Главная → ИСТОРИЯ РОССИИ → СОВЕТСКАЯ КАРЬЕРА (И.Ф.Петров 1897 - 1994 г.)
Дата публикации: 26 ноября 2008
Автор(ы): С.И.ИНШАКОВ, старший научный сотрудник ЦАГИ, к.т.н., выпускник МФТИ 1978 г. →
Публикатор: maxim7
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ Советский период →
Источник: (c) http://portalus.ru →
Номер публикации: №1227718539
С.И.ИНШАКОВ, старший научный сотрудник ЦАГИ, к.т.н., выпускник МФТИ 1978 г. , (c)
МАТРОС
Иван Федорович Петров родился в деревне Щипцово ( 17 км от Ярославля) 24 сентября 1897 г. После окончания трех классов церковноприходской школы (1908 г.) работал в Ярославле в переплетной мастерской, затем рабочим на частном свинцово-белильном заводе, потом удалось устроиться в речное пароходство (1911 г.). Здесь Иван Федорович в навигацию плавал матросом от Рыбинска до Астрахани, зимой занимался ремонтом двигателей. Преподаватели ярославских технических училищ вели в пароходстве теоретические занятия, которые с интересом посещал молодой матрос. К моменту призыва в армию (1916 г.) он уже был слесарем-мотористом 6 разряда. Как матрос речного пароходства, Петров был направлен на Балтийский флот. В конце 1916 г. Иван Федорович оказался во Втором Балтийском Флотском Экипаже (БФЭ) в городе Ревель (был такой город в России до 1991 г., т.е. лет 300), где изучал материальную часть - списанную подводную лодку АГ-17. В начале февраля 1917 г. экипаж п/л вместе с командиром был направлен в Петроград для получения новой лодки. В казармах моряков бывали рабочие, рассказывали о стачках на заводах. Однажды все роты 2 БФЭ без командиров и построения вышли на площадь перед казармами. На площадь въехал автомобиль, там стоял человек в синем кителе с двумя рядами сияющих пуговиц. Его речь была короткой, обращение в конце потрясло всех: "Товарищи! Мы вышли против царя, нам необходимо довести дело до конца, иначе всех нас повесят!" ( та оппозиция прекрасно представляла свое будущее в случае поражения, а Руцкой с Хасбулатовым, похоже, и не собирались в 1993 г. доводить начатое дело до конца). Какой-то рабочий предложил освободить заключенных из близлежащей тюрьмы. Безоружные матросы разогнали охрану и освободили всех заключенных без разбора. Успех окрылил, пошли вместе с ротой солдат на Васильевский остров освобождать арестованных моряков. Но навстречу выехал броневик и открыл огонь. Рассеяв колонну, броневик уехал. Петров с товарищем собрал штук 6 брошенных солдатами винтовок и вернулся в казармы. Наутро из второго БФЭ бежали все офицеры и унтер-офицеры: многие из них крайне жестоко обращались с матросами и опасались заслуженной кары. Больше 20 рот БФЭ построились, выбрали командиров и под звуки оркестра пошли к Зимнему. Всюду ликовали массы народа. Однако с чердака "Астории" по колонне ударил пулемет. После минутного замешательства моряки взобрались на чердак и выволокли оттуда городовых, которых тут же прикончили. В подвале гостиницы был обнаружен громадный винный погреб - он был полностью разбит, ни одного пьяного не было среди восставшего народа. Первые недели без царя запомнились Ивану Федоровичу грандиозным количеством собраний, клубов, диспуты в которых длились чуть ли не круглосуточно. Однако не только политические агитаторы выступали тогда. В казармах 2 БФЭ морской летчик поручик Сергеев сагитировал в авиацию несколько человек, в том числе и Петрова.
АВИАМЕХАНИК
В марте эта группа отправилась на авиазаводы для ознакомления с техникой, а в сентябре - в Кронштадт, в Машинную школу Балтийского моря для обучения на авиамехаников. 24 октября в Кронштадт пришел приказ Петроградского ВРК: "Революционным силам Кронштадта выступить на защиту Всероссийского съезда Советов" (а приходили такие приказы в воинские части в 1993 г.?). На минном заградителе "Амур" утром 25 октября отряд моряков машинной школы прибыл в Петроград. Иван Федорович попал в группу, идущую к Зимнему Дворцу. На дворцовой площади среди поленниц дров - пулеметные гнезда (их подавили огнем в самом начале атаки). Наибольшее сопротивление оказал женский батальон. Петров разоружал юнкеров и охранял арестованных министров Временного правительства при их перевозке в Петропавловку: лежал на крыле автомобиля с винтовкой. Затем с 27 октября в составе 1 красногвардейского отряда под командованием Павла Дыбенко участвовал в боях с казаками под Пулковым, Гатчиной, Александровским. В массе своей особого желания воевать за Керенского казаки не испытывали и часто их удавалось путем агитации убедить в переходе на сторону революции. Спустя месяц Петров возвращается в Кронштадт, 21 декабря заканчивает Машинную школу, получает диплом авиамеханика N 1640 и направляется под Петроград в Красное Село в школу воздушного боя.
КЛАССОВАЯ БОРЬБА В АВИАЦИИ
Весной 1918 г началась интервенция стран Антанты. Под Архангельском были высажены американские и английские войска, в состав которых входили и авиачасти. Белые при поддержке интервентов вели наступление в двух направлениях - вдоль Северной Двины и вдоль железной дороги на Вологду. Для борьбы с наступлением белых в Школе воздушного боя в мае формируется 1 истребительный авиаотряд, в который Петров записался добровольцем. Всего в отряде было 11 человек, из них трое летчиков (дворяне), матчасть - Ньюпор-17. В июне отряд был направлен на Северную Двину, однако командующий войсками красных А.И.Геккер стал требовать разделения отряда на две части, чтобы они действовали вдоль каждого направления наступления противника. Удалось убедить командующего в невозможности раздела 1 отряда, и в Школе стал формироваться 2 отряд. Летчик Берисневич был назначен командиром 2 отряда, а Петров - его комиссаром, (хотя в это время Иван Федорович еще не был членом РКПб). Командиру и комиссару было приказано провести всю организационную работу по приему 2 авиаотряда. На станции Сухона из скопившейся там техники было выбрано по 4 самолета для каждого отряда (2-Сопвича, 2-Ньюпора -21). Берисневич неожиданно заболел, и Петров проявил инициативу: предложил заболевшему командиру ехать в Вологду с самолетами для 1 отряда, а сам с самолетами 2 авиаотряда выехал к станции Плесецкой, где с помощью нетрудового населения был устроен аэродром. Вдруг пришел приказ "посадить под арест комиссара 2 истребительного авиаотряда Петрова И.Ф. до прибытия инспектора морской авиации Можаева А.Н.", и три дня Иван Федорович провел в камере вместе с уголовниками. Прибывший Можаев признал все действия Петрова правильными, (приказ командующего по подготовке аэродрома для 2 отряда был перевыполнен) и Ивана Федоровича выпустили. В беседе с Петровым Можаев пожелал бывшему матросу впредь быть осмотрительнее: при отсутствии документального оформления все инициативные действия Петрова могли квалифицироваться как самовольство и невыполнение приказа командования, за что Петров в военное время вполне мог быть расстрелян. Похоже, что Берисневич при встрече в Вологде с командующим изложил дело именно так, чтобы избавиться от своего комиссара. В это время в Плесецкую прибыл командир 2 авиаотряда, которому по акту (учтя случай с Берисневичем), было передано все хозяйство, и Иван Федорович отбыл в 1 авиаотряд на должность старшего механика. Через несколько недель в район Котласа, где базировался 1 авиаотряд, прибыло пополнение, в том числе двухместные гидросамолеты М-9 и М-20 с двойным управлением. В этом пополнении оказался летчик Мельников (единственный летчик пролетарского происхождения), который стал брать Петрова на боевые задания и учить управлению самолетом. К весне 1919 г. все летчики-дворяне перелетели к белым, и перед красным командованием встала задача о подготовке летного состава. Летом 1919 г. решением общего собрания 1 авиаотряда И.Ф.Петров был направлен на учебу в Школу морской авиации в Петрограде.
ПРОЛЕТАРСКИЙ ПИЛОТ
Школа морских летчиков на Гутуевском острове была сформирована по линии III интернационала, и курсантами в ней были большей частью иностранцы. Так в 1 группе Петрова, кроме него, русских вообще не было. В августе началось наступление Юденича на Петроград, и так как учебные самолеты были без вооружения, то Иван Федорович вступил добровольцем во 2 экспедиционный батальон под командованием Сварика. Батальон был направлен под Красную Горку, где курсант-авиатор в качестве первого номера расчета "Максима" участвовал в непрерывном трехдневном бою против батальона светлейшего князя Ливена (обладавшего значительным превосходством в вооружении). Тем не менее Светлейший с остатками батальона был отброшен к Нарве (тогда там впервые возникла граница России и Эстонии), и зимой Петров продолжил свое летное обучение в Самаре, куда была эвакуирована из Петрограда Школа морской авиации. Летом 1920 г. после сдачи зачетного полета (взлет, набор высоты 1,5-2 км, пятнадцатиминутная программа полета, планирование и посадка на точность), Петров был направлен на Южный фронт морским летчиком. Там в составе 2 гидроотряда Иван Федорович на машинах М-9 и М-20 выполнял задачи по разведке и бомбардировке врангелевских военных кораблей, обстреливавших занятые красными приморские города (Николаев, Очаков, Одессу). После освобождения Крыма, в ноябре 1920 г в должности морского летчика и помощника комиссара Севастопольского гидроотряда особого назначения, И.Ф.Петров был направлен в Севастополь.
ИНСТРУКТОР ЛЕВАНЕВСКОГО
В гидроотряде довелось много летать на самолетах Савойя-16 бис и Дорнье-Валь. Затем Петрова перевели в Севастопольскую школу морских летчиков инструктором в группу первоначального обучения. Весной 1923 г. на маневрах ВМФ во время аварии гидросамолета Иван Федорович сильно обгорел. За четкие действия по спасению экипажа начальник Красного Воздушного Флота объявил благодарность Петрову и наградил его денежной премией (60 р.). По положению все инструкторы Школы морских летчиков должны были закончить школу высшего пилотажа. Поэтому в середине 1923 г. Иван Федорович проходит обучение в Качинской авиашколе на самолетах Авро, затем - в московской школе высшего пилотажа на истребителях Савойя, Спад, Валила. По окончании этой школы в октябре 1923 г. Петрову присваивается звание инструктора 1 класса, а в ноябре он становится старшим инструктором Севастопольской школы. Работа в школе была напряженной: по 8 часов полетов в день. Интересная деталь: Сигизмунд Леваневский жил в одном доме с Петровым и работал завхозом в летной школе. Однажды настоятельные просьбы Леваневского увенчались успехом: Петров стал брать его в полеты и, увидев его незаурядные способности, добился зачисления будущего Героя Советского Союза в летную школу (добиваться пришлось через Москву), где и доучил его по полной программе. Неожиданные трудности в инструкторской работе начались с прибытием в школу студентов 2-3 курсов Ленинградского морского инженерного училища. На занятиях студенты стали задавать вопросы типа: что такое подъемная сила, откуда она берется и т. д. Никто из инструкторов, прошедших революцию и гражданскую войну и обладавших громадным практическим опытом, на такие вопросы ответить не мог. В течение 2-х лет все инструкторы-практики уволились. Иван Федорович тоже подал рапорт об увольнении, однако начальник школы (к счастью) его не принял. Выход был один - поступить в Военно-воздушную Академию им. Н.Е.Жуковского. Заниматься пришлось очень много: ведь из общеобразовательных учебных заведений Петров окончил лишь церковноприходскую школу. За 11 месяцев упорного труда был пройден курс средней школы и в 1925 г., сдав вступительные экзамены (их было 9), Петров поступает в Академию (конкурс - около 10 человек на место).
СЛУШАТЕЛЬ АКАДЕМИИ
Началась учеба в Москве. Бытовые условия были очень тяжелые, так как у Ивана Федоровича уже была семья с маленьким ребенком. Постигая новое, Петров не хотел терять уже приобретенной летной квалификации, поэтому еще на 1 курсе он по собственной инициативе прошел медкомиссию, проверку навыков пилотирования и был включен в летную бригаду академии. В этой бригаде он выполнял отдельные задания и проводил тренировки со слушателями академии. На III курсе Петров с рядом однокурсников перешел в первый отряд НИИ ВВС РККА, где стал работать с выдающимися инженерами-летчиками того времени: А.А.Кравцовым, Е.К.Стоманом, С.М.Машкевичем и другими. НИИ ВВС проводил государственные испытания серийных образцов самолетов, строящихся на авиазаводах (до 1925 г. это лицензионные машины, затем пошли конструкции Н.Н.Поликарпова, Д.П.Григоровича, А.Н.Туполева). На последнем курсе Иван Федорович провел в НИИ ВВС свою первую научную работу, посвященную штопору самолета. Изучение проводилось на биплане Р-З, запись показаний приборов осуществлялась с помощью киноаппарата. Результаты вошли в диплом, кандидатскую диссертацию и в книгу "Штопор самолета", написанную совместно с А.И.Филиным (вышла в 1934 г). Вторая часть диплома - проект гидросамолета (морского разведчика), выполненный под руководством профессора С.Г.Козлова. Из 42-х выпускников академии 1929 г. 7 человек, в том числе и Петров, получили диплом с отличием. Каждого из отличников наградили мотоциклом, секундомером и готовальней (для авиаинженера того времени последние два инструмента имели ценность едва ли не большую, чем мотоцикл). Специальной летной комиссией под председательством М.М.Громова Ивану Федоровичу была присвоена квалификация летчика-испытателя 1 класса (что давало право летать на всех типах самолетов в любую погоду и в любое время суток).
Опубликовано на Порталусе 26 ноября 2008 года

Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Жизнь совка →
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK