Рейтинг
Порталус

М. Е. БУДАРИН. ПУТЬ МАЛЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА К КОММУНИЗМУ

Дата публикации: 03 декабря 2016
Автор(ы): А. И. НОВГОРОДОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 6, Июнь 1970, C. 134-136
Номер публикации: №1480757124


А. И. НОВГОРОДОВ, (c)

М. Е. БУДАРИН. Путь малых народов Крайнего Севера к коммунизму. (КПСС - организатор социалистических преобразований в национальных районах Севера Западной Сибири). Омск. 1968. 474 стр. Тираж 1000. Цена 1 руб. 49 коп.

 

На огромных территориях тайги и тундры, в зоне вечной мерзлоты, у побережья Северного Ледовитого океана, проживают с давних пор более 25 малых народностей Советского Крайнего Севера: эвены, эвенки, ненцы, манси, юкагиры, чукчи, ханты, селькупы и др. Под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции при помощи победившего пролетариата России они за короткий исторический период перешли от патриархально-общинных отношений к социализму. Малые народы Крайнею Севера, в прошлом отсталые, в жизни которых царила "полудикость и самая настоящая дикость"1 , ныне вносят существенный вклад в общее дело построения коммунизма.

 

Имеется довольно обширная литература о народах Крайнего Севера, в том числе по проблемам социалистической революций и гражданской войны в зонах Заполярья Сибири, осуществления ленинской национальной политики в процессе социалистического преобразования Крайнего Севера2 . И все же многие стороны жизни малых народов Севера, строительства социализма и коммунизма в этих далеких, заполярных районах Сибири еще недостаточно изучены. В какой-то мере пробел пытается восполнить сибирский историк М. Е. Бударин в рецензируемой книге. На большом фактическом материале он прослеживает процесс общественного развития хантов, манси, ненцев, селькупов и других малых народностей за период нескольких столетий, излагает историю освоения Севера Западной Сибири, раскрывает значение присоединения этих районов к Русскому государству. Великий русский народ оказал прогрессивное влияние на все стороны жизни малых народов Севера, такой вывод справедливо делает автор. Он показывает благотворное влияние демократической культуры великой русской нации на рост культуры этих народностей. Специальный раздел книги посвящен народному движению под руководством Ваули Пиеттомина против русского царизма, шаманов и местных князей. Следует отметить, что М. Е. Бударин, посвятивший изучению истории Севера Западной Сибири 20 лет жизни, сумел обстоятельно раскрыть особенности экономического и культурного развития этой многонациональной окраины царской России.

 

В центре внимания автора исследование роли Великой Октябрьской социалистической революции в возрождении и развитии малых народов. "С горячим сочувствием, - пишет автор, - встретили малые народности Крайнего Севера Октябрьскую социалистическую революцию. Русские большевики принесли в самые отдаленные селения Крайнего Севера вести о Ленине, партии большевиков" (стр. 114).

 

 

1 В. И. Ленин. ПСС. Т. 43, стр. 228.

 

2 В. Н. Увачан. Народы Енисейского Севера в годы гражданской войны. "Енисей". 1953, N 12; С. В. Славин. К вопросу о методах и формах управления процессом социалистического освоения Севера СССР. "Проблемы Севера". Вып. 1. М. 1958; В. А. Зиберов. О некоторых вопросах перехода малых народностей Севера к социализму. Томск. 1964; Г. А. Мазуренко. Партийные организации Ханты-Мансийского и Ямало- Ненецкого округов в борьбе за социалистические преобразования в 50-х годах. Тюмень. 1969; П. Устюгов. К перевыборам туземных Советов Крайнего Севера. М. 1931.

 
стр. 134

 

В книге приводятся многочисленные документы, свидетельствующие об огромной работе местных Советов Крайнего Севера Сибири по снабжению населения продуктами и борьбе с болезнями. Автор рассказывает об отправке на Север, по указанию В. И. Ленина, 600 тыс. пудов хлеба голодающим.

 

Широко освещаются вопросы национального строительства, приведшего к подлинному самоопределению местных народов путем создания самостоятельных национальных округов и районов. Эта форма советского государственного устройства учитывает географические, этнические, экономические, культурные особенности в развитии народностей Крайнего Севера. В ней конкретно воплощается научное предвидение В. И. Ленина о том, что "всем трудящимся массам среди наиболее отдаленных народов близка идея Советов, что эти организации, Советы, должны быть приспособлены к условиям докапиталистического общественного строя..."3 .

 

Автор раскрывает руководящую роль Коммунистической партии и Советского правительства в подъеме хозяйства и культуры малых народов Севера. Он разоблачает идеологов буржуазии, считавших эти народы неисторическими, обреченными на угасание и вымирание. После Великого Октября на основе хозяйственных и культурных достижений начался быстрый рост местного населения. Статистика показывает, что уже в 1924 г. коэффициент естественного прироста населения районов Крайнего Севера приблизился к коэффициенту, общему для всей страны. В национальных районах Крайнего Севера ликвидирована неграмотность, выросли кадры местного рабочего класса, появилась своя национальная интеллигенция (врачи, педагоги, агрономы, зоотехники, артисты, писатели и др.).

 

Ханты, манси, ненцы, селькупы шли к своему социальному и национальному освобождению рядом с великим русским народом. Русский язык стал для них вторым родным языком, средством межнационального общения и приобщения к мировой культуре. В острой классовой борьбе в годы гражданской войны и в период социалистического строительства сложилась нерушимая дружба русского народа и малых народов Севера.

 

Впервые в советской исторической литературе М. Е. Бударин обстоятельно рассматривает роль и значение малых народов в годы Великой Отечественной войны. Лучшие их сыны и дочери мужественно сражались на фронтах в борьбе за Советскую Отчизну, против фашистской Германии. В тылу страны вместе со всеми народами нашей Родины малые народы Севера своим героическим трудом ковали победу над врагом.

 

Достоинством работы М. Е. Бударина является обстоятельный анализ имеющейся по проблеме литературы. Авторский текст хорошо дополняется интересными иллюстрациями из жизни малых народов Севера Западной Сибири. Они также отражают огромные сдвиги, происшедшие здесь за годы Советской власти.

 

Следует отметить некоторые, на наш взгляд, существенные недостатки работы М. Е. Бударина. К сожалению, при рассмотрении вопросов национального строительства М. Е. Бударин слабо связывает их теоретически с марксистско-ленинским учением о переходе отсталых народов к социализму. Хотя автор специально этой задачи не ставил, все же анализ претворения в жизнь марксистско-ленинского учения о некапиталистическом развитии отсталых народов позволял подробнее осветить и теоретическую сторону вопроса.

 

М. Е. Бударин пишет: "У народов Крайнего Севера развитие имущественного неравенства, сопровождавшееся развитием товарного обмена, не привело к разделению общества на антагонистические классы. Отсюда и эксплуатация внутри общества не имела столь ярко выраженных форм угнетения, как это было у народов Центральной России. Отсутствие резко выраженных антагонистических классов облегчало преобразование хозяйства при активной поддержке основных масс трудящихся" (стр. 135). Эта формулировка, на наш взгляд, неточна. Было бы, видимо, точнее говорить не об отсутствии дифференциации общества у народов Крайнего Севера, а о ее незавершенности ввиду особенностей процесса разложения родовых отношений и возникновения классов эксплуататоров и эксплуатируемых. Точка зрения автора, что не было "резко выраженных антагонистических классов" и "ярко выраженных форм угнетения", опровергается всем последующим содержанием книги. М. Е. Бударин отмечает, что в районах Крайнего Севера происходила ожесточенная

 

 

3 В. И. Ленин. ПСС. Т. 41, стр. 246.

 
стр. 135

 

классовая борьба (стр. 140), которая развертывалась в течение длительного времени в трудных условиях между беднотой и батрачеством, с одной стороны, и кулаками и шаманами - с другой (стр. 175 - 176). Автор пишет, что кулачество "открыто вело свою контрреволюционную работу" (стр. 206), выступало против Советской власти (стр. 176, 207), хотело развалить колхозы (стр. 246, 249), совершало убийства советских работников, бедняков-активистов, учителей, избачей (стр. 192, 209, 253) и т. д. Такая острая классовая борьба не могла происходить, если бы в недрах старого общества не зародились антагонистические классы.

 

Автор, правильно обрисовав картину образования и развития национальных округов, не показал, какие же изменения произошли в социальном составе местного населения. Характеристика экономических достижений народов Севера, довольно ярко изложенная автором, не доведена до конца, отсутствуют обобщающие данные о развитии экономики. Для полноты освещения партизанского движения в годы гражданской войны нужно было бы конкретно показать действия партизанских от рядов Лопарева и Башмакова. Следовало бы дать именной и географический указатели.

Опубликовано на Порталусе 03 декабря 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама