Рейтинг
Порталус

Военно-техническое сотрудничестве и торговля оружием с зарубежными государствами

Дата публикации: 13 февраля 2025
Автор(ы): Лев ВИНОГРАДОВ, капитан 1 ранга в отставке
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ
Номер публикации: №1739447881


Лев ВИНОГРАДОВ, капитан 1 ранга в отставке, (c)

Окончание. Начало в N 5 за 1999 г.

III. Военно-техническое сотрудничество в послевоенные годы

В первые послевоенные годы Инженерное управление Наркомвнешторга наряду с некоторыми управлениями Наркомата обороны проводило работу по обеспечению вооружением и военно- техническим имуществом армий стран народной демократии, созданных в Центральной и Юго- Восточной Европе. Кроме того, на ИУ Наркомвнешторга было возложено проведение расчетов по ленд-лизу, участие в обеспечении поставок по репарациям и получение трофейной военной техники.

По решению, принятому на Потсдамской конференции 1945 г., трофейные немецкие корабли были разделены на три равные части и по жребию разыграны между СССР, США и Англией. Советскому Союзу досталось 155 боевых кораблей, в том числе крейсер, 10 эсминцев, 10 подводных лодок, тральщики, торпедные катера. После окончания войны с Японией из состава ее флота СССР получил 7 эсминцев, 17 эскортных кораблей, минные заградители, тральщики и некоторые другие суда.

Основные поступления по репарациям из Германии шли за счет ее промышленности. В счет репараций 676 предприятий в 1945 г. было демонтировано и их оборудование вывезено, часть предприятий была передана советским акционерным обществам, 3800 предприятий было передано немецким органам самоуправления. Однако получение продукции от немецкой промышленности было сопряжено с большими трудностями, так как оставленные на местах заводы оказались отрезанными от традиционных поставщиков сырья и полуфабрикатов. В результате такого положения СССР был вынужден взять на себя обеспечение своей зоны черными и цветными металлами, прокатом, хлопком и т.д. Кроме того, для получения готовой продукции от немецких предприятий им надо было доставить множество комплектующих изделий, которые приходилось изготавливать у себя или закупать в западных странах. По репарациям поставлялись электровозы, железнодорожные краны, шагающие экскаваторы, металлорежущие станки, компрессоры, оптика, кабельная продукция и многое другое.

Со временем поставки по репарациям были снижены для оказания помощи в развитии экономики образовавшейся Германской Демократической Республики. В августе 1953 г. по согласованию с Польшей (которая тоже получала репарации) ГДР была освобождена от выплаты оставшейся части репараций в сумме около 2,5 млрд. долларов.

Послевоенное устройство вооруженных сил в европейских странах, оказавшихся в сфере влияния Советского Союза (за исключением советской зоны в Германии), проходило не по единому рецепту, а в зависимости от сложившейся в них обстановки при выходе из войны. Во многом это определялось условиями мирных договоров, которые заключались со странами.

В советской оккупационной зоне Германии была создана народная, затем и пограничная полиции. После образования Германской Демократической Республики в октябре 1949 г. первое время у нее не было армии, только различные виды полиции. Закон о создании Национальной народной армии был принят Народной палатой ГДР в январе 1956 г. В том же месяце было принято решение о включении этой армии в Объединенные вооруженные силы стран Варшавского Договора.

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы, а также Китай и Северная Корея вооружали свои армии самостоятельно, без единого плана. К началу 50-х годов все они стали испытывать острую нужду в дополнительном оружии. В связи с этим в Москве в январе 1951 г. состоялось совещание представителей стран, на котором было принято решение обеспечить все армии вооружением по нормам военного времени до конца 1953 г.

Решался этот вопрос за счет поставок из СССР, а также путем развития собственной военной промышленности, что зависело от экономического развития стран. Во втором случае предусматривалась передача из СССР соответствующей технической документации на производство вооружения. Более развитую промышленность имела Чехословакия. В 1953 г. она выпустила более полутора тысяч самолетов, танки, орудия и другую технику. Но даже она сообщила, что перевооружение может быть произведено не ранее 1955 - 1956 гг. Польская промышленность не могла в то время обеспечить перевооружение своей армии, и поэтому с СССР было подписано соглашение о поставке вооружения на сумму 1800 млн. рублей.

Венгрия, Болгария и Румыния могли выпускать только простейшее оружие, остальное вооружение и военную технику предусматривалось получать из СССР. Армия Китая до 1950 г. была вооружена главным образом трофейным оружием, своей военной промышленности не имелось. Но в 50-х годах там развернулось строительство десятков военных заводов. Помощь в их создании оказывал СССР. До начала выпуска собственной продукции из СССР предполагалось получить вооружение для более чем полусотни дивизий. В Северной Корее промышленность была развита недостаточно, и вооружение армии должно было поставляться из СССР.

Таким образом, к началу 50-х годов поставки вооружения для армий дружественных стран и комплектующих изделий для их военной промышленности стали резко и значительно расти. С 1947 г. ежегодный экспорт к тому времени вырос примерно в десять раз, и тенденция к его увеличению сохранялась.

IV. Централизация системы военно-технического сотрудничества

Экспортом вооружения в СССР занимались в то время управления Минобороны, Генштаба, инженерное управление Минвнешторга, отдел Главного штаба ВМФ, который при существовании Военно-морского министерства (1950 - 1953 гг.) действовал достаточно самостоятельно. Головной организации в этой области не было, что порождало дополнительные трудности и приводило к затяжкам с рассмотрением просьб иностранных государств о поставке вооружения. Все это требовало определенных организационных изменений.

Непосредственным поводом к проведению реорганизаций послужила очередная просьба Мао- Дзедуна о поставке оружия, обращенная к Сталину. Бюрократическая машина затянула ответ. Мао возмутился задержкой и пожаловался Сталину. В начале 1953 г. вопрос был рассмотрен на Политбюро, где решили сделать головной организацией по военно-техническому сотрудничеству инженерное управление Минвнешторга, преобразовав его в Главное управление. Документы для осуществления решения были подготовлены уже после смерти Сталина. В Президиум Совмина их представил А.И. Микоян с визой Н.А. Булганина. Документы были рассмотрены, и 8 мая 1953 г. вышло соответствующее распоряжение правительства, в соответствии с которым Минвнешторг принял от Министерства обороны функции по подготовке и рассмотрению вопросов, связанных с поставками вооружения и военного имущества в страны народной демократии, внесению в правительство предложений по этим вопросам и контролю за осуществлением указанных поставок.

За Министерством обороны оставалась консультация о целесообразности поставок определенных образцов вооружения, а также организация его военной приемки на предприятиях и отправка по назначению. На базе управления Минобороны, соответствующих отделов Генштаба и инженерного управления Минвнешторга было создано Главное инженерное управление (ГИУ) Минвнешторга. За последующие 40 лет ГИУ приобретет заслуженный авторитет во всем мире.

Следует обратить внимание, что в решении был ограничен круг стран, с которыми надлежало работать ГИУ - только страны народной демократии, как их тогда называли. Но правительство своими дальнейшими решениями значительно расширило этот круг, и в 1990 г. ГИУ сотрудничало с 51 страной (13 социалистических, 35 развивающихся и 3 капиталистические - по принятой тогда терминологии) и 7 национально-освободительными движениями.

По штатному расписанию, которое А.И. Микоян утвердил 13 мая 1953 г., в ГИУ было предусмотрено иметь 238 сотрудников, большинство которых были военнослужащими. Первым начальником ГИУ был генерал-майор танковых войск Г.С. Сидорович, его заместителями стали инженер-полковник М.А. Сергейчик и инженер-контрадмирал Г. В. Юрин.

ГИУ занималось не только экспортом, но и импортом военно-технического имущества. С развитием промышленности в дружественных странах СССР стал закупать у них значительную часть готовой продукции. Так, в 1965 г. нами было получено по импорту самолетов Ан-2 около 500, самолетов Л-29 около 400, 100 вертолетов Ми-1, определенное количество катеров, лоц- мейстерских судов и другой техники. Большинство из них изготавливалось по советской документации.

Кроме того, ГИУ оказывало дружественным странам содействие в проведении в СССР ремонта ранее поставленной техники, в создании военных объектов и предприятий оборонной промышленности, в обучении специалистов, а также в ряде других вопросов. Поставка вооружения и оказание других услуг в те годы производились по кредиту, по товарообороту или безвозмездно. В 1946 - 1957 гг. соотношение между этими видами расчетов было следующим: по кредиту - 57,6%, по товарообороту - 37,6% и безвозмездно - 4,8%.

Работа в области экспорта и импорта вооружения и необходимость оперативного решения возникающих при этом вопросов требовали постоянных контактов между поставщиками и получателями техники. Для этого в СССР были созданы представительства организаций, которые занимались в своих странах вопросами военно-технического сотрудничества. В свою очередь и ГИУ имело в странах своих уполномоченных с несколькими сотрудниками. Практиковались также краткосрочные командировки сотрудников как советских, так и зарубежных организаций.

Следует отметить, что при выездах за границу офицеры ГИУ носили гражданскую одежду, а в документах не упоминалось их звание. Для случайных знакомств они были просто коммерсантами. Работа в загранаппарате была очень разнообразной и требовала хороших знаний многих вопросов, большой разворотливости и способности идти на разумный риск. Надо было владеть языком страны пребывания, хорошо водить машину (в том числе и при левостороннем движении), уметь налаживать отношения с местными должностными лицами.

Следует отметить, что решением правительства от 15 января 1955 г. ГИУ было выведено из Минвнешторга и переведено в состав вновь созданного Главного управления по делам экономических связей со странами народной демократии (ГУЭС) при Совмине. Затем 1 июля 1957 г. был создан Государственный комитет СССР по внешним экономическим связям (ГКЭС), в который и перешло Главное инженерное управление. На текущей работе ГИУ это практически не сказалось.

V. Дальнейшее развитие военно-технического сотрудничества

В связи с усовершенствованием вооружения все сложнее становилось оборудование, необходимое для подготовки оружия к боевому применению и его" повседневной эксплуатации. Повышались требования к взлетно-посадочным полосам, причалам для кораблей, сложнее становилось оборудование ремонтных мастерских, учебных центров, командных пунктов и других объектов. Объем работы ГИУ в этой части значительно вырос, для ее выполнения требовались специалисты узких профилей.

В связи с этим постановлением правительства от 8 апреля 1968 г. в рамках ГКЭС было создано Главное техническое управление. На него были возложены обязанности оказывать странам техническое содействие в создании объектов военного назначения, осуществлять поставки некоторых материалов и комплектующих изделий для построенных за рубежом предприятий, проводить ремонт наших кораблей за рубежом, а также поставлять изделия общепромышленного применения (электролампочки, баллоны, измерительные приборы и другое).

Тем же решением правительства было установлено, что ГИУ и ГТУ переводятся на хозяйственный расчет и будут функционировать за счет 0,3 процента от реализационной стоимости своих операций. В дальнейшем ГИУ и ГТУ полностью окупали свою деятельность, не превышая установленной нормы. Поступления иностранной валюты превышали объем затрат народного хозяйства на производство вооружения и военно-технического имущества для экспорта. Например, в 1973 г. валютная выручка ГИУ превысила полтора миллиарда рублей. Так что военно-техническое сотрудничество приносило ощутимую экономическую пользу, несмотря на безвозмездные и льготные поставки оружия.

Здесь нет возможности рассказать о всех сотрудниках ГИУ, офицерах и гражданских, которые своей самоотверженной работой обеспечивали выполнение сложных и ответственных задач. Поэтому укажем только руководителей. Первым начальником ГИУ был генерал Г.С. Сидорович. В 1959 г. он стал заместителем председателя ГКЭС, получил звание генерал- полковника. Его сменил полковник М.А. Сергейчик, вскоре ставший генералом. В 1975 г. он был назначен заместителем председателя ГКЭС, затем первым заместителем, получил звание генерал-полковника. В 1984 г. он стал председателем ГКЭС, а в конце 1985 г. ушел на пенсию. С 1975 г. начальником ГИУ стал контр-адмирал Ю.П. Гришин. В 1984 г. он был назначен заместителем председателя ГКЭС, получил звание адмирала. Последним начальником ГИУ был контр-адмирал В.А. Власов. Все руководители до своего назначения имели большой опыт работы в области ВТС.

В начале 90-х годов заметно снизились объемы и эффективность военно-технического сотрудничества. Основными причинами были происходившие в стране и мире политические и экономические изменения - распад СССР и нарушение внутренних хозяйственных связей, ликвидация СЭВ и Варшавского Договора, объединение германских государств, изменения в расстановке сил на международной арене, санкции против некоторых стран, наметилось сокращение мирового рынка оружия, ожесточение конкурентной борьбы на нем.

В попытке сблизить интересы производителей и продавцов оружия и упорядочить ВТС в 1992 г. в рамках МВЭС были образованы вместо ГИУ Российское государственное внешнеэкономическое объединение по экспорту продукции и услуг военного назначения - ВО "Оборонэкспорт" и вместо ГТУ - Государственная внешнеэкономическая компания по экспорту и импорту вооружения и военной техники - ГВК "Спецвнештехника". ГУСК названия не менял, но тоже должен был скорректировать методы своей работы. По данным печати, объем поставок оружия на экспорт снизился к тому времени в 3 - 4 раза.

Стало ясно, что ожидавшихся результатов проведенная частичная реорганизация не дала. В связи с этим указом Президента РФ от 18 ноября 1993 г. на базе упомянутых трех организаций была учреждена Государственная компания по экспорту и импорту вооружения и военной техники "Росвооружение", которая выводилась из ведения МВЭС и приобретала достаточную самостоятельность. Была подтверждена государственная монополия на экспорт и импорт вооружения. Контроль за соблюдением государственных интересов в деятельности Госкомпании был возложен на Службу безопасности Президента. Генеральным директором "Рос вооружения" был назначен мало известный в кругах экспортеров оружия генерал-лейтенат В. Самойлов. При этом право выхода на внешний рынок оружия получили и некоторые предприятия. Но скоро было заявлено, что Госкомпания не смогла реализовать поставленные при ее создании задачи, и новым генеральным директором в ноябре 1994 г. был назначен полковник А.И. Котелкин, имевший некоторый опыт работы в этой области. Сказалась при этом и борьба, которая проходила в высших сферах, за право влияния на "Росвооружение", приносившее немалые доходы.

При А.И. Котелкине во многом изменился стиль экспортной деятельности, началась широкая реклама нашего оружия за рубежом, предприятия промышленности стали получать определенные инвестиции, появились и другие новшества, давшие положительные результаты. По данным зарубежных источников, Россия вышла на второе место в мире среди экспортеров оружия. Если в 1994 г. общий объем экспорта оружия примерно составил 1,7 млрд. долларов (вся сумма практически получена "Росвооружением"), то в 1995 г. - 3,05 млрд. (доля "Росвооружения - 2,8 млрд.), а в 1996 г. - 3,5 млрд. долларов (доля "Росвооружения" - 3,4 млрд.). А. И. Котелкину было присвоено звание генерал-майора.

Однако борьба за влияние на "Росвооружение" продолжалась и даже усиливалась. В результате в августе 1997 г. вышел ряд указов Президента РФ, вносивших ощутимые изменения в систему военно-технического сотрудничества. Госкомпания "Росвооружение" была переименована в Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Государственная компания "Росвооружение". Были созданы также ФГУП "Промэкспорт" и ФГУП "Российские технологии". Министерству обороны было разрешено реализовывать через "Промэкспорт" вооружение и военную технику, высвобождаемые из наличия. Были введены утверждаемые Президентом списки вооружения, разрешенного для поставки на экспорт, и стран, в которые это вооружение можно поставлять. Определенные предприятия получали право на экспорт своей продукции, были утверждено положение о Координационном межведомственном совете по ВТС и определен его состав во главе с председателем Правительства РФ. Были уточнены (в сторону усложнения) многие процедуры сотрудничества. Генеральным директором "Государственной компании "Росвооружение" был назначен Е.Н. Ананьев, работавший до этого в коммерческом банке. Но дела при новом порядке работы и новом гендиректоре не улучшились. Экспорт вооружения в 1997 г. сократился примерно до 2,5 млрд. долларов, экономические показатели "Росвооружения" за 10 месяцев 1998 г. оказались на 40 процентов ниже плана.

В июле 1998 г. Государственной Думой был принят и подписан Президентом 19 июля того же года Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" N 114-ФЗ. Им были определены основные принципы ВТС, в том числе подтверждена государственная монополия. Новым генеральным директором "Росвооружения" в ноябре 1998 г. был назначен генерал-лейтенант Г.А. Рапота, работавший до этого заместителем секретаря Совета безопасности, а ранее - во внешней разведке.

Опубликовано на Порталусе 13 февраля 2025 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама