Рейтинг
Порталус

Были ли на Руси дедичи?

Дата публикации: 27 октября 2016
Автор(ы): И. В. Созин
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 3, Март 1968, C. 186-191
Номер публикации: №1477523479


И. В. Созин, (c)

Были ли на Руси дедичи?

 

"Kwartatnik Historyczny". Warszawa. 1967, N 1, str. 3 - 17.

 

В источниках по раннесредневековой истории Хорватии, Чехии и Польши часто встречается упоминание о такой категории сельского населения, как дедичи, обладавшие наследственным правом на землю. Вопрос о наличии их на Руси ни в зарубежной, ни в советской литературе пока не ставился. Польские ученые Данута и Анджей Поппе сделали попытку доказать существование дедичей и на Руси. С этой целью они предлагают новое прочтение и толкование известной специалистам грамоты Смоленского князя Ростислава от 1136 г., сохранившейся в копии второй четверти XVI века. В грамоте перечисляются десятины в пользу епископа и собора богородицы в Смоленске. Упоминавшийся при этом термин "дедичи" до сих пор трактовался как название местного населенного пункта. Авторы обращают внимание на то, что в 33 случаях названия местностей в грамоте даны в предложном падеже, и лишь 2 случая ("дедичи" и "беници") являются исключением. Если считать последние собственными именами населенных пунктов, то они должны были составлять общую территориальную единицу с селением Путтино, ибо в грамоте все три пункта выступают как одна податная единица. Однако попытки локализовать эти пункты приводили к тому, что Путтино и Дедичи оказывались на расстоянии примерно 300 км друг от друга и, следовательно, вряд ли могли быть частями одного административно- хозяйственного комплекса. Что касается термина "беници", то самое прочтение его спорно, а, кроме того, его локализация рядом с Путтино сомнительна, ибо это противоречит летописным известиям об этническом составе населения района. Другим аргументом против прочтения обоих терминов как названий населенных пунктов является то, что в грамоте 1136 г. нигде не суммируется десятина с нескольких пунктов, даже если размеры ее не превышают 1 гривны.

 

Отвергнув на этом основании существующее ныне толкование, авторы предлагают новое: на Руси тоже имелись дедичи. Что касается слова "беници", то его можно прочитать как испорченное "бъртници". Тогда Путтино выступит как место поселения различных категорий сельского населения, облагаемого князем. Взимавшиеся им денежные платежи составляли 32,5 гривны; десятина же от них определена в 2 гривны 13 ногат (10% от 26 гривен и 10 ногат). Разница в 6 гривен объясняется тем, что жившие там дедичи платили князю, как явствует из документа, дань и еще виру в 15 гривен (вместе). Поскольку в начале грамоты князь оговорил, что он дал епископу десятину от всех податей, "кроме виры", последняя была вычтена из общей суммы доходов. Дедичи платили, следовательно, 9 гривен дани и 6 гривен виры.

 

Упоминание грамоты 1136 г. о вире пополняет наши знания о таком институте "Русской правды", как вервь. Дедичи Путтина были объединены в вервь и коллективно платили виру. Вервь выступала здесь как территориальный институт круговой поруки. Дань тоже вносила вервь, а раскладка ее на отдельных дедичей являлась внутренним ее делом, как и с вирой. Однако авторы предостерегают от того, чтобы считать вервь смоленских дедичей моделью древнерусской верви вообще. Добавим, что имеющиеся в источниках упоминания о дедичах у славянских народов иллюстрируют главным образом последние этапы истории этой категории населения. Выявление наличия дедичей в Путтине и их принадлежности к верви открывает путь для более широкого сравнительно-исторического изучения раннефеодальных общественных институтов у славян.

Опубликовано на Порталусе 27 октября 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама