Рейтинг
Порталус

Дагестанская культура в новых реалиях.

Дата публикации: 13 марта 2012
Публикатор: serii marshal
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1331630282


Дагестанская культура в новых реалиях.

Дагестан является одним из самых многочисленных, уникальных по этническому составу и культурным традициям регионов России. Своеобразие геополитического положения Дагестана, находящегося между Европой и Азией на стыке цивилизаций, наложило отпечаток на всю его историю, ментальность и культуру более 30 проживающих здесь коренных народов, говорящих на 30 языках и 70 диалектах. Пожалуй, трудно найти в России регион, подобный Дагестану, где в таком разнообразии и богатстве была бы представлена народная культура – фольклор, хореография, этнография, художественные ремесла.
В условиях Дагестана проблема сохранения и развития культуры решается гораздо сложнее в виду многонационального этнического состава региона. В создании материальной культуры горцев, включающей не только бытовую утварь, одежду, ковры, но также орудия труда, каменные и деревянные детали архитектурного декора, намогильные стелы, были задействованы все виды художественных ремесел - ткачество, вышивка, золотое шитье, узорное вязание, выделка кожи и войлока, гончарное, бронзолитейное и медночеканное дело, оружейное и ювелирное производство, резьба по дереву и камню и многое другое.
Выражающие художественную и духовную культуру наших народов изделия народных промыслов появились в Дагестане в древней¬шие времена. Ковроткачество, судя по сооб¬щениям Геродота о натуральных красителях, было развито на Восточном Кавказе еще в V веке до н.э., история балкарской керамики насчитывает более двух тысяч лет, кольчуги мастеров Зерихгерана, или Кубачей получи¬ли известность еще в VI веке, истоки унцукульского промысла насечки металлом по дереву уходят в XVII-XVIII века, более 160 лет назад в Гоцатле зародилось искусство об¬работки металла, никто не может сказать, с какого времени прославился своим медно-чеканным производством аул Ичичалн, шап¬ками - Акута, лудильщиками - лакские аулы.
Но в основе тяги горцев к народным промыслам всегда была экономи¬ческая целесообразность, желание людей иметь работу и значит - хлеб насущный. Об экономической эффективности развития на¬родных промыслов можно судить хотя бы по тому, что во второй половине XIX века чис¬ло ковровщиц в дагестанских аулах достига¬ло 20 тысяч. Изделия даге¬станских кустарей пользовались популярнос¬тью не только на Востоке, но и в Германии, Франции, Англии, Америке. Да¬гестанские народные промыслы обеспечивали десятки тысяч рабочих мест.
Проблемы состояния и перспектив развития культуры нашей республики является актуальным и целесообразным, поскольку нынешнее геополитическое положение Дагестана как южного форпоста России, оспособного оказать заметное влияние на ситуацию как в республике, так и в регионе в целом.
На сегодняшний день в Дагестане насчитывается 1065 клубов. При клубах функционируют 4115 любительских клубных формирований, разножанровых коллективов художественной самодеятельности, в т.ч. около 3 тыс. детских. В республике работает более 100 фольклорных коллективов, представляющих культуру всех народов республики. Их искусство по сей день вызывает живой интерес зрителя на всероссийских, международных фестивалях и праздниках.
Благодаря государственной поддержке в 70-е годы прошлого века шел интенсивный рост фольклорных хореографических и вокально-хореографических коллективов, которые сохранены и действуют до настоящего времени.
Судьба историко-культурного наследия Дагестана (а это более 7500 уникальных памятников истории и культуры, из которых взято под охрану государства 5965 памятников, в т.ч. 13% федерального значения) вызывает особую тревогу. Ввиду отсутствия средств на консервацию и реставрацию не обеспечивается их сохранность.
Сохранившиеся на сегодняшний день на территории республики памятники культуры в большинстве своем представляют собой ценные объекты, необходимость сохранения которых предусмотрена российским и республиканскими законодательствами.
Социально-экономические и политические преобразования 90-х годов прошедшего столетия, сопряженные с устойчивым дефицитом государственного бюджета, кризисом финансовой системы предопределили значительное число проблем отрасли , требующих серьезного внимания и решения.
Ситуация и сегодня такова, что практически все без исключения клубные учреждения испытывают проблемы материально-технического характера: все клубы нуждаются в музыкальных инструментах, звукоусилительной аппаратуре, сценических костюмах, в зрительских креслах, даже если таковые имеются, то все они давно подлежат к списанию. Имеющаяся техника, имущество клубов изнашивается, а оснащение их современным оборудованием по-настоящему, комплексно не решалось. Бюджетные средства выделяются только на зарплату, а на приобретение и ремонт средства с каждым годом сокращаются.
Весьма актуальна и проблема материальной базы музеев, поскольку имеющиеся здания не располагают достаточными площадями и условиями сохранения богатейших фондов, реально в экспозициях представлено только 20% из 300 тыс.ед. хранения. Чрезвычайно важным представляется обеспечение должного уровня безопасности в республиканских музеях, а также модернизация системы учета музейных ценностей. Низкий уровень технического обеспечения сохранности музейных ценностей вдет к ускоренному старению, физическим и биологическим повреждениям и утратам.
Библиотеки Дагестана, пожалуй, самого проблемного региона Юга России, способствуют снятию этнической, геополитической и религиозной напряженности, проводя мероприятия, направленные на распространение идей толерантности, взаимопонимания, гуманизма. С работой по патриотическому воспитанию тесно переплетается краеведческая деятельность библиотек.
Библиотечное обслуживание населения Республики Дагестан осуществляют 4 республиканских библиотеки и 1116 библиотек муниципальных образований, из которых 1053 библиотеки расположено в сельской местности.
К сожалению, библиотеки не только в сельской местности, но и в городах республики пока не располагают современными информационными комплексами, основанными на использовании новых компьютерных технологий для обеспечения доступа граждан РД к мировым и отечественным информационным ресурсам. Основной ресурсный потенциал представлен фондом документов на традиционных носителях, каковыми являются книги и периодика.
Вместе с тем нельзя не признать, что сельские учреждения культуры сегодня не могут и не должны функционировать в том виде, в каком они работали еще десять лет назад. В настоящее время ускоренного развития информационно-технических систем и коммуникаций, когда повсеместно распространяется местное телевидение, а видеосистемы и компьютер становятся привычными атрибутами быта, клуб и библиотека нуждаются в реформировании своей деятельности, а для этого обязательно – в создании достойной материальной базы.
Действие ФЗ №131 предполагает полную организационную и финансовую самостоятельность поселений муниципального образования, а это будет означать, что поселение сможет содержать учреждения культуры только на средства из собственных доходов. В условиях сокращения бюджетного финансирования, начиная с 2007 г., и с учетом такого фактора как наличие слабой налоговой базы, сохранение самих учреждений на селе ставится под сомнение. Уже сейчас в ходе осуществленной проверки выявлена острая нехватка средств в мало и средне населенных муниципальных образованиях.
К сожалению, культура, в т.ч. традиционная культура и народное творчество во все времена финансировались по остаточному принципу. Существовавшие ранее проблемы с материально-технической базой клубных учреждений особенно усугубились после принятия Закона №131-ФЗ.
Так, с момента вступления в силу Закона №131-ФЗ число клубных учреждений сократилось почти на 2 % (20 ед.). В Гунибском -4 клуба, Кайтагском районе – 5 , в Курахском районе – 5 и др. Количество клубных учреждений, требующих капитального ремонта, увеличилось на 27,5 % (114 ед.).
Имеющиеся уже сегодня факты закрытия учреждений культуры и сокращения штатных единиц, из-за нехватки средств и нерационального их распределения органами местного самоуправления свидетельствуют о том, что этот процесс приобретает характер устойчивой тенденции и может привести к необратимым результатам и утрате единого культурного пространства республики.
Тем самым создаются условия для разрушения сложившейся инфраструктуры в сфере культуры, обозначив нарушение не только основ законодательства о культуре, но и конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям и организацию досуга.
Вышеуказанный закон предполагает полную организационную и финансовую самостоятельность поселений муниципального образования. А это будет означать, что поселение сможет содержать учреждения культуры только на средства из собственных доходов.
Возможность участия сельских коллективов в республиканских фестивалях и конкурсах, при отсутствии в бюджете муниципального образования средств на эти цели ставится под сомнение.
После вступления в силу Закона стало очевидным, что муниципальные образования оказались недостаточно подготовленными к работе в новых условиях. Практически нигде не были проведены инвентаризация, оптимизация сети учреждений культуры.
В клубных учреждениях катастрофически не хватает музыкальных инструментов. Так, в 30 клубах Кизлярского района насчитывается всего 9 муз. инструментов, Новолакского района в 2005г.- было всего 2 муз. инструмента, а в 2006 г. – 4. В С.Стальском районе на 39 клубов насчитывается всего 6 муз. инструментов, в Дербентском районе на 36 клубов – 24 муз. инструмента, и т.д. Таких примеров немало.
В связи с сокращением финансирования в текущем году в клубных учреждениях большинства районов сократилось на 21,3% (4.408 мероприятий) количество проведенных мероприятий, в т.ч. для детей.
В целях подготовки учреждений культуры республики к работе в новых условиях по реализации Закона №131-ФЗ, нами были подготовлены и направлены на места Методические рекомендации по реализации вопросов местного значения в сфере культуры в связи с реформой местного самоуправления.
Специалистами Министерства культуры и туризма РД, подведомственных ему учреждений были осуществлены комплексные выезды практически во районы и города республики для разъяснения Положений Закона №131-ФЗ, для оказания практической и методической помощи. В ходе командировок изучалось состояние сети учреждений культуры, меры, принятые муниципальными образованиями по реализации Закона, состояние органов управления культуры, их реорганизация, преобразование, оценивалась целесообразность новых структур сети учреждений культуры.
К сожалению, из-за неправильной трактовки главами сельских поселений положений федерального и республиканского законодательства, недостаточного понимания ими необходимости передачи полномочий в области культуры на уровень муниципального района и недофинансирования отрасли «Культура» в республике сложилась критическая ситуация, вследствие которой мы можем потерять самобытную этнокультуру, наши базовые фольклорные коллективы.
Реалии сегодняшнего дня требуют повышенного внимания к проблемам в сфере культуры, как со стороны глав муниципальных образований, так и государства. Нужно защитить нормативно-правовыми актами все то, что удалось сохранить – уникальные фольклорные коллективы, кадры, наработанный опыт. Говоря о кадрах, необходимо отметить, что недостаток квалифицированных кадров на практике компенсируется опытом и энтузиазмом культработников, работающих зачастую в неприспособленных, неоснащенных клубах.
Сегодня на культработниках, артистах-любителях, участниках народных коллективов лежит огромная ответственность перед будущими поколениями. Их защита и поддержка – залог самосохранения традиционной культуры, защита ее от чуждых влияний, привнесенных извне. Именно они призваны сохранить истинную культуру сегодняшнего дня, в которой заложены и опыт предков, и будущее ее развитие.
Все эти вопросы встали перед органами государственного управления уже в качестве глобальных социальных задач, требующих комплексных решений. Закон о местном самоуправлении практически лишил республиканские властные структуры действенных рычагов в реализации культурной политики на местах и поставил деятельность учреждений культуры в полную зависимость от решения руководителей муниципальных администраций. Думаю не ошибусь если скажу: лицо любого района, города – в уровне развития и преемственности культуры и вековых народных традиций.

М. Магомедрасулов
Заместитель министра культуры и туризма.

Опубликовано на Порталусе 13 марта 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама