Полная версия публикации №1607856193

PORTALUS.RU ИСТОРИЯ РОССИИ С. Н. АЗБЕЛЕВ. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

В. В. ФОМИН, С. Н. АЗБЕЛЕВ. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 13 декабря 2020. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/rushistory/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1607856193&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 04.03.2021.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

В. В. ФОМИН, С. Н. АЗБЕЛЕВ. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 13 декабря 2020. URL: https://portalus.ru/modules/rushistory/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1607856193&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 04.03.2021).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

В. В. ФОМИН, С. Н. АЗБЕЛЕВ. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли / Вопросы истории, № 3, Март 2008, C. 169-171.



публикация №1607856193, версия для печати

С. Н. АЗБЕЛЕВ. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли


Дата публикации: 13 декабря 2020
Автор: В. В. ФОМИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 3, Март 2008, C. 169-171
Номер публикации: №1607856193 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


С. Н. АЗБЕЛЕВ. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли. СПб. Издательство "Дмитрий Буланин". 2007. 296 с.

 

Работа доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН С. Н. Азбелева посвящена выяснению исторической основы в памятниках устной истории Новгородской земли. Актуальность данной темы состоит в том, что к исследованию ранней русской истории, наряду с письменными источниками, все шире привлекаются малоизвестные памятники истории и культуры. Это позволяет не только дополнить и скорректировать исторические построения, но и избавить науку от возведенных в ранг исторических фактов ошибок и заблуждений, столетиями тормозивших ее развитие, заставляя ее двигаться по ложному пути.

 

Так, например, некоторые отечественные и зарубежные историографы давно выдвигают гипотезу, согласно которой братья Рюрика Синеус и Трувор на самом деле не существовали, и что это - плод ошибки летописца, неправильно по-

 
стр. 169

 

нявшего при включении в состав Повести временных лет иноязычный текст, рассказывающий о призвании варягов на Русь. При этом летописец, якобы, плохо знавший шведский язык, принял традиционное окружение конунга за имена: sine hus ("свой род") - Синеус и thru varing ("верная дружина") - Трувор. Подлинность существования Синеуса и Трувора отрицают также сторонники норманской теории, заявляя, что таких имен шведская (и шире - скандинавская) история не знает. Этот, явно тенденциозный вывод, вошедший даже в школьные учебники, и формирующий неверное представление не только о нашем прошлом, но и о природе нашей древнейшей летописи - ПВЛ, лучше всего опровергает именно устная история. По мнению Азбелева, высказанному в 1994 г., толкованию имен братьев Рюрика как "sine hus" и "thru varing" противостоит русский фольклор о князьях Синеусе и Труворе1, а также такие письменные свидетельства, как Пискаревский летописец под 1586 г., который упоминает некоего "Русина Синеуса"2, тем самым фиксируя многовековую традицию, связанную с существованием имени Синеус.

 

Исследование Азбелева охватывает широкие временные рамки. Каждый раздел этого труда представляет собой целостное и законченное повествование, в котором представлены историография темы, включая зарубежную, характеристика источников, аргументы автора, сочетающего методические приемы с фольклористическими. Полученные таким образом результаты автор сравнивает с письменными памятниками. Особую ценность имеют три первые главы, обращенные к тем векам, которые скудно, а иногда и противоречиво отражены в письменных памятниках.

 

Автор начинает свое исследование с самого раннего из памятников новгородского летописания - Иоакимовской летописи, которую ввел в научный оборот В. Н. Татищев. В исторической науке постоянно поднимается вопрос о ее недостоверности. Скептики обвиняют в этом самого Татищева. Рассуждая в лучших традициях российского источниковедения, характерных для творчества С. М. Соловьева, П. А. Лавровского, А. А. Шахматова и др., выступавших против скептического отношения к Иоакимовской летописи (Шахматов, например, оценивал ее как важное звено древнейшего летописания) и обвинения Татищева в подлоге, исследователь приходит к выводу, что летопись зиждется на устных источниках и принадлежит первоначальному тексту первого епископа Новгорода Иоакима (ум. в 1030 г.). Эта летопись, дошедшая до Татищева в рукописи XVII в., которая не избежала, вероятно, какого-то внешнего влияния, не дает оснований усомниться в достоверности этого памятника.

 

Во второй главе Азбелев, сопоставляя фольклорные по происхождению свидетельства Иоакимовской летописи о князе Владимире с русскими былинами и памятниками германского эпоса, записанными в XIII в., заключает, что Владимир - это реальное историческое лицо, правившее предками новгородцев в первой половине V века. По его мнению, это соответствует времени владычества Аттилы, воевавшего против "конунга" Северной Руси Владимира, рядом с которым фигурирует его родственник "ярл" Илья, герой сражений с гуннами и готами. Сведения саги согласуются в основном с данными Иоакимовской летописи.

 

Рассуждая о выходе Рюрика из пределов Южной Балтики, где проживали славяне и славяноязычные народы, автор отмечает, что сегодня противники данной точки зрения все отвергают с порога (с. 77).

 

Азбелев анализирует две былины, связанные с именем Добрыни, дяди Владимира Святого, в которых запечатлена история Новгорода X века. В основе былины "Добрыня и Змей", как полагает автор, отразились эпизоды биографии Добрыни до принятия христианства. Рассказ о крещении новгородцев, зафиксированный Иоакимовской летописью, как победа "героя над змеем символизирует победу христианства над язычеством". К истории Новгорода относится и содержание былин "Князь Глеб Володьевич" и "Ставр Годинович", историческое ядро которых связано с деятельностью Владимира Мономаха (походы на Корсунь в 1077 и 1095 гг. и события 1118 г.). По мнению исследователя, "пафос первой былины - в стремлении новгородцев обезопасить свою торговлю за рубежом, пафос второй - в стремлении оградить себя от княжеского самоуправства". В центре внимания автора находятся также былины о Садко и Василии Буслаевиче, которые передают многие характерные черты социально-политического быта Новгорода эпохи его экономического и политического расцвета (XII-XV вв.), а представленные в них герои являются реальными историческими лицами.

 

Как известно, в летописях ничего не говорится об участии новгородцев в Куликовской битве, в связи с чем в историографии утвердилось мнение, что Новгород остался в стороне от событий 1380 года. Азбелев объясняет этот факт умолчания тем, что вскоре после 1380 г. наступило особенно резкое обострение отношений между Москвой и Новгородом, приведшее к войне 1386 года. Анализируя устное Сказание о помощи новгородцев Дмитрию Донскому, что нашло отражение в ряде поздних письменных памятников, Азбелев доказывает достоверность его ос-

 
стр. 170

 

новного содержания. Свою правоту он подтверждает записью в древнем синодике, содержащем поминание новгородцев, павших на Дону, а также возведением в 1381 г. в Новгороде в честь Куликовской битвы двух каменных храмов. Историческим прототипом одного из героев былины "Добрыня и Василий Казимирович" послужил новгородский посадник Василий Казимирович, имя которого встречается в летописях под 1471 - 1481 гг. и который являлся не врагом присоединения Новгорода к Москве, как это считают некоторые ученые, а сторонником соглашения с Иваном III, который участвовал в событиях, приведших к свержению золотоордынского ига.

 

Свои размышления автор завершает утверждением, что древнерусский исторический эпос, сбереженный на Новгородской земле, представляет собой "не только богатейшее культурное наследие, но и весьма важный материал для исторической науки" (с. 240). В этом он убежден, хотя не все авторские позиции достаточно обоснованы и могут быть полностью приняты. Так, например, Азбелев вслед за А. А. Шахматовым говорит о существовании Древнейшего свода 1039 г. (с. 8 - 10,32 - 33), реальность которого аргументировано отрицают многие летописеведы. Автор несколько увлекся, привязывая известия Тидрексаги к Восточной Европе, т.к. они, вероятнее всего, связаны с одной из балтийских Русий (как, впрочем, и известия Саксона Грамматика). В этом отношении показателен факт, на который обратил внимание А. С. Хомяков: предание о Теодорихе (Тидреке Бернском) сохранялось только в бывших "землях вендов приодерских... и это предание совершенно местное", неизвестное в остальных германских землях3. Автор не учел, к сожалению, последние работы, в которых научно обосновывается южнобалтийская версия происхождения варягов и варяжской Руси, а из освещения историографии по Иоакимовской летописи и Татищеву почему-то выпали критические замечания С. П. Пештича и Е. М. Добрушкина.

 

Книга Азбелева выполнена в хорошей академической манере, не столь часто встречающейся сейчас. Она содержит новаторские мысли и позволяет уяснить ряд важных фактов и обстоятельств не только истории и предыстории Новгорода и Новгородской земли, но и русской истории в целом.

 

 

Примечания

1. АЗБЕЛЕВ С. Н. К вопросу о происхождении Рюрика. Герменевтика древнерусской литературы. Ч. II. М. 1994, с. 363 - 364.

2. Полное собрание русских летописей. Т. 34. М. 1978, с. 39.

3. ХОМЯКОВ А. С. Работы по историософии; его же. Сочинения в двух томах. Т. I. М. 1994, с. 65.

Опубликовано 13 декабря 2020 года

Картинка к публикации:





Полная версия публикации №1607856193

© Portalus.ru

Главная ИСТОРИЯ РОССИИ С. Н. АЗБЕЛЕВ. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU