Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

ИСТОРИЯ РОССИИ есть новые публикации за сегодня \\ 23.04.19


ЗАУРАЛЬСКИЙ САМОЗВАНЕЦ

Дата публикации: 09 ноября 2018
Автор: И. В. ПОБЕРЕЖНИКОВ
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, 1986, № 11.
Номер публикации: №1541780229 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


И. В. ПОБЕРЕЖНИКОВ, (c)

найти другие работы автора

Дальнейшее усиление крепостнических форм эксплуатации в царствование Екатерины II было отмечено обострением классовой борьбы, Крестьянской войной под предводительством Е. И. Пугачева, множеством фактов неповиновения крестьян, появлением народных заступников, принимавших в силу широко распространенного наивного монархизма имя свергнутого императора Петра III или действовавших от его имени. Массовые волнения выдвинули тогда немало ярких личностей из народа. Одной из них был казак Федор Иванович Каменщиков-Слудников по прозвищу Алтынный Глаз. Его жизнь и деятельность связаны со знаменитой "Дубинщиной" - волнением крестьян Далматовского Успенского монастыря около Шадринска (1762 - 1764 гг.), а также с волнениями в 1760 - 1766 гг. в селениях, приписанных к Кыштымскому и Каслинскому заводам Демидова. Найденные в архивах материалы позволяют осветить этот сюжет более подробно1 .

В мае 1765 г. управитель Шадринской канцелярии Ф. Чаплин получил два необычных послания "от находящагося из Санкт Петербурга в силу ея императорского величества имянного за собственноручным подписанием указа для некоторого секретного дела фуриера Ресцова". Сей "фуриер" распекал управителя канцелярии за беспорядки в ее ведении, наносящие ущерб "государственному интересу". В одном из посланий содержался гневный окрик за посылку канцелярией команды "для захвачивания нас (фуриера Ресцова. - И. П.) незнаемо по какому указу" и требование вернуть "огненных две оружины", которые попали в руки шадринских рассыльщиков (людей Чаплина)2 .

Однако управитель провинциального городка поступил с таинственным "следственником" как с государственным преступником, а не как с "ревизором". Дело в том, что солдат Исетской провинциальной роты А. Панкратьев, присланный в Шадринск ранее, доложил Чаплину о большом скоплении людей в с. Охлупневском ведомства Масленского острога и о человеке, который называл себя "Михаилом Ресцовым". В действительности это был беглый арестант, казак из Чебаркульской крепости Федор Каменщиков- Слудников3 . Предыстория описанных событий такова.

Впервые Каменщиков столкнулся с канцелярией, возможно, в 1761 году. Тогда он писал жалобы о недовольстве казаков Чебаркульской крепости в связи со злоупотреблениями, незаконными поборами казачьей старшины и атамана Симонова. Поданное 3 апреля 1761 г. полковнику Родену челобитье Каменщикова положило начало длительному следствию. Несмотря на очевидность обвинений (следственная комиссия подполковника Уварова - полковника Воейкова признала их справедливость в отношении атамана Симонова по семи пунктам), дело продвигалось медленно и закончилось парадоксально. Виновным был признан жалобщик: в 1764 г. его жестоко высекли плетьми и посадили в тюрьму Троицкой крепости4 .

Каменщиков был человек решительный, с твердым характером. Он гневно протестовал против совершенной над ним несправедливости. Караульные офицеры порицали "сутягу", вздумавшего тягаться со старшинами, и предсказывали ему плачевное будущее: кнут и ссылку5 . Однако Каменщикову с помощью крестьян удалось бежать из-под стражи. Понимая невозможность справедливого решения дела властями в Исетской провинции, он решил, что найдет защиту в Петербурге.

Посылка челобитья в центр - органическая черта крестьянских выступлений XVIII века. Жители охваченных протестом селений нередко искали оформителя прошения, человека, который смог бы представлять "на стороне"6 . Борьба Каменщикова с произволом казачьей старшины, тюремное заключение за правду способство-


1 Историографию вопроса см.: Кондрашенков А. А. Очерки истории крестьянских восстаний в Зауралье в XVIII в. Курган. 1962.

2 ЦГАДА, ф. 612, оп. 1, д. 46, лл. 2 - 2об., 18 - 19. Фурьерами называли посланников Сената.

3 Там же, лл. 3 - 3об.

4 ЦГВИА СССР, ф. 8, оп. 5/94, д. 1973, лл. 1 - 4.

5 ЦГАДА, ф. 248, оп. 42, кн. 3668, л. 480.

6 См., напр.: Побережников И. В. Влияние города на идеологию классового протеста крестьян Западной Сибири в XVIII в. В кн.: Город и деревня Сибири в досоветский период. Бахрушинские чтения 1984 г. Новосибирск. 1984.

стр. 182


вали росту его популярности среди крестьян. К нему потянулись крестьяне, возмущавшиеся несправедливостью законов, тяжестью повинностей. Каменщиков обещал помощь посланцам крестьянских обществ Далматовского монастыря, Масленского острога, Барневской и Буткинской слобод7 .

Особые отношения установились у Каменщикова с вожаком "Дубинщины" К. Мерзляковым и плотником Оренбургского драгунского полка П. Долгих. Они- то и стали при подготовке побега свидетелями заявлений Каменщнкова о посещениях Троицкой крепости "Петром Федоровичем" ("в образе скрытном") вместе с бывшим оренбургским губернатором генералом Д. В. Волковым "для разведывания о народных обидах в ночные времена"8 . Впоследствии Каменщиков в подобном духе не высказывался. Следствие над казаком, уделявшее большое внимание этой стороне дела, так и не могло найти подтверждение тому, что Каменщиков якобы был приверженцем самозваного Петра III9 .

Оказавшись на свободе, Каменщиков отправился в селения Далматовской вотчины. Однако к 1765 г. бурные волнения бывших монастырских крестьян уже были жестоко подавлены, а секуляризация монастырских имений несколько облегчила положение местного населения. По-иному развернулись события в приписных селах и в Буткинской слободе. В последней Каменщиков объявил собравшимся крестьянам: "Ну, робяты, я еду в Питер, и вы прикладываете к Семенову (С. Телминова - товарища Каменщикова. - И. П.) выбору руку", т. е. документ, подтверждающий статус выборного челобитчика.

Хотя пробыл здесь Каменщиков три дня, местные жители "по болшей части" пришли в "возмущение"10 . 3 мая в с. Охлупневском появился секретный "следственник" М. И. Ресцов, который в присутствии 400 приписных крестьян, мирских старост, сотских, писарей вел "сыск" крестьянским обидам: составлялись подписки, челобитные об освобождении приписных от заводских работ, подвергались осмеянию демидовские "ушники", высказывалась мысль не подчиняться больше заводским властям и гражданской администрации11 .

Каменщиков с крестьянскими челобитными отправился в столицу. Поиски самозванца, предпринятые силами оренбургского, казанского, сибирского губернаторов и начальника Гороблагодатских и Камских заводов генерала А. А. Ирмана, оказались безуспешными. Преодолеть такой длинный путь, постоянно уходить от погони Каменщикову помогли поддержка населения, собственная осторожность и ловкость. Он часто менял имена, назывался то "М. Ресцовым"; то "вахмистром Бахметьевым", то "полковником", то "генералом". Около месяца прожил он в Петербурге и его окрестностях, готовясь к ответственному шагу - подаче челобитных в высшие государственные инстанции. В это время видел его земляк - чебаркульский крестьянин Василий Салмин, посланный в столицу "для отвозу белой глины". Каменщиков удовлетворил его любопытство, сказав, что отправлен в Петербург "с командою из Троицкой крепости с имеющимися у него... делами в Правительствующий Сенат"12 .

Однако буткинский крестьянин Н. Телминов выдал солдатам бывшего своего сподвижника. К тому времени волнения за Уралом были подавлены. Каменщикова жестоко наказали кнутом и, поставив указные знаки на лбу и щеках, отправили в нерчинскую каторгу13 . Расправиться с Каменщиковым оказалось куда легче, чем искоренить в народе память о нем. Слухи о "воскресшем" Алтынном Глазе будоражили исетских казаков во время Крестьянской войны 1773 - 1775 годов. А в конце 1770-х годов мещанин из г. Тюмени И. Соколов разглашал на Златоустовском заводе, что Петр III жив, ведет успешные бои с правительственными войсками, в чем ему активно помогают Каменщиков и "Метла"


7 ЦГАДА, ф. 6, оп. 1, д. 405, л. 41об.; ф. 271, оп. 1, кн. 1252, лл. 322 - 323, 337 - 337об., 408об.; ф. 612, оп. 1, д. 46, лл. 627 - 627об.

8 Там же, ф. 6, оп. 1, д. 405, л. 40об.

9 Там же, ф. 271, оп. 1, кн. 1252, л. 410.

10 Там же, ф. 6, оп. 1, д. 405, л. 41; ф. 612, оп. 1, д. 46, лл. 59 - 59об.

11 Там же, ф. 6, оп. 1, д. 405, лл. 42 - 43об.; ф. 612, оп. 1, д. 46 лл. 8об., 13об" 22, 46 - 46об., 66, 91, 93 - 93об., 150 - 150об., 212 - 214об., 219 - 222, 575 - 576; Казак Федор Каменщиков. В кн.: Памятники новой русской истории. Т. 3, отдел 2-й. СПб. 1873, с. 387.

12 ЦГАДА, ф. 248, оп. 42, кн. 3668, лл. 494 - 496, 499 - 503, 523 - 524, 553.

13 Там же, ф. 6, оп. 1, д. 405, лл. 1 - 3об., 13 - 20, 44 - 49; ф. 7, оп. 2, д. 2047, ч. 1, N 2, л. 226об.; ф. 612, оп. 1, д. 46, л. 555- 556; д. 249, лл. 1 - 2; Казак Федор Каменщиков, с. 394.

стр. 183


(прототипом его был известный народный вожак И. Запрометов)14 .

Сохранилось несколько словесных описаний Каменщикова: "Ростом дву аршин шести вершков, волосом рус, лицом смугл, худощав, нос продолговат, глаза серые болшие, языком прищептывает, 35-ти лет, собое присутул, волосы были подстрижены в кружок, по-казачьи, ус и бороду бреет, платье на нем казачье"15 . Житель Масленского острога С. М. Тюшняков также оставил его описание: "Был (Каменщиков. - И. П.) тогда в казачьем синем кафтане, а приметами он: волосы темнорусые, остриженные, лицем смугл, глаза карие и по них кровавые жилки, росту среднева, плечист, поджар, бороду и ус бреет, подпоясан портупеей и на бедре шпага"16 .

Весь нелегкий жизненный путь Каменщикова свидетельствует об искренней преданности этого казака интересам простого люда. Нельзя не учитывать притягательной силы его воли, способной поднимать крестьян на волнения, его живого ума, его искусства убеждать. Каменщиков явился к крестьянам как самозванец, "секретный посланец" Сената. Это обстоятельство эксплуатировалось впоследствии официальной пропагандой с целью очернить вожака протеста, найти в его поступках какие-то корыстные интересы. Честность Каменщикова не давала, однако, поводов к очернительству, поэтому властям в своих разоблачительных указах пришлось ограничиться лишь приложением к его имени оскорбительных эпитетов: "злоухищренный злодей", "совсем глупый". Нлрод же связывал имя Каменщикова с именами других борцов за его интересы. Положительно оценивала его еще устная традиция XVIII века.

Справедливой была бы оценка Каменщикова как предводителя принципиально стихийного движения17 . Крестьянский протест как таковой был возможен лишь в том случае, если крестьяне могли найти какое-то, пусть иллюзорное, "оправдание" для своих действий. В качестве индульгенции крестьянами в течение столетий использовались по-своему истолкованные указы, различные подложные документы, уже поданные властям жалобы18 , наличие противоречий в действиях господствующего класса, "разрешения" на выступления от лица царственных и нецарственных самозванцев. Подложные указы и манифесты в волнениях и восстаниях XVIII - XIX вв. и самозванчество - явления одного порядка, в котором свое место заняла и эпопея чебаркульского казака.

Принятие Каменщиковым имени сенатского фурьера, его заявления о секретнейших указах, об обширной компетенции, о возможности призвать казаков, которые "всех де людей в Шадринску вырубят" (а при желании, заявлял он, и "три полка к нему пришлютца"), стремление подражать чиновничьей бюрократии в одежде и поведении19 , - все это существенные моменты в механизме "организации" протеста.

Случайно ли связаны волнения крестьян Масленского острога и Барневской слободы именно с самозванчеством? Нет, скорее закономерно: это можно подтвердить многочисленными аналогиями. Самозванческая форма воспринимается восставшими на разных этапах движения неоднозначно20 . Стремление Каменщикова к созданию "дистанций", к подчеркиванию собственного достоинства воспринималось естественно крестьянской аудиторией в разгар волнений в с. Охлупневском, однако стало источником раздоров между самозванцем и его сообщниками во время пребывания в Петербурге, в преддверии конца восстания. "Достоинства" самозванчества на этапе успешного развития протеста превращались затем, когда его кривая шла по нисходящей, в его недостатки.

Сила всех этих крестьянских "царей", "полковников", "майоров", "фурьеров", "царевых ок" и т. п. держалась на их деятельности в пользу простого люда. То, что


14 Там же, ф. 7, оп. 2, д. 2047, ч. 1, N 2, л. 256об.; д. 2570, лл. 1 - 1об.; Пугачевщина. Т. 2. М. -Л. 1929, с. 412.

15 Государственный архив Тюменской области, ф. 6, оп. 1, д. 2, л. 429. Ср.: ЦГАДА, ф. 612, оп. 1, д. 46, л. 219об.

16 ЦГАДА, ф. 612, оп. 1, д. 46, л. 211об.

17 О различии стихийных и нестихийных типов протеста см.: Янель З. К, Феномен стихийности и повстанческая организация массовых движений феодального крестьянства России. - История СССР, 1982, N 5.

18 Об организующей роли челобитья в выступлениях см.: Кавтарадзе Г. А. Крестьянский "мир" и царская власть в сознании помещичьих крестьян (конец XVIII - 1861 г.). Канд. дисс. Л. 1972, с. 51 - 53.

19 ЦГАДА, ф. 6, оп. 1, д. 405; ф. 271, оп. 1, кн. 1252, лл. 323 - 323об., 338, 339; ф. 612, оп. 1, д. 46, лл. 16 - 1 боб., 41 об., 46об., 82, 120 - 120об" 211об" 219об. - 221.

20 См.: Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII - XIX вв. М. 1967, с. 147 - 174.

стр. 184


именно так поступал Каменщиков, известно по свидетельствам приписных крестьян: это, и обещание постоять за народные интересы в Петербурге, и наказание демидовских приказчиков, и посещение могил жертв крестьянского восстания 1760 - 1762 годов. Самозванец объявлял собравшимся в Охлупневском, "что де народ еще не погибнул"21 . Крестьяне, к которым он обращался, хорошо понимали "своего фурьера" и готовы были идти за ним.


21 ЦГАДА, ф. 612, оп. 1, д. 46, л. 212 об., 220; Семевский В. И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. Т. II. СПб. 1901, с. 420.

 

Опубликовано 09 ноября 2018 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама