработка последнего месторождения, а за ним - месторождения под Сулейманией. Кроме того, за последние два года иностранные компании, ведущие разведку в Иракском Курдистане, обнаружили еще три новых крупных месторождения. Помимо этого, в недрах региона залегают примерно 2.83 трлн куб. м. газа, что составляет около 90% всех иракских запасов.
Курды, избранные в иракский парламент на выборах в марте 2010 г., как и их предшественники, выступают за право региональных властей заниматься вопросами распределения нефтяных доходов. Они настаивают на праве региона подписывать соглашения о разработке месторождений без значительного вмешательства со стороны общенационального правительства. Кроме того, курдская сторона активно поддерживает идею иностранного участия в развитии нефтегазового сектора экономики посредством заключения двусторонних и многосторонних соглашений о долевой добыче, которые предоставляют зарубежным компаниям права на разработку и добычу на определенные периоды времени, в соответствии с условиями соглашения.
Курды, действуя через легальные процедуры и народное представительство, всеми силами стараются получить контроль над одним из крупнейших в мире месторождений, коим является Киркук. Региональное правительство Курдистана (РПК) поддержало включение в иракскую Конституцию пункта (ст. 140), требующего поставить на голосование вопрос о возможности формального присоединения района Киркука к Региону, которым управляют курды. В итоге "пока в выигрыше оказались те компании, которые заключили с курдским региональным правительством нефтяные соглашения в 2004 - 2007 гг." [Олег Храбрый, 2009].
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РАЗНОГЛАСИЯ ВНУТРИ ДЕПУТАТСКОГО КОРПУСА
Суннитские партии в Ираке выступают единым фронтом и отвергают идею о самостоятельности Иракского Курдистана в принятии ключевых решений, касающихся природных ресурсов, в обход воли федерального правительства. Более того, в процессе обсуждения текста законопроекта в 2007 - 2008 гг. партии суннитов заняли жесткую позицию относительно предотвращения обширной разработки иракских нефтяных ресурсов международными компаниями и другими третьими сторонами. Переговорщики со стороны суннитов, в лице представителя самой крупной фракции мусульман-суннитов в прежнем парламенте Ирака Иракский фронт согласия А. Абдель-Ситара, возражали против определенных пунктов в Конституции Ирака, так как согласно им регионы наделялись правом участия в добыче нефти и распределении доходов.
Что касается шиитских представителей, то в целом они поддерживают идею принятия законодательства об углеводородах, поскольку считают, что это открывает перспективу
для возрождения важнейшего сектора иракской экономики и увеличения государственных доходов. Однако складывается впечатление, что подобные заявления по большей части не отражают истинной ситуации, сложившейся в стане шиитов. Министерства, возглавляемые лидерами шиитских партий (как правило, это объединения, входящие в состав Иракского национального альянса), столкнулись с критикой в свой адрес по поводу коррупции в нефтяном секторе и неэффективном управлении доходами от экспорта топлива.
Причинами этого могли послужить разногласия внутри альянса по вопросам принципов федерализма, в частности, члены партии Высший совет исламской революции предпочли бы создать большой федеральный регион, объединяющий большинство шиитских провинций юга страны. Против этого ополчились представители умеренного объединения Ад-Даава, поддержав идею централизации власти в федеральных органах, ответственных за принятие решений. Вероятно, такая позиция вытекала из стремления обеспечить доминирование шиитов в общенациональных органах власти.
Явно прозападную позицию занимает Иракский национальный конгресс, отстаивающий идею полной интеграции правящего шиитского большинства в общий блок ныне действующих различных этноконфессиональных иракских политических сил без доминирования в нем какой-либо одной группы. В большей или меньшей степени все партии, составляющие Иракский национальный альянс, поддерживают идею создания сильной Иракской национальной нефтяной компании с целью ограничения влияния потенциальных и реальных сепаратистов.
Надежды на беспрепятственное принятие законопроекта были разрушены не только названными выше разногласиями депутатского корпуса, но и процентным соотношением шиитских, курдских и суннитских мандатов в парламенте, что демонстрирует всю сложность расстановки политических сил в стране.
По итогам мартовских выборов 2010 г. был сформирован новый иракский парламент, включающий уже 325 депутатов. Кресла распределились следующим образом. Либерально-патриотический блок Аль-Иракия во главе с шиитом А. Алауи получил 91 место, коалиция Государство закона, лидером которой является нынешний глава правительства Н. аль-Малики, - 89, шиитский религиозно-политический блок Иракский национальный альянс - 70, коалиция ДПК и ПСК - 43, курдская оппозиционная партия Горан - 8, межконфессиональное светское объединение Иракское согласие - 6, суннитский блок Иракское единство - 4, Исламский союз Курдистана - 4 и Исламская группа Курдистана - 2 места. В соответствии с действующим законодательством 8 мандатов получили представители религиозных и национальных меньшинств.
Несмотря на то что количественный и персональный состав (лишь 60 депутатов прежнего созыва сохранили свои должности в нынешнем парламенте) Совета представителей существенно изменился, у руля остались шииты и курды, еще более упрочившие свои позиции. Сунниты хоть и уповают на стоящий выше религиозных разногласий блок Аль-Иракия (победу которому во многом обеспечили именно суннитские провинции), но, как показывает сегодняшняя ситуация, его реальный политический вес относительно невелик.
Учитывая нынешний состав федерального законодательного органа и порядок обсуждения проектов будущих законов его членами, просматриваются следующие перспективы принятия законопроекта. Согласно ст. 57 Конституции Ирака, кворум для проведения сессий Совета представителей составляет абсолютное большинство его состава. Решения принимаются простым большинством голосов, если не был оговорен иной порядок. Действующая Конституция не регламентирует процедуру прохождения проектов закона, она определяется другим специальным законодательством. Так, законопроект об углеводородах ввиду своей особой значимости может быть принят лишь квалифицированным большинством, составляющим не менее чем 2/3 голосов депутатов, участвующих в заседании (кворум). В нынешней ситуации добиться подобного расклада крайне сложно.
Кворум достигается при наличии, как минимум, 163 участников, отсюда квалифицированное большинство голосов - 108. Светский блок Аль-Иракия, несмотря на одержанную победу, скорее всего будет лишен возможности воспользоваться ее плодами, так как вряд ли ему удастся заполучить недостающие 17 голосов. Договориться с курдскими объединениями А. Алауи вряд ли будет под силу, так как он настаивает на государственном контроле над месторождениями углеводородов в Курдистане. Являясь публичным оппонентом Ирана, лидер Аль-Иракии никоим образом не может рассчитывать на поддержку шиитских сил, но вправе надеяться на благосклонность суннитов (4 мандата). Однако несложно подсчитать, что, даже если Иракское единство пойдет навстречу либерально-патриотическому блоку, необходимого количества голосов "за" достичь не удастся. Не поправят ситуацию и 8 мандатов, принадлежащих езидам, христианам и другим национальным и религиозным меньшинствам.
А вот как выглядят на этом фоне перспективы шиитов. Так как вариант с Аль-Иракией выше был отвергнут, то Государству закона (89 мандатов) просто необходимо найти общий язык с коалицией курдов (57 мандатов), состоящей из всех представленных в парламенте курдских партий, выступающих единым фронтом относительно фактической и юридической самостоятельности в контроле над нефтяными месторождениями Курдистана и полной свободы экспорта углеводородов. Это требование является основным со стороны курдов в вопросах поддержки той или иной коалиции. Помимо этого, коалиция Н. аль-Малики вынуждена будет согласиться и на ряд других "курдских" условий, например на определение статуса Киркука в качестве части Курдистана по итогам проведения переписи, исходя из пропорций этнического состава населения. Решиться на такой шаг он вряд ли сможет, поскольку, помимо прочего, запуска этих процессов страшатся соседи Ирака - Турция и Иран.
Перед курдами стоят две задачи: заполучить богатейшее нефтяное месторождение и юридически определить административные границы Иракского Курдистана, которые, как надеется курдская сторона, в ближайшей перспективе станут государственными.
Безусловно, не имеющие конституционно провозглашенного статуса южного иракского региона с соответствующими широкими полномочиями, собственными органами государственной власти и законодательством, шииты не намерены потакать амбициям курдов стать еще более автономным квазигосударственным образованием, обладающим огромными запасами нефти.
Договариваться с радикальным Иракским национальным конгрессом (68 мандатов) для умеренного Государства закона весьма проблематично, особенно после того, как лидер первого объединения оппозиционер М. ас-Садр в 2007 г. вывел из состава иракского кабинета шестерых своих сторонников, что явилось самой серьезной перестановкой в правительстве Н. аль-Малики.
Таким образом, становится ясно, что в ближней и среднесрочной перспективе ожидать того, что иракские политические силы достигнут консенсуса по указанным ключевым вопросам, позволяющим принять соответствующее законодательство, касающееся нефтегазовой сферы, не представляется возможным. Как следствие, высокие правовые риски для отечественных игроков, ведущих деятельность на "минном" иракском энергетическом поле, ни на йоту не уменьшатся, а напротив, вкупе с серьезными политическими и экономическими рисками, будут и дальше ставить под вопрос полноценную реализацию российскими компаниями нефтяных проектов на иракской территории.
Ситуация в Ираке неизбежно осложнится после вывода американских войск. При этом "власти Ирака рассчитывают приобрести американского оружия на 26 млрд. дол. Как сообщает РИА "Новости" со ссылкой на местную газету "Аль-Иттихад", указанную цифру назвал представитель Министерства обороны Ирака Мухаммед аль-Аскари" [www.lenta.ru]. Иностранные военные "уходят - кто с радостью, кто с сожалением. Вывод американских войск из Ирака проходит планомерно, с немецкой пунктуаль-
ностью. Закрыты сотни маленьких и больших баз" [Козырев, 2010]. "Вывод боевых подразделений армии США из Ирака может привести к всплеску террористической активности в этой стране, так как американцы не смогли подготовить дееспособные национальные вооруженные силы и органы безопасности", - сообщил в интервью РИА "Новости" в августе 2010 г. член общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко. По его словам, чтобы не допустить этого, очевидно, США сделают ставку на привлечение в Ирак частных военных компаний, которым будут делегированы полномочия по обеспечению безопасности крупных объектов нефтедобычи, транспортной инфраструктуры, поддержания правопорядка в крупных городах, включая столицу Багдад. "В Ираке мы можем стать свидетелями своеобразного феномена, когда часть функций государства по обеспечению национальной безопасности будут фактически переданы наемникам, что может привести к массовым нарушениям гражданских прав и свобод мирного населения", - сказал Коротченко [там же]7.
Неизвестно, как будет развиваться политическая карьера премьер-министра Ирака Нури аль-Малики. Как ни вымарывал Викиликс8 имена, как ни старался вывести из-под удара конкретных людей, но аль-Малики все принял на свой счет. Его канцелярия в официальном заявлении назвала действия Викиликс вмешательством во внутренние дела страны и попыткой "сорвать формирование правительства Ирака путем разжигания ненависти к политическим партиям и лидерам, прежде всего к премьер-министру". Между тем именно премьер-министру Ирака Н. аль-Малики подчинялись службы безопасности, в том числе секретные шиитские формирования - "эскадроны смерти", которые преследовали или уничтожали суннитов. Руководители оппозиционного блока Аль-Иракия теперь заявляют, что "на самом деле масштабы репрессий были значительно шире".
По сообщению британской "The Guardian", власти Ирана взялись за создание проиранского антизападного правительства в Ираке. Как пишет издание, во время поездки по странам Ближнего Востока президент Ирана Махмуд Ахмадинежад призвал власти Сирии и руководство организации Хизбалла в Ливане сотрудничать с премьер-министром Ирака шиитом Нури аль-Малики. Тот факт, что лоббированием аль-Малики в исламских государствах занялся Ахмадинежад, говорит о попытке официального Тегерана создать в Ираке правительство, которое в будущем откажется от западной модели политического устройства. По данным "The Guardian", иранские политики действуют в данном направлении с сентября 2010 г. [The Guardian, 17.10.2010].
РИСКИ ДЛЯ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
Помимо угрозы политической дестабилизации и "войны всех против всех" в современном Ираке, нет гарантий, что новое правительство Ирака не захочет изменить условия некоторых контрактов, как это уже бывало во времена прежнего режима. Еще одним "подводным рифом" является сегодняшний высокий уровень коррупции во всех эшелонах власти, который способен обесценить многообещающие контрактные обязательства. Данное положение усугубляется и таким фактором, как контрабандный вывоз нефти. Кроме того, слаборазвитая инфраструктура Ирака порождает еще больше сомнений в радужности перспектив российского бизнеса при осуществлении нефтяных проектов на иракской территории. Вначале необходимо вложить миллиарды долларов на модернизацию инфраструктуры, строительство хранилищ и трубопроводов, а затем
7 5 августа 2010 г. в своем первом интервью за последние более чем семь лет бывший вице-премьер Ирака в правительстве Саддама Хусейна Тарик Азиз заявил, что нынешний президент США Барак Обама не должен выводить войска из страны, так как в противном случае она "достанется на растерзание волкам" [The Guardian, 2010].
8 Публикация секретных материалов, связанных с действиями коалиции в Ираке, на сайте Викиликс стала одной из главных политических сенсаций прошедшей осени.
уже стремиться к "полке" ежесуточной добычи нефти. Для этого потребуется множество буровых установок, тысячи тонн цемента и стали, километры труб и десятки тысяч профессионалов. Откуда все это возьмется? Вряд ли из России, ведь зарубежные компании исключительно активны на этом направлении: уже начали посылать рабочих и оборудование в Ирак или планируют это сделать. Среди них такие американские "тяжеловесы", как: Halliburton, Baker Hughes, Weatherford International, инженерно-строительные концерны KBR, Bechtel, Parsons, Fluor, Foster Wheeler.
Осложняет ситуацию тот факт, что российские фирмы приходят в нефтяной сектор Ирака с некоторым дефицитом средств. На этом фоне надеяться на то, что уже работающие там иностранные компании мечтают о сотрудничестве или готовы потесниться и принять российских нефтяников, не стоит.
Подобный вывод позволяет сделать и отсутствие в стране действующей нормативной базы относительно вопросов инвестирования в нефтяные проекты государства. В большей степени это касается так до сих пор и не принятого в Ираке рамочного закона об углеводородах, проект которого вот уже почти четыре года находится на рассмотрении в парламенте.
Пожалуй, самыми спорными являются порядок и условия заключения соглашений с иностранными инвесторами и процедура распределения доходов от экспорта энергоносителей. Отсутствие компромисса по указанным пунктам также может спровоцировать внутригосударственный конфликт, который не замедлит сказаться на условиях работы российских компаний.
Ирак еще долго будет оставаться "полем битвы" между американскими, европейскими и китайскими энергетическими компаниями, за которыми нетрудно разглядеть политические интересы соответствующих государств, пересекающиеся с национальными интересами соседей этой многострадальной страны. Более глубокий анализ рисков для российского бизнеса в Ираке можно будет предпринять по итогам 2011 г., когда прояснится, какими станут основные тенденции внутриполитического развития страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Козырев Ю. Иракский дембель // Русский репортер. N 50(178). 23 декабря 2010.
Храбрый О. Самое сильное племя // Эксперт. N 32 (669). 24 августа 2009.
http://www.gazprom-neft.ru/press-center/lib/?id=1563
http://www.islamnews.ru/news-26356.html
http://www.k2kapital.com/news/95890/
http://news.barev.net/policy/26474-Ehkspert-ne-iskljuchaet-vsplesk-terrorizma-v-Irak e-posle-vyvoda-armii-SShA.html
The Guardian. 17.10.2010.
www.polit.ru
www.lenta.ru (09.01.2011).
Опубликовано на Порталусе 03 ноября 2024 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK