Рейтинг
Порталус

© ЭВЕНЫ

Дата публикации: 12 декабря 2016
Автор(ы): В. А. ТУГОЛУКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Номер публикации: №1481495378


В. А. ТУГОЛУКОВ, (c)

Среди 26 малых народов Советского Севера есть два народа, носящих почти одно имя: эвенки (около 25 тыс. человек) и эвены (около 9 тыс. человек). У них много общего в языке, культуре, образе жизни и обычаях. Они расселены почти по всей Восточной Сибири. Эвены проживают в северных и северо-восточных районах Якутской АССР, в Магаданской области, Охотском районе Хабаровского края и на Камчатке. Примерно половина всех эвенов сосредоточена в Якутии.

До Октябрьской революции эвенов называли тунгусами и ламутами. Последнее название распространялось не на все группы эвенов. Русские старожилы в Якутии называли ламутами охотников-оленеводов из горных районов в верховьях Яны и Индигирки, а оленеводов полярной тундры именовали тунгусами, что немало удивляло, путешественников, не видевших разницы между теми и другими. Вызывало недоумение и то, что название "ламут" скорее подходило последним ввиду их большей территориальной близости к морю. Слово "ламут" образовано от эвенкийского "ламу" - "море". Но нужно принять во внимание существование разных миграционных волн тунгусов из Центральной Якутии. Тунгусы, вышедшие к Охотскому побережью, нашли там реки, богатые кетой, и связали свою жизнь с морем, проводя зиму в горах, а лето - на морском берегу. Западные соседи этих тунгусов, откочевав в XVII в. от моря, называли их ламутами (эвенк, "ламункан"). "Любой эвен, даже из среднего течения реки Яны, - пишет якутский этнограф С. И. Николаев, - до сих пор продолжает называть себя ламутом ("помором"), так как он и теперь считает себя жителем не только Яны, но и Охотского побережья"1 . Неопределенность употребления этнонима "ламуты" объясняется еще и тем, что охотские тунгусы, живя у моря, сами себя ламутами не называли: в этом не было никакой необходимости. Так, нынешние эвены Магаданской области либо вовсе не знают такого наименования, либо считают, что оно относится к эвенам, живущим на реке Анадырь в пределах Чукотского национального округа. Об анадырских эвенах


1 С. И. Николаев. Эвены и эвенки Юго-Восточной Якутии. Якутск. 1964, стр. 30.

стр. 214


известно, что они выходцы с Охотского побережья.

"Тунгусов именем ламутки" впервые обнаружил в 1638 г. в верховьях Яны русский служилый человек Постник Иванов, и с тех нор "ламутками", "ламутами" называют тунгусов обширного горно-таежного района между Яной и Охотским побережьем. Важно подчеркнуть, что сам этот этноним в ранний период знакомства русских с тунгусами употреблялся преимущественно по отношению к материковым, а не к приморским тунгусам и лишь в начале XVIII в. был закреплен и за тунгусами Охотского побережья.

Чтобы понять, чем эвены отличаются от эвенков2 , нужно знать некоторые особенности их этнического формирования. В XVII в., когда русские пришли на Охотское побережье, они нашли здесь довольно многочисленную (по сибирским масштабам) группу "пеших тунгусов" - оседлых рыболовов и собаководов, живших в устьях крупных рек, богатых рыбой. Эта группа насчитывала около 3 тыс. человек и состояла почти из трех десятков больших и малых родов. В них входили как "пешие", так и "оленные" тунгусы. Они "в один оклад" платили ясак и вместе выражали недовольство служилыми людьми, когда те притесняли их поборами. Численность "пеших" и "оленных" тунгусов составляла около 7 тыс. человек.

В 1649 г. служилый человек Андрей Горелый так рассказывал о жителях реки Охоты: "А у тех ламутских мужиков по той реке юрты сидячие, как есть большие русские посады. А запасы у них все рыбные - сушеная юкола в рыбных же мешках и рыбья икра. А того де запасу у них запасают много, что русские хлебные анбары з запасы... А бой у них лучной, стрелы, копейца костяные". "Оленные тунгусы", по словам Горелого, прикочевывали к морю "аргишами на оленях", и "дороги у них учинены большие, пробойные". "А бьютца на оленях сидя, что на конях гоняют"3 .

В течение XVII-XIX вв. "пешие тунгусы" постепенно исчезли: часть их смешалась с русскими и коряками, образовав местное метисное население (так называемых камчадалов4 ), другая - вымерла от болезней. В 1737 г. при Охотском остроге числилось всего 7 родов "оленных тунгусов" (Годниканский, Горбиканский, Долганский, Киларский, Кукугирский, Уяганский, Эджганский) и 5 родов "пеших тунгусов" (Адганский, Ивьянский, Нюнчинский, Уякрский и Шолганский) с 32 плательщиками ясака (мужчинами от 18 до 50 лет). Тогда же в районе Тауйска платили ясак 6 родов "пеших тунгусов" (Абдарский, Инганский, Кутинский, Омоктонский, Омыттыкагирский и Угджурский) с 65 ясачными плательщиками5 . Такие роды XVII в., как Гулюгирский, Кайтагирский, Ненякагарский, Нюнюгирский, Чипчигирский, Улбиданский, Талбарский, Унахтагирский - в районе р. Охоты, Заведорский и Горгорский - в районе р. Тауя, исчезли совсем. Последние упоминания о "пеших тунгусах" Охотского побережья относятся к середине XIX века.

Одни исследователи (М. А. Золотарев) принимают "пеших тунгусов" за реликт "дооленеводческой" стадии развития аборигенов Сибири, другие (Г. М. Василевич) - за свидетельство существования "дооленеводческой" волны тунгусов при их расселении по Сибири, третьи (М. Г. Левин, Б. О. Долгих) - за отунгушенных палеоазиатов. Наиболее приемлемой представляется последняя точка зрения. "Пеших тунгусов", по-видимому, можно рассматривать как промежуточный этап в процессе формирования эвенов. В XIII-XIV вв. под напором монголов якуты ушли с Байкала на Среднюю Лену. Это, в свою очередь, вызвало перемещение значительных масс тунгусов, заселявших бассейн этой реки. Тунгусы отошли в глубь тайги - на запад, на север, на восток и частично на юг. В эвенском фольклоре приход тунгусов на Охотское побережье рисуется следующим образом: придя туда, они встретили коряков, живущих в землянках. Убивая мужчин, тунгусы6 забирали в плен корякских детей, женщин и женились на них. Житель поселка Гарманда, Северо-Эвенского района, Магаданской области, эвен М. И. Хабаров рассказывал автору этих строк: "Люди приезжали на берег моря за рыбой. Их


2 См. В. В. Карлов. Эвенки. "Вопросы истории", 1970, N 8.

3 ЦГАДА, ф. 1177, ст. 66, лл. 1 - 3, 7, 8.

4 Камчадалы живут на Охотском побережье к востоку и западу от города Магадана. У них смешанный европеоидно-монголоидный тип лица, употребляют они особый говор русского языка. Камчадалами их называют (равно как и они себя) потому, что территория, на которой они живут, раньше была частью Камчатской области.

5 Архив АН СССР (ААН), ф. 21, оп. 5, д. 34, л. 117 об.

6 В фольклоре тунгусы именуются "орочами", то есть оленеводами (от эвенк, "орон" - "домашний олень").

стр. 215


олени убежали в горы от комара. С тех пор эти люди остались здесь. Это были эвенки. Это происходило на реке Ола, или Олдра, что значит "рыба". Эвенки женились на местных женщинах и перемешались с местными жителями".

Смешение тунгусов с коряками привело к образованию промежуточной группы. Ввиду численного превосходства первых язык этой группы стал тунгусским, а образ жизни - корякским (оседлым). Последнее обстоятельство определялось благоприятными условиями жизни на морском берегу: население было малочисленным, а рыбы и морского зверя было много. Своеобразие этого антропологического типа привлекло к себе внимание участника экспедиции Ф. П. Врангеля доктора Кибера, который писал о ламутах Северной Якутии: "Ламуты от прочих племен (то есть от тунгусов и юкагиров. - В. Т.) отличаются образованием черт лица: глаза у них узкие, маленькие, щечные кости широкие и выпуклые, а нос чрезвычайно мал; язык их для слуху приятен"7.

Проходили десятилетия за десятилетиями, и все большее число тунгусов оседало на морском берегу, женилось на корякских женщинах, становилось рыболовами и собаководами (на собаках они ездили, запрягая их в сани). Так образовалась группа "пеших тунгусов". Тунгусы продолжали теснить коряков и после прихода в эти края русских. К 1760 - 1780-м годам тунгусы продвинулись на северо-восток до реки Гижиги, а в 1820 - 1840-х годах потеснили чукчей на реке Анадырь. Тогда же, в 30- 40-х годах XIX в., ламуты появились на Камчатке. В 1709 г. охотский приказной человек Иван Мухоплев сообщал, что близ Тауйского острога живут "ясачные староплатежные коряки Васючко с детьми, человек десеть" и что ольские ясачные тунгусы ему "в сватовстве"8 . Это сообщение свидетельствует о том, что в то время война уже не являлась единственным вариантом взаимоотношений тунгусов с коряками.

Факт образования особого диалекта у охотских тунгусов в районе их контакта с коряками был отмечен уже в XVII веке. В 1666 г. в Охотском остроге был оставлен "для толмачества" служилый человек Игнашка Алферьев, потому что его предшественник Богдашко Иванов "ламсково языку" не знал9 . В результате смешения с коряками главнейшие роды охотских тунгусов оказались многолюдными. В XVII в. у тунгусов в Восточной Сибири было обнаружено свыше 360 кровных родов общей численностью около 36 тыс. человек. Средняя численность рода была примерно 100 человек, а в пяти главных родах охотских тунгусов - Годниканском, Горбиканском, Долганском, Киларском и Уяганском - насчитывалось в среднем по 500 человек. Сородичи в таких крупных родах не могли кочевать все вместе и составляли более мелкие подразделения, которые впоследствии были превращены русскими властями в административные единицы, приписанные для уплаты ясака к определенным пунктам. В конце XIX в. существовало до 6 годниканских, 4 горбиканских, 6 долганских, 10 уяганских родов.

Как уже говорилось, эвены живут также в Северо-Восточной Якутии. Если очертить на карте современный ареал их расселения, то получится почти правильный квадрат, сторонами которого будут: на западе - река Лена ниже Якутска, на севере - Ледовитый океан, на востоке - река Анадырь, на юге - Охотское побережье между городами Охотском и Магаданом. В XVII-XVIII вв. на этой территории, за исключением Охотского побережья, жили юкагиры. Как же попали сюда эвены и что здесь произошло?

В этих местах, как и на Охотском побережье, за два-три столетия до появления русских разыгралась грандиозная этническая драма - столкновение двух этносов, их борьба и взаимодействие, а в конечном счете - поглощение одного другим. На этот раз тунгусы поглотили юкагиров.

И здесь началом взаимодействия двух этносов надо считать выселение тунгусов из бассейна Средней Лены в XIII-XIV вв. в связи с приходом туда якутов.

Ассимиляция юкагиров тунгусами произошла, по-видимому, в два этапа. Сначала (до XVII в.) на юкагирские земли проникли отдельные тунгусские роды, которые на первых порах не могли оказать сильного влияния на многочисленных юкагиров. По юкагирским преданиям, между небольшими группами тунгусов и юкагирами происходили тогда лишь мелкие стычки. Встретив Сопротивление аборигенов, тунгусы были вынуждены занять неудобные северные окраины юкагирской эйкумены в низовьях


7 "Краткие замечания о ламутах, тунгусах и юкагирах". "Сибирский вестник". Ч. III. СПБ. 1823, стр. 13 - 14.

8 ААН, ф. 21, оп. 4, д. 31, N 128, л. 253.

9 ЦГАДА, ф. 1177, ст. 235, л. 27.

стр. 216


крупных водных артерий - Лены, Яны, Индигирки и Колымы. О вражде между этими народами в те времена напоминает слово "булен", или "булюн" ("враг") - так тунгусы называли юкагиров. Топоним "булюн", или "булун", встречается во многих местах от Лены до Колымы; в низовьях Лены, в частности, расположен большой Булунский район, Якутской АССР. Этот топоним как бы "столбит" старые дотунгусские участки юкагирской земли.

Не исключено, что западные пределы расселения юкагиров не ограничивались Леной. В XVII в. на обширном пространстве к западу от Лены (вплоть до Нижней Тунгуски) отмечено существование воинственного рода "буляшей", постоянно нападавшего на различные роды тунгусов. К концу XVII в. этноним "буляши" исчезает из русских документов. И хотя служилые люди нередко именовали "буляшей" тунгусами, вполне возможно, что "буляши" - это юкагиры или какая-то смешанная юкагиро - тунгусская группа, о чем свидетельствует сходство этого этнонима с этнонимом "булен". Это тем более вероятно, что в XVII в. в районе между низовьями Лены и Яны русские часто путали юкагиров и тунгусов.

Исследователям почти неизвестно, какие роды тунгусов первыми оказались в полярной тундре. К приходу русских эти пионеры превратились в "оленных юкагиров", тогда как коренные юкагиры были только охотниками и рыболовами. Юкагиры-оленеводы говорят на юкагирском наречии, но оленеводческая терминология у них тунгусская. Это означает, что на первом этапе столкновения тунгусов с юкагирами языковой ассимиляции подверглись первые. Но зато в культурном отношении - в ведении хозяйства, устройстве жилищ, в одежде - победа осталась за тунгусами как носителями более прогрессивного уклада жизни.

Второй этап слияния тунгусов с юкагирами был связан с приходом русских. Объясачение коренных жителей и частые эпидемии оспы вызвали значительные перемещения аборигенов, в особенности на Охотском побережье, откуда во второй половине XVII в. началась массовая миграция тунгусов. Страшная эпидемия оспы разразилась в начале 90-х годов. Как сообщали служилые люди, тунгусы "от того морового поветрия... разбежались в дальние безвестные места". Численность ясачных плательщиков на Охотском побережье резко сократилась, тогда как в Зашиверском остроге на Индигирке она возросла более чем вдвое: среди плательщиков ясака в 1698 г. там значились представители известных охотских родов - Годникаиского, Горбиканского, Уяганского и других. В дальнейшем число тунгусов в обширной области между Леной и Колымой продолжало возрастать. В этот период общение тунгусов с юкагирами носило мирный характер: и обстановка была другая и служилые люди не допускали междоусобицы среди ясачных плательщиков. В первых известиях о коренном населении Северной Якутии имеются указания об активном процессе смешения народов. В 1642 г. янские юкагиры показали, что на янских вершинах живут "оленные юкагиры" - "князец Алганий с братом меньшим" и что они встречаются "и промеж собою с ламутками емлютца", то есть женятся10 . В русских документах эти юкагиры носили этническое имя "ононди"; их соседи-ламуты принадлежали к Зельянскому роду. Со второй половины XVII в. онондей стали учитывать в ясачных книгах как юкагиров Зельянского рода. В 1671 г. служилый человек Григорий Пущин встретил на Индигирке 6 семей ламутов и юкагиров, которые жили "смешицею" в трех юртах.

По подсчетам И. С. Гурвича, общая численность ламутов между переписями 1763 - 1767 гг. и 1827 - 1830 гг. возросла в 1,5 раза11 . Между тем число юкагиров неуклонно уменьшалось: в середине XVII в. их было 4,8 тыс., а в 1897 г. - 754 человека. Из них лишь 331 человек говорил на родном языке. Это были юкагиры, жившие в глухих таежных районах Верхней и Средней Колымы, между ее притоками Коркодоном и Ясачной. В тундре и лесотундре, между Леной и Колымой, к концу XIX в. образовалось смешанное юкагиро - тунгусское население, причем между Леной и Индигиркой оно уже было в значительной степени объякучено. Язык тунгусских по происхождению родов - Кунгурского (Кункугурского), Дельянского (Зельянского) и других жители Усть-Янского улуса, Верхоянского округа, называли по старой памяти "юкагирским", а на самом деле он был уже тунгусским.

До смешения с тунгусами у юкагиров существовали, по-видимому, материнский род и матрилокальный брак. Женясь на юкагир-


10 Б. О. Долгих. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. М. 1960, стр. 389.

11 И. С. Гурвич. Этническая история северо-востока Сибири. М. 1966, стр. 155.

стр. 217


ках, тунгусы в качестве зятьев входили в их семьи. Дети от этих смешанных браков говорили на языке юкагиров И считали Себя юкагирами, но администрация считала их тунгусами, ибо отцами их были тунгусы.

Следует иметь в виду, что на первом этапе на юкагирские земли пришли "чистые" тунгусы и к тому же в небольшом количестве. Во второй период пришельцами были преимущественно ламуты, то есть охотские тунгусы, представлявшие собой в значительной степени метизиреванное население, и приход этот носил массовый характер. Смешиваясь с юкагирами и юкагирб - тунгусами, ламуты еще более изменяли свой язык, создавая новые говоры.

Итак" в состав эвенов входит субстратный слой, состоящий из двух этнических компонентов - корякского и юкагирского. Этим обстоятельством определяются как антропологические, так и этнографические особенности эвенов по сравнению с эвенками, равно как и различия внутри самих эвенов. Своим приходом на северо-восток тунгусы сыграли известную "революционизирующую" роль в этом огромном районе Азии, где главными материалами для изготовления орудий до их прихода служили камень и кость. Тунгусы принесли корякам и юкагирам железо в виде наконечников стрел и копий, лезвий пальм12 , украшений. Правда, у самих тунгусов железа тоже было мало. Часть юкагиров и, по-видимому, коряки и чукчи восприняли от тунгусов оленеводство, в чем убеждает нас эвенский фольклор13 . Оленеводство, предполагавшее силу и выносливость, сразу же стало привилегией мужчин, а олени сделались собственностью глав отдельных семей. Частная собственность на оленей вместе с личной собственностью на оружие, особенно железное, разрушительным образом отразилась на первобытнообщинном укладе жизни северо-восточных палеоазиатов, у которых до появления тунгусов существовал, как и у юкагиров, материнский род. Вместе с тем и тунгусы тоже кое-что позаимствовали от своих северо-восточных соседей, в частности их ярангу - жилище более просторное и благодаря внутренним пологам более теплое, чем чум. Наличие жилища типа яранги - одна из этнографических особенностей, Отличающих эвенов от эвенков.

У коряков и чукчей оленеводство сразу стало развиваться как крупнотабунное, и, возможно, влиянием именно этих народов объясняется то, что ламутское оленеводство оказалось как бы связующим звеном между сугубо транспортным мелким оленеводством эвенкой и продуктивным оленеводством коряков и чукчей: у эвенов было больше оленей, чем у эвенков, эвены меньшее значение придавали охоте. Интенсивность охотничьего промысла находится в прямой связи с поголовьем оленей. Оптимальным для кочевого хозяйства эвенков таежной Сибири было в прошлом стадов 30 - 50 оленей. Охотник-оленевод с большим поголовьем волею обстоятельств превращался в оленевода-охотника, для которого охота стояла на втором плане, а со стадом в 150 - 300 голов - в оленевода, который занимался охотой лишь попутно. Еще в конце XVIII в. капитан флота Сарычев сообщал, что многие охотские тунгусы имеют до 2 тыс. голов оленей. Стада такой величины имели лишь отдельные эвенки в конце XIX - начале XX в., когда охотничий промысел был почти повсеместно подорван хищническим истреблением пушных зверей.

Итак, эвены - это тунгусы, испытавшие на себе разнообразное влияние со стороны юкагиров и северо-восточных палеоазиатов. Казалось бы, от традиционной тунгусской культуры у эвенов должно было остаться немного. Но в действительности эвены сохранили многое от прошлых времен. Они упорно придерживались (и придерживаются) традиционного способа использования оленя под вьюк и седло, и даже сейчас отдельные их группы не употребляют нарт. Некоторые группы эвенов до сих пор предпочитают носить старинные традиционные одежды. Такой костюм сохранился у рассохинских эвенов Среднеканского района, Магаданской области. Он состоит из унтов, ноговиц, коротких кожаных штанов, нагрудника, надеваемого прямо на голое тело, и "фрака" с полами, которые не сходятся на груди. Головным убором служит шапка в виде русского треуха. Сохраняется у эвенов и общетунгусский 13-месячный календарь, в котором счет "лун" (месяцев) ведется от головы по суставам рук.

В начале 1930-х годов эвены были признаны отдельным народом; их самоназвание "эвен" было узаконено в качестве официального. Сейчас термин "тунгусы" употребляется в этнографической литературе для


12 Пальма - длинный и широкий нож на длинной рукоятке, заменявший топор и копье.

13 См. К. М. Новикова. Эвенский фольклор. Магадан. 1958.

стр. 218


обозначения тунгусоязычных народов - всех или главной их части (эвенков и эвенов). Этноним "тунгусы" бытует также у части сибирских старожилов, называющих так эвенков и эвенов. Бытует и этноним "ламуты" - для эвенов, но он имеет ограниченное распространение (в основном в северных районах Якутии).

За годы Советской власти культурная и хозяйственная жизнь эвенов сильно изменилась. Для них, как и для некоторых других народов Севера, была разработана письменность, началось издание учебной и художественной литературы на эвенском языке. Однако эта письменность, основанная на диалекте одной группы эвенов (Ольского района, Магаданской области), не стала средством духовного развития всех эвенов, язык которых делится на ряд диалектов и говоров. Поэтому преподавание в школах у эвенов ведется на русском языке.

Эвены по большей части живут в таежной местности и продолжают заниматься оленеводством, охотой, в меньшей степени рыболовством. В 1930-е годы они были вовлечены в сельскохозяйственные, рыболовецкие и промысловые артели (колхозы), значительная часть которых в 60-е годы была преобразована в государственные и кооперативные промысловые хозяйства (промхозы), а также в оленеводческие совхозы. В каждом колхозе, промхозе имеются центральная усадьба и производственные участки (отделения). Центральная усадьба и некоторые крупные отделения обычно представляют собой небольшие поселки со всеми необходимыми службами - магазином, больницей или медицинским пунктом, школой (часто с интернатом), почтой, конторой хозяйства, клубом или "красной ярангой" (передвижным клубом для обслуживания охотников и оленеводов), библиотекой. Нередко на центральной усадьбе расположен и сельсовет. Среди эвенов, в прошлом поголовно неграмотных, введено всеобщее обязательное обучение. Дети кочевников-эвенов, как и других малых народов Севера, с самого раннего возраста находятся на полном обеспечении государства: сначала они воспитываются в детских яслях и садах, затем в интеркатах при школах и, наконец, некоторые из них - в средних специальных и высших учебных заведениях.

Эвены, занятые в оленеводстве и охоте, живут либо в палатках, либо в традиционных юртах. Эвены, занимающиеся рыболовством, огородничеством, домашним животноводством и звероводством, живут в домах русского типа в поселках. Большинство таких домов было построено для народов Севера на льготных условиях после 1957 г. в целях скорейшего перевода их на оседлость. В домах эвенов можно увидеть современную мебель, радиоприемники, швейные и стиральные машины. Почти все таежные поселки электрифицированы и радиофицированы. Связь с поселками, в которых живут эвены, обычно осуществляется небольшими самолетами типа "АН-2" и "ЯК-12", вертолетами, автомобилями, мотолодками и оленями. Оленный транспорт, бывший незаменимым в тайге и тундре еще каких-нибудь десять лет назад, постепенно становится достоянием прошлого.

В эвенских поселках живет много пришлого населения, не говоря уже о коренном - якутах, юкагирах, коряках, камчадалах. Распространение грамотности, развитие промышленности, внедрение современной техники, функционирование школ и больниц, клубов и библиотек, взаимное общение коренного и пришлого населения способствуют преобразованию хозяйства и быта эвенов, повышению их общей культуры. У эвенов имеется собственная интеллигенция в лице учителей, медицинских работников, работников советского и партийного аппарата. Ныне этот небольшой народ, возрожденный Советской властью к новой жизни, прочно занимает свое место в братской семье народов нашей страны.

Опубликовано на Порталусе 12 декабря 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): ЭВЕНЫ



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама