Рейтинг
Порталус

"СТАРЫЙ ГОСУДАРЕВ ДВОР"

Дата публикации: 25 сентября 2022
Автор(ы): Ольга БАЗАНОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Источник: (c) Наука в России, № 6, 31 декабря 2013 Страницы 80-87
Номер публикации: №1664105610


Ольга БАЗАНОВА, (c)

ЭКСКЛЮЗИВ! Публикация обнародована в Интернете через PORTALUS.RU!

В 2013 г., к 400-летию восшествия на престол первого представителя рода Романовых, в одном из филиалов Государственного Исторического музея - Палатах бояр Романовых - открылась обновленная экспозиция, единственная в нашей стране, рассказывающая о патриархальном быте предков русских царей. Здесь воссозданы богато убранные хоромы столичной знати и представлены уникальные документы, книги, высокохудожественные предметы декоративно-прикладного искусства XVII в. - серебряная и расписанная эмалью стеклянная посуда, мебель, ткани и т.д.

Старинный район в центре нашей столицы, вблизи Кремля, получивший в XVI в. название "Зарядье", поскольку находился за торговыми рядами, - настоящее созвездие памятников древнерусского зодчества. Здесь, вдоль улицы Варварки, стоят храмы Георгия Победоносца на Псковской горке 1658 г. (колокольня и трапезная - 1818 г.), Максима Блаженного 1698 - 1699 гг., святой великомученицы Варвары 1796 - 1804 гг., а также знакомое нашим читателям Английское подворье XVI-XVII вв.* Рядом основан-


* См.: А. Сотин. Английский двор и его обитатели. - Наука в России, 2010, N 4; О. Борисова. "Россия вошла в Европу, как спущенный корабль..." - Наука в России, 2013, N 3 (прим. ред.).

стр. 80

ный в 1629 - 1631 гг. Знаменский монастырь: собор иконы Божией Матери "Знамение" (в честь образа Богородицы, особо почитаемого Романовыми) 1679- 1682 гг., братский корпус 1675 - 1678 гг., колокольня с келейным корпусом 1784 - 1789 гг.

В ансамбль обители некогда входили и расположенные поблизости Палаты бояр Романовых (с 1932 г. филиал Государственного Исторического музея*). Дело в том, что в XVI в. сами они и окружающая обширная территория с различными хозяйственными постройками принадлежали служившему при дворе государя Ивана IV боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву (сыну Романа Юрьевича, от имени которого происходит фамилия царской династии). Именно здесь, по преданию, в 1596 г. появился на свет его внук Михаил Федорович, ставший первым представителем этого рода, взошедшим на престол (1613 г.). Как и полагалось московскому правителю, он поселился в Кремле, а усадьбу предков в Зарядье (которую с тех пор называли "Старый государев двор") пожаловал в 1631 г. Знаменскому монастырю.

По мнению специалистов, романовские палаты, как и соседние, где размещалось Английское подворье, были построены в камне в конце XV в., но огонь й время не пощадили здание. Так, в 1668 г. оно настолько сильно пострадало от пожара, что пришлось разобрать стены до белокаменного подклета, и через четыре года зодчий Мелетий Алексеев возвел на нем двухэтажные хоромы (их нижняя, кирпичная, часть сохранилась до наших дней). Однако ничто не вечно, и к середине XIX в. они сильно обветшали, что не мог не отметить посетивший Москву в 1856 г. император Александр II. По его приказу началась первая реставрация усадьбы, ставившая цель воссоздать оставшиеся от нее постройки - жилой дом и корпус служб - в первозданном виде, тем более что в обществе тогда пробудился большой интерес к родной истории, к русскому стилю в архитектуре и искусстве**.

Жилища богатых людей издавна было принято строить в форме буквы Г ("глаголь"), т.е. как бы из двух стоящих под прямым углом частей, образующих внутренний дворик. Именно эта форма, а также традиционный для XVII в. наружный декор (карниз, полуколонны, установленные по углам здания, а также обрамляющие окна и балконы) присущи здешним палатам. В ходе реставрации воспроизвели утраченное крыльцо, существовавший изначально верхний деревянный этаж с высокой четырехскатной шатровой крышей, воссоздали убранство интерьеров, наполнив Их подлинными предметами быта и мебелью тех лет. В 1859 г. работы были завершены и организованный там музей (кстати, один из первых в стране) "Дом бояр Романовых" с экспозицией, посвященной повседневной жизни предков русских царей, принял посетителей.

Отметим, все, что сделали в середине XIX в. историки, архитекторы, строители, художники и другие специалисты для возвращения к жизни этого ценнейшего памятника, позволило сохранить его до наших дней. И к 400-летию Дома Романовых, отмечаемому в 2013 г., понадобилась лишь частичная реставрация здания и его интерьеров. Так, для отделки стен трапезной (самой просторной и парадной палаты в доме, где семейство обедало и принимало гостей) в Государственной научно-реставрационной мастерской "Старинные ткани" на ручном ткацком станке изготовили парчу, взяв за образец хранящиеся в Государственном Историческом музее фрагменты материи, созданной в 1850-х годах, Орнамент на обивке выполнен в виде вензелей Михаила Федоровича Романова и силуэтов грифона (фантастического крылатого животного с туловищем льва и головой орла, олицетворяющего власть и силу). Никита Романович Захарьин-Юрьев первым использовал его фигуру в качестве геральдического знака, а в 1856 г. ее включили в герб царской династии.


* См.: В. Егоров. Сокровищница отечественной истории. - Наука в России, 2004, N 5 (прим. ред.).

** См.: Т. Гейдор. Полистилизм в русской архитектуре. - Наука в России, 2009, N 5 (прим. ред.).

стр. 81

Потолок трапезной покрыт нарядной росписью, воспроизведенной в 1850-х годах по миниатюрам из рукописной "Книги об избрании на царство царя и великого князя Михаила Федоровича" (1672 - 1673 гг., Музеи Московского Кремля*), запечатлевшей мельчайшие детали костюмов, архитектурного декора, пейзажей, домашней обстановки того времени. На арках сводов художник изобразил поднимающиеся вверх, широко расходящиеся в противоположные стороны симметричные растительные побеги с разнообразными ответвлениями и множеством причудливых завитков. (Такой орнамент с поэтичным названием "травы разметные" был одним из основных в живописи "дивного узорочья"** и вслед за ним русского барокко***.) А в обрамлении этих сказочных листьев и цветов мы видим гербы государства с двуглавыми орлами, монограммы МФР и грифонов.

Всем изображениям присущи яркие, контрастные тона, что было одной из главных черт отечественного декоративно-прикладного искусства того времени, отличавшегося жизнелюбием, пристальным интересом художников к окружающей природе. Их основным приемом было сочетание зеленого, желтого и красного цветов, причем последний (в ходу было более 20 его оттенков) считался "царским", а потому стал излюбленным у состоятельных заказчиков: он преобладал в кремлевских покоях и домах знати в росписи, обивке стен, текстильных изделиях, да и в парадной одежде.

Солнечный свет проникает в трапезную через слюдяные окна в металлических переплетах; вдоль стен, как в старину во всяком русском доме, стоят лавки; пол выложен дубовым паркетом. В "красном углу", под иконами "Николай поясной", "Троица Ветхозаветная", "Казанской Божией Матери", установлен большой обеденный стол. Примечательно, что рассаживались за ним во время пиршеств согласно родовитости: около главы семейства, занимавшего почетное место, - наиболее знатные гости. Рядом принадлежности для мытья рук: кумган (кувшин особой формы для воды) и лохань.

Эта парадная комната, предназначенная для приемов, должна была свидетельствовать о статусе хозяев. Наряду с великолепными росписями и обивкой ее украшают шкаф для дорогой посуды работы отечественных мастеров конца XVII в. со слюдяными створками, расписанный изображениями тюльпанов, и поставец (ящик на ножках), на котором красуются самые ценные и нарядные предметы сервировки. Тут выставлены большие и маленькие серебряные, позолоченные сосуды для питья: братины, чарки, стопы, а также корчики (черпаки) и вилка - "диковинка", начинавшая тогда входить в обиход.

Среди этого великолепия в первую очередь обращает на себя внимание серебряный жалованный ковш с надписью по краю, гласящей, что подарен он посадскому человеку из города Самары Афанасию Волдырю за прибыль, принесенную государству (такие награды в те времена вручали за воинские и прочие заслуги). Немало в трапезной и предметов иностранного происхождения, что было характерно для богатого русского дома XVTI в.: кресла, часы, посуда работы западноевропейских и восточных мастеров, шведское паникадило, турецкие бархатные полавочники (накидки на лавки), немецкая гравюра и пр.

Здесь же можно увидеть копии "Родословной книги" XVII в. (делопроизводственный документ, содержавший поколенные росписи знатных родов) и Евангелия,


* См.: А. Николаева. Музеи Московского Кремля. - Наука в России, 2006, N 5 (прим. ред.).

** Узорочье - стиль, сложившийся в XVII в. в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта (прим. ред.).

*** См.: И. Терехова. Русское барокко. - Наука в России, 2009, N2 (прим. ред.).

стр. 82

принадлежавшего боярину Федору Кошке - выдающемуся политическому деятелю конца XIV - начала XV в., предку Романовых. Оно представляет собой рукопись на пергаменте, иллюстрированную цветными миниатюрами, украшенную стилизованным растительным, геометрическим и зооморфным орнаментом. Серебряный позолоченный оклад фолианта отделан сканью (ажурным узором из тонкой проволоки), чеканными фигурами ангелов и святых; на его краях можно прочитать имя заказчика и дату изготовления - 1392 г.

Соседнюю комнату, оформленную не столь празднично, но не менее роскошно, причем с преобладанием зеленых тонов, создатели экспозиции назвали "кабинет боярина". Голландская печь здесь выложена муравлеными изразцами (покрытыми глазурью цвета травы-муравы) с рельефными изображениями исторических и сказочных персонажей, бытовых и батальных сцен ("Александр Македонский", "Соловей-разбойник", "Борцы борются", "Осада крепости" и т.д.); сукном того же оттенка покрыты лавки, обтянуты две стены. Остальные две обиты золоченой голландской кожей, расписанной ярким растительным узором, считавшейся в то время самой щегольской отделкой.

Под иконой видим рабочий стол с письменными принадлежностями - гусиными перьями, ларчиком для ценных бумаг, чернильным прибором, украшенным эмалью; тут же популярное в XVII в. издание "Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским", по свидетельству историков, имевшееся у Никиты Романовича. В сундуке и нише (в то время книги, как весьма дорогостоящие предметы, хранили именно так) представлены фолианты в кожаных переплетах, на стене висит портрет боярина Тихона Никитича Стрешнева - воспитателя юного царя Петра I*.

Экспозиция библиотеки, или комнаты отдыха, рассказывает о духовных интересах хозяина дома, развитии печатного дела и просвещения в России в XVII в. Представленная тут литература традиционна для частных отечественных библиотек того времени. Это прежде всего издания религиозного содержания - "Евангелие", богослужебные книги "Апостол", "Минея праздничная", "Минея служебная". Рядом красочно иллюстрированная "Пасхалия зрячая", наряду с таблицей для определения даты Пасхи и других переходящих церковных праздников, содержащая статьи по медицине и астрономии; переведенный на русский язык популярный в Европе рыцарский роман "Повесть о царице и львице"; написанная по-латыни одна из частей Ветхого завета "Annales Ecclesiastici" и пр.

Комната старших сыновей - небольшое помещение строгого убранства, со стенами, обтянутыми бирюзовым холстом, предназначенное для мальчиков начиная с 5 - 6 лет (в более раннем возрасте они жили с матерью на женской половине дома). Ее обстановка дает представление о получаемом в XVII в. боярскими детьми широком домашнем образовании, готовившем их к государевой службе. Здесь немало учебной литературы тех лет: в раскрытом сундуке - первый русский печатный букварь Кариона Истомина с гравюрами Ивана Бунина, "Риторика", "Летописец", книга для чтения "Часослов", на столе - "Арифметика", "Александрия" (жизнеописание великого греческого полководца Александра Македонского), компас с часами, географическая карта, угломер. Интересна реконструкция глобуса работы итальянца Винченцо Коронелли, самого известного в Европе конца XVII в. изготовителя подобных изделий и картографа.

Согласно древней славянской традиции женщины и дети жили в тереме - на втором, деревянном, этаже дома. Мужчины же занимали первый и в случае нападения врагов всегда могли защитить своих жен и доче-


* Cм.: Фрагменты из "Истории Петра I" Александра Пушкина. - Наука в России, 2013, N 5 (прим. ред.).

стр. 83

рей. Еще одним "рубежом обороны" была узкая крутая лестница, ведущая в верхние покои: обороняющиеся имели возможность столкнуть вниз незваных гостей. Первое помещение этой части палат - сени - играло роль прихожей и кладовки, где стояли сундуки с множеством необходимых в хозяйстве вещей.

Здесь в витринах представлены телогрея (вид женской одежды) XVII в. из китайского шелка, зеркало, парчовые туфельки, золоченые пуговицы, серебряные серьги с полудрагоценными камнями, ножницы в виде птицы, утюг, нарядный девичий кокошник, утканный речным жемчугом, и т.д. А вот и "Домострой" - составленная в Великом Новгороде в XV в. "энциклопедия" семейной жизни, название которой впоследствии стало нарицательным как олицетворение патриархального домашнего уклада и безраздельной власти мужчины. Между тем она включает много полезных сведений, правил, советов по общественным, семейным, хозяйственным, религиозным вопросам, написана живым языком, насыщена пословицами и поговорками.

Из сеней можно попасть в два просторных помещения - покои боярыни и светлицу. Оба освещены несколькими большими окнами, деревянные стены и потолки золотистого оттенка, украшенные тонкой искусной резьбой, драпировки в красных тонах, дет-

стр. 84

ские игрушки на персидском ковре создают ощущение тепла, уюта, незыблемости домашнего очага. Первая из этих комнат опоясана по периметру традиционными лавками, покрытыми сукном, есть тут и кресло, резной стул, шкаф, нарядная печь, украшенная полихромными изразцами, немало книг. На столе - зеркало, ларцы для украшений, коробочки для косметики и, конечно, непременные ключи от подвалов, погребов и сундуков, находившиеся исключительно в ведении хозяйки дома.

До замужества, т.е. до 12 - 15 лет, девочки жили с матерью. К этому времени у них уже было приданое (одежда, постельные принадлежности, ювелирные изделия, головные уборы и т.д.), хранившееся в сундуках и записанное в специальную "сговорную" грамотку. Шили все для него боярские дочери в мастерской - светлице - и трудились наравне с помогавшими им служанками. Здесь мы видим множество предметов, необходимых для рукоделия: клубок шерсти, будто бы только что оставленный вязальщицей, лари с готовыми изделиями, шкатулки с жемчугом, кораллами, драгоценными камнями, которыми отделывали праздничные наряды. У одного из окон стоит прялка, у другого - деревянный ткацкий станок, построенный без единого гвоздя, к тому же щедро украшенный резьбой: забавные фигурки животных, стилизованные цветы, узорчатые бордюры покрывают его сверху донизу.

Жилая часть русского дома в старину называлась клетью, а находящаяся в цоколе - подклетом. В нем размещались поварня, или стряпушная, с русской печью и запасами продовольствия, кладовые, где хранились сундуки с одеждой, оружие, сельскохозяйственный инвентарь. В романовских палатах в этом заглубленном помещении, освещенном узкими окнами под самым потолком, находятся два подвала. Один из них, кирпичный, хорошо сохранился со времен постройки (начало XVI в.). Хотя, разумеется, с тех пор уцелели не все кирпичи, и при ремонтных работах середины XIX в. утраченные заменили новыми, созданными по образцам тех лет, причем на отдельных видно клеймо "1856 г." - дата начала реставрации. Сегодня здесь представлены старинные вилы, коса, серп, короба, кадки, металлическая посуда, ступа с пестом и т.д. - обширное боярское городское хозяйство мало чем отличалось от сельского.

Самое древнее помещение палат и одно из немногих в Москве, сохранившихся с конца XV в., - белокаменный подвал, где собраны предметы, связанные с первым владельцем усадьбы из рода Романовых Никитой Захарьиным-Юрьевым. В частности, очень интересны редкие ливонские монеты 1573 г. с изображением грифона - по-видимому, именно с них боярин, служивший в тех землях наместником, скопировал свой символ. В сундуке-"сейфе" с потайным замком он держал "казну" - деньги и прочие ценности, полукруглый баул, обтянутый кожей нерпы, брал с собой в дальние поездки.

Здесь же хранится холодное оружие: древковое (копья, боевой топор, бердыши с искривленным наподобие полумесяца лезвием, совни с изогнутым однолезвийным наконечником), ударно-раздробляющее (пернач - булава, "оперенная" несколькими приваренными к головке металлическими пластинами) и т.д. Из огнестрельного представлены мушкет, карабин, пушки XVI-XVII вв. На дуле одной из них читаем: "Слита пищаль при царе Михаиле Федоровиче Всея Руси лета 7126 (1618 г. - Прим. ред.). Мастер Григорий Наумов". Рядом бахтерец (кольчуга), щит, шлем, "берендейка" (ремень, носимый через плечо, с прикрепленными к нему патронами, сумкой для пуль,

стр. 85

запасом фитиля и пороховницей), конская упряжь и другое военное снаряжение.

В 2013 г., к 400-летию Дома Романовых, коллекцию белокаменного подвала пополнили прапором Никиты Романовича - шелковым походным знаменем, принадлежностью знатных военачальников. Реконструировали его специалисты Государственного научно-исследовательского института реставрации*, используя хранящееся в Оружейной палате** Московского Кремля его описание XVII в. и дошедшие до наших дней аналоги. Полотнище парадного стяга боярина представляет собой прямоугольник длиной 2,82 м, конец которого раздваивается, образуя длинные откосы, в центре - фигура грифона, древко завершается копьем.

Кроме того, в юбилейный год в экспозиции создали раздел, посвященный сыновьям Никиты Захарьина-Юрьева (в их числе был и отец будущего государя), обвиненным в заговоре против царя Бориса Годунова. Действительно ли они злоумышляли против самодержца или нет, доподлинно неизвестно, и мнения историков расходятся; однако он счел за благо удалить


* См.: О. Фирсова, Л. Шестопалова. Спасая шедевры. - Наука в России, 2008, N 1 (прим. ред.).

** См.: А. Саввина. Сокровищница русских царей. - Наука в России, 2006, N 5 (прим. ред.).

стр. 86

влиятельных бояр как можно дальше от себя. Посетители музея могут увидеть карту с отмеченными местами ссылки всех пятерых, где трое из них погибли. Российский государственный архив древних актов предоставил само "уголовное дело" Романовых, донесения приставов, "Новый летописец", составленный после 1613 г. при участии патриарха Филарета (Федора Никитича Романова, отца царя Михаила Федоровича) и представляющий собой официальную версию российской истории конца XVI - начала XVII в.

Среди новинок экспозиции также очень интересны переписка первого царя Романова с родителями, в которой обсуждаются политические и семейные проблемы, ранее неизвестный портрет его матери инокини Марфы (в миру Ксении Ивановны) уже в пожилом возрасте, написанный безымянным автором в первой половине XVIII в. Все эти подробности помогают гостям музея ближе познакомиться с семьей, давшей стране несколько поколений монархов, с деятельностью ее представителей, связанной с важнейшими событиями в жизни государства, а стало быть, лучше узнать нашу историю.

Опубликовано на Порталусе 25 сентября 2022 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама